Научная статья на тему 'Концепция физического воспитания в вузе: необходимые и достаточные условия реализации'

Концепция физического воспитания в вузе: необходимые и достаточные условия реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИЗАЦИЯ / SPORTIZATION / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / СПОРТИВНЫЙ КЛУБ ВУЗА / UNIVERSITY SPORT CLUB

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скороходов А.А., Костромин О.В., Руденко Г.В., Орехов Е.Ф.

The purpose of the present study was to detect necessary and sufficient conditions of implementation of the concept of sportization of physical education in a technical university. The educational experiment properly organized and conducted by the authors of the sportization concept confirms «the unique opportunities sports centered physical education in formation and strengthening of... physical and moral health, based on the rise of the level of... sports skills, training of the culture of living, successful socialization». However, the lack in most schools and universities of the necessary material and sports facilities and teaching staff with the required knowledge, skills and competence in specific sports prevents from the mass introduction of the sportization concept in addition to the existing problems of higher school like steady decline of the health level of applicants (continuously replenishing the disorderly ranks of special medical groups in universities), the lack of the motivation to do some sport among healthy students, or simply the fact that the sport a student is interested in is not present in this specific university. In universities the task of student's psychophysical adaptation is solved by a physical education teacher and usually the adaptation to university learning takes place during the first courses, while to the future work at senior courses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скороходов А.А., Костромин О.В., Руденко Г.В., Орехов Е.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция физического воспитания в вузе: необходимые и достаточные условия реализации»

УДК: 796.011.2

концепция

спортизации физического воспитания в вузе: необходимые и достаточные условия реализации

Заслуженный тренер России A.A. скороходов о.В. костромин

Кандидат педагогических наук, доцент г.В. Руденко

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

Доктор педагогических наук, профессор Е.Ф. орехов

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

THE CONCEPT OF SPORTIZATION OF UNIVERSITY PHYSICAL EDUCATION AS NECESSARY AND SUFFICIENT CONDITIONS OF IMPLEMENTATION

A.A. Skorokhodov, Honorary trainer of Russia O.V. Kostromin

G.V. Rudenko, associate professor, Ph.D.

National Mineral Resources University «Mining», St.Petersburg E.F. Orekhov, professor, Dr.Hab. Ural state university of physical culture, Chelyabinsk

Key words: sportization, concept, physical education, university sport club.

The purpose of the present study was to detect necessary and sufficient conditions of implementation of the concept of sportization of physical education in a technical university. The educational experiment properly organized and conducted by the authors of the sportization concept confirms «the unique opportunities sports centered physical education in formation and strengthening of... physical and moral health, based on the rise of the level of... sports skills, training of the culture of living, successful socialization». However, the lack in most schools and universities of the necessary material and sports facilities and teaching staff with the required knowledge, skills and competence in specific sports prevents from the mass introduction of the sportiza-tion concept in addition to the existing problems of higher school like steady decline of the health level of applicants (continuously replenishing the disorderly ranks of special medical groups in universities), the lack of the motivation to do some sport among healthy students, or simply the fact that the sport a student is interested in is not present in this specific university.

In universities the task of student's psychophysical adaptation is solved by a physical education teacher and usually the adaptation to university learning takes place during the first courses, while to the future work at senior courses.

Ключевые слова: спортиза-ция, концепция, физическое воспитание, спортивный клуб вуза.

В начале 90-х гг. ХХ века В. К. Бальсевичем и Л. И. Лубыше-вой была высказана идея широкого привлечения средств спорта к процессу обязательного физического воспитания. Суть идеи заключается в адаптировании спортивных технологий к повышению эффективности школьного физического воспитания [1-5]. Разработанная авторами концепция спортизации физического воспитания в первую очередь ориентирована на физическое воспитание в школе, однако очевидно, что она приемлема и для других образовательных учреждений - вузов и техникумов. Как любая педагогическая технология, в том числе и спортивная, она «представлена» тремя аспектами:

• научным: педагогическая технология - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

• процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

• процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств» [7].

Цель исследования - выявление необходимых и достаточных условий для реализации концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе.

Результаты исследования и их обсуждение.

Правильно организованный и проведенный авторами

и

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

концепции спортизации педагогическим эксперимент подтверждает «уникальные возможности спортивно ориентированного физического воспитания для формирования и укрепления ... физического и нравственного здоровья на основе роста уровня ... физкультурной образованности, воспитания культуры жизнедеятельности, успешной социализации» [3, с. 57]. Однако отсутствие в большинстве школ и вузов необходимой материально-спортивной базы и педагогических кадров, обладающих требуемыми знаниями, умениями и компетенцией по видам спорта сдерживает массовое внедрение концепции спортизации. К этому следует добавить и существующие проблемы высшей школы: постоянное снижение уровня здоровья абитуриентов (непрерывно пополняющих нестройные ряды специальных медицинских групп в вузах), отсутствие у здоровой части студенчества мотивации заниматься каким-либо видом спорта или просто тем, что интересный студенту вид спорта не культивируется в данном вузе.

В вузах задачу психофизической адаптации студента решает преподаватель дисциплины «Физическая культура», причем обычно на младших курсах реализуется адаптация к обучению в вузе, а на старших - к будущей профессиональной деятельности. В вузах, в которых повышенные требования предъявляются к физическим и психологическим качествам будущего специалиста, профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) должна базироваться на тех видах спорта, которые способны сформировать необходимые в будущей трудовой деятельности психофизические качества, причем к каждому студенту следует применять индивидуальный подход. Подбор средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки целесообразно осуществлять на основе сопоставления профессиограммы специалиста и спортограммы базового вида спорта. Такой подход позволяет выявить адекватность профессионально и спортивно важных качеств, качества, развитию которых занятия базовым видом спорта способствуют недостаточно или не способствуют вовсе, и произвести подбор соответствующих средств для развития профессионально важных качеств [6].

Вышеизложенное определило последовательность реализации концепции спортизации в Горном университете Санкт-Петербурга:

1. Материально-спортивная база Горного университета позволяет организовывать как клубную работу, так и проведение соревнований городского уровня, т. е. одно из требований реализации концепции спор-тизации выполнено.

2. Формирование физической культуры студента в процессе профессионального образования проявляется не только в показателях динамики физической, функциональной подготовленности и уровня здоровья, но и в его отношении к ценностям физической культуры. Поэтому в 2006 г. в Горном университете был проведен массовый опрос студентов с 1-го по 4-й курс включительно (около 4 тысяч человек). Как показал социологический опрос, почти половина всех студентов

университета не заинтересована в систематических занятиях спортом и в выступлениях на соревнованиях. В связи с этим одним из основных направлений работы со студентами на кафедре физического воспитания стало повышение мотивации к занятиям физической культурой как действенному средству формирования профессионально значимых физических и психических качеств [6].

3. Анализ существующей ситуации однозначно показал, что индивидуализированную профессионально-прикладную физическую подготовку необходимо вводить начиная с первого курса, что привело нас к необходимости полномасштабного внедрения секционной технологии проведения занятий, реализующей личностно ориентированный подход в обучении и постоянный контроль физического, психологического и функционального состояния студента. В 2006 г. при кафедре физического воспитания Горного университета был создан спортивный клуб «Горняк». Его цель -улучшение физической подготовленности обучающихся (студентов и аспирантов), планомерная работа по формированию профессионально важных физических и психических качеств будущего выпускника, увеличение массовости занимающихся физической культурой и спортом, подготовка спортсменов к достижению высоких спортивных результатов на основе внедрения индивидуализированной ППФП к деятельности, связанной с особыми условиями труда (горногеологические специальности) [6].

В результате в Горном университете культивируется 75 видов спорта. Тем самым учтены практически все пожелания студентов и созданы условия для занятий физической культурой и спортом как в учебное, так и во внеучебное время. Практически в работу кафедры физического воспитания без изменения учебных планов внедрены элементы клубной работы, что значительно расширило возможности реализации концепции спортизации в конкретном вузе.

4. Укрепление кадрового потенциала кафедры. Наличие 75 видов спорта, культивируемых на кафедре, потребовало как определенной переподготовки штатных сотрудников кафедры, так и привлечения тренерских кадров на условиях почасовой оплаты.

Косвенным подтверждением эффективности разработанной программы служат стабильное улучшение состояния физкультурно-массовой работы в Горном университете и успешное выступление спортсменов университета на соревнованиях различного уровня. Лидирующие позиции Горного университета среди вузов Санкт-Петербурга (первое место на протяжении последних пяти лет) свидетельствуют о правильности выбранного направления организации физического воспитания студентов через профессиональную адаптацию к трудовой деятельности путем спортизации физического воспитания в вузе.

Литература

1. БальсевичВ.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 23-25.

2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич //Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 4. -С. 21-26, 39-40.

3. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // ИВ ОСДЮСШОР «СПОРТВЕСТ». - 2007. - № 4. - С. 54-57.

4. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л.И. Лубышева //Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 4. - С. 11-13.

5. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л.И. Лубышева //Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 3. - С. 11-14.

6. Руденко Г.В. Индивидуализация профессионально-прикладной физической подготовки к деятельности, связанной с риском для жизни и здоровья (на примере горногеологических специальностей): автореф. дис. ... докт. пед. наук / Г.В. Руденко. - СПб., 2013. - 44 с.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

References

1. Balsevich, V.K. The concept of alternative forms of organization of physical education of children and youth / V.K. Balsevich //

из портфеля редакции

Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 1996. - № 1. - P. 23-25. (In Russian)

2. Balsevich, V.K. The perspectives of development of the general theory and technologies of sports training and physical education ( methodological aspect) / V.K. Balsevich //Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1999. - № 4. - P. 21-26, 39-40. (In Russian)

3. Balsevich, V.K. Sports-centered physical education: educational and social aspects / V.K. Balsevich, L.I. Lubysheva // IV OSDYUSSHOR "SPORTVEST". - 2007. - № 4. - P. 54-57. (In Russian)

4. Lubysheva L.I. The social role of sport in social development and personality's socialization / L.I. Lubysheva //Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2001. - № 4. - P. 11-13. (In Russian)

5. Lubysheva L.I. Physical and sports culture: content, relationship and dissociations / L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2002. - № 3. - P. 11-14. (In Russian)

6. Rudenko, G.V. Individualization of applied professional physical training for activity associated with risk of life and health (case study of mining and geological specializations): abstract of doctoral thesis (Hab.) / G.V. Rudenko. - St.Petersburg, 2013. - 44 P. (In Russian)

7. Selevko, G.K. Modern educational technologies: study guide / G.K. Selevko. - Moscow: Narodnoe obrazovanie, 1998. - 256 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: Panfilio@spmi.ru

Поступила в редакцию 01.12.2013 г.

УДК: 796.325

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТАКТИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ГРУПП СПОРТИВНОГО

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Родин Аспирант М.В. Погорелый

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

Ключевые слова: волейбол, индивидуальная тактическая подготовка, факторная структура.

Введение. Совершенствование технико-тактического мастерства волейболистов осуществляется в рамках индивидуальной тактической подготовки, эффективность которой определяется рациональным воздействием педагогических средств на ведущие факторы ее структуры [1].

Цель работы - выявить ведущие факторы, определяющие структуру индивидуальной тактической подготовки волейболистов групп спортивного совершенствования.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе СДЮШОР № 7 г. Смоленска, в нем приняли участие волейболисты 16-18 лет групп спортивного совершенствования (п=72). В процессе констатирующего педагогического эксперимента был проведен анализ показателей физической, технической, функциональной, технико-тактической и психологической подготовленности волейболистов групп спортивного совершенствования. Все показатели различных видов подготовленности подверглись факторному анализу, позволившему определить их значимость в совершенствовании структуры и содержания индивидуальной тактической подготовки.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный многофакторный анализ позволил установить, что структуру индивидуальной тактической подготовки волейболистов групп спортивного совершенствования определяют 12 факторов. Среди наиболее значимых для совершенствования струк-

туры и содержания индивидуальной тактической подготовки волейболистов были выделены 5 факторов с общей суммой дисперсии 76,4 %: фактор технико-тактической подготовленности, который включает в себя 21 характеристику соревновательных показателей с общей суммой дисперсии 22,4 °%; фактор психофизиологической подготовленности, который представлен 17 характеристиками (внимание, восприятие, память и пр.) с общей суммой дисперсии 17,9 °°% фактор технической подготовленности (13 характеристик, определяющихся контрольно-педагогическими тестами с общей суммой дисперсии 14,8 °°%); фактор, определенный как фактор функциональной подготовленности (9 характеристик с общей суммой дисперсии 12,1 °%); фактор физической подготовленности (7 характеристик с общей суммой дисперсии 9,2 %). Остальные 7 факторов не вносят существенного вклада в общую сумму дисперсии и имеют более низкие показатели.

Заключение. Следует отметить, что при организации индивидуальной тактической подготовки волейболистов групп спортивного совершенствования следует руководствоваться ведущими факторами подготовленности спортсменов, которые обеспечивают высокую эффективность игровых действий в процессе соревновательной деятельности.

Литература

1. Губа Д.В. Обоснование индивидуальной тактической подготовки квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта / Д.В. Губа, А.В. Родин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2012. - № 4. - С. 46.

Информация для связи с автором: тел.: 89107816025; е-mail: rodin67@bk.ru

Поступила в редакцию 12.12.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.