Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО И МОРДОВСКОГО ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА)'

ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО И МОРДОВСКОГО ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вокально-хоровые навыки / поликультурная образовательная среда / детский фольклор / дети дошкольного возраста / vocal and choral skills / multicultural educational environment / children's folklore / preschool children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Тамара Алексеевна, Карпушина Лариса Павловна

В статье рассматривается поликультурная образовательная среда, представляющая собой «совокупность условий, возможностей обучения, воспитания, развития и социализации личности, специально организованное социально-культурное окружение образовательного учреждения, в котором происходит становление детей и подростков как граждан России, представителей определенного этноса и членов мирового сообщества». Отмечается необходимость приобщение детей дошкольного возраста к фольклору, в частности, к детскому музыкальному фольклору разных народов, так как фольклор характеризуется своеобразием жанров и специфическими выразительными средствами. Тексты фольклора традиционны. В них сохраняется характер исполнения, сюжеты, образы, выразительные средства на протяжении многих лет. Также отмечается огромный познавательно-воспитательный потенциал русского и мордовского детского музыкального фольклора в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников. Рекомендуется музыкальный репертуар, который может стать эффективным средством формирования голосового аппарата дошкольников, вокально-исполнительских навыков. В работе рассматриваются вопросы, связанные с формированием вокально-хоровых навыков (дыхание, звуковедение, звукообразование, дикция) на примере изучения русского и мордовского детского фольклора. Обосновывается то обстоятельство, что музыкальное занятие в дошкольном учреждении, насыщенное детским музыкальным фольклором, превращается в занятие искусством благодаря импровизационное™, творческому началу, коллективности деятельности, присущих народному музыкальному искусству. В ходе исследования были использованы диалектический, сравнительно-сопоставительный, логический подходы, а также, теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова Тамара Алексеевна, Карпушина Лариса Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with a multicultural educational environment, which is a «set of conditions, opportunities for learning, upbringing, development and socialization of the individual, a specially organized socio-cultural environment of an educational institution in which children and adolescents become citizens of Russia, representatives of a certain ethnic group and members of the world community». It is noted the need to familiarize preschool children with folklore, in particular, with children's musical folklore of different peoples. Ved folklore is characterized by originality of genres and specific means of expression. Folklore texts are traditional. They preserve the character of the performance, plots, images, expressive means for many years. There is also a huge cognitive and educational potential of Russian and Mordovian children's musical folklore in the moral and aesthetic education of preschoolers. A musical repertoire is recommended, which can become an effective means of forming the voice apparatus of preschoolers, vocal and performing skills. The paper deals with issues related to the formation of vocal and choral skills (breathing, sound science, sound production, diction) on the example of studying Russian and Mordovian children's folklore. It substantiates the fact that a musical lesson in a preschool institution, saturated with children's musical folklore, turns into an art lesson due to improvisation, creativity, and collectivity of activities inherent in folk musical art. In the course of the study, dialectical, comparative, logical approaches were used, as well as a theoretical analysis of psychological, pedagogical, scientific and methodological literature.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО И МОРДОВСКОГО ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА)»

Пнфра-М, 2018.-307 с.

8. Червова, A.A. Квантовомеханическое описание движения электронов в кристалле / A.A. Червова // Физика в системе современного образования (ФССО-2019): Сборник научных трудов XV Международной конференции, Санкт-Петербург, 03-06 июня 2019 года / Под редакцией Ю.А. Гороховатский, Л.А Ларченкова. Том 2. - СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2019. - С. 284-288

9. Червова, A.A. Формирование исследовательской компетентности студентов при обучении физике / A.A. Червова, М.К. Морозов // Школа будущего. - 2022. - №5,- С. 236-243

10. Шиманский, А.Ф. Физика твердого тела: учебное пособие / А.Ф. Шиманский, М.М. Симунин; Сибирский федеральный университет, Институт цветных металлов и материаловедения. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2021. - 128 с.

Педагогика

УДК 78:373.3(045)

кандидат исторических наук, доцент Козлова Тамара Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); доктор педагогических наук, профессор Карпушина Лариса Павловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО И МОРДОВСКОГО ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА)

Аннотация. В статье рассматривается поликультурная образовательная среда, представляющая собой «совокупность условий, возможностей обучения, воспитания, развития и социализации личности, специально организованное социально-культурное окружение образовательного учреждения, в котором происходит становление детей и подростков как граждан России, представителей определенного этноса и членов мирового сообщества». Отмечается необходимость приобщение детей дошкольного возраста к фольклору, в частности, к детскому музыкальному фольклору разных народов, так как фольклор характеризуется своеобразием жанров и специфическими выразительными средствами. Тексты фольклора традиционны. В них сохраняется характер исполнения, сюжеты, образы, выразительные средства на протяжении многих лет. Также отмечается огромный познавательно-воспитательный потенциал русского и мордовского детского музыкального фольклора в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников. Рекомендуется музыкальный репертуар, который может стать эффективным средством формирования голосового аппарата дошкольников, вокально-исполнительских навыков. В работе рассматриваются вопросы, связанные с формированием вокально-хоровых навыков (дыхание, звуковедение, звукообразование, дикция) на примере изучения русского и мордовского детского фольклора. Обосновывается то обстоятельство, что музыкальное занятие в дошкольном учреждении, насыщенное детским музыкальным фольклором, превращается в занятие искусством благодаря импровизационности, творческому началу, коллективности деятельности, присущих народному музыкальному искусству. В ходе исследования были использованы диалектический, сравнительно-сопоставительный, логический подходы, а также, теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы.

Ключевые слова: вокально-хоровые навыки, поликультурная образовательная среда, детский фольклор, дети дошкольного возраста.

Annotation. The article deals with a multicultural educational environment, which is a «set of conditions, opportunities for learning, upbringing, development and socialization of the individual, a specially organized socio-cultural environment of an educational institution in which children and adolescents become citizens of Russia, representatives of a certain ethnic group and members of the world community». It is noted the need to familiarize preschool children with folklore, in particular, with children's musical folklore of different peoples. Ved folklore is characterized by originality of genres and specific means of expression. Folklore texts are traditional. They preserve the character of the performance, plots, images, expressive means for many years. There is also a huge cognitive and educational potential of Russian and Mordovian children's musical folklore in the moral and aesthetic education of preschoolers. A musical repertoire is recommended, which can become an effective means of forming the voice apparatus of preschoolers, vocal and performing skills. The paper deals with issues related to the formation of vocal and choral skills (breathing, sound science, sound production, diction) on the example of studying Russian and Mordovian children's folklore. It substantiates the fact that a musical lesson in a preschool institution, saturated with children's musical folklore, turns into an art lesson due to improvisation, creativity, and collectivity of activities inherent in folk musical art. In the course of the study, dialectical, comparative, logical approaches were used, as well as a theoretical analysis of psychological, pedagogical, scientific and methodological literature.

Key words: vocal and choral skills, multicultural educational environment, children's folklore, preschool children.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям

научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогическийуниверситет имени М. Акмуллы» и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме: «Формирование вокально-хоровых навыков

у обучающихся в поликультурной образовательной среде»

Введение. В современном мире большое внимание уделяется сохранению и развитию этнических культур [12]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ, выделяется в качестве важного принципа «учет этнокультурной ситуации развития детей» [11], поэтому необходимо организовывать этнокультурную и поликультурную образовательную среду, обеспечивающую приобщение дошкольников к различным этническим культурам.

В.А. Ясвин рассматривает образовательную среду как «совокупность условий, влияний и возможностей, которые создают условия для формирования личности, а также возможностей для ее развития» [131. Поликультурная образовательная среда представляет собой «совокупность условий, возможностей обучения, воспитания, развития и

социализации личности, специально организованное социально-культурное окружение образовательного учреждения, в котором происходит становление детей и подростков как граждан России, представителей определенного этноса и членов мирового сообщества» [2].

Поликультурная образовательная среда включает в себя художественно-образовательную среду, обеспечивающую приобщение дошкольников к фольклору, в частности, к детскому музыкальному фольклору разных народов.

Фольклор характеризуется своеобразием жанров и специфическими выразительными средствами. Тексты фольклора традиционны. В них сохраняется характер исполнения, сюжеты, образы, выразительные средства на протяжении многих лет. Необходимо использовать огромный познавательно-воспитательный потенциал русского и мордовского детского музыкального фольклора в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников, а также в формировании вокально-хоровых навыков [3]. Исполнение народных песен детьми позволит не прервать нить развития родной народной музыкальной традиции, не нарушить процесс усвоения интонационно-попевочного словаря конкретного этноса. Это особенно важно, потому что интонационно-попевочный словарь, усвоенные типы этнического многоголосия, тембровая окраска исполнения, принципы варьирования являются основными чертами этнического своеобразия народной музыки любого этноса. Раннее приобщение к народному творчеству поможет заложить в душе ребенка основы этномузыкальной культуры, вкуса, которые позволят в будущем ориентироваться в «безбрежном музыкальном океане», противостоять негативному музыкальному влиянию массовой музыкальной культуры, подготовит детей к восприятию современной музыки.

Проблемой развития вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста занимались: H.A. Ветлугина [1], Л.Н. Комиссарова [4], H.A. Метлов [5], О.П. Рыданова [7].

Изложение основного материала статьи. К вокально-хоровым навыкам, которые формируются у детей дошкольного возраста, относятся звукообразование, дыхание, дикция, звуковедение. Обучение им имеет свои особенности.

Выработке правильного дыхания «способствует и соответствующий подбор певческого репертуара, в котором преобладают песни, попевки, построенные на коротких музыкальных фразах» [81. Например, пестушки, коротенькие стишки, которые отличаются от других детских песенок своеобразным зачином («Токи, токи, токине», «Дёго, дёго, дёкшке»).

Детские прибаутки на одном звуке предназначены для распевания, выработке первоначальных вокально-хоровых навыков. Например, прибаутки, воспевающие птиц и животных: (э) «Чеерне - урыне» («Мышонок - шильце»), (м) «Вай, тон ката, катоня» («Ой, ты кошка, кошечка»), (э) «А сезяка, сезяка» («А сорока, сорока»), (м) «Вай, шякшата, шякшата» («Ой, дятел, дятел»). Прибауток много у мордвы с веселым и шутливым сюжетом: (э) «А, Тюртяпа, Тюртяпа» («А, Тюртяпа, Тюртяпа»), (м) «Кару - Вару» («Муха - Варуха»), (э) «Ой, горинге, горинге» («Ой, горинге, горинге») и др. Педагог показывает, как правильно стоять при пении, держать корпус и голову, брать дыхание и артикулировать, произносить гласные и согласные. Желательно повесить красочный плакат, где нарисовано: 1. Во время пения стоять прямо; 2. При пении открывать рот.

Сначала разучиваются прибаутки в словесном варианте. Дети работают над словом и его эмоционально-смысловой окраской (дается, например, задание: пропевать, спрашивая и отвечая «радостно», «удивленно», «тревожно» и «спокойно»), В качестве вспомогательных упражнений рекомендуются эрзянские и мокшанские скороговорки: «парь парь, лангсо, парь кундо лангсо (кадка на кадке, кадка на крышке) (м)»; «парь парь, лангса, парь потмаксса (кадушка на кадушке, на дне кадушки) (э)» [6].

При разучивании попевок обращается внимание на освоение навыков дыхания, звукообразования и дикции (брать дыхание на границе песенных предложений, протягивать и округлять гласные, ясно и кратко произносить согласные. Например:

- Зайка белый, Куда бегал?

- В лес дубовый,

- Что там делал?

- Я капустку щипал, Под березоньку клал

И не знаю, кто украл! [9].

Для работы над дикцией ребенка можно использовать скороговорки, которые улучшают артикуляцию, дикцию, так как нужно быстро и четко произносить фразу: Добры бобры идут в боры [9].

При разучивании колыбельных песен проводится работа над кантиленой, умением петь связно и протяжно:

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Стали гули ворковать,

Стали детки засыпать [9].

В мокшанских колыбельных работа ведется над дикцией и артикуляцией, особенно в словах с несколькими труднопроизносимыми согласными. С этой целью применяются специальные упражнения, например, «надулись -улыбнулись». Исполнительская интонация - ласковая и нежная в соответствии с эмоционально-образным содержанием текста.

Для четкости, ясности произношения согласных в пении необходимо использовать специальные упражнения, в также петь различные считалки («Зайка-зайка», «Андрей-воробей»), Небольшой диапазон, удобная тесситура, умеренный темп, средняя динамика, создают благоприятные условия для вокально-хоровой работы. Задача последней - петь связно, протягивая и округляя гласные.

Значительную роль в формировании дикции ребенка могут служить заклички, колядки. Тексты и мелодии колядок обычно несложны, но очень эмоционально выразительны и легко воспринимаются детьми. Они отличаются яркой образностью, привлекают ребят ритмичностью, звонкими ритмами, звукоподражанием.

Рождественские колядования было одним из наиболее любимых развлечений детей. Дети колядовали, в отличие от взрослых, днем. В их колядках нередко бывали мотивы величания хозяев и пожеланий благополучия.

1. Ай, каляда, каляда! Карьхкянязон каяда!

2. Кие каяй карьхкязон -Сиянь шачи цёраняц!

3. Сицянь шачи цераняц, Ули паксянь сокойняц!

1. Ай, коляда, коляда!

Ковшик наполните!

2. Кто положит в ковшик,

Пусть (у того) сын родится!

3. Пусть сын родится,

Пусть пахарем будет! ГЮ1.

Узкообъемные напевы удобны для вокализации, выработки первоначальных навыков певческого дыхания, звукообразования, дикции (при разучивании показать рукой направление мелодии, прохлопать, простучать ритмический рисунок).

Заклички скандируют или распевают, повторяя несколько раз.

Дождь, дождь, дождичек,

Землю - матушку окропила!

В одну тучу собирайся,

Все поле залей-ка! [101.

Такие заклички исполнялись детьми во время теплых весенних дождей или после летней жары.

Выводы. Включение в процесс музыкального образования русского и мордовского детского фольклора в условиях поликультурной общеобразовательной среды будет способствовать воспитанию уважения к музыкальным культурам разных народов, родному краю. Рекомендуемый музыкальный репертуар может стать эффективным средством формирования вокально-хоровых навыков, так как обучении им детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Музыкальное занятие, насыщенное детским музыкальным фольклором, превращается в занятие искусством благодаря импровизационности, творческому началу, коллективности деятельности, присущих народному музыкальному искусству. Эти свойства фольклора резонируют с целостным художественно-образным мышлением, свойственным дошкольнику, которому необходима творческая деятельность, игра, активное музицирование. Таким образом, можно констатировать, что ценность использования русского и мордовского детского фольклора в формировании вокально-хоровых навыков в условиях поликультурной общеобразовательной среды неоспорима.

Литература:

1. Ветлугина, H.A. Музыкальное воспитание в детском саду / H.A. Ветлугина. - Москва: Просвещение, 1981. - 239 с.

2. Карпушина, Л.П. Организация поликультурной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования / Л.П. Карпушина, Т.А. Козлова // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 65. - Ч. 4- С. 172-176

3. Козлова, Т.А. Формирование навыков исполнения народных песен в фольклорном ансамбле в условиях дополнительного образования / Т.А. Козлова, Л.П. Карпушина // Научно-педагогическое обозрение. - 2020. - № 6 (34). -С. 61-67

4. Комиссарова, Л.Н. Ребенок в мире музыки. Примерное тематическое планирование музыкальных занятий для ДОУ / Л.Н. Комиссарова, Г.В. Кузнецова. - Москва: Школьная Пресса, 2006. - 128 с.

5. Метлов, H.A. Музыка - детям: пособие для воспитателя и муз. руководителя детского сада / H.A. Метлов. - Москва: Просвещение, 1985. - 144 с.

6. Одинокова, Т.Н. Мордовская музыка в начальной школе / Т.П. Одинокова. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1994. -272 с.

7. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей. В 2 ч. Ч. 1: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Дошкольное педагогика и психология» / О.П. Радынова. - Москва: Владос, 1997. - 606 с.

8. Радынова, О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших учебных заведений / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. - Дубна: Феник. 2011. - 352 с.

9. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. - Москва: Просвещение, 1995.- 132 с.

10. Памятники мордовского народного музыкального искусства. Т. 3. / Сост. H.H. Бояркин. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 1988. -337 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya// (дата обращения: 14.08.2023)

12. Якунчев, М.А. Этнокультурное образование в контексте различных научных подходов / М.А. Якунчев, С.Н. Горшенина // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 1 (17). - С. 71-75

13. Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - Москва: Смысл, 2001.-365 с.

Педагогика

УДК 378

соискатель Колодяжная Юлия Владимировна

Челябинский государственный институт культуры (г. Челябинск)

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования цифровой культуры обучающихся в информационно-образовательной среде. В цифровую эпоху происходит становление особого типа цифровой культуры, дополняющей цифровые компетенции мировоззренческим аспектом. Масштабное использование информации, внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни требуют овладения информационными навыками и ценностного подхода к их применению. Цифровые технологии начинают использоваться как средства коммуникации и как средства обучения. Актуализируется проблема формирования цифровой культуры, необходимой для жизни в обществе. Рассмотрено соотношение понятий «цифровая грамотность», «цифровые компетенции», «цифровая культура». Появляются новые возможности в общении и преподавании. Цифровое обучение актуализирует необходимость создания новых педагогически значимых методов работы в различных ситуациях. Цифровое поколение посвящает большое количество времени созданию контента в сетевой среде. Сделан вывод о влиянии новых коммуникативных технологий на процессы социализации, развитие и становление личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.