УДК: 796.011
ФОРМИРОВАНИЕ
культуры физического развития и занятия спортом студенческой молодежи в СПбГПУ
Кандидат экономических наук, профессор М.В. Лопатин Доктор педагогических наук, профессор В.П. Сушенко
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург
FORMATION OF CULTURE OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND SPORTS OCCUPATIONS AMONG YOUNG STUDENTS IN SPBSPU M.V. Lopatin, professor, Ph.D. V.P. Suschenko, professor, Dr.Hab. St. Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg Key words: physical culture, sport, distance learning, young students, physical development. The paradoxical nature as one of the major problems of modern society is that the experience of successful development of the older generation can not be a prototype (and even an analogue) of the development of the paradigm of formation of the younger generation any more. The purpose of the present study was to identify the optimal solutions to the problem of motor failure in the physical development of a modern young man, form constructive approaches to accessible practical solution of the problem.
In the authors' opinion, the priorities in the development of the concept of long-term development of the department of physical culture and sport of the university should be considered:
1. Implementation (as a subject of pedagogical activity) of achievements of the domestic experience of development of physical culture and sport of young students in the system of provision of educational services of the Bologna agreement.
2. Formation and consolidation (as an object) in stable forms of life of students' knowledge and skills to create their own lifestyle, which includes the need for physical activity, preservation and development of the health potential.
3. Identification and provision of individual pedagogical environment of development of physically gifted students to promote them in elite sport as athletes and sports managers.
All this will contribute to bachelors' and masters' training in the areas: "Management of Physical Culture and Sport', "Marketing of sports events", "Management of individual forms of physical development of the population", "Management of psychophysical training in physical culture and sport', "Management of telemetering monitoring of physical working capacity in fitness and sport' (as the second higher education).
Ключевые слова: физическая культура, спорт, дистанционное обучение, студенческая молодежь, физическое развитие.
Актуальность. Парадоксальность как одна из основных проблем развития современного социума заключается в том, что опыт успешности развития старшего поколения уже не может далее служить прототипом (и даже аналогом) формирования парадигмы развития молодого поколения. Это можно объяснить следующим образом. Во-первых, научно-технический прогресс и обусловленные им техносфер-ные искажения биосферы необратимо изменяют биологическую основу человека. Во-вторых, лавинообразное поглощение информационными, телекоммуникационными технологиями всех видов человеческой деятельности вовлекает индивида в малоподвижный образ жизни, состояние моторной недостаточности, что объективно снижает потенциал здоровья (данный факт вызывает особую тревогу в отношении детей и подростков). В настоящее время разрабатываются многочисленные адекватные программы противодействия сложившимся тенденциям. Основное внимание при этом акцентируется на совершенствовании технологий подготовки студенчества, что отражено в документах: «Образовательное пространство стран Болонского соглашения», «Всемирная инициатива CDIO (conceive-design-implement-operate) [2, 7, 6]. В связи с этим обнаруживается уникальное преимущество образовательной среды современного отечественного политехнического вуза, а именно наличие возможности упреждающего применения вышеупомянутых прогрессивных образовательных технологий в своевременной коррекции спортивно-педагогических программ физического развития студенческой молодежи [7, 3, 4]. Вместе с тем необходимо обратить внимание на незыблемость соблюдения принципа эмер-
джентности в процессе преодоления любого явления, определяемого как «проблема». Понятие «проблема» включает безальтернативную потребность перемен в человеческой жизни. Преодолеть проблему можно, создав для этого необходимые условия. Непосредственно преодоление проблемы происходит как сверхсуммарный, т.е. эмер-джентный эффект согласованного решения минимально достаточного числа задач. В этом смысле проблема является естественной, передаваемой от поколения к поколению эстафетой развития социума.
Целью настоящего исследования было выявление оптимальных путей решения проблемы моторной недостаточности в физическом развитии современного молодого человека, формирование конструктивных подходов к решению проблемы доступным к осуществлению практическим путем.
Методика и организация исследования.
В процессе исследования осуществлялось следующее: а) выявляли перспективные сочетания «предмета и объекта» в существующих вариантах практической организационно-педагогической деятельности кафедр физической культуры и спорта вузов в области преодоления недостаточности общего физического развития организма студентов; б) моделировали подходы к внедрению проектно-ориентированных форм спортивно-педагогической работы кафедры физической культуры и спорта технического вуза; в) определяли «точки сопряжения» исторически успешных форм отечественного развития физической культуры и спорта студенческой молодежи и современных прогрессивных технологий «Physical Training» и «Wellness» в разработке креативного сочетания учебных программ и инициативных форм учебно-тренировочной работы кафедры физической культуры и спорта вуза.
Результаты исследования и их обсуждение. Многолетний опыт работы кафедры физической культуры и спорта отечественных вузов показывает, что в едином педагогическом процессе успешно реализуется триединство направлений: «образование», «воспитание», «укрепление здоровья» студентов. Овладение знаниями и навыками гармоничного развития собственного организма за период учебы снабжает студента потенциалом культуры физического развития на всю последующую жизнь, на весь период онтогенеза. Концепция развития кафедры физической культуры и спорта СПбГПУ [7, 1, 8] в продолжение успешного развертывания современных форм триединства педагогического процесса приводит в соответствие систему взглядов в области физической культуры и спорта, определяющую цели, задачи, основные направления деятельности, этапы и меры по их оптимизации, а также механизмы контроля за достижением целей и задач в перспективе до 2018 года [7] с правовой основой (Консти-
туция Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», федеральные законы «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» (утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации 7 августа 2009 года), «Стратегия социального развития Российского образования Федерации на период до 2020 года» (принятой 28 марта 2008 года), Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» и другие нормативные правовые акты Российской Федерации) [7, 6, 3, 8].
Клубные формы физкультурно-спортивной работы традиционно осуществлялись как в рамках кафедральной педагогической деятельности в вузе, так и в общесоюзных спортивных клубах.
Спортивный клуб Политехнического института начал функционировать в 1947 г. на основании постановления секретариата ВЦСПС. Он преобразовался из отдела ДСО «Наука» и стал четвертым студенческим спортивным клубом в г. Ленинграде. Уже в те годы характерной особенностью СК «Политехник» явилась не только планомерная работа по совершенствованию высшего спортивного мастерства студентов-спортсменов, но и обеспечение учебно-тренировочного процесса учащихся детско-юношеской спортивной школы, входившей в структуру клуба [7, 5]. СК «Политехник» успешно осваивает прогрессивные формы спортивно-педагогической работы в стенах родной кафедры и за ее пределами.
Накопленный опыт позволяет выделить три устойчивые формы работы студенческих клубов: как самостоятельная общественная организация, как самостоятельное подразделение вуза, как финансово самостоятельное образование в структуре кафедры. В перспективе первая форма может стать оптимальной [7]. Однако в нормативных документах последнего времени особое внимание обращается на развитие тех форм работы спортивного клуба в составе тренерско-педагогической работы кафедры вуза, в которых наряду со спортивной работой, аспекты воспитания, гармоничного развития личности являются приоритетными и финансируются отдельной строкой [7, 3, 4]. Следует подчеркнуть, что в этом направлении успешно работает СК «Политехник». Высокие требования, предъявляемые к физическим и психологическим качествам будущего специалиста, обусловливают необходимость участия СК «Политехник» в индивидуализации развития профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Последняя должна базироваться на тех видах спорта, которые способны не только сформировать у выпуск-
ников, психофизические качества, необходимые в будущей трудовой деятельности, но и обеспечивать опережающий рост общей физической подготовки. Такой подход позволяет выявить адекватность индивидуально развиваемых важных в профессиональном и спортивном отношении качеств. Этому значительно способствуют также навыки спортивно-педагогического и медико-биологического самоконтроля, осваиваемых в процессе объединения спортивно-тренировочной и спортивно-исследовательской форм проведения мезо- и макроциклов тренировок [7, 3, 4, 1, 8].
Особое внимание следует обратить на те формы межкафедральной и межинститутской интеграции спортивно-педагогических инициатив работы СК «Политехник», которые направлены на осуществление проектно-ориентированного развития студентов политехнического вуза. Основные положения международной инициативы CDIO («планировать-проектировать-производить-применять»-версия 2,0 [б]) заложены в программу работы вновь организованной лаборатории «Биоадаптивный инжиниринг» СК «Политехник». На основе инжиниринговой технологии разработки и создания самими студентами интерактивно управляемых гаджетов лабораторией планируется: в адаптивных алгоритмах способствовать восстановлению должного уровня индивидуального физического развития студенческой молодежи; «Стартапом» проекта считать интенсивное развитие существующих и создание новых форм одновременного обучения конкретного студента по программам многопрофильных технических кафедр и спортивных отделений кафедры СПбГПУ как аудиторно, так и в дистанционной форме -аналог межуниверситетской кооперации вузов Болонского образовательного пространства [2, 7, 6, 3, 4, 1].
Выводы. Таким образом, приоритетными направлениями в развитии Концепции долговременного развития кафедры физической культуры и спорта вуза, по-нашему мнению, следует считать:
• Внедрение (в качестве предмета педагогической деятельности) достижений отечественного опыта развития физической культуры и спорта студенческой молодежи в систему оказания образовательных услуг Болонского соглашения.
• Формирование и закрепление (в качестве объекта) в устойчивых формах жизнедеятельности студентов знаний и навыков создания собственного стиля жизни, включающего в себя потребность в физических нагрузках сохранения и развития потенциала здоровья.
• Выявление и обеспечение индивидуальной педагогической средой развития физически одаренных студентов для продвижения их в большом спорте в качестве спортсменов и менеджеров спорта.
Все это позволит осуществить подготовку бакалавров и магистров в областях: «Менеджмент физической культуры и спорта», «Маркетинг спортивных мероприятий», «Менеджмент индивидуальных форм физического развития населения», «Менеджмент психофизического тренинга в физической культуре и спорте», «Менеджмент телеметрического мониторинга физической работоспособности в фитнесе и спорте» (в качестве второго высшего образования).
Литература
1. Бакаев В.В. Актуальные задачи совершенствования структуры учебно-тренировочного занятия по физической культуре студентов технического ВУЗа / В.В. Бакаев, Г.В. Сущенко, В.П. Сущенко, А.А. Ефимов, О.С. Давыдова, В. Пузович, И.К. Яичников // Неделя науки СПбГПУ: матер. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Лучшие доклады. - СПб.: Изд-во По-литехн. ун-та, 2014. - С. 411-416.
2. Болонская декларация. Официальный сайт. http://www.ond. vlaanderen.be/ hogeronderwijs/Bologna/
3. Всемирная инициатива CDIO (Версия 2.0)»: http://www.cdio. org
4. Горелов А.А. Физическая культура - научная специальность или самостоятельная отрасль науки? / А.А. Горелов, Б.Н. Шу-стин // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 3. - С. 10-13.
5. Напреенков А.А. Студенческие спортивные клубы в Санкт-Петербурге: исторический аспект / А.А. Напреенков // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта.- 2013. - № 5 (99) - С. 98-103.
6. Новый подход к проектно-ориентированному образованию -Всемирная инициатива CDlO: http://cdio.aspu.ru/
7. Яичников И.К. Основные направления в формировании концепции развития кафедры физической культуры и спорта в университете на период до 2018 г. / И.К. Яичников, М.В. Лопатин, В.П. Сущенко // Неделя науки СПбГПУ: матер. Всерос. межвуз. науч.-практ. конф. «Физическая культура, спорт и здоровье студентов». - Изд-во Политехн. ун-та. - СПб., 2014. - С. 3-15.
8. Яичников И.К. Тестирование общей физической работоспособности по показателям работы сердечно-сосудистой и терморегуляторной систем: учебно-методическое пособие/ И.К. Яичников // Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт Петербург. - СПб., 2009. - 54 с.
References
1. Bakaev, V.V. Actual tasks of improvement of the structure of training session on physical education of technical university students / G.V. Suschenko, V.P. Suschenko, A.A. Efimov, V.V.Bakaev,
0.5. Davydova, V. Puzovich, I.K. Yaichnikov // Science Week of SPbSPU: Proc. of the theor.-practical conf. with int. participation. Best reports. - St. Petersburg: Publ. h-se of Polytechnic university, 2014. - P. 411-416. (In Russian)
2. Bologna Declaration. Official site. http://www.ond.vlaanderen.be/ hogeronderwijs/Bologna/ (In Russian)
3. Global Initiative CDIO (Version 2.0)»: http://www.cdio.org (In Russian)
4. Gorelov, A.A. Physical education - scientific speciality or independent branch of science? / A.A. Gorelov, B.N. Shustin // Vestnik sportivnoy nauki. - 2013. - № 3. - P. 10-13. (In Russian)
5. Napreenkov, A.A. Student sports clubs in St. Petersburg: historical aspect / A.A. Napreenkov // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta.- 2013. - № 5 (99) - P. 98-103. (In Russian)
6. A new approach to design-centered education - Global Initiative CDIO: http://cdio.aspu.ru/ (In Russian)
7. Yaichnikov, I.K. The key trends of development of the physical education and sport department for the period up to 2018 / I.K. Yaichnikov, M.V. Lopatin, V.P. Suschenko // Science Week of SPbSPU: Proceedings of the inter-univ. theor.-practical conf. "Physical culture, sport and health of students". - Publ. h-se of Polytechnic university. - St. Petersburg, 2014. - P. 3-15. (In Russian)
8. Yaichnikov, I.K. Test of overall physical working capacity in terms of the cardiovascular and thermoregulatory systems: Textbook/
1.K. Yaichnikov // National State University of Physical Culture, Sport and Health named after P.F. Lesgaft, St. Petersburg. - St. Petersburg, 2009. - 54 P. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 18.04.2014 г.