УДК 796.082
ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ-РУКОПАШНИКОВ FORMATION OF THE WOLF QUALITIES OF SPORTSMAN HAND FIGHT
Махов Станислав Юрьевич
кандидат педагогических наук, профессор кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России
имени В. В. Лукьянова г. Орёл, Россия Makhov Stanislav Yurievich Ph.D., professor department of physical training and sports Orel law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
named after V. V. Lukyanov Orel, Russia
Губанов Эдуард Владимирович
преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России
имени В. В. Лукьянова г. Орёл, Россия Gubanov Eduard Vladimirovich
lecturer
department of physical training and sports Orel law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
named after V. V. Lukyanov Orel, Russia
Аннотация. Рукопашный бой как вид единоборства предъявляет много специфических требований к психике рукопашника, наличию у него определеннызх волевыз/х качеств.
Abstract. Hand-to-hand combat as a form of martial arts has many specific requirements for the hand-to-hand mentality, the presence of certain volitional qualities.
Ключевые слова: рукопашный бой, волевы/е качества, уверенность, самообладание, целеустремленность, настойчивость и упорство, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность.
Keywords: hand-to-hand combat, volitional qualities, confidence, self-control, purposefulness, perseverance and perseverance, courage and determination, initiative and independence.
Развитие волевых качеств должно основываться на уверенности рукопашников в своих силах, понимании ими реальности воплощения поставленных технико-тактических или морально-волевых задач, осознании целей и средств их достижения. Рукопашники должны знать характерные особенности своего стиля боя, его сильные и слабые стороны, соотношение сил с противниками, положительные или отрицательные влияния возможных ситуаций боев на психику противников, помнить типичные случаи из собственной боевой практики, черпать знания из опыта мастеров. Методами развития волевых качеств могут быть:
- организация специальных тренировочных занятий;
- проведение совместных занятий слабее подготовленных рукопашников с более сильными, что позволяет использовать силу примера;
- постановка конкретных тренировочных задач, вынуждающих к преодолению определенных трудностей;
- постановка задач на проявление максимальных усилий.
Лучшим средством волевой подготовки рукопашников являются тренировочные бои, так как бой сам по себе предъявляет исключительно широкие требования к психике рукопашников и вынуждает к проявлению максимальных волевых усилий. Ускорению процесса формирования бойцовских качеств у рукопашников в наибольшей мере служит организация тренировочных боев в форме командной борьбы, так как ей сопутствует высокий эмоциональный фон, стремление участников выручить команду или закрепить определившийся успех. Все это облегчает проявление волевых усилий, приобретение уверенности в своих силах и возможностях.
Воспитание уверенности осушествляется:
- проведением специальных бесед с рукопашниками, в которых ставятся ясные цели на периоды тренировки, разбираются и оцениваются результаты соревнований, определяются пути и методы устранения недостатков, даются опециальные задания для самостоятельной работы;
- постоянным совершенствованием техники выполнения основных приемов и подтверждения их действенности в различных упражнениях с партнером, учебных и вольных боях, участии в доступных соревнованиях;
- накапливанием опыта боев в ответственных соревнованиях и постоянной работой над спортивным мастерством.
Воспитание самообладания. Рукопашники, не имеющие достаточных выдержки и самообладания, легко теряют чувство боя, теряют способность к острой наблюдательности за действиями противника и под влиянием возникающих отрицательных эмоций, излишней возбужденности или подавленности отдают преимущество, несмотря на равенство, а иногда и более сильную спортивную подготовленность.
Рукопашники, не имеющие самообладания, могут и при преимуществе в бою прийти в состояние растерянности под влиянием показавшегося им неправильного решения судьи в соревнованиях.
Соревнования дают яркие примеры зависимости результата от выдержки и самообладания. Не имея достаточно воспитанного самообладания и выдержки, спортсмены легко переходят от излишней самоуверенности
к растерянности и неверию в свои силы, а при встрече с сильным активным противником, если обстоятельства складываются не в их пользу, быстро прекращают сопротивление. Самообладание развивается и совершенствуется в процессе систематической, сознательной и хорошо организованной тренировки и соревнований, в которых правильно решаются воспитательные задачи.
Для воспитания самообладания можно рекомендовать:
- настойчивую требовательность в точном выполнении заданий по тренировке в технике и тактике рукопашного боя;
- разборы боев с демонстрацией примеров влияния хорошего и плохого самообладания;
- стематическое участие в разных соревнованиях (учебных и официальных);
- проведение боев с выполнением заданий на изменение плана боя и активности в разных частях боя (например, первую половину боя вести с максимальной активностью, вторую — преимущественно в защитной манере; первую половину вести вполсилы, вторую половину резко активизировать и стараться выиграть с преимуществом).
Воспитание целеустремленности. Целеустремленность рукопашника воспитывается в разрешении правильно поставленных задач, общих для длительного периода многолетней тренировки.
Разъяснительная работа по вопросам воспитания и тренировки должна быть направлена на настойчивую борьбу с недостатками, повышение спортивно-технической подготовки, преодоление трудностей, возникающих в тренировке, на постоянное стремление к достижению все более высоких результатов.
Целеустремленность в выполнении задач совершенствования позволяет рукопашникам объективно оценивать успехи и неудачи каждого периода тренировочной работы и делать правильные выводы для дальнейшей тренировки.
Для воспитания целеустремленности могут быть использованы:
- постановка конкретных задач на достижение определенных результатов;
- постановка задач на тренировку и достижение определенного успеха в каких-либо действиях, на ликвидацию ошибок, на развитие того или иного физического качества;
- разбор результатов соревнований, учитывая их положительные и отрицательные данные, и постановка задач на последующую тренировку;
- составление личных планов тренировки на годичное совершенствование и на отдельные периоды;
- постановка заданий на достижение определенных показателей в других видах спорта (в плавании, в длительном беге и пр.).
Воспитание воли к победе. Воля к победе собирает воедино все возможности рукопашника для достижения успеха в данном бою или в целом соревновании. Воля к победе выражается в умении проявить максимум сил в самых ответственных соревнованиях, невзирая на тяжелые условия боев, неудачи, которые могут встретиться по пути к победе, утомление и всякие другие затруднения. Успешное проявление воли к победе обусловливается хорошим
спортивным мастерством, отличной физической подготовленностью и хорошим состоянием психики рукопашника. Каждое большое соревнование дает много примеров, свидетельствующих о первостепенном значении воли к победе в спортивной деятельности.
Для воспитания воли могут быть рекомендованы:
- систематическая интенсивная тренировочная работа, подчиненная строгой трудовой дисциплине и спортивному режиму;
- большое количество упражнений в учебных и соревновательных боях со специальными заданиями на захват инициативы, навязывание своей тактики, на большое количество инициативных действий, на подавление воли противника;
- систематическое участие в соревнованиях, имеющих разную систему зачета (выбывание после одного проигрыша, соревнования с гандикапом, командные соревнования и пр.).
Условия формирования волевых качеств средствами и методами рукопашного боя
Волевая подготовка осуществляется успешно, если процесс воспитания воли органически связан с совершенствованием технико-тактического мастерства, развитием качеств, интеллектуальной подготовкой рукопашников.
В процессе воспитания волевых качеств у рукопашников решающими факторами являются нацеленность на высшие достижения, постоянное повышение тренировочных требований, ориентация на преодоление растущих трудностей.
В. Кеплер и В. Платонов считают, что практической основой методики волевой подготовки являются:
а) регулярная и обязательная реализация тренировочной программы и соревновательных установок.
Это требование связано с воспитанием у рукопашника привычек к систематическим усилиям и настойчивости во время их преодоления, умение довершать дело до конца, достигать поставленной цели.
Успех этого дела возможен лишь тогда, когда рукопашник четко осознал задачи спортивной подготовки, понимает, что достижение спортивных результатов невозможно без преодоления возрастающих трудностей, верит в тренера и в выбранную им методику подготовки.
б) систематическое введение дополнительных трудностей.
При этом используются различные средства ввода дополнительных задач, проведения тренировочных занятий в осложненных условиях, увеличение степени риска введения возбуждающих сенсорно эмоциональных факторов, осложнения соревновательных воздействий и другое.
в) использования самих соревнований и соревновательного метода при организации тренировочных занятий.
Повышению эффективности использования соревновательного метода; способствуют следующие методические приемы:
- соревнования с установкой на количество выполнения задания,
- соревнования с установкой на качество выполнения задания,
- оревнования в осложненных или не привычных условиях их прохождения.
Положительные волевые качества необходимы спортсмену, развиваются в процессе тренировок и участия в соревнованиях.
Воспитание воли зависит от личных усилий, его морального и психологического состояния, физической и технико-тактичной подготовленности.
Волевая подготовка, как один из постоянных факторов повышения спортивного мастерства, должна представлять собой целенаправленный процесс воздействия на сознание, чувства и поступки рукопашника для формирования у него волевых качеств как постоянных черт характера, необходимых для победы во время напряженной спортивной борьбы. Тренер должен воспитывать у рукопашников постоянные и устойчивые волевые качества, которые бы характеризовали их поведение в любых сложных условиях.
Опытно-экспериментальная работа
Для уточнения иерархии волевых качеств рукопашников нами было проведено предварительное тестирование рукопашников с помощью теста самооценки волевых качеств Н. Е. Стамбулой. Результаты ранжирования волевых качеств по данным самооценки показаны в таблице 1, рис. 1.
Как свидетельствуют данные таблицы 1, по критерию выраженности волевых качеств в спортивной деятельности рукопашников ведущими оказались выдержка и самообладание, а по критерию генерализованности - смелость и решительность. В целом ведущим волевым качеством по результатам тестирования на первом месте признано выдержка и самообладание.
Таблица1
Проявление студентами волевых качеств
№ Проявление волевых качеств
Выраженность Генерализованность Средний ранг
1 Выдержка и самообладание Смелость и решительность Выдержка и самообладание
2 Целеустремленность Целеустремленность Целеустремленность
3 Настойчивость и Настойчивость и Настойчивость и
упорство упорство упорство
4 Смелость и Инициативность и Инициативность и
решительность самостоятельность самостоятельность
5 Инициативность и Выдержка и Смелость и
самостоятельность самообладание решительность
40 % 20 ■ 13 1
0-
1
□ Выдержка и самообладание □ Целеустремленность □ Настойчивость и упорство □ Смелость и решительность □ Инициативность и самостоятельность
Рис. 1 Результаты ранжирования волевых качеств по данным самооценки
Результаты анализа спортивной деятельности показывают, что высокий уровень этого качества личности позволяет рукопашнику избегать нарушения правил соревнований в провоцирующих ситуациях поединка, переносить болевые ощущения без снижения продуктивности деятельности, сохранять ясность ума и возможность эффективно управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения и влияния других неблагоприятных факторов тренировок и соревнований. Это способность сохранять контроль за своими действиями и поступками в критических ситуациях.
Вторым волевым качеством, подкрепляющим, поддерживающим центральные качества оказалась «целеустремленность», которая была на втором месте по критерию генерализованности и по среднему показателю. Это подтверждает, что целеустремленность объединяет, цементирует структуру волевых качеств рукопашника. Высокий уровень ее развития обеспечивает прочность всей структуры.
Далее были проверен уровень проявления волевых усилий в 2-х группах (контрольной и экспериментальной) по методикам Н. Н. Обозова и Н. Смирнова. Данные представлены в таблице 2. Из таблицы видно, что группы подобраны по составу одинаковые, со средним уровнем развития волевых качеств.
Также проводили тестирование физических качеств с помощью тестов: прыжок в длину, подтягивание, бег 30 м, бег 2000 м, сгибание и разгибание туловища из упора лежа, прыжки на скакалке за 1 мин. Данные представлены в таблице 3.
Таблица 2
Данные тестирования проявления волевых проявлений рукопашников
№ Качества Данные КГ Данные ЭГ
1 Самооценка силы воли 5,2 5,1
2 Целеустремленность 3,9 3,7
3 Настойчивость и упорство 4,1 4,3
4 Решительность и смелость 3,8 3,6
5 Выдержка и самообладание 4,4 4,5
6 Инициативность и самостоятельность 3,7 4,1
Таблица 3
Данные тестирования физической подготовленности рукопашников
№ Качества Данные КГ Данные ЭГ
1 Прыжок в длину (см) 199,8 200,2
2 Подтягивание (раз) 6,5 5,9
3 Бег 30 м (сек) 7,4 7,8
4 Бег 2000 м (ми) 8,3 8,5
5 Сгибание и разгибание туловища из упора лежа (раз) 54,3 51,9
6 Прыжки на скакалке за 1 мин (раз) 49,9 48,7
Как видно из таблицы 3, уровень физической подготовленности на начальном этапе эксперимента приблизительно одинаков в обеих группах.
Педагогический эксперимент проводился в два этапа. Задачей первого этапа было получение исходных данных о проявлении волевых усилий и физической подготовленности рукопашников.
На втором этапе было проведено повторное тестирование волевых качеств и физической подготовленности рукопашников в контрольной и экспериментальной группах (таблицы 4,5).
Как видно из таблицы 4 нужно отметить, проявление волевых усилий в контрольной группе практически не изменились. В то же время в экспериментальной повысились, особенно такие, как упорство и настойчивость, выдержка и самообладание.
Таблица 4
Данные тестирования проявления волевых проявлений рукопашников
после проведения занятий
№ Качества Данные КГ Данные ЭГ
1 Самооценка силы воли 5,2 5,9
2 Целеустремленность 3,9 4,1
3 Настойчивость и упорство 4,2 5,8
4 Решительность и смелость 3,7 3,9
5 Выдержка и самообладание 4,4 4,7
6 Инициативность и самостоятельность 3,8 4,4
Таблица 5
Данные тестирования физической подготовленности рукопашников
№ Качества Данные КГ Данные ЭГ
1 Прыжок в длину (см) 200,4 210,5
2 Подтягивание (раз) 7,4 9,6
3 Бег 30 м (сек) 7,2 7,3
4 Бег 2000 м (ми) 8,0 7,7
5 Сгибание и разгибание туловища из упора лежа (раз) 60,3 67,8
6 Прыжки на скакалке за 1 мин (раз) 49,9 66,4
На основании таблицы 5, можно наблюдать положительные изменения показателей в обеих группах.
6 5 4
§ 3
(О Ю 2
1
0
□ До эксперимента
□ После эксперимента
23456
1
Рис. 2. Данные тестирования проявления волевых проявлений рукопашников контрольной группы. (1. Самооценка силы воли 2.
Целеустремленность 3. Настойчивость и упорство 4. Решительность и смелость. 5. Выдержка и самообладание. 6. Инициативность и самостоятельность)
Рис. 3. Данные тестирования проявления волевых проявлений студентов экспериментальной группы
250 п 200 150 100 50 0
<-*=Я П-1
ш
1 2 3 4 5 6
□ До эксперимента
□ После эксперимента
Рис. 4. Данные тестирования физической подготовленности студентов контрольной группы (1.Прыжок в длину (см) 2. Подтягивание (раз)
3. Бег 30 м (сек) 4. Бег 2000 м (ми) 5. Сгибание и разгибание туловища из упора лежа (раз) 6. Прыжки на скакалке за 1 мин (раз)
На рис.2 и рис.3, можно увидеть, что изменения проявления волевых усилий незначительны в контрольной группе, в экспериментальной группе видны изменения. В контрольной группе результаты повысились на 0,8 %, в экспериментальной на 13,7 %. Все это свидетельствует об эффективности экспериментальной методики проведения занятий по рукопашному бою.
На рис.4 и рис.5 выявлены положительные изменения в обеих группах по физической подготовленности. В контрольной группе результаты повысились на 5,9 %, в экспериментальной на 24,9 %.
250 и 200 150 100 50 0
«Ч-П п^ г-^-т
□ До эксперимента
□ После эксперимента
1 2 3 4 5 6
Рис. 5. Данные тестирования физической подготовленности студентов экспериментальной группы (1. Прыжок в длину (см) 2. Подтягивание (раз)
3. Бег 30 м (сек) 4. Бег 2000 м (ми) 5. Сгибание и разгибание туловища из упора лежа (раз) 6. Прыжки на скакалке за 1 мин (раз))
Направление рукопашного боя представляет собой стройную, хотя и не вполне устоявшуюся систему, со своей методической базой, техникой и тактикой ведения поединка, со своей философией, традициями морально-нравственного и волевого воспитания рукопашников, повышение их физической подготовленности.
Данная работа имеет целью раскрытие факторов, наиболее эффективно влияющих на формирование морально-волевых черт характера в процессе тренировочных занятий по рукопашному бою.
Спортивное направление рукопашного боя представляет собой стройную, хотя и не вполне устоявшуюся систему, со своей методической базой, техникой и тактикой ведения поединка, со своей философией, традициями морально-нравственного и волевого воспитания рукопашников.
Литература
1. Гайдук С. А. Значение волевых качеств для успешности соревновательной деятельности спортсменов / С. А. Гайдук. - СПб., 2008. - С. 217-219.
2. Диких К. В. Когнитивно-психологический ресурс спортсмена и его диагностика / К. В. Диких, Г Д. Бабушкин // Сибирский государственный ун-т физ. культуры/ и спорта. Научны/е труды/: ежегодник. - Омск, 2010. - С. 14—20.
3. Ильин Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. - 2-е изд. — СПб. : Питер, 2009. — 368 с.
4. Махов, С. Ю. Психофизический многофункциональный тренинг / С. Ю. Махов // Наука-2020 : Тенденции развития направлений современной психологии физической культуры/ и спорта : материалы/ Всероссийской научно-практической конференции 11-13 марта 2016 г. Орел. / НИЦ МАБИВ ; ФГБОУ ВО «Приокский государственны/й университет» ; под. ред. С. Ю. Махова. — Орел, 2016. — 2 (8). —180 с. — ISSN2413-6379.
5. Махов С. Ю. Штурмовой бой ГРОМ. Психологическая подготовка : учебно-методическое пособие [Электронны/й ресурс] / С. Ю. Махов. — Орел: МАБИВ, 2014. —
Электр. опт. диск (CD-ROM).
6. Махов, С. Ю. Безопасность личности: основы, принципы, методы : монография [Электронный ресурс] / С. Ю. Махов. — Орел : МАБИВ, 2013. — Электр. опт. диск (CD-ROM).
7. Серова Л. К. Психология личности спортсмена /Л. К. Серова. - М. : Советский спорт, 2007. -116 с.
References
1. Gaiduk S.A. Znachenie volevyh kachestv dlya uspeshnosti sorevnovatel'noj deyatel'nosti sportsmenov [The value of volitional qualities for the success of competitive activity of athletes]. St.Petersburg, 2008, pp. 217-219.
2. Dikikh K. V., Babushkin G. D. Kognitivno-psihologicheskij resurs sportsmena i ego diagnostika [Cognitive-psychological resource of an athlete and his diagnosis]. Sibirskij gosudarstvennyj un-t fiz. kul'tury i sporta. Nauchnye trudy [Siberian State Univ. Phys. culture and sport. Scientific works]. Omsk, 2010, pp. 14-20.
3. Il'in E. P. Psihologiya voli [Psychology of the will]. 2nd ed. St. Petersburg, Peter, 2009, 368p.
4. Makhov S. Yu. Psihofizicheskij mnogofunkcional'nyj trening [Psychophysical multifunctional training]. Nauka-2020 : Tendencii razvitiya napravlenij sovremennoj psihologii fizicheskoj kul'tury i sporta : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 11-13 marta 2016 g. Orel [Science-2020: Development trends in areas of modern psychology of physical culture and sports: materials of the All-Russian scientific-practical conference March 11-13, 2016. Orel]. Orel, 2016, no. 2 (8), 180 p.
5. Makhov S. Yu. Shturmovoj boj GROM. Psihologicheskaya podgotovka [Assault battle thunder. Psychological preparation]. Orel, MABIVPub., 2014.
6. Makhov S. Yu. Bezopasnost' lichnosti: osnovy, principy, metody [Security of the person: fundamentals, principles, methods]. Orel, MABIVPubl., 2013.
7. Serova L. K. Psihologiya lichnosti sportsmena [Psychology of the personality of the athlete]. Moscow, Soviet Sport Publ., 2007, 116 p.