Научная статья на тему 'Формирование у студентов мотивации к занятиям физической культурой'

Формирование у студентов мотивации к занятиям физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL CULTURE / STUDENTS / MOTIVATION / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильин А. А., Марченко К. А., Капилевич Л. В.

Classes of physical culture should be integrated into the set of humanitarian disciplines of higher vocational training: in view of new requirements a future specialist is to do sports to develop his intellectual abilities, creativity and spiritual and moral forces. So the main purpose of the educational process is to be not only mastering of a set of general knowledge, skills and abilities, but first of all creation of conditions for self-realization, student’s self-development and creativity. But currently the focus in teaching of physical culture is shifted to the motor activity component and the algorithm of teacher’s and student’s actions: teacher tells and shows student repeats. Motivational component is the core of the structure of student’s physical culture. The purpose of the study was to analyze the specifics of formation of the motivation for classes of physical culture in case of different forms of organization of the educational process. The obtained results stipulate for the conclusion that organization of the educational process in the form of specializations facilitates optimization of the structure of students’ motivational preferences: intensification of internal motives for exercising and formation of cognitive motives. The role of the motives associated with perspective of health strengthening, the wish for physical training and acquiring of the knowledge needed in the future social and professional activities has increased. Meanwhile, external negative motives still prevail in the group training by the conditioning program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов мотивации к занятиям физической культурой»

УДК: 796.01:316

ФОРМИРОВАНИЕ

у студентов мотивации к занятиям физической культурой

Кандидат педагогических наук АА. Ильин

Томский университет систем управления и радиоэлектроники, Томск 1КА. Марченко

Доктор медицинских наук, профессор Л.В. 1Капилевич

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск Национальный исследовательский Томский политехнический университет

FORMATION OF MOTIVATION FOR CLASSES OF PHYSICAL CULTURE AMONG STUDENTS A.A. Il in, Ph.D.

Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics, Tomsk KA. Marchenko

L.V. Kapilevich, professor, Dr.Med. National Research Tomsk State University, Tomsk

National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk

Key words: physical culture, students, motivation.

Classes of physical culture should be integrated into the set of humanitarian disciplines of higher vocational training: in view of new requirements a future specialist is to do sports to develop his intellectual abilities, creativity and spiritual and moral forces. So the main purpose of the educational process is to be not only mastering of a set of general knowledge, skills and abilities, but first of all creation of conditions for self-realization, student's self-development and creativity. But currently the focus in teaching of physical culture is shifted to the motor activity component and the algorithm of teacher's and student's actions: teacher tells and shows - student repeats. Motivational component is the core of the structure of student's physical culture. The purpose of the study was to analyze the specifics of formation of the motivation for classes of physical culture in case of different forms of organization of the educational process.

The obtained results stipulate for the conclusion that organization of the educational process in the form of specializations facilitates optimization of the structure of students' motivational preferences: intensification of internal motives for exercising and formation of cognitive motives. The role of the motives associated with perspective of health strengthening, the wish for physical training and acquiring of the knowledge needed in the future social and professional activities has increased. Meanwhile, external negative motives still prevail in the group training by the conditioning program.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, мотивация.

Введение. Занятия физической культурой должны быть интегрированы в комплекс гуманитарных дисциплин высшего профессионального образования: с учетом новых требований будущий специалист должен осуществлять физкультурно-спортивную деятельность таким образом, чтобы она стала эффективным средством развития его интеллектуальных способностей, креативности и духовно-нравственных сил [1]. То есть основной целью учебного процесса должно стать не только овладение комплексом общепредметных знаний, умений и навыков, но и в первую очередь создание условий для самореализации, саморазвития студента, проявления им творчества. Однако в настоящее время в преподавании физической культуры акцент зачастую делается на компоненте двигательной активности, на алгорит-мичности действий преподавателя и студента: педагог рассказывает и демонстрирует - студент воспроизводит [2].

Стержневым в структуре физической культуры студента является мотивационный компонент. Возникающие на основе потребностей мотивы определяют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности. Потребность в физической культуре - главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности, имеющая широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках, в общении, эмоциональной разрядке, в самоутверждении, укреплении позиций своего «Я», в познании, в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и пр. [4, 5].

Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности в области физического воспитания, стимулирует и мобилизует ее на проявление двигательной активности. В. И. Ильинич [3] выделяет следующие мотивы: физического совершенствования, дружеской солидар-

№ 6 • 2013 Июнь | June

31

ности, долженствования (посещение занятий), соперничества, подражания, спортивный, процессуальный, игровой.

Цель исследования - анализ особенностей формирования мотивации к занятиям физической культурой при различных формах организации учебного процесса.

Методы и организация исследования. В исследовании участвовали 120 студентов 1-3-го курсов технического университета, занимающихся на кафедре физического воспитания. 50 студентов осваивали программу общей физической подготовки (ОФП), у 70 студентов учебный процесс был организован на основе спортивных специализаций.

Анкетные опросы проводили в начале первого года обучения и в конце каждого учебного года для выяснения изменений в мотивационной сфере студентов. Для определения доминирующих мотивов в физкультурной деятельности использовали анкету, разработанную на основе группировки вопросов в соответствии с классификацией, предложенной С. И. Филимоновой [6]. Каждая из четырех групп анкеты содержала по восемь утверждений, факторов, которые нужно проран-жировать по индивидуальной значимости внутри каждой группы. Причем утверждение о сдаче нормативов было включено сразу в две группы с целью выявления реальной важности данного фактора для студентов. Наибольшей сумме рангов отводилось последнее место. После первичной обработки материала в каждой группе выделялось по два ведущих фактора (средние данные по группе), и снова студентам предлагали определить ранги полученных восьми факторов.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате определения популярных видов физкультурно-спортивной деятельности у студентов в начале года (начало эксперимента) выяснилось, что большинство студентов обеих групп (78 % в группе ОФП и 94 % в группе специализации) предпочитают игровые виды спорта, при этом соревновательный метод предпочли: 41 % - в группе ОФП и 99 % - в группе специализации. Полученные результаты показывают, что в группе специализации наблюдалось большее сокращение студентов, занимавшихся самостоятельно, по настроению или не занимающихся вообще, и более значительное увеличение занимающихся 1 раз в неделю или в месяц. Большинство студентов, не занимающихся самостоятельно, ссылались на нехватку времени и чрезмерную занятость.

Анализ полученных данных показывает значительное сокращение занятий упражнениями без какой-либо направленности, что говорит о постепенном переходе студентов на осознанность таких за-

нятий. Кроме того, отличие по группам состоит в том, что в группе специализации наблюдается огромный перевес в упражнениях, направленных на развитие конкретных физических качеств, что также подтверждает предыдущий вывод. Изменились предпочтения в количестве занятий по физической культуре в неделю. Если в начале первого учебного года студенты групп ОФП и специализации практически одинаково изъявляли желание заниматься в основном 2 раза в неделю (84 и 85 % соответственно), то впоследствии их мнения значительно изменились. Таким образом, можно констатировать незначительное повышение интереса к занятиям физической культурой в группе ОФП и резкий скачок - в группе специализации, причем в основном за счет участия в соревнованиях.

Среди внутренних мотивов, основанных на удовлетворении от процесса деятельности, у студентов группы специализации в начале учебного года наиболее значимыми были мотивы, связанные с внешними атрибутами физкультурной деятельности, но также популярны были мотивы учебной деятельности: стремление к новым формам двигательных действий, использование в занятии любимых упражнений.

Во внешних положительных мотивах, основанных на результатах деятельности, у студентов преобладали узколичные мотивы, например желание подготовиться к сдаче нормативов. Низко оценивались естественная потребность в движении, познавательные мотивы. Повышение работоспособности студенты не связывали с влиянием физической культуры, что свидетельствовало об их валеологической безграмотности.

В третьей группе мотивов, связанных с перспективой, у студентов были ведущими укрепление здоровья и желание развить физические качества. Значительно реже указывался такой мотив, как достижение определенного уровня знаний для будущей социально-профессиональной деятельности. Исходя из этого можно было сделать вывод о том, что студенты не связывают воедино физическое воспитание с нравственным, психологическим воспитанием и пр. В то же время занятия зимним футболом имеют большие возможности для формирования нравственных, психологических характеристик занимающихся.

Приоритетными мотивами в группе внешних отрицательных мотивов у студентов были: получение хорошей оценки на экзамене, боязнь не сдать или плохо сдать нормативы. Положительным являлось то, что мотив боязни быть осмеянными однокурсниками из-за плохо выполненных действий оказался на последнем месте, что свидетельствовало о благоприятном психологическом климате в группе.

Предпочтение студентами количества занятий по физической культуре, %

Варианты ответов Группа ОФП Группа специализации

1-й год 2-й год 3-й год 1-й год 2-й год 3-й год

1 занятие в неделю 14 15 11 12 6 2

2 занятия в неделю 84 82 85 85 83 74

3 занятия в неделю (в том числе участие в соревнованиях) 1 2 1 3 4 8

4 занятия в неделю (в том числе участие в соревнованиях) 1 1 1 1 7 16

32

№ 6 • 2013 Июнь | _1ипе

Среди ведущих мотивов физкультурной деятельности в начале учебного года у студентов группы специализации важным был выделен мотив, связанный с укреплением здоровья, который, однако, не был подкреплен никакими другими. Остальные выявленные ведущие мотивы были неустойчивыми, и их действие наблюдалось на небольшом временном этапе, они не создавали подкрепляющих условий для основного, а потому можно говорить лишь о декларативном характере определения ведущего ранга фактора укрепления здоровья. Поэтому данный мотив по ходу эксперимента подкреплялся необходимыми установкам, разъяснениями, результатами тестирования, что в конечном счете позволяло исподволь перейти к мотиву овладения какими-либо двигательными действиями, а также мотиву приобретения дополнительных знаний в данной области. Мотив, связанный с получением хорошей отметки на экзамене и подготовкой к сдаче нормативов при обосновании причинно-следственных связей с развитием физических качеств и укреплением здоровья, к концу года перестал занимать лидирующие позиции.

Рассматривая внутренние мотивы, можно отметить, что у студентов группы ОФП в начале учебного года наблюдалась тенденция, аналогичная таковой в 1-й группе специализации, - тяготение к внешним развлекающим факторам занятий физическими упражнениями. Во второй группе мотивов у студентов группы ОФП особенно был выделен мотив подготовки к сдаче нормативов. Аналогично результатам, полученным в группе специализации, в группе ОФП познавательные мотивы, потребность в движении, повышение работоспособности посредством физических упражнений не являлись ведущими. Среди мотивов, связанных с перспективой, у студентов группы ОФП на первом место оказалось желание развить физические качества, а иметь крепкое здоровье - лишь на втором. В то же время студенты ОФП не придавали должного значения физической подготовленности и знаниям в области физической культуры, необходимым им в будущей социально-профессиональной деятельности, и не видели связи физического воспитания с другими видами воспитания. Внешние отрицательные мотивы студентами группы ОФП были расставлены по местам в целом так же, как студентами группы специализации.

В ходе анкетирования студентов группы специализации в конце учебного года были получены результаты, явно отличающиеся от первоначальных. Студенты, занимающиеся по экспериментальной технологии, стали тяготеть к овладению новыми формами двигательных действий, и в то же время у них появились любимые физические упражнения. Познавательные мотивы заняли ведущие позиции в своей группе. Пришло осознание студентами группы специализации возможности повысить свою работоспособность посредством физических упражнений. А наиболее ценные мотивы физкультурной деятельности, связанные с перспективой, с укреплением здоровья, развитием физических качеств, желанием приобрести знания, необходимые

в будущей социально-профессиональной деятельности, и подготовиться к этому, физически заняли ведущие позиции.

В четвертой группе мотивов положение изменилось незначительно, ведущими остались те же: стремление получить хорошую отметку на экзамене и боязнь плохо сдать норматив.

Проанализировав места ведущих мотивов физкультурной деятельности у студентов группы специализации в конце учебного года, можно сделать вывод о том, что полученные результаты в целом стали укладываться в формулу оптимального мотивационного комплекса.

У студентов группы ОФП мотив, связанный с использованием любимых упражнений, переместился к концу учебного года со второго места на четвертое. Большую роль наряду с сохранением первого места мотивом, связанным с использованием интересного оборудования и тренажеров, стал играть мотив, связанный с общением с однокурсниками, который также являлся временным. Положение мотивов во второй группе почти не изменилось, за исключением мотива, связанного с желанием овладеть какими-либо двигательными действиями, который переместился с третьего места на четвертое. Практически ничего не изменилось и в группах мотивов, связанных с перспективой, и внешних отрицательных мотивов. Сохранился приоритет желаний получить хорошую отметку на экзамене. У студентов группы ОФП в конце учебного года среди ведущих мотивов физкультурной деятельности места с первого по четвертое не изменились по сравнению с первоначальными результатами, но разница между первыми двумя ведущими мотивами сократилась до трех баллов. Однако большую значимость для студентов группы ОФП имели внешние отрицательные мотивы.

Заключение. Полученные результаты позволяют сделать заключение, что организация учебного процесса в форме специализаций способствует оптимизации структуры мотивационных предпочтений у студентов: усилению внутренних мотивов к занятиям спортом, формированию познавательных мотивов. Выросла роль мотивов, связанных с перспективой, с укреплением здоровья, желанием приобрести знания, необходимые в будущей социально-профессиональной деятельности, и подготовиться к этому физически. В то же время в группе, занимающейся по программе ОФП, сохранилось преобладание внешних отрицательных мотивов.

Литература

1. Андрющенко Л.Б. Спортивно ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» / Л.Б. Андрющенко // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 2. - С. 47-54.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 4. - С. 2-8.

3. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь / В.И. Ильин. - М.: АО «Аспект Пресс», 1995. - 120 с.

4. Капилевич Л.В. Мониторинг функционального состояния студентов при использовании спортивно ориентированных форм физического воспитания / Л.В. Капилевич, А.В. Кабач-

№ 6 • 2013 Июнь | _1ипе

33

кова, В.С. Смирнов // Теория и практика физ. культуры. -2008. - № 10. - С. 29-31.

5. Капилевич Л.В. Физиологический мониторинг и мониторинг здоровьесберегающей деятельности в процессе физического воспитания студентов / Л.В. Капилевич, В.Г. Шилько, А.В. Кабачкова // Бюллетень сибирской медицины. - 2011. - Т. 10. - № 4. - С. 76-81.

6. Филимонова С.И. Физическая культура, спорт и современное студенчество / С.П. Филимонова //Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт): сб. ст. - М.: Полиграф-сервис, 2002. - С. 140-151.

References

1. Andryuschenko, L.B. Sports focused technology of teaching students on the subject of "Physical culture" // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2002. № 2. PP. 47-54. (In Russian)

2. Balsevich, V.K., Lubysheva, L.I. Physical culture: youth and modernity // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 1995. № 4.P. 2-8. (In Russian)

3. Ilinich, V.I. Student sport and life. Moscow: Aspekt Press, 1995. 120 P. (In Russian)

4. Kapilevich, L.V., Kabachkova, A.V., Smirnov, V.S. Monitoring of students' functional status using sport-focused forms of physical education / / Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2008. № 10. Pp. 29-31. (In Russian)

5. Kapilevich, L.V., Shilko, V.G., Kabachkova, A.V. Physiological monitoring and monitoring of health-saving activity in students' physical education / / Bulleten' Sibirskoy meditsiny. 2011. V. 10. № 4. PP. 76-81. (In Russian)

6. Filimonov, S.I. Physical culture, sport and modern studentship / / Physical Culture and Sport in the Russian Federation (student sports): collected works. Moscow: Poligraif Servis, 2002. Pp. 140151. (In Russian)

Информация для связи с автором:

[email protected]

Поступила в редакцию 05.03.2013 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.077.5

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шукаева

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

Ключевые слова: компетенции, профессиональная подготовка, диагностика, контроль.

Рассматривая вопросы подготовки современных бакалавров в области высшего профессионального образования, нельзя не отметить актуальность компетентностного подхода. Само понятие «компетенция» определяется как отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке студента, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере (Г. Селевко, 2005).

Цель исследования - провести теоретический анализ ключевых компетенций по предмету «Педагогика физической культуры».

Результаты исследования. В ходе исследования мы проанализировали два вида ключевых компетенций. Классификация ключевых компетенций, предложенная ИА Зимней (2006), включает в себя:

• компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения (компетенции здоровьесбережения; ценностно-смысловой ориентации; интеграции; гражданственности; самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии);

• компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы (компетенции в общении, социального взаимодействия);

• компетенции, относящиеся к деятельности человека (компетенции познавательной деятельности; деятельности и информационных технологий).

В современных условиях развития высшего профессионального образования появилась необходимость определения, какие компетенции должны быть сформированы у бакалавров в процессе обучения различным учебным дисциплинам. Нами было рассмотрено формирование ключевых компетенций в процессе обучения учебному предмету «Педагогика физической культуры».

Основными ключевыми компетенциями, которыми должен обладать бакалавр при изучении данной учебной дисциплины, выступают:

• коммуникативные (владеть информационными технологиями, уметь вести диалог по вопросам развития физической культуры и спорта, находить организационно-управленческие решения в сложных педагогических ситуациях);

• общекультурные (обладать культурой мышления, формировать научное мировоззрение, профессионально-педагогическую направленность, стремиться к постоянному саморазвитию, повы-

шению своей квалификации в сфере спорта и физической культуры);

• личностного самосовершенствования (использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, знать инновационные подходы к определению эффективности технологий обучения и воспитания в сфере спорта и физической культуры, заботиться о нравственном и физическом здоровье);

• социального взаимодействия (накапливать опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного восприятия профессиональной действительности в области физической культуры и спорта; знать социальную значимость своей профессии, способы взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса);

• познавательной деятельности (развивать, активизировать поисковую деятельность при решении нестандартных педагогических задач);

• информационных технологий (поиск, анализ, отбор, структурирование предметной и методической информации в сфере физического воспитания и спорта; ее преобразование, сохранение и передача с использованием средств, методов, а также построение, формулирование вопросов, анализ степени усвоения предметного материала).

Основной задачей на современном этапе становится разработка критериев, определяющих уровень развития данных компетенций, т.е. на каком уровне сформированности компетенций находятся выпускники спортивных вузов.

В настоящее время в педагогической практике отдельные образовательные учреждения все чаще создают свои собственные оценочные шкалы. В качестве примера можно привести использование в педагогической практике моделирования системы оценок (автор А.А. Остапенко, 2004). Новые формы оценивания «надстраиваются» не на репродуцированную обучающимися информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность.

Вывод. Поиск, описание ключевых компетенций, способы их контроля обеспечат постановку целей, проектирование результатов и процессов обучения, создание новых образовательных подходов в системе физического воспитания в высших учебных заведениях.

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 18.04.2013 г.

34

№ 6 • 2013 Июнь | June

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.