Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО - ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ ЮНОШЕЙ 10 КЛАССОВ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНЫХ СБОРОВ В КУРСЕ ОБЖ'

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО - ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ ЮНОШЕЙ 10 КЛАССОВ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНЫХ СБОРОВ В КУРСЕ ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ СБОРЫ / ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫЕ НАВЫКИ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТАРШИЕ КЛАССЫ / TRAINING CAMPS / MILITARY-APPLIED SKILLS / TRAINING CAMP PROGRAM / BASICS OF LIFE SAFETY / SENIOR CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубь Елена Юрьевна, Седымов Алексанр Викторович

В статье проведен анализ статистических данных по формированию военно-прикладных навыков юношей 10 классов в ходе проведения учебных сборов в рамках предмета ОБЖ. В ходе исследования были определены уровни развития следующих военно-прикладных умений: переползания; неполной разборкисборки АК-74; метания ручных имитационных (учебных) гранат по неподвижным целям; стрельбы по учебным мишеням; подбору и надеванию противогаза; одеванию одежды химической защиты; преодолению полосы препятствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубь Елена Юрьевна, Седымов Алексанр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО - ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ ЮНОШЕЙ 10 КЛАССОВ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНЫХ СБОРОВ В КУРСЕ ОБЖ»

образовательные ресурсы и инструменты, обеспечивающие успешную реализацию процесса обучения.

Литература:

1.Макусева Т.Г. Модель индивидуально-ориентированного обучения // Вестник Казанского

УДК 37.037.1

ГРНТИ 14.07.09

государственного технологического университета. - Казань, 2012. - №12. - С. 327-331

2.Асламова Т.В. Создание

индивидуализированного обучающего контента с применением интерактивных технологий //Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 4. С. 242-246.

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО - ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ ЮНОШЕЙ 10 КЛАССОВ _ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНЫХ СБОРОВ В КУРСЕ ОБЖ_

Голубь Елена Юрьевна

Доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «СибГУФК»

г. Омск

Седымов Алексанр Викторович

Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «СибГУФК»

г.Омск

АННОТАЦИЯ

В статье проведен анализ статистических данных по формированию военно-прикладных навыков юношей 10 классов в ходе проведения учебных сборов в рамках предмета ОБЖ. В ходе исследования были определены уровни развития следующих военно-прикладных умений: переползания; неполной разборки-сборки АК-74; метания ручных имитационных (учебных) гранат по неподвижным целям; стрельбы по учебным мишеням; подбору и надеванию противогаза; одеванию одежды химической защиты; преодолению полосы препятствий.

ANNOTATION

The article analyzes statistical data on the formation of military-applied skills of young men in grades 10 during training sessions in the framework of the subject of OBZH. In the course of the study, the levels of development of the following military-applied skills were determined: crawling; incomplete disassembly-Assembly of AK-74; throwing hand-held imitation (training) grenades at stationary targets; shooting at training targets; selecting and putting on a gas mask; putting on chemical protection clothing; overcoming obstacle courses.

Ключевые слова: учебные сборы, военно-прикладные навыки, основы безопасности жизнедеятельности, старшие классы.

Key words: training camps, military-applied skills, training camp program, basics of life safety, senior classes.

На сегодняшний день вопрос подготовки молодежи к военной службе остается одним из приоритетных направлений в развитии военной организации и строительстве Вооруженных Сил России, и ему уделяется особое внимание на самом высоком уровне. Многие десятилетия в нашей стране действовала эффективная система подготовки молодёжи к военной службе. В школах и секциях ДОСААФа школьников знакомили с воинскими традициями, специальностям. Такая система подготовки должна быть востребована и в наши дни.

Особое место в подготовке молодежи к военной службе занимают в этой системе на сегодняшний день общеобразовательные организации, которые в рамках учебных сборов имеют все необходимые ресурсы, сформировать положительное отношение к службе в армии и необходимые военно-прикладные умения и навыки для дальнейшей военно-профессиональной деятельности.

На основании приказа Министра обороны и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24 февраля 2010 года «Об

утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях и учебных пунктах» 5-тидневные учебные сборы для юношей являются завершающим этапом освоения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», которые проводятся общеобразовательным учреждением в конце учебного года в 10-х классах, с целью совершенствования умений и навыков в области огневой, строевой подготовки, прикладной подготовке в области гражданской защиты [1, с.7].

Однако недостаточное количество времени, выделяемое на военно-прикладную подготовку при организации учебных сборов с обучающимися старших классов, а также необходимость развития в короткие сроки военно-прикладных умений и навыков по строевой, огневой подготовке, подготовке в области химической и радиационной защиты требуют от учебных сборов в рамках ОБЖ повышения их эффективности на основе оптимизации процесса обучения, направленного на совершенствование прикладных умений, наиболее

важных для дальнейшей военно-профессиональной деятельности, отраженные в качестве метапредметных результатов обучения по предмету ОБЖ в Федеральном государственном стандарте общего среднего образования [2, с. 15].

Отдельные организационно-правовые

вопросы проведения учебных сборов с юношами 10 классов в общеобразовательных организациях рассматривались в работах Е.Ю. Голубь, Седымова А.В. [3, с.43]. Естественно, эти труды не охватывают всего спектра существующих перед общеобразовательными учреждениями проблем по организации и проведению учебных сборов, формированию военно-прикладных навыков у обучающихся. Нельзя не отметить, что на сегодняшний день требуется обобщить, систематизировать и в некоторых случаях переосмыслить назначение, структуру и содержание данного социального института, т.к. перед образовательным процессом по ОБЖ встает задача развития в короткие сроки военно-прикладных умений и навыков по строевой, огневой подготовке, подготовке в области химической и радиационной защиты.

В связи с этим обозначилось следующее противоречие: между требованиями

общеобразовательной школы к выпускникам, на приобретение ими ряда военно-прикладных умений, необходимых для ускорения адаптации к потенциально опасным видам деятельности, с одной стороны, и слабой теоретико-методической разработанностью технологий и методов формирования военно-прикладных умений старших школьников в рамках учебных сборов, с другой стороны.

Цель исследования - комплексное изучение организационно-методических основ

формирования военно-прикладных умений юношей 10 классов в рамках проведения учебных сборов.

Объект исследования - процесс формирования военно-прикладных умений старших школьников

Предмет исследования - военно-прикладные умения учащихся 10 классов.

Перед исследованием были поставлены следующие задачи: 1) определить методики оценки

(виды нормативов) военно-прикладных умений у обучающихся 10 кассов; 2) выявить уровень сформированности умений военно-прикладного характера у старших школьников в ходе прохождения учебных сборов по ОБЖ

Для определения уровня военно-прикладных умений обучающихся старших классов нами проводились контрольные замеры военно-прикладных умений по: переползанию; неполной разборке-сборке АК-74; метанию ручных учебно-имитационных (учебных) гранат; стрельбе по учебным мишеням.

Оценка нормативов производилась в соответствие с «Инструкцией об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) Общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах», разработанные приказом Министра обороны Российской Федерации и Министра образования и науки Российской Федерации от 24.02.201 года № 96/134 [1, с.8-9].

Критериями оценки сформированности умения переползания являются время передвижения и наличие ошибок в технике выполнения передвижения.

Распределение показателей данного умения по количеству школьников получивших оценку «5», «4», «3», «2» представлено на рисунке 1.

В 10 1 3 (17,6%) школьника выполнили норматив на оценку «отлично», 6 человек (35,2%) на оценку «хорошо», 8 (47,1%) человек на оценку «удовлетворительно». В 10 2 норматив на оценку «отлично» не выполнил никто, 8 (57,1%) человек на оценку «хорошо», 6 (42,9%) человек на оценку «удовлетворительно». В 10 3 5 (20%) школьника выполнили норматив на оценку «отлично», 7 человек (35%) на оценку «хорошо», 8 (40%) человек на оценку «удовлетворительно». В 10 4 2 (11,8%) школьника выполнили норматив на оценку «отлично», 6 человек (35,2%) на оценку «хорошо», 9 (52,9%) человек на оценку «удовлетворительно».

Рис. 1. Сформированность умения переползания у школьников 10 классов

Среди ошибок при выполнении данного «переползания» по-пластунски обучающиеся не норматива можно выделить такие как: для ложатся плотно к земле; не кладут оружие на

предплечье правой руки; не достаточно подтягивают правую (левую) ногу и одновременно не вытягивают левую (правую) руку как можно дальше; при передвижении, поднимают таз; поднимают высоко голову.

В 10 1 3 (17,6%) школьника выполнили норматив по сборке и разборке АК-74 на оценку «отлично», 8 человек (47,1%) на оценку «хорошо», 6 (35,2%) человек на оценку «удовлетворительно» (рис.2). В 10 2 4 (28,5%) школьника выполнили на оценку «отлично», 6 (42,9%) человек на оценку «хорошо», 4 (28,5%) человек на оценку «удовлетворительно». В 10 3 7 (35%) школьника выполнили норматив на оценку «отлично», 8 человек (40%) на оценку «хорошо», 5 (25%) человек на оценку «удовлетворительно». В 10 4 4 (23,5%) школьника выполнили норматив на оценку «отлично», 5 человек (29,4%) на оценку «хорошо», 8 (47,1%) человек на оценку «удовлетворительно» (рис. 2).

Среди ошибок при выполнении данного норматива можно выделить такие как: учащимися не осуществлена проверка патрона в патроннике, спуск курка с боевого взвода произведён не в положении автомата под углом 45 - 60° от поверхности стола; не соблюдается последовательность при разборке и сборке автомата; отделение затвора от затворной рамы произведено одной рукой, бросание затвора на стол (землю); при сборке автомата не произведён спуск

Критериями оценки сформированности умения по неполной сборки-разборке АК-74 являются время передвижения и наличие ошибок в технике сборке и разборке.

курка с боевого взвода и автомат не поставлен на предохранитель.

Данные уровня сформированности умений школьников по разделу «Огневая подготовка» представлены на рисунках 3,4,5. Критериями оценки сформированности умения по метанию учебной гранаты являются время метания и наличие ошибок в технике метания (одновременно 2-мя гранатами или 1-ой)

В 10 1 4 (23,5%) школьника выполнили норматив по метанию учебной гранаты из положения стоя на оценку «отлично», 9 человек (53%) на оценку «хорошо», 4 (23,5%) человек на оценку «удовлетворительно». В 10 2 2 ( 14,3%) школьника выполнили на оценку «отлично», 10 (71,4%) человек на оценку «хорошо», 2 ( 14,3%) школьника на оценку «удовлетворительно». В 10 3 3 (15%) школьника выполнили норматив на оценку «отлично», 12 человек (60%) на оценку «хорошо», 5 (25%) человек на оценку «удовлетворительно». В 10 4 2 (11,7%) школьника выполнили норматив на оценку «отлично», 9 человек (53 %) на оценку «хорошо», 6 ( 35,2%) человек на оценку «удовлетворительно» (рис. 3).

102 103

класс

I Оцека "5"

I Оценка "4"

I Оценка "3"

10 1

10 4

Рис. 2. Сформированность умения сборки - разборки АК-74 у школьников 10 классов

Рис. 3. Сформированность умения метания учебной гранаты из положения стоя

Рис. 4. Сформированность умения метания учебной гранаты из положения на ходу

И 8 * 6

102 103

класс

Оцека "5" ■ Оценка "4" ■ Оценка "3"

12

S 10

4

2

0

10 1

10 4

В 10 1 норматив по сметанию учебной гранаты из положения на ходу на оценку «отлично» не выполнил ни один школьник, 11 человек (64,7 %) на оценку «хорошо», 6 (35,3%) человек на оценку «удовлетворительно». В 10 2 лишь 1 (7,1 %) школьник выполнил норматив на оценку «отлично», 7 (50 %) человек на оценку «хорошо», 6 (42,9%) человек на оценку «удовлетворительно». В 10 3 норматив на оценку «отлично» не выполнил ни один ученик, 16 человек (80%) на оценку «хорошо», 4 (20 %) обучающихся на оценку «удовлетворительно». В 10 4 1 (5,9%) школьник выполнил норматив на оценку «отлично», 4 человек (23,5%) на оценку «хорошо», превалирующее большинство 11 (64,8%) человек на оценку «удовлетворительно» (рис. 4).

В 10 1 норматив по стрельбе по неподвижным мишеням из положения лежа на оценку «отлично» выполнили 6 человек (35,3%) школьник, также 6 человек (35,3%) выполнили его на оценку «хорошо», 5 (29,4%) человек на оценку «удовлетворительно». В 10 2 лишь 4 (28,5%) школьника выполнили норматив на оценку «отлично», 7 (50%) человек на оценку «хорошо», 3 (21,4%) школьника на оценку

Среди типичных ошибок при выполнении данного норматива можно выделить такие как: потеря прямолинейности движения в разбеге, низкое положение руки с гранатой перед броском; ученик преждевременно наваливается вперед при запоздалом захвате.

Результаты стрельбы по мишеням из положения лежа показали следующее: во всех исследуемых классах данное умение сформировано на среднем уровне (в 101 среднее значение равно 17,1 очков; в 10 2 соответствует 17,9 очкам; в 10 3 17,4; в 10 4 среднее значение равно 16,7). Процентное распределение оценок по данному нормативу среди четырех классов представлены нами на рисунке 5.

«удовлетворительно». В 10 3 норматив на оценку «отлично» выполнили 6 учеников (30%), 10 человек (5%) на оценку «хорошо», 4 ( 20 %) обучающихся на оценку «удовлетворительно». В 10 4 2 (11,8%) школьника выполнили норматив на оценку «отлично», 11 человек (64,7%) на оценку «хорошо», 4 (23,5%) человека на оценку «удовлетворительно».

Рис. 5. Сформированность умения стрельбы по мишеням из положения лежа у школьников 10 классов

Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты, свидетельствуют о низком уровне сформированности военно-прикладных умений старших школьников (по большинству показателей) и убеждают нас в том, что часы, отводимые на теорию в рамках сборов необходимо сокращать, а увеличивать объем практических занятий, направленных на совершенствование военно-прикладных умений школьников.

Список литературы

1.Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных

пунктах [Текст]: Приказ Минобороны Российской Федерации и Минобрнауки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 // Министерство обороны и министерство науки. - 2010 . - 4 марта - С.7

2.Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Текст]: приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 // Собр. законодательства. - 2012. - 27 мая. -С. 14.

3.Голубь Е.Ю., Седымов А.В. Учебные сборы по основам безопасности жизнедеятельности как средство формирования военно - прикладных навыков юношей старших классов / Е.Ю. Голубь, А.В. Седымов //«Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы». Сборник публикаций научного журнала «Chronos» выпуск 7 (44) г. Москва: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). - М: Научный журнал «Chronos», 2020. - С. 42-47

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОГО НАВЫКА ВЛАДЕНИЯ СТОЙКОЙ НА РУКАХ НА РАЗНОВЫСОКИХ БРУСЬЯХ У ГИМНАСТОК 10-13 ЛЕТ

Светлана Ивановна Кайдаш

доцент кафедры теории и методики гимнастики Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московская государственная академия физической культуры»

п. Малаховка

АННОТАЦИЯ

Методика формирования базового навыка владения стойкой на руках на разновысоких брусьях позволит повысить уровень специальной физической и технической подготовленности гимнасток 10-13 лет, а также результативность соревновательной деятельности.

Ключевые слова: стойка на руках, разновысокие брусья, базовые упражнения, базовый навык, отмах в стойку, оборот в стойку, специальная техническая подготовка, спортивная гимнастика.

АКТУАЛЬНОСТЬ. В настоящее время в комбинациях высококвалифицированных

гимнасток на разновысоких брусьях наблюдается ярко выраженная тенденция увеличения количества полетных упражнений и связок, поворотов после оборотов в стойку, «штальдеров» и т.п., выполняемых «каскадным способом». Наиболее часто используемые элементы стоечного характера на последних Олимпийских Играх (Лондон) были такие элементы как: отмах в стойку, штальдер, большой оборот, большой оборот с поворотом на 360 градусов, Келлеровский поворот, а так же множество перелетов проходящих через стойку. Одной из важных составных частей соревновательной программы спортсменов является ее сложность. По этому признаку строились первые классификационные программы для ранжирования гимнастов по уровню их подготовленности.

В настоящее время достижения гимнасток во многом определяются ходом их подготовленности в юном возрасте, а упущения и ошибки на одном из этапов многолетней тренировки отражаются на дальнейшем росте их спортивного мастерства. Необходимый уровень развития двигательных

качеств и оптимальное состояние двигательного аппарата гимнасток является основой овладения сложными двигательными действиями. Процесс подготовки гимнасток понимается как единство, по крайней мере, трех тесно связанных компонентов технической, психологической и физической подготовки. Не вызывает сомнения тот факт, что техническая подготовка в спортивной гимнастике является основным видом подготовки, т.к. предметом оценки упражнений на соревнованиях является техника гимнастических упражнений.

С каждым Олимпийским циклом в спортивной женской гимнастике изменяются правила судейства соревнований, диктуя требования к различным аспектам исполнительского мастерства. В настоящих правилах FIG предъявляются высокие требования к технике выполнения стоек и элементов, проходящих через положение стойки на разновысоких брусьях.

Несмотря на значимость всех компонентов технической подготовки гимнасток, одним из ее ключевых вопросов является отбор наиболее эффективных тренировочных упражнений, способных обеспечить гимнастке необходимую подготовку [1,2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.