физическое воспитание студентов
УДК: 796.01:159.9
мотивация студентов
вузов в сфере физической культуры и спорта
Кандидат педагогических наук A.A. кабанов
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
MOTIVATION OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT A.A. Kabanov, Ph.D. National Mineral Resources University «Mining», St.Petersburg Key words:
In Russia the year 2013 was declared crucial in respect to university sport. At the same time the scientific and technical progress, being one of the reasons for hypodynamia, requires from future specialists high qualification and high working capacity. Students, especially at the initial training phase, are the most vulnerable among young people, because they face many difficulties associated with the increase in the learning load, hy-podynamia, relative freedom of college life, problems in social and interpersonal communication. Numerous studies show that sports activity among young people is clearly insufficient at present. In this context studies of interests and needs of modern young people in the sphere of physical culture and sport, development of methods of motivational stimulation of their motor activity acquire great importance and relevance. The purpose of the present study was to examine the ways of stimulation of motivation to classes of physical education and sport.
The value system of values influences directly formation of the motivational structure of the personality of a student as a subject implementation of his inner choice and therefore on the basis it is being formed on: fashion, social environment, education, etc., i.e., the values the community is offering to a person. The process of formation of the interest in classes of physical education and sport is not a multi-stage process. Based on the studies it is possible to recommend changes and improvements to be introduced to the organization of physical education classes to in order to enhance students' motivation to them. Classes organized this way have a complex effect on the body, promote the development of physical, mental, moral and volitional qualities, endurance, mutual assistance, are a great alternative to conventional physical education classes and stimulate the interest in physical culture and active way of life.
Ключевые слова: студенты, мотивация, организация занятий, модель поведения.
Введение. в России 2013 год был декларирован переломным в отношении к студенческому спорту. В то же время научно-технический прогресс, являясь одной из причин гиподинамии, требует от будущих специалистов высокой квалификации и большой трудоспособности. Студенты, особенно на начальном этапе обучения, являются наиболее уязвимой частью молодежи, т. к. сталкиваются с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, невысокой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении. Многочисленные исследования показывают, что физкультурно-спортивная активность у молодежи сегодня явно недостаточна [2, 3, 5-7, 12, 13, 15 и др.]. В связи с этим огромное значение и актуальность приобретают изучение интересов и потребностей современной молодежи в сфере физической культуры и спорта, разработка методов мотивационного стимулирования их двигательной активности.
Цель исследования - изучение методов стимулирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Результаты исследования и их обсуждение. На формирование мотивационной структуры личности студента как предметного воплощения его внутреннего выбора, непосредственно влияет система ценностей, а значит, и то, на основе чего она формируется: мода, социальное окружение, воспитание и т. д., т. е. тех ценностей, которые предлагает человеку общество [1, 6, 12, 9].
Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом - это не одно-
моментныи, а многоступенчатый процесс: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков до глубоких знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом.
В связи с этим необходимо детально рассмотреть основные потребности, вытекающие из мотивов к физической активности. А. Ц. Пуни рассматривает три группы подобных мотивов: потребности в движении; потребности в выполнении обязанностей учащегося; потребности в выполнении спортивной деятельности [14].
Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, волевых усилий, направленных на практическую и познавательную деятельность. Мотивация является главным компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной.
При этом тесты и нормативы входят в противоречие со способностями и возможностями конкретного человека. Внутренняя мотивация и интересы личности к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности зависят не только от теоретических знаний, двигательных умений и навыков, которыми можно овладеть в достаточном объеме, но и от многих биологических, антропометрических, психомоторных и психических особенностей личности, которые определены генетически и не поддаются воздействию.
Большой отрыв результатов в спорте высших достижений от результатов среднестатистического спортсмена может понизить уровень самооценки человека, особенно находящегося в начале спортивной карьеры и еще не вкусившего чувства мышечной радости от проделанной физической работы, и перевести его в ранг стороннего наблюдателя или в лучшем случае - болельщика, сопереживающего своим кумирам в избранном виде спорта.
Занятия физической культурой позволяют решить или хотя бы оптимизировать обозначенные проблемы, кроме того, систематические занятия спортом - эффективное средство совершенствования ценностных ориентаций молодежи, ее нравственного облика, здорового образа жизни [4].
Таким образом, ориентируясь на выявленные мотивы в занятиях физической культурой и активно используя индивидуальный подход, учитывая различные типы личности студентов, отношение
физическое воспитание студентов
к физической культуре, индивидуальные предпочтения, а также факторы, препятствующие студентам заниматься физическими упражнениями, необходимо разработать оптимальные формы и методы организации занятий, максимально соответствующие интересам студенчества. При этом, не забывая традиционных видов физкультурно-спортивной подготовки, необходимо использовать весь спектр новейших направлений в развитии спорта, в том числе как разновидности популярных игровых видов спорта: мини-футбол, мини-водное поло [8, 11], футзал, стритбол, флорбол, пляжные футбол и волейбол и т. д., так и совершенно новые виды: степ, фитнес, фитбол, спортивный рок-н-ролл, чирли-динг, различные виды единоборств, маунтинбайк и другие новинки велосипедного спорта. Здесь заложен большой потенциал для творческого подхода преподавателей, т. к. необходима модернизация высшего образования, новые методические разработки для всех используемых в любой дисциплине новшеств. Особенно действенными для молодых людей оказываются методики, использующие современные технические достижения [10, 11]. Систематические занятия под руководством квалифицированных педагогов, целенаправленный тренинг нужных групп мышц в выбранной спортивной специализации обеспечивают рост спортивных результатов и тем самым поддерживают устойчивое стимулирование молодежи к двигательной активности.
Выводы. По данным научно-методической литературы, мотивация - это система факторов, детерминирующих поведение, совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность, то есть мотивов. Основная функциональная нагрузка мотивационной структуры личности - формирование модели поведения каждого конкретного человека. Мотивация складывается из потребностей человека под влиянием системы его жизненных ценностей и включается в их ряд. Мотивация к физической активности - особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Мотивационно-ценностный компонент отражает активно-положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, волевых усилий, направленных на практическую и познавательную деятельность.
По данным исследований, у студентов не сформирована потребность в самостоятельных занятиях физической культурой.
mm
физическое воспитание студентов
На основании проведенных исследований можно рекомендовать внести изменения и улучшения в организацию занятий по физической культуре в целях повышения мотивации студентов к ним. Организация занятий подобным образом оказывает комплексное влияние на организм, способствует развитию физических, психических и морально-волевых качеств, выносливости, взаимовыручки, является прекрасной альтернативой обычным занятиям физическим воспитанием и стимулирует интерес к физической культуре и активному образу жизни.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Избранные труды. В 2 ч. Ч. 1. / Б.Г. Ананьев. - М., 1980. - 232 с.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 5. - C. 5-12.
3. Башкин В.М. Пути совершенствования физического воспитания студентов в высших учебных заведениях / В.М. Башкин, А.А. Кабанов // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - Т. 7, ч. 1. - СПб., 2012. - 500 с.
4. Бердичевский Ю.И. Особенности ценностных ориентаций спортсменов / Ю.И. Бердичевский, Г.И. Минц // Спорт в современном обществе: сб. науч. тр. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - C. 36-38.
5. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни / П.А. Виноградов. - М.: Мысль, 1990. - C. 15-18.
6. Галкин Ю.П. Коэффициент активности / Ю.П. Галкин. - Смоленск, 1990. - C. 35-49.
7. Жолдак В.И. Декларативное и реальное отношение к спорту / В.И. Жолдак // Теория и практика физ. культуры. - 1973. - №
3. - С. 141-144.
8. КабановА.А. Мини-водное поло - новое средство физического развития студентов // Физическая культура студентов: матер. 57-й межвузо. научно-метод. конф. по физическому воспитанию студентов вузов Санкт-Петербурга / под ред. к.п.н., проф. С.С. Крючека. - СПб.: Изд. центр СПбГМТУ, 2008. - 360 с.
9. Кабанов А.А. О явлении «киберспорт» и его практическом применении в развитии физической культуры и спорта в вузе / А.А. Кабанов, В.Ю. Кабанов //XXXVIII Неделя науки СПбГПУ: матер. Всерос. межвуз. научно-техн. конф. студентов, аспирантов и соискателей. Физическая культура, спорт и здоровье студентов. - Ч. IX / под общ. ред. проф. Л.М. Волковой.
- СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2009. - 130 с.
10. Кабанов А.А. Применение информатики в педагогике на примере тестирования спортсменов / А.А. Кабанов, В.Ю. Кабанов //XXXVII Неделя науки СПбГПУ: матер. Всерос. межвуз. научно-техн. конф. студентов, аспирантов и соискателей. -
4. XIII / под общ. ред. проф. Л.М. Волковой. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2009. - 94 с.
11. Кабанов А.А. Решение методических вопросов при организации учебного процесса студентов вуза средствами мини-водного поло / А.А. Кабанов // Физическая культура студентов: матер. 61-й С.-Петербургской межвуз. научно-практ. конф. по физическому воспитанию студентов вузов России, посвященной 55-летию студенческого спортивного движения «Буревестник»/ под ред. к.п.н., проф. С.С. Крючека. - СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2012. - 288 с.
12. Козлов А.А. Ценностный мир современного студенчества / А.А. Козлов, В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич. - М., 1992. - 40 с.
13. Пономарев Н.И. Некоторые аспекты формирования положительного отношения человека к физической культуре / Н.И. Пономарев, В.М. Рейзин // Теория и практика физ. культуры.
- 1993. - № 9-10. - C.9-10.
14. Пуни А.Ц. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для ИФК / А.Ц. Пуни. - М., 1979. - С.117.
15. Селецкая Т.Г. Исследование мотивов, побуждающих студенток заниматься физической культурой и спортом / Т.Г. Селецкая // Современные проблемы физической культурой и спорта: матер. VIII науч. конф. молодых ученых Дальнего Востока.
- Хабаровск: ДВГАФКС, 2005. - C. 158-159.
References
1. Anan'ev, B.G. Selected Works. In 2 P. P. 1. / B.G. Anan'ev. -Moscow, 1980. - 232 P. (In Russian)
2. Balsevich, V.K. Physical culture: youth and modernity / V.K. Balsevich , L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury.
- 1995. - № 5. - P. 5-12. (In Russian)
3. Bashkin, V.M. Ways of improvement of physical education of students in higher educational institutions / V.M. Bashkin, A.A. Kabanov // Health as a basis of human potential: problems and ways of their solution. - P. 7, P. 1. - St.Petersburg, 2012. - 500 P. (In Russian)
4. Berdichevsky, Yu.I. The features of athletes' value orientations/ Yu.I. Berdichevsky, G.I. Mintz // Sport in the modern society: collected researhc works. - Moscow: Fizkultura i sport, 1980. - P. 36-38. (In Russian)
5. Vinogradov, P.A. Physical culture and healthy way of life / P.A. Vinogradov. - Moscow: Mysl', 1990. - P. 15-18. (In Russian)
6. Galkin, Yu.P. Activity coefficient / Yu.P. Galkin. - Smolensk, 1990.
- P. 35-49. (In Russian)
7. Zholdak, V.I. The declarative and the real attitude to sport / V.I. Zholdak // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1973. - № 3. - P. 141-144. (In Russian)
8. Kozlov, A.A. The value world of modern students / A.A. Kozlov, V.T. Lisovsky, Z.V. Sikevich. - Moscow, 1992. - 40 P. (In Russian)
9. Kabanov, A.A. Mini water polo - a new method of students' physical development // Physical culture of students: Proceedings of the 57th inter-university scientific method. conf. on physical education of students of St.Petersburg universities / Ed. by Ph.D., prof. S.S. Kryuchek. - St.Petersburg: Publ. center of SPbSMTU, 2008. - 360 P. (In Russian)
10. Kabanov, A.A. The phenomenon of "cybersport" and its practical application in the development of physical culture and sport in a university / A.A. Kabanov, V.Yu. Kabanov //XXXVIII Science week in SPbSPU: Proceedings of the All-Russia inter-university scient.-techn. conf. of students, postgraduates and candidates. Physical culture, sport and health of students. - P. IX / Ed. by prof. L.M. Volkova. - St.Petersburg: Publ. h-se of SPbSPU, 2009. - 130 P. (In Russian)
11. Kabanov, A.A. The use of of information science in pedagogics (on the example of testing athletes) / A.A. Kabanov, V.Yu. Kabanov // XXXVII Science week in SPbSPU: Proceedings of the All-Russia inter-university scient.-techn. conf. of students, postgraduates and candidates. - P. XIII / Ed. by prof. L.M. Volkova. - St.Petersburg: Publ. h-se of SPbSPU, 2009. - 94 P. (In Russian)
12. Kabanov, A.A. Settlement of methodological issues when organizing the educational process of higher school students using mini water polo / A.A. Kabanov // Physical culture of students: Proceedings of the 61st St.Petersburg inter-university theor.-pract. conf. on physical education of university students of Russia, dedicated to the 55th anniversary of student sports movement "Burevestnik" / Ed. by Ph.D., prof. S.S. Kryuchek. - St.Petersburg: Olimp-SPb, 2012. - 288 P. (In Russian)
13. Ponomarev, N.I. Some aspects of formation of the man's positive attitude to physical culture / N.I. Ponomarev, V.M. Reizin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1993. - № 9-10. - P.9-10. (In Russian)
14. Puni, A.Ts. Psychology of physical education and sport: study guide for institutes of physical culture / A.Ts. Puni. - Moscow., 1979. - P.117. (In Russian)
15. Seletskaya, T.G. The study of the motives of female students to do physical culture and sport / T.G. Seletskaya // Modern problems of physical culture and sport: Proceedings of the VIII scientific conf. of young scientists of the Far East. - Khabarovsk: FESAPhCS, 2005. - P. 158-159. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 01.12.2013 г.