Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
491
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ СРЕДА / E-LEARNING / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / SMART-ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / SMART-LEARNING / DIGITAL LEARNING ENVIRONMENT / INSTRUCTIONAL DESIGN (ID) / DIGITALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асламова Татьяна Владимировна

Статья посвящена одной из актуальных тем модернизации образования. Автор рассматривает возможность реализации модели педагогического дизайна в условиях цифровизации высшего обучения, формулирует ряд задач, решение которых является необходимым для практической реализации данной модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННОГО _ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ._

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.1.80.1096 Асламова Татьяна Владимировна

Канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков,

г. Москва

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена одной из актуальных тем модернизации образования. Автор рассматривает возможность реализации модели педагогического дизайна в условиях цифровизации высшего обучения, формулирует ряд задач, решение которых является необходимым для практической реализации данной модели

ADSTRACT

In the article under consideration the necessity of the educational system modernization in the course of the realization of new initiatives in the field of professional education learning is grounded. Given the global digit environment, the model of pedagogical design is to be given the lead.

The author analyses different aspects of the model, formulates some key tasks that are to be solved, provides some likely characteristics of the streamlined model of professional lifelong learning system.

Ключевые слова: цифровая среда, e-learning, онлайн -обучение, smart-обучение, педагогический дизайн, цифровизация.

Key words: smart-learning, digital learning environment, e-learning, Instructional Design (ID), digitalization.

Интернет размывает границы экономики, общества и индустрий, изменяя правила игры, открывая вероятность для риска, также как и новые возможности. Цифровая среда образовательной организации динамично развивается в соответствии с современными тенденциями. Важной задачей цифровой среды является эффективное и удобное предоставление информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов участникам

образовательного процесса. Соответственно видится необходимым решить задачу по созданию информационно-образовательной среды,

комфортной для сотрудничества и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и способной предоставлять информационно-образовательные ресурсы и инструменты, обеспечивающие успешную реализацию процесса обучения [1].

Внедрение цифровых технологий и цифровых инструментов, их использование в организации процесса обучения иностранным языкам, в обеспечении доступа к цифровым учебным и методическим материалам, в расширении пространства для творчества содействует переходу к модели персонализированной организации образовательного процесса.

В данной статье мы рассматриваем модель педагогического дизайна, как технологию инновационного подхода к обучению в высшей школе в целом, и к обучению иностранным языкам в частности в контексте цифровой среды образования.

Данная модель основывается на концепте педагогического дизайна (Instructional design, ID) -это относительно новое понятие в современной системе образования. В его основу положено систематическое использование знаний об эффективной работе, выстраивании учебного

процесса с «открытой архитектурой» и создании настоящей обучающей среды.

Почему модель педагогического дизайна чрезвычайно важна сейчас? Поскольку сегодня широкое распространение получили цифровые образовательные технологии МООС (массовые открытые онлайн-курсы).

Глубинное погружение в профессиональную среду (Deep Learning) представляет особый интерес в связи с развитием виртуальных машин дополненной реальности (VR), позволяющих моделировать в виртуальном пространстве технологические процессы

Возможность работы с большими данными (BigData) позволяет использовать потенциал искусственного интеллекта для сопровождения образовательной, научной и творческой деятельности студентов. Технологии МООС (массовые открытые онлайн-курсы). Такие курсы дистанционного электронного обучения предоставляются современными

образовательными организациями для всех желающих. Они позволяют обучающему дистанционно в любой удобной форме могут получить квалифицированное обучения по конкретному узкому направлению в соответствии со своим уровнем знаний, потребностями и профессиональными интересами.

Онлайн-обучение в рамках цифровой образовательной среды предполагает применение приемов синхронного и асинхронного обучения. Синхронные онлайн-занятия предусматривают одновременное участие в них обучающихся и педагогов в конкретное время. Асинхронные курсы заключаются в том, что преподаватели выкладывают в интернет учебный материал и задания, а обучающиеся, в свою очередь, работают с ними в любое время удобное для них.

Главная цель модели педагогического дизайна в обучении - создание среды, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособного образования за счет развития у обучающихся знаний и навыков современного общества XXI века: сотрудничество, коммуникацию, социальную ответственность, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы.

Совершенно очевидно, что учебный процесс (образование) на основе применения модели педагогического дизайна это учебный процесс с использованием технологических инноваций и Интернета, который предоставляет учащимся возможность приобретения определенных компетенций на основе системного многомерного видения и изучения дисциплин, с учетом их многоаспектности и непрерывного обновления содержания.

Концепция модели педагогического дизайна предполагает гибкость, наличие большого количества источников, максимальное

разнообразие мультимедиа (аудио, видео, графика), способность быстро и просто настраиваться под уровень и потребности слушателя. Помимо этого, должно быть легко управляемым, когда учебное заведение может легко обеспечивать гибкость учебного процесса, и интегрированным, то есть постоянно питающимся внешними источниками.

Необходимо создание сценария всех учебных мероприятий курса, которые будут увлекать обучаемого, побуждать его к творческой и научной деятельности. Учебные курсы должны быть интегрированными, то есть включать в себя и мультимедийные фрагменты и внешние электронные ресурсы, должны на 80% состоять из внешних источников, развиваться самостоятельно за счет подключений к различным каналам, позволять педагогу самостоятельно создавать контент. Современный курс - это траектория действий, среди которых чтение учебника занимает не более 20-30% времени.

В рамках реализации модели педагогического дизайна становится возможным применение таких систем управления учебным процессом, как ADDIE,SMART, SAM, ALD, которые характеризуются «открытой архитектурой» и созданием настоящей обучающей среды.

Процесс проектирования учебных материалов на основе педагогического дизайна по многим параметрам схож с такими дисциплинами как программирование, прикладная психология. Это последовательность четко определенных процедур, которые сгруппированы в ряд этапов и имеют конкретные задачи и методы их решения. Чаще всего при разработке педагогического дизайна процесса обучения используется хорошо зарекомендовавшая себя модель ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation)

SMART - система проектного управления, базирующаяся на четко сформулированных и измеримых целях. Её суть заложена в самом названии

Specific (Конкретный), Measurable (Измеримый), A ttainable (Достижимый), Relevant (Актуальный) и Time-bound (Ограниченный во времени), вместе

— SMART (Умный). То есть цель непременно должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотноситься с конкретным сроком. А скорость и эффективность выполнения задачи зависит от правильной её формулировки.

SAM

Один из ярких примеров

— модель SAM (Successive Approximation Model, Последовательная модель приближения). Её суть в сочетании выполнения небольших по содержимому, по постоянно повторяющихся циклов разработки. Каждый из них постепенно приближает к выполнению общей задачи за счет все большей концентрации усилий по мере прохождения циклов. Это позволяет создать даже очень масштабные проекты «малыми шагами», разрабатывая каждый компонент максимально быстро и просто, поэтапно нарабатывая элементы взаимной привязки в процессе. Однако и здесь обязательно используется логичная цепочка развития, а весь процесс делится на четыре основные стадии: Подготовка (Preparation) — сбор информации и создание первичной базы данных по всему объему материала, который будет изучаться посредством итогового продукта. Цикличная разработка (Iterative Design) — или другими словами, известный прием мозгового штурма всех участников проекта. Цикличное развитие (Iterative Development) — постоянное расширение материала за счет новых блоков, встраивание его в общую структуру и оценка полученных результатов. Карта действия (Action Mapping) — быстрый и эффективный визуальный способ проектирования. По сути это моделирование действий человека в процессе обучения, изучающее его действия в незнакомой среде. Её главными инструментами являются поиск наилучшего пути решения проблемы, создание стимулирующих, а не информационных материалов, включение в процесс изучения интуиции и экспертная оценка итогов.

ALD

Методика ALD (Agile Learning Design) делает акцент на скорости, гибкости разработки. Поэтому она всё чаще находит свое место в создании систем дистанционного обучения и переподготовки, где необходима интенсивная передача материала и использование активного интереса самого обучающегося.

Внедрение цифровых технологий и цифровых инструментов, их использование в организации процесса обучения настоятельно требует рассмотреть вопрос о переходе к новым моделям организации образовательного процесса, такой как модели педагогического дизайна обучения в высшей школе, которая позволит создавать информационно-образовательную среду,

комфортную для сотрудничества и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и способной предоставлять информационно-

образовательные ресурсы и инструменты, обеспечивающие успешную реализацию процесса обучения.

Литература:

1.Макусева Т.Г. Модель индивидуально-ориентированного обучения // Вестник Казанского

УДК 37.037.1

ГРНТИ 14.07.09

государственного технологического университета. - Казань, 2012. - №12. - С. 327-331

2.Асламова Т.В. Создание

индивидуализированного обучающего контента с применением интерактивных технологий //Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 4. С. 242-246.

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО - ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ ЮНОШЕЙ 10 КЛАССОВ _ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНЫХ СБОРОВ В КУРСЕ ОБЖ_

Голубь Елена Юрьевна

Доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «СибГУФК»

г. Омск

Седымов Алексанр Викторович

Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «СибГУФК»

г.Омск

АННОТАЦИЯ

В статье проведен анализ статистических данных по формированию военно-прикладных навыков юношей 10 классов в ходе проведения учебных сборов в рамках предмета ОБЖ. В ходе исследования были определены уровни развития следующих военно-прикладных умений: переползания; неполной разборки-сборки АК-74; метания ручных имитационных (учебных) гранат по неподвижным целям; стрельбы по учебным мишеням; подбору и надеванию противогаза; одеванию одежды химической защиты; преодолению полосы препятствий.

ANNOTATION

The article analyzes statistical data on the formation of military-applied skills of young men in grades 10 during training sessions in the framework of the subject of OBZH. In the course of the study, the levels of development of the following military-applied skills were determined: crawling; incomplete disassembly-Assembly of AK-74; throwing hand-held imitation (training) grenades at stationary targets; shooting at training targets; selecting and putting on a gas mask; putting on chemical protection clothing; overcoming obstacle courses.

Ключевые слова: учебные сборы, военно-прикладные навыки, основы безопасности жизнедеятельности, старшие классы.

Key words: training camps, military-applied skills, training camp program, basics of life safety, senior classes.

На сегодняшний день вопрос подготовки молодежи к военной службе остается одним из приоритетных направлений в развитии военной организации и строительстве Вооруженных Сил России, и ему уделяется особое внимание на самом высоком уровне. Многие десятилетия в нашей стране действовала эффективная система подготовки молодёжи к военной службе. В школах и секциях ДОСААФа школьников знакомили с воинскими традициями, специальностям. Такая система подготовки должна быть востребована и в наши дни.

Особое место в подготовке молодежи к военной службе занимают в этой системе на сегодняшний день общеобразовательные организации, которые в рамках учебных сборов имеют все необходимые ресурсы, сформировать положительное отношение к службе в армии и необходимые военно-прикладные умения и навыки для дальнейшей военно-профессиональной деятельности.

На основании приказа Министра обороны и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24 февраля 2010 года «Об

утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях и учебных пунктах» 5-тидневные учебные сборы для юношей являются завершающим этапом освоения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», которые проводятся общеобразовательным учреждением в конце учебного года в 10-х классах, с целью совершенствования умений и навыков в области огневой, строевой подготовки, прикладной подготовке в области гражданской защиты [1, с.7].

Однако недостаточное количество времени, выделяемое на военно-прикладную подготовку при организации учебных сборов с обучающимися старших классов, а также необходимость развития в короткие сроки военно-прикладных умений и навыков по строевой, огневой подготовке, подготовке в области химической и радиационной защиты требуют от учебных сборов в рамках ОБЖ повышения их эффективности на основе оптимизации процесса обучения, направленного на совершенствование прикладных умений, наиболее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.