Научная статья на тему 'Роль гигиенического воспитания в системе первичной профилактики стоматологических заболеваний'

Роль гигиенического воспитания в системе первичной профилактики стоматологических заболеваний Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3506
509
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / КАРИЕС ЗУБОВ / HYGIENIC EDUCATION / PREVENTION / DENTAL CARIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тарасова Н. В., Бриль Е. А., Федорова Т. В., Федоров В. А., Галонский В. Г.

В обзоре представлен анализ данных о распространенности, интенсивности кариеса зубов и уровне гигиены полости рта детей и подростков в различных странах мира, а также современные методологические подходы к проведению гигиенического воспитания в организованных общеобразовательных детских коллективах и индивидуально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тарасова Н. В., Бриль Е. А., Федорова Т. В., Федоров В. А., Галонский В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This review presents the analysis of data on the prevalence and intensity of dental caries and the level of oral hygiene of children and teenagers in various countries, as well as modern methodological approaches to hygiene education in organized educational children's groups and individually.

Текст научной работы на тему «Роль гигиенического воспитания в системе первичной профилактики стоматологических заболеваний»

© ТАРАСОВА Н.В., БРИЛЬ Е.А., ФЕДОРОВА Т.В., ФЕДОРОВ В.А., ГАЛОНСКИЙ В.Г.

УДК 616.31-084

РОЛЬ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ

ЗАБОЛЕВАНИЙ

Н.В. Тарасова, Е.А. Бриль, Т.В. Федорова, В.А. Федоров,

В.Г. Галонский Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов; кафедра-клиника стоматологии детского возраста и ортодонтии, зав. - д.м.н.,

доц. Е.А. Бриль.

Резюме. В обзоре представлен анализ данных о распространенности, интенсивности кариеса зубов и уровне гигиены полости рта детей и подростков в различных странах мира, а также современные методологические подходы к проведению гигиенического воспитания в организованных общеобразовательных детских коллективах и индивидуально. Ключевые слова: гигиеническое воспитание, профилактика, кариес зубов.

Тарасова Наталья Валентиновна - к.м.н., доц. каф.-клиники стоматологии детского возраста и ортодонтии КрасГМУ, е-mail: tarasovastom@mail.ru.

Бриль Елена Александровна. - д.м.н., доц., зав. каф.-клиникой стоматологии детского возраста и ортодонтии КрасГМУ; e-mail: e.a.b.27@mail.ru.

Федорова Татьяна Васильевна - ассистент каф.-клиники стоматологии детского возраста и ортодонтии КрасГМУ; e-mail: fedorova100m@gmail.com.

По данным эпидемиологических обследований последних десятилетий, распространенность и интенсивность кариеса зубов детского населения Российской Федерации остается очень высокой и не имеет тенденции к снижению [1,14,19,24,27,28,33]. Так, по данным ВОЗ в России, уже в возрасте

одного года у 15% детей диагностируется кариес зубов, к трем годам распространенность патологии твердых тканей зубов достигает 46%, а к шести годам 96% [13,21,32]. Исследования, проведенные в городе Красноярске, показали, что распространенность кариеса зубов у 5 летних детей в 2001 году составляла 85,4%, в 6 лет - 94,4%. В 2007 году распространенность кариеса зубов у двухлетних детей города Красноярска составляла 26,7%, в возрасте 6 лет - 90,8%, а к 15 годам возросла до 98,8%. Авторы отмечают стабильную динамику роста распространенности патологии твердых тканей зубов с возрастом ребенка [28]. Высокая распространенность и увеличивающаяся интенсивность стоматологических заболеваний в детском возрасте указывает на необходимость усиления роли профилактической работы в деятельности врача любой специальности, переориентации медицинской деятельности на поддержание здоровья человека и включает профилактику стоматологических заболеваний в число наиболее актуальных вопросов современной медицины [3,15,19]. Следовательно, базовым способом, который позволяет одновременно предупредить, либо снизить стоматологическую заболеваемость, являются методы и средства первичной профилактики [4,8].

Основными методами первичной профилактики кариеса зубов является санитарное просвещение населения [2,27,31]. В санитарно-просветительской работе выделяют три направления: распространение сведений о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний; пропаганду соблюдения правил и методов здорового образа жизни и профилактики путем воспитания и убеждения; гигиеническое обучение и воспитание [7,8].

В современной зарубежной и российской методической и научной литературе встречается достаточно много противоречивых публикаций посвященных методам первичной профилактики стоматологических заболеваний, возрасту детей, когда необходимо начинать проведение профилактических мероприятий [10,17,36,39].

Зарубежные исследователи считают необходимым начинать проведение профилактических программ детям уже в раннем возрасте. M.C. Figueiredo et al. (2008) разработали и внедрили программу профилактики кариеса зубов для детей первых лет жизни, основанную на повышении информированности родителей в отношении здорового питания, гигиенического просвещения, необходимости и правильности проведения профилактических мероприятий у детей раннего возраста. Через 12 месяцев после начала проведения профилактических мероприятий, авторы отметили улучшение гигиены полости рта до хорошего уровня у 77,28% детей и достоверное сокращение прироста кариеса зубов с 82% до 32% [36]. G.D. Slade et al. (2011) разработали программу профилактики стоматологических заболеваний для детей в возрасте 18-47 месяцев, проживающих в Северной Австралии. Обследуемые дети посещали врача-стоматолога один раз в 6 месяцев на протяжении двух лет с профилактической целью. Применяемые авторами методы санитарного просвещения в сочетании с покрытием зубов фторлаком, позволили сократить прирост кариеса поверхностей зубов в среднем на 3,0 [40].

Существует мнение, что задачи гигиенического воспитания - это получение элементарных знаний об анатомии зубов и причинах, вызывающих кариес; о правилах рационального питания и ухода за зубами; о профилактических стоматологических средствах и их грамотном использовании, формировании здоровых привычек и правильных навыков ухода за полостью рта в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения [26,41,43]. По данным большинства исследователей, гигиеническое обучение населения целесообразно начать в дошкольном возрасте с беседы о роли зубов и необходимости ухода за ними для формирования здоровой личности. Авторы указывают, что в этом возрасте дети уже способны к восприятию таких знаний в форме интересной и занимательной игровой композиции. Занятия по обучению чистке зубов рекомендовано проводить медицинским работникам, демонстрирующим все этапы на больших муляжах

челюстей с обязательным объяснением значения и порядка проведения гигиенических манипуляций [9,16,41].

Современные подходы к гигиеническому обучению детей предполагают использование педагогического обоснования. А.Ж. Гарифуллина (2006) разработала и внедрила программу профилактики стоматологических заболеваний у дошкольников города Омска, в рамках которой проводились занятия, построенные в соответствии с общедидактическими принципами педагогики, с использованием методов активного обучения для «принудительной» активизации мышления и поведения ребенка. Так, для младшей, средней и старшей возрастных групп были предложены различные комплексы занятий, учитывающие особенности усвоения знаний, формирования умений и навыков. Занятия различались по частоте, принципам организации и содержательной базе. Такой дифференцированный подход, имеющий четкое педагогическое обоснование, позволил получить у детей 3-5 лет редукцию прироста кариеса зубов 46,5% и снижение показателей индекса гигиены с 2,6 до 1,7±0,1 [9].

В.В. Алямовский с соавт. (2001) указывают на необходимость проведения занятий по гигиеническому воспитанию у дошкольников в игровой форме, с чередованием бесед-игр, чтением тематических сказок, конкурсами рисунка, разыгрыванием театрализованных сценок. Особое внимание на уроках гигиены авторы призывают уделять обучению детей правилам стандартного метода чистки зубов на муляжах, демонстрации предметов и средств по уходу за полостью рта, проведению контролируемой чистки зубов. [2,3].

В.Г. Сунцов с соавт. (1992) выделяют следующие этапы гигиенического воспитания в приемлемой для детского восприятия форме: вымыть руки; прополоскать рот водой; промыть зубную щетку водой с мылом; нанести зубную пасту на всю длину рабочей части щетки; правильно почистить зубы; прополоскать рот водой; промыть зубную щетку, намылить ее и оставить хранить в стакане. Обучение гигиене полости рта дошкольников рекомендовано проводить в организованном детском учреждении в виде семи

занятий продолжительностью по 15 минут в следующей последовательности: осмотр полости рта с помощью стоматологического зеркала и шпателя; обучение полосканию полости рта с последующим закреплением навыка и его контролем после еды; рассказ о зубной щетке, ее назначении, демонстрация ее использования на муляжах; обучение пользованию щеткой с применением моделей зубов и контроль этого навыка; обучение непосредственной чистке зубов без пасты с последующими мытьем щетки водой, высушиванием и хранением в стакане, закрепление этого навыка; чистка зубов самими детьми без применения пасты 2 раза в день под контролем и коррекцией навыков воспитателями, медработниками, родителями; чистка зубов детьми утром и вечером с использованием пасты, ухода за зубной щеткой, полосканием полости рта. По результатам реализации изложенной методологии авторы отмечали редукцию прироста кариеса зубов на 25%, в случае ее дополнения профессиональными врачебными профилактическими мероприятиями - на 67%. Следует отметить положительный момент данного подхода к обучению индивидуальной гигиене полости рта в виде работы не только с детьми, но и санитарного просвещения родителей, педагогов, медработников детских учреждений [27].

Б.Г. Тушин (1995) утверждает, что для повышения эффективности санитарно-просветительской работы среди детского населения следует проводить различные по количеству и длительности занятия в разных возрастных группах. Так, для детей 1-й младшей группы (2-3 года) - 5 занятий по 15 минут; 2-й младшей группы (3-4 года) - 6 занятий по 20 мин; средней группы (4-5 лет) - 6 занятий по 20-25 мин; старшей группы (5-6 лет) - 6 занятий по 30 мин; подготовительной группы (6-7 лет) - 6 занятий по 35 мин. Автор рекомендует проверять выживаемость знаний и навыков по одной из схем: беседа - обучение чистке зубов - проверка эффективности обучения; беседа - определение индекса гигиены - чистка зубов - определение индекса гигиены; беседа - определение индекса гигиены - чистка зубов - коррекция чистки зубов - определение индекса гигиены; беседа - чистка зубов -

определение индекса гигиены - коррекция чистки зубов - обработка реминерализирующим раствором. В результате проведенной комплексной программы первичной профилактики редукция прироста кариеса зубов у 6 летних детей города Кемерово составляла 57,4%, среднее значение индекса гигиены снижалось с 2,2±0,08 до 1,32±0,07. Преимуществом данного организационно-технологического метода обучения гигиеническим навыкам является дифференцированность подхода к продолжительности и количеству проводимых занятий для детей разного возраста, что позволило улучшить восприятие информации [31].

Э.М. Кузьмина с соавт. (2001) предложили программу профилактики основных стоматологических заболеваний для детей трех и шести лет, включающую стоматологическое просвещение, проведение фторпрофилактики, индивидуальной гигиены полости рта с применением фторсодержащих зубных паст. По итогам двухлетней программы, проводимой в городе Нижний Новгород, редукция прироста кариеса поверхностей у детей шести лет составила 62,5%, у детей трех лет соответствовала 48%, индекс гигиены составил 1,20±0,06 [17].

B.J. You et al. (2002) разработали программу профилактики стоматологических заболеваний для детей дошкольного возраста Китая, основанную на проведении санитарного просвещения, контролируемой чистки и по итогам трех лет наблюдали редукцию прироста кариеса зубов у детей в провинциях Miyun 39,9%, в Huairou - 6,8% [43].

В настоящее время существует мнение, что санитарно-просветительную работу необходимо проводить и на базе средних общеобразовательных учреждений [2,3,4,26,33,35]. И. А. Хощевская (2009) доказала, что ежемесячный контроль за гигиеной полости рта у школьников среднего и старшего звена города Санкт-Петербурга позволил снизить интенсивности кариозного процесса на 57-64%, улучшить гигиеническое состояние полости рта на 27,78% у 12-летних детей и на 52,17% у 17-летних, а также снизить интенсивность заболеваний тканей пародонта на 40,85% и 68,47% соответственно. Автор

предлагает использовать при проведении обучающих занятий для подростков

12-17 лет следующие методы: стоматологическое просвещение, санитарногигиеническое воспитание, профессиональную гигиену полости рта и местное применение фторидов два раза в год [33].

Е.В. Солодовник с соавт. (2008) предлагают проводить уроки гигиены у младших школьников города Красноярска в виде групповых бесед с интервалом в 2-3 дня, предварительно определив исходный уровень знаний по вопросам стоматологического просвещения. По результатам коллективной санитарно-просветительской работы за два года авторами отмечалось снижение прироста интенсивности кариеса зубов у детей 6-8 лет на 0,4 и улучшение уровня гигиены полости рта до 1,4 балла [26].

Э.М. Кузьмина с соавт. (2009) изучая эффективность комплекса

профилактических мероприятий для детей 7-8 и 12-13 лет, включающего стоматологическое просвещение, демонстрацию на муляжах и практическое освоение методов чистки зубов, герметизацию фиссур, повторные стоматологические осмотры через 3, 6, 12 месяцев, с регистрацией данных сохранности силанта в фиссурах, динамики гигиенического состояния полости рта. Определили, что проведенные мероприятия способствуют улучшению качества гигиены полости рта у детей различного возраста. Так, средние значения индекса гигиены (РНР) через 6 месяцев снижались у 7-летних детей с 2,92±0,07 до 2,03±0,05 баллов, у 8-летних - с 2,79±0,09 до 1,92±0,06 баллов, у

13-летних - с 2,40±0,09 до 1,71±0,05 баллов. Следует отметить достоинства предлагаемой методики в виде обширного диапазона проводимых профилактических мероприятий, однако, при этом отсутствовал этап закрепления полученных знаний и мануальных навыков [16].

Существует мнение, что неотъемлемой частью гигиенического воспитания детского населения школьного возраста, являются лекции о здоровом образе жизни, обучение индивидуальной гигиене полости рта, а также прием витаминно-минеральных комплексов 2 раза в год не менее 30 дней. Проведено стоматологическое наблюдение школьников в динамике с 8-

летнего возраста до 12 лет, проживающих в городе Красноярске. Через 5 лет уровень гигиены полости рту улучшился с 2,4 до 0,5, а также у школьников выработалась стойкая мотивация к проведению гигиенических мероприятий. Вместе с тем, интенсивность кариеса у обучающихся снизилась с 4,5 до 1,5, что подтверждает эффективность выбранного метода первичной профилактики стоматологических заболеваний [29].

M.V. Morgan et al. (1997) проводили профилактические мероприятия по снижению заболеваемости кариесом зубов в период созревания эмали. Исследования показали, что проведение программы профилактики кариеса зубов среди подростков 12-13 лет, проживающих в Виктории, Австралии, включающей санитарное просвещение, герметизацию фиссур зубов с ежегодным контролем, ополаскивание полости рта 0,2% фторидом натрия один раз в неделю в течение трех лет позволило существенно снизить прирост интенсивности кариеса поверхностей до 0,93 [39].

A. Topaloglu-Ak. et al. (2009) предлагают программу по улучшению гигиены полости рта у детей 5-15 лет, проживающих в Турции, основанную на повышении мотивации населения к улучшению информированности детского населения в вопросах профилактики кариеса зубов, включающую санитарное просвещение, обучение индивидуальной гигиене полости рта. В ходе проводимой программы авторами было отмечено, что распространенность и интенсивность кариеса зубов у 5-6-летних детей в 1988 году соответствовали 84% и 4,4, а в 2004 году у этой же возрастной группы 70% и 3,7. У детей 12летнего возраста эти показатели составляли 84% и 2,7 в 1988 году, 61% и 1,9 в 2004 году [41].

Врачами стоматологической поликлиники города Зеленогорска Красноярского края проводилась профилактика стоматологических заболеваний в детских общеобразовательных учреждениях с 1988 по 1998 гг. Комплекс мероприятий включал контролируемую чистку зубов, занятия с родителями и педагогами. Л.М. Дубинина (2008) отмечает, снижение распространенности кариеса зубов у школьников с 87,9% до 75,9%, а

интенсивности - с 4,4 до 3,1. В группе лиц 15-17 лет распространенность патологии твердых тканей зубов сократилась с 82,2% до 68,5%, а интенсивность - с 3,9 до 2,9 [12].

В.Ф. Воронин с соавт. (2001), изучая организационные схемы проведения профилактики основных стоматологических заболеваний в Российской Федерации для всех возрастных групп, доказал необходимость реализации следующих структурных компонентов: ресурсное обеспечение, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, финансовое обеспечение, информационное обеспечение, организация и реализация санитарнопросветительного образования, проведение фторпрофилактики, обучение личной гигиене полости рта, отчетность, разработка учетно-отчетной документации, обучение персонала работе с документацией, сбор информации по учетно-отчетной документации, статистическая обработка, контроль за проведением санитарно-просветительной работы, контроль за качеством работы специалистов, контроль за ведением документации, разработка критериев оценки и анализ полученных статистических данных, формирование выводов об эффективности проделанной работы. Использовав предложенный комплексный подход были достигнуты положительные результаты: снижение интенсивности кариозного процесса у детей 12 лет с 4,0 до 3,0 и стабильность полученных показателей на протяжении 25 лет [7].

Таким образом, гигиеническое обучение является важным и эффективным элементом комплексных программ профилактики основных стоматологических заболеваний. При проведении гигиенического воспитания в детских коллективах в виде уроков здоровья авторы широко используют игровые приемы [2,6,11,22,23,25,35,38,42], иллюстрированные методические пособия [10], постановку театрализованных представлений [20,30], предварительное проведение психоэмоциональной подготовки [5,15,18,34,37,38], что позволяет максимально настроить детей на проведение стоматологических манипуляций, повысить мотивацию к обучению индивидуальной гигиене полости рта. Однако, при организации гигиенического

воспитания по предлагаемым схемам отсутствуют индивидуальный подход,

педагогические приемы подачи материала с учетом специфики возраста и

особенностей личности обучаемого, что, несомненно, снижает качество

выживаемости знаний и диктует необходимость внедрения в практику врача-

стоматолога индивидуального подхода с учетом личности ребенка.

THE ROLE OF HYGIENIC EDUCATION IN PRIMARY PREVENTION OF

DENTAL DISEASES

N.V. Tarasova, E.A. Brill, T.V. Fedorova, V.A. Fedorov, V.G. Galonsky Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Vojno-Yasenetsky

Abstract. This review presents the analysis of data on the prevalence and intensity of dental caries and the level of oral hygiene of children and teenagers in various countries, as well as modern methodological approaches to hygiene education in organized educational children's groups and individually.

Keywords: hygienic education, prevention, dental caries.

Литература

1. Адаева С. А. Медико - экспертная оценка стоматологического статуса детей Владимирской области: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2007. - 25 с.

2. Алямовский В.В., Бриль Е.А., Нарыкова С.А. Санитарно-просветительная работа среди дошкольников в системе первичной стоматологической профилактики. - Красноярск // ГУПП «Сибирь», 2001. - 30 с.

3. Алямовский В.В., Буянкина Р.Г., Дуж А.Н. и др. Валеология, как компонент в системе профилактики стоматологических заболеваний // Матер. VII Междунар. конф. челюстно-лицевых хирургов и стоматологов.- Санкт-Петербург, 2002. - С. 18-19.

4. Бриль Е.А., Тарасова Н.В., Федорова Т.В. и др. Оценка эффективности гигиенического обучения школьников начальных классов г. Красноярска // Тр. Всерос. научн.-практ. конф. Сибирский стоматологический форум. XVII

научно-практической конференции «Актуальные вопросы стоматологии». -Красноярск, - 2011. - С. 10-13.

5. Васильев В.Г., Тараканова О.Н. Психоэмоциональная подготовка детей к первому профилактическому осмотру у стоматолога // Сибирский стоматологический форум. - Красноярск, 2008. - С. 73-74.

6. Венгер А.Л. Игра как вид деятельности // Вопр. психологии. - 1978. - №3. -

С.163-165.

7. Воронин В.Ф., Шестаков В.Т. Построение «дерева целей» системы первичной профилактики основных стоматологических заболеваний // Стоматология. - 2001. - № 3. - С. 57-59.

8. Гайнутдинова Б.Г. Проведение и эффективность санитарного стоматологического просвещения при внедрении стоматологической профилактической программы в крупном промышленном центре: автореф. дис. канд. мед. наук. - Воронеж, 2006. - 25 с.

9. Гарифуллина А.Ж. Повышение эффективности профилактики стоматологических заболеваний у дошкольников путем усиления мотивации к гигиеническому обучению и воспитанию: автореф. дис. ... канд. мед. наук. -Омск, 2006. - 22 с.

10. Гинали Н.В., Кузьминская О.Ю., Дружинина С.Н. Методическое пособие с иллюстрациями для проведения уроков здоровья // Стоматология для всех. -2004. - №1. - С. 42-46.

11. Деулин Д.В. Развитие системности мышления у детей 6-9 лет в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. психолог. наук. - М., 2007. - 30 с.

12. Дубинина Л.М. Опыт проведения профилактики стоматологических заболеваний у школьников закрытого административно-территориального образования. // Тр. Всерос. науч.-практ. конф. «Сибирский стоматологический форум». - Красноярск, 2008. - С 95-99.

13. Дуж А.Н., Алямовский В.В., Родникова Е.Г. и др. Распространенность кариеса у школьников города Минусинска // Тр. Всерос. науч.-практ. конф. «Сибирский стоматологический форум». - Красноярск, - 2010. - С.73-75.

14. Калининская А.А., Куницина Н.М., Албегова З.М. Новые формы профилактической работы в стоматологии // Рос. стоматологический журн. -№4. - 2009. - С. 38-43.

15. Корчагина В. В. Достижение максимального стоматологического здоровья детей раннего возраста внедрением современных технологий: автореф. дис. . канд. мед. наук. - М., 2008. - 23 с.

16. Кузьмина Э.М., Васина С.А., Паздникова Н.К. Повышение эффективности программы профилактики кариеса зубов с использованием герметиков у школьников Москвы // Рос. стоматологический журн. - 2009. - №4. - С. 32-35.

17. Кузьмина Э.М., Косюга С.Ю. Программы профилактики основных стоматологических заболеваний для детского населения Нижнего Новгорода

// Рос. стоматологический журн. - №6. - 2001. - С. 28-31.

18. Ларина М.В. Психогенные факторы риска развития кариеса зубов у лиц молодого возраста: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Уфа, 2006. - 19 с.

19. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний. - М., 2006. - 416 с.

20. Никитина И.Я. Влияние театрализованной деятельности на возникновение позиционного действия и преодоление познавательного эгоцентризма у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - М., 2006. -22 с.

21. Пригодин С.Н. Медико-социальные аспекты профилактики

стоматологических заболеваний у населения Ставропольского края: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2009. - 24 с.

22. Райт Дж. З., Старки П.Э., Гарднер Д.Э. Управление поведением детей на стоматологическом приеме. - М., 2008. - 304 с.

23. Родин Ю.И., Валуева В.Н. Игра - основной метод и средство обучения двигательным действиям детей младшего дошкольного возраста // Дошкольное детство: наука - практике. - Могилев: МГУ, 2007. - С. 63-65.

24. Сидалиев А. А. Влияние социально-экономических факторов на динамику распространённости кариеса у детей школьного возраста: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Воронеж, 2009. - 36 с.

25. Смирнова Е.О. Воспитывать, играя // Детский практический психолог. -1995. - Июль. - С. 86-90.

26. Солодовник Е.В., Лото О.А., Нарыкова С.А. Эффективность формирования гигиенических навыков по уходу за полостью рта у детей, с использованием групповых и индивидуальных методов санитарно-просветительной работы

// Тр. Всерос. науч.-практ. конф. «Сибирский стоматологический форум». -Красноярск, 2008. - С. 256-260.

27. Сунцов В.Г., Дистель В.А., Леонтьев В.К. Гигиеническое воспитание населения в системе первичной стоматологической профилактики у детей. -Омск: ОГМИ, 1992. - 128 с.

28. Тарасова Н.В., Бриль Е.А., Калашникова Т.В. Анализ распространенности и интенсивности кариеса зубов у детей дошкольного возраста города Красноярска // Тр. Всерос. науч.-практ. конф. Сибирский стоматологический форум. - Красноярск, 2010. - С. 206-209.

29. Тарасова Н.В., Черепанова Н.А. Оценка эффективности проведения образовательной школьной программы стоматологической профилактики у детей в период формирования постоянного прикуса. // Труды Всероссийской научно-практической конференции Сибирский стоматологический форум. -Красноярск, 2010. - С. 203-206

30. Терехова Т.Н., Козловская Л.В., Яцук А.И. Реализация проекта «Стоматологический спектакль» как инновационной формы профилактики кариеса зубов в дошкольном образовательном учреждении // Стоматология детского возраста и профилактика. - № 3. - 2010. - с. 54-57.

31. Тушин Б.Г. Организация профилактики стоматологических заболеваний в детских дошкольных учреждениях района города: автореф. дис. . канд. мед. наук. - Омск, 1995. - 28 с.

32. Федоров Д.С., Шарапов И.В. Социально-гигиеническая оценка профилактической стоматологической помощи // Бюлл. СО РАМН. - 2010. - Т.

30, № 6. - С. 118-122.

33. Хощевская И. А. Организация и принципы работы школьного стоматологического кабинета в современных условиях: автореф. дис. . канд. мед. наук. - М., 2009. - 26 с.

34. Шарова Т.Н. Повышение эффективности лечебно-профилактических мероприятий путем оптимизации взаимодействия врача-стоматолога с пациентами, испытывающими эмоциональное напряжение: автореф. дис. . канд. мед. наук. - Омск, 2009. - 23 с.

35. Coplan R.J., DeBow A., Schneider B.H. et al. The social behaviours of inhibited children in and out of preschool // Br. J. Dev. Psychol. - 2009. - Vol.27, №4. - Р. 891-905.

36. Figueiredo M.C., Guarienti C.A., Michel J.A. et al. Comprehensive attention to oral health in early childhood: a longitudinal evaluation of the Infant Clinic Program of the Federal University of Rio Grande do Sul, Brazil //Acta. Odontol. Latinoam. -2008. - Vol.21, №2. - Р. 181-187.

37. Gerald A. Winer A review and analysis of children's fearful behavior in dental settings // Child. Development. - 1982. - Vol.53, №5. - Р. 1111-1133.

38. Hanley G.P., Tiger J.H., Ingvarsson E.T. et al. Influencing preschoolers' free-play activity preferences: an evaluation of satiation and embedded reinforcement // J. Appl. Behav. Ana. - 2009. - Vol.42, №1. - Р. 33-41.

39. Morgan M.V., Campain A.C., Crowley S.J. et al. An evaluation of a primary preventive dental programme in non-fluoridated areas of Victoria, Australia // Aust. Dent. J. - 1997. - Vol.42, №6. - P. 381-388.

40. Slade G.D., Bailie R.S., Roberts-Thomson K. Effect of health promotion and fluoride varnish on dental caries among Australian Aboriginal children: results from a community-randomized controlled trial // Community Dent. Oral Epidemiol. -2011. - Vol.39, №1. - Р. 29-43.

41. Topaloglu-Ak. A, Eden E., Frencken J.E. Managing dental caries in children in Turkey // BMC Oral Health. - 2009. - Vol.32, №9. - Р. 1-8.

42. Uren N., Stagnitti K. Pretend play, social competence and involvement in children aged 5-7 years: the concurrent validity of the Child-Initiated Pretend Play Assessment // Aust. Occup. Ther. J. - 2009. - Vol.56, №1. - Р. 33-40.

43. You B.J., Jian W.W., Sheng R.W. et al. Caries prevention in Chinese children with sodium fluoride dentifrice delivered through a kindergarten-based oral health program in China // J. Clin. Dent. - 2002. - Vol.13, №4. - Р. 179-184.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.