Актуальные проблемы образования
ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
А. В. Гурьев
Аннотация. В статье анализируется структура заболеваемости, типичная для учащихся и учителей, как результат комплексного и одновременного влияния на состояние их здоровья трех условий образовательного процесса: организационно-педагогического, коммуникативного и гигиенического. Предлагаются критерии оценки работы школы по сохранению здоровья участников образовательного процесса.
Ключевые слова: здоровье учащихся и учителей, организационно-педагогические условия, коммуникативные условия, гигиенические условия, критерий работы по здоровьесбережению.
Summary. The article analyses the typical morbidity structure ofschoolchildren and teachers as a result of complex and simultaneous influence of three education conditions: teaching organization, communicative and hygienic. The author suggests certain criteria of school health care work for maintaining schoolchildren and teachers' health.
Keywords: schoolchildren and teachers' health, teaching organization conditions, communicative conditions, hygienic conditions, criterion of health care work.
Ухудшение здоровья участников образовательного процесса стало на сегодняшний день не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
Данные большинства известных нам исследований подтверждают правомерность выделения в структуре заболеваемости детей и подростков «...болезней, частота которых наиболее интенсивно возрастает в процессе школьного обучения.» [1, с. 78]. Как показывают результаты исследований, за годы обучения растет число детей с заболеваниями органов чувств, представленных в основном болезнями зрительного анализа-
3 / 2010-
тора - с 14,9% до 23,3% [2, с. 38, 46]. 51 К девятому классу примерно треть детей уже имеют сформированную патологию зрения [3, с. 36]. Она же имеет широкое распространение и среди учителей [4, с. 56].
Среди заболеваний, распространенных в детской популяции, большое внимание уделяется заболеваниям пищеварительной системы, удельный вес которой возрастает с 10,5% в начальных классах до 14,4% в классах старшей школы [2, с. 40, 48]. Широкую распространенность заболеваний желудочно-кишечного тракта мы наблюдаем и среди учителей (15,1% по данным углубленного медицинского
Преподаватель |_
Ф
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
обследования) [5, с. 23]. В качестве одной из причин и в том, и в другом случае чаще всего называется нерациональное и несбалансированное питание [6, с. 12; 7, с. 11].
Повышенная чувствительность организма ребенка к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик обучения возрастным особенностям учащихся способны создать условия для развития нервно-психических заболеваний. Иллюстрацией этого могут быть данные исследований А. Бажанова, согласно которым распространенность неврозов увеличивается от младших классов к старшим у мальчиков в 2 раза, у девочек в 3,3 раза [8, с. 18].
Равным образом, по данным одного из исследований, признаки невро-тизации были выявлены у 58-65% учителей [7, с. 13]. Примерно 60% учителей постоянно испытывают психологический дискомфорт при исполнении своих профессиональных обязанностей, а 85% подвержены устойчи-52 вым стрессам [9, с. 8]. Согласно проведенному Г. В. Митиным анкетированию педагогов, 56,8% из них «...отметили постоянный характер и значительную интенсивность интеллектуальных перегрузок, а 95% . считают, что их работа непременно связана с психоэмоциональными перегрузками.» [10, с. 10]. По мнению некоторых исследователей, учительская профессия может быть отнесена к группе профессий «повышенного риска», в том числе и по вероятности развития невротических расстройств [5, с. 1].
Мы не случайно провели сравнение между наиболее распространенными заболеваниями участников об-
разовательного процесса. Правомерен вопрос: чем обуславливается подобного рода сходство?
Известно, что более 70% своего дневного времени учащийся проводит в общеобразовательном учреждении [11, с. 31; 12, с. 10; 13, с. 30]. Аналогичный показатель для учителей составляет 54,5% [14, с. 28]. Следовательно, речь может идти о факторах, одинаково воздействующих на обоих участников образовательного процесса.
Средняя величина профессиональной нагрузки учителя в неделю достигает 35,2 часов, складываясь из учебной нагрузки (24,4 ч), времени, отводимого на проведение факультативов (1,3 ч) и времени, уходящего на проверку рабочих тетрадей (9,4 ч) [6, с. 21]. Как показывает анализ учебного времени, не меньшей интенсивностью отличается и труд учащихся: «. Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических и медицинских классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часов в день, в основной школе 7,2-8,3 часов в день и в средней школе 8,6-9,2 часа в день.» [11, с. 34-35].
Таким образом, на обоих участников образовательного процесса влияет как продолжительность образовательного процесса, так и высокий уровень учебной активности за данный промежуток времени. При этом важную роль в процессе развития болезненных состояний у учащихся и учителей играет целый комплекс условий, к которым относятся:
Преподаватель XX
ВЕК
3 / 2010
ф
Актуальные проблемы образования
• организационно-педагогические условия, связанные как с объемом учебной нагрузки, так и особенностями реализации образовательного процесса;
• коммуникативные условия, связанные с психологическими аспектами межличностного общения, отношениями, складывающимися в ходе образовательного процесса на уровне «ученик - учитель», «учитель -классный коллектив», а также между учителем и коллегами по работе;
• санитарно-гигиенические условия, напрямую влияющие на вероятность развития инфекционных и неинфекционных заболеваний в рамках общеобразовательного учреждения, а также предъявляющие требования к созданию комфортных условий для состояния функционирования организма в ходе образовательного процесса.
Таким образом, проводя работу в направлении трех вышеприведенных условий - организационно-педа-го ги че ского, коммуникативного и санитарно-гигиенического - мы формируем первый контур условий, направленных на сохранение и укре-
пление здоровья субъектов образовательного процесса.
Наряду с этим в ходе планирования внутришкольной работы должна учитываться важность повышения функциональной грамотности учащихся и учителей в вопросах охраны и укрепления здоровья (что, по принятой нами терминологии, носит название второго контура условий здоровьсбережения).
В числе самых общих своих направлений, для каждого из них эта работа будет иметь свои особенности как в силу возрастного, так и социального (профессионального) статуса.
При этом для реализации обратной связи и, соответственно, проведения коррекции состояния системы здоровьесбережения в общеобразовательном учреждении, необходим выбор критериев с целью диагностики отдельных ее компонентов. Процесс оценивания осуществлялся с использованием таблицы.
Разработанная нами методика позволяет:
• производить как диагностику здоровьеформирующих условий обра-
53
Критерии диагностики компонентов системы здоровьесбережения
Критерии Оценка^, (в баллах) ^ Объем знаний по вопросам здоровьесбережения Уровень мотивации участников образовательного процесса Степень практической реализации знаний и умений
1. Отсутствует Незначительный; носит случайный характер Не осуществляется
2. Владение единичными, разрозненными фактами; рекомендациями по частным вопросам здоровьесбережения Заинтересованное отношение в случае предложения информации Рекомендации выполняются не в полной мере
3. Наличие системы взаимосвязанных понятий Помимо интереса к получению информации извне практикуется самообразование Наличие индивидуальной траектории здо-ровьесбережения
3 / 2010 Преподаватель век
Ф
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
54
зовательного процесса, так и успешности формирования основ здорового образа жизни;
• определять эффективность работы обоих контуров условий здоро-вьесбережения в отношении учащихся и учителей.
Последнее оценивалось, исходя из расчета величины среднего арифметического показателя. При этом в качестве оптимального был признан показатель в диапазоне от 7 до 9 баллов.
При проведении экспериментальной работы в ряде школ Московской области мы подтвердили высказанную ранее гипотезу о наличии условий, свойственных образовательному процессу и имеющих одинаково важное значение для сохранения здоровья учащихся и учителей, ровно как и доказали практическую значимость предложенного алгоритма оценивания результативности здоровьесбере-гающих мероприятий.
В дальнейшем актуальными исследованиями по выбранному нами направлению явились бы изучение возможности организации здоровьесбе-режения в условиях развития профильного обучения и развитие новых методов формирования профессиональной компетентности педагогов в данной области знания.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ № 139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 04.04.2003 г. // Официальные документы в образовании. - 2003. - № 26.
2. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. - М., 2004.
3. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий обучения
на здоровье школьников / Под ред. А. Г. Хрипковой. - М., 1997.
4. Зайцев Г. К. и др. Здоровье учителя: ва-леологический самоанализ // Педагогика. - 1994. - № 3.
5. Гревцова Е. А. Комплексная социально-гигиеническая оценка условий труда и здоровья учителей общеобразовательных школ Центрального федерального округа Российской федерации и меры по их оптимизации: Автореф. ... д-ра. мед. наук. - М., 2007.
6. Ильченко Ю. Г. Гигиеническая оценка состояния здоровья учителей средних общеобразовательных учреждений: Автореф. ... канд. мед. наук. - Ростов на Дону, 2006.
7. Бардахчьян А. В. Гигиеническая оценка состояния здоровья учителей и его влияние на здоровье учащихся средних общеобразовательных учреждений: Дисс. ... канд. мед. наук. - Ростов на Дону, 2007.
8. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. - М., 1988.
9. Здоровье учителя: Учебно-методическое пособие / Под ред. И. В. Плющ. - Новосибирск, 2009.
10. Митин Г. В. Психологические условия восстановления здоровья педагогов: Автореф. ... канд. психол. наук. - М., 2002.
11. Безруких М. М. Школьные факторы риска и здоровье детей // Magister. -1999. - № 3.
12. Онищенко Г. Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария. - 2001. - № 5.
13. Короткевич М., Короткевич А. Школа как фактор сохранения здоровья учащихся // Учитель. - 2003. - № 1.
14. Учительство как социально-профессиональная группа / Под ред. В. С. Соб-кина. - М., 1996. ■
Преподаватель
ВЕК
3 / 2010
ф