позволит повысить уровень технической подготовки спортсменов.
Для выявления влияния экспериментальной методики на повышение результативности выступления юных акробатов на соревнованиях в конце года были проведены контрольные переводные соревнования. Тренеры отметили, что выполнение упражнений спортсменами экспериментальной группы отличалось большей четкостью, плавностью, амплитудой, они более уверенно и с красивой осанкой выполняли элементы.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента позволяют сделать вывод об эффективности экспериментальной методики развития координационных способностей средствами хореографической подготовки у акробатов группы начальной подготовки и рекомендовать ее для использования в учебно-тренировочном процессе акробатов.
ВЫВОДЫ
1. Дифференцированный подход к распределению физической нагрузки на тренировках по хореографии, основанный на учете типологических особенностей, позволяет достоверно повысить уровень физической подготовленности и координационных способностей юных акробатов.
2. Учет моторной асимметрии способствует наиболее рациональному распределению усилий юных спортсменов при выполнении сложнокоординационных акробатических элементов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Говорова, М. А. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике: учеб. пособие / М.А. Говорова, А.В. Плешкань. - Кубань: ГАФК, 2001. - 51 с.
2. Гусев, Ю.А. Методика формирования координационных способностей у юных гандболистов на основе моделирования соревновательной деятельности / Ю.А. Гусев. - 2003. - 152 с.
3. Лисицкая, Т.С. Хореография в гимнастике / Т.С. Лисицкая. - М.: Тера-Спорт, 2001. - 96 с.
4. Морель, Ф.З. Хореография в спорте / Ф.З. Морель. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 110 с.
5. Ротерс, Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учеб. пособие / Т.Т. Ротерс. - М.: “Просвещение”, 1989. - 174 с.
АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ -ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУКОПАШНОГО БОЯ
Дмитрий Усманович Пардаев, соискатель,
Хабаровский пограничный институт ФСБ России
Аннотация
В статье обобщены результаты исследований соревновательной деятельности спортсменов - представителей рукопашного боя, выявлены 3 стиля ведения спортивного поединка: преимущественно с применением ударной техники; преимущественно с применением борцовской техники; преимущественно с применением комбинационной техники.
Ключевые слова: рукопашный бой, анализ соревновательной деятельности, стиль ведения поединка.
ANALYSIS COMPETITIVE ACTIVITY OF HAND-TO-HAND FIGHTING
SPORTSMEN
Dmitry Ysmanovich Pardaev, post-graduate student,
The Khabarovsk boundary institute FSB of Russia
Abstract
The article summarizes researches results of hand-to-hand fighting sportsmen competitive activity. Three styles of spots duel conducting are revealed. They are the following: mainly wish shock techniques application, mainly with wrestling techniques application, mainly with combinational (complex) techniques.
Keywords: hand-to-hand fighting, the analysis of competitive activity, style of conducting a duel.
Современный рукопашный бой как вид спорта представляет собой спортивное единоборство, определенное соответствующими правилами соревнований. Рукопашный бой является одним из самых сложных видов спортивных единоборств, так как включает в себя технический арсенал практически всех видов единоборств, в которых разрешается применять контролируемые удары, броски, удержания, болевые и удушающие приемы в зависимости от конкретной динамической ситуации поединка [1,6].
Наличие ударов ногами и руками в сочетании с приёмами борьбы значительно расширяет количество средств, используемых для достижения победы в поединке, обогащает технику нападения и, как следствие, обусловливает сложность этого вида единоборств [2, 8].
Арсенал технического мастерства спортсмена является «оружием», которое он использует, руководствуясь соображениями тактики, следовательно, техника выполнения приемов должна быть освоена им в совершенстве, чтобы свободно и уверенно владеть ею в поединке.
В целом, чем большим количеством и более совершенными способами техники приемов владеет спортсмен, тем шире арсенал применения приемов в бою, тем выше его мастерство. Наблюдения и видеоанализ спортивных поединков на соревнованиях по рукопашному бою показали, что абсолютному большинству спортсменов присущ свой стиль ведения поединка, они могут быть выделены в три группы. В первую группу вошли спортсмены, применяющие в большей степени борцовскую технику ведения спортивного поединка, во вторую - спортсмены, предпочитающие ударную технику (удары руками и удары ногами) ведения спортивного поединка. Третью группу составляют спортсмены комбинационного стиля, в арсенале которых - эффективные приемы из всех разрешенных групп технических действий. Такое деление на стили в рукопашном бое обусловлено изначальной спортивной ориентацией спортсмена (бокс, борьба, виды каратэ и т.д.). Комбинационный стиль - прерогатива спортсменов, сразу начавших заниматься именно рукопашным боем.
Для решения задач настоящего исследования нами был проведен анализ более 245 поединков спортсменов на соревнованиях различного уровня с целью определения эффективности выполнения технических действий в зависимости от стиля ведения поединка.
Результаты исследования представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты выступления спортсменов в официальных соревнованиях в зависимости от стиля ведения поединка______________
Стиль ведения боя Кол-во (%) спортсменов, ставших победителями и призерами соревнований Кол-во (%) спортсменов, не ставших призерами соревнований
«Борцовский» 7 (9,6) 14(19,2)
«Ударный» 13 (17,8) 19(26,0)
«Комбинационный» 17 (23,3) 3(4,1)
Из данных, представленных в таблице 1, следует, что победителями соревнований чаще становятся спортсмены, входящие в группу комбинационного стиля, т.е. те, кто имеет профессиональные навыки начальной подготовки вида спорта «рукопашный бой». Спортсмены этой группы значительно эффективнее участвуют в соревнованиях (23,3%).
Существенный интерес для решения задач исследования представляет анализ технических действий, которые применяют в своем арсенале спортсмены различной манеры ведения соревновательного поединка.
Анализ выполнения технических действий в соревновательном поединке проводился согласно классификации, предложенной А.В. Зюкиным [5].
При просмотре видеозаписей и анализе протоколов соревновательных поединков было выявлено, что у спортсменов комбинационного стиля ведения соревновательного поединка разнообразна и структура технико-тактических действий (табл. 2).
Таблица 2
Структура эффективных приемов соревновательной деятельности спортсменов в
зависимости от стиля ведения боя
Приемы Стиль ведения поединка
Комбинационный | Ударный | Борцовский
Вклад в поединок (%)
Удары руками
Прямые удары рукой в голову 19,6 23,3 3,7
Боковые удары рукой в голову 9,4 12,3 4,3
Удары рукой снизу в голову и туловище 5,1 7,9 2,6
Удары рукой в туловище 3,5 6,5 1,4
Всего 37,6 50,0 12,0
Удары ногами
Удар ногой сбоку в голову 13,3 15,2 -
Удар ногой сбоку в туловище 11,7 12,1 -
Прямой удар ногой в туловище 7,5 7,2 3,8
Круговой удар ногой в туловище 6,1 5,9 -
Всего 38,6 40,4 3,8
Броски, сваливания зацепом, удержания, болевые и удушающие п] эиемы
Броски подсечкой 3,5 1,4 15,8
Сваливание зацепом 3,1 2,8 15,2
Броски с захватом ног спереди 4,1 2,7 17,4
Удержание 4,3 1,3 11,5
Болевые приёмы 5,6 0,9 14,1
Удушающие приёмы 3,2 0,5 10,2
Всего 23,8 9,6 84,2
Анализ структуры эффективных тактико-технических действий, в зависимости от стиля соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов, позволяет сделать определенные выводы и внести соответствующие коррекции в систему их подготовки.
Спортсмены - представители рукопашного боя, владеющие комбинационным стилем соревновательной деятельности, имеют достоверно высокий уровень соревновательной надежности (р<0,01). Низкий уровень соревновательной надежности выявлен у «рукопашников-борцов», в арсенале которых - преимущественно бросковая техника (84,2%).
Высоким уровнем соревновательной надежности на соревнованиях высокого уровня обладают спортсмены, в арсенале которых не менее 30% разрешенных технических приемов из каждого вида единоборств, т.к. умение выполнять техническое действие всегда сопровождается и умением защищаться от него. Кроме этого, знание
приемов из различных квалификационных групп позволяет спортсменам эффективно использовать эти приемы в различных комбинационных сочетаниях.
Реализация комбинационной техники рукопашного боя предъявляет высокие требования к уровню функциональной подготовленности рукопашников высокого класса, которая должна обеспечить рациональное соотношение всех механизмов энергообеспечения двигательной активности в сложных условиях соревновательного поединка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аветисян, А.К. Единая всероссийская спортивная классификация 2006-2009гг. (летние виды спорта) : [Текст] / А.К. Аветисян, Ю.Е. Осташенко, А.Н. Чесно-ков, Федеральное агентство по физической культуре и спорту. - М.: Советский спорт,
2007,- 768с.
2. Бектурганов, О.Е. Формирование у работников правоохранительных органов профессиональных навыков самозащиты в экстремальных ситуациях: авто-реф. дис. докт. пед. наук. [Текст] / О.Е. Бектурганов. - Алмата, 2007. - 46 с.
3. Блажко, Ю.И. Рукопашный бой: учебник для курсантов и слушателей Военного института физической культуры [Текст] / Ю.И. Блажко. - Ленинград: ВДКИФК, 1990.-332с.
4. Дзорданидис, В. Анализ соревновательной деятельности панкратионистов: авто-реф.аспир. [Текст] / В. Дзорданидис, В.В. Кузьмин. - Научно-теоретический журнал « Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта», № 8(42) - 2008 .- 28-31с.
5. Зюкин, А.В. Рукопашный бой и спортивные единоборства: учебник для курсантов и слушателей Военного института физической культуры [Текст] / А.В. Зюкин. - Санкт-Петербург: ВДКИФК, 2005. - 431с.
6. Королев, Г.А. Понятийно-терминологический аспирант тренера-
преподавателя: учебно-методическое пособие [Текст] / Г.Л. Королев. - М. ТУП, 2004. -80с.
7. Рукопашный бой. Правила соревнований [Текст]. - М.: Советский спорт,
2008. - 88с.
8. Харитонов, В.И. Рукопашный бой: интерактивный справочник-энциклопедия [’Текст] /И.И. Харитонов. - М.: «ВИПв», 2004.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА О НАРКОМАНАХ В СВЯЗИ С ОЦЕНКОЙ ИМИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (В СРАВНЕНИИ С ВЫПУСКНИКАМИ ВАЛЬДОРФСКИХ ШКОЛ США)
Владимир Анатольевич Пегое, доцент,
Анатолий Васильевич Мальчиков, кандидат психологических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
В работе представлены результаты исследования, которые показывают характерные отличия между выпускниками различных систем образования в их представлениях о наркоманах. Существенную роль в этом играют оценки влияния школьного образования на разные жизненные аспекты.
Ключевые слова: наркоманы, школьное образование, способности.