Научная статья на тему 'Алгоритм проведения гигиенического аудита выполнения медико-гигиенической программы по формированию у школьников установки на культуру здоровья'

Алгоритм проведения гигиенического аудита выполнения медико-гигиенической программы по формированию у школьников установки на культуру здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
171
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ГИГИЕНИЧЕСКИЙ АУДИТ / ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / CULTURE OF HEALTH / HYGIENE AUDIT / HEALTH OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соболева Л. Г., Шаршакова Т. М.

В статье обоснован алгоритм проведения гигиенического аудита выполнения медико-гигиенической программы по формированию у школьников установки на культуру здоровья. Описаны виды и формы аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соболева Л. Г., Шаршакова Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Algorithm of hygiene audit the execution of health hygiene programmer formation at schoolchildren installation on a culture of health the substantiated in the article. Describes the types and forms of audit.

Текст научной работы на тему «Алгоритм проведения гигиенического аудита выполнения медико-гигиенической программы по формированию у школьников установки на культуру здоровья»

этом площадь ядер наиболее дифференцированных нейронов передних рогов шейных и грудных сегментов незначительно превышает площадь таких нейронов крестцовых сегментов. Наименьшие размеры и степень дифференцирования имеют нейроны и ядра боковых рогов грудных и крестцовых сегментов.

3. Большую площадь эпендимного (матричного) слоя имеют шейные, поясничные и крестцовые сегменты. Наименьшая площадь матричного слоя установлена в месте перехода продолговатого мозга в спинной (уровень перекреста пирамид), а также в грудных сегментах. На протяжении всего спинного мозга толщина матричного слоя уменьшается в дорзальном направлении. Морфометрические параметры НСК, которые составляют эпендимный слой, варьируют в каждом из отделов спинного мозга.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Всемирная организация здравоохранения. Доклад Секретариата. Сто двадцать пятая сессия, пункт 5.4 предварительной повестки дня. 14 мая 2009 г. http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_ files/EB125/B125_7-ru.pdf.

2. Importance of angiographic study in preoperative planning of conjoined twins: case report / F. C. Carnevalel [et al.] // Clinics. — 2006. — Vol. 61, № 2. — P. 168-170.

3. Kaufman, M. H. The embryology of conjoined twins / M. H. Kaufman // Childs Nerv Syst. — 2004. — Vol. 20. — P. 508-525.

4. Specificity of inferior olive response to stimulus timing / T. Liu [et al.] // Journal of Neurophysiology. — 2008. — Vol. 100. — P. 1557-1561.

5. Paxinos, G. The Human Nervous System / G. Paxinos, K. Mai Juergen // Academic Press. — 2011. — 1428 p.

6. Development of catecholaminergic neurons in the human medulla oblongata / Dietrich E Lorke [et al.] // Life Sciences. — 2003. — Vol. 10. — P.1315-1331.

7. Study of the human hypoglossal nucleus: Normal development and morpho-functional alterations in sudden unexplained late fetal and infant death // Lavezzi A. M. [et al.] // Brain & Development. — 2010. — Vol. 32. — P. 275-284.

8. Ontogeny of somatostatin binding sites in respiratory nuclei of the human brainstem / V. Carpentier [et al.] // Journal of Comparative Neurology. — 1997. — Vol. 4. — P. 461-472.

9. Обухов, Д. К. Нейрогенез и пролиферативные зоны в ЦНС взрослых позвоночных животных / Д. К. Обухов, Е. В. Пущина // Advances in current natural sciences. — 2013. — № 5. — С. 18-22.

10. Eyre, J. Development of the human spinal cord / J. Eyre, G. Clowry // Brain. — 2002. — № 9. — P. 2134-2136.

11. Bear, M. Neuroscience: exploring the brain / M. Bear, B. Connors, M. Paradiso // Baltimore: Lippincott Williams & Wil-kins. — 2007. — 324 p.

12. Бурдей, Г. Д. Спинной мозг / Г. Д. Бурдей. — Саратов, 1984. — 236 с.

13. Егорова, В. А. Количественная оценка основных признаков, определяющих становление серого вещества боковых рогов спинного мозга человека в пренатальном онтогенезе /

B. А. Егорова // Материалы научной конф. «Морфогенез и среда». — Днепропетровск, 1974. — С. 14.

14. Шулейкина, К. Сравнительная характеристика развития двигательных центров в шейных сегментах спинного мозга человека / К. Шулейкина // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. — 1959. - № 5. - С. 42 - 54.

15. Harris, W. Fundamental neuroscience / W. Harris, V Hartenstein - Academic press. - New York, 1999. -517 p.

16. Школьников, В. С. Особенности структуры и морфо-метрических параметров сегментов спинного мозга плодов человека и сиамских близнецов в сравнительном аспекте / В. С. Школьников, Ю. Й. Гуминский // Вестник ВГМУ. — 2014. — № 1. —

C. 13-20.

Поступила 06.05.2014

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ГИГИЕНА

УДК 613.955:35.078.3

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОГО АУДИТА ВЫПОЛНЕНИЯ МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ УСТАНОВКИ НА КУЛЬТУРУ ЗДОРОВЬЯ

Л. Г. Соболева, Т. М. Шаршакова

Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Гомельский государственный медицинский университет

В статье обоснован алгоритм проведения гигиенического аудита выполнения медико-гигиенической программы по формированию у школьников установки на культуру здоровья. Описаны виды и формы аудита.

Ключевые слова: культура здоровья, гигиенический аудит, здоровье школьников.

ALGORITHM OF HYGIENE AUDIT THE EXECUTION OF HEALTH HYGIENE MEDICAL-HYGIENIC PROGRAMME FORMATION AT SCHOOLCHILDREN INSTALLATION ON A CULTURE OF HEALTH

L. G. Soboleva, T. M. Sharshakova

Gomel Regional Centre of Hygiene, Epidemiology and Public Health Gomel State Medical University

Algorithm of hygiene audit the execution of health hygiene programmer formation at schoolchildren installation on a culture of health the substantiated in the article. Describes the types and forms of audit.

Key words: culture of health, hygiene audit, health of schoolchildren.

Аудит выполнения в учреждениях образования гигиенических требований, а также эффективности реализации программы по формированию у школьников установки на культуру здоровья — это необходимая оценка качества осуществляемой деятельности образовательного учреждения, направленная на формирование оценочного заключения об уровне качества соответствующих форм и методов работы.

Аудит включает несколько этапов: установление показателей эффективности осуществляемой деятельности; мониторинг осуществления деятельности; своевременное выявление и оценка несоответствий; повторный аудит скорректированных компонентов деятельности.

Целью аудита является контроль эффективности комплекса мероприятий (гигиенических, педагогических, медицинских, психологических, физкультурно-оздоровительных, со-

циальных), направленных на формирование у школьников установки на культуру здоровья.

В соответствии с поставленной целью нами выделены виды аудита (внешний и внутренний), каждый из которых предполагает более конкретные цели и задачи, а также формы, методы (способы) осуществления.

Внешний аудит проводится врачом-гигиенистом, врачом-валеологом с целью контроля соблюдения санитарно-гигиенических требований, направленных на поддержание комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении образования.

Организацию внутреннего аудита эффективности программы по формированию у школьников установки на культуру здоровья целесообразно возложить на администрацию учебного заведения, что отражено в соответствующих обязанностях (таблица 1).

Таблица 1 — Функциональные обязанности администрации учреждения образования по организации внутреннего аудита

Должностное лицо Функциональные обязанности

Директор - Утверждает план мероприятий программы и ежеквартально заслушивает отчет о его выполнении; - назначает лиц, ответственных за проведение контроля эффективности мероприятий; - утверждает договоры (в устной или письменной форме) с организациями, представители которых принимают участие в реализации программы; - утверждает календарный план итогового контроля эффективности деятельности по формированию у школьников установки на культуру здоровья

Заместитель директора по учебной работе - Разрабатывает календарный план итогового контроля эффективности деятельности по формированию у школьников установки на культуру здоровья; - организует совместно с психологом, социальным педагогом, медицинским работников обучение с целью повышения профессиональных компетенций членов педагогического коллектива по вопросам организации и проведения мероприятий, направленных на формирование установки на культуру здоровья; - оказывает методическую помощь членам педагогического коллектива, ответственным за организацию и проведение мероприятий, а также осуществляет контроль качества их деятельности

Заместитель директора по воспитательной работе - Организует контроль качества мероприятий (посещение мероприятий; опрос родителей, учащихся, педагогов; анализ предоставляемых исполнителями отчетов); - организует совместно с медицинским работником контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения учащихся; - принимает и анализирует отчеты классных руководителей, медицинского работника, сотрудников социально-психологической службы (в соответствии с возложенными на них обязанностями) и внешних специалистов по выполнению мероприятий программы формирования у школьников установки на культуру здоровья; - ежеквартально представляет директору отчеты о результатах контроля в структурных подразделениях (классных коллективах и социально-педагогической службе), а также показатели состояния здоровья учащихся в динамике; - оказывает методическую помощь членам педагогического коллектива, ответственным за организацию и проведение мероприятий, а также осуществляет контроль качества их деятельности

По времени проведения контроль может Контрольная деятельность осуществляется

быть предварительным, текущим и итоговым. с использованием мер профилактического и

предупредительного характера, реализуемых контролирующими органами во взаимодействии с проверяемыми учреждениями, подлежащими контролю, в том числе путем: проведения мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга; проведения разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике; информирования учреждений о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами; проведения семинаров, «круглых столов» и др.

Оценка эффективности и контроль выполнения программы по формированию у школьников установки на культуру здоровья предполагает реализацию нескольких этапов. После утверждения медико-гигиенической программы директор назначает ответственных за реализацию включенных в нее мероприятий, а также заключает договоры с внешними организациями, представители которых являются исполнителями этих мероприятий (врач-валеолог, врач-нарколог, врач-гинеколог, участковый инспектор по делам несовершеннолетних и т. д.).

Необходимо выделить показатели, которые должны быть достигнуты исполнителями мероприятий по каждому из направлений программы, условия выполнения мероприятий программы, ответственность членов педагогического коллектива/внешних исполнителей при нарушении условий соглашения/договора (в случае недостижения установленных показателей).

Администрация школы во главе с директором осуществляет мониторинг реализации программы и оценку ее эффективности.

Контроль эффективности в ходе реализации программы (текущий контроль) организовывается заместителем директора по воспитательной работе в следующих формах:

- Предоставление классными руководителями, медицинским работником и сотрудниками социально-психологической службы отчетов о выполнении закрепленных за ними мероприятий с указанием возможных недочетов и рекомендаций по их устранению (ежеквартально).

- Выступление на расширенном заседании педагогического коллектива ответственных по соответствующим направлениям программы о ходе ее выполнения (два раза в течение учебного года - в январе и июне).

- Отчеты внешних специалистов о результатах работы, предоставляемых в течение десяти дней после проведения соответствующих мероприятий.

В ежеквартальные отчеты о ходе выполнения программы включаются: сведения о реализации мероприятий, выполнении задач и пока-

зателей программы; информация о необходимости корректировки программы; оценка эффективности программы; предложения о корректировке мероприятий.

Заместитель директора по воспитательной работе анализирует отчеты и ежеквартально предоставляет директору общий по школе отчет с предложениями о корректировке мероприятий.

Итоговый контроль деятельности по повышению осведомленности и методической подготовки членов педагогического коллектива в вопросах сохранения здоровья школьников, осуществляемой внутренними (медицинский работник, педагог-психолог и учитель физической культуры) или внешними специалистами (врач-валеолог), проводится в соответствии с календарным планом мероприятий по данному направлению (в ноябре).

Формы контроля: предоставление отчетов специалистов (медицинского работника, врача-валеолога, педагога-психолога и учителя физической культуры) о выполненной работе; оценка членов педагогического коллектива эффективности и продуктивности участия в данных мероприятиях (анкетирование учите -лей); применение педагогами полученных знаний и практических умений на практике (анкетирование учащихся).

В конце учебного года (в июне) каждый из исполнителей по итогам выполнения программы представляет отчет за весь период ее реализации (составляется по той же схеме, что и ежеквартальный). Указанный отчет является частью ежегодного итогового отчета.

Итоговая оценка деятельности образовательного учреждения на период реализации программы формирования у школьников установки на культуру здоровья осуществляется на основе качественных и количественных показателей. Данные показатели разрабатываются в соответствии с целью и задачами осуществляемой деятельности ответственными за это сотрудниками учреждения образования и утверждаются директором в начале учебного года (в сентябре). К числу качественных показателей следует отнести, в частности, комфортность и безопасность образовательной среды; удовлетворенность членов педагогического коллектива, учащихся, родителей своим участием в программе и т. д.

В количественном эквиваленте могут быть выражены такие показатели, как освещенность помещений, учебная нагрузка и другие санитарно-гигиенические условия сохранения здоровья учащихся, состояние здоровья школьников, виды заболеваний; характеристики образа жизни учащихся и выраженность факторов риска; количество учащихся, имеющих повышенный уровень психоэмоционального напряжения и тревожности; степень осведомленности

школьников в вопросах культуры здоровья и т. д. Статистическая обработка полученных данных позволяет сделать заключение об эффективности проделанной работы. В результате контрольных процедур выявляется динамика изменения качественных и количественных показателей состояния физического, психологического и социального здоровья учащихся и вносятся необходимые коррективы в программу развития и различные планы, ориентированные на ее реализацию.

На основе результатов текущего контроля заместитель директора по воспитательной

работе предоставляет директору отчет об итогах контроля за выполнением программы в 1-4, 5-8 и 9-11 классах, а заместитель директора по учебной части — итоговый годовой отчет об эффективности реализации программы, допущенных недочетах (если таковые имеются), их причинах и планируемых способах устранения в следующем учебном году. На рисунке 1 представлены формы и кратность контроля, а также формы предоставления результатов, полученных в процессе проведения аудита.

Рисунок 1 — Схема организации гигиенического аудита за выполнением медико-гигиенической программы по формированию у школьников установки на культуру здоровья

В случае выявления в процессе текущего контроля продолжающихся нарушений образа жизни учащихся, употребления ПАВ, недостаточной подготовки педагогического коллектива по вопросам здоровьесбережения в условиях образовательного процесса, родителей — в

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 16 окт. 2009 г., № 510// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2009. — № 253. — 1/11062.

2. Об утверждении положения о порядке проведения санитарно-противоэпидемического аудита совершенствовании контрольной (над-

вопросах сохранения и укрепления здоровья детей предлагаются следующие корректирующие мероприятия (таблица 2).

В случае успешной деятельности и достижения предполагаемых показателей соответствующих сотрудников следует поощрить.

зорной) деятельности в Республике Беларусь: Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, 16 июля 2012 г., № 99 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2012. — № 8. — 2/1892.

3. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Закон Республики Беларусь, 7 января 2012 г., № 340// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2012. — № 8. — 2/1892.

Поступила 11.03.2014

Таблица 2 — Схема построения корректирующих мероприятий

№ п/п Индикаторы Отклонения коррекции Корректирующие мероприятия

В школьном возрасте

1. Режим дня Нет изменений Продолжающиеся нарушения Консультация врача-валеолога Консультация врача-гигиениста или врача-валеолога, педагога-психолога

2. Употребление ПАВ Нет изменений Продолжающиеся нарушения Консультация врача-психиатра-нарколога Консультация врача-психиатра-нарколога, врача-валеолога, педагога-психолога

3. Психоэмоциональное состояние, уровень тревожности Нет изменений Повышенный уровень Консультация психолога Консультация врача-валеолога, педагога-психолога

У педагогов

4. Уровень подготовки педагогического коллектива по проблеме здоровьесбережения в условиях образовательного процесса Нет изменений Консультация врача-гигиениста, врача-валеолога, педагога-психолога

У родителей

5. Информированность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей Нет изменений Консультация врача-гигиениста, врача-валеолога, психолога, врача-психиатра-нарколога

УДК 159.9

ОДАРЕННОСТЬ, ТАЛАНТ, ГЕНИАЛЬНОСТЬ: ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ

Ж. И. Трафимчик Гомельский государственный медицинский университет

В статье рассматривается проблема установления границ между понятиями «одаренность», «талант», «гениальность». На основании анализа работ философов, психологов и психиатров, а также статей из зарубежных и русских энциклопедических словарей выделены существенные характеристики гения, отличающие его от талантливого человека. Раскрывается вопрос о роли биологических и социально-психологических аспектов в зарождении потенциального гения или выдающегося таланта.

Ключевые слова: одаренность, талант, гениальность.

ENDOWMENT, TALENT, GENIUS: INTRODUCTION TO THE PROBLEM

Zh. I. Trafimchik Gomel State Medical University

The article deals with the problem of identifying the border-lines among such notions as «endowment», «talent» and «genius». On the basis of the works of philosophers, psychologists and psychiatrists and also articles from

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.