Научная статья на тему 'Гигиеническое обоснование организации здоровьесберегающей деятельности в школе'

Гигиеническое обоснование организации здоровьесберегающей деятельности в школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
205
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Позднякова М. А., Богомолова Е. С., Курсеева О. А.

В статье представлены результаты комплексного социально-гигиенического исследования организации школьного обучения. Дана подробная сравнительная характеристика различных технологий организации учебного процесса в школах, расположенных в схожих эколого-гигиенических условиях. В ходе исследования было доказано, что имеющаяся устойчивая тенденция к ухудшению здоровья современных школьников напрямую зависит от модели образовательного процесса. Проведенная авторами гигиеническая оценка условий и технологий обучения позволила выявить основные факторы формирования тех или иных отклонений в состоянии здоровья детей и явилась основой для разработки комплекса мероприятий, направленных на создание здоровьесберегающей школьной среды. Предложенные меры были апробированы на практике и доказали свою эффективность в ходе организационного эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Позднякова М. А., Богомолова Е. С., Курсеева О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The hygienic basis of organization of health-keeping activity at school

The results of complex social-hygienic research of organization of school education are presented in this article. The detailed comparative characteristic of different technologies of studying process' organization at schools situated in similar ecologic-hygienic conditions is given. It was proved that the modern-day stable tendency to health's worsening of pupils directly depends on educational process' model. Given by authors hygienic assessments of conditions and technologies of studying discovered the main factors of forming of different deviations of kids' health and laid the foundations for elaboration of package, pointed to creation of health-keeping school environment. Suggested actions were approved in practice and demonstrated effectiveness in experiment.

Текст научной работы на тему «Гигиеническое обоснование организации здоровьесберегающей деятельности в школе»

ние

ш

УДК 613.955

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

МА Позднякова, д. м. н., профессор, заведующая кафедрой профилактической медицины ЦПК и ППС Е.С. Богомолова, к. м. н., доцент кафедры гигиены детей и подростков и гигиены питания ГОУ,

О.А. Курсеева, к. м. н., ассистент кафедры профилактической медицины ЦПК и ППС, ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Росздрава»

В статье представлены результаты комплексного социально-гигиенического исследования организации школьного обучения. Дана подробная сравнительная характеристика различных

технологий организации учебного процесса в школах, расположенных в схожих эколого-гигиенических условиях. В ходе исследования было доказано, что имеющаяся устойчивая тенденция к ухудшению здоровья современных школьников напрямую зависит от модели образовательного процесса. Проведенная авторами гигиеническая оценка условий и технологий обучения позволила выявить основные факторы формирования тех или иных отклонений в состоянии здоровья детей и явилась основой для разработки комплекса мероприятий, направленных на создание здоровьесберегающей школьной среды. Предложенные меры были апробированы на практике и доказали свою эффективность в ходе организационного эксперимента.

The results of complex social-hygienic research of organization of school education are presented in this article. The detailed comparative characteristic of different technologies of studying process' organization at schools situated in similar ecologic-hygienic conditions is given. It was proved that the modern-day stable tendency to health's worsening of pupils directly depends on educational process' model. Given by authors hygienic assessments of conditions and technologies of studying discovered the main factors of forming of different deviations of kids' health and laid the foundations for elaboration of package, pointed to creation of health-keeping school environment. Suggested actions were approved in practice and demonstrated effectiveness in experiment.

Здоровье детей и подростков является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. По оценкам специалистов от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой. Влияние школы и учебной нагрузки столь велико именно потому, что оно действует длительно и непрерывно, систематично и комплексно. Кроме того, годы обучения для ребёнка - это период интенсивного развития, формирования организма, т. е. период, когда неблагоприятные влияния оказывают наибольшее воздействие. В современных условиях проблема создания адекватных усло-

вий и технологий обучения приобрела особую актуальность. Это, с одной стороны, обусловлено устойчивыми негативными тенденциями в состоянии здоровья детской популяции и, с другой стороны, изменениями, произошедшими в организации школьного обучения за последние десятилетия.

В истории российской школы не раз предпринимались попытки изменить содержание и программы образования, методы и подходы к обучению, уменьшив перегрузку школьников академическими знаниями, научить их использовать эти знания на практике. Однако следует признать, что подобные попытки не всегда были успешными и эффективными.

М*

ЗЙЗЗЯЯ?

Вместе с реформированием нагрузка и интенсивность обучения постоянно увеличивалась.

Последнее десятилетие стало периодом бурного роста новых здоровьесберегающих технологий, разработок авторских программ по различным аспектам здоровья детей, появления центров здоровья при образовательных учреждениях.

Однако проведённый нами литературный поиск и изучение нормативной базы выявили бессистемность происходящих процессов и значительный региональный разброс предлагаемых преобразований. Совершенно очевидно, что изменения в общеобразовательном процессе должны осуществляться системно и повсеместно, учитывая, что адаптационные возможности ребенка не беспредельны, а многие учебники и учебные пособия, авторские методики и новые технологии часто не соответствуют возрастным и функциональным возможностям детей.

Таким образом, наличие большого количества нерешённых проблем, касающихся организации обучения, на фоне неудовлетворительного состояния здоровья современных школьников требует дальнейшей проработки вопроса здоровьесберегающего обеспечения учебного процесса в образовательных учреждениях.

С целью разработки и внедрения комплекса, гигиенических и организационных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе нами было изучено состояние здоровья и образ жизни школьников, дана гигиеническая оценка технологий и условий обучения.

Гигиеническая оценка условий и технологий обучения школьников была проведена в 10 школах, размещённых в 8 районах города Нижнего Новгорода. Основными объектами исследования явились учащиеся 3-х и 6-х классов педагогической гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов № 85, общеобразовательной школы № 27. Школы были отобраны по принципу расположения в схожих эколого-гигиенических условиях, но имеющих разные модели образовательного процесса.

В ходе исследования было установлено, что во всех исследованных школах отмечается тенденция к ухудшению здоровья учеников, характеризующаяся с увеличением учебного стажа снижением доли здоровых школьников, ростом количества детей, имеющих хронические заболевания, и нарастанием заболеваемости, представленной школьно-обусловленной патологией. По данным углубленных медицинских осмотров уровень заболеваемости составил от 599,2 случая на 100 осмотренных школьников в педагогической гимназии до 657,6 случая - в школе с углубленным изучением предметов. В структуре заболеваемости по данным углубленного медицинского осмотра всех школьников лидирующую позицию занимают болезни системы органов пищеварения, на втором месте - болезни костно-мышечной системы. Нормальное физическое развитие имела только половина учащихся изученных школ. Отклонения в физическом развитии фор-

мировались, в основном, за счет повышенной и высокой массы и длины тела.

В исследованных образовательных учреждениях отмечается наличие риск-факторов здоровью школьников, наиболее значимыми среди которых явились: воздушнотепловой режим (60 баллов), организация учебновоспитательного процесса (65 баллов) и санитарная ситуация территории ОУ (70 баллов). Выявлено несоответствие гигиеническим требованиям отдельных режимных моментов: продолжительности сна, длительности и условий приготовления домашних заданий, продолжительности прогулки на открытом воздухе.

В современной школе педагоги традиционно используют учебно-дисциплинарную технологию обучения, преследующей целью достичь определенного уровня знаний при соблюдении строгой дисциплины. Методы усвоения знаний основываются на сообщении готовой информации, механической памяти и репродуктивном воспроизведении, без использования элементов здоровьесбережения. В педагогической деятельности всех ОУ в полном объеме не учитываются возрастнополовые, индивидуально-психофизиологические особенности детей, а также состояние их здоровья.

Учебный процесс в образовательных учреждениях отличается различным набором дисциплин, обусловленных региональным компонентом учебного плана и продолжительностью учебной недели, которые определяли интенсивность учебной нагрузки. Независимо от вида учебного учреждения распределение учебной нагрузки в недельном цикле осуществляется без учета динамики работоспособности. Неблагоприятная динамика работоспособности учащихся, недостаточное использование педагогами здоровьесберегающих действий способствуют развитию выраженного утомления учащихся, что создает риск формирования отклонений в состоянии здоровья.

Информация о состоянии здоровья школьников и факторах, его определяющих, полученная в ходе исследования, явилась основой для разработки комплекса гигиенических и организационных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей в школе.

Основой предложенного комплекса мер здоровьесбережения явились пять блоков деятельности образовательного учреждения, направленных на борьбу со школьными факторами риска. В целях эффективной реализации здоровьесберегающей деятельности в школе целесообразно проводить внедрение в четыре этапа (рис.).

Оценка эффективности реализации здоровьесберегающей деятельности происходит по трем критериям: -гигиенический критерий отражает соответствие школьной среды требованию здоровьесбережения участников образовательного процесса;

-критерий организации учебного процесса предполагает здоровьесберегающую организацию учебновоспитательного процесса;

-медицинский критерий выявляет динамику заболеваемости, изменения в физическом и психическом здоровье детей.

I. Мониторинг общеобразовательного учреждения (гигиенисты, медицинские работники)

--------------------------*--------------------------

II. Выделение школьных факторов риска (гигиенисты, медицинские работники)

I

III. Организация здоровьесберегающей деятельности в школе Координатор'

администрация педагоги мед. работники родители

s со

Si І * ä Я ? ° s. S !§ M

ro

х

ra

m

о

a

IV. Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности школ (гигиенисты, медицинские работники)

Рис. Схема организации и участники здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Организация работы по предложенной схеме дает возможность комплексного, системного подхода к проблемам здоровьесбережения, выделяя специфическую роль в процессе сохранения и укрепления здоровья детей именно образовательных учреждений. Необходимо отметить, что при системном подходе формы и методы здоровьесберегающей деятельности способны дать наибольший эффект.

В ходе организационного эксперимента при реализации трех компонентов предложенного комплекса гигиенических

и организационных мероприятий (здоровьесберегающая технология обучения; организация физкультурнооздоровительной работы, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни) на базе педагогической гимназии г. Н. Новгорода было выявлено достоверное улучшение состояния здоровья школьников, а именно снижение показателей заболеваемости по данным обращаемости в ЛПУ на 23,5%, улучшение значений функциональных тестов на 17%, снижение доли учащихся с повышенной степенью невротизации на 22%. В результате использования педагогами модели здоровьесберегающей технологии успеваемость гимназистов (среднегодовой балл - 4,1) выше, чем у учащихся школы с углубленным изучением предметов.

03

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах: руководство для врачей / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева - М.: Издательский Дом «Династия», 2004. - 168 с.

2. Бирюкова Н.А. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательных учреждениях / Н.А. Бирюкова // Гигиена и санитария. - 2006. - № 1. - С. 76-77.

3. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/ методические рекомендации / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М.: Триада-фарм, 2002. - 114 с.

4. Карпущенко Г.В. Гигиеническая характеристика и оценка санитарноэпидемиологического благополучия образовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.07 / Г.В. Карпущенко. - Ростов-на Дону. - 1999. - 22 с.

5. Ковалев В.В. Педиатрия детского возраста: руководство для врачей/ В.В. Ковалев - М.: Медицина, 1995. - 560 с.

6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2001.

7. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: методическое пособие / Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 139 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.