Научная статья на тему 'Инновационные подходы к формированию доходной части регионального бюджета'

Инновационные подходы к формированию доходной части регионального бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP (SPP) / ОР-STATE CONTROL / BODIES OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожкова Анжела Викторовна

Проблемы реализации механизма государственно-частного партнерства существует не только в России. Автор проводит в статье анализ развития ГЧП в европейский странах в сравнении со спецификой развития ГЧП в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Approaches to Creating a Profitable Part of the Regional Budget

The problems of implementation of stateprivate partnership (SPP) is not unique to Russia. The author analyzes the development of SPP in the European countries in comparison with the specifics of SPP’s development in Russia.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к формированию доходной части регионального бюджета»

• провести анализ импортных аналогов полимеров, представленных на территории России, их стоимость на сегодняшний день и в случае снижения таможенных пошлин; проанализировать возможность сотрудничества с производителями этих полимеров;

• изучить импортные аналоги полимеров, не представленных на российском рынке, выявить причины этого и проанализировать возможность сотрудничества с их производителями.

Реализация стратегии — это комплекс действий, способствующих повышению деловой активности в организационной и финансовой сферах предприятия, разработке его политики, создании корпоративной культуры и мотивации персонала, а также руководстве всем, что направлено на достижение намеченных результатов.

Литература

1. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд., испр. и доп. СПб.: Питер, 2008. 448 с.

2. Рязанов В. Полимеры имени России: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// article.unipack.ru/.

3. Потребление пластиков к 2020 г. может вырасти в 3-4 раза: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.unipack.ru/.

4. Российский рынок полимеров вырос на 1 млн тонн: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.unipack.ru/.

5. Импорт ПСВ-С на российский рынок в 2010 г. увеличился на 20%: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.unipack.ru/.

6. Значения новых пошлин на ввоз полимеров снизятся после вступления России в ВТО: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rcc.ru/.

7. Голубецкая Н. П., Церкасевич Л. В. Информационные технологии как инновационный механизм менеджмента предпринимательских структур // Экономика и управление. 2011. № 12/2. С.46-50.

8. Голубецкая Н. П., Кальницкий И. А. Разработка системы государственного регулирования инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики с целью перехода на инновационный путь развития // Экономика и управление. 2009. № 2/5. С. 28-33.

УДК 336.14

А. В. Рожкова

инновационные подходы к формированию доходной части регионального бюджета

A. V. Rozhkova. Innovative Approaches to Creating a Profitable Part

of the Regional Budget

Проблемы реализации механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) существует не только в России. Автор проводит в статье анализ развития ГЧП в европейский

The problems of implementation of stateprivate partnership (SPP) is not unique to Russia. The author analyzes the development of SPP in the European countries in compari-

Анжела Викторовна Рожкова — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

© А. В. Рожкова, 2013

странах в сравнении со спецификой развития ГЧП в России.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, государственный контроль, органы государственного и муниципального управления

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

son with the specifics of SPP's development in Russia.

Keywords: state-private partnership (SPP), state control, bodies of state and municipal management

Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russian Federation

В соответствии с нормативно-правовыми документами РФ в отношении государственно-частного партнерства управляющие и регулирующие органы выполняют следующие функции:

• организация государственного контроля и надзора за надлежащим исполнением всеми участниками условий договоров;

• осуществление контроля за устранением участниками договоров допущенных нарушений;

• координация деятельности органов власти, к компетенции которых относится решение вопросов, связанных с надлежащим исполнением договорных обязательств;

• информирование правительства об исполнении договоров;

• подготовка предложений по корректировке тарифов и цен;

• прием и рассмотрение жалоб и предложений от частных операторов на действия органов и должностных лиц, препятствующих или тормозящих исполнение условий договоров;

• прием и рассмотрение жалоб пользователей на действия частных компаний;

• принятие мер по восстановлению нарушенных прав частных операторов и пользователей;

• подготовка рекомендаций правительству о прекращении, приостановлении или расторжении договоров в случае истечения срока их действия или по согласованию сторон, а также при наличии нарушений положений договора со стороны частных компаний [1, с. 81-82].

Многие страны, имея малый опыт государственно-частных партнерств, в том числе в Западной Европе, создали рабочую группу, специализирующуюся на таком типе контрактов в инстанциях Министерства финансов или на высшем уровне правительственных инстанций. Это позволяет развивать методы заключения концессионных контрактов согласованно и гармонично, создавая стройную систему накопленного опыта на государственном уровне. Эта группа, состоящая из опытных специалистов и независимых консультантов, объединяет множество знаний и направляет государственные власти при разработке контрактов [2, с. 39-40].

Специфические функции управления и регулирования, связанные с ценами на продукцию и услуги, с контролем за соблюдением антимонопольного законодательства и прочее, осуществляют в рамках своих полномочий соответствующие министерства, ведомства или создаваемые ими структуры. В такой системе важную роль играют государственные финансовые органы.

Регулирующие функции государство осуществляет, также участвуя в создании соответствующей рыночной инфраструктуры государственно-частного партнерства (управляющих, консалтинговых, юридических, информационно-аналитических и иных компаний).

Задача особой сложности состоит в обеспечении независимости регулирующих органов. Выбор подхода для ее решения во многом определяется национальным законодательством, развитостью институтов гражданского общества в каждой конкретной

стране, независимостью судов, другими институциональными факторами. Для того чтобы гарантировать справедливость принимаемых решений, регулирующий орган должен быть свободным от политического вмешательства и давления, иметь достаточно власти, чтобы принимать решения без рисков вмешательства заинтересованных сторон: министерств и частного сектора. Оставляя его в структуре министерства или устанавливая его прямое подчинение министерству, государство и общество рискуют, что он будет защищать ведомственные интересы в ущерб общественным. А главная задача такого органа состоит в защите интересов общества и потребителей. Именно по этой причине он должен быть выведен из ведомственного подчинения и руководствоваться в своей работе только законом.

Регулирование не должно быть обременительным и для частного сектора. В идеале оно призвано стимулировать нововведения, повышение производительности труда, не создавая при этом препятствий росту доходности бизнеса. Государство должно разработать набор индикаторов, которые используются в целях контроля за выполнением частным сектором контракта о государственно-частном партнерстве, а также увеличения прозрачности самого процесса контроля и, следовательно, ответственности регулирующих органов [3].

Объектами контроля и надзора являются только предусмотренные договорами обязательства и общие требования, предъявляемые действующим законодательством к хозяйствующим субъектам. Выставление операторам дополнительных требований, не предусмотренных договорами и законодательством, не допускается.

Основные области контроля деятельности частных компаний в ГЧП-проектах со стороны государства следующие:

• выполнение участниками договоров финансовых условий и налоговых обязательств;

• соблюдение графика строительных (ремонтных) работ и инвестиций;

• использование частной компанией по назначению переданных ей государством машин и оборудования;

• выполнение условий и правил землепользования;

• выполнение условий по обслуживанию пользователей;

• правильность сбора частным оператором платы за проезд или за оказанную услугу;

• правильность установления тарифов и взимания проездной платы (в отраслях транспорта);

• выполнение экологических норм и требований;

• выполнение условий обеспечения занятости и иных социальных требований.

для осуществления ряда функций регулирующие органы привлекают соответствующие учреждения, общественные организации (земельные, экологические, профсоюзные и др.).

Вместе с тем, чтобы быть эффективным, регулирующий орган должен иметь право налагать штрафы в соответствии с законом и четкими правилами. Необходимо, чтобы штрафы и пени были связаны с размером ущерба, принесенного пользователям, конкурентам или обществу, и возвращались им в качестве компенсации.

Рассмотрим принципы реализации и схему финансирования некоторых зарубежных ГЧП-проектов.

Проект ЧТРЛ (Чэнел Тюнел Рейл Линк) в Великобритании представляет собой высокоскоростную линию протяженностью 109 км, связывающую вокзал Сент Панкрас в Лондоне и туннель Ла Манш.

Главные результаты прокладки этой линии для экономики и транспорта следующие:

• удвоение существующих возможностей службы Евростар;

• сокращение времени поездки по трассе Евростар на 20 минут на первом участке и еще на 20 минут на втором участке;

• предложение новых внутренних скоростных линий, связывающих графства Кент и Сент Панкрас;

• стимулирующий эффект для развития восточного Лондона с открытием двух новых вокзалов, построенных в г. Стратфорд и г. Эббсфлит;

• высвобождение пропускных мощностей для грузовых поездов на существующей сети.

В 1991 г. правительство Великобритании приняло решение о реализации данного проекта в рамках частного финансирования, так как считалось, что наилучшее соотношение цены и качества может быть достигнуто только путем применения ГЧП. В 1994 г. было начато проведение тендера для отбора частной компании, способной профинансировать, построить, содержать и эксплуатировать ЧТРЛ. По истечении 2 лет конкурентной борьбы юридический акт о концессии был подписан в 1996 г. с компанией ЛКР (Лондон энд Континентал Рейлвейз), акционерами которой являлись:

• «Бештель» — одно из крупных международных предприятий по инженерии и строительству;

• «СЖ Варбург» — европейский лидер среди инвестиционных банков;

• «Виргин» — компания, включающая «Виргин Атлантик» и бюро путешествий и отдыха;

• «Нэншл Экспресс» — британский лидер среди частных операторов наземного транспорта;

• «Лондон Электрисити» — самый крупный поставщик электроэнергии Лондона;

• «Халкроу» — лидер инженерии железных дорог и туннелей;

• «Аруп» — компания, специализирующаяся в инженерии государственных строительных работ;

• «СНСФ/Систра» — компания, обладающая богатым опытом в проектировании, строительстве и эксплуатации железнодорожных линий.

Тип контракта представляет собой концессию на срок, первоначально зафиксированный в 99 лет и сокращенный до 90 лет в 1998 г.

ГЧП не является новым для России инструментом привлечения частных инвестиций в инфраструктуру. В России имеется обширный исторический опыт применения ГЧП, прежде всего в форме концессий, изучение которого имеет большое значение для формирования системы регулирования предпринимательской деятельности на основе ГЧП.

В развитии ГЧП в России можно выделить несколько этапов:

1. Применение концессионного механизма ГЧП в дореволюционной России.

2. Использование концессий в СССР периода НЭПа.

3. Развитие различных форм государственного партнерства в России постсоветского периода.

Активное взаимодействие государства и частного капитала в России началось в 1855 г. с началом правления Александра II. Основной используемой в то время формой ГЧП являлась концессия.

Выбор форм и инструментов реализации проектов ГЧП осуществляется органами государственного и муниципального управления исходя из особенностей сферы деятельности, в которой планируется реализация проекта, возможностей конкретного субъекта Российской Федерации или муниципального образования, федеральных и региональных документов стратегического планирования и других факторов, оказывающих влияние на проект ГЧП.

Литература

1. Особенков О. М., Щегорцов М. В. Альянс государства и капитала. М.: ОАО «Типография „Новости"». 2011.

2. Финансирование создания и модернизации инфраструктурных объектов транспорта и коммунального хозяйства. В помощь при организации государственно-частного партнерства (французский опыт). Париж: Изд-во Французского нац. ин-та мостов и дорог. 2002.

3. Голубецкая Н. П., Кальницкий И. А. Разработка системы государственного регулирования инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики с целью перехода на инновационный путь развития // Экономика и управление. 2009. № 2/5. С. 28-33.

УДК 339.13:615.1

Ю. О. Руцик

инновационное развитие фармацевтического рынка

Yu. O. Rutsik. Innovative Development of the Pharmaceutical Market

В статье рассматриваются вопросы развития фармацевтического рынка, а также влияние государственно-частного партнерства (ГЧП) на его становление. Выделяя сдерживающие факторы развития ГЧП в России, а также факторы, препятствующие внедрению инноваций в сфере здравоохранения, автор предлагает разбить внедрение модели ГЧП на несколько этапов, облегчающих данный процесс.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инновации, фармацевтический рынок, инвестиции, государственные закупки

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

The article examines the development of the pharmaceutical market, and the impact of state-private partnership (SPP) on its formation. Highlighting the constraints of SPP's development in Russia, as well as barriers to innovation in the health sector, the author proposes to divide into several steps the introduction of a SPP's model to facilitate this process.

Keywords: state-private partnership (SPP), innovation, pharmaceutical market, investment, public purchases

Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russian Federation

Во всем мире в последние годы происходят значительные институциональные изменения в отраслях, которые раньше всегда находились в государственной собственности и государственном управлении: электроэнергетике, автодорожном, железнодорожном, коммунальном хозяйствах, портах, аэропортах, здравоохранении и т. д. Правительства передают во временное долгосрочное пользование бизнесу объекты этих отраслей, оставляя за собой право регулирования и контроля за их деятельностью. И в России, особенно сейчас, также необходимо развивать эффективные институты взаимодействия государства и бизнеса — для формирования грамотной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктур. Модернизация фармацевтического рынка невозможна без инновационных проектов, реализуемых через государственно-частное партнерство (ГЧП).

Юлия Олеговна Руцик — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики.

© Ю.О.Руцик, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.