литература
1. статистика стран мира: Информационный портал: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iformatsiya.ru/tabl/575-yeksport-stran-mira-2010.html.
2. Российские реформы в цифрах и фактах: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// kaivg.narod.ru/dexpt.pdf.
3. Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации 2012 год: Стат. сб. / Центр. банк Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr. ru/statistics/credit_statistics/bp.pdf.
4. Федеральная служба государственной статистики: Офиц. портал: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/ftrade/#.
5. центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.estimation.ru/ru/analytics/2012/02/09-2/.
6. РИА «Новости»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/economy/20111230/ 529946831.html.
7. Газета.ру: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/business/news/ 2013/01/09/n_2698669.shtml.
8. RG.RU: Российская газета: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/ 2013/04/03/putin-anons.html.
9. Газета.ру: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/politics/2012/ 12/17_a_4895053.shtml.
10. Федеральная таможенная служба: Офиц. портал: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=17055&Item id=1981#_ftn1.
11. Внешняя торговля Российской Федерации товарами (по методологии платежного баланса): Офиц. сайт Банка России: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/trade.htm&pid=svs&sid=vt.
12. Росбалт: Информ. агентство: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. rosbalt.ru/business/2013/02/08/1091743.html.
13. РИА «Новости»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/economy/20120206/ 558447187.html.
14. АВтостАт: Аналитич. агентство: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. autostat.ru/news/view/12676/.
15. Финмаркет: Информ. агентство: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. fin5nws/news.asp?id=3221458.
УДК 005.342
А. В. Рожкова.
Формирование условий для развития инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в условиях Вто
А. V. Rozhkova. Formation of Conditions for Innovative Activity's Development
Entities in the Conditions of WTO
В статье рассматриваются основные проблемы развития российских предпринимательских структур в условиях вступления России в ВТО.
This article discusses the main problems of Russian business structures ByMyfl^3tyTe in terms of Russia's accession to the WTO.
Анжелика Викторовна Рожкова — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики. © А. В. Рожкова, 2013
ключевые слова: конкурентоспособность, инновационный регион, стратегия, модернизация российской экономики
контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
Keywords: competitiveness, innovation region, strategy, modernization of the Russian economy
Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103
В условиях стагнации мировой экономики и международных стандартов ВТО вопрос о конкурентоспособности реального сектора экономики России является чрезвычайно актуальным. Определение приоритетных направлений регионального развития возможно на основе механизма кластерного подхода, который достаточно успешно применяется в развитых странах и ряде инновационных регионов России. При этом под кластером в классической экономической теории понимаются сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу [1].
Для реализации стратегической цели развития модернизации российской экономики необходимо создать условия для формирования инновационных кластеров. При этом меняются место и роль административных органов управления в стратегическом планировании и прогнозировании инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Приоритетным направлением должно стать устранение препятствий для роста и совершенствования существующих и возникающих кластеров. Кластеры представляют собой движущую силу в увеличении экспорта и привлечении иностранных инвестиций [Там же].
Новый технологический уклад ускорил степень неопределенности и скорость интеграционных процессов в сетевой экономике, поэтому помимо кластерного механизма развития инновационной деятельности хозяйствующих субъектов существенна роль стратегического планирования и прогнозирования сценариев развития экономических систем. Современные методики сценарного подхода позволяют оценить степень и риска, и возможных направлений модернизации управленческих решений с учетом цикличности мировой экономики. Анализ зарубежных исследований сценарного подхода к управлению социально-экономическими системами свидетельствует о росте организационно-экономического механизма его осуществления. Основной задачей сценарного управления являются мониторинг и анализ показателей внешней и внутренней среды и разработка предложений по повышению скорости реагирования и адаптации хозяйствующих субъектов на эти тенденции и динамику параметров. Сценарный подход, с одной стороны, должен быть ориентирован на разработку и осуществление плана развития, а с другой — быть гибким к изменениям мировой конъюнктуры. В любом случае для сохранения конкурентных преимуществ и масштаба влияния на рынке хозяйствующий субъект должен создать концептуальные модели развития на среднесрочную перспективу и сделать прогноз параметров развития с учетом перспектив развития рынка (табл. 1).
В условиях ВТО происходит ускорение интеграционных процессов во всех элементах системы воспроизводства РФ. Результатом этого процесса стали существенные изменения в производственно-технологической структуре, которая вынуждена встраиваться в международные цепочки разделения труда. Интенсивнее должны формироваться производственно-территориальные кластеры, которые становятся локомотивами инновационного развития мировой экономики. Сфера производства и обращения в большей степени поступательно развивается на основе международных корпоративных организационных структур транснационального масштаба.
№ 4 (44)•2013 А. В. Рожкова
таблица 1 Специфические особенности инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в условиях Вто
Существующая система управления ограничения Вто
Наличие существенного научно-технического потенциала, базы для высокотехнологичных производств, емкий внутренний рынок Международные производственно-технологические цепочки, корпоративные организационные структуры транснационального характера
Сокращение сегментов наукоемких технологий и производств, ориентация на развитие топливно-энергетического и природно-ресурсного комплексов Модернизация традиционных отраслей экономики с учетом глобально ориентированных производственных цепочек
Развитие специализированных производств, компонентов с массовым характером производства и высокой степенью автоматизации Использование информационно-коммуникационных технологий как интегрирующего элемента глобальных систем производства
Снижение темпов технического прогресса в отраслях, обеспечивающих экономическую безопасность страны Создание условий для разработки и внедрения международных стандартов качества и технического регулирования
Усиление интеграционных процессов привело к изменениям организационных структур управления в сфере обращения, финансовой системе и системе потребления. Для России в настоящий момент (в свете членства в ВТО) важны изменения в институциональной среде в соответствии с международными правилами и стандартами к открытости и гибкости. Поэтому снижается эффективность существующей государственной и региональной систем управления, ведь инфраструктура рыночных отношений должна соответствовать международным стандартам.
В условиях ВТО необходимо разработать эффективную систему координации экономического развития и мониторинга конкурентоспособных сегментов деятельности хозяйствующих субъектов. В природно-ресурсных отраслях с учетом потребностей и тенденций мировой экономики при относительно небольших сроках планирования (до 3 лет) вполне могут использоваться традиционные методы стратегического планирования. На региональном уровне управления и при формировании бизнес-портфеля хозяйствующего субъекта матричные методы могут использоваться внутри сценарного подхода. Особенно важно на данном этапе осуществление мониторинга и прогнозирования внешней среды, хеджирование рисков стратегических выборов и возможность корректировки сценариев развития экономических систем с учетом скорости интеграции российских хозяйствующих субъектов в мировое экономическое пространство.
Анализ теоретических исследований по сценарному планированию показывает, что для большинства исследователей оно считается важным инструментом реализации стратегических планов развития. В некоторых работах сценарный подход ассоциируется с разработкой и реализацией программы повышения конкурентоспособности и повышения масштабов захвата рынка товаров и услуг. По существу, все исследователи сходятся во мнении, что сценарный подход является механизмом учета и гибкой перестройки организационной структуры на всех уровнях управления. Вступление в ВТО привело к резкому снижению ценового фактора в конкуренции на внутренних рынках и существенному вниманию к качеству и комплексу услуг, предоставляемых покупателю. В этот сегмент входят условия кредитования, предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания.
Важным этапом в сценарном подходе является выделение ключевых и неопределенных факторов со стороны внешней среды. Задачей сценарного подхода
на этом этапе является выделение тех факторов, которые будут иметь наиболее значительное влияние на гибкость и скорость изменения системы управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов:
• установление наиболее важных факторов и тенденций, которые будут оказывать влияние на бизнес;
• разделение предопределенных элементов от неопределенных факторов;
• установление взаимоотношений между двумя группами этих критических факторов.
Полезен на этой стадии поиск ответов на такие типовые вопросы, как:
• в какой степени отдельные силы усиливают друг друга, действуют независимо или мешают друг другу;
• в каком виде проявляется каждое усиление, независимость или противоречие.
Управленческие решения, направленные на создание благоприятных условий для распределения инвестиций с целью повышения эффективности инновационного процесса, представляют собой последовательность действий, связанных с планированием и прогнозированием деятельности хозяйствующих субъектов, направленной на достижение положительного экономического и социального эффекта в результате инновационной деятельности в рамках экономической системы. Инновационная сфера охватывает всю совокупность видов экономической деятельности, в которой происходит накопление средств производства и финансовых ресурсов, обеспечивающих поступательное развитие экономических систем. Проблемы и ограничения ВТО требуют особых условий и процедуры повышения конкурентных преимуществ реального сектора экономики РФ (рис. 1).
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что в условиях ВТО для развития наукоемких отраслей характерна высокая степень специализации и концентрации производственной деятельности. Массовое внедрение информационно-коммуникационных технологий привело к увеличению скорости внедрения прогрессивных технологических цепочек в связи с функционированием международных производственных и сбытовых корпоративных структур. Интеллектуальный потенциал становится определяющим фактором инновационного развития региональных экономических систем, поэтому наблюдаются мощные переносы производственных цепочек в регионы с меньшими издержками производства и затратами на содержание персонала.
При этом управленческие и научно-технические структурные подразделения остаются стратегическим потенциалом развития крупных регионов-лидеров в инновационном развитии. В условиях ВТО максимального эффекта в кратчайшие сроки для российской модели экономики можно добиться при реализации конкурентных преимуществ в энергетическом, технологическом и транзитном сегментах. Эти виды хозяйственной деятельности способны обеспечить расширение экспорта и замещение импорта на международном рынке. Но эти конкурентные преимущества могут быть утрачены, если не будет разработана комплексная программа международной сертификации, стандартизации и перехода к техническому регулированию хозяйствующих субъектов в этих сферах.
ВТО создало условия для увеличения скорости интеграции крупных научно-исследовательских корпораций, которые формируют инновационный потенциал экономических систем и создают условия для развития перспективных направлений научно-технического прогресса. Современным эффективным механизмом регулирования этой деятельности является частно-государственное партнерство, поскольку в условиях стагнации мировой экономики возникают проблемы с бюджетным финан-
рис. 1. концептуальные подходы к управлению инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов рФ
сированием инновационной деятельности. С точки зрения тенденций и перспектив повышения конкурентоспособности реального сектора экономики можно выделить:
• снижение административных барьеров и уровня теневой экономики;
• использование административными органами управления прозрачных конкурсных процедур и механизма привлечения частных инвесторов;
• использование единого информационного пространства, ускорение прохождения регламентов и процедур, повышение результативности инвестиций в инновационную деятельность экономических систем.
Под инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов понимается разработка технологических цепочек и продуктовых линеек, ориентированных на осуществление замкнутого цикла производства с индивидуальными характеристиками, обеспечения роста конкурентных преимуществ этого сегмента хозяйственной деятельности и перспектив увеличения поступления доходов в региональный бюджет. Тиражирование и копирование технологий приводят к технологическому отставанию развивающихся регионов, невозможности развивать инвестиционный потенциал и создавать условия для повышения конкурентоспособности на мировом рынке.
Уже сейчас наблюдается изменение критериев оценки эффективности производства и показателей устойчивости предпринимательских структур, связанных с оценкой доступа к сегментам рынка и наличию инновационного потенциала. Основными блоками экономического развития российской экономики в условиях ВТО должны стать:
• создание условий на региональном уровне управления для стимулирования производственно-технологической кооперации со странами, являющимися мировыми инновационными лидерами;
• развитие системы профессионального образования и подготовки кадров высшего управленческого звена с учетом потребностей предпринимательских структур;
• развитие инновационных инфраструктурных проектов экспорта нефти и газа, освоения новых месторождений;
• развитие замкнутых технологий и производств, поиск альтернативных источников энергии и материалов.
УДК 332.82(73)
А. Н. Селиверстова
Аспекты качества и надежность строительного комплекса США
A. N. Seliverstova. Quality Aspects and Reliability of the U. s. Construction
sector
The article is dedicated to functioning of В статье рассматриваются вопросы функци- the construction sector of the United S"tates, онирования строительного комплекса США, sPecifying the fundamental reasons of the отмечаются основные причины возникших existing problems and possible ways to °ver-проблем и возможные пути преодоления come the crisis through stimulation of devel-кризиса за счет стимулирования развития opment of the quality aspects: safety, energy сфер качества: безопасности, энергоэффек- efficiency, environmental friendliness, etc. тивности, экологичности и др. Keywords: U.S. construction market, govern-
ключевые слова: строительный рынок США, ment support measures, construction stan-
меры государственной поддержки, стандар- ^rd^ green technology, environmental
ты строительства, «зеленые» технологии, regulations
экологические нормативы Contacts: Lermontovskiy Ave 44/А, St. Pe-
контактные данные: 190103, Санкт-Петер- tersburg, Russian Federation, 190103 бург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
Актуальность исследования данной темы обуславливается все большим повышением интереса к проблемам обеспечения качества и надежности в работе строительных компаний. В этой связи представляет интерес рассмотрение опыта государственного регулирования в сфере разрешения данных вопросов на примере США как одного из самых больших строительных комплексов. Анализ результатов предпринимаемых в последние годы участниками американского рынка усилий по повышению аспектов качества и надежности строительных работ позволяет оценить возможности и перспективы их реализации в условиях отечественного строительного комплекса.
Анна Николаевна Селиверстова — аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета. © А. Н. Селиверстова, 2013