студентов представлялись карточки с описанием возможных проблемных ситуаций, возникающих в процессе иноязычного общения. Студентам было необходимо разработать модель своего поведения, найти наиболее оптимальное и верное решение, а также предусмотреть возможные варианты выхода из данного положения.
На заключительном этапе формирования социокультурной готовности мы стремились к максимальной активизации полученных знаний и умений студентов с помощью таких методов обучения, как диалог, неформальная беседа, просмотр и обсуждение видеофильмов, что усиливало интерес студентов к изучению иностранного языка, познанию иноязычной культуры.
Таким образом, применение методов проблемного обучения, познавательной игры, методов диалогового общения, а также использование различных форм лекционных занятий способствуют формированию социокультурной готовности студентов-переводчиков к преодолению барьеров иноязычного общения. Высокий уровень данной готовности помогает студентам выйти за пределы собственной культуры, не утратив при этом культурной идентичности, и общаться, преодолевая при этом различные социокультурные барьеры.
литература
1. Комиссаров В.Н. Современное переводо-ведение. М., 2002. С. 424.
2. Филиппова М.М. Английский национальный характер. М., 2006. С. 382.
3. Datesman M., Grandall J., Kearny E. The American ways: An introduction to American Culture. Second edition. Upper Saddle River: Prentice Hall Regents, 1997. P. 277.
4. Fox Kate. Watching the English. The Hidden Rules of English Behaviour. Hodder and Stoughton. London, 2004. P. 134.
The forming of social and cultural property for Translation students for overcoming the foreign language communication barriers
The social and cultural property for overcoming the foreign language communication barriers is regarded. There are described the basic stages of its development in educating.
Key words: social and cultural property, translators to be.
в.м. Сорокина
(Камышин)
формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности
Раскрываются сущностные характеристики, определяется система педагогических средств формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности.
Ключевые слова: ценность, профессиональная ценность, здоровый образ жизни, ценностное отношение.
Здоровый образ жизни становится сегодня профессиональной ценностью, которая приобретает для субъекта личностный смысл, рассматривается им как личная ценность, нечто значимое для его собственной жизни и жизни общества и проявляется в соответствующей деятельности. Актуальность изучения проблемы формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности в широком социокультурном аспекте обусловлена спецификой этой социальнопрофессиональной группы, особенностями ее положения и роли в обществе.
Во-первых, детство и юношество нынешнего российского студенчества целиком пришлись на постперестроечный период, когда в силу известных экологических и социально-экономических причин заметно ухудшилось здоровье населения. Во-вторых, психологические особенности данного возраста позволяют студенту сделать осознанный выбор своей жизненной позиции. Студент не только осваивает материал, но и формирует свое отношение к изученному. Большое значение для формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности в высших учебных заведениях имеют общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины «Экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура».
Анализ научной литературы выявил наличие ряда работ, раскрывающих ин-
© Сорокина В.М., 2009
новационные подходы в решении данной проблемы (В.К. Бальсевич, Н.А. Бирюков, М.Я. Виленский, А.В. Лотенко, Л.И. Лу-бышева, В.В. Марков, Ю.В. Салов). Исходя из особенностей здорового образа жизни, потенциала общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, возрастных особенностей студентов, мы определили основные компоненты рассматриваемого личностного образования: когнитивный, эмоциональный, мотивационносмысловой, деятельностный.
Когнитивный компонент предполагает фиксацию в сознании студента результата овладения им знанием о здоровом образе жизни. В качестве структурообразующего элемента данного знания выступают компоненты ценности «здоровый образ жизни», содержание которых раскрывается через соответствующие идеи. Идея ценности здоровья определяется как гармоничное сочетание физического, духовного и социального благополучия и рассматривается через категории «физические качества», «телосложение», «здоровье» и «норма». Идея человека как ответственного субъекта раскрывается через категорию «ответственность». Ответственный субъект путем активного самоизменения формирует свой образ жизни. одновременно с этим в структуру личности включаются идеалы, нормы, отражающие профессиональную ценность здорового образа жизни. Они присваиваются студентами и становятся их собственными идеями, ценностями. Кроме того, ответственный субъект понимает значимость ценности здорового образа жизни для будущих поколений.
Эмоциональный компонент заключается в особом, эмоционально окрашенном отношении к здоровому образу жизни как ценности. Этот компонент связан, главным образом, с особенностями эмоционального восприятия знаний о здоровом образе жизни, поскольку «их содержание, преломляясь через эмоциональную сферу личности, становится внутренним требованием личности к самой себе, приобретает личностный смысл» [6].
Мотивационно-смысловой компонент предполагает осознание ценности здорового образа жизни как личностно значимой в контексте будущей профессиональной деятельности личности. По мнению В. Франкла, смысл нельзя передать, человек сам должен его найти. Личностные смыслы вырабатываются самостоятельно,
не принимаются готовыми. Они формируются на основе переживания, а не рациональным путем. осмысление предполагает объективирование личностных смыслов как минимум в плане внутренней речи. При этом план внешней вербализации может давать субъекту те точки опоры, в отношении которых решение задачи на смысл приобретает характер отвержения или принятия осознанных смыслов как «своих» или «чужих», желательных или отвергаемых. Поиск, осознание и принятие студентом личностного смысла ценности «здоровый образ жизни» предполагают осуществление субъектом специальной активности одновременно познавательного и личностного характера, представленной в виде личностных предпочтений. Активность студентов в контексте присвоения ценностей определяется мотивами самопознания и саморегуляции. Мотив самопознания в контексте данного исследования отражает познание студентом себя через отношение к здоровому образу жизни как ценности. Данный мотив побуждает личность к анализу собственной деятельности и выработке осознанного отношения к здоровому образу жизни как ценности. Мотив самореализации себя в будущей профессии позволяет прогнозировать собственную деятельность с учетом ценности здорового образа жизни.
Деятельностный компонент предполагает осмысленную связь конкретного субъекта отношений со здоровым образом жизни как ценностью. Данная связь реализуется посредством активной сознательной деятельности. Деятельностный компонент отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности выражается через умения подбирать мероприятие по здоровьесбережению для организации производственной и повседневной деятельности; применять общепринятые нормы для сохранения и восстановления своего здоровья; самостоятельно находить пути использования генетического ресурса здоровья.
Каждый из компонентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности обладает определенной функциональной заданностью. Когнитивный - реализует информационную функцию; эмоциональный - функцию эмоционального подкрепления; мотивационносмысловой - рефлексивную; деятельностный - преобразующую.
В результате мы пришли к выводу, что отношение к здоровому образу жизни как профессиональной ценности представляет собой интегративное, относительно устойчивое личностное образование, связанное с ценностью «здоровый образ жизни» и включающее в себя знания о ней, эмоциональное отношение к ней, осознание здорового образа жизни как личностно и социально значимой ценности, реализуемые в деятельности.
Проанализировав и обобщив психологопедагогические исследования по определению уровней развития личностных свойств и качеств (Л.А. Алешина, О.Е. Аляева, А.М. Васильева, О.С. Гребенюк, Н.К. Сергеева, В.С. Ильин, Л.П. Разбегаева и др.), мы выделяем следующие уровни сформи-рованности отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности: низкий, или безразлично-потребительский, средний, или нейтрально-пассивный, и высокий, или осознанно-действенный. Модель процесса формирования отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности разработана на основе целостного (В.С. Ильин, Н.К. Сергеев, Н.М. Борытко), личностно ориентированного (В.В. Сериков), ценностного (А.В. Кирь-якова, Л.П. Разбегаева), деятельностного (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов) подходов. Последовательность этапов данного процесса определил ценностный механизм «поиск - оценка - выбор - проекция» (АА Кирь-якова). Выделены следующие этапы процесса: информационный, оценочный,
деятельностно-преобразующий.
Целью первого, информационного этапа является формирование у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности на низком (безразлично-потребительском) уровне сформированности, который характеризуется несформированным отношением к здоровому образу жизни как средству развития личностного потенциала. Отсутствуют осознание общественной значимости здорового образа жизни и ответственность за поведение, учебную деятельность и использование свободного времени. Студенты не считают здоровый образ жизни ценностью для себя и других, отсутствует потребность в приобретении новых знаний. Здоровьесберегающая деятельность носит избирательно-ситуативный характер, т.е. студент осуществляет ее редко - от случая к случаю, часто неосознанно.
Целью второго, оценочного этапа процесса формирования отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности выступает достижение студентами среднего (нейтрально-пассивного) уровня, который характеризуется осознанием ответственности за свое здоровье. Это чувство проявляется в отдельных жизненных ситуациях при возникновении проблем со здоровьем, что сопровождается эмоциональными переживаниями, желанием использовать знания о здоровом образе жизни на практике. Эти знания приобретают личностный характер, студенты заинтересованы в регулярности их получения, но редко проявляют инициативу и самостоятельность. Они эпизодически непроизвольно используют умения, связанные со здоровым образом жизни, в практической деятельности.
Целью третьего, деятельностно -преобразующего этапа процесса формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности является достижение высокого (осознано-действенного) уровня сформи-рованности данного отношения, который характеризуется осознанием социальной значимости здорового образа жизни. Наблюдается потребность выстраивать свою жизнь с позиции здорового образа жизни, осознается его значимость для самосовершенствования, самопознания, самоутверждения, саморазвития, проявляется стремление широко использовать принципы здорового образа жизни во всех жизненных ситуациях, в полной мере реализуется потребность в получении и дальнейшей передаче знаний о здоровом образе жизни другим.
Ведущим средством формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности на всех этапах процесса выступает личностно значимая педагогическая ситуация, которая рассматривается как единица учебновоспитательного процесса, стимулирующая разностороннюю деятельность студентов. Она понимается как совокупность условий в образовательном процессе, стимулирующих активность студента по присвоению ценности «здоровый образ жизни» и предоставляющих возможность спроектировать свою будущую профессиональную деятельность в данном аспекте. Системообразующим дидактическим средством соз-
дания личностно значимых педагогических ситуаций выступают проблемные задачи ценностно-смыслового характера, которые классифицированы по содержанию и по уровню сложности. По содержанию они подразделяются на три группы, направленные на 1) установление взаимосвязи между человеком и здоровьем, осознание здорового образа жизни как ценности (используются на всех этапах формирования отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности, но являются ведущими на информационном этапе); 2) установление студентом личностного и общественного смысла ценности «здоровый образ жизни» (используются на всех этапах формирования отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности, но являются основными на оценочном этапе); 3) принятие личностного смысла ценности «здоровый образ жизни» и интеграцию ее в систему ценностных отношений студента с обществом (используются на всех этапах формирования отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности, но являются доминирующими на деятельностно-преобразующем этапе). По уровню слож-
ности задачи делятся на репродуктивные, частично-поисковые и исследовательские и предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на социокультурном, межличностном и внутриличност-ном уровнях.
литература
1. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2000. 225 с.
2. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Академия, 2005.
3. Нарский И.С. Ценность и полезность // Филос. науки. 1969. № 3. С. 11 - 28.
4. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: монография. Волгоград: Перемена, 2001.
Teaching a health-life style attitude as a professional value
There are revealed the common characteristics, the system of pedagogical means for teaching a health-life style attitude as a professional value for students.
Key words: value, professional value, health-life style, valuable relation.