Научная статья на тему 'ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РУКОПАШНОГО БОЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РУКОПАШНОГО БОЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЕМЫЕ ВУЗОВ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ / ПРИЕМЫ И ДЕЙСТВИЯ РУКОПАШНОГО БОЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович, Мотовичева Виктория Александровна

Совершенствование системы всей системы физической подготовки в вузах силовых ведомств требует поиска новых эффективных подходов по всем разделам. Одним из наиболее перспективных направлений повышения уровня подготовки обучаемых вузов по рукопашному бою является разработка и внедрение в педагогическую практику методик основанных на широком применении психологических знаний. Основываясь на результатах анализа имеющейся информации, а также накопленного практического опыта применения ее в педагогическом процессе вузов обусловили теоретико-экспериментальное обоснование методики формирования навыков рукопашного боя у обучаемых вузов. Особенность разработанной методики заключается в применении психологических подходов в интересах повышения качества обучения. В статье приводятся общие характеристики разработанной методики и результаты ее внедрения в педагогический процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивахненко Геннадий Александрович, Мотовичева Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF SKILLS FORMATION HAND-TO-HAND COMBAT AT TRAINED UNIVERSITIES

Improving the system of the entire system of physical training at the universities of law enforcement agencies requires the search for new effective approaches in all sections. One of the most promising areas for improving the level of training of students in hand-to-hand combat is the development and implementation of methods based on the widespread use of psychological knowledge into pedagogical practice. Based on the results of the analysis of the available information, as well as the accumulated practical experience of its application in the pedagogical process of universities, they determined the theoretical and experimental substantiation of the methodology for the formation of hand-to-hand combat skills in the universities students being trained. The peculiarity of the developed methodology is the use of psychological approaches in the interests of improving the quality of training. The article presents the general characteristics of the developed methodology and the results of its implementation in the pedagogical process.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РУКОПАШНОГО БОЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

ре / Е.В. Любина, Т.Е. Симина, Ю.В. Шакирова, С.Ю. Татарова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 192-197.

3. Сравнительный анализ функциональных возможностей студенток с различным двигательным режимом / П.П. Николаев, Ю.В. Шиховцов, И.В. Николаева, Л.А. Иванова, М.Н. Пискай-кина // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 4. - С. 47-48.

4. Столяров В.И. Фундаментальные теоретические основы современной системы комплексного физического воспитания / В.И. Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 2. - С. 2-7.

5. Стороженкова Т.С. Особенности занятий чир спортом в дошкольных учреждениях / Т.С. Стороженкова, Л.А. Иванова, М.М. Разниченко / OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2020. - № 1 (10). - С. 69-71.

6. Фисенко, Ю.А. Правила техники безопасности применения кроссфита на занятиях по физической культуре / Ю.А. Фисенко, Е.С. Барковский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 10 (164). - С. 336-340.

REFERENCES

1. Kazakova, O.A., Reshetin, A.A., Ivanova, L.A. and Azarov, D.N. (2019), "The significance of model characteristics in sports for sports selection and training process management", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 183-186.

2. Lubin, E. V., Simina, I.E., Shakirov, Yu.V. and Tatarova, S. Yu. (2018), "Increasing the level of physical preparedness of students of the young men on the basis of the inclusion of functional lessons on aerobics in the system of studies in physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 192-197.

3. Nikolayev, P.P., Shikhovtsov, Yu.V., Nikolayeva, I.V., Ivanova, L.A. and Piskaykina, M.N. (2019), "Comparative analysis of female students' functionality versus physical activity regimen", Theory and Practice of Physical Culture, No. 4, pp. 16.

4. Stolyarov, V.I. (2013), "Fundamental theoretical foundations of the modern system of complex physical education", Physical culture: upbringing, education, training, No. 2, pp. 2-7.

5. Storozhenkova, T.S., Ivanova, L.A. and Raznichenko, M.M. (2020), "Features of cheer sports in preschool institutions", OlymPlus. Humanitarian version, Vol. 10, No. 1, pp. 69-71.

6. Fisenko, Yu.A. and Barkovsky, E.S. (2018), "Safety rules for the use of crossfit in physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No 10, pp. 336-340.

Контактная информация: kfv2012@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.10.2021

УДК 796.89

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РУКОПАШНОГО БОЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Геннадий Александрович Ивахненко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России; Виктория Александровна Мотовичева, старший преподаватель, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Гатчина, Ленинградская область

Аннотация

Совершенствование системы всей системы физической подготовки в вузах силовых ведомств требует поиска новых эффективных подходов по всем разделам. Одним из наиболее перспективных направлений повышения уровня подготовки обучаемых вузов по рукопашному бою является разработка и внедрение в педагогическую практику методик основанных на широком применении психологических знаний. Основываясь на результатах анализа имеющейся информации, а также накопленного практического опыта применения ее в педагогическом процессе вузов обусловили теоретико-экспериментальное обоснование методики формирования навыков рукопашного боя у обучаемых вузов. Особенность разработанной методики заключается в применении психологических подходов в интересах повышения качества обучения. В статье приводятся общие ха-

рактеристики разработанной методики и результаты ее внедрения в педагогический процесс.

Ключевые слова: обучаемые вузов, физическая подготовка, психологические подходы, формирование двигательных навыков, приемы и действия рукопашного боя.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p134-137

WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF SKILLS FORMATION IN HAND-TO-HAND COMBAT AMONG THE TRAINEEES AT THE UNIVERSITIES

Gennady Aleksandrovich Ivakhnenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg University of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia; Victoria Ale-xandrovna Motovicheva, the senior teacher, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Gatchina, Leningrad Region

Abstract

Improving the system of the entire system of physical training at the universities of law enforcement agencies requires the search for new effective approaches in all sections. One of the most promising areas for improving the level of training of students in hand-to-hand combat is the development and implementation of methods based on the widespread use of psychological knowledge into pedagogical practice. Based on the results of the analysis of the available information, as well as the accumulated practical experience of its application in the pedagogical process of universities, they determined the theoretical and experimental substantiation of the methodology for the formation of hand-to-hand combat skills in the universities students being trained. The peculiarity of the developed methodology is the use of psychological approaches in the interests of improving the quality of training. The article presents the general characteristics of the developed methodology and the results of its implementation in the pedagogical process.

Keywords: students of universities, physical training, psychological approaches, formation of motor skills, techniques and actions of hand-to-hand combat.

Рукопашному бою (РБ) в системе профессиональной и физической подготовки (ФП) сотрудников силовых ведомств (СВ) принадлежит особое место, что диктуется не только прикладным значением раздела, но и его формирующим потенциалом. Общеизвестна высокая эффективность РБ как в отношении формирования профессионально-прикладного двигательного фонда и развития физических качеств, так и в совершенствовании психической сферы обучаемых. Главная особенность современного этапа заключается в широком внедрением во все сферы профессиональной деятельности, в том числе и сотрудников силовых ведомств (СВ), цифровых технологий. Это обусловило значительное снижение доли физического труда, изменение структуры, требований, содержания деятельности. Вместе с тем, как показывает опыт наметившаяся тенденция не отменяет значимости РБ в деле профессиональной подготовки сотрудников СВ. В основе этого феномена лежит специфика влияния РБ на занимающихся, обеспечивающая не только физическое совершенствование и профессионально-прикладную обученность, но и эффективное развитие психических процессов.

Активная многолетняя работа исследователей и практиков обеспечила становление РБ как самостоятельной дисциплины, определила его место в системе профессиональной подготовки сотрудников СВ. Следует отметить высокий уровень обоснования теоретических основ РБ, применяемых методических подходов, глубокую проработку его содержания. Проделанная работа обеспечила выход РБ на новый качественный уровень, что находит свое отражение в руководящих документах, применяемых программах и методиках. Вместе с тем, проделанная работа не завершает, а наоборот, определяет необходимость дальнейшего совершенствования отдельных компонентов и всей системы РБ. Запросы педагогической практики в вузах помимо прикладной составляющей, также определяют необходимость поиска подходов, обеспечивающих применение РБ в качестве формирующего фактора. Движение в этом направлении потребовало рассмотрения психологических основ человеческой деятельности, уточнение ее значения и места в системе

профессиональной подготовки. В своих исследованиях мы исходили из того, что как самостоятельная система РБ не является статичной, а активно развивается. Это предполагает снятие существующих противоречий, как внутри отдельных компонентов, так и в их системных взаимосвязях. На наличие проблем указывают результаты целого ряда исследований РБ в вузах СВ. Авторами отмечается:

- применение не всегда обоснованных методических подходов;

- слабый учет специфики предстоящей профессиональной деятельности выпускников;

- недостаточная проработанность общей базовой техники в интересах обеспечения преемственности на последующих этапах обучения;

- механическое заучивание набора отдельных приемов и действий без учета динамических характеристик реальной схватки и противодействия противника;

- отработка приемов и действий на макиварах, мишенях, что исключает совершенствование тактических аспектов; сведение контроля к оцениванию последовательности выполнения движений и действий, соответствия их траекторий, оставляющее вне поля зрения целостную деятельность).

Таким образом, было установлено, что в вузовской практике РБ имеют место некоторое упрощение, недостаточный учет принципа динамического соответствия, низкая психологическая обоснованность и эффективность применяемых подходов, что, в целом, ведет к выхолащиванию понимания целостной психической деятельности в процессе обучения [5; 3].

Решение проблемы потребовало проведения научного поиска результатом, которого стало обоснование подходов к разработке методик основанных на учете механизмов функционирования сознательной активности человека при осуществлении целенаправленной деятельности. Движение в этом направлении определило необходимость детального рассмотрения влияния отдельных феноменов сознательной активности субъекта в отношении различных сторон, осуществляемой деятельности. Следует отметить, что на сегодняшний день, достаточно глубоко разработаны такие аспекты деятельности, как, произвольная концентрация внимания на актуальных ее аспектах, оценка условий ее осуществления и эффективности выполнения и др.

Сделанные авторами выводы способствовали уточнению места и роли сознательной активности человека, как ведущей детерминанты его деятельности, а также пониманию сознательной активности субъекта как фактора оптимального регулирования осуществления целостной деятельности. Достаточны и данные применения такого подхода в самых различных сферах человеческой деятельности, в том числе обучении и спорте, показавшие перспективность дальнейшей работы [1; 2].

В ходе дальнейших исследований были изучены закономерности построения обучения путем осуществления целенаправленной актуализации отдельных компонентов изучаемых двигательных конструкций [4].

Данные многочисленных исследований и сделанные авторами выводы составили основу разработанных нами подходов, призванных повысить эффективность РБ в вузах. Результаты проделанной работы обеспечили разработку экспериментальной методики (ЭМ) по РБ для обучаемых вузов, базирующуюся на положениях центральной регулятор-ной деятельности человека. Основная цель ее внедрения в педагогический процесс вузов предполагала повышение эффективности существующего процесса в деле формирования навыков РБ. Практическая реализация ЭМ осуществлялась поэтапно и потребовала внесения значительных изменений в содержание РБ на первых трех семестрах обучения. В рамках первого этапа, на основе результатов опроса экспертов, был сформирован перечень наиболее востребованных и эффективных в рукопашной схватке действий и приемов (стойки, передвижения, ударные и защитные действия). Второй этап был посвящен их начальному изучению и дальнейшей отработке посредством актуализации для зани-

мающихся наиболее значимых в их структуре элементов и параметров. В качестве таких компонентов, в зависимости от специфики изучаемого приема или действия выступали его начальное положение тела, амплитуда или траектория, постановка ног и распределение веса тела, согласование движений частей тела, акцентирование воздействия в определенной точке и т.п. Говоря о технологичности, разработанной ЭМ, следует отметить, что ее реализация не потребовала дополнительного времени, применения специального оборудования, специальной подготовки преподавателей, а также была доступна обучаемым со средним уровнем физической подготовленности. Полученные в результате внедрения ЭМ показали ее эффективность, что выразилось в сокращении необходимого учебного времени, обычно требуемого для изучения приема или действия, в среднем на 18%. Это позволило за отведенные на РБ часы изучить большее количество приемов и действий. Важно отметить, что применение ЭМ способствовало достоверному повышению показателей качества формирования у обучаемых вузов навыков базовых приемов и действий. Обобщенные данные качества выполнения изучаемых приемов и действий (по данным экспертной оценки) превысили среднегодовые показатели более чем на 20%. Таким образом, внедрение ЭМ в педагогический процесс вузов показало перспективность разработки и применения, обоснованных с психологической стороны подходов, в интересах повышения качества подготовки выпускников вузов СВ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. - Москва : Наука, 1990 - 495с.

2. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: теория и методика / М. М. Боген. - изд. 2-е, доп. - Москва : Либроком, 2009 - 191 с.

3. Ивахненко Г.А. Психолого-педагогические основы обучения сотрудников силовых ведомств России рукопашному бою / Г.А. Ивахненко, В.В. Кузьмин. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский Университет МВД, 2005 - 151 с.

4. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. - изд. 2-е, испр. и доп. - Москва : Ленанд, 2011 - 320 с.

5. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2017 - 656 с.

REFERENCES

1. Bernstein, N.A. (1990), Physiology of movement and activity, Science, Moscow.

2. Bogen, M.M. (2009), Physical education and sports training: teaching motor actions: theory and methodology, Librocom, Moscow.

3. Ivakhnenko, G.A. and Kuzmin, V.V. (2005), Psychological and pedagogical foundations of hand-to-hand combat training for employees ofpower departments of Russia, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs, St. Petersburg.

4. Konopkin, O.A. (2011), Psychological mechanisms of activity regulation, Lenand, Moscow.

5. Platonov, V.N. (2017), Motor qualities and physical fitness of athletes, Olympic literature, Kiev.

Контактная информация: ivakhnenko@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 04.10.2021

УДК 796.83

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БОКСЕРОВ 17-18 ЛЕТ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ

Ольга Владимировна Ильичёва, кандидат биологических наук, доцент, Константин Константинович Беликов, магистрант, Андрей Дмитриевич Молодцов, магистрант,

Московская государственная академия физической культуры, п. Малаховка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.