Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ВЕДЕНИЯ РУКОПАШНОЙ СХВАТКИ У ОБУЧАЕМЫХ ВУЗОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ВЕДЕНИЯ РУКОПАШНОЙ СХВАТКИ У ОБУЧАЕМЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОПАШНАЯ СХВАТКА / ОБУЧАЕМЫЕ ВУЗОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ / ПРИЕМЫ И ДЕЙСТВИЯ / ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович, Мотовичева Виктория Александровна

Результаты анализа эффективности обучения рукопашному бою в вузах показали необходимость поиска подходов, обеспечивающих повышение качества подготовки на всех этапах. Одним из наиболее востребованных направлений, требующих своего совершенствования является формирование умений ведения рукопашной схватки. Данные исследований показали, что решение задачи предполагает применение методик, учитывающих психологические аспекты деятельности человека. Основной целью исследований являлся поиск решений, обеспечивающих отказ от заучивания приемов и нацеливание процесса на формирование умений формировать адекватный сложившейся ситуации и действия противника двигательный ответ. В работе показаны приводятся теоретические основы экспериментальной методики, подходы к построению и направленность всех этапов ее внедрения в педагогический процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович, Мотовичева Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SKILLS IN HAND-TO-HAND COMBAT AMONG STUDENTS OF UNIVERSITIES

The results of the analysis of the effectiveness of learning hand-to-hand combat in universities showed the need to search for approaches to improve the quality of training at all stages. One of the most sought directions, requiring its improvement, is forming the ability to conduct hand-to-hand fight. These studies have shown that the solution of the problem involves the use of techniques that take into account the psychological aspects of human activity. The main purpose of the research was to search for solutions that provide refusal to memorize the receptions and targeting the process to form the skills to form an adequate established situation and the action of the enemy. Motor response. The paper shows the theoretical foundations of the experimental technique, approaches to the construction and direction of all stages of its introduction into the pedagogical process.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ВЕДЕНИЯ РУКОПАШНОЙ СХВАТКИ У ОБУЧАЕМЫХ ВУЗОВ»

Статья поступила в редакцию 11.11.2021

УДК 796.89

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ВЕДЕНИЯ РУКОПАШНОЙ СХВАТКИ У

ОБУЧАЕМЫХ ВУЗОВ

Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России; Виктория Александровна Мотовичева, старший преподаватель, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Гатчина, Ленинградская область

Аннотация

Результаты анализа эффективности обучения рукопашному бою в вузах показали необходимость поиска подходов, обеспечивающих повышение качества подготовки на всех этапах. Одним из наиболее востребованных направлений, требующих своего совершенствования является формирование умений ведения рукопашной схватки. Данные исследований показали, что решение задачи предполагает применение методик, учитывающих психологические аспекты деятельности человека. Основной целью исследований являлся поиск решений, обеспечивающих отказ от заучивания приемов и нацеливание процесса на формирование умений формировать адекватный сложившейся ситуации и действия противника двигательный ответ. В работе показаны приводятся теоретические основы экспериментальной методики, подходы к построению и направленность всех этапов ее внедрения в педагогический процесс.

Ключевые слова: рукопашная схватка, обучаемые вузов, психологические основы, формирование умений, приемы и действия, целенаправленная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p161-164

FORMATION OF SKILLS IN HAND-TO-HAND COMBAT AMONG STUDENTS OF

UNIVERSITIES

Gennady Aleksandrovich Ivaknenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

St. Petersburg University of State Fire Services Ministry of Emergency Situations of Russia; Victoria Alexandrovna Motovicheva, the senior teacher, State Institute of Economics, Finance, Rights and Technologies, Gatchina, Leningrad Region

Abstract

The results of the analysis of the effectiveness of learning hand-to-hand combat in universities showed the need to search for approaches to improve the quality of training at all stages. One of the most sought directions, requiring its improvement, is forming the ability to conduct hand-to-hand fight. These studies have shown that the solution of the problem involves the use of techniques that take into account the psychological aspects of human activity. The main purpose of the research was to search for solutions that provide refusal to memorize the receptions and targeting the process to form the skills to form an adequate established situation and the action of the enemy. Motor response. The paper shows the theoretical foundations of the experimental technique, approaches to the construction and direction of all stages of its introduction into the pedagogical process.

Keywords: hand-to-hand fight, educational universities, psychological bases, formation of skills, techniques and actions, targeted activities.

Развитие силовых ведомств (СВ) страны, их перевооружение и оснащение новыми образцами техники требует совершенствования системы профессиональной подготовки сотрудников в интересах повышения ее эффективности при оптимальных затратах средств и ресурсов. Специфика сегодняшнего дня, заключается в широком внедрении в профессиональную деятельность сотрудников, всех без исключения СВ, цифровых технологий. Как следствие, автоматизация и компьютеризация обусловили необходимость совершенствования системы подготовки сотрудников. Практика показывает, что сниже-

ние доли физического труда не отменяет необходимости наличия высокого уровня физической подготовленности, что и определяет место и роль физической подготовки (ФП) на современном этапе.

Как компонент системы профессиональной подготовки, ФП сотрудников призвана обеспечить качественное выполнение служебных обязанностей, развитие и совершенствование физических качеств, формирование профессионально-прикладных навыков и умений, высокий уровень работоспособности и здоровья. Помимо этого, ФП должна содействовать формированию устойчивости сотрудников к воздействию неблагоприятных факторов, воспитанию психических качеств. Несомненно, что важная роль в решении этих задач принадлежит профессионально-прикладным разделам ФП, среди которых, рукопашный бой (РБ) занимает особое место. Несмотря на все происходящие изменения, профессиональная деятельность сотрудников СВ не исключает ведение рукопашных схваток. Это диктуется угрозой террористических атак, применения диверсионных, разведывательных и партизанских методов, криминогенной обстановкой, непосредственным контактом с правонарушителями и т.п. Практика показывает, что РБ по-прежнему является эффективным средством как в отношении профессиональной и физической, так и психологической подготовки сотрудников СВ.

В целом ряде работ показано, что РБ, помимо высокой прикладности обладает высоким формирующим потенциалом в обеспечении физической подготовленности, воспитании морально-волевых качеств, формировании нервно-эмоциональной устойчивости. Важно отметить и постоянно ведущийся мониторинг действующей системы РБ с целью поиска направлений дальнейшего ее совершенствования. Результатом этого является разработка теоретических основ РБ, организационных и содержательных аспектов, применяемых методических подходов [1]. Проведенные исследования способствуют также и выявлению имеющихся недостатков:

- низкое качество планирования;

- не систематичность проведения занятий;

- неэффективное использование отводимого времени;

- недостаточная обоснованность применяемых методических приемов;

- изучение приемов и действий без учета специфики реальной схватки;

- сведение процесса к заучиванию набора движений и их последовательности;

- недостаточный уровень физической подготовленности обучаемых;

- слабая ориентированность процесса на формирование психических качеств)

[2].

Следует отметить, что значительные результаты активной работы по совершенствованию РБ в вузах, так за последние два десятилетия опубликовано более ста научных и научно-методических работ. Однако, этого оказывается не достаточно для обеспечения качественного прорыва в деле подготовки обучаемых вузов РБ. Так, актуальными являются исследования по обоснованию подходов, обеспечивающих ориентацию РБ в вузах на специфику предстоящей профессиональной деятельности, развитие значимых физических и психических качеств и повышение физической подготовленности обучаемых и что особенно важно, рассмотрению психологических основ осуществления человеком деятельности в экстремальных ситуациях.

С этой позиции становиться очевидным, что РБ в вузах должен быть переориентирован с заучивания определенного перечня приемов и действий на формирование умений их применения в структуре целостной деятельности (в нашем случае, к ведению реальной рукопашной схватки). Здесь следует отметить наличие работ, где авторами показана возможность эффективного решения подобных задач. Такой подход необходим не только в интересах обеспечения прикладности педагогического процесса, но и с целью всестороннего развития обучаемых. В работах авторами отмечается недопустимость подмены обоснованных, с психологической точки зрения методик, заимствованными из восточных

систем и спортивных единоборств подходами, зачастую вырванных из контекста, а также, в значительной степени, искаженных [5].

Рассмотрение с этой целью научных основ осуществления человеком психологической деятельности способствовало разработке подхода, основанного на моделировании специфических ситуаций, адекватных имеющим место в реальной деятельности. По мнению исследователей, результатом такой психологической деятельности должно формирование умений осуществлять объективную (основанную на значимых показателях) оценку текущей ситуации и конструирования адекватного двигательного ответа с учетом имеющихся в арсенале двигательных единиц. Дальнейший поиск показал возможность практической реализации такого подхода, что потребовало уточнения ряда моментов содержательного и организационного свойства.

Таким образом, в рамках исследований была показана возможность разработки методики, обеспечивающей формирование у обучаемых вузов умений адекватного двигательного реагирования на сложившуюся ситуацию. Результаты многолетних исследований содержательных аспектов рукопашных схваток показывают, что применяемое в значительном количестве случаев прогнозирование ставит под сомнение исход противостояния. В таком случае, эффективность ответных действий детерминируется вероятностью угадывания, которое делает высоковероятным формирование неправильного ответа или «попадания» на обманный примем. Обоснование педагогических подходов к решению проблемы потребовало всесторонних исследований психологических основ сознательной активности субъекта при осуществлении целенаправленной деятельности. Важным моментом применения такой методики является минимизирование, а в идеале, исключение прогнозирования ситуации обучаемыми при построение ответных действий [3, 4]. Полученные в ходе проведенных исследований данные и сделанные выводы способствовали разработке экспериментальной методики (ЭМ), призванной оптимизировать процесс формирования умений ведения рукопашной схватки у обучаемых вузов. Структурно ЭМ состоит из трех этапов, обусловленных самостоятельными целями, но объединенных общей логикой в построении и преемственностью в обучении. В рамках первого этапа ЭМ решаются задача минимизации случаев спонтанного реагирования на различные действия противника. Результатом должно стать приобретение обучаемыми опыта без прогнозного реагирования на действия противника и объективного оценивания текущей ситуации. Второй этап ЭМ направлен на формирование и реализацию умений адекватного двигательного ответа на действия противника из имеющихся в арсенале навыков приемов и действий из содержания РБ. На третьем этапе решается задача практического применения приобретенных умений в полуобусловленных рукопашных схватках. Эффективность разработанной ЭМ подтверждена результатами экспериментов, в рамках которых проводилось экспертное оценивание качества выполнения обучаемыми вузов отдельных заданий и ведения полуобусловленных рукопашных схваток. Результаты исследований показали перспективность внедрения ЭМ в педагогический процесс вузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашкинази С.М. О проблеме психологической подготовки к рукопашному бою военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов / С.М. Ашкинази, А.Н. Кочергин, В.В. Кузьмин // «Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех» : материалы XII Международного научного конгресса. - Москва, 2008. - Т. 1 - С. 268-269.

2. Батурин А.Е. Развитие личностных свойств и физических качеств при обучении военнослужащих рукопашному бою: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Батурин Алексей Евгеньевич. -Санкт-Петербург, 2006. - 19 с.

3. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности : монография / О.А. Конопкин. - Москва : Ленанд, 2011. - 320 с.

4. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. - Москва : Наука, 1990. - 495 с.

5. Ивахненко Г.А. Психолого-педагогические основы обучения сотрудников силовых ведомств России рукопашному бою / Г.А. Ивахненко, В.В. Кузьмин. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский Университет МВД, 2005. - 151 с.

REFERENCES

1. Ashkinazi, S.M., Kochergin, A.N., Kuzmin, V.V. (2008), 'On the problem of psychological preparation for hand-to-hand combat of military personnel and law enforcement officers", Materials of the XII International Scientific Congress "Modern Olympic and Paralympic Sports and Sports for All", Moscow, vol. 1, pp. 268-269.

2. Baturin, A.E. (2006), Development of personal properties and physical qualities in training military personnel in hand-to-hand combat, dissertation, St. Petersburg.

3. Konopkin, O.A. (2011), Psychological mechanisms of activity regulation, monograph, Le-nand, Moscow.

4. Bernstein, N.A. (1990), Physiology of movement and activity, Nauka, Moscow.

5. Ivakhnenko, G.A. and Kuzmin, V.V. (2005), Psychological and pedagogical foundations of hand-to-hand combat training for employees ofpower departments of Russia, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs, St. Petersburg.

Контактная информация: ivakhnenko@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 10.11.2021

УДК 378.147.88

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ «ГРУППО-ЦЕНТРИРОВАННОГО» ЛИДЕРСТВА

Ирина Валентиновна Игнатьева, кандидат экономических наук, доцент, ВосточноСибирский филиал, Российский государственный университет правосудия г. Иркутск; Ирина Ивановна Зедгенизова, кандидат экономических наук, доцент, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск; Жанна Борисовна Литвинова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем современного образования формированию правосознания у обучающихся на основе концепции «группо-центрированного» лидерства («клиенто-центрированная» терапия, «личностно-центрированный» подход) Карла Роджерса. Именно правовое образование и воспитание позволяют сформировать индивидуальную и групповую правовую культуру современного молодого человека, приобрести ему знания, сформировать внутреннее позитивное психологическое отношение к закону и определить вариант своего поведения в рамках окружающей правовой действительности, т.е. реализовать познавательную, оценочную, регулятивную функцию правосознания. В статье представлена авторская модель поведения педагога как «группо-центрированного» лидера и приведена оценка эффективности ее внедрения в непосредственную педагогическую деятельность авторов настоящего исследования.

Ключевые слова: правовое сознание, личностно-центрированный подход, группо-центрированное лидерство.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p164-167

FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS IN THE CONTEXT OF "GROUP-

CENTERED" LEADERSHIP Irina Valentinovna Ignatyeva, the candidate of economical sciences, senior lecturer, East Siberian Branch,, Russian state University of Justice, Irkutsk; Irina Ivanovna Zedgenizova, the candidate of economical sciences, senior lecturer, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk; Zhanna Borisovna Litvinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lec-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.