Научная статья на тему 'Спортивная тренировка'

Спортивная тренировка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1733
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / SPORTS TRAINING / СПОРТ / SPORTS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL TRAINING / СПОРТИВНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / SPORTS-TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчарова Татьяна Сергеевна, Махов Станислав Юрьевич

Спортивная тренировка является подготовкой к спортивным состязаниям, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижения запланированного спортивного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS TRAINING

Sports training is training for sports, aimed at achieving the maximum possible for this athlete's level of fitness due to specific competitive activities and guaranteeing the achievement of planned sport results.

Текст научной работы на тему «Спортивная тренировка»

СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА SPORTS TRAINING

Овчарова Татьяна Сергеевна

студентка группы 31-Ф Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Ovcharova Tatiana Sergeevna student of group 31-f Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Научный руководитель: Махов Станислав Юрьевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия

Scientific supervisor: Makhov Stanislav Yurievich Ph.D., associate professor of the department «Theory and methodology chosen sport»> Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Спортивная тренировка является подготовкой к спортивным состязаниям, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижения запланированного спортивного результата.

Abstract. Sports training is training for sports, aimed at achieving the maximum possible for this athlete's level of fitness due to specific competitive activities and guaranteeing the achievement of planned sport results.

Ключевые слова. Спортивная тренировка, спорт, физическая культура, спортивно-тренировочный процесс.

Keywords. Sports training, sports, physical training, sports-training process.

Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся

из массового спорта в «большой» и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить Здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться Максималь новысоких результатов в соревновательной деятельности.

Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений.

Виды подготовки: техническая, физическая, тактическая, морально-волевая.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы. Мод технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.

К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.

Физическая подготовленность — это возможности функциональных системорганизма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Тактические задачи могут носить перспективный характер (например, участие в серии соревнований, где одно из них главное в сезоне) и локальный, т.е. связанные с участием в отдельном соревновании, конкретном поединке, схватке, заезде, заплыве, игре. Мри разработке тактического плана учитываются не только собственные технико-тактические возможности, но и возможности партнеров по команде и соперников.

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность

и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

Специфика некоторых видов спорта накладывает отпечаток на характер и степень развития отдельных психических качеств у спортсменов. Однако для воспитания волевой подготовленности используются и определенные методические приемы. Практически основой методики волевой подготовки служат следующие требования:

1. Регулярно и обязательно выполнять тренировочной программы и соревновательных установок.

Это требование связано с воспитанием спортивного трудолюбия, привычки к систематическим усилиям и настойчивости в преодолении трудностей, с четким пониманием невозможности достичь спортивных вершин без соответствующей мобилизации духовных и физических сил. На этой основе реализуется воспитание целеустремленности, настойчивости и упорства в достижении цели, самодисциплина и стойкость.

2. Системно вводить дополнительные трудности.

Это значит постоянно включать дополнительные усложненные двигательные задания, проводить тренировочные занятия в усложненных условиях, увеличивать степень риска, вводить сбивающие сенсорно-эмоциональные факторы, усложнять соревновательные программы.

3. Использовать соревнования и соревновательный метод. Сам дух соперничества в соревнованиях повышает степень психи-ческой напряженности спортсмена, а значит, к нему предъявляются дополнительные требования: проявить активность, инициативность, самообладание, решительность, стойкость и смелость.

Спортивные соревнования, как средство и метод подготовки спортсмена.

В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на актив-ной двигательной деятельности:

• метод регламентированного упражнения;

• игровой метод;

• соревновательный метод;

• словесные и сенсорные методы.

Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач. Это, прежде всего, совершенствование умений, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состязаний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки.

Литература

1. Барчуков И. С. Теоретические и практические основы физического обучения и воспитания студентов : учебник для высших учебных заведений / И. С. Барчуков, Е. А. Пеньковский. - М., 1996.

2. Кузнецов А. К.. Физическая культура в жизни общества / А. К. Кузнецов. -М., 2000.

3. Физическое воспитание : учебник для студентов вузов. - М.: Высшая школа, 1999.

4. Физическая культура и человек : учебное пособие для вузов. - М.,

1998.

References

1. Barchukov I. S, Pen'kovskij E. A. Teoreticheskie i prakticheskie osnovy fizicheskogo obuchenija i vospitanija studentov [Theoretical and practical foundations of physical training and education of students]. Moscow, 1996.

2. Kuznecov A. K. Fizicheskaja kul'tura v zhizni obshhestva [Physical culture in the life of society]. Moscow, 2000.

3. Physical education: a textbook for university students. - Moscow: Higher School, 1999.

4. Fizicheskaja kul'tura i chelovek [Physical culture and man]. Moscow, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.