Научная статья на тему 'Развитие установки на толерантное поведение в общении (на примере курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России)'

Развитие установки на толерантное поведение в общении (на примере курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
109
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие установки на толерантное поведение в общении (на примере курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России)»

33. Rubin I. M., Cambell T. The ABC's of effective feedback. San Francisco.: Jossey - Bass, 1998.

34. Sanitioso R., Wlodarski R. In search of information that confirms a desired self-perseption: motivated processing of social feedback and choice of social interactions // PSPB, 2004, Vol. 30, №4, pp. 412-422.

35. Sosik J. J., Potosky D., Dong I. Adaptive self-regulation: meeting others' expectations of leadership and performance. // Journal of Social Psychology, 2002, Vol. 142, Issue 2, p. 211.

36. Tata J. The influence of managerial accounts on employee's reactions to negative feedback// Group and organizational management, 2002 , Vol. 27, №4, pp. 480-503.

Развитие установки на толерантное поведение в общении (на примере курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России]

Д. В. Пестриков

Гуманизация процесса исполнения уголовных наказаний предполагает при подготовке будущих специалистов в образовательных учреждениях ФСИН России развитие установки на толерантное поведение, на что ориентирует принятая Правительством Российской Федерации Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе». Одним из важных ее положений является создание и применение в образовательных учреждениях всех уровней программ, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу. Таким образом, развитие установки на толерантное поведение необходимо начинать еще в процессе обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний (далее вузы ФСИН России).

Следует отметить, что установка на толерантное поведение необходима там, где существуют группы людей

с противоположными социальными установками (нравственными, политическими, религиозными), что особенно характерно для пенитенциарных учреждений. Изучая и в дальнейшем развивая установку на толерантное поведение, мы находим для сотрудника уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) альтернативу таким качествам личности, как конфликтность и агрессия, которые являются препятствующим фактором эффективности служебной деятельности.

Толерантность как свойство личности позволяет сотруднику оставаться устойчивым при воздействии фрустрато-ров, достигать взаимного понимания и согласования разного рода интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения, а также воздерживаться от причинения вреда всем и самому себе. Это исходное положение определяет актуальность данной проблемы для УИС.

Имеющие место в деятельности уголовно-исполнительной системы конф-

ликты, массовые беспорядки и их анализ свидетельствуют, что причины их часто кроются не только в повышенной криминальности осужденных, но и в ин-толерантном поведении сотрудников УИС.

Нам представляется, что в процессе обучения курсантов и слушателей в вузах ФСИН России толерантность развивается как психологическое качество, имеющее сложную структуру. Мы исходим из понимания толерантности в рамках общения курсанта (слушателя) в процессе обучения в вузе ФСИН России. Особенности развития установки на толерантное поведение в общении курсантов и слушателей образовательных учреждений представляют интерес в комплексе проблем юридической психологии.

Таким образом, изучение психологических особенностей развития установки на толерантное поведение курсантов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России в ходе подготовки к будущей профессиональной деятельности является актуальным для современной юридической психологии.

В отечественной психологии толерантность изучается как психологический феномен (А. Г. Асмолов, С. К. Бон-дырева, Д. В. Колесов, С. Л. Братченко, В. В. Бойко, Е. Ю. Клепцова, А. Г. Маклаков) в плане национальной, религиозной и расовой нетерпимости, ксенофобии (А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова и др.).

Изучение проблемы психологических особенностей установки на толерантное поведение в общении представлено в трудах В. В. Бойко, который рассматривает ее как основной компонент, влияющий на эффективность коммуникативной деятельности. В рам-

ках юридической психологии затрагиваются лишь отдельные вопросы, близкие к проблематике толерантнос-ти/интолерантности как характеристике профессионально важных качеств сотрудников правоохранительных органов (А. М. Столяренко, В. М. Поздняков, И. А. Папкин, А. И. Ушатиков, В. Н. Смирнов, Д. В. Сочивко и др.), обращается внимание на значимость толерантности для оптимизации труда сотрудников правоохранительных органов и на успешность их профессиональной деятельности. Однако проблема развития установки на толерантное поведение в общении у курсантов и слушателей вузов ФСИН России специально не изучалась, несмотря на ее значимость для успешной профессиональной деятельности будущего специалиста.

В зарубежной психологии исследовались: агрессивные формы поведения как проявление интолерантнос-ти (А. Басс, Л. Берковиц, Х. Хекхаузен); межэтническая толерантность (М. Боу-эн, Т. Адорно, Т. Нельсон); способность к эмпатии (А. Маслоу, К. Роджерс).

Понятие «толерантность» используется в самых разных областях знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, социологии, медицине и др. - таким образом, оно имеет междисциплинарный характер.

Можно согласиться с пониманием толерантности как терпимости (А. А. Гусейнов, И. С. Кон). По их мнению, это -моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей, выражающееся в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давле-

ния, преимущественно методами разъяснения и убеждения.

Междисциплинарный анализ подходов к психологическому пониманию толерантности позволяет говорить о проявлении ее противоположности

- интолерантности (нетерпимости), которая проявляется в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения до агрессивности ко всем инакомыслящим, другим нациям, народностям, а в нашем случае - к людям, переступившим черту закона,

- осужденным и заключенным.

Необходимо отметить, что в психологии и в настоящее время нет общепринятого понимания толерантности как сложного психологического феномена. На наш взгляд, одним из рабочих определений может быть следующее: толерантность как системное качество личности выражается в терпеливости, выносливости, отсутствии тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие фрустраторов (Н. Д. Левитов). Представляется, что это понимание толерантности является более приемлемым в отношении психологии профессиональной деятельности сотрудников УИС.

Изучение установки на толерантное поведение в общении связано с социально-психологическим подходом, позволяющим связать личностную модель толерантности с коммуникативной, на основании чего представляется возможным изучить особенности установки на толерантное поведение в общении у курсантов и слушателей вузов ФСИН России.

Следует отметить, что при определении толерантности происходит его

расширенное или суженное толкование. Некоторые ученые (А. Г. Асмолов, Т. Адорно, Г. У. Солдатова, Э. И. Мещерякова) среди признаков толерантности называют: выносливость, допуск, допустимость отклонения. Другие включают нервно-психическую устойчивость (А. Г. Асмолов, С. Л. Братченко, А. Г. Маклаков) как компонент, входящий в структуру толерантности.

При дальнейшем рассмотрении научных подходов мы установили, что к компонентам структуры толерантности также относят: способность к эмпа-тии (А. Г. Асмолов, С. Л. Братченко), вид субъективного контроля (Е. С. Сухих), агрессивное поведение (А. Басс, Л. Бер-ковиц, Х. Хекхаузен, С. К. Бондырева, Д. В. Колесов, Р. Р. Валитова), социально-психологическую компетентность (Б. И. Хасан, В. В. Бойко), личностный адаптационный потенциал (А. Г. Маклаков), психологические защиты (А. Г. Ас-молов). Все эти компоненты позволяют обосновать нам структуру толерантности как психологического феномена.

Важнейшим этапом развития установки на толерантное поведение является обучение в специализированных вузах ФСИН России. На этой стадии, на наш взгляд, приобретаются необходимые знания, умения, навыки, происходит развитие установки на толерантное поведение.

Исследованием профессиональной подготовки курсантов (слушателей) высших образовательных учреждений ФСИН России и МВД РФ занимались И.В. Биочинский, А. В. Буданов, В. М. Га-лузинский, И. В. Горлинский, М. Г. Де-тков, А. М. Киселев, М. И. Кузнецов, С. А. Лузгин, А. М. Лафуткин, В. М. Морозов, В. М. Поздняков, А. М. Столярен-

ко, С. Н. Тихомиров, Р. В. Пузыревский, А. Ф. Сизый, И. В. Упоров, А. А. Ушаков. Однако изучение толерантного поведения и процесса развития установки на него в общении у курсантов и слушателей оказалось мало исследованным в юридической психологии. Хотя в работах отдельных авторов мы находим указание на значимость толерантности как важного качества личности сотрудника УИС. Так, по мнению И. А. Папки-на, особую важность для сотрудника представляет коммуникативная толерантность. Он связывает ее значимость со снижением уровня профессиональной виктимности и личной безопасности сотрудников правоохранительных органов.

На значимость исследования коммуникативной толерантности указывает и В. В. Бойко. Он понимает ее как «характеристику отношений к людям, показывающую степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию». Солидаризируясь с В. В. Бойко, мы полагаем, что коммуникативная толерантность - одна из важнейших характеристик личности, связанная с установкой на толерантное общение персонала УИС.

Известно, что отношение сотрудников к осужденным нередко характеризуется предвзятостью, а иногда и неоправданной агрессивностью, неверием в возможность их исправления, превалированием наказательных мер перед убеждением, что свидетельствует о деформации в структуре толерантности.

Анализ научных источников по проблеме психологического понимания толерантности позволил сделать вывод, что толерантность - это структурное ка-

чество личности, включающее установку на толерантное поведение в общении. Нам представляется, что развитие установки на толерантное поведение в общении способствует повышению эффективности в коммуникативной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы.

На основании экспериментального исследования получены основные данные, характеризующие установку на толерантное поведение в общении курсантов и слушателей в зависимости от курса обучения.

Примечание. Поведенческие признаки коммуникативной толерантности (В. В. Бойко): 1-й - неприятие или непонимание индивидуальности человека; 2-й - рассматривает в качестве эталона себя; 3-й - категоричен или консервативен в оценках людей; 4-й - не умеет скрывать или сглаживать неприятные чувства; 5-й - стремится переделать, перевоспитать партнера; 6-й - хочет подогнать партнера под себя; 7-й - не умеет прощать другому его ошибки; 8-й - нетерпим к физическому или психическому дискомфорту партнера; 9-й -плохо приспосабливается к характерам окружающих.

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. В рамках констатирующей части исследования приняли участие 482 курсанта и слушателя в возрасте от 16 до 23 лет, обучающиеся в Академии ФСИН России, Вологодском институте права и экономики ФСИН России и Самарском юридическом институте ФСИН России. С целью экспериментального анализа данных выборка была поделена на две группы:

6,2

6

5,8

5,6

л 5,4

ч

ч 5,2

а

и 5

4,8

4,6

4,4

3 4 5 6 7

Поведенческий признак

Младшие курсы

Старшие курсы

Рис. 1. Динамика изменения установки на толерантное общение у курсантов и слушателей в вузах ФСИН России, в зависимости от курса обучения.

в первую вошли обучающиеся на младших курсах (I и II курс, 16-19 лет); во вторую - на старших курсах (Ш-У курс, 20 лет и старше).

Проведенный анализ экспериментальных данных показал, что установка на толерантное поведение в общении у курсантов и слушателей вузов ФСИН России имеет неодинаковую динамику. Для изучения развития установки нами был проведен сравнительный анализ данных по показателям, входящим в структуру толерантности.

За ключевой показатель была взята шкала коммуникативной толерантности В. В. Бойко, позволяющая диагностировать поведенческие признаки, характеризующие установку на толерантное поведение в общении.

На рис. 1 видно, что наиболее максимальные различия имеют показатели по следующим поведенческим признакам: «человек хочет подогнать партнера под себя» (6-й признак); «че-

ловек не умеет прощать другому его ошибки» (7-й признак); «человек плохо приспосабливается к характерам окружающих» (9-й признак).

При анализе полученных результатов выяснилось, что значения данных показателей имеют значимые различия по ^критерию Стьюдента (6-й и 9-й поведенческие признаки на уровне значимости р<0,001; 7-й на уровне значимости р<0,02).

Согласно результатам анализа данных экспериментального исследования категория респондентов, получивших высокие показатели по 6-му поведенческому признаку, составила не менее 22% на старших курсах и не более 14% - на младших курсах.

Данный показатель является элементом установки на авторитаризм у респондентов, что является характерным признаком интолерантного поведения. При проведении корреляционного анализа на уровне значимости

1

2

8

9

р<0,001 нами было установлено, что обучающиеся на старших курсах, получившие высокие показатели по данному поведенческому признаку, имеют склонность к спонтанной агрессии (0,48), к выраженности механизмов психологических защит - «компенсация» (0,40), «проекция» (0,42), «замещение» (0,30), «реактивные образования» (0,30), низкий уровень моральной нормативности (-0,34), коммуникативных способностей (-0,30).

В ходе анализа полученных результатов исследования установлено, что 6-й поведенческий признак коммуникативной толерантности (желание подогнать партнера под себя) имеет больше значимых корреляций с другими структурными компонентами толерантности у обучающихся на старших курсах, чем на младших (рис. 2). Например, у курсантов старших курсов коммуникативная агрессия проявляется не только как спонтанная и вызывающая состояние удовольствия, но и характеризуется расплатой за агрессию по отношению к себе. Коммуникативная агрессия проявляется как в коммуникативной грубости, так и в отношениях к мнениям, убеждениям, мировоззрению другого человека, его личностным особенностям. Так, обучающиеся на старших курсах отмечают, что когда партнер по общению выражает недопустимые «выпады», 50% респондентов, получивших высокие показатели по 6-му поведенческому признаку, считают, что необходимо ответить тем же. Данная позиция свидетельствует о выраженности осознанной установки на интолерантное поведение в общении.

Важным представляется сравнение коэффициентов парной корреля-

ции шестого поведенческого признака коммуникативной толерантности («человек не умеет прощать другому его ошибки») с механизмами психологических защит у обучающихся на старших и младших курсах. Анализ коэффициентов парной корреляции (рис. 2) показал, что некоторые из них не превышают значение 0,30 или -0,30, что свидетельствует о слабой корреляции. В то же время сравнительный анализ позволил констатировать различия в значениях коэффициентов корреляции между показателями защитных механизмов у обучающихся на старших и младших курсах. Как видно на рис. 2, у курсантов старших курсов по шестому поведенческому признаку (желание подогнать партнера под себя) коэффициенты корреляции значительно выше, чем у курсантов младших курсов. Следовательно, нам представляется возможным утверждать, что толерантность у обучающегося на младших курсах не имеет значимой связи с защитным поведением, но в процессе обучения в вузе ФСИН России ее развитие связано с выраженностью защитных механизмов, ведущими из которых являются «компенсация», «проекция», «отрицание». Таким образом, в процессе обучения динамика психологических показателей установки на толерантное поведение связана с развитием защитного поведения.

Вторым по актуальности поведенческим признаком коммуникативной толерантности стал такой признак, как «неумение приспосабливаться к партнерам по общению». Численность респондентов, получивших высокие показатели по этому признаку, составила не менее 26% от обучающихся на старших

0,60 0,50 £ 0,40

§! °,з° И § 0,20

СП и

о

2 & 0,10

я и 8 0,00

^^0,20 -0,30 -0,40

^^ \ .

1.

т

/ч ^ \ \

1<А# \у|Э .Л» ^ глИ3 Ар» ^ \йС» Л?

Шкалы опросников

■ Младшие курсы -■- Старшие курсы

Рис. 2. Коэффициенты парной корреляции 6-го поведенческого признака со шкалами дополнительных опросников на уровне значимости р<0,001.

курсах и не более 17% от обучающихся на младших курсах.

Проведенный сравнительный анализ показателей по поведенческому признаку обучающихся старших и младших курсов показывает их некоторое сходство в личностных характеристиках. Однако выделен ряд качеств, которые присущи только одной из исследуемых групп. Так, обучающиеся старших курсов, получившие высокие показатели по 9-му поведенческому признаку, характеризуются значимыми корреляционными связями с выраженными формами коммуникативной агрессии (спонтанная агрессия - 0,40 и отраженная агрессия - 0,31), механизмами психологических защит («проекция» - 0,47 и «компенсация» - 0,68), уровнем эмпатических способностей (-0,55), тогда как у слушателей младших курсов таких связей не выявлено, но последние характеризуются низкой социальной активностью - 0,31, что, как мы считаем, связано с процес-

сом адаптации к условиям вуза ФСИН России. Необходимо подчеркнуть, что данный поведенческий признак имеет аналогичные корреляции с показателями шкал теста «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» (В. В. Бойко), как и 6-й поведенческий признак коммуникативной толерантности «желание подогнать партнера под себя».

Третьим по максимальности различий между показателями исследуемых групп является 7-й поведенческий признак - «неумение прощать другому ошибки».

При проведении корреляционного анализа было установлено, что обучающиеся старших курсов, получившие высокие значения по 7-му поведенческому признаку коммуникативной толерантности «неумение прощать другому ошибки», склонны к спонтанной агрессии - 0,43, нетерпимости к неопределенности - 0,56, к таким видам механизмов психологических защит, как

«компенсация» - 0,60 и «отрицание» - 0,72.

Таким образом, анализ данных по поведенческим признакам позволил выявить следующую психологическую закономерность - на младших курсах защитное поведение не связано с установкой на толерантное поведение в коммуникативном общении, тогда как на старших курсах установка характеризуется усилением связи с проек-ционно-компенсаторным защитным поведением. Нам представляется необходимым при психодиагностике толерантности учитывать выраженность механизмов психологических защит, которые являются показателями, характеризующими установку на толерантное поведение в общении.

В зависимости от курса обучения структурные компоненты толерантности, характеризующиеся связью с показателями установки на толерантное поведение в общении, имеют определенную динамику. Так, к пятому курсу структура толерантности личности обучающегося характеризуется выраженностью защитных механизмов, установки на доминирование в общении, форм коммуникативной агрессии, поведенческих признаков коммуникативной интолерантности (неумение прощать другому ошибок, неумение приспосабливаться к партнерам по общению, стремление подогнать партнера под себя), снижением уровня общей интернальности. Следовательно, в процессе подготовки в вузе ФСИН России происходит развитие таких психологических особенностей у обучающегося, которые препятствуют актуализации установки на толерантное поведение в общении.

Для определения типов обучающихся использован метод кластерного анализа. Данный метод позволил более глубоко изучить природу толерантности и характер ее связей с личностными диспозициями установок респондентов, представленных в общении. С помощью компьютерного алгоритма в совокупной выборке из 482 респондентов выделены три кластера, которые в данном случае могут интерпретироваться как три типа личности. Они различаются между собой структурными компонентами толерантности и показателями установки на толерантное поведение в общении, которые были определены с помощью корреляционного анализа по данным экспериментального исследования динамики установки на толерантное поведение в коммуникативном общении у обучающихся в вузах ФСИН России: поведенческие признаки коммуникативной толерантности, личностный адаптационный потенциал, локус-контроль, эмпатия, нервно-психическая устойчивость, социально-коммуникативная и перцептивная компетентность, формы коммуникативной агрессии, механизмы психологических защит «проекция» и «компенсация».

Следует отметить, что выделение данных типов носило эмпирический характер, критерии классификации для изучения установки на толерантное поведение в общении нами были заданы специально. Компьютерный алгоритм кластерного анализа объединил респондентов по сходству их психологических профилей по определенному комплексу показателей.

Определены три типа обучающихся, отличающихся между собой по показателям (рис. 3), характеризующим

Шкалы опросников

1 кластер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2 кластер

-о ■ 3 кластер

Рис. 3. Результаты кластерного анализа показателей, характеризующих установку на толерантное общение обучающихся в вузах ФСИН России.

установку на толерантное поведение в служебном общении: толерантный, сомневающийся, нетерпимый.

Нетерпимый тип личности обучающихся в вузе ФСИН России характеризуется низким уровнем развитости коммуникативных навыков, наличием социально-психологических установок, препятствующих эффективности коммуникативной деятельности, сниженным уровнем личностного адаптационного потенциала (в сравнении с толерантным типом), выраженностью форм коммуникативной агрессии и поведенческих признаков коммуникативной интолерантности. Следует отметить, что для данного типа личности характерно стремление к самостоятельной деятельности и он имеет достаточный уровень коммуникативной интерактивности. Нам представляется, что это достигается путем адаптации к особенностям процесса общения, через актуализацию механизмов психологических

защит, препятствующих конструктивному диалогу. Следовательно, межличностные отношения, в которые включены представители данного типа, могут характеризоваться неконструктивным поведением в общении, что определяет необходимость проведения психокор-рекционных мероприятий с представителями данного типа личности.

Сомневающийся тип личности характеризуется психологическими качествами, препятствующими толерантности в общении. Так, по показателям психодиагностических методик, данный тип личности характеризуется недостаточным личностным адаптационным потенциалом, низким уровнем нервно-психической устойчивости, преобладанием экстернального вида субъективного контроля, социально-психологическими установками, препятствующими коммуникативной интерактивности, однако он характе-ризу^гся средним уровнем коммуника-

тивной толерантности и коммуникативной агрессии. Таким образом,уровень коммуникативной толерантности сомневающегося типа личности находится в рамках нормы, но параллельный анализ с показателями опросника LSI позволяет утверждать, что данный уровень толерантности вынужденно построен на защитных механизмах из-за недостаточного личностного адаптационного потенциала. Следовательно, мы можем утверждать, что личностные особенности представителей данного типа препятствуют актуализации установки на толерантное поведение в общении, что значительно снижает эффективность коммуникативной деятельности.

В свою очередь, анализ показателей толерантного типа личности свидетельствует о наличии структурных компонентов толерантности, актуализирующих установку на толерантное поведение в общении. Мы считаем, что это связано с высоким личностным адаптационным потенциалом и преобладанием интернального вида локус-контроля в личности представителей данного типа, что позволяет избегать актуализации защитного поведения, препятствующего конструктивности в процессе общения.

Проведенное исследование развития установки на толерантное поведение в общении курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России позволяет сформулировать следующие выводы и предложения.

1. Междисциплинарный анализ научных источников позволил определить основные компоненты, входящие

в структуру толерантности: эмпатия, нервно-психическая устойчивость, ло-кус-контроль, формы агрессивного поведения, социально-психологическая компетентность и личностный адаптационный потенциал, механизмы психологических защит. Изучение механизмов психологических защит показало, что они характеризуют особенности функционирования установки, определяющей толерантное или интолерант-ное поведение в межличностных отношениях, влияющих на конструктивность процесса общения.

2. Толерантность как системное качество личности обучающегося изменяется в процессе обучения в вузе ФСИН России, о чем свидетельствует сравнительный анализ состояния выраженности установки на толерантное поведение в общении у курсантов (слушателей) старших и младших курсов. Установка на толерантное поведение в общении обучающихся на старших курсах характеризуется актуализацией защитных механизмов, авторитаризмом, проявлением различных форм коммуникативной агрессии, снижением уровня общей интернальности, наличием поведенческих признаков коммуникативной интолерантности (неумение прощать другому ошибок, плохая приспособляемость к партнерам по общению, стремление подогнать партнера под себя).

Полученные результаты экспериментального исследования рекомендуется использовать при отборе кандидатов на обучение в образовательные учреждения высшего профессионального образования ФСИН России и при дальнейшем их психологическом сопровождении в процессе профессио-

нальной подготовки в вузах ФСИН России.

3. В результате анализа эмпирических данных выделены три типа обучающихся в вузе ФСИН России в зависимости от выраженности психологических показателей, характеризующих установку на толерантное поведение в общении: толерантный, сомневающийся, нетерпимый.

Проведенный анализ личностных особенностей трех типов личности определяет необходимость психокор-рекционной работы, направленной на развитие и коррекцию у обучающегося установки на толерантное поведение в общении, с сомневающимся и нетерпимым типом личности обучающегося в вузе ФСИН России.

Литература:

1. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»: Утв. Пост. Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 г. № 629, М., 2001.

2. См.: Кулакова Н. И. Толерантность: современное понимание // Взаимодействие ОВД, образовательных учреждений и общественных организаций в деле формирования установок толерантности и борьбы с экстремизмом в российском обществе: Материалы науч.-практ. конф. Рязань, 2002. С. 41-46.

Особенности псикакоррекцианнои работы с сотрудниками спецподразделении ФСИН России при выполнении служебных задач

Ю. Ю. Красикова

На современном этапе развития нашего общества участие сотрудников спецподразделений ФСИН России в контртеррористических операциях входит в состав их служебных обязанностей. Они периодически привлекаются к выполнению служеб-но-боевых задач в рамках антитеррористической операции на Северном Кавказе.

Деятельность сотрудников спецподразделений ФСИН России при выполнении служебно-боевых задач в

экстремальных условиях существенно осложняется воздействием на них комплекса экстремальных факторов, которые могут вызывать расстройства психической деятельности. Операции по разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона являются примером оперативно-служебной деятельности в условиях максимальной психической нагрузки. Эти условия приводят к изменениям личности, которые в дальнейшем ска-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.