Научная статья на тему 'Самостоятельная работа студентов в период производственной практики как фактор становления профессиональной компетентности'

Самостоятельная работа студентов в период производственной практики как фактор становления профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
901
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / PRACTICAL TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL QUALIFICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Л.М., Куликов Л.М.

Independent work facilitates formation of professional qualifications, ensures the process of development of methodological maturity, the skills of self-organization and self-control. Student’s independent work within practical training is assumed to be a type of student's educational activity intended for training of activity, conscious self-development and efficient, learning of new skills and qualities useful in professional, research and creative activities. The transition to the two-tier system of education presupposes considerable increase of the part of student’s independent work. It requires the introduction into practice of curricula with an excess share of independent activity, new approaches to organization of various independent activities and introduction of unconventional teaching technologies. The goal of student’s independent work in conditions of practical training is getting basic knowledge, professional competences, creative experience and research work. The increase of the share of student’s independent work in the course of practical training is specific for all universities and is a steady trend. In the course of independent work knowledge are being acquired, competences in professional and research and creative activities are being formed, along with sustained interest in the chosen profession, clear self-image and personal competences in the future activity, without which training of a competent bachelor or master of physical education is impossible.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа студентов в период производственной практики как фактор становления профессиональной компетентности»

УДК: 796.077.5

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

работа студентов в период производственной практики как фактор становления профессиональной компетентности

Доктора педагогических наук, профессора Л.М. Куликова, Л.М. Куликов Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS WITHIN PRACTICAL TRAINING AS A FACTOR OF FORMATION OF PROFESSIONAL QUALIFICATIONS

L.M. Kulikova, professor, Dr.Hab. L.M. Kulikov, professor, Dr.Hab. Ural state university of physical culture, Chelyabinsk

Key words: independent work, students, practical training, professional qualifications.

Independent work facilitates formation of professional qualifications, ensures the process of development of methodological maturity, the skills of self-organization and self-control. Student's independent work within practical training is assumed to be a type of student's educational activity intended for training of activity, conscious self-development and efficient, learning of new skills and qualities useful in professional, research and creative activities. The transition to the two-tier system of education presupposes considerable increase of the part of student's independent work. It requires the introduction into practice of curricula with an excess share of independent activity, new approaches to organization of various independent activities and introduction of unconventional teaching technologies.

The goal of students independent work in conditions of practical training is getting basic knowledge, professional competences, creative experience and research work.

The increase of the share of students independent work in the course of practical training is specific for all universities and is a steady trend. In the course of independent work knowledge are being acquired, competences in professional and research and creative activities are being formed, along with sustained interest in the chosen profession, clear self-image and personal competences in the future activity, without which training of a competent bachelor or master of physical education is impossible.

Ключевые слова: самостоятельная работа, студенты, производственная практика, профессиональная компетентность.

Введение. Современные социально-экономические условия развития общества предъявляют повышенные требования к качеству подготовки будущих бакалавров и магистров с высшим образованием. В условиях рыночной экономики выпускники вузов должны быстро адаптироваться к новым условиям труда и самостоятельно принимать решения по многим вопросам профессиональной деятельности. В частности, в спорте высших достижений побед добиваются те, кто находит свои инновационные пути и методы, отличные от других. Вырабатывать такие решения студентам во многом помогает самостоятельная работа во время обучения в вузе.

Самостоятельная учебная деятельность студентов активно исследуется как составная часть непрерывного и многоуровневого образования (Т.А. Воронова, И.Л. Наумченко); как средство индивидуализации обучения студентов (В.А. Бессонова, Н.В. Кузьмина, Р.Ф. Жуков, Ю.Н. Параходов, Л.Б. Сосновская) - разрабатывается проблема управления самостоятельной учебной деятельностью (Н.Ф. Талызина, А.А. Реан, А.М. Гасанов, Е.В. Гапон).

Основоположниками исследования самостоятельной учебной деятельности учащихся в отечественной дидактике являются Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, П.И. Пидкасистый.

Термин «самостоятельная работа» используется в литературе в различных дефинициях:

• способ индивидуализации обучения (В.А. Курчатов, В.Р. Ризаев, В.Глявин, В.А. Ермаков);

• специфическая форма организации учебного процесса;

• форма групповой работы студентов под руководства преподавателя;

• средство и компонент творческой познавательной активности (В.П. Тарантей, В.М. Рогинский), ориентированный на формирование умений и навыков интеллектуального труда, углубление

профессиональных знаний, развитие приёмов НИР (А.М. Дорошкевич, С.Н. Зайцева, Э.А. Шеуд-жен), ставящие студента в определенные условия предметно-практической деятельности (Л.М. Лузина).

Самостоятельная работа способствует формированию профессиональной компетентности, обеспечивает процесс развития методической зрелости, навыков самоорганизации и самоконтроля.

Мы полагаем, что самостоятельная работа студента (СРС) в условиях производственной практики - это вид учебной деятельности обучающегося, направленный на воспитание активности, осознанное саморазвитие, рациональное приобретение новых качеств и навыков, полезных в профессиональной, научно-исследовательской и творческой деятельности.

Переход на двухуровневую систему образования предполагает значительное увеличение доли самостоятельной работы студента. Это требует внедрения в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы, новых подходов к организации разнообразной самостоятельной деятельности, внедрения нетрадиционных педагогических технологий.

Организация СРС в период производственной практики рассматривается нами как система мер по воспитанию активности и самостоятельности как черт личности, приобретению навыков рационально приобретать полезную информацию, использовать ее в профессиональной деятельности. Все это позволяет рассматривать самостоятельную работу, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующей активность, самостоятельность, познавательный интерес, с другой стороны - как основу для самообразования, самосовершенствования, толчок к дальнейшему развитию профессиональных компетенций в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности.

Задачами организации СРС в условиях производственной практики являются:

• развитие познавательной активности;

• формирование профессиональных компетенций;

• формирование устойчивого интереса к выбранной профессии;

• развитие ответственности за принимаемые решения, развитие творческого отношения к труду. Основными принципами организации СРС в условиях производственной практики являются принципы:

• прообраза будущей профессиональной деятельности;

• самоорганизации, индивидуализации;

• опоры на базовые знания, интеграции теории с практикой;

• опережающего обучения, обратной связи;

• внешнего контроля и самооценки; научности;

• доступности.

Рассмотрим два, на наш взгляд, наиболее важных принципа.

Первый принцип - принцип прообраза будущей профессиональной деятельности студентов. Он преследует определенную цель: развитие высокого уровня владения профессиональными компетенциями начиная с первой ступени высшего образования.

Система обучения в вузе, на наш взгляд, должна быть подчинена данному основополагающему принципу. Это создает возможность, а главное - потребность в продуктивном мышлении и творческой деятельности студента, углубляет диалоговую форму общения преподавателя-методиста и студента. Реализация данного принципа - это оптимально организованная производственная практика, которая проводится в реальных условиях профессиональной деятельности.

Второй принцип - принцип самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов. Заданная модель работника отрасли физической культуры - это своеобразная роль студента. Именно воплощением в жизнь данного принципа достигается эффект взаимокомпенсаторной активности студента и преподавателя-методиста. Поскольку самоорганизация как таковая не приемлет раз и навсегда заданных схем, постольку рассматриваемый принцип позволяет оперативно оценивать степень реализации заданной цели и проводить экспресс-корректировку целей и задач профессионального становления каждого студента в соответствии с его потребностями и определенным качеством овладения профессиональными компетенциями.

Целью СРС в условиях производственной практики является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными компетенциями, опытом творческой работы, исследовательской деятельности.

Методика и организация исследования. СРС в условиях производственной практики способствует развитию самостоятельности, познавательной активности, творческого отношения к труду, ответственности за принимаемые решения. При этом самостоятельная работа требует наличия у студентов общеучебных умений, предусматривающих умение планировать эту работу, точно ставить систему задач, выделять из них главные, умело выбирать способы наиболее быстрого экономного решения поставленных задач, анализировать итоги работы, оперативно вносить коррективы [1, с. 112]. Поэтому не случайно самостоятельная работа в период производственной практики является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов. При этом происходит выполнение различных заданий производственного, исследовательского и творческого характера, выступающих как средство усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности, формирования навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства.

Структурно самостоятельную работу студентов в процессе производственной практики мы подразделяем на две части: работа, организуемая преподавателем-методистом в рамках выполнения программы практики, и работа, выходящая за пределы освоения данной программы, - выполнение студентами творческих и проектных заданий для участия в конкурсах и конференциях, организация многообразных форм спортивных состязаний.

К первому виду можно отнести производственную и научно-исследовательскую, а ко второму - творческую работу. Эти виды СРС взаимосвязаны и взаимоо-

бусловлены. Безусловно, центральное место занимает производственная самостоятельная деятельность.

В производственной самостоятельной деятельности студент (бакалавр и магистр) развивает профессиональные компетенции:

в подготовке и проведении уроков ФК, УТЗ, лекций, практических занятий; в подготовке методического материала для учебного процесса;

в проведении педагогического анализа уроков, УТЗ, лекций, практических занятий сокурсников и специалистов баз практики; в подготовке пакета документов для проведения соревнований (план подготовки и проведения соревнований, положение, смета, отчет); в подготовке и проведении физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; в подготовке и проведении мероприятий по воспитательной работе в классе, школе, группе, ДЮСШ;

в ежедневной рефлексии производственной деятельности в дневнике практиканта и за период практики в целом;

в подготовке и защите результатов практики (доклад, презентация, публичное выступление) и участии в ней.

В научно-исследовательской самостоятельной деятельности студент приобретает компетенции: в работе со специальной и научной литературой; в проведении и оформлении материалов научного эксперимента;

анализе, оценке и интерпретации результатов экспериментальной работы; в подготовке статьи к научной конференции; в публичном выступлении с обязательной презентацией по проблеме исследования; в подготовке глоссария по разрабатываемой научной проблеме;

в написании рецензии на научную статью по проблеме исследования.

Производственная и научно-исследовательская работа имеет в основном образовательное назначение и формирует профессиональные компетенции будущего специалиста по физической культуре.

В творческой самостоятельной работе студент проявляется как интеллектуальная личность:

• в участии в конкурсах профессионального мастерства («Педагогический дебют», «Шаг в профессию», «Теория - практике»);

• в участии в конкурсе на лучшую отчетную документацию (конкурс проводится на 5 курсах);

• в участии в конкурсе «Пропаганда здорового образа жизни, формирование антинаркотического мировоззрения среди детей и подростков» (для студентов 3-4-го курсов);

• в участии в научно-практических конференциях вузовского, регионального и всероссийского масштабов (5 конференций в год, проводится отделом производственной практики);

• в разработке и реализации творческих проектов «Здоровый образ жизни - национальная безопасность страны», «Спорт начинается с игры», «Спор-

тивное лето» и совместно с отрядом «Старт» -«Выходи во двор, поиграем», «Беги за мной». В ходе производственной практики преподаватель-методист еженедельно проводит методические занятия по выполнению конкретных заданий, критериям оценки качества выполняемой работы, срокам выполнения и формам контроля самостоятельной профессиональной деятельности.

На старших курсах от 34 до 60 % студентов выезжают на практику по месту будущей деятельности, до 30 % - обучаются по индивидуальному графику. К этой категории можно отнести и 20 % заочников. С такими студентами самостоятельная работа организуется в интерактивной форме, предусматривающей блоки заданий по неделям практики. Проверка заданий организуется в режиме online с помощью специальных средств общения в сети internet между преподавателем-методистом, научным руководителем магистра или курсовым руководителем и студентом-практикантом, либо средствами электронной почты.

В процессе практики мы провели анкетирование 138 студентов 3-го и 4-го курсов направления «Физическая культура». Они отвечали на вопрос «Сколько часов в день Вы тратите на самостоятельную работу в процессе практики?». И получили следующие данные (табл. 1).

На основе анализа данных табл. 1 мы можем отметить, что 62,4 % студентов тратит на СР 3-4 ч, 24,6 % - от 6-8 ч и 13 % - по 2 ч в день. Таким образом, подавляющее число респондентов тратили на СР 18-24 ч в неделю. ФГОС предписывает затраты на СРС не менее 18 ч в неделю. Лишь 13 % студентов не в полной мере выполнили это норматив - 12 ч против 18 ч. Остальные 24,6 % студентов, проявляя инициативу и активность, превышают норматив занятости самостоятельной работой.

Для эффективной организации СРС осуществляется ряд педагогических условий. Первым условием является методически рациональная организация работы. Важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем-методистом. Если на производственной практике на 2-м и 3-м курсах преподавателю-методисту принадлежит активная созидательная позиция, а студент-практикант чаще всего является ведомым, то на 4-м курсе и в магистратуре эта последовательность деформируется в сторону активности студента работать самостоятельно, стремиться к самообразованию [2, с. 135-136].

Вторым условием эффективности самостоятельной работы студентов является развитие профессиональной компетентности преподавателей-методистов. При этом важно отметить, что самостоятельная деятельность студентов опосредована компетентностью преподавателей-методистов [2, с. 125]. Поэтому, говоря о высокой квалификации выпускников, необходимо решать задачи по профессиональному самосовершенствованию преподавателей-методистов:

• постоянно осмысливать и осваивать профессиональный язык общения со студентами;

• накапливать и обобщать индивидуальный опыт по руководству самостоятельной деятельностью студентов-практикантов;

Таблица 1. Затраты студентов на самостоятельную работу в процессе производственной практики (в день)

Студенты СРС в день в часах

2 3 4 5 6 7 8

Количество студентов 18 43 43 0 15 11 8

Количество студентов, % 13 31,2 31,2 0 10,9 7,9 5,8

Таблица 2. Оценка результатов СРС

Уровни владения Показатели по критериям СРС

1 2 3 4 5 6

Оптимальный 62,8 76,7 44,45 72,0 83,7 27,2

Допустимый 32,2 20,9 44,45 28,0 13,9 56,6

Критический 5,5 2,4 11,1 - 2,4 16,2

Недопустимый - - - - - -

• вести методическую работу со студентами;

• заниматься научно-педагогическим самообразованием;

• использовать путь сотрудничества со студентами, учитывая их потребности и создавая условия для самостоятельной деятельности.

Развитию профессиональной компетентности преподавателей-методистов способствует участие в работе «Школы методиста», деятельность которой направлена на решение актуальных проблем в профессиональной деятельности преподавателей-методистов.

Третьим условием является обеспечение студентов необходимыми методическими материалами. В условиях производственной практики особая заслуга принадлежит программе практики, которая является главным механизмом ее конкретного вида, определяющим содержание образования производственной практики, организацию, нормирование нагрузки студентов и обеспечивающим методическое сопровождение. Студентам предоставляется возможность пользоваться библиотекой вуза, отдела производственной практики и методического кабинета базовой организации, которые располагают большим объемом специальной, учебной, учебно-методической литературы. При подготовке к видам производственной практики действуют педагогические лаборатории: «Лаборатория педагогического конструирования», «Лаборатория проектирования профессиональной деятельности», «Педагогическая мастерская "Орленка"», обеспечивающие студентов методическими материалами, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности.

В процессе практики организуется дистанционное консультационно-методическое сопровождение, которое включает 4-6-10 методических консультаций (по количеству недель практики) по содержанию практики, требованиям к ее организации и прохождению, оформлению результатов профессиональной, научной, творческой деятельности, подготовке к публичной защите практики.

Особо следует отметить возможность студентов получать персональную консультацию курсового руководителя в режиме online с использованием программ Skype, online-ресурсов систем Yandex.ru, mail.ru. Данная форма особенно актуальна для студентов, обучающихся по заочной форме, индивидуальному графику

и проходящих практику по месту будущей деятельности.

Четвертым условием эффективности СРС в условиях производственной практики является контроль за качеством СРС в процессе профессионального становления.

Контроль результатов СРС практикантов осуществляется в процессе производственной практики в соответствии с ее программой, разделом № 2 «Структура и содержание производственной практики» по балльно-рейтинговой системе [3, с. 12-18]. Он проводится одновременно с текущим контролем и при осуществлении итогового контроля по производственной практике.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента-практиканта являются:

1) уровень владения профессиональными компетенциями;

2) уровень сформированности конструктивных, прогностических, рефлексивных умений;

3) качество оформления отчетных материалов в соответствии с требованиями;

4) уровень владения компьютерными технологиями;

5) проявление творческого подхода к самостоятельной профессиональной деятельности;

6) уровень ответственности за свою самостоятельную профессиональную деятельность, самоорганизацию самостоятельной познавательной деятельности.

Осуществление контроля помогает студенту методически правильно, с минимальными временными затратами освоить теоретический материал, овладеть профессиональными умениями решения определенных практических задач, проявить творческое и ответственное отношение к своей деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам производственной практики мы получили следующие данные (табл. 2).

Из 138 студентов, осуществлявших СР в процессе производственной практики, от 2,4 до 16,2 % студентов показали критический уровень по выделенным критериям. Остальные 83,8 % имеют оптимальный и допустимый уровни, что является подтверждением эффективности организации СРС в условиях производственной практики и качества компетентности будущих работников отрасли физической культуры и спорта.

Вывод. Возрастание доли СРС в процессе производственной практики характерно для всех вузов и яв-

ляется устойчивой тенденцией. В процессе СР происходит приобретение знаний, формирование компетенций в профессиональной и научно-исследовательской и творческой деятельности, устойчивого интереса к выбранной профессии, ясного представления себя и своих полномочий в будущей деятельности, без которых невозможна подготовка компетентного бакалавра, магистра физической культуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Анисимова В.А. Формирование у студентов вуза физической культуры готовности к самообразованию: дис. ... канд. пед. наук / В.А. Анисимова: УралГАФк. - Челябинск, 2003. - 178 с.

2. Куликова Л.М. Профессиональная подготовка студентов вуза физической культуры: монография / Л.М. Куликова. - Челябинск: УралГУФК, 2012. - 269 с.

3. Куликова Л.М. Профессионально-ориентированная практика

бакалавров направления «Физическая культура» в ДЮСШ / Л.М. Куликова. - Челябинск, Уральская академия, 2011. - 48 с.

References

1. Anisimova, V.A. Formation in students of university of physical culture of readiness for self-education: Ph.D. thesis / V.A. Anisimova: UralSAPC. - Chelyabinsk, 2003. - 178 P. (In Russian)

2. Kulikova, L.M. Vocational training of students of university of physical culture: monograph / L.M. Kulikova. - Chelyabinsk: UralSUPC, 2012. - 269 P. (In Russian)

3. Kulikova, L.M. Vocationally focused bachelor's practice on the specialization "Physical culture" in specialized children's sport school / L.M. Kulikova. - Chelyabinsk: Ural Academy, 2011. - 48 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

natali74l@mail.ru

Поступила в редакцию 15.05.2013 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.034.2

корпоративный спорт в системе физического воспитания

трудоспособного населения

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Антипенкова А.В. Киреева

ФГБОУ ВПО «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Смоленск

Ключевые слова: корпоративный спорт, физкультурно-оздоровительные мероприятия, производственная физическая культура, бизнес-культура, трудоспособный возраст.

Введение. На сегодняшний день накоплен огромный опыт организации физкультурно-оздоровительных мероприятий с целью рекреации, оздоровления и восстановления работоспособности людей, занятых профессиональной деятельностью. Вопросы теории, методики и организации производственной физической культуры детально освещались в монографиях, кандидатских и докторских диссертациях советского периода Л. Н. Нифонтовой, 1969; И. И. Сулейманова, 1988; А.Г Фурманова, 1989. Однако новые социально-экономические условия диктуют необходимость поиска новых подходов, форм, методов организации физкультурно-оздоровительных и рекреационных мероприятий для людей трудоспособного возраста.

Цель нашего исследования заключается в разработке комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом специфики профессиональной деятельности сотрудников отдельно взятого предприятия, реализация которого будет способствовать формированию бизнес-культуры, повышению эффективности управления трудовым коллективом и рекреации сотрудников.

Результаты исследования. В России складывается система корпоративного спорта как элемента бизнес-культуры. Это одна из форм реализации социальной ответственности бизнес-сообщества, элемент управления сотрудниками, важная составляющая имиджа, способствующая расширению границ бизнеса и установлению новых деловых контактов. Прежде чем обратиться к специфическим особенностям организации современных физкультурно-оздоровительных мероприятий, являющихся неотъемлемой частью корпоративного спорта, рассмотрим основные формы их проведения. Физкультурно-оздоровительные мероприятия - это все виды турниров, олимпиад, спартакиад, организуемых внутри предприятия между его отделами, подразделениями, филиалами; а также межотраслевые соревнования и турниры. Они делятся на многоэтапные (спартакиады, олимпиады), разовые (первенства, матчевые соревнования, классификационные

соревнования; отборочные соревнования), дни спорта и здоровья, физкультурно-оздоровительные праздники и фестивали. При их организации и проведении используются популярные виды и формы спортивных состязаний - футбол, волейбол, баскетбол, регби и индивидуальные соревнования в боулинге, бильярде, теннисе, гольфе. Эффективность современных физкультурно-оздоровительных мероприятий заключается не только в улучшении здоровья сотрудников, но и в сплочении коллектива через совместное участие в физической активности для выработки командного духа. Достигая высоких результатов в спорте, сотрудники очень часто проявляют лидерские качества на производстве. Проведение спортивных мероприятий способствует формированию лояльности коллектива к руководству предприятия, укреплению его авторитета и созданию позитивного имиджа предприятия в целом. Кроме того, организация спортивного праздника является поводом для освещения этого события в СМИ и создает внешнее информационное окружение компании. Опыт моделирования поведения в условиях спортивной борьбы неоценим для успешного ведения бизнеса, умения разрешать возникающие конфликты, постановки стратегических целей, определения приоритетных задач и способов их достижения. Однако следует помнить о необходимости грамотных с методической точки зрения, организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, об основных педагогических принципах и рациональных мотивационных установках участников соревновательного процесса. Приоритетными задачами корпоративного спорта должны быть привлечение людей трудоспособного возраста к регулярным занятиям физическими упражнениями, популяризация здорового образа жизни. Эпизодичное участие в подобного рода мероприятиях малоэффективно, а порой и вредно.

Таким образом, можно сделать вывод об актуальности вопросов включения корпоративного спорта в систему физического воспитания трудоспособного населения и необходимости его взаимодействия с массовым спортом и спортом высших достижений.

Информация для связи с автором:

8-920-666-66-99, e-mail: smolshow@mail.ru

Поступила в редакцию 23.05.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.