Искусствоведение
УДК 784.4 (470.621)
ББК 85.313 (2Рос.Ады)
Б 27
Басте А.К.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-исполнительских дисциплин Адыгейского государственного университета:e-mail:[email protected]
Воитлева Н.А.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-исполнительских дисциплин Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]
Адыгские народные песни в репертуаре фольклорного ансамбля «Ащамэз»
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассматривается творчество фольклорного ансамбля «Ащамэз», репертуар которого включает народные песни, а также песни композиторов Адыгеи. Краткий обзор исполняемого коллективом репертуара дает представление о характерных особенностях народнопевческих традиций адыгов. Обращаясь к обрядовым, историческим, героическим, а также современным песням, коллектив ансамбля тем самым вносит огромный вклад в возрождение и сохранение музыкально-песенной культуры адыгов. Созданный как детский коллектив, сегодня «Ащамэз» является успешным мужским фольклорным ансамблем, победителем многочисленных конкурсов и фестивалей.
Ключевые слова:
Народная песня, фольклорный ансамбль, адыгское песнетворчество.
Baste A.K.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Musical Performing Disciplines, the Adyghe State University, e-mail:[email protected]
Voitleva N.A.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Musical Performing Disciplines, the Adyghe State University, e-mail: [email protected]
The Adyghe folk songs in the repertoire of the Aschamez folklore ensemble
Abstract:
This work studies creativity of the Aschamez folklore ensemble, the repertoire of which includes folk songs and songs created by composers of Adyghea. The short review of the repertoire performed by the ensemble sheds light on the typical features of the folk singing traditions of the Adyghes. Addressing ceremonial, historical, heroic and modern songs, the ensemble thereby makes a great contribution to revival and maintaining musical song culture of the Adyghes. Created as children's ensemble, nowadays Aschamez is a successful men's folklore ensemble, the winner of numerous competitions and festivals.
Keywords:
Folk song, folklore ensemble, Adyghe song creativity.
Народная песня, как и всякое искусство, является средством воспитания творческого начала в человеке. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, песни составляют национальное богатство народа, раскрывая его духовную красоту, психологию, мировоззрение, быт и нравы. Народнопесенное творчество адыгов представлено четырьмя основными традиционными формами исполнения: одиночным пением с участием только одного солиста, групповым пением с участием только группы певцов, сольно-групповым пением и пением с аккомпанирующим музыкальным инструментом. Также сформировались и соответствующие традиционные виды фактуры песен: вокальное одноголосие, выраженное в произведениях одиночного либо унисонно-группового пения; вокальное многоголосие в произведениях сольно-групповой традиции исполнения; вокально-инструментальное многоголосие [1].
Народные песни адыгов одиночного исполнения в наибольшем количестве представлены в жанрах обрядовых песен и бытовой лирики. Адыгское вокальное многоголосие - это где и солист, и под-певка (жъыу) являются органически взаимосвязанными, но в тоже время автономными и контрастными.
Песенная культура адыгов совершенствуется, усложняется сама песенная форма. В развитии и сохранении адыгского народного искусства главенствующая роль принадлежит личностям, несущим особую социальную функцию, - музыкантам, которые являются носителями народного искусства. Таковым является и фольклорный ансамбль «Ащамэз». Название ансамбля происходит от имени героя нартского эпоса Ащамэз, который известен как легендарный музыкант - участник всех нартских увеселений. «Ему приписывается создание адыгских народных
инструментов камыля (флейты) и пхачича (трещотки)» [2:46].
Любовь к народной музыке, музыкальность членов ансамбля способствует выполнению задач по сохранению и пропаганде адыгского музыкального фольклора. Богатство песнетворчества и песнопения наглядно прослеживается в жанровом разнообразии народных песен, к которым обращаются исполнители ансамбля «Ащамэз». Разучиваемые песни обычно состоят из двух партий: партия солиста (къыхэзыдзэрэр - запевала) и хоровая партия (жъыу - подпевка).
Например особый прием чередования партий солиста и хора имеет сольно-групповая форма трудовых песен. Солист ведет за собой хор, который то повторяет за солистом мелодические ходы-попевки, то продолжает музыкальную мысль солиста и завершает построение музыкальной фразы. Эти песни исполнялись, когда преобладал ручной труд и на работу выходило большое количество людей. Со временем многие трудовые песни потеряли свое бытование, так как менялись способы трудовой деятельности. Сегодня их можно услышать в исполнении музыкантов фольклорных коллективов, в том числе ансамбля «Ащамэз».
Обрядовые песни разнообразны и многочисленны, своими корнями уходят в глубь веков. Одно из важных мест принадлежит свадебным песням («Нысэщэ орэд», «Си Пакъ» и др.). Свадебные песни (наиболее многочисленные в обрядовых) дошли до наших дней как живая история народного песнетворчества. Многие из них и сейчас бытуют в народе. На концертных площадках исполнение свадебных песен ансамблем «Ащамэз» сопровождается танцевальными движениями хороводного танца удж-хурае, который на свадебных торжествах исполнялся как заключительный танец.
Подвиги героев-нартов воспеваются в нартских песнях, исполняемых фольклорным коллективом. Все нартские песни исполнялись мужчинами и поэтому состав ансамбля «Ащамэз» позволяет включать в свой репертуар эти песни. Например, для песен о нарте Саусырыко характерно наличие краткой мелодико-ритмической попевки в партиях солиста и хора, которые чередуются между собой. Для песен о нартах Патарэзе и Аща-мэзе типична усложненная партия солиста, кроме того, в песне об Ащамэзе конец сольной партии накладывается на начало партии хора и появляется двухголосие.
Если нартские песни воспевают героев нартского эпоса, то исторические песни повествуют о настоящих исторических событиях. В репертуар ансамбля «Ащамэз» вошли такие историко-героические песни как «Къоджэбэр-дыкъо Мыхьамэт», «Айдэмыркъан» и другие. Эти песни во многом предназначались молодым людям, чтобы юноши могли вырасти смелыми воинами, патриотами, достойными представителями своего народа.
И лирико-эпические песни можно услышать в исполнении ансамбля. Поют их с так называемым бурдонным жъыу, основанном на одном или нескольких выдержанных тонах. Здесь жъыу выполняет роль бурдонного фона, не обладающего своей тематической автономией. «Такого рода бурдонный жъыу не обладает достаточной интонационной яркостью и отчетливо выраженными ритмическими контурами» [1: 224].
Безусловно, репертуар фольклорного ансамбля не может не включать шуточно-сатирические песни, тем более, что это кроется в самом характере адыгского народа. «Кроме смеховой функции шуточно-сатирические песни несли в себе и воспитательную функцию. Осмеяние, направленное на выявление самых негативных личностных и общественных сторон, всегда имело целью их исправле-
ние и устранение» [2: 72]. Песни «Мэзгу-ащ», «Цырац» в исполнении ансамбля популярны среди слушателей.
Поистине народными можно назвать и авторские песни, которые уже воспринимаются слушателями, да и многими музыкантами, как народные. Это песни У Тхабисимова «Си нан», А. Кулова «Фэсыжъапщи», «Лъэпэрышъу» и многие другие. Авторам песен свойственно углубленное проникновение в сущность народного искусства, подлинное увлечение фольклором. Зачастую сложно определить, где имеет место цитирование, а где звучит оригинальная мелодия. Эти песни нашли широкий отклик в народе благодаря интонационной доверительности и крылатости музыкальной мысли, четкости форм и удачно найденным текстам. Авторы этих песен проявили себя приверженцами мелодического начала, сторонниками реализации художественных замыслов посредством своего национального интонационного языка. Репертуар многих солистов-вокалистов и музыкальных коллективов включает множество песен композиторов Адыгеи, исключением не стал и фольклорный ансамбль «Ащамэз». Оригинальные аранжировки песен, исполняемых коллективом, способствуют «осовремениванию» музыкального материала.
Члены ансамбля «Ащамэз» с юных лет поют народные песни, которые они сегодня исполняют как в традиционном варианте (под аккомпанемент струнно-смычкового инструмента «шичепщин» и без сопровождения), так и в современной обработке (с использованием фонограмм) [3]. Становление ансамбля от самодеятельного, учебного (в рамках фольклорного кружка Центра национальной культуры, базирующегося при Адыгейской республиканской гимназии) - до концертирующего коллектива (в структуре муниципального творческого объединения «Ошад» при администрации МО «Город Майкоп») происходило более десяти лет. Уникальность коллектива не только в том,
что молодые люди с детского возраста исполняют старинные адыгские песни, но и в том, что это один из не многих мужских ансамблей в Южном федеральном округе России, воссоздающий именно мужскую
народнопевческую традицию. Сегодня ансамбль, являясь лауреатом, дипломантом международных и всероссийских конкурсов и фестивалей известен не только в Адыгее, но и далеко за ее пределами.
Примечания:
1. Блаева Т. А. Традиционные виды фактуры адыгских народных песен // Культура и быт адыгов. Этнографические исследования. Майкоп, 1988. Вып. 7. С. 219-229.
2. Шу Ш.С. О народном музыкальном творчестве адыгов. Майкоп,1992.
3. Басте А.К., Митус И.В. Концертная деятельность фольклорного ансамбля «Аще-мэз» как направление в воссоздании адыгской народнопевческой традиции // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2014. Вып. 3. С. 163-167.
References:
1. Blaeva T.A. Traditional types of texture of Adyghe folk songs // Culture and life of the Adyghes. Ethnographic research. Maikop, 1988. Iss. 7. P. 219-229.
2. Shu Sh.S. On the folk music of Adyghes. Maikop, 1992.
3. Baste A.K., Mitus I.V. The concert activity of "Ashchemez" folk group as a new wave in recreating the Adyghe folk singing tradition // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2014. Iss. 3. P. 163-167.