Научная статья на тему 'Формирование установок толерантного сознания и профилактика терроризма'

Формирование установок толерантного сознания и профилактика терроризма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
210
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование установок толерантного сознания и профилактика терроризма»

ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА

Канд. психол. наук М.В. Пряхина, нач. кафедры

А. В. Петухова, курсант

Санкт-Петербургский университет МВД России

Современное состояние общества характеризуется усилением социальной мобильности, миграции, развитием культурных контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров. При этом во всех сферах отмечается и повышение уровня межэтнической агрессии, культурной нетерпимости, религиозного и этнического экстремизма. Преодолеть эти кризисные явления только путем политических и экономических решений невозможно. Важно знать и помнить о том, что корни проблем лежат в глубине психики человека, в актуализации архаических способов отношения к миру и людям, которые существуют в континууме “интолерантность (нетерпимость) - толерантность”.

Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов и принципов, твои жизненные цели, образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности - это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает, поступает иначе. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов.

Нетерпимость общества - это сумма нетерпимости его граждан. Обычная невежливость, пренебрежительное отношение к другим, фанатизм, экстремизм, терроризм - вот конкретные примеры выражения нетерпимости, которые ежедневно имеют место в жизни людей. Важно помнить о том, что нетерпимость ведет только к встречной нетерпимости, заставляя своих жертв искать формы отмщения.

Каким же образом можно прервать этот порочный круг? В Европе уже признали, что формирование в индивидуальном и общественном сознании толерантных установок является наиболее мощным заслоном на пути появления различных форм нетерпимости, в том числе и терроризма.

Этимология термина “толерантность” восходит к латинскому глаголу tolero - “нести”, “держать”, “терпеть”. В зависимости от контекста - эволюционно-биологического, этического, политического или психологического - феномен толерантности наполняется своим особым, специфическим смыслом.

В эволюционно-биологическом смысле понятие толерантности опирается на представление о “норме реакции”, т.е. допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду, не нарушающих его генотипа.

В этическом плане толерантность рассматривается как непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека, отличающих одного человека от другого и

поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида. Толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость.

В политическом смысле толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве.

Психологический смысл понятия “толерантность” наиболее полно отражен в англо-русском психологическом словаре. Под этим понятием понимается приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям. В современной отечественной психологии оформляются несколько теорий, по-разному определяющих природу толерантности. В рамках биологической теории толерантность рассматривается как поведенческое выражение генетически предопределенной, соответствующей возрасту, структурно-функциональной адаптации. Ученые определяют толерантность как отношение, выражающееся через потребность во взаимодействии с другими, понимании другого при изначально позитивном эмоциональном отношении к нему. Мы склонны поддерживать научное направление, которое рассматривает толерантность через категорию установки. Толерантность, как базисная установка, способствует выработке целого комплекса осознаваемых и неосознаваемых действий личности.

Этими определениями, естественно, не исчерпывается весь диапазон интерпретаций рассматриваемого понятия. Постижение содержания понятия “толерантность” с целью его превращения в признаваемую всеми народами Земли ценность и норму современного общества - дело ученых, политиков, общественных деятелей, деятелей искусства и культуры.

В “Декларации принципов толерантности”, утвержденной резолюцией Генеральной конференции Юнеско от 16 ноября 1995 г., воспитание в духе толерантности признается наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. “Необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, - говорится в Декларации, - вскрывать культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями”.

44

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

В 2001 г. в Российской Федерации началась разработка и реализация федеральной целевой программы “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе”. Реализация данной программы предполагает создание механизмов формирования у граждан толерантного сознания и поведения.

В рамках этой программы в 2003-2004 гг. нами было проведено эмпирическое исследование, цель которого заключалась в изучении толерантных установок молодежи. В исследовании приняли участие курсанты и слушатели Санкт-Петербургского университета МВД России, студенты Санкт-Петербургского РГПУ им. Герцена. Результаты нашего исследования показали, что семантическое поле понятия “толерантность” описывается молодежью в значениях термина “терпимость”: уметь терпеть, мириться, быть снисходительным. При этом осознается пассивность этих действий. Нами обнаружено противоречие между пониманием молодежью необходимости существования и проявления толерантности и негативным эмоциональным отношением к этому понятию, которое они указывали в выражениях: тяжесть, страдание, насилие над собой, вынужденность и т.д.

Рассмотрение толерантности через категорию установки предполагает выделение нескольких компонентов этого феномена: когнитивного, эмоционального, волевого, мотивационного, поведенческого и рефлексивного. Сила установки, как особого психического механизма опережающего отражения действительности, зависит от согласованности всех этих компонентов. Очевидно, что при наличии установленного в исследовании рассогласования между когнитивным и эмоциональным компонентами нельзя ожидать в молодежной среде толерантного поведения. Наш вывод подтверждают данные исследований ряда ученых (Э.С. Чугуновой, Л.Г. Почебут, И.Н. Трушкова и др.), которые доказали, что эмоционально-оценочный компонент играет доминирующую роль, по сравнению с когнитивным компонентом, в установочном поведении русских людей. Следовательно, если мы хотим формировать толерантное сознание и поведение, необходимо на эмоционально-оценочном уровне закрепить позитивное отношение к инакомыслию.

На наш взгляд, это возможно через формирование в индивидуальном и общественном сознании категории “принятия” вместо категории “терпимость”. Принятие - это не терпение, смирение, не жертва, не безразличие и приспособленчество, а активная позиция заинтересованного человека, принимающего другого (не похожего на него), способствующая расширению границ собственного социального опыта. Принятие, как основа толерантности, предполагает равнодо-стоинство личностей, этносов, религий, наций, которым принадлежат несхожие взгляды. Усиление этой позиции может стать действенным механизмом формирования у граждан толерантного сознания и поведения, что, в свою очередь, выступит мощным заслоном на пути появления терроризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность и общественное сознание в России. - М., 1998.

2. Ешич М.Ь. Перед историческим выбором: К вопросу о толерантном этносознании и преодолении злой этноисторичсс-кой памяти // Мир психологии. - 2001..-. № 4.

3. Солдатова ГУ. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998.

4. Толерантность и согласие / Под рсд. В.А. Тишкова. - М., 1997.

5. Элиаде М. Воспитание духовной культуры // Иностранная литература. - 2002. - №'5: *'

ПЕРЕРАБОТКА

ТРАВМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА 1 У УЧАСТНИКОВ

ЛОКАЛЬНЫХ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Л.Ю. Манелис, психолог-эксперт

Центр психодиагностики при ГУВД Новосибирской области

В статье рассматриваются адаптационные особенности и компенсаторные механизмы переработки травматического опыта у участников контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе. Подчеркивается, что различные нарушения на поведенческом уровне, а также в эмоциональной и личностной сферах обусловлены индивидуальными особенностями, а именно - влиянием разнообразных факторов, таких как возраст, статус, образование и связанных с ними психоэмоциональных адаптационных механизмов в результате воздействия травматического опыта. В статье описаны результаты экспериментального исследования, проведенного с участниками Локальных боевых действий, в виде сравнительного анализа по ранговому признаку - между офицерским и рядовым составами. Исследование заключается в разностороннем психодиагностическом подходе и систематизации полученных данных, предпринята также попытка сопоставить результаты исследования и психотипы офицера и рядового.

Полученные данные могут быть использованы для разработки индивидуальных реабилитационных программ для участников локальных боевых действий.

Моя рабочая гипотеза:

Адаптационные особенности переработки травматического опыта у рядового и офицерского состава принципиально различны, их специфика должна быть отражена в процессе исследовательской работы.

Объектом исследования являются адаптационные особенности переработки травматического опыта у офицеров и рядовых. Обследовались две группы лиц численностью по 30 человек каждая, в возрастном диапазоне у офицеров от 25 до 45 лет, у рядовых от 20 до 44 лет. Длительность командировок составляла не более 3 месяцев. Сроки обследования -не менее 6 месяцев и не более 1,5 лет после командировки.

Предметом исследования являются личностные особенности и компенсаторные механизмы участников локальных боевых действий.

Исследование проводилось на базе Центра психодиагностики (ЦПД) при ГУВД Новосибирской области в мае £004 г.

В процессе проведения данного обследования был использован материал на основе подбора следующих психодиагностических методик:

- опросник травматического стресса по методике Котенева:

- методика портретного выбора Сонди;

-модифицированный восьмицветовой тест Люшера;

- тест эмоционального отражения (ТЭО).

Обработка полученных результатов проводилась с использованием методов математической статистики - распределение по Стьюденту с определением коэффициентов корреляции.

Был проведен аніниз результатов и подготовка выводов.

Результаты экспериментальных исследований, полученных в процессе исследовательской работы

По результатам психодиагностического обследования и методов математической статистики можно говорить о подтверждении рабочей гипотезы: “Адаптационные особенности переработки травматического опыта у офицерского и рядового составов принципиально различны и имеют свою специфику”.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.