Научная статья на тему 'Психологические и физические факторы, влияющие на развитие профессионально важных качеств студентов горных факультетов'

Психологические и физические факторы, влияющие на развитие профессионально важных качеств студентов горных факультетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ИНЖЕНЕРЫ / ENGINEERS / ПРОФЕССИОГРАММА / PROFESSIOGRAM / АНКЕТИРОВАНИЕ / QUESTIONNAIRE / ХАРАКТЕРИСТИКА / CHARACTERISTICS / УСЛОВИЯ ТРУДА / WORKING CONDITIONS / ПОДГОТОВКА / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев Ю.В., Пахолкова Н.В., Доценко Ю.А., Семененко В.П.

In order to make professional activity more efficient, the psychophysical preconditions and willingness to accelerate vocational training are to be created in future specialists to make work in the chosen profession highly effective, to prevent industrial diseases and injuries, ensure professional longevity, use of the methods of physical culture and sport for active rest and rehabilitation of all-round and professional working capacity, performance of official and social functions on implementation of physical culture and sport in a professional collective. Training of mining specialists requires considering their professional and psychophysical training. The training vector should not only be directed to acquiring professional knowledge during training of a future specialist, but also the foundation is to be laid for psychophysical training, which originates at physical education classes. The purpose of the present study was to examine the main psychological and physical factors affecting development of motor qualities of students of mining department. According to our findings, high specific demands are being made to the psychophysical fitness of white-collar workers and students as one of the aspects of their future professional activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлев Ю.В., Пахолкова Н.В., Доценко Ю.А., Семененко В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические и физические факторы, влияющие на развитие профессионально важных качеств студентов горных факультетов»

УДК: 796.07-57

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

и физические факторы, влияющие на развитие профессионально важных качеств студентов горных факультетов

Ю.В. Яковлев

Кандидат психологических наук, доцент Н.В. Пахолкова

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

Аспирант ЮА Доценко

^Кандидат наук физического воспитания, доцент В.П. Семененко Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, 1Киев

PSYCHOLOGICAL AND PHYSICAL FACTORS INFLUENCING DEVELOPMENT OF PROFESSIOANLLY IMPORTANT QUALITIES OF STUDENTS OF MINING FACULTIES Yu.V. Yakovlev

N.V. Pakholkova, associate professor, Ph.D.

National Mineral Resources University «Mining», St.Petersburg JA. Dotsenko, postgraduate V.P. Semenenko, associate professor, Ph.D.

National university of physical education and sport of Ukraine, Kiev Key words: students, engineers, pro-fessiogram, questionnaire, characteristics, working conditions, training. In order to make professional activity more efficient, the psychophysical preconditions and willingness to accelerate vocational training are to be created in future specialists to make work in the chosen profession highly effective, to prevent industrial diseases and injuries, ensure professional longevity, use of the methods of physical culture and sport for active rest and rehabilitation of all-round and professional working capacity, performance of official and social functions on implementation of physical culture and sport in a professional collective.

Training of mining specialists requires considering their professional and psychophysical training. The training vector should not only be directed to acquiring professional knowledge during training of a future specialist, but also the foundation is to be laid for psychophysical training, which originates at physical education classes.

The purpose of the present study was to examine the main psychological and physical factors affecting development of motor qualities of students of mining department.

According to our findings, high specific demands are being made to the psychophysical fitness of white-collar workers and students as one of the aspects of their future professional activity.

Ключевые слова: студенты, инженеры, профессиограмма, анкетирование, характеристика, условия труда, подготовка.

Введение. Для повышения эффективности профессиональной деятельности необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность к ускорению профессионального обучения, направленные на достижение высокопроизводительного труда в избранной профессии, предупреждение профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечение профессионального долголетия, использование средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности, выполнение служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе [1].

Для подготовки специалистов горного профиля необходимо учитывать их как профессиональную, так и психофизическую подготовку. За время обучения будущего специалиста вектор обучения следует не только направлять на овладение профессиональными знаниями, но и закладывать базу для психофизической подготовки, которая берет свое начало на занятиях по физическому воспитанию, что и обусловило актуальность исследования.

Цель исследования - изучить основные психологические и физические факторы, влияющие на развитие двигательных качеств студентов горных факультетов.

Методика и организация исследования. Проанализированы и обобщены данные специальной литературы, передовой педагогический опыт, осуществлено наблюдение, проведено анкетирование, использованы методы математической статистики. Для изучения особенностей труда инженерно-технических работников (ИТР) и требований к профессиональной деятельности и физической подготовленности буду-

и

щих специалистов были опрошены сотрудников ЗАО «ДТЭК-Ровенькиантрацит» (102 человека) и студенты 3-4-го курсов, обучающиеся на горных факультетах (97 человек).

Результаты исследования и их обсуждение. С развитием и усложнением техники возрастает значение человеческого фактора на производстве.

Специалисту, который непосредственно управляет трудовыми процессами под землей, постоянно требуется проявлять целый ряд психических качеств: наблюдательности, объема, распределения, переключения, концентрации внимания, долговременной памяти, оперативного мышления, умственной выносливости, эмоциональной устойчивости, волевых качеств [3].

Анализ полученных анкетных данных показал, что труд горняка отличается достаточно высокой двигательной деятельностью, требующей проявления общей и специальной выносливости.

Соответственно характеру трудовой деятельности ведущей рабочей позой при выполнении трудовых операций является свободная - 65,6 % респондентов, реже неудобная - 34,4 % респондентов.

При этом выделяют следующие рабочие позы: стоя - 48 % респондентов, при ходьбе пешком; в наклоне - 30 % респондентов, при зачистке рабочего пространства; сидя - 22 % респондентов, описание обстановки в дневнике.

Результаты наблюдений показали, что основные трудовые процессы инженерно-технических работников обеспечиваются комплексным характером действий, выполняемых одновременно руками и ногами - 56 % респондентов, с участием преимущественно движений ног - 24 % и туловища - 20 %.

Напряжённость труда ИТР отмечает значительная часть опрошенных: 32 % чувствуют сильную усталость к концу рабочего дня и 54 % - к концу недели.

В качестве основных признаков утомления респонденты в анкете указывали несколько вариантов: ухудшение настроения - 90 %, снижение силы мышц рук, ног, спины - 74 %, повышение раздражительности - 68 %, рассеянное внимание - 50 %, замедление движений - 18 %.

Основными причинами, вызывающими утомление, по мнению работников угольной промышленности, являются: трудность производственных процессов -52 % респондентов, сложные горно-геологические условия - 21 %, неудовлетворительные бытовые условия - 9 %, неорганизованный режим питания - 7 %, неудобная рабочая поза - 7 %, высокий темп работ - 4 %.

Для представителей данной профессии закономерны значительное количество простудных заболеваний, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, заболевания желудочно-кишечного тракта.

Всестороннее изучение трудовой деятельности и опрос специалистов, работающих в угольной отрасли, позволили выявить комплекс профессионально важных психических и физических качеств: общая выносливость - 81 %, быстрота реакции - 67 %, устойчивость и концентрация внимания - 67 %, зрительная память - 49 %, быстрота и точность выполнения рабочих

движений - 48 %, сила и силовая выносливость - 43 %, распределение и переключение внимания - 35 %, вестибулярная устойчивость - 32 %, оперативное мышление - 21 % (рис. 1).

При проведении анкетирования студентов 3-4-го курсов горного факультета по выявлению профессионально важных психических и физических качеств были получены следующие результаты: сила и силовая выносливость - 82 %, зрительная память - 71 %, быстрота и точность выполнения рабочих движений -70 %, быстрота реакции - 60 %, устойчивость и концентрация внимания - 53 %, общая выносливость - 46 %, вестибулярная устойчивость - 28 %, распределение и переключение внимания - 22 %, оперативное мышление - 9 % (см. рис. 1).

Анализ результатов опроса студентов и специалистов, представленных на рис. 1, выявил некоторые различия. Приоритеты в профессиональной подготовке студенты отдают развитию силы и выносливости (82 % респондентов), быстроты и точности выполнения движений и зрительной памяти (соответственно 70 % и 71 %). Главными качествами для специалистов со стажем являются общая выносливость (82 %), быстрота реакции (67 %) и концентрация внимания (67 %).

На основании проведенных исследований и данных специалистов [2, 4, 5], было выявлено, что, профессиональная психофизическая готовность (ППФГ) -это совокупность физического развития, психической готовности, адаптационных возможностей организма для работы в конкретных условиях.

На основании результатов исследования была разработана модель оценки ППФГ студентов горных факультетов (рис. 2).

Будущий специалист для успешной трудовой деятельности должен обладать следующими профессиональными психологическими и физическими качествами: интеллектом, остротой и глубиной мышления, хорошим переключением внимания, мотивацией к успешной трудовой деятельности, коммуникационными свойствами, выносливостью, иметь высокую координацию движений, быстроту реакции и т. д. [1, 3].

Выводы. Результаты исследования указывают на высокие специфические требования к психофизической подготовленности инженерно-технических работников и студентов как одной из сторон их будущей профессиональной деятельности. Были выявлены

Рис. 1. Комплекс профессионально важных качеств, по мнению студентов и шахтеров

Рис. 2. Модель профессиональной психофизической готовности студентов

приоритетные психологические и физические качества, необходимые для успешной трудовой деятельности горного инженера, которые следует внедрить в учебный процесс по физическому воспитанию студентов высших учебных заведений горного профиля.

Литература

1. Пилипей Л.П. Професмно-прикладна фiзична пщготовка студенев [Текст]: монографiя / Л.П. Пилипей. - Суми: ДВНЗ «УАБС НБУ», 2009. - 312 с.

2. Раевский Р.Т. ППФП и психофизическая подготовка студентов машиностроительных спецальностей: учеб. пособие для вузов / Р.Т. Раевский, В.И. Филенков. - Краматорск, 2003. -100 с.

Руденко Г.В. Совершенствование системы функциональных резервов адаптации студентов к профессиональной деятельности средствами физической культуры: монография / Г.В. Руденко. - СПб.: [б. и.], 2012. - 160 с.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

3.

4. Руденко Г.В. Индивидуализация профессионально-прикладной физической подготовки студентов горно-геологических специальностей к деятельности, связанной с риском для жизни и здоровья: монография / Г.В. Руденко. - СПб.: Изд-во ЦТЦ СПбГПУ, 2013. - 221 с.

5. Шаропин К.А. Информационная система оценки психофизической готовности студентов к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. тех. наук / К.А. Шаропин. ТПУ Томск, 2007. - 27 с.

References

1. Pilipey, L.P. Applied professional physical training of students: monograph / L.P. Pilipey. - Sumi: DVNZ UABS NBU, 2009. -312 P.

2. Raevskiy, R.T. Applied professional physical training and psychophysical training of students of machine-building specializations: study guide for universities /R.T. Raevskiy, V.I . Filenkov. - Kramatorsk, 2003. - 100 P. (In Russian)

3. Rudenko, G.V. Enhancement of the system of functional reserves of students' adaptation to professional career via physical culture: monograph / G.V. Rudenko. - St.Petersburg: [s.n.], 2012. - 160 P. (In Russian)

4. Rudenko, G.V. Individualization of applied professional physical training of students of mining and geological specializations to activity related to risk to life and health: monograph / G.V. Rudenko. - St.Petersburg: Publ. h-se of SPbSPU, 2013. - 221 P. (In Russian)

5. Sharopin, K.A. Information system of evaluation of students' psychophysical fitness for professional work: abstract of Ph.D. thesis / K.A. Sharopin. TPU Tomsk, 2007. - 27 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

Panfilio@spmi.ru

Поступила в редакцию 01.12.2013 г.

УДК: 796.325

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПЛЯЖНЫМ ВОЛЕЙБОЛОМ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНТОК-ПЕРВОКУРСНИЦ Аспирант В.Н. Смирнов

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

Ключевые слова: физическое воспитание, факультативные занятия, модифицированный пляжный волейбол, студентки-первокурсницы.

Основной проблемой современного физического воспитания является создание условий и стимулов, способствующих активизации процесса самостоятельного физического самосовершенствования у студенток-первокурсниц в свободное время, так как если у них за время обучения в вузе не будет сформировано желание заниматься спортом, то после его окончания их уже вряд ли удастся привлечь к активным занятиям.

Цель исследования - обосновать методику факультативных занятий пляжным волейболом в условиях вуза.

Результаты исследования и их обсуждение. Для решения этой проблемы в Орловском государственном аграрном университете была разработана методика факультативных занятий-соревнований пляжным волейболом, которая была модифицирована в связи с особенностями организации процесса физического воспитания в вузах. Эта необходимость определялась рядом причин:

1) факультативные игровые занятия в вузах большую часть времени проходят в осенне-зимний период в закрытых помещениях, поэтому отсутствовала возможность проведения занятий на песчаном покрытии, которое является главной отличительной особенностью пляжного волей-

2) количество игроков в командах было увеличено до 3-4 человек и допускались смешанные команды (девушки и юноши), что было вызвано составом студенческих учебных групп. В то же время были сохранены требования правил пляжного волейбола к выполнению технических приемов игры. Эти изменения, как показали исследования, не вызвали затруднений при переходе к занятиям общепринятым пляжным волейболом в летний период.

Основной особенностью используемой методики являлось целенаправленное привлечение студенток-первокурсниц к максимально воз-

можному количеству игр и соревнований по пляжному волейболу в процессе факультативных занятий во внеучебное время.

В ходе исследования были сформированы нетрадиционные критерии определения победителей среди участниц этих соревнований. Главными критериями оценки результатов участия в соревнованиях являлась не победа и занятое место в них, а количество проведенных игр конкретным студентом и во вторую очередь - процент одержанных побед. Причем засчитывались участие в играх по пляжному волейболу на обязательных учебных занятиях и игры, проведенные на открытых турнирах по пляжному волейболу, игры в различных турнирах в учебных группах, на факультетах и в вузе, в которых участвовали все желающие. В различных соревнованиях студентки могли участвовать в составе разных команд, так как в итоге определялась студентка-победительница, а не конкретная команда. К соревнованиям допускались только команды, составленные самими студентками. Количество игр засчитывалось конкретной участнице-студентке независимо от команды, за которую она выступала.

Разработанная система факультативных спортивных мероприятий дополняла обязательные учебные занятия модифицированным пляжным волейболом и позволила повысить посещаемость студентками-первокурсницами обязательных учебных занятий и общий объем спорти-зированной двигательной активности в учебном году.

Вывод. Предлагаемая методика проведения факультативных занятий с молодежью разрабатывалась под использование модифицированного пляжного волейбола, но несмотря на это основные принципы, положения можно с успехом применять в практике физического воспитания с использованием других игровых видов спорта.

Информация для связи с автором: Smirnov-Orel@mail.ru

Поступила в редакцию 09.01.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.