Научная статья на тему 'Динамика влияния уровней профессиональной идентичности курсантов на развитие их коммуникативной компетенции'

Динамика влияния уровней профессиональной идентичности курсантов на развитие их коммуникативной компетенции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
129
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / САМООЦЕНКА / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / EMOTIONAL STABILITY / COMMUNICATIVE TOLERANCE / SELF-APPRAISAL / LEVEL OF ASPIRATION / TRAIT ANXIETY / STATE ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Слободчикова Ю. В.

В статье на основе экспериментальных данных, полученных при изучении значимых критериев для профессиональной идентичности и коммуникативной компетенции обосновывается взаимосвязь и возможность влияния уровней профессиональной идентичности курсантов на развитие их коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Слободчикова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF PROFESSIONAL IDENTITY LEVELS’ INFLUENCE OF THE CADETS ON THE DEVELOPMENT OF THEIR COMMUNICATIVE COMPETENCE

The interrelation and possibility of influence of levels of professional identity of cadets locates in article on the basis of the experimental data received at studying of significant criteria for professional identity and communicative competence on development of their communicative competence.

Текст научной работы на тему «Динамика влияния уровней профессиональной идентичности курсантов на развитие их коммуникативной компетенции»

ДИНАМИКА ВЛИЯНИЯ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КУРСАНТОВ НА РАЗВИТИЕ ИХ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Ю.В. Слободчикова,

соискатель ФПНиНПК Московского университета МВД России, преподаватель кафедры юридической психологии Московского университета МВД России Научный руководитель: доктор психологических наук Цветков В.Л.

Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология и эргономика.

Аннотация. В статье на основе экспериментальных данных, полученных при изучении значимых критериев для профессиональной идентичности и коммуникативной компетенции обосновывается взаимосвязь и возможность влияния уровней профессиональной идентичности курсантов на развитие их коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: Эмоциональная устойчивость. Коммуникативная толерантность. Самооценка. Уровень притязаний. Личностная тревожность. Ситуативная тревожность

DYNAMICS OF PROFESSIONAL IDENTITY LEVELS' INFLUENCE OF THE CADETS ON THE DEVELOPMENT OF THEIR COMMUNICATIVE COMPETENCE

Yu.V. Slobodchikova,

competitor FPNiNPK Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia teacher of chair of legal psychology Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. The interrelation and possibility of influence of levels of professional identity of cadets locates in article on the basis of the experimental data received at studying of significant criteria for professional identity and communicative competence on development of their communicative competence.

Keywords : Emotional stability. Communicative tolerance. Self-appraisal. Level of aspiration. Trait anxiety. State anxiety

На современном этапе развития российского общества сотрудники полиции активно участвуют в обеспечении безопасности личности, общества, государства, в решении сложных задач в различных районах страны, включая борьбу с терроризмом. Свою деятельность при этом они осуществляют как

в борьбе с нарушителями закона, так и во взаимодействии с законопослушными гражданами, широкими слоями населения. Разнообразие и сложность форм социального взаимодействия полицейского требуют их высокой моральной подготовленности к результативной служебной деятельности и эффек-

тивному общению с сослуживцами, гражданскими лицами в различных, порой сложных и экстремальных ситуациях.

В условиях совершенствования деятельности полиции, повышения требований к её сотрудникам, возрастает значение такого важного элемента их профессиональной подготовленности как коммуникативная компетентность и соответственно, значение её развития у курсантов вузов МВД России.

К сожалению, в среде сотрудников органов внутренних дел еще встречаются деформированные в правовом и нравственно-психологическом отношениях способы общения. Имеют место случаи оскорбления сотрудниками полиции граждан. С определенными трудностями достигается сочетание требовательности с доверительностью и близостью к людям. Из-за распространенности негативных форм общения, нарушающих нормы культуры и служебной этики, происходят конфликты сотрудников друг с другом, с подчиненными и начальниками, с населением. С учетом отмеченных обстоятельств, необходимо решение проблемы развития коммуникативных навыков и умений сотрудников полиции.

Критериями профессиональной идентичности курсантов как фактора развития их коммуникативной компетентности наряду с такими как степень сформированности образа профессии и образа "Я в профессии", профессиональная направленность, мотивация и активность, ценностные ориентации, являются: эмоциональная устойчивость; адекватная самооценка; коммуникативная толерантность.

В частности, одной из базовых составляющих коммуникативной компетентности выступает коммуникативная толерантность, представляющая собой комплексное личностное качество, характеризующее совокупность ценностных установок личности, её социальную рефлексию, способность разрешать деструктивные конфликтные ситуации, а также сопротивляемость негативным воздействиям окружающей среды, успешной адаптации к социальному окружению. Она подвергается развитию в процессе социализации, воспитания и самовоспитания, в т.ч. профессиональной идентичности курсантов и слушателей.

Толерантность в межличностном общении понимается как неотъемлемая характеристика профессионализма и зрелости личности, сферой деятельности которой является взаимодействие в рамках «человек-человек».

Интегральным объективным критерием толерантности является конструктивное субъект — субъектное взаимодействие с коллегами. Этот интегральный критерий конкретизируется в объективных

показателях: эффективности взаимодействия, сбалансированности целей и средств, а также целей и результатов взаимодействия; высоком уровне сфор-мированности психотехнологий взаимодействия.

Под коммуникативной толерантностью мы понимаем характеристику отношений личности к людям, показывающую степень переносимости ею неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по коммуникативному взаимодействию.

Механизм возникновения и проявления коммуникативной толерантности связан с явлением эмоционального отражения личных различий. В нем решающую роль играет совместимость или несовместимость одноименных качеств партнеров — интеллекта с интеллектом, характера с характером, привычек с привычками, темперамента с темпераментом. Иначе сказать, партнеры сопоставляют и оценивают качества, состояния друг друга на уровне отдельных подструктур личности.

Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий.

В.В.Бойко считает, что повышение уровня толерантности происходит в том случае, если мы научимся двум вещам: во-первых, преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности партнера; во-вторых, устранять обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия.

Она выделяет в структуре коммуникативной толерантности умения:

- принимать индивидуальность другого человека; оценивать людей исходя из их Я;

- преодолевать категоричность своих оценок в адрес окружающих;

- скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей;

- не стремиться перевоспитывать партнера;

- поддерживать отношения с людьми вне зависимости от их характера или привычек;

- быстро приспосабливаться к новым людям;

- легко идти на уступки;

- признавать свою неправоту;

- быть терпимым к дискомфортным состояниям окружающих;

- не быть злопамятным [1].

В ходе проведения эксперимента, где использовалась методика В.В.Бойко нами были получены следующие результаты (табл.1).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Результаты диагностики общей коммуникативной толерантности у курсантов и слушателей (в баллах)

Таблица 1

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

1.Неприятие или непонимание другого человека 10 3 3 3 6

2.Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей 9 8 3 3 10

3.Категоричность или консерватизм в оценках других людей 6 6 7 9 8

4.Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнера 5 3 4 6 9

5.Стремление переделывать, перевоспитывать партнера 6 5 5 4 5

б.Стремление подогнать партнера под себя 6 5 6 8 8

7. Неумение прощать другим ошибки 3 6 6 7 9

8.Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми 7 4 3 2 7

9.Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других 7 5 6 8 7

Общее среднее значение 58 35 43 50 69

Если брать абсолютные показатели (максимальное количество баллов по этой методике 135), то динамика по курсам выглядит как представлено на рис.1.

Надо понимать, что чем меньше количество набранных баллов, тем выше коммуникативная толерантность. Переведя баллы для большей наглядности в проценты (меньшее их количество соответствует лучшим показателям), то получились следующие результаты: 1 курс — 43%; 2 курс — 26%; 3 курс — 32%; 4 курс — 37%; 5 курс — 69%. Наиболее высокая коммуникативная толерантность

наблюдается на 3 курсе. Логика подсказывает, что к 5 курсу она должна быть ещё выше, но показатель ухудшается почти в 2 раза.

По признакам, а их в табл.1 мы указали семь, количество баллов определяется промежутком от 0 до 15. Учитывая это, мы можем как бы нарисовать портрет коммуникативной толерантности слушателя 5 курса: ему характерны неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнера, категоричность в оценках других людей при почти адекватной самооценке.

Рис.1. Динамика коммуникативной толерантности курсантов и слушателей по средним значениям (в баллах).

Причем многие показатели особенно на 3 курсе гораздо выше. А ведь 5 курс — выпускники, это рубеж фактической готовности к профессиональной деятельности! Но 5 курс относится к нестабильному

периоду переосмысления и уточнения различных вариантов профессионально-творческого саморазвития, трудоустройства и построения профессиональной карьеры. Значит необходимо дополнитель-

ное психологически обоснованное воздействие.

Для нас очень важен вывод о том, чем меньше неприятных и неприемлемых для себя различий находит один человек в другом, тем выше у него уровень коммуникативной толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отличительных особенностей. Другими словами коммуникативная толерантность для коммуникативной компетентности курсантов и слушателей интегративный показатель, который как показало исследование, ещё далёк от эталона.

Таким образом, будущие офицеры полиции, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешенны и хорошо совместимы с различными людьми. Эти достоинства создают психологически комфортную обстановку для профессиональной деятельности, достижения взаимопонимания в коллективе, что способствует формированию толерантных отношений. Коммуникативная толерантность проявляется в том, что человек не видит ярких различий между собой и партнером, либо не испытывает негативных эмоций по поводу этих различий.

Коммуникативная толерантность курсантов и слушателей предполагает осознанный контроль своих эмоций, мыслей и, особенно, поведения, обеспечивающий позитивное отношение к другим людям в трудных межличностных ситуациях профессиональной деятельности.

На протяжении вузовского обучения необходимо скорректировать коммуникативную интолерант-ность, потому что эта характеристика препятствует формированию профессиональных компетенций курсантов и слушателей в сфере практической деятельности.

Коммуникативная толерантность является одним из основных показателей не только коммуникативной компетентности, но и профессиональной в целом. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости систематического развития коммуникативной толерантности в массовой практике подготовки будущих офицеров полиции на протяжении всего обучения в вузе.

Важным элементом нашего эксперимента явилось исследование самооценки. Самооценка — оценочная составляющая, отвечающая на вопрос, чего это стоит, что это означает для меня. Общая самооценка образуется на основе частных самооценок отдельных представлений о себе.

По итогам самооценочной деятельности самосознания формируется позитивное или негативное самоотношение. Это очень значимо, т.к. в структуре эмоционально-ценностного компонента профессио-

нальной идентичности как фактора развития коммуникативной компетентности курсантов нами были выделены: самооценка как будущего профессионала, оценка своей и чужих профессиональных групп, самоотношение курсанта как к профессионалу, отношение курсанта к своей и чужим профессиональным группам.

Не случайно самооценка курсанта представляет собой его личностное суждение о собственной профессиональной ценности, которое выражается в установках, свойственных сотруднику органов внутренних дел. Она тесно связана с чувством самоуважения и ощущением собственной профессиональной ценности. Поэтому адекватная самооценка способствует поддержанию у курсантов позитивной профессиональной идентичности и развитию коммуникативной компетентности.

По мнению Р.Бернса, самооценка явно или скрыто присутствует в любом самоописании [2]. Всякая попытка охарактеризовать себя с профессиональной точки зрения содержит оценочный элемент, определяемый профессиональными нормами и ценностями, критериями и целями, представлениями об уровнях профессиональных достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д. При этом, курсант оценивает себя двумя способами: путём сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей учёбы и путём сравнения себя с сослуживцами.

Адекватность самооценки изучалась нами при помощи методики Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан [3], основанной на непосредственном оценивании (шкалировании) курсантами и слушателями ряда личностных качеств. Результаты отражены в табл.2 и на рис.2.

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Он тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в правоохранительной деятельности.

В нашем исследовании средняя оценка составила 79,4 (норма от 60 до 89 баллов, оптимальный — 75-89), что свидетельствует об оптимальном уровне притязаний. Курсанты и слушатели, обладающие таким уровнем, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.

Показатели реальных возможностей — самооценка курсантов и слушателей в рамках 45 — 74 баллов (63,6) при значимых расхождениях 15,8, что соответствует ее адекватности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таблица 2

Результаты самооценки и уровня притязаний курсантов и слушателей (в баллах)

Уровень притязаний Самооценка Значимые расхождения

1 курс 85,7 66,6 19,1

2 курс 87,4 69,2 18,2

3 курс 85,4 70,8 14,6

4 курс 90,1 64,7 25,4

5 курс 81,5 63,0 18,6

Среднее значение 79,4 63,6 15,8

Рис.2. Сравнительная диаграмма уровней притязаний и самооценки курсантов и слушателей по результатам их диагностики (в баллах)

Большие расхождения между притязаниями и реальными возможностями человека ведут к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, которую мы исследовали при помощи опросника Ж. Тейлор (личностная шкала проявления тревожности) и методики, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина [4].

Под личностной тревожностью понимается относительно устойчивая характеристика, черта, дающая представление о предрасположенности челове-

ка к проявлению тревожности, т.е. о его склонности или тенденции: а) воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающий; б) реагировать на эти ситуации проявлением состояния тревожности различного уровня.

При интерпретации полученных результатов мы исходили из следующих ориентировочных оценок тревожности: до 30 баллов — низкая, 31 — 44 балла — умеренная; 45 и более высокая.

Из табл. 3 и рис.9 мы видим, что практически у курсантов и слушателей на всех курсах реактивная (ситуативная) тревожность до 30 баллов, что свидетельствует о её низком уровне.

Таблица 3

Результаты исследования личностной и реактивной тревожности у курсантов и слушателей (в баллах)

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

РТ, среднее по группе ЛТ, среднее по группе РТ, среднее по группе ЛТ, среднее по группе РТ, среднее по группе ЛТ, среднее по группе РТ, среднее по группе ЛТ, среднее по группе РТ, среднее по группе ЛТ, среднее по группе

28,9 45,9 23,9 37,3 27,6 44,5 27,6 45,6 22,3 37,4

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Здесь надо иметь в виду, что ситуативная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Низкая тревожность требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в "лучшем свете".

Для низкотревожных лиц характерно ярко вы-

раженное спокойствие. Они не всегда склонны воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в самом широком диапазоне ситуаций, даже когда она реально существует. Возникновение состояния тревоги у них может наблюдаться лишь в особо важных и личностно значимых ситуациях (экзамен, стрессовые ситуации, реальная угроза семейному положению и др.). В личностном плане такие люди спокойны, считают, что лично у них нет поводов и причин волноваться за свою жизнь, репутацию, поведение и деятельность. Вероятность возникновения конфликтов, срывов, аффективных вспышек крайне мала.

м

Рис.3. Сравнительный анализ результатов исследования тревожности у курсантов и слушателей по курсам (в баллах)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели личностной тревожности у курсантов 2 (37,3) курса и слушателей 5 (37,4) курса на уровне умеренной, а на 1курсе (45,9), 3 курсе (44,5) и 4 курсе (45,6) на уровне высокой.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонность в широком диапазоне ситуаций воспринимать любое проявление качеств их личности, любую заинтересованность в них как возможную угрозу их престижу, самооценке. Усложненные ситуации они склонны воспринимать как угрожающие, катастрофические. Соответственно восприятию проявляется и сила эмоциональной реакции. Такие люди вспыльчивы, раздражительны и находятся в постоянной готовности к конфликту и готовности к защите, даже если в этом объективно нет надобности. Для них, как правило, характерна неадекватная реакция на замечания, советы и просьбы. Особенно велика возможность нервных срывов, аффективных реакций в ситуациях, где речь идет об их компетенции в тех или иных вопросах, их престиже, самооценке, их отношении. Излишнее подчеркивание результатов их деятельности или способов поведения как в лучшую, так и в худшую сторону, категоричный по отношению к ним тон или тон, выражающий сомнение, — все это неизбежно ведет к срывам, конфликтам, к созданию различного рода психологических барьеров, препятствующих эффективному взаимодействию с такими людьми.

К высоко тревожным людям опасно предъявлять категорично высокие требования, даже в ситуациях, когда объективно они выполнимы для них, неадекватная реакция на такие требования может задержать, а то и вообще отодвинуть на долгое время выполнение требуемого результата.

Рекомендации для высокотревожных людей: полезно сместить акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности, стоит формировать чувство уверенности в успехе.

Полученные результаты по изучению тревожности подтверждаются исследованиями нервно-психической устойчивости (табл.4).

В соответствии с полученными данными можно констатировать, что у курсантов 1,3 и 4 курсов нервно-психическая устойчивость низкая, а у курсантов 2 курса и слушателей 5 курса средняя.

Далее мы решали одну из важнейших задач нашего эксперимента — как может влиять достигнутый уровень профессиональной идентичности на развитие коммуникативной компетентности курсантов. Для чего мы сравнили все полученные результаты эксперимента (табл.5), где показатели профессиональной идентичности в процентах, коммуникативной компетентности в баллах, в т.ч.профессиональной направленности в ср.ст.ед.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Результаты исследования нервно-психической устойчивости (НПУ) курсантов и слушателей (в баллах)

Таблица 4

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

24 16 25 26 15

Таблица 5

Взаимосвязь достигнутых уровней профессиональной идентичности и критериев коммуникативной

компетентности курсантов и слушателей

Профессиональная идентичность Выраженная пассивная Выраженная активная Невыраженная

Курсы 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

42 41 46 47 54 11 23 28 31 39 47 36 26 14 7

Критерии коммуникативной компетенции

Коммуникативная толерантность 55 34 33 32 30 48 29 28 27 25 70 44 64 68 69

Самооценка 67 70 71 66 65 74 76 78 73 75 64 65 67 62 61

Уровень притязаний 84 85 84 89 82 86 87 91 86 82 81 82 79 82 76

Личностная тревожность 44 45 41 42 45 39 37 35 36 37 48 47 46 47 47

Реактивная тревожность 32 35 31 29 22 29 24 28 28 19 35 30 34 35 23

НПУ 27 13 28 29 14 16 15 17 18 16 29 17 30 31 18

Профессиональная направленность

Профессиональная компетентность 3,8 4,6 5,2 6,1 7,6 3,9 4,7 5,3 6,2 7,7 3,7 4,5 5,1 6,0 7,5

Управление 7,0 6,7 6,4 6,1 6,0 7.1 6,8 6,5 6,2 6,1 6,9 6,6 6,3 6,0 5,9

Стабильность работы 5,8 7,1 7,6 8,4 8,8 5,9 7,2 7,7 8,5 8,9 5,7 7,0 7,5 8,3 8,7

Интеграция стилей жизни 6,1 7.1 7,2 7,3 7,5 6,2 7.2 7,3 7,4 7,6 6,0 7,0 7,1 7,2 7,4

Для выявления взаимосвязи применялся метод математической статистики — коэффициент корреляции Пирсона. В результате обработки полученных данных было выявлено, что коэффициент корреляции равен 0,5 и выше. Это свидетельствует о наличии взаимосвязи между профессиональной идентичностью и коммуникативной компетентностью курсантов и слушателей.

Более оптимальны показатели коммуникативной компетентности у курсантов и слушателей с выраженной активной и выраженной пассивной идентичностью. Из чего мы приходим к умозаключению, что рост уровня профессиональной идентичности влечет за собой изменения в показателях коммуникативной компетентности курсантов и слушателей.

Список литературы

1. Бойко В.В. Практическая психодиагностика. — М., 1998. 164 с.

2. Бернс Р. Что такое Я-концепция//Психология самосознания. — Самара, 2000.- 339 с.

3. Прихожан А.М. Психология тревожности. — СПб.: Питер, 2007. 192 с.

4. Ханин Ю.Л. К вопросу об оценке коммуникативности личности // Общение как предмет теоретического и прикладного исследования. Л. 1972-С. 172- 173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.