Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЕ СБОРЫ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО - ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ ЮНОШЕЙ СТАРШИХ КЛАССОВ'

УЧЕБНЫЕ СБОРЫ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО - ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ ЮНОШЕЙ СТАРШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ СБОРЫ / ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫЕ НАВЫКИ / ПРОГРАММА УЧЕБНЫХ СБОРОВ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТАРШИЕ КЛАССЫ / TRAINING CAMPS / MILITARY-APPLIED SKILLS / TRAINING CAMP PROGRAM / BASICS OF LIFE SAFETY / SENIOR CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубь Елена Юрьевна, Седымов Алексанр Викторович

В статье проведен анализ учебно-методических и статистических данных по организации и проведению учебных сборов с юношами старших классов в рамках основ безопасности жизнедеятельности. Представлена и теоретически обоснована программа учебных сборов, содержание которой направленно на совершенствование военно-прикладных навыков юношей старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЕ СБОРЫ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО - ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ ЮНОШЕЙ СТАРШИХ КЛАССОВ»

Литература.

1.Долгополова А.Ф., Шмалько С.П. Особенности преподавания профессионально ориентированного курса математики для студентов экономических направлений // Современное образование. - 2017. - № 4. - С. 39 - 47.

2. Ивина Н. А. Профессиональная направленность обучения математике / Н. А. Ивина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XII Междунар. науч. конф. - г.Казань: Молодой ученый. -2019. - С. 23-25

3.Савельева Е.В. Применение прикладных задач при обучении математики в сельскохозяйственном вузе // Педагогические науки. - 2020. - №3 (102). - С. 24 - 27.

.Савельева Е.В. Применение интерактивных методов обучения для повышения качества математического образования в вузе / Е.В. Савельева // Новые педагогические технологии. - 2015. - № XXIV. - С. 58-63.

5. Савельева Е.В. Формирование профессиональных компетенций при обучении математике в аграрном вузе // Педагогические науки. - 2017. - №1 (82). - С. 53 - 56.

УЧЕБНЫЕ СБОРЫ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО - ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ ЮНОШЕЙ

СТАРШИХ КЛАССОВ

Голубь Елена Юрьевна

Доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУВО «СибГУФК» г. Омск

Седымов Алексанр Викторович

Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «СибГУФК» г. Омск

Аннотация. В статье проведен анализ учебно-методических и статистических данных по организации и проведению учебных сборов с юношами старших классов в рамках основ безопасности жизнедеятельности. Представлена и теоретически обоснована программа учебных сборов, содержание которой направленно на совершенствование военно-прикладных навыков юношей старших классов.

Annotation. The article analyzes educational and methodological and statistical data on the organization and conduct of training sessions with high school boys in the framework of the basics of life safety. The program of training camps, the content of which is aimed at improving the military-applied skills of high school boys, is presented and theoretically justified.

Ключевые слова: учебные сборы, военно-прикладные навыки, программа учебных сборов, основы безопасности жизнедеятельности, старшие классы.

Key words: training camps, military-applied skills, training camp program, basics of life safety, senior classes.

На сегодняшний день вопрос подготовки молодежи к военной службе остается одним из приоритетных направлений в развитии военной организации и строительстве Вооруженных Сил России, и ему уделяется особое внимание на самом высоком уровне. Многие десятилетия в нашей стране действовала эффективная система подготовки молодёжи к военной службе. В школах и секциях ДОСААФа школьников знакомили с воинскими традициями, специальностям. Такая система подготовки должна быть востребована и в наши дни.

Особое место в подготовке молодежи к военной службе занимают в этой системе на сегодняшний день общеобразовательные организации, которые в рамках учебных сборов имеют все необходимые ресурсы, сформировать положительное отношение к службе в армии и необходимые военно -прикладные умения и навыки для дальнейшей военно-профессиональной деятельности.

На основании приказа Министра обороны и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24 февраля 2010 года «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» 5-тидневные учебные сборы для юношей являются завершающим этапом освоения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», которые проводятся общеобразовательным учреждением в конце учебного года в 10-х классах, с целью совершенствования умений и навыков в области огневой, строевой подготовки, прикладной подготовке в области гражданской защиты [1, с.1].

Однако недостаточное количество времени, выделяемое на военно-прикладную подготовку при организации учебных сборов с обучающимися старших классов, а также необходимость развития в

короткие сроки военно-прикладных умений и навыков по строевой, огневой подготовке, подготовке в области химической и радиационной защиты требуют от учебных сборов в рамках ОБЖ повышения их эффективности на основе оптимизации процесса обучения, направленного на совершенствование прикладных умений, наиболее важных для дальнейшей военно-профессиональной деятельности, отраженные в качестве метапредметных результатов обучения по предмету ОБЖ в Федеральном государственном стандарте общего среднего образования [2, с. 6].

Отдельные вопросы формирования готовности учащихся к службе в армии в рамках анализа обеспечения безопасности жизнедеятельности были рассмотрены в отдельных работах, направленных на разработку научно обоснованных подходов к формированию у обучающихся двигательных умений и навыков в области физической, решение проблемы научно-методического обеспечения и реализации профессионально-прикладной физической культуры в системе непрерывного образования молодежи.

Однако работы, направленные на формирование военно-прикладных умений старших школьников в рамках проведения учебных военных сборов по основам безопасности жизнедеятельности, необходимые для дальнейшего прохождения военной службы отсутствуют. А перед образовательным процессом по ОБЖ встает задача развития в короткие сроки военно-прикладных умений и навыков по строевой, огневой подготовке, подготовке в области химической и радиационной защиты. А это в свою очередь требуют оптимизации процесса организации и проведения учебных сборов.

В связи с этим обозначилось следующее противоречие: между требованиями общеобразовательной школы к выпускникам, на приобретение ими ряда военно-прикладных умений, необходимых для ускорения адаптации к потенциально опасным видам деятельности, с одной стороны, и слабой теоретико-методической разработанностью технологий организации учебных сборов, средств и методов формирования военно-прикладных умений старших школьников в рамках учебных сборов, с другой стороны.

Данное противоречие определило проблему нашего исследования, которая заключается в недостаточной разработанности содержания, форм, методов формирования военно-прикладных умений у старших школьников в рамках ОБЖ при проведении учебных сборов.

Мы предположили, что формирование военно-прикладных умений старших школьников будет эффективнее, если содержание разделов по прикладной подготовке старших школьников в рамках учебных военных будут дополнены занятиями по огневой, строевой подготовке, подготовке в области гражданской защиты, сокращены до минимума теоретические занятия, увеличен объем практических занятий, с использованием в них военизированных эстафет и полосы препятствий.

Для анализа процедуры подготовки и проведения учебных сборов мы изучали отчеты, представленные учителями ОБЖ в территориальные военные комиссариатами за 2019 учебный год.

При анализе отчетов, представленных в территориальные военные комиссариаты о проведении в рамках курса ОБЖ 5-ти дневных сборов со школьниками старших классов на базах общеобразовательных школ, либо воинских частей, особое внимание нами было уделено вопросам организации и подготовки данного мероприятия (издание приказов, проведение методических собраний, работа по взаимодействию между администрации БОУ, Военкоматами, Департаментом образования), количественному составу учеников, задействованных в сборах, программе занятий (расписанию), методике проведения практических занятий.

В период с 27 по 31 мая 2019 года учебные военные сборы в рамках курса ОБЖ были организованы и проведены на базе 3-х воинских частей, г.Омска.

По данным статистики, представленной в Окружных военных комиссариатах за 2017-2018 учебный год из 26 школ Октябрьского округа ученые сборы были проведены в 24 школах, в 2-х образовательных учреждениях школьники не были задействованы в данном мероприятии. Из тех школ, в которых сборы осуществлялись 8 (30,7%) проводили их на базе образовательного учреждения, используя материально-техническое оснащение спортивных площадок, залов, класса ОБЖ; 16 школ (61,5%) сотрудничали с воинскими частями, с выездом на занятия в эти части, на полигоны (рис. 1).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Октябрьский округ

Л / V \ < 85,8

61,5 1 я

ш ,7 1

30 1

14,2

7,7 0 0

-1

Ленинский округ

□ Школы, проводившие сборы на базе ОУ

□ Школы, проводившие сборы на базе воиснких частей

□ Школы, которые сборы не проводили

Рис. 1. Данные статистики по проведению учебных сборов в рамках ОБЖ за 2017-2018 учебный год (%)

В Ленинском административном округе г. Омска все школы, общее количество которых составило 28, были задействованы в проведении со школьниками старших классов учебных сборов в рамках основ безопасности жизнедеятельности. На базе ОУ проводили мероприятия в рамках учебных сборов только 4 школы (14,2%), все остальные 24 (85,4%) школы использовали возможность и материально-техническую базу воинских частей.

Статистика представленная нами за 2018-2019 учебный год несколько изменила ситуацию по проведению учебных сборов (рис.2.). В Октябрьском округе все школы были задействованы на учебных сборах (100%), из них только 2 школы (7,1%) использовали свое материально-техническое оснащение для реализации программы сборов, не взаимодействовали напрямую с командирами воинских частей. Большинство школ данного округа (92,7%) работу по формированию военно -прикладных умений и навыков организовали на базе военной части.

И наоборот, если за предшествующий год, большинство школ Ленинского округа взаимодействовали с военными частями и военно-учебными заведениями, то процент школ, которые проводят учебные сборы на территории образовательного учреждения за 2028-2019 учебные года повысился и составил 17,8% (5 школ).

Октябрьский округ Ленинский округ

□ Школы, проводившие сборы на базе ОУ

□ Школы, проводившие сборы на базе воиснких частей

□ Школы, которые сборы не проводили

Рис.2. Данные статистики по проведению учебных сборов в рамках ОБЖ за 2018-2019 учебный год (%)

Проведению учебных сборов предшествовала организационно-методическая подготовительная работа, которая была сведена к следующему:

1.Организовывалась работа по взаимодействию между специалистами Военных комиссариатов и Департамента развития образования по вопросу организации сборов, начальников территориальных гарнизонов, командиров воинских частей, которые стали базами для проведения практических и теоретических занятий по программе подготовке, отделения ДОСААФ для решения вопросов о материально-техническом и методическом обеспечении образовательного процесса.

2. Представителями воинской части 40515 за две недели до предполагаемой даты проведения учебных сборов с юношами 10 классов, были проведены 2-х дневные учебно-методические сборы с преподавателями - организаторами ОБЖ по всем организационным и методическим.

Представители воинских частей непосредственно участвовали в проведении практических занятий по разделам программы сборов «Огневая подготовка», «Тактическая подготовка», «Строевая подготовка».

Первый день программы сборов включал организацию показа боевой техники и вооружения части, школьники могли ознакомиться с выполнением распорядка дня, с несением караульной, а также внутренней службы. Расписание занятий в рамках сборов выполнялось в строгом соответствии с представленной школами и согласованной представителями части программой, которая предусматривала не только учебные занятия, но и прием пищи в реальных походных (полевых) условиях.

Нужно отметить, что материалы проверок по организации и проведению учебных сборов не выявили никаких нарушений: ни по срокам подачи всех необходимых документов; ни по предоставлению списков обучающихся и их медицинском допуске к занятиям военно-прикладной направленности; ни по отсутствию проведения инструктажа по технике безопасности при выполнении упражнений с учебной гранатой, стрельбы из пневматической винтовки по учебным мишеням, надеванию средств защиты органов дыхания и кожных покровов, по сборке и разборке пожарного рукава и применения огнетушителя. С этой целью, на базе всех частей, которые предоставили свое материально-техническое оснащение для учебных сборов, было проведено комплексное практическое занятие с учителями ОБЖ (физической культурой - в ряде школ, учителя ОБЖ подменялись с учителями физической культуры для проведения сборов) по обеспечению технике безопасности

Для организованного проведения занятия было развернуты учебные точки, на которых учащиеся изучали и практически отрабатывали умения и навыки. Стрельба из автомата проводилась в стрелковом тире, с соблюдением всех правил безопасности, были организованы учебные места по разборке и сборке автомата, правил изготовки и стрельбы. Всего выполнили норматив по учебной стрельбе из автомата - 470 учащихся.

Статистика отчетной документации позволила констатировать, что 48 % учащихся старших классов выполнили программу сборов (по итогам зачетов нормативов) на оценку - «отлично», 35% - на оценку «хорошо», 17% -на оценку «удовлетворительно».

В учебных сборах за 2019 год по двум административным округам приняло участие 1468 юношей, что составляет 87% от общего количества обучающихся (юношей) 10 классов в Октябрьском и Ленинских центральных округах.

Для обобщения опыта по вопросам организации и методики проведения учебных сборов нами были проведены беседы с учителями ОБЖ. В ходе бесед нас интересовал ответ на вопросы:

■ Материально-технического оснащения учреждения, методического сопровождения учебного процесса, позволяющего проводить учебные сборы на территории школы, не задействуя, воинские части.

■ Плана мероприятий, проводимых с учителями ОБЖ (Департаментом образования, комиссариатами, методическими объединениями по ОБЖ), направленных на всестороннюю помощь (повышение квалификации) при организации, и самое главное, при проведении учебных сборов.

■ Содержания программы учебных сборов (используются уже типовые планы по проведению учебных сборов или разрабатываются свои (авторские), в которых упор делается именно на те виды подготовки, которые отвечают требованиям современных стандартов обучения в курсе ОБЖ.

■ Тематики учебных сборов (нас интересовал вопрос включения учителями отдельных видов подготовки, определенных «Инструкцией об организации обучения граждан основам военной службы и начальным знаниям в области обороны».

■ Трудностей, возникающих при организации учебных сборов. езультаты беседы позволяют сделать вывод, что:

■ недостаточное материально-техническое оснащение учреждения и отсутствие методического сопровождения учебного процесса по сборам, не позволяют проводить учебные сборы на территории школы, что в свою очередь снижает уровень развития и не совершенствования военно-прикладных навыков школьников;

■ учителя отмечают отсутствие спортивных городков, тиров, территорий для стрельбищ, полосы препятствия, учебных автоматов, что не позволяет им проводить в должном объеме (по программе) занятия по таким разделам как огневая, физическая подготовка;

■ по мнению учителей, только воинские части, с их оснащением могут позволить сформировать умения прикладного характера, которые отмечены в федеральных стандартах при обучении ОБЖ. езультаты беседы были нами учтены для планирования содержания учебных сборов, использования оптимального сочетания времени, отводимого на определенные разделы подготовки.

Для определения уровня военно-прикладных умений старших школьников использовали метод -педагогического тестирования. Нами определялся уровень развития следующих военно-прикладных умений: переползание; неполная разборка-сборка АК-74; метание ручных имитационных (учебных) гранат по неподвижным целям; стрельба по учебным мишеням; подбор и надевание противогаза; одевание одежды химической защиты; преодоление полосы препятствий.

Выявленный уровень военно-прикладных умений обучающихся старших классов свидетельствует (табл.1):

■ о низком уровне сформированности умения переползания у школьников 10 классов, данный показатель варьируется от 2.21 мин. до 2.50 мин.;

■ о среднем уровне сформированности умения по неполной сборке и разборке АК-74: в трех классах средние значения составляют 36.5, 36.2, 35,8 сек. и в одном классе значение соответствует выше среднего и составляет 36.2 (сек.);\

■ о среднем (в 10 1 ,10 2 классах) уровне сформированности умения метания учебной гранаты из положения стоя (средние значения составляют 36.4, 38.2 сек.; ниже среднего в 10 3 классе (39,1 сек.); низком уровне в 10 4 (39,2 сек);

■ о среднем уровне сформированности умения стрелять из положения лежа: (в 101 среднее значение равно 17,1 очков; в 10 2 соответствует 17,9 очкам; в 10 3 17,4; в 10 4 среднее значение равно 16,7);

■ о низком уровне сформированности умения по одеванию одежды химической защиты (ОЗК) (в 10 средние значения равны 10.8 сек.; в 102 значения соответствуют 11.8 сек.; в 10 3 - 10.4 сек.; в 10 4 - 10.9 сек);

■ о низком (10 3,,10 4) и среднем уровне сформированности умения по подбору и одеванию средств индивидуальной защиты (101, 10 2);

■ о низком уровне сформированности умения преодоления полосы препятствия (в 10 1 равны 1.27 сек.; в 102 значения соответствуют 1.28сек.; в 10 3 - 1.29 сек.; в 10 4 - 1.3 сек.)

Таблица 1

Средние значения сформированности военно-прикладных умений учащихся 10 классов (п=68)

"Умения Классы

Ю 1 х±сг (п=17) 1<Я х±сг (■1=14) Ю 3 х±ст (н=2 О) Ю4 х±сг (п=17)

> Л1е1ше переполчатш (мш.) 2.14±0,38 2.21 ±0,3 7 2.50±0,61 2.45±0,5б

Умение но неполной рачборгсе-сборюе АК-74» (с.) 3б.5±3.1 36.2+3,04 35.8±4.2 36.2+3,9

Г'тре.Игйа с места по неподвижной мишени лежа с упора 17-1 ±4,0 17.9±4.1 17-45±3,б 16,7+3,3

Метание учебной гранаты стоя на ходу 36.4±4,3 39.3±3.7 38.2±4,0 39.5±3,6 39.1 ±3,8 38.9±2.7 39.2±4,4 40,7±3.1

Подбор н надевание противогаза 11,47±3,2 11.1 ±3,5 10.9±2,9 11,9±3.4

Надевание одежды химической защиты в виде комбинезона 10.08±4,0 11.8±2,б 10.4±3,9 10.9±4,2

Преодоление полосы препятствий 1.27±0.04 1.28+0,04 1.29+0.03 1.3±0,08

Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты, свидетельствуют о низком уровне сформированности военно-прикладных умений старших школьников (по большинству показателей) и убеждают нас в том, что часы, отводимые на теорию в рамках сборов необходимо сокращать, а увеличивать объем практических занятий, направленных на совершенствование военно-прикладных умений школьников.

Нами была разработана программа учебных сборов и конспекты тренировочных занятий для совершенствования военно-прикладных умений по строевой, огневой, физической подготовке, подготовке в области гражданской обороны. Нами было определено содержание разделов по формированию основных военно-прикладных умений, виды учебных занятий, материальное обеспечение в части разделов «Огневая подготовка», «Подготовка в области гражданской защиты», «Физическая подготовка». Дополнительно в программу освоения учебных сборов нами были включены разделы: «Подготовка в области гражданской защиты», «Физическая подготовка». Перечисленные разделы и включенные в них темы дополняли и усиливали эффективность формирования военно-прикладных умений у старших школьников.

Комплексная программа включала в себя 6 разделов, предполагала использование по большей части практических методов, определение материального обеспечения видов занятий в условиях военной части. Реализация комплексной программы рассчитана на 40 часов.

Все занятия носили ярко выраженную тренировочную направленность. Подготовительную часть занятий насыщали военно-прикладными действиями. В основной части при обучении отдельным приемам и действиям можно увеличить бюджет времени на тренировку за счет сокращения этапа разучивания. Методика обучения отдельному приему в большей степени предусматривает овладение рациональной формой движения с позиции биомеханики, что позволяет проявлять школьникам на достаточно высоком уровне физические качества и устойчивость двигательного навыка в разнообразных условиях.

Содержание занятий по профессионально-прикладной физической подготовке школьников составляют циклические, общеразвивающие и военно - прикладные физические упражнения, направленные на преимущественное развитие аэробных возможностей занимающихся и военно-прикладных умений. В основной части каждого занятия использовали соревнования по преодолению отдельных этапов (элементов) полосы препятствий. Увеличение до 60% времени основной части урока на интегральную подготовку, заключающейся в многократном и скоростном преодолении участков полосы препятствий и полосы в целом позволит более прочно формировать умения по переползанию, метанию ручной гранаты, одеванию средств защиты и т.д. Контроль за уровнем комплексного развития физических качеств и владением умений осуществлялся также с использованием отдельных элементов полосы препятствий.

Таким образом, представленная характеристика уровня сформированности военно-прикладных умений наглядно показывает низкую эффективность существующей программы развития военно-прикладных умений в рамках учебных сборов по ОБЖ и доказывает необходимость совершенствования процесса развития данных умений за счет разработки нового содержания программы учебных сборов, использования эффективных тренировочных средств и контрольных упражнений по формированию военно-прикладной подготовленности старших школьников. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут найти применение в подготовке обучающихся общеобразовательных учреждений по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура» и использованы преподавателями - организаторами по ОБЖ в своей работе при организации и проведении учебных военных сборов с юношами 10 классов.

Список литературы:

1. Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах [Текст]: Приказ Минобороны Российской Федерации и Минобрнауки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 // Министерство обороны и министерство науки. - 2010 . - 4 марта - С.7

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Текст]: приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 // Собр. законодательства. - 2012. - 27 мая. - С. 14.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хайруллин Гриф Тимурзагитович

д -р педагогических наук, профессор университет «Туран», г. Алматы, Казахстан

Аннотация. В постсоветских странах развернута реформа системы образования. При этом не все действия прошли необходимую экспертную оценку. Реформа может привести к дальнейшему расслоению населения, к уменьшению живого общения педагога с обучающимися, к ослаблению воспитательной работы. Усиленное внедрение электронной техники в процесс образования окажет отрицательное влияние на здоровье обучаемых.

Annotation. In post-Soviet countries, reform of the education system has been launched. However, not all actions passed the necessary expert assessment. The reform can lead to a further stratification of the population, to a decrease in the teacher's live communication with teachers, and weakening of educational work. The increased introduction of electronic technology in the educational process will have a negative impact on the health of students.

Ключевые слова: образование, обучение, воспитание, педагог, реформа, цифровизация.

Key words: education, training, upbringing, teacher, reform, digitalization.

Завершение индустриального периода развития человечества и постепенный переход передовых стран мира к постиндустриальному периоду порождают новые задачи, которые требуют своевременного решения. Появление значительного количества научных исследований и проектов, относящихся к различным отраслям человеческой деятельности, представляет собой тот или иной ответ на появившиеся вызовы современности. Немалая часть полученных и предполагаемых результатов посвящена области образования, к системе и процессу образования подрастающего поколения и взрослых. Это явление представляется вполне логичным, если учитывать то значение, которое имеет образование в жизнедеятельности человека, и ту роль, которую оно играет.

Поскольку образование обладает не одной, единственной трактовкой, то для определенности рассуждений будем пользоваться нижеследующими трактовками основных понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.