Научная статья на тему 'Формирование условий сохранения здоровья учащихся и учителей в общеобразовательном учреждении'

Формирование условий сохранения здоровья учащихся и учителей в общеобразовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
202
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ / COMMUNICATIVE CONDITIONS / ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / HYGIENIC CONDITIONS / КРИТЕРИЙ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ / CRITERION OF HEALTH CARE WORK / SCHOOLCHILDREN AND TEACHERS' HEALTH / TEACHING ORGANIZATION CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гурьев А. В.

В статье анализируется структура заболеваемости, типичная для учащихся и учителей, как результат комплексного и одновременного влияния на состояние их здоровья трех условий образовательного процесса: организационнопедагогического, коммуникативного и гигиенического. Предлагаются критерии оценки работы школы по сохранению здоровья участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the typical morbidity structure of schoolchildren and teachers as a result of complex and simultaneous influence of three education conditions: teaching organization, communicative and hygienic. The author suggests certain criteria of school health care work for maintaining schoolchildren and teachers health.

Текст научной работы на тему «Формирование условий сохранения здоровья учащихся и учителей в общеобразовательном учреждении»

Актуальные проблемы образования

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

А. В. Гурьев

Аннотация. В статье анализируется структура заболеваемости, типичная для учащихся и учителей, как результат комплексного и одновременного влияния на состояние их здоровья трех условий образовательного процесса: организационно-педагогического, коммуникативного и гигиенического. Предлагаются критерии оценки работы школы по сохранению здоровья участников образовательного процесса.

Ключевые слова: здоровье учащихся и учителей, организационно-педагогические условия, коммуникативные условия, гигиенические условия, критерий работы по здоровьесбережению.

Summary. The article analyses the typical morbidity structure ofschoolchildren and teachers as a result of complex and simultaneous influence of three education conditions: teaching organization, communicative and hygienic. The author suggests certain criteria of school health care work for maintaining schoolchildren and teachers' health.

Keywords: schoolchildren and teachers' health, teaching organization conditions, communicative conditions, hygienic conditions, criterion of health care work.

Ухудшение здоровья участников образовательного процесса стало на сегодняшний день не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

Данные большинства известных нам исследований подтверждают правомерность выделения в структуре заболеваемости детей и подростков «...болезней, частота которых наиболее интенсивно возрастает в процессе школьного обучения.» [1, с. 78]. Как показывают результаты исследований, за годы обучения растет число детей с заболеваниями органов чувств, представленных в основном болезнями зрительного анализа-

3 / 2010-

тора - с 14,9% до 23,3% [2, с. 38, 46]. 51 К девятому классу примерно треть детей уже имеют сформированную патологию зрения [3, с. 36]. Она же имеет широкое распространение и среди учителей [4, с. 56].

Среди заболеваний, распространенных в детской популяции, большое внимание уделяется заболеваниям пищеварительной системы, удельный вес которой возрастает с 10,5% в начальных классах до 14,4% в классах старшей школы [2, с. 40, 48]. Широкую распространенность заболеваний желудочно-кишечного тракта мы наблюдаем и среди учителей (15,1% по данным углубленного медицинского

Преподаватель |_

Ф

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

обследования) [5, с. 23]. В качестве одной из причин и в том, и в другом случае чаще всего называется нерациональное и несбалансированное питание [6, с. 12; 7, с. 11].

Повышенная чувствительность организма ребенка к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик обучения возрастным особенностям учащихся способны создать условия для развития нервно-психических заболеваний. Иллюстрацией этого могут быть данные исследований А. Бажанова, согласно которым распространенность неврозов увеличивается от младших классов к старшим у мальчиков в 2 раза, у девочек в 3,3 раза [8, с. 18].

Равным образом, по данным одного из исследований, признаки невро-тизации были выявлены у 58-65% учителей [7, с. 13]. Примерно 60% учителей постоянно испытывают психологический дискомфорт при исполнении своих профессиональных обязанностей, а 85% подвержены устойчи-52 вым стрессам [9, с. 8]. Согласно проведенному Г. В. Митиным анкетированию педагогов, 56,8% из них «...отметили постоянный характер и значительную интенсивность интеллектуальных перегрузок, а 95% . считают, что их работа непременно связана с психоэмоциональными перегрузками.» [10, с. 10]. По мнению некоторых исследователей, учительская профессия может быть отнесена к группе профессий «повышенного риска», в том числе и по вероятности развития невротических расстройств [5, с. 1].

Мы не случайно провели сравнение между наиболее распространенными заболеваниями участников об-

разовательного процесса. Правомерен вопрос: чем обуславливается подобного рода сходство?

Известно, что более 70% своего дневного времени учащийся проводит в общеобразовательном учреждении [11, с. 31; 12, с. 10; 13, с. 30]. Аналогичный показатель для учителей составляет 54,5% [14, с. 28]. Следовательно, речь может идти о факторах, одинаково воздействующих на обоих участников образовательного процесса.

Средняя величина профессиональной нагрузки учителя в неделю достигает 35,2 часов, складываясь из учебной нагрузки (24,4 ч), времени, отводимого на проведение факультативов (1,3 ч) и времени, уходящего на проверку рабочих тетрадей (9,4 ч) [6, с. 21]. Как показывает анализ учебного времени, не меньшей интенсивностью отличается и труд учащихся: «. Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических и медицинских классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часов в день, в основной школе 7,2-8,3 часов в день и в средней школе 8,6-9,2 часа в день.» [11, с. 34-35].

Таким образом, на обоих участников образовательного процесса влияет как продолжительность образовательного процесса, так и высокий уровень учебной активности за данный промежуток времени. При этом важную роль в процессе развития болезненных состояний у учащихся и учителей играет целый комплекс условий, к которым относятся:

Преподаватель XX

ВЕК

3 / 2010

ф

Актуальные проблемы образования

• организационно-педагогические условия, связанные как с объемом учебной нагрузки, так и особенностями реализации образовательного процесса;

• коммуникативные условия, связанные с психологическими аспектами межличностного общения, отношениями, складывающимися в ходе образовательного процесса на уровне «ученик - учитель», «учитель -классный коллектив», а также между учителем и коллегами по работе;

• санитарно-гигиенические условия, напрямую влияющие на вероятность развития инфекционных и неинфекционных заболеваний в рамках общеобразовательного учреждения, а также предъявляющие требования к созданию комфортных условий для состояния функционирования организма в ходе образовательного процесса.

Таким образом, проводя работу в направлении трех вышеприведенных условий - организационно-педа-го ги че ского, коммуникативного и санитарно-гигиенического - мы формируем первый контур условий, направленных на сохранение и укре-

пление здоровья субъектов образовательного процесса.

Наряду с этим в ходе планирования внутришкольной работы должна учитываться важность повышения функциональной грамотности учащихся и учителей в вопросах охраны и укрепления здоровья (что, по принятой нами терминологии, носит название второго контура условий здоровьсбережения).

В числе самых общих своих направлений, для каждого из них эта работа будет иметь свои особенности как в силу возрастного, так и социального (профессионального) статуса.

При этом для реализации обратной связи и, соответственно, проведения коррекции состояния системы здоровьесбережения в общеобразовательном учреждении, необходим выбор критериев с целью диагностики отдельных ее компонентов. Процесс оценивания осуществлялся с использованием таблицы.

Разработанная нами методика позволяет:

• производить как диагностику здоровьеформирующих условий обра-

53

Критерии диагностики компонентов системы здоровьесбережения

Критерии Оценка^, (в баллах) ^ Объем знаний по вопросам здоровьесбережения Уровень мотивации участников образовательного процесса Степень практической реализации знаний и умений

1. Отсутствует Незначительный; носит случайный характер Не осуществляется

2. Владение единичными, разрозненными фактами; рекомендациями по частным вопросам здоровьесбережения Заинтересованное отношение в случае предложения информации Рекомендации выполняются не в полной мере

3. Наличие системы взаимосвязанных понятий Помимо интереса к получению информации извне практикуется самообразование Наличие индивидуальной траектории здо-ровьесбережения

3 / 2010 Преподаватель век

Ф

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

54

зовательного процесса, так и успешности формирования основ здорового образа жизни;

• определять эффективность работы обоих контуров условий здоро-вьесбережения в отношении учащихся и учителей.

Последнее оценивалось, исходя из расчета величины среднего арифметического показателя. При этом в качестве оптимального был признан показатель в диапазоне от 7 до 9 баллов.

При проведении экспериментальной работы в ряде школ Московской области мы подтвердили высказанную ранее гипотезу о наличии условий, свойственных образовательному процессу и имеющих одинаково важное значение для сохранения здоровья учащихся и учителей, ровно как и доказали практическую значимость предложенного алгоритма оценивания результативности здоровьесбере-гающих мероприятий.

В дальнейшем актуальными исследованиями по выбранному нами направлению явились бы изучение возможности организации здоровьесбе-режения в условиях развития профильного обучения и развитие новых методов формирования профессиональной компетентности педагогов в данной области знания.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ № 139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 04.04.2003 г. // Официальные документы в образовании. - 2003. - № 26.

2. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. - М., 2004.

3. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий обучения

на здоровье школьников / Под ред. А. Г. Хрипковой. - М., 1997.

4. Зайцев Г. К. и др. Здоровье учителя: ва-леологический самоанализ // Педагогика. - 1994. - № 3.

5. Гревцова Е. А. Комплексная социально-гигиеническая оценка условий труда и здоровья учителей общеобразовательных школ Центрального федерального округа Российской федерации и меры по их оптимизации: Автореф. ... д-ра. мед. наук. - М., 2007.

6. Ильченко Ю. Г. Гигиеническая оценка состояния здоровья учителей средних общеобразовательных учреждений: Автореф. ... канд. мед. наук. - Ростов на Дону, 2006.

7. Бардахчьян А. В. Гигиеническая оценка состояния здоровья учителей и его влияние на здоровье учащихся средних общеобразовательных учреждений: Дисс. ... канд. мед. наук. - Ростов на Дону, 2007.

8. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. - М., 1988.

9. Здоровье учителя: Учебно-методическое пособие / Под ред. И. В. Плющ. - Новосибирск, 2009.

10. Митин Г. В. Психологические условия восстановления здоровья педагогов: Автореф. ... канд. психол. наук. - М., 2002.

11. Безруких М. М. Школьные факторы риска и здоровье детей // Magister. -1999. - № 3.

12. Онищенко Г. Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария. - 2001. - № 5.

13. Короткевич М., Короткевич А. Школа как фактор сохранения здоровья учащихся // Учитель. - 2003. - № 1.

14. Учительство как социально-профессиональная группа / Под ред. В. С. Соб-кина. - М., 1996. ■

Преподаватель

ВЕК

3 / 2010

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.