Научная статья на тему 'Использование традиционных религий в профилактике террористических проявлений и религиозного экстремизма'

Использование традиционных религий в профилактике террористических проявлений и религиозного экстремизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
615
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ТЕРРОРИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЕССИИ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маремуков Роман Борисович

Терроризм в различных его проявлениях в настоящее время является наиболее важной проблемой, стоящей перед всем мировым сообществом. Практика последних лет показала, что решение данного вопроса только силовыми, правоохранительными способами не является достаточно эффективным. Именно поэтому возникает необходимость в повышении эффективности профилактической работы, чего невозможно добиться без консолидации всего гражданского общества, в том числе представителей традиционных религий, которые имеют значительный потенциал в искоренении данного недуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF TRADITIONAL RELIGION IN THE PREVENTION OF TERRORIST ACTS AND RELIGIOUS EXTREMISM

Terrorism in its various manifestations is now the most important problem facing the entire world community. The practice of recent years has shown that the solution of this issue only by force, law enforcement methods is not sufficiently effective. That is why there is a need to improve the effectiveness of preventive work, which cannot be achieved without the consolidation of all civil society, including representatives of traditional religions, which have significant potential in eradicating this disease.

Текст научной работы на тему «Использование традиционных религий в профилактике террористических проявлений и религиозного экстремизма»

1.22. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ И РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Маремуков Роман Борисович. Должность: старший преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра огневой подготовки.

Аннотация: Терроризм в различных его проявлениях в настоящее время является наиболее важной проблемой, стоящей перед всем мировым сообществом. Практика последних лет показала, что решение данного вопроса только силовыми, правоохранительными способами не является достаточно эффективным. Именно поэтому возникает необходимость в повышении эффективности профилактической работы, чего невозможно добиться без консолидации всего гражданского общества, в том числе представителей традиционных религий, которые имеют значительный потенциал в искоренении данного недуга.

Ключевые слова: профилактические мероприятия, терроризм, религиозный экстремизм, толерантность, просвещение, религиозные конфессии, межконфессиональный диалог, ценностные установки.

THE USE OF TRADITIONAL RELIGION IN THE PREVENTION OF TERRORIST ACTS AND RELIGIOUS EXTREMISM

Maremukov Roman Borisovich. Position: senior lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Advanced Training Institute. Department: fire training chair.

Annotation: Terrorism in its various manifestations is now the most important problem facing the entire world community. The practice of recent years has shown that the solution of this issue only by force, law enforcement methods is not sufficiently effective. That is why there is a need to improve the effectiveness of preventive work, which cannot be achieved without the consolidation of all civil society, including representatives of traditional religions, which have significant potential in eradicating this disease.

Keywords: preventive measures, terrorism, religious extremism, tolerance, enlightenment, religious denominations, interfaith dialogue, values.

В последнее время наиболее важной проблемой, стоящей перед мировым сообществом, является необходимость более эффективного противодействия террористическим проявлениям. Как показывает практика ее решение невозможно только в юридической плоскости. Запреты и заслоны правового характера нередко имеют обратный эффект при предотвращении распространения экстремистских идей, в том числе религиозного характера. На данном этапе недооцененной является роль контрпропаганды, выработки - с детских лет, школ и университетов - толерантности и нетерпимости к радикальным идеям [1, стр. 122].

Общество должно осознать, что правоохранительные органы и суды не формируют гражданское и правовое сознание граждан. Более того, экстремистские

идеи неминуемо проникнут и в суды, и в другие органы правопорядка, как следствие нахождения в обществе, зараженном идеями терроризма и религиозного экстремизма. Задача построения здорового толерантного общества, исключающего радикальные идеи, слишком важна и сложна, чтобы отдать ее на откуп силовым ведомствам. Для того чтобы антитеррористическая деятельность была достаточно эффективной необходимо консолидировать все гражданское общество, в решении указанной проблемы [2].

На данном этапе первостепенной задачей, стоящей перед всеми институтами власти является создание условий для мирного сосуществования различных конфессий, их плодотворного сотрудничества между собой с целью поиска согласия и взаимопонимания. Только совместными усилиями всех религий возможно искоренение имеющегося недоверия, используемого как почва для распространения экстремистских идей ненависти и неприязни, призывов к насилию [3].

Именно религия призвана вносить значительный вклад в сохранение мира и согласия в обществе, путем воспитания молодого поколения в духе толерантности, защиты культурного и духовно-нравственного наследия, противодействия экстремистским проявлениям религиозной ненависти и вражды [4, стр. 26].

Категорически нельзя занижать способности традиционной религии в борьбе с распространением псевдо религиозных течений, которые и являются питательной средой для религиозных радикалов, оправдывающих свои террористические акции религией. Установить заградительный барьер на пути, пытающихся проникнуть в общество деструктивных религиозных организаций возможно только в ходе постоянного конструктивного диалога между государством и традиционными религиями. Потенциал традиционных религий необходимо учитывать и использовать в государственной политике по профилактике преступлений.

В истории развития человечества распространению таких негативных явлений как терроризм и религиозный экстремизм зачастую способствовали межрелигиозные и межнациональные противоречия и конфликты.

В истории развития человечества было много конфликтов на религиозной почве. Хотя надо отметить, что «причина активизации террористической деятельности под исламскими знаменами заключена не в какой-то специальной религиозно-мотивированной злобной нацеленности ислама на все «неисламское», но есть и проявление общего кризиса мировой системы власти».

Профилактика различных видов религиозного экстремизма, в период непрекращающихся межрелигиозных конфликтов возможна только путем формирования ценностных установок толерантного сознания и поведения, миролюбия, согласия и веротерпимости [5, стр. 186].

Терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам называется толерантностью. Она выражается в терпимости к отличным нациям, расам и религиям. Именно толерантность свидетельствует о самоуверенности и сознании надежности своих собственных позиций, являясь признаком идейного течения открытого для всех, не боящегося духовной конкуренции и сравнения с другими точками зрения.

Именно в религиозной среде появилось само понятие «толерантность», но с более узким смыслом, подразумевая терпимость к иным религиозным верованиям, предписывая представителям конфессии быть бо-

ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ

Маремуков Р.Б.

лее терпимыми к религиозным меньшинствам. В настоящее время толерантность уже имеет более широкий смысл, предполагая терпимость к любому инакомыслию. Сущностью толерантного отношения является выработка уважительного отношения к представителям иных конфесиий, людям иного образа мышления, а не устранение существующих мировоззренческих и религиозных разногласий и расхождений как таковых [6, стр. 100].

Межконфессиональный диалог способствует объединению верующих различных конфессий в борьбе против глобальных проблем всего человечества. На протяжении своего существования человечество выработало принципы межрелигиозного диалога. Первейшим из них является принцип толерантности. В данном контексте толерантность есть терпимое отношение последователей одной религиозно-конфессиональной общности к последователям других религиозно-конфессиональных общностей. Каждый придерживается своих религиозных убеждений и признает такое же право за другими. За долгие века противостояния религий и конфессий сформировалась конфронтационная психология, в плену которой продолжают находиться современные религиозные экстремисты. Конфликтный потенциал религиозного экстремизма очень высок [7]. Терпимость во взаимоотношениях между представителями различных религиозных общностей является необходимым условием преодоления противоречий, связанных с экстремизмом. Вместе с тем исключительное значение для организации межрелигиозного диалога имеет принцип равноправия его участников, что в корне противоречит принципам религиозного экстремизма . Любая попытка поставить одного из участников диалога в привилегированное положение является препятствием для нормального течения диалога. Более того, попытка определить ту или иную конфессиональную общность богоизбранной может привести к срыву диалога. На сей счет у религиозных экстремистов иное мнение. Еще одним важным принципом межрелигиозного диалога является открытость его участников в противоположность религиозным радикалам. Открытость вовсе не тождественна требованию отказа участников диалога от своих убеждений или уступок чужим убеждениям. Ее ценность в том, что она помогает субъектам диалога лучше уяснить взгляды друг друга, благоприятствует сопоставлению различных мнений, выявлению общих интересов и выработке согласованных мер по их реализации. Вопреки представлениям конструктивный подход, нацеленность на позитивные результаты является еще одним необходимым принципом межрелигиозного диалога. Религиозный плюрализм, идейная конкуренция конфессий предполагает несовпадение позиций участников диалога. Настроенные на конструктивность субъекты диалога приходят при обсуждении общих проблем к принятию взаимно приемлемых решений на компромиссной основе. Разногласия устраняются путем согласований. Компромисс возможен и необходим в вопросах, касающихся земного бытия, социально-политических установок и культурного разнообразия.

Следует признать, что даже в обозримом будущем не стоит надеяться на то, что будет найден компромисс между различными подходами к вероучительным проблемам, толкованию некоторых постулатов [8, стр. 257]. Сей факт обозначил еще один принцип межрелигиозного диалога, а именно принцип отказа от критического рассмотрения вероучительных вопросов. Диа-

лог, в ходе которого будут выдвигаться положительные и негативные особенности различных религиозных учений, не имеет перспектив принятия конструктивного, устраивающего всех решения. Важное значение в любом диалоге, тем более в межрелигиозном, имеет его организация. Это предопределяет необходимость в специальных координирующих органах, а также в урегулированности всего процесса деятельности. Первоочередным условием создания условий толерантных, безконфликтных отношений в конфессиональной сфере, является утверждение в обществе традиций терпимости, общей высокой культуры, воспитываемой с детства .

Нельзя недооценивать большой идейный потенциал религии, который следует использовать для предотвращения распространения различного рода экстремистских идей религиозного радикализма, а также в ходе межконфессионального диалога и при социальной адаптации верующих. Использовать этот потенциал возможно только путем религиозного просвещения, разъяснения основных постулатов и правовых положений ислама, его этических, нравственно-воспитательных ценностей и их значения в современном обществе. Именно религиозное просвещение является наиболее эффективным и действенным средством в профилактике религиозной вражды, религиозного экстремизма.

На современном этапе религиозное просвещение помимо чисто религиозных целей, должно преследовать и социально значимые задачи. Только таким способом возможно создать крепкое гражданское общество, с прочными духовно-нравственными основами, что в последующем будет способствовать развитию общества во всех направлениях, в том числе в экономической, социальной и культурной сферах.

Список литературы:

1. Шамаев А.М. Пропаганда благотворительности с исламской среде как профилактическая мера в противодействии распространению религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Черные дыры в российском законодательстве. 2016. №2. С. 122-124.

2. Эпштейн Алек Д. Правовые и общественные механизмы противодействия терроризму, религиозному фундаментализму и ксенофобии: опыт государства Израиль // http://journal-nio.com/index.php?option= com_content&view=article&id=1092&Itemid=114

3. Назаров Р.Р. Традиции межэтнического и межконфессионального диалога: на примере Центральной Азии // http://www.idmedina.ru/books/materials/rmforum/ 4/nazarov.htm?

4. Хамгоков М.М. Некоторые особенности проявления экстремизма в Северо-Кавказском регионе среди молодежи // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №3. С. 26-28.

5. Шамаев А.М. Вопросы развития благотворительности в среде мусульманской молодежи Северного Кавказа // Теория и практика общественного развития. 2015. №11. С. 185-187.

6. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видения мира, ценностей и теорий // Социологические исследования. 2006. № 1. С. 47.

7. Коркмазов А.В. Основные принципы противодействия терроризму в России и зарубежных странах // Евразийский юридический журнал. 2017. №8 (111). С.99-100.

8. Нагоева М.А. Терроризм как глобальная проблема современности // Пробелы в российском законодательстве. 2014. №3. С. 255-257.

Рецензия

на статью «Использование традиционной религий в профилактике террористических проявлений и религиозного экстремизма», подготовленную старшим преподавателем кафедры огневой подготовки СевероКавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России Р.Б. Маремуковым

Терроризм в различных его проявлениях в настоящее время является наиболее важной проблемой, стоящей перед всем мировым сообществом. Практика последних лет показала, что решение данного вопроса только силовыми, правоохранительными способами не является достаточно эффективным. Именно поэтому возникает необходимость в повышении эффективности профилактической работы, чего невозможно добиться без консолидации всего гражданского общества, в том числе представителей традиционных религий, которые имеют значительный потенциал в искоренении данного недуга.

Тема, раскрываемая в статье, несомненно, является актуальной для современного общества.

Материал в статье изложен в логической последовательности, грамотным языком и может представлять интерес для читателей, занимающихся научной деятельностью в данной сфере. Приводимые в статье теоретические положения убедительно обоснованы, что говорит о высоком научном уровне работы. В целом содержание статьи представляется актуальным.

Статья соответствует всем требованиям и может быть опубликована в открытой печати.

Старший преподаватель кафедры огневой подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук, подполковник полиции М.А.Нагоева

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 74,39%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.