Научная статья на тему 'Формирование устойчивых интересов курсантов университета МВД к профессиональной деятельности сотрудника МВД'

Формирование устойчивых интересов курсантов университета МВД к профессиональной деятельности сотрудника МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОТИВАЦИЯ КУРСАНТОВ / PROFESSIONAL ORIENTATION / VALUE DIRECTION / MOTIVATION OF CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грачев Ю. А., Кежов А. А.

В данной статье представлено авторское видение формирования устойчивых интересов курсантов университета МВД к профессиональной деятельности сотрудника милиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грачев Ю. А., Кежов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of steady interests of cadets of university of the ministry of internal affairs to the professional activity of the employee of the ministry of internal affairs

In given article authors vision of formation of steady interests of cadets of university of Ministry of Internal Affairs to professional work of the militia officer is presented.

Текст научной работы на тему «Формирование устойчивых интересов курсантов университета МВД к профессиональной деятельности сотрудника МВД»

Кадровое обеспечение

УДК: 370.1

Ю.А. Грачев*, А.А. Кежов**

Формирование устойчивых интересов курсантов Университета МВД к профессиональной деятельности сотрудника МВД

В данной статье представлено авторское видение формирования устойчивых интересов курсантов университета МВД к профессиональной деятельности сотрудника милиции.

Ключевые слова: профессиональная направленность, ценностные ориентации, мотивация курсантов.

J.A. Grachev*, A.A. Kezhov**. Formation of steady interests of cadets of university of the ministry of internal affairs to the professional activity of the employee of the ministry of internal affairs

In given article authors vision of formation of steady interests of cadets of university of Ministry of Internal Affairs to professional work of the militia officer is presented.

Keywords: professional orientation, value direction, motivation of cadets.

Россия все больше становится страной, открытой миру, где строится рыночная экономика и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и личной ответственности.

Реализация целей образования, сформулированных как всестороннее развитие личности, не всегда приводит к предполагаемым результатам.

Особое значение приобретает вопрос формирования устойчивых интересов к профессиональной деятельности у курсантов университета МВД, что является важнейшим фактором для достижения поставленной цели (предупреждение и пресечение преступлений, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности граждан).

Особенностью деятельности сотрудников МВД является ответственность за жизнь и здоровье, права и свободу людей. Работа осуществляется в условиях, связанных с риском для жизни, общением с нарушителями, физическими и эмоциональными нагрузками, сменами, с многочисленными контактами. Постоянно встречаются новые - сложные, требующие творческой активности и нестандартного подхода - ситуации. Необходимо овладение оружием, транспортом, специальными устройствами.

В настоящее время выбор профессии сотрудника милиции происходит в условиях нестабильной ситуации в стране, когда молодежь сталкивается с неприглядными сторонами жизни: нехватка материальных средств, постоянная усталость и раздражённость взрослых, тревога за завтрашний день, порой беспомощность - «гонка за выживание».

Усложняющиеся требования к профессиональным качествам современного сотрудника МВД делают все более актуальным привлечение в вузы молодежи не только с устойчивой профессиональной направленностью, но и со сформированными морально-нравственными и гражданскими качествами. Однако, несмотря на огромную общественную значимость профессии милиционера, в последние десятилетия снизился ее социальный статус, что в свою очередь привело

* Начальник кафедры специальных мероприятий ОВД Санкт-Петербургского университета МВД полковник милиции. Россия, Санкт-Петербург, Петродворец, ул. Аврова, ЗЗ. Тел: (812) 420-67-З2.

** Заместитель начальника кафедры специальных мероприятий ОВД Санкт-Петербургского университета МВД, майор милиции Россия, Санкт-Петербург, Петродворец, ул. Аврова, ЗЗ. Тел: (812) 420-67-З2. E-mail: for_aleksander@mail.ru.

* J.A. Grachev, the chief of chair of special actions Organs of Internal Affairs the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs, the colonel of militia.

**A.A. Kezhov, the deputy of chair of special actions Organs of Internal Affairs the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs, the major of militia.

1ЗЗ

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Кадровое обеспечение

к качественному ухудшению контингента обучающихся в вузах МВД, проявившемуся в т.ч. и в снижении гражданской составляющей личности курсантов на службу в органах внутренних дел.

Выступая перед участниками Съезда Союза ректоров России, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что «если мы создадим нравственную атмосферу в наших вузах, если мы высоко поднимем планку культурных, интеллектуальных и духовно-нравственных требований, то люди будут бояться выпадать из этой общей системы ценностей. Это самый правильный метод воспитания: не учить, а формировать ценности и обуславливать пребывание человека в системе согласием с этими ценностями».

Комментируя выступление Святейшего Патриарха, президент России Д.А. Медведев сказал: «Я полностью согласен с тем, что мы должны сегодня думать не только о преодолении кризиса, не только о тех обычных, традиционных вещах, которые являются для всех для нас, для преподавателей, для ректоров такими болезненными, сложными, но и о формировании системы ценностей как системы координат, в которой будет развиваться наше общество».

Как подчеркивают многие исследователи динамичность изменений социальной, нравственной, психологической среды воспитания, рост неудовлетворенности сотрудников МВД своим трудом и его оценкой, нарушение преемственности в воспитании, размытость и девальвация важнейших духовных ценностей патриотического сознания формируют устойчивые тенденции к изменению направленности деятельности и поведения курсантов, к снижению мотивации на добросовестную и качественную подготовку к будущей профессии.

Еще один важный аспект проблемы воспитания заключается в том, что существуют противоречия между потребностью правоохранительной системы страны в квалифицированных кадрах и недостаточной разработанностью в педагогической науке теоретических основ проблемы формирования ценностных отношений к этой деятельности.

Ценностный блок включает в себя систему ценностей, которые проявляются в виде нравственных идеалов, интересов, убеждений, установок, мотивов и принципов выбора целесообразной линии профессионального поведения в соответствии с потребностями общества и профессиональной этикой.

Полученные в ходе анкетирования данные позволили выявить структурные компоненты мотивации курсантов университета МВД.

Так, были выявлены основные направления ценностно-смысловой сферы, способствующие личностному росту. Это - «учеба, самообразование, творческая деятельность» (74%); «профессиональный и карьерный рост» (58%); «стремление достичь поставленных целей» (32%); «стремление благополучно закончить Университет» (53%). Однако приходится констатировать, что такие профессионально значимые ценности, как дисциплинированность, социальная контактность, самоконтроль и ответственность рассматриваются в качестве важнейших для сотрудников МВД только третью опрошенных.

При анализе полученных данных выявлено, что среди курсантов преобладают низкие показатели «возможности построения дальней временной перспективы», причем доминирующим является планирование лишь на ближайший год.

Одной из важнейших сторон личности является ее направленность, включающая мировоззрение, идеалы, убеждения, склонности, желания, влечения, потребности и ценностные ориентации. Сущность направленности личности связана с мотивами его поведения, с тем, что для него имеет ценность, значение. Смысл деятельности и образа жизни человека определяется его внутренними ценностями

- осознанными и неосознанными мотивами.

Под ценностными ориентациями принято понимать социально детерминированную и зафиксированную в психике индивида направленность личности на цели и средства деятельности.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную строну направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру и к другим людям, к самому себе, основу мировоззрения и смысла жизни.

Ценностные ориентации личности являются показателем определенного уровня ее развития. Для определения ценностных ориентаций необходимо учитывать два основных показателя:

- степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций как показатель личностной зрелости;

- содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру.

В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в иерархию ценностных ориентаций личности, сочетания этих ценностей, степени большего или меньшего предпочтения относительно других, можно выявить, на какие цели жизни направлена деятельность человека и какие средства для достижения этих целей он предпочитает.

Воспитательная работа должна содействовать выработке у курсанта осознанной системы взглядов и представлений о деятельности, которая определяет поведение человека. Если поставленная перед курсантом задача не будет им воспринята и он не поймет ее с учетом последующих задач, она не станет элементом его собственных действий и тем более не вызовет активных положительных поступков как в процессе обучения, так и в свободное от них время.

Для успешного формирования ценностного отношения курсантов к профессиональной деятельности и выбранной профессии необходимо использовать информационные структуры СМИ,

опыт преподавателя в практической деятельности ОВД, различные виды пропаганды. Необходимо создание системы информационно-образовательного обеспечения курсанта и его здорового образа жизни и спортивного стиля. Необходимо формирование теплых, дружеских отношений в коллективе в процессе взаимодействия курсантов и офицеров в ходе совместного решения учебных задач, достижения целей деятельности в часы организованного досуга в быту. Между ними необходимо налаживать систему объективно-субъективных связей, которые оформляются в позиции курсантов друг другу и приобретают формы межличностных отношений (взаимоотношений).

Средства массовой информации - телевидение, радио, печатные издания - могут быть одним из средств педагогического воздействия на личность обучаемого.

Проблема социальной регуляции поведения курсантов, формирования внутренней системы установок, ценностей приобретает особую значимость в современных условиях, что обусловлено многими факторами. Прежде всего, курсанты первого курса обучения находятся на этапе чрезвычайно важного и своеобразного психического развития, когда оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования. В результате обучения и воспитания в Санкт-Петербургском университете МВД России в течение пяти лет курсант обретает новую позицию, и в эту пору он открывает собственное «Я», расширяет свои внутренние возможности, получает профессиональные знания и умения.

Также необходимо отметить, что в процессе учебно-познавательной деятельности курсантов должно происходить формирование системы установок и ценностей, определяющих отношение личности к социально значимым явлениям (труд, учение, книги, отношение к окружающим и т.д.) с помощью целенаправленного использования специальных форм и методов работы с курсантами, которые должны формировать у них систему социальных установок и ценностей в контексте общественных норм и требований.

При этом необходимо формировать ценностно-смысловую сферу курсантов с направленностью на развитие иерархической структуры ценностной системы различными психолого-педагогическими средствами, осуществляя эту работу на всем протяжении учебы в вузе МВД.

Перспективным является использование современных образовательных технологий, в т.ч. информационных, для формирования профессиональных интересов.

Современные образовательные технологии должны отражаться в:

- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, практические занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы, активные методы дистанционного обучения);

- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований);

- средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчёте на объединение обучающихся).

- содержании курса «Информационные технологии», отражающем специфику профессиональной деятельности будущих милиционеров.

При обучении информационным технологиям необходимо ориентироваться на то, чтобы курсант получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть умениями и навыками, что позволит ему успешно осваивать программу спецдисциплин (поиск информации по имеющимся информационным ресурсам).

В процессе обучения информационным технологиям необходимо формировать у курсантов чувство долга, ответственности, профессиональной чести. Профессиональное воспитание заключается в формировании профессиональных и личностных качеств, навыков, способов и стратегий профессиональной культуры человека - основы для решения актуальных социально-профессиональных задач. Методы профессионального воспитания объединяются в три группы:

- методы формирования сознания личности;

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

- методы стимулирования поведения и деятельности.

В процессе формирования интереса на занятиях по информационным технологиям необходимо акцентировать внимание на следующих вопросах:

- углублённое изучение разделов, к которым у курсантов проявляется устойчивый интерес и имеются способности;

- сосредоточение внимания на формировании профессионально важных качеств в деятельности будущих работников милиции;

- планирование пути для самоподготовки к будущей профессиональной деятельности, способов самодиагностики, оценки результатов, достижений;

- формирование основы социально-профессиональной адаптации курсантов: ценностные ориентации, мотивы выбора профессии, профессиональная направленность;

- формирование профессиональных интересов.

Проводилось анкетирование курсантов 1, 2, 3-го курсов по оценке развития интереса курсантов к профессии средствами информационных технологий. Были получены следующие результаты.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Кадровое обеспечение

Диаграмма результатов исследования на устойчивую мотивацию по получению профессии

Результатом обучения с использованием информационных ресурсов профессиональной направленности является выраженная уверенность в завтрашнем дне, позитивный настрой на будущее у курсантов.

Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют подготовки не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уровнем образованности, способных переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Вместе с тем на завершающих этапах обучения необходима более точная адаптация системы профессиональной подготовки к актуальным и перспективным потребностям работников милиции. Образование в настоящее время еще резко отстает от современных требований и именно поэтому нуждается в кардинальной модернизации, что позволит курсантам университета МВД не только и не столько усваивать и запоминать информацию, использовать алгоритмы для разрешения небольших проблем, но прежде всего подготовит курсантов к обозначению, выявлению проблемы, нахождению информации для ее решения, оцениванию альтернатив, созданию идей и продуктов, разработке новых решений сложных дилемм.

Полученные в исследовании результаты позволяют говорить о необходимости разработки научно-практических рекомендаций по внедрению психолого-педагогических средств отбора курсантов с учетом значимых психологических характеристик личности: ценностных ориентаций, мотивов поступления на учебу, личных целей, а также оптимизации условий личностного роста курсантов в процессе обучения в университете МВД, в т.ч. и средствами информационных технологий.

Список литературы

1. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на IX съезде Российского союза ректоров 20 марта 2009 года.

2. Стенограмма выступления Президента России Дмитрия Медведева на IX съезде Российского союза ректоров 20 марта 2009 года.

3. Злобинский, В. Я. Концептуальные проблемы совершенствования работы по патриотическому воспитанию курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России // Вестник Московского университета МВД России. - 2004. - № 3. - С. 123-126.

4. Агапов, А. Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. - М.: Юристь, 1997. - 344 с.

5. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании : учебное пособие для студ. высших педагогических учебных заведений / И.Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

Literature

1. Speech of the Most holy Patriarch Cyrill at IX congress of Russian union of rectors on March, 20th,

2009.

2. The shorthand report of the speech of the President of Russia Dmitry Medvedev at IX congress of the Russian union of rectors on March, 20th, 2009.

3. Zlobinsky, V. J. Conceptual problems of improvement of work on patriotic education of cadets and listeners of educational institutions of system ofthe Ministry of Internal Affairs // Bulletin ofthe Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2004. № 3. - P. 123-126.

4. Agapov, A. B. Principles of the state management in the information sphere in the Russian Federation. - M., 1997.

5. Zakharova, I. G. Information technologies in education. - M., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.