УДК 37.013.2 ББК 74.02
DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-132-134
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ
Татьяна Владимировна АСЛАМОВА,
кандидат педагогических наук, доцент, Московский политехнический университет
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных тем модернизации образования. Автор рассматривает возможность реализации модели педагогического дизайна в условиях цифровизации высшего обучения, формулирует ряд задач, решение которых является необходимым для практической реализации данной модели
Ключевые слова: цифровая среда; e-learning; онлайн-обучение; smart-обучение; педагогический дизайн; цифровизация.
INSTRUCTIONAL DESIGN AND TEACHING FOREIGN LANGUAGES
IN HIGHER SCHOOL
Tatiana Vladimirovna ASLAMOVA,
Candidate of Sciences in Pedagogy, Associate Professor,
Moscow Polytech University
E-mail: [email protected]
Abstract. In the article under consideration the necessity of the educational system modernization in the course of the realization of new initiatives in the field of professional education learning is grounded. Given the global digit environment, the model of pedagogical design is to be given the lead.
The author analyses different aspects of the model, formulates some key tasks that are to be solved, provides some likely characteristics of the streamlined model of professional lifelong learning system.
Keywords: digital environment; e-learning; online training; smart training; pedagogical design; digitalization.
Интернет размывает границы экономики, общества и индустрий, изменяя правила игры, открывая вероятность для риска так же, как и новые возможности. Цифровая среда образовательной организации динамично развивается в соответствии с современными тенденциями. Важной задачей цифровой среды является эффективное и удобное предоставление информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов участникам образовательного процесса. Соответственно видится необходимым решить задачу по созданию информационно-образовательной среды, комфортной для сотрудничества и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и способной предоставлять информационно-образователь-
ные ресурсы и инструменты, обеспечивающие успешную реализацию процесса обучения [2].
Внедрение цифровых технологий и цифровых инструментов, их использование в организации процесса обучения иностранным языкам, в обеспечении доступа к цифровым учебным и методическим материалам, в расширении пространства для творчества содействуют переходу к модели персонализированной организации образовательного процесса.
В данной статье мы рассматриваем модель педагогического дизайна как технологию инновационного подхода к обучению в высшей школе в целом и к обучению иностранным языкам в частности в контексте цифровой среды образования.
Данная модель основывается на концепте педагогического дизайна (Instructional Design, ID) — это относительно новое понятие в современной системе образования. В его основу положено систематическое использование знаний об эффективной работе, выстраивании учебного процесса с «открытой архитектурой» и создании настоящей обучающей среды.
Почему модель педагогического дизайна чрезвычайно важна сейчас? Поскольку сегодня широкое распространение получили цифровые образовательные технологии МООС (массовые открытые онлайн-курсы).
Глубинное погружение в профессиональную среду (Deep Learning) представляет особый интерес в связи с развитием виртуальных машин дополненной реальности (VR), позволяющих моделировать в виртуальном пространстве технологические процессы
Возможность работы с большими данными (BigData) позволяет использовать потенциал искусственного интеллекта для сопровождения образовательной, научной и творческой деятельности студентов. Курсы дистанционного электронного обучения предоставляются современными образовательными организациями для всех желающих. Они позволяют обучающемуся дистанционно в любой удобной форме получить квалифицированное обучения по конкретному узкому направлению в соответствии со своим уровнем знаний, потребностями и профессиональными интересами.
Онлайн-обучение в рамках цифровой образовательной среды предполагает применение приемов синхронного и асинхронного обучения. Синхронные онлайн-занятия предусматривают одновременное участие в них обучающихся и педагогов в конкретное время [3; 4]. Асинхронные курсы заключаются в том, что преподаватели выкладывают в интернет учебный материал и задания, а обучающиеся, в свою очередь, работают с ними в любое время удобное для них.
Главная цель модели педагогического дизайна в обучении — создание среды, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособного образования за счет развития у обучающихся знаний и навыков современного общества XXI в.: сотрудничество, коммуникацию, социальную ответственность, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы.
Совершенно очевидно, что учебный процесс (образование) на основе применения модели педагогического дизайна — это учебный процесс с использованием технологических инноваций и
интернета, который предоставляет учащимся возможность приобретения определенных компетенций на основе системного многомерного видения и изучения дисциплин, с учетом их многоаспектности и непрерывного обновления содержания [1].
Концепция модели педагогического дизайна предполагает гибкость, наличие большого количества источников, максимальное разнообразие мультимедиа (аудио, видео, графика), способность быстро и просто настраиваться под уровень и потребности слушателя. Помимо этого, обучение должно быть легко управляемым, когда учебное заведение может легко обеспечивать гибкость учебного процесса, и интегрированным, т.е. постоянно питающимся внешними источниками.
Необходимо создание сценария всех учебных мероприятий курса, которые будут увлекать обучаемого, побуждать его к творческой и научной деятельности. Учебные курсы должны быть интегрированными, т.е. включать и мультимедийные фрагменты, и внешние электронные ресурсы, должны на 80% состоять из внешних источников, развиваться самостоятельно за счет подключений к различным каналам, позволять педагогу самостоятельно создавать контент. Современный курс — это траектория действий, среди которых чтение учебника занимает не более 20— 30% времени.
В рамках реализации модели педагогического дизайна становится возможным применение таких систем управления учебным процессом, как ADDIE, SMART, SAM, ALD, которые характеризуются «открытой архитектурой» и созданием настоящей обучающей среды.
Процесс проектирования учебных материалов на основе педагогического дизайна по многим параметрам схож с такими дисциплинами, как «Программирование», «Прикладная психология». Это последовательность четко определенных процедур, которые сгруппированы в ряд этапов и имеют конкретные задачи и методы их решения. Чаще всего при разработке педагогического дизайна процесса обучения используется хорошо зарекомендовавшая себя модель ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation).
SMART — система проектного управления, базирующаяся на четко сформулированных и измеримых целях. Ее суть заложена в самом названии: Specific (конкретный), Measurable (измеримый), Attainable (достижимый), Relevant (актуальный) и Time-bound (ограниченный во времени), вместе — SMART (умный). То есть цель непременно должна быть конкретной, измери-
2021 / № 1 Образование. Наука. Научные кадры
133
мой, достижимой, значимой и соотноситься с конкретным сроком. А скорость и эффективность выполнения задачи зависят от правильной ее формулировки.
Один из ярких примеров — модель SAM (Successive Approximation Model, последовательная модель приближения). Ее суть — в сочетании выполнения небольших по содержимому, по постоянно повторяющихся циклов разработки. Каждый из них постепенно приближает к выполнению общей задачи за счет все большей концентрации усилий по мере прохождения циклов. Это позволяет создать даже очень масштабные проекты «малыми шагами», разрабатывая каждый компонент максимально быстро и просто, поэтапно нарабатывая элементы взаимной привязки в процессе. Однако и здесь обязательно используется логичная цепочка развития, а весь процесс делится на четыре основные стадии: подготовка (Preparation) — сбор информации и создание первичной базы данных по всему объему материала, который будет изучаться посредством итогового продукта; цикличная разработка (Iterative Design), или, другими словами, известный прием мозгового штурма всех участников проекта; цикличное развитие (Iterative Development) — постоянное расширение материала за счет новых блоков, встраивание его в общую структуру и оценка полученных результатов; карта действия (Action Mapping) — быстрый и эффективный визуальный способ проектирования. По сути это моделирование действий человека в процессе обучения, изучающее его действия в незнакомой среде. Ее главными инструментами являются поиск наилучшего пути решения проблемы, создание стимулирующих, а не информационных материалов, включение в процесс изучения интуиции и экспертная оценка итогов.
Методика ALD (Agile Learning Design) делает акцент на скорости, гибкости разработки.
Поэтому она все чаще находит свое место в создании систем дистанционного обучения и переподготовки, где необходимы интенсивная передача материала и использование активного интереса самого обучающегося.
Внедрение цифровых технологий и цифровых инструментов, их использование в организации процесса обучения настоятельно требуют рассмотреть вопрос о переходе к новым моделям организации образовательного процесса, в частности к модели педагогического дизайна обучения в высшей школе, которая позволит создавать информационно-образовательную среду, комфортную для сотрудничества и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, и способна предоставлять информационно-образовательные ресурсы и инструменты, обеспечивающие успешную реализацию процесса обучения.
Список литературы
1. Асламова Т.В. Создание индивидуализированного обучающего контента с применением интерактивных технологий // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 4. С. 242—246.
2. Макусева Т.Г. Модель индивидуально-ориентированного обучения / / Вестник Казанского государственного технологического университета. Казань. 2012. № 12. С. 327—331.
3. Швецова Е.В. Возможности сети Интернет в процессе дистанционного обучения студентов // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: материалы I между-нар. науч.-практ. конф. Москва, 22 июня 2017 г. М., 2017. С. 161.
4. Швецова Е.В. Языковое тестирование: типы и функции // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 1. С. 193—194.