Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИСПОЛНЕНИЯ НАРОДНЫХ ПЕСЕН В ФОЛЬКЛОРНОМ АНСАМБЛЕ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИСПОЛНЕНИЯ НАРОДНЫХ ПЕСЕН В ФОЛЬКЛОРНОМ АНСАМБЛЕ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
312
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНСАМБЛЬ / ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Козлова Тамара Алексеевна, Карпушина Лариса Павловна

В рамках дополнительного образования воспитание детей начинается с приобщения к народным традициям, музыкальному фольклору. Одной из форм вовлечения детей в народно-певческое исполнительство является фольклорный ансамбль, на занятиях которого формируются навыки исполнения народных песен. На основе комплексного, диалектического, сравнительно-сопоставительного, логического подходов, а также теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, обоснован процесс формирования навыков исполнения песен в рамках народных традиций в фольклорном ансамбле, осуществляемого в условиях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Козлова Тамара Алексеевна, Карпушина Лариса Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FOLK SONG PERFORMANCE SKILLS IN THE FOLKLOR ENSEMBLE UNDER THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

At present, additional education is especially important, within the framework of which a person’s upbringing begins with an introduction to folk traditions, musical folklore. One of the forms of involving children in folk singing performance is a folklore ensemble, in the classroom of which the skills of performing folk songs are formed. The methodological guidelines were complex, dialectical, comparative-contrastive, logical approaches, as well as theoretical analysis of psychological, pedagogical and methodological literature. In the course of the research, the process of forming the skills of performing songs within the framework of folk traditions in a folklore ensemble, carried out in conditions of additional education, has been substantiated. The skills of performing folk songs in a folklore ensemble include: skills of folklore intonation (smooth sound science; natural sound formation; use of both head and chest resonators; improvisational approach to singing and lyrics); singing skills; skills in performing polyphonic tunes of heterophonic style, style of two-, three-, four-voice drone polyphony, etc. The main repertoire of the folklore ensemble is samples of folk musical art. Folk musical art is an art of a special kind, which is characterized by tradition, syncretism, variability, collectivity, emotional saturation, a combination of the universal and the national. Taking into account these features of musical folklore leads to the definition of special pedagogical principles for mastering folk musical art. One of the leading principles on which the development of musical folklore is based is the legibility of the transmission of musical material. The principle of improvisation comes from the very nature of folk art. He suggests that the development of folklore should be creative. The principle of combining individual and integrated approaches in teaching the folklore tradition of performance presupposes the combination of collective and individual creativity. The principle of syncretism involves the use of various types of activities in the classroom - singing, dancing, playing instruments. The principle of confidential communication between a teacher and children presupposes open, emotional relations between the participants of the folklore action. The principle of ensemble teaching will allow you to teach how to adapt your voice to the overall sound, organically including it in the overall performance. The mastering of a folk song is distinguished by its great originality and requires the teacher to implement all the principles that reflect the specificity of musical folklore.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИСПОЛНЕНИЯ НАРОДНЫХ ПЕСЕН В ФОЛЬКЛОРНОМ АНСАМБЛЕ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 784.4:374(045)

й01: 10.23951/2307-6127-2020-6-61-66

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИСПОЛНЕНИЯ НАРОДНЫХ ПЕСЕН В ФОЛЬКЛОРНОМ АНСАМБЛЕ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. А. Козлова, Л. П. Карпушина

Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, Саранск

В рамках дополнительного образования воспитание детей начинается с приобщения к народным традициям, музыкальному фольклору. Одной из форм вовлечения детей в народно-певческое исполнительство является фольклорный ансамбль, на занятиях ко -торого формируются навыки исполнения народных песен. На основе комплексного, диалектического, сравнительно-сопоставительного, логического подходов, а также теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, обоснован процесс формирования навыков исполнения песен в рамках народных традиций в фольклорном ансамбле, осуществляемого в условиях дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, ансамбль, фольклорный ансамбль, исполнительские навыки.

В настоящее время особо актуально дополнительное образование, которое обладает высоким потенциалом в духовно-нравственном, интеллектуальном совершенствовании детей. Оно является пространством, где воспитание человека начинается с «приобщения к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа» [1].

Изучением проблемы формирования навыков исполнения народных песен занимались В. В. Алексеев [2], С. С. Балашова [3], Л. С. Беляева [4], Н. В. Калугина [5], Л. И. Мельникова и А. Н. Зимина [6], Г. М. Науменко [7], Л. В. Шамина [8], Л. Л. Куприянова [9], З. М. Явгильдина [10] и др.

Дополнительное образование могут реализовывать любые образовательные учреждения и собственно учреждения дополнительного образования (клубы, кружки, центры). Одной из форм дополнительного образования детей является ансамбль, который соединяет особенности хорового и сольного пения. Ансамблевое пение, подобно хоровому, развивает у учащихся гармонический слух, играет большую роль как в эстетическом воспитании детей, так и в музыкальном развитии. Одним из видов ансамбля является фольклорный ансамбль. Главной целью фольклорного ансамбля в условиях дополнительного образования является формирование навыков исполнения песен в рамках народных традиций, воплощение традиционной песенности в исполнительских формах фольклорного музицирования.

В связи с этим ставятся задачи по усвоению в пении интонационных, ладомелодиче-ских форм традиционной народной музыки; типовых структур слоговой и внутрислого-вой мелодики; типовых элементов плясового шага и пантомимы в произведениях, исполняемых с движением; основных актерских элементов сценического поведения; исполнительской манеры, зависящей от жанра, диалекта, региональных традиций; многоголосных напевов гетерофонного стиля, стиля двух-, трех-, четырехголосной бурдонной полифонии по заданным структурообразующим компонентам напева (лад, музыкально-ритмиче-

ская форма, тип мелострофы) и поэтическим текстом разных жанрово-тематических видов [11].

Указанные выше задачи определяют максимальный уровень вокально-исполнительского мастерства участников фольклорного ансамбля.

Основным репертуаром фольклорного ансамбля являются образцы народного музыкального искусства. Народное музыкальное искусство - искусство особого рода, которому свойственна традиционность, формальность, синкретизм, вариативность, коллективность, эмоциональная насыщенность, сочетание универсального и национального, изустность, а также яркая нравственно-эстетическая направленность [12]. Учет этих особенностей музыкального фольклора, а также специфика школьного возраста и педагогических задач музыкального воспитания в системе дополнительного образования приводят к определению особых педагогических принципов освоения народного музыкального искусства.

Одним из ведущих принципов, на котором строится освоение музыкального фольклора, является изустность передачи музыкального материала. Народное художественное мышление опирается на свойство живой человеческой памяти, отсюда следует изустная традиция передачи подрастающему поколению духовных и музыкальных ценностей. При изустном способе передачи музыкального опыта у детей формируется особый вид мышления и памяти, в корне отличающийся от других видов, основанных на механизме усвоения фиксируемого текста.

Принцип импровизационности исходит из самой природы фольклорного искусства. Он предполагает, что освоение фольклора должно иметь творческий характер. Это проявляется как в создании на занятиях яркой, эмоционально насыщенной атмосферы, так и в деятельности педагога, способного варьировать методы, приемы и формы работы в зависимости от конкретной обстановки. Импровизационный принцип требует, чтобы каждое исполнение песни было неповторимым, творческим, интонации, передающие настроение персонажей песни, должны меняться в соответствии с сюжетом песни.

Принцип сочетания индивидуального и комплексного подходов в обучении фольклорной традиции исполнения предполагает соединение коллективного творчества с индивидуальным, слияние в единое целое различных исполнителей с полным сохранением свободы выражения своих чувств каждого члена коллектива. Внутри ансамбля распределяются роли ведущего и ведомого, причем роли меняются в процессе исполнения.

Принцип синкретизма предполагает использование на занятиях различных видов деятельности - пения, танцев, игры на инструментах. При разучивании песни синкретизм проявляется в том, что почти одновременно детьми разучиваются и напев, и текст, причем все это сопровождается жестами, движениями, идущими от образа песни, и танцевальными движениями.

Принцип доверительного общения педагога и детей предполагает открытые, эмоциональные отношения участников фольклорного действа, артистизм и импровизацию педагога, умеющего создать настроение в коллективе. Все это должно привести к радостному, естественному состоянию детей, их раскрепощению, творческому вдохновению.

Принцип ансамблевости обучения позволит научить приспосабливать свой голос к общему звучанию, органично включая его в общее исполнение. Педагог должен обращать внимание на эмоциональность совместного исполнения песни, не фиксируя вначале внимание на «технических навыках» и деталях [11].

Освоение народной песни отличается большим своеобразием и требует от педагога реализации всех принципов, отражающих специфику музыкального фольклора.

Разучивание народной песни представляет процесс передачи настроения, эмоций. Достигнув определенных успехов в освоении народной манеры пения учащимися, педагог, повторяя песню, может исполнять ее с разной интонацией, варьировать напев, побуждая тем самым детей к поискам своих подголосков и интонаций [13].

Перед каждым повторением песни или фразы, для чистоты интонирования, необходима настройка на главный и побочный опорный тон. Для улучшения строя благоприятствуют: пение на «т£», «тр», способствующее координации слуха и голоса, снятию напряжения, а также интонирование в пределах рабочего диапазона («до - соль») на удобной для детей высоте.

В ходе разучивания закрепляется определенный характер и манера исполнения, которая во многом определяется как жанром песни, так и местными диалектными особенностями. Например, заклички дождя, солнца скандируются, исполняются громко; колядки интонируются как бы «крича», с напором, ясным, открытым звуком; плясовые песни исполняются ярко, с задором, светлым, звенящим, резковатым звуком; потешки, прибаутки - с ориентацией на выразительность речевой интонации; звук меняет окраску в зависимости от образа персонажа, но в целом это напевное или мелодекламационное исполнение, окрашенное лаской, шуткой, задором; колыбельные песни исполняются нежно и светло; лирические песни интонируются густым, несколько резковатым звуком [11].

Параллельно с работой над выразительностью исполнения ведется работа над вокально-хоровыми навыками, отражающими специфику народного пения. Она предполагает следующее: естественное, без крика, в опоре на разговорное начало, пение; свободное звукоиз-влечение, формирование немного открытого, светлого, «близкого» звука; четкую, упругую дикцию; «цепное» дыхание; использование как головных, так и грудных резонаторов [14].

В ходе разучивания песни обращается внимание на раскрепощенность певцов, на взятие спокойного, естественного вдоха; ведется работа над дикцией, которая определяется интонационным богатством речи. При этом согласные произносятся либо медленно, либо быстро, в зависимости от логического ударения в песне; шипящие произносятся быстро.

Итак, можно выделить следующие методы и приемы активизации музыкального восприятия участников фольклорного ансамбля в процессе разучивания песни: выразительное проговаривание поэтического текста, запоминание, анализ, запись слогоритма, сольфеджи-рование, ритмическое и мелодическое варьирование, поиски собственной исполнительской интонации.

Говоря о манере исполнения народной песни, вначале она должна формироваться на основе речевого интонирования, затем опираться на местное своеобразие манеры исполнения, а также учитывать жанровые и функциональные особенности народной песни. Для создания ритмического сопровождения необходимо использовать национальные музыкальные инструменты, чаще всего шумовые.

В ходе исполнения народной песни в фольклорном ансамбле дети изучают как народные танцевальные движения, которые распространены у разных народов - приседания, хлопки, притопы, так и своеобразные танцевальные движения русского народа («дробушки» в «две ноги», «в три ноги», «каблучки», «ковырялочка», «елочка», «гармошка», подскоки и др.) [15].

Навыки исполнения народных песен в фольклорном ансамбле включают в себя навыки фольклорного интонирования (плавное звуковедение; естественное звукообразование; использование как головных, так и грудных резонаторов; импровизационный подход к исполнению напева и текста); навыки движения под пение; навыки исполнения многоголосных напевов гетерофонного стиля, стиля двух-, трех-, четырехголосной бурдонной полифонии и др.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева) по теме: «Социализация детей и подростков в условиях дополнительного образования средствами искусства» (руководитель - Л. П. Карпушина; рег. № 16-213, дата рег.: 28.05.2020).

Список литературы

1. Концепция развития дополнительного образования детей. URL: http://dop-obrazovanie.com/obsuzhdaem-proekti/1234-kontseptsiya-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej (дата обращения: 08.11.2019).

2. Алексеев В. В. Русская народная песня в начальной школе. Оса: Росстанина-Каме, 1994. 78 с.

3. Балашова С. С. Музыкальный фольклор и школа // Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. С. 126-228.

4. Беляева Л. С. Русская народная музыкальная педагогика: учеб. пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов и колледжей. Мурманск: МГПИ, 2001. 78 с.

5. Калугина Н. В. Методика работы с русским народным хором. М.: Музыка, 1977. 254 с.

6. Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных общеобразовательных учреждениях на примере земледельческих праздников: пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей. М.: Гном-Пресс, 2000. 186 с.

7. Науменко Г. М. Фольклорная азбука: учеб. пособие для начальной школы. М.: Академия, 1996. 136 с.

8. Шамина Л. В. Школа русского народного пения. М.: МГФЦ «Русская песня», 1997. 85 с.

9. Куприянова Л. Л. Русский фольклор. Факультативная программа // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. М.: Дрофа, 2001. С. 269-280.

10. Явгильдина З. М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1998. 263 с.

11. Козлова Т. А., Чернова Е. В. Вокально-хоровое воспитание в школе: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2014. 165 с.

12. Карпушина Л. П. Народная музыкальная культура в контексте диалога Космо-Психо-Логоса этносов // Диалог культур в глобальном мире: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Изд-во Московского ун-та, 2017. С. 189-205.

13. Асафьев Б. В. О народной музыке / сост. И. Земцовский, А. Кунакбаева. Л.: Музыка, 1987. 248 с.

14. Карпушина Л. П. Освоение мордовского музыкального фольклора в аспекте этнокультурного подхода к образованию и социализации учащихся общеобразовательных учреждений // Музыкальная культура финно-угорских народов: проблемы изучения, сохранения и приемственности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Музыкальная культура финно-угорских народов: проблемы изучения, сохранения и приемственности», 2015 г. / сост. С. А. Исаева. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2015. С. 74-77.

15. Карпушина Л. П. Теория и практика изучения музыкального искусства Мордовии в дошкольных общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2017. 192 с.

Козлова Тамара Алексеевна, кандидат исторических наук, доцент, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Республика Мордовия, Россия, 430007). E-mail: toma_68@mail.ru

Карпушина Лариса Павловна, доктор педагогических наук, профессор, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Республика Мордовия, Россия, 430007). E-mail: lkarpushina@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 01.10.2020

DOI: 10.23951/2307-6127-2020-6-61-66

FORMATION OF FOLK SONG PERFORMANCE SKILLS IN THE FOLKLOR ENSEMBLE UNDER THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

T. A. Kozlova, L. P. Karpushina

Mordovian State Pedagogical Universitete named after M. E. Evsevyev, Saransk,

Russian Federation

At present, additional education is especially important, within the framework of which a person's upbringing begins with an introduction to folk traditions, musical folklore. One of the forms of involving children in folk singing performance is a folklore ensemble, in the classroom of which the skills of performing folk songs are formed. The methodological guidelines were complex, dialectical, comparative-contrastive, logical approaches, as well as theoretical analysis of psychological, pedagogical and methodological literature. In the course of the research, the process of forming the skills of performing songs within the framework of folk traditions in a folklore ensemble, carried out in conditions of additional education, has been substantiated. The skills of performing folk songs in a folklore ensemble include: skills of folklore intonation (smooth sound science; natural sound formation; use of both head and chest resonators; improvisational approach to singing and lyrics); singing skills; skills in performing polyphonic tunes of heterophonic style, style of two-, three-, four-voice drone polyphony, etc. The main repertoire of the folklore ensemble is samples of folk musical art. Folk musical art is an art of a special kind, which is characterized by tradition, syncretism, variability, collectivity, emotional saturation, a combination of the universal and the national. Taking into account these features of musical folklore leads to the definition of special pedagogical principles for mastering folk musical art. One of the leading principles on which the development of musical folklore is based is the legibility of the transmission of musical material. The principle of improvisation comes from the very nature of folk art. He suggests that the development of folklore should be creative. The principle of combining individual and integrated approaches in teaching the folklore tradition of performance presupposes the combination of collective and individual creativity. The principle of syncretism involves the use of various types of activities in the classroom - singing, dancing, playing instruments. The principle of confidential communication between a teacher and children presupposes open, emotional relations between the participants of the folklore action. The principle of ensemble teaching will allow you to teach how to adapt your voice to the overall sound, organically including it in the overall performance. The mastering of a folk song is distinguished by its great originality and requires the teacher to implement all the principles that reflect the specificity of musical folklore.

Keywords: additional education, ensemble, folklore ensemble, performing skills.

References

1. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [The concept of development of additional education of children] (in Russian). URL: http://dop-obrazovanie.com/obsuzhdaem-proekti/1234-kontseptsiya-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej. (accessed 11 August 2019).

2. Alekseyev V. V. Russkaya narodnayapesnya v nachal'noy shkole [Russian folk song in elementary school]. Osa, Rosstanina-Kame Publ., 1994. 78 p. (in Russian).

3. Balashova S. S. Muzykal'nyy fol'klor i shkola [Musical folklore and school]. Sputnik uchitelya muzyki [Music teacher's guide]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1993. Pp. 126-228 (in Russian).

4. Belyayeva L. S. Russkaya narodnaya muzykal'naya pedagogika: uchebnoye posobiye dlya prepodavateley i studentovpedagogicheskikh vuzov i kolledzhey [Russian folk music pedagogy: a manual for teachers and students of pedagogical universities and colleges]. Murmansk, MGPI Publ., 2001. 78 p. (in Russian).

5. Kalugina N. V. Metodika raboty s russkim narodnym khorom [Methods of working with the Russian folk choir]. Moscow, Muzyka Publ., 1977. 254 p. (in Russian).

6. Mel'nikova L. I., Zimina A. N. Detskiy muzykal'nyy fol'klor v doshkol'nykh obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh naprimere zemledel'cheskikh prazdnikov: posobiye dlya metodistov, vospitateley i muzykal'nykh rukovoditeley [Children's musical folklore in preschool educational institutions as an example of agricultural holidays: a manual for methodologists, educators and musical leaders]. Moscow, Gnom-Press Publ., 2000. 186 p. (in Russian).

7. Naumenko G. M. Fol'klornaya azbuka: uchebnoye posobiye dlya nachal'noy shkoly [Folk alphabet: textbook for elementary school]. Moscow, Akademiya Publ., 1996. 136 p. (in Russian).

8. Shamina L. V. Shkola russkogo narodnogopeniya [School of Russian folk singing]. Moscow, MGFC "Russkaya Pesnya" Publ., 1997. 85 p. (in Russian).

9. Kupriyanova L. L. Russkiy fol'klor. Fakul'tativnaya programma [Russian folklore. Optional program]. Programmno-metodicheskiye materialy. Muzyka. Nachal'naya shkola [Methodological materials. Music. Elementary School]. Moscow, Drofa Publ., 2001. Pp. 269-280 (in Russian).

10. Yavgil'dina Z. M. Tatarskiy detskiy fol'klor kak sredstvo vospitaniya muzykal'no-esteticheskogo interesa u detey mladshego shkol'nogo vozrasta. Dis. kand. ped. nauk [Tatar children's folklore as a means of educating musical and aesthetic interest in children of primary school age. Diss. cand. ped. sci.]. Kazan, 1998. 263 p. (in Russian).

11. Kozlova T. A., Chernova Ye. V. Vokal'no-khorovoye vospitaniye v shkole: uchebnoye posobiye [Vocal-choral education at school: a training manual]. Saransk, MordGPI, 2014.165 p. (in Russian).

12. Karpushina L. P. Narodnaya muzykal'naya kul'tura v kontekste dialoga Kosmo-Psikho-Logosa etnosov [Folk musical culture in the context of the dialogue of the Cosmo-Psycho-Logos of ethnic groups]. Dialog kul'tur v global'nom mire: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Dialogue of cultures in the global world: a textbook for students of higher educational institutions]. Moscow, Moscow University Publ., 2017. Pp. 189-205 (in Russian).

13. Asaf'yev B. V, Zemtsovsky I., Kunakbaeva A. (Comp.) O narodnoy muzyke [On folk music]. Saint Petersburg, Muzyka Publ., 1987. 248 p. (in Russian).

14. Karpushina L. P. Osvoyeniye mordovskogo muzykal'nogo fol'klora v aspekte etnokul'turnogo podkhoda k obrazovaniyu i sotsializatsii uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy [The development of Mordovian musical folklore in the aspect of the ethnocultural approach to education and socialization of students of secondary schools]. In: Isaev S. A. (Comp.) "Muzykal'naya kul'tura finno-ugorskikh narodov: problemy izucheniya, sokhraneniya i priyemstvennosti", vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya s mezhdunarodnym uchastiyem ["The Musical Culture of the Finno-Ugric Peoples: Problems of Study, Preservation and Succession", the Russian national scientific and practical conference with the international participation]. Saransk, Mordovian University Publ., 2015. Pp. 74-77 (in Russian).

15. Karpushina L. P. Teoriya i praktika izucheniya muzykal'nogo iskusstva Mordovii v doshkol'nykh obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh: uchebnoye posobiye [Theory and practice of studying the musical art of Mordovia in preschool educational institutions: textbook]. Saransk, MordGPI Publ., 2017. 192 p. (in Russian).

Kozlova T. A., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Mordovian State Pedagogical Universitete named after M. E. Evsevyev (ul. Studencheskaya, 11A, Saransk, The Republic of Mordovia, Russian Federation, 430007). E-mail: toma_68@mail.ru

Karpushina L. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Mordovian State Pedagogical Universitete named after M. E. Evsevyev (ul. Studencheskaya, 11A, Saransk, The Republic of Mordovia, Russian Federation, 430007). E-mail: lkarpushina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.