Научная статья на тему 'Педагогический дизайн образовательных программ по подготовке специалистов в области тьюторства'

Педагогический дизайн образовательных программ по подготовке специалистов в области тьюторства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / PEDAGOGICAL DESIGN / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / DIGITAL EDUCATION ENVIRONMENT / ТЬЮТОРСТВО / TUTORING / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ / MASSIVE OPEN ONLINE COURSES / PERSONALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крашенинникова Л. В.

Рассматриваются методические подходы к разработке образовательных программ по подготовке специалистов в области индивидуализации и тьюторства, которые используются в университетах Западной Европы. Они стали доступны благодаря созданным в этих университетах массовым онлайн-курсам и работе автора в качестве тьютора одного из таких университетов. Обсуждаются достоинства и ограничения этих моделей, а также перспективы их использования в разработке программ подготовки специалистов по тьюторскому сопровождению в цифровой образовательной среде в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крашенинникова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The models of pedagogical design educational programs for tutor specialists training

In the paper some pedagogical design frameworks are considered relevant to teaching tutors and students’ assistants. These frameworks are being applied in the Western Europe universities and become accessible via MOOCs developed by these universities and the author’s working experience as a tutor in one of them. Benefits and limitations of the frameworks are discussed as well as prospects to apply them to teaching tutors for digital education environment in Russia

Текст научной работы на тему «Педагогический дизайн образовательных программ по подготовке специалистов в области тьюторства»

УДК 378

Л.В. КРАШЕНИННИКОВА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЬЮТОРСТВА

Рассматриваются методические подходы к разработке образовательных программ по подготовке специалистов в области индивидуализации и тьюторства, которые используются в университетах Западной Европы. Они стали доступны благодаря созданным в этих университетах массовым онлайн-курсам и работе автора в качестве тьютора одного из таких университетов. Обсуждаются достоинства и ограничения этих моделей, а также перспективы их использования в разработке программ подготовки специалистов по тьюторскому сопровождению в цифровой образовательной среде в России. Ключевые слова: педагогический дизайн, цифровая образовательная среда, тьюторство, индивидуализация, массовые открытые онлайн-курсы.

In the paper some pedagogical design frameworks are considered relevant to teaching tutors and students' assistants. These frameworks are being applied in the Western Europe universities and become accessible via MOOCs developed by these universities and the author's working experience as a tutor in one of them. Benefits and limitations of the frameworks are discussed as well as prospects to apply them to teaching tutors for digital education environment in Russia. Keywords: Pedagogical design; Digital Education Environment; tutoring; personalization; massive open online courses.

Контекст

В актуальном дискурсе по состоянию и реформам образования все чаще фигурируют термины «индивидуализация» и «тьюторство». Не вызывает сомнений тот факт, что существует явный и усиливающийся запрос на индивидуализацию и тьюторское сопровождение в образовании. Особенно актуальным этот запрос становится в контексте перехода на он-лайн-образование и развитие цифровой образовательной среды. Соответственно, возникает необходимость разработки и освоения методических и практических приемов как собственно ведения,

© Крашенинникова Л.В., 2018

так и индивидуализации учебного процесса в цифровой образовательной среде. Однако если в плане освоения технологий создания и доставки контента в цифровой образовательной среде достигнут определенный прогресс (педагоги их активно осваивают, а провайдеры охотно предоставляют программы и курсы для их освоения), то вопрос о методических основах разработки индивидуальных образовательных программ для цифровой образовательной среды остается открытым.

В России благодаря усилиям прежде всего Межрегиональной тьюторской ассоциации накоплен существенный опыт подготовки тьюторов как проводников ин-

дивидуализации в традиционной образовательной среде. Однако опыт подготовки тьюторов и собственно тьюторской деятельности в цифровой образовательной среде и в смешанном обучении у российских образовательных организаций очень ограничен. В связи с этим имеет смысл обратиться к практике университетов Западной Европы, наиболее продвинутых в плане подготовки тьюторов, ассистентов и других педагогов-специалистов по сопровождению обучающихся, в том числе в цифровой образовательной среде. Доступ к такого рода практике ограничен ввиду наличия корпоративных барьеров. Однако в последнее время университеты в целях своего продвижения выкладывают информацию об используемых ими методических подходах и образовательных технологиях в виде массовых онлайн-кур-сов на соответствующих порталах. Автор настоящей работы получил знания о методических подходах к подготовке тьюторов благодаря многолетней работе тьютором Школы бизнеса Великобритании и об-

учению на массовых онлайн-курсах от Университета Грёнингена (Нидерланды) и Университета Северного Техаса.

Эти методические подходы (модели) относятся как к педагогическому, так и к организационному дизайну образовательных программ для подготовки тьюторов. Особая ценность рассмотренных моделей состоит в том, что они работают как в традиционной, так и в цифровой образовательных средах. Автор активно применяет их в проектировании курсов для студентов Московского городского педагогического университета для магистерских программ «Тьюторское сопровождение в образовании» и «Тьюторское сопровождение в цифровой образовательной среде».

Модель «конструктивного выравнивания»

Модель конструктивного выравнивания является теоретической основой для разработки образовательных программ, ориентированных на результат. Ее автор

Предполагаемые результаты обучения

Сначала формулируются ожидаемые результаты. Из них выводятся критерии оценивания прогресса

Система оценивания

После того как определены критерии, проектируются учебные активности, направленные на достижение студентом соответствия критериям и в конце концов - ожидаемых результатов

Учебные действия

Что делают обучаемые и обучающие для достижения результатов через соответствие критериям оценивания. Это соответствует ожиданиям обучаемых: что то, что они делают, будет оценено

Джон Биггс определил конструктивное выравнивание как «когерентность между оцениванием, стратегией и планируемыми результатами обучения» [6]. В самом общем виде модель требует достижения согласования между тремя ключевыми областями учебной программы, а именно: планируемыми результатами; тем, что обучаемый делает в целях обучения, и тем, как оцениваются его достижения.

Модель может быть адаптирована таким образом, что учебные действия проектируются во вторую очередь, а критерии оценивания прогресса - в третью. Применяя эту модель, важно дать обучаемым четкое понимание того, как они смогут продемонстрировать высокий уровень своих достижений в соответствии с ожидаемыми результатами. Такое понимание достигается путем формулирования целей обучения с использованием глагольных форм: что обучаемые смогут делать в результате обучения. Пример применения модели показан в табл. 1.

Модель SMART

для формулирования целей

обучения

Модель SMART широко используется в обучении менеджменту как инструмент формулирования целей, однако в российском образовании данная модель используется крайне редко. Чтобы создавать у обучаемых мотивацию к достижению целей, их формулировки должны соответствовать набору критериев: • быть определенными (Specified): не абстрактными, их надо формулировать в терминах конкретных свойств/ действий, а не понятий. Например, «Когда вы пройдете курс, вы сможете составить план обучения по всей программе»:

• быть измеримыми (Measurable): нужны критерии и инструмент(способ) оценки степени продвижения к заявляемым целям по каждому из критериев. Например: если заявленная цель находится в области успеваемости, ее можно сформулировать в терминах достигнутого «среднего балла» по предмету, что делает такую цель вполне измеримой (при наличии сбора и обработки информации по полученным сдающими баллам);

• быть достижимыми (Achievable): необходим запас ресурсов (финансовых, человеческих, мотивационных, информационных и т.д.), релевантных поставленной цели;

• уместными в контексте деятельности (Rеalistic/Relevant): учебные и образовательные цели государственных образовательных организаций не могут формулироваться в терминах полученной прибыли, а для частных образовательных организаций это вполне возможно;

• определенными во времени (Timed): это означает, что при постановке цели должны быть четко указаны сроки ее достижения. Например, «к концу 2018 г.» или «в течение I квартала 2018 г.».

В последнее время модель SMART пытаются расширить за счет добавления критерия I (inspiring - вдохновляющий). Новую модель SMARTI можно рассматривать как свидетельство смещения акцента от «управления целями» к «управлению ценностями», что касается и образования тоже.

Пример образовательной цели, сформулированной в соответствии с моделью SMART, может выглядеть так: «Добиться к концу 2018 г. повышения успеваемости

Таблица 1

Применение модели Constructive Alignment [6]

Результаты Критерии оценивания прогресса Учебные активности

Пройдя этот модуль обучения, вы сможете: Отчет-эссе по модулю должен содержать:

Отслеживать, оценивать и анализировать учебную деятельность как свою, так и своих студентов Впечатления, размышления, рефлексию по поводу прохождения цикла наблюдений и мониторинга Вводный групповой тьюториал - обзор теории критической рефлексии (из предыдущих модулей)

Фиксацию изменений и роста как в профессиональном плане, так и в личностном, происходящих в ходе наблюдения за «равными» одногруппниками Семинар-введение «Наблюдение за "равными" одногруппниками и использование контракта на обучение»

Сессия «Оценивание равными»

Применять методы получения обратной связи от слушателей Записи о получении обратной связи от слушателей Семинар «Методы сбора обратной связи от слушателей»

Эссе о получении обратной связи от одногруппников

Участвовать в обсуждении связей между исследованиями и учебой Оценку тьютора, высказанную в комментариях (подготовка к итоговому оцениванию в следующем модуле) Активность в форуме

студентов с отметки "средняя успеваемость " до отметки "высокая успеваемость" за счет работы уже подготовленных тьюторов».

Модель Community of Inquiry (сообщество исследователей)

Модель была в свое время предложена Чарльзом Пирси и Джоном Дьюи для обозначения социального характе-

ра процесса генерации новых знаний и управления ими. Под «сообществом исследователей» здесь понимается группа людей, вовлеченных в концептуальное или эмпирическое исследование некоей проблемы. В противоположность картезианской модели, Community of Inquiry предполагает, что знания для своего появления и легитимизации требуют не только наличия индивида-исследователя и рациональных методов, но соглашения между членами сооб-

щества, участвующими в процессе их добычи и распространения. Позже М. Липман и Т. Андерсон [1] адаптировали эту модель к образовательному контексту. Действительно, класс или другую группу обучающихся можно рассматривать как сообщество исследователей, вовлеченных в разработку изучаемой темы.

Согласно модели Community of Inquiry для обеспечения надлежащего качества образовательной среды необходимо взаимодействие трех элементов (presences):

• учебное (instructive presence);

• познавательное (cognitive presence);

• социальное (личностное) (social presence).

Взаимодействие всех трех элементов особенно важно для цифровой среды, где вопросы обеспечения качества учебного процесса стоят очень остро и бурно обсуждаются.

В качестве примера реализации модели Community of Inquiry в цифровой образовательной среде можно привести опыт автора по гуманизации образовательной он-лайн среды [4].

В табл. 2-4 приведены свидетельства присутствия каждого из трех элементов в образовательной среде, а также средства, которыми их присутствие достигается.

Еще одним важным свойством модели Community of Inquiry является возможность по-разному расставлять

Таблица 2

Учебное присутствие

Подход Характеристика Способы достижения

Собственно обучение (дизайн и организация, фасилитация дискурса, прямые инструкции) Организация процесса: структура курса/ модуля,сроки, правила (включая «нетикет»). Стимулирование и поддержка обсуждения, создание конструктивного климата, подведение итогов обсуждения. Представление контента, дополнительной информации, диагностика непонимания и ответы на вопросы, снижение беспокойства у студентов План курса размещается в форуме группы в самом начале обучения (пример: «Ключевые слова для описания курса). Каждое учебное событие предваряется подробным планом, где поясняются цели события и критерии их достижения (пример: план вебинара). Если LMS не позволяет размещать видео на форуме группы, создается специальная группа на Google+. Алгоритмы написания письменных работ размещаются на форуме или в сообществе на Google. Для каждой части (блока) курса создается собственное вводное видео (пример: intro видео). Концепции/модели разбираются подробно на вебинарах (пример: запись вебинара). Ответы на вопросы студентов, размещенные на форуме, - не позже 48 часов. Контент представляется в виде, доступном для понимания и повторения (пример: запись видеолекции и VoiceThread)

Таблица 3

Познавательное присутствие

Подход Характеристика Способы достижения

Познавательная активность (проблема-тизация, внесение и интеграция новых идей, исследование новых идей и взаимосвязей между идеями) «Цеплялки» для стимуляции интереса студентов к изучению курса, их вовлечения и мотивации к обучению. Для освоения курса используется множество разнообразных источников контента. Новая информация интегрируется с уже существующей для понимания смысла изучаемых концепций. Студенты обретают навык применения теории Представление концепций в неожиданном формате. Находятся и делаются доступными для студентов выдающиеся примеры реализации концепций курса на практике (примеры необычного маркетинга на Google+). На сайте курса или форуме группы проводятся опросы по изучаемому контенту (пример: опрос по сообществам на Google+, созданный средствами MonkySurvey). За вклад в достижение глубины понимания/ применения присваиваются почетные знаки-бейджи (пример: Honor Badge за посты в форуме, продвигающие слушателей к целям курса). Проводятся вебинары по дополнительным (относительно контента изучаемого курса) концепциям (пример: вебинар по истории тьюторства). Тестирование (по желанию) студентов на предпочитаемые стили обучения, на развитие качеств/навыков (пример: тест по Хони - Мамфорду на Google+). Развитие эрудиции (пример: вопрос по дереву на фото в Google+). Яблоня растет под окном кельи, где жил Исаак Ньютон, Тринити-кол-ледж, Кембридж

Таблица 4

Социальное (личностное) присутствие

Подход Характеристика Способы достижения

Личностное общение (открытость, выражение эмоций, синергия в группе) Студенты начинают общаться между собой, отвечают на вопросы друг друга. Манера общения открытая и уважительная. Относительно группы используется местоимение «мы», студенты приветствуют друг друга, открываются навстречу друг другу, шутят, обмениваются эмоциями Самораскрытие обучающего: он оформляет подробный профайл на сайте курса и в социальных сетях (пример: мое CV в виде карты памяти). Самораскрытие обучающего: размещение на форуме или в сообществе результатов тестирования (пример: мой тест по Хони - Мамфорду на Google+). Портфолио и контакты представлены по возможности подробно. На Google+ создается сообщество изучающих данный курс. Студенты обмениваются практикой (пример: по неформальной встрече успешных продавцов на Google+).

Окончание табл. 4

Социальное (личностное) присутствие

Подход Характеристика Способы достижения

Проводятся регулярные twitter-сессии (требуется освоение технологии). Для индивидуальных консультаций используется скайп. Присуждение знаков почета: проводятся опросы, знак вручается тем, кто получил максимальное число голосов, о чем делается специальное сообщение на форуме (пример: знак почета курса). Творческие находки. Сопровождение учебных событий известными афоризмами (хотя бы на слайдах)

акценты, менять баланс между разными элементами в зависимости от целей обучения, темы и педагогической позиции обучающего.

Так, позиция «тьютор» предполагает больший акцент на личностном и познавательном элементах «присутствия», нежели позиция «учитель».

Соответственно, тьютор может использовать в своей деятельности иные, нежели учитель, средства реализации своей педагогической позиции в образовательной среде, включая цифровую.

Заключение

Рассмотрение ограниченного числа моделей, уместных в контексте педагогического дизайна в цифровой образовательной среде, позволяет предположить, что методическая обеспеченность тьюторов подходами и средствами для ведения тьюторской деятельности в цифровой образовательной среде растет. Автор считает, что в целях поддержки и развития индивидуализации и тьюторства имеет смысл продолжить такое рассмотрение в форме публикации подобных статей и их обсуждения в педагогическом сообществе.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Anderson T., Rourke L., Garrison R. et al. Assessing teaching presence in a computer conferencing context //Journal of Asynchronous Learning Networks. 5 (2). 2001.

2. Biggs J.B. Teaching for quality learning at university. Buckingham: Open University Press // Society for Research into Higher Education. (Second edition), 2003.

3. Deci E, & Ryan R. (Eds.) Handbook of self-

determination research. Rochester, NY: University ращения: 07.04.2018).

of Rochester Press, 2002.

4. Krasheninnikova L. Humanizing online instruction in undergraduate business education // Humanizing Online Teaching and Learning, 2016.

5. Maslow A.H. Motivation and Personality. New York: Harpaer & Row, 1954.

6. URL: http://www.ucdoer.ie/index.php/Us-ing_Biggs'_Model_of_Constructive_Alignment_ in_Curriculum_Design/lntroduction (дата об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.