ПРЕДПОСЫЛКИ ВОСПИТАНИЯ ХАРАКТЕРА У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ РУКОПАШНОГО БОЯ Бурко Сергей Валерьевич Национальный университет биоресурсов и природоиспользования
Украины, г. Киев, Украина
Актуальность, постановка проблемы. Занятия по рукопашному бою способствуют формированию физически здоровой, творчески активной личности, включенной в постоянный процесс самосовершенствования, разностороннего развития и проявления своих способностей, отдающей предпочтение волевым, нравственным и эстетическим ценностям.
Рукопашный бой дает возможность каждому занимающемуся попробовать свои силы, определить свои «плюсы» и «минусы». На занятиях студентам приходится преодолевать всевозможные трудности, физические напряжения, бороться с болью. При этом успех в освоении техники и тактики этого вида единоборства зависит от того, насколько сильно развиты черты характера занимающихся студентов.
В силу этого, актуальным является изучение процесса воспитания характера у студентов, занимающихся в секциях рукопашного боя.
В научной литературе [3] говоря о характере, иногда подразумевают волевые качества, что определяется как «сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков».
Рукопашный бой как вид единоборства располагает огромным арсеналом средств и методов подготовки спортсменов [5]. Однако в настоящее время в спортивной практике наблюдается практически полное отсутствие использования специфических приемов, средств и методов психологической подготовки направленной на воспитание черт характера занимающихся. Характерным является заимствование внешней атрибутики (ритуалы, форма одежды, термины и команды на соответствующем языке). Что же касается содержания учебно-тренировочного процесса, то здесь наблюдается преобладание технической и физической составляющих, что связано не столько со спортивной направленностью занятий, сколько с недооценкой роли волевых качеств, а главное, с непониманием целостности процесса подготовки спортсмена, объединяющим в себе физическую, техническую, тактическую, волевую и интеллектуальную составляющие [4, 5]. Причиной данного положения является, на наш взгляд, недостаточная изученность и мало понятность средств и методов волевой подготовки в рукопашном бое.
Занятия рукопашным боем на этапе начального обучения, сопряжены с рядом факторов, создающих для студента ряд трудностей: непривычные физические нагрузки, боязнь возможного травматизма и боли, страх перед неудачами и т.п. [1]. Данный этап обучения в секции рукопашного боя, как
правило, совпадает с учебой на 1 и 2 курсах. Этот период сопряжен с определенной новизной, которая вносит в жизнь студента больше ответственности, самостоятельности, самоконтроля, самовоспитания, также происходит развитие и совершенствование психических функций, лежащих в основе развития способности психорегуляции [2]. Именно этот период благоприятен для формирования способности к волевым действиям (воспитания воли), что является необходимым условием как для осуществления психической саморегуляции в частности, так и для успешной спортивной деятельности в целом. В данный период активно развивается воображение, происходит эмоциональное развитие. В этой связи учебно-тренировочный процесс целесообразно осуществлять в обстановке яркой эмоциональной окрашенности, приподнятости.
Исходя из сказанного, становится очевидным, что волевая подготовка студентов должна осуществляться с самого начала учебы в вузе. Проведения тренером волевой подготовки на этапе начального обучения студентов в секции рукопашного боя, что способствует овладению ими навыками волевой саморегуляции и самоконтроля с первых шагов занятий спортом в вузе, несомненно, является актуальным, и должно быть рассмотрено.
Цель исследования - Теоретическое изучение процесса воспитания черт характера у студентов, занимающихся рукопашным боем.
Методическая организация исследования. В исследовании использованы методы теоретического анализа научной, методической, специальной литературы и обобщение практического опыта по поставленной проблеме.
Результаты исследования, их обсуждение. Волевое поведение проявляется не во всякой, а только в сознательно направленной деятельности, когда человек ставит цель и борется за ее достижение, преодолевая трудности и прилагая при этом волевые усилия [3]. Осуществляя волевое действие, студент, занимающийся рукопашным боем, противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», «я могу».
Воспитание волевых качеств происходит на основе строгого выполнения спортивного режима, обязательной реализации тренировочной программы и установок тренера, создания дополнительных трудностей в процессе тренировочных занятий, применения соревновательного метода [1, 3, 5]. В процессе воспитания волевых качеств могут быть использованы следующие приемы создания дополнительных трудностей в тренировочных занятиях. Для воспитания выдержки и настойчивости, психической устойчивости к преодолению тяжелых ощущений - выполнением упражнений с заданием показать наивысший результат после напряженной тренировки (об упражнении заранее не сообщается). Для повышения надежности навыков, воспитания уверенности - тренировка в непривычных условиях, упражнения с препятствиями. Для воспитания стойкости и самообладания - соблюдение заданной скорости или темпа при сбивающих
факторах. Для воспитания бойцовских качеств, воли к победе - обеспечение конкуренции в тренировочных занятиях и соревнованиях [2].
В числе основных волевых качеств спортсмена обычно выделяют такие, как целеустремленность, инициативность, решительность, смелость, мужественность, самостоятельность, дисциплинированность, выдержка [4,
5].
Мужество - личное качество, выражающееся в способности действовать решительно и целесообразно в сложной, опасной обстановке.
Решительность - умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения.
Самостоятельность - умение не поддаваться влиянию различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
Смелость - умение побороть страх и идти на определенный риск ради достижения цели, несмотря на опасности. Преодолевать чувство страха на занятиях помогают различного рода упражнения, связанные с риском (прыжки через препятствия, разнообразные сложные кувырки и др.), а также разбивание твердых предметов, поединки с более сильными партнерами.
Инициативность - умение работать творчески, предпринимать действия и совершать поступки по собственному почину.
Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общепринятым правилам, установленному порядку.
Выдержка - умение затормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения.
В рукопашном бое студенту нужны в совокупности все развитые волевые качества, и потому всестороннее воспитание их должно входить в основное содержание его подготовки.
Задачи волевой подготовки органически сливаются с задачами полноценной мотивации поведения студента, формирования нравственных и интеллектуальных основ спортивной деятельности, взятыми в их практическом аспекте. Решение этих задач составляет неотъемлемую часть нравственного и интеллектуального воспитания спортсмена и одновременно важнейшую сторону его волевой подготовки - то, что можно назвать морально-волевым и интеллектуально-волевым воспитанием, без которого не может быть морально воспитанной разумной воли [3].
Волевые качества, развитые в соответствии с особенностями спортивной деятельности и ставшие чертами личности спортсмена рукопашного боя, определяют в комплексе важнейшее свойство «спортивного характера» - волю к победе, способность к предельной мобилизации и сосредоточению, уверенность, эмоциональную и общую психическую устойчивость.
Так как развитие волевых качеств, проявляемых в двигательной деятельности, имеет своей материальной предпосылкой совершенствование физических способностей, двигательных навыков и умений, практические
задачи волевой подготовки спортсмена-рукопашника решаются на основе реализации задач его физической, технической и тактической подготовки.
Одно из главных средств воспитания воли - преодоление трудностей. Для этого нужны определенные условия: трудности преодолеваются систематически, а не от случая к случаю; они не остаются неизменными; степень возрастания трудностей не исключает возможность их преодоления. Закономерности спортивного совершенствования ставят студента перед необходимостью систематически преодолевать трудности, связанные с тренировочными нагрузками, требуют увеличения и оптимального регулирования их. Система тренировочных нагрузок представляет, таким образом, и систему факторов развития воли.
В подготовке спортсменов-рукопашников можно выделить две категории трудностей: объективные и субъективные [5].
К объективным, специфичным трудностям в рукопашном бое относятся трудности, связанные с овладением техники, проявлением быстроты реакции, скорости и силы, выносливости, с неуклонным соблюдением этикета в зале и в повседневной жизни.
Субъективные трудности отражают личное отношение студента к тому или иному упражнению или заданию, к условиям их выполнения, поэтому воспитывать волю для преодоления этих трудностей необходимо на основе тщательного учета индивидуальных особенностей студента, учета его личного опыта.
Не всем студентам удается преодолеть возникающие трудности. Люди со слабой волей не выдерживают, уходят из секций. И здесь многое зависит от волевой и нравственной подготовленности самого тренера, его умения направить действия студентов в нужное русло. В ходе тренировки необходимо умело применять разные формы поощрения и наказания, похвалы и принуждения. В арсенале рукопашного боя их достаточно много. Нужно уметь убедить студента в том, что разочарования и поражения в преодолении трудностей неизбежны, они необходимы для дальнейшего его совершенствования. Уверенность и спокойствие тренера всегда передаются занимающемуся, так же как и его нервозность, неопределенность в высказываниях и т. д.
Исправляя с помощью тренера свои недостатки, преодолевая страх, студент сможет обрести потерянную уверенность.
Практической основой методики волевой подготовки в рукопашном бое является [4]:
а) регулярное приучение студентов к обязательной реализации тренировочной программы и соревновательных установок. Привычка доводить любое дело до конца, быть обязательным формируется в тренировке через неотступное выполнение системы тренировочных заданий, продуманно спланированных и принятых в качестве конкретной программы действий. Если задание разумно и посильно, законом для студента должно быть обязательное его выполнение. Задачи волевой подготовки здесь вплотную связаны с задачей воспитания трудолюбия;
б) системное введение дополнительных трудностей. Для направленного воздействия на развитие волевых качеств спортсмена-рукопашника необходимо дополнительно создавать трудные ситуации, требующие проявления воли. Особенно в периоды, когда он достаточно хорошо адаптировался к очередным тренировочным нагрузкам;
в) использование соревновательных начал и отношений. Первостепенное значение соревновательного метода в формировании черт спортивного характера определяется тем, что этот метод исходит из естественных начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизующую силу специфических межличностных отношений, присущих спорту, ставит тем самым спортсмена перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях. При этом только регулярное участие в соревнованиях и систематическое использование соревновательных начал при организации тренировочных занятий могут быть постоянно действующими факторами формирования характера спортсмена;
г) последовательное усиление функций самовоспитания. Воспитание воли не мыслится без способности активного и целеустремленного управления собой, своими устремлениями, действиями, поступками. Высшим же выражением этого является самовоспитание.
Самовоспитание воли предполагает в первую очередь осмысление спортсменом сути своей спортивной деятельности и самопознания. Направляющая роль тренера заключается здесь в том, чтобы создавать условия для последовательного повышения степени разумной активности, инициативы и самостоятельности ученика в решении задач спортивного совершенствования, вооружать его знаниями, умениями и навыками, необходимыми для полноценного самовоспитания, и ненавязчиво контролировать результаты их усвоения.
Выводы и перспективы дальнейшего научного поиска. Проведенное теоретическое исследование позволяет заключить, что процесс волевой подготовки осуществляет главным образом тренер путем систематического управления состоянием и поведением студента в процессе использования средств рукопашного боя. Показаны черты характера, которые регламентируют становление мастерства студентов в рукопашном бое.
Перспективами дальнейшего исследования выступает изучение динамики изменений волевых качеств студентов на разных этапах спортивной подготовки в 5-ти летний период обучения в вузе.
Литература
1. Дементьев В.Л. Нетрадиционный подход в психологической подготовке спортсменов-единоборцев / Дементьев В.Л., Сизяев С.В., Москвитин П.М. // Исследования молодых ученых в практике единоборств: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф.
Чумакова Е.М. / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2007. -С. 24-30.
2. Иванников В.А. Проблема воли в современной психологии / В.А. Иванников // Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 2006. -с. 186.
3. Ильин Е.П. Психология спорту / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. -
352 с.
4. Рудик П.А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена / П.А. Рудик // Проблемы психологии спорта. - М., 2002. - 321 с.
5. Терещенко В.1. Науково-методичш основи подготовки единоборщв / В.1. Терещенко. - К.: МП «Леся», 2002. - 220 с.