УДК: 796:34
ОРГАНИЗАЦИОННО-
правовое обеспечение деятельности спортивных клубов образовательных организаций
Доктор педагогических наук, профессор С.С. Филиппов
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им.
П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Кандидат педагогических наук, доцент О.Е. Пискун
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург
ORGANIZATIONAL-LEGAL SUPPORT OF ACTIVITY OF SPORTS CLUBS OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
S.S. Filippov, professor, Dr.Hab. National State University of Physical Culture, Sport and Health named after P.F. Lesgaft, St. Petersburg O.E. Piskun, associate professor, Ph.D.
St. Petersburg State Polytechnic University, St. Petersburg Key words: educational establishments, organizational and legal support, sports clubs, regulatory documents, content of activity, association of student sports clubs. In the development of modern society a central place is occupied by the problem of formation of healthy younger generation, of young students, training them for a full value independent life. In this regard, the tasks of enhancement of the educational system, formation of a healthy lifestyle for young students are treated more acutely. Among the various reasons of the ineffective organization of physical education and the development of mass sport in educational institutions experts note the lack of proper organization of work regarding mass sports. Therefore, searching and scientific justification of the most appropriate ways of formation of students' motor activity, the right attitude to their health are critical issues in this area. It should be noted that scholars pay much attention to the study of the identified problems.
The purpose of the present study was to identify the main legal documents regulating the sports activity of sports clubs in educational organizations. According to the analysis of modern legal documents, for the first time in our country at the state level much attention is being paid to the club movement in the sphere of physical culture and sport. The regulation of various relationships in the sports activity in sports clubs in educational institutions is sufficiently ensured by legal documents. On the one hand, this activity has a specific legal framework within which sports activity and its management are implemented, on the other -legal document provide a big choice for independent creative work of pupils, athletes, organizers and trainers of sports clubs.
Ключевые слова: образовательные организации, организационное и правовое обеспечение, спортивные клубы, нормативные документы, содержание деятельности, Ассоциация студенческих спортивных клубов.
Актуальность. В развитии современного общества одно из центральных мест занимает проблема формирования здорового подрастающего поколения, учащейся молодежи, их подготовка к полноценной самостоятельной жизнедеятельности. В связи с этим все острее воспринимаются задачи совершенствования системы образования, формирования здорового образа жизни учащейся молодежи. Среди различных причин неэффективной постановки физического воспитания и развития массового спорта в образовательных учреждениях специалисты называют отсутствие должной организацти в них работы по массовому спорту. Поэтому поиск и научное обоснование наиболее адекватных путей формирования двигательной активности учащейся молодежи, правильного отношения к своему здоровью - насущная проблема в данной сфере. Следует заметить, что ученые уделяют большое внимание исследованию обозначенных проблем.
Цель исследования заключалась в определении основных нормативно-правовых документов, регламентирующих физкультурно-спортивную деятельность спортивных клубов образовательных организаций.
Результаты исследования и их обсуждение. Социально-педагогическая практика в сферах образования и физической культуры, анализ специальной литературы [1-4, 7, 8, 12] показы-
52
№ 7 • 2014 Июль | July
вают, что наиболее эффективному включению учащейся молодежи в физкультурно-спортивную деятельность, приобщению ее к ценностям физической культуры и спорта способствует совместная деятельность как со своими сверстниками, так и с учителями школ, родителями, преподавателями вузов, тренерами и т. д.
Формированию здорового образа жизни учащейся молодежи также способствует принятие в стране соответствующих нормативно-правовых актов на всех уровнях власти, создание организационных условий. В первую очередь речь идет о федеральных законах о физической культуре и спорте, образовании, об общественных объединениях и других документах [9, 10, 11, 6, 5]. В частности, в «Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года» [6] к числу основных задач, требующих своего решения, отнесена модернизация системы физического воспитания в образовательных учреждениях.
Наиболее оптимальные условия для такой деятельности складываются в рамках общественных объединений и организаций физкультурно-спортивной направленности [11]. Одним из возможных видов таких организаций, на наш взгляд, является спортивный клуб. Современная действительность ярко демонстрирует, что именно система различных клубов служит наиболее распространенным видом организации свободного времени разных категорий населения и различных видов досуговой деятельности учащихся.
Потребность в повсеместном создании такой эффективной формы объединения детей и учащейся молодежи, какой являются клубы, нашла отражение в «Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года» [6]. В этом документе зафиксировано, что на втором этапе реализации стратегических целевых ориентиров (2016-2020 годы) количество организаций, имеющих спортивные клубы, необходимо довести до 45 %.
Успешность деятельности спортивных клубов образовательных организаций не в последнюю очередь зависит от их правового обеспечения. На данный момент можно утверждать, что в этом направлении сложилась определенная система правовых документов. В первую очередь речь идет о Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 года № 329-Ф3 [9].
В этом документе приводится, например, определение студенческого спорта, под которым понимается часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в образовательных учреждениях
среднего профессионального и высшего профессионального образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях.
Далее в упомянутом законе отмечается, что в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного и студенческого спорта образовательными учреждениями начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования могут создаваться школьные и студенческие спортивные клубы (в том числе в виде общественных объединений), не являющиеся юридическими лицами. Деятельность таких спортивных клубов осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и предусматривается уставами соответствующих образовательных учреждений.
В другом важном для рассматриваемых организаций документе - Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [10] закреплена структура образовательной организации, указывается, что образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся. В перечень структурных подразделений образовательных организаций входят и спортивные клубы.
В соответствии с законом об образовании Министерство образования и науки Российской Федерации своим приказом [5] утвердило порядок осуществления деятельности школьных и студенческих спортивных клубов. Этим документом определяются правила осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов, в том числе в виде общественных объединений, не являющихся юридическими лицами, создаваемых образовательными организациями.
В рассматриваемом документе определено, что основными задачами деятельности спортивных клубов являются:
• вовлечение обучающихся в систематические
занятия физической культурой и спортом,
№ 7 • 2014 Июль | _1и!у
53
формирование у них мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья;
• организация физкультурно-спортивной работы с обучающимися;
• участие в спортивных соревнованиях различного уровня среди образовательных организаций;
• развитие волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни;
• оказание содействия обучающимся, членам спортивных сборных команд образовательных организаций в создании необходимых условий для эффективного проведения образовательного и тренировочного процессов;
• организация спортивно-массовой работы с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, ограниченные возможности здоровья.
В целях реализации основных задач студенческие спортивные клубы осуществляют:
• пропаганду в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, основных идей физической культуры, спорта, здорового образа жизни среди обучающихся и педагогических работников указанных образовательных организаций;
• воспитание физических и морально-волевых качеств, укрепление здоровья обучающихся, повышение уровня профессиональной готовности, социальной активности обучающихся и педагогических работников образовательных организаций посредством занятий физической культурой и спортом;
• организацию и проведение спортивных, физкультурных и оздоровительных мероприятий в образовательных организациях, в том числе внутривузовских спартакиад и соревнований по различным видам спорта;
• участие в спортивных соревнованиях различного уровня, в том числе организуемых и проводимых студенческими спортивными лигами;
• проведение работы по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонение в состоянии здоровья, ограниченные возможности здоровья, привлечение их к участию и проведению массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
• формирование сборных студенческих спортивных команд по видам спорта для участия в соревнованиях различного уровня;
• обеспечение поощрения обучающихся, добившихся высоких показателей в физкультурно-спортивных мероприятиях;
• информирование обучающихся о проводимых спортивных, физкультурных и оздоровительных мероприятиях в образовательных организациях;
• оказание поддержки деятельности волонтерских движений по пропаганде здорового образа жизни и студенческого самоуправления в образовательных организациях;
• создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;
• организацию работы летних и зимних спортивно-оздоровительных лагерей;
• организацию взаимодействия с аккредитованными спортивными федерациями по видам спорта по вопросам развития студенческого спорта;
• организацию работы по активному информированию обучающихся и педагогических работников о мероприятиях, соревнованиях и программах студенческого спортивного клуба;
• подготовку предложений по назначению обучающимся государственной академической стипендии, увеличенной в размерах по отношению к нормативам, установленным Правительством Российской Федерации, за особые достижения в спортивной деятельности;
• организацию взаимодействия с кафедрой физической культуры в образовательных организациях с общественными объединениями спортивной направленности.
Важным организационным аспектом является то, что спортивный клуб формирует свою структуру с учетом пожеланий обучающихся и педагогических работников спортивных клубов, а также образовательной организации. Формы организации работы спортивного клуба, методы и средства выбираются спортивным клубом в соответствии со спецификой основных направлений их деятельности. Основными формами работы спортивных клубов являются занятия в секциях, группах и командах, комплектующихся с учетом пола, возраста, уровня физической и спортивно-технической подготовленности, а также состояния здоровья обучающихся.
Спортивный клуб может иметь собственное название, эмблему, наградную атрибутику, спортивную форму.
Следует особо подчеркнуть, что с целью развития деятельности спортивных клубов в образовательных организациях должны быть созданы необходимые условия для их функционирования.
54
№ 7 • 2014 Июль | _1и!у
Знаменательным этапом в развитии клубного движения в нашей стране явилось создание Ассоциации студенческих спортивных клубов России (АССК России). 24 января 2013 г. Президент России В. В. Путин на встрече с представителями студенческих спортклубов поддержал их инициативу создать Ассоциацию [13].
26 июня 2013 г. в МГМУ им. И. М. Сеченова студенты провели учредительный Съезд АССК России. На Съезд были приглашены активные студенты со всей России. 2 сентября 2013 г. документы были поданы в Министерство юстиции, а 17 сентября 2013 г. АССК России официально стала Общероссийской молодёжной общественной организацией, призванной развивать массовый студенческий спорт [14].
Основная задача объединения - развитие массового студенческого спорта, организация соревнований и мероприятий, направленных на популяризацию молодежного спорта и здорового образа жизни.
В феврале 2014 г. в Ярославле был проведён I Клубный турнир АССК России, посвящён-ный Дню защитника Отечества. Мероприятие подобного масштаба было организовано Ассоциацией впервые, однако старт оказался отличным: в турнире приняли участие 24 команды студентов из Центрального и Северо-Западного федеральных округов (около 200 человек из 10 городов России).
Заключение. Анализ современных нормативно-правовых документов показал, что впервые в нашей стране на государственном уровне большое внимание уделено клубному движению в сфере физической культуры и спорта. Регулирование различных отношений в процессе физкультурно-спортивной деятельности в условиях спортивных клубов образовательных организаций в достаточной степени обеспечено правовыми документами. С одной стороны, эта деятельность имеет определенные правовые рамки, в которых осуществляется физкультурно-спортивная деятельность, управление этой деятельностью, с другой - нормативные документы предоставляют достаточно большой выбор для самостоятельной творческой работы учащейся молодежи, спортсменов, организаторов и тренеров спортивных клубов. На федеральном уровне создана организационная структура, обеспечивающая деятельность студенческих спортивных клубов.
Литература
1. Исаев А.А. Олимпийцы среди нас, или Наука выходить победителем всегда и везде / А.А. Исаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1998 - 240 с.
2. Киселев А.И. Опыт создания современной структуры управления физической культурой и спортом в вузе / А.И. Киселев,
В.М. Богданов // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 4. - С. 55-58.
3. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубы-шева. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры», 2006. - 174 с.
4. Махов А.С. Формирование физической культуры личности сельских подростков в условиях деятельности школьного спортивного клуба: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.С. Махов. - СПб., 2005. - 18 с.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 сентября 2013 г. № 1065.
6. Распоряжение Правительства РФ №1101-р от 07.08.2009 года о «Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года».
7. Столяров В.И. Пути повышения гуманистической ценности детского спорта В.И. Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 4. - С. 10-36.
8. Столяров В.И. Спартианская педагогическая технология инте-гративного подхода к организации физкультурно-спортивной работы в школе / В.И. Столяров // Модернизация физического воспитания в общеобразовательной школе. - М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры», 2009. - С. 126-182.
9. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ.
10. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
11. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ.
12. Филиппов С.С. Спортивный клуб школы: этап становления / С.С. Филиппов, Т.Н. Карамышева. - М.: Советский спорт, 2012.
13. www.minsport.gov.ru/press-centre/news
14. http://studsportclubs.ru/index.php/o-nas/istoriya/
References
1. Isaev, A.A. Olympic athletes among us, or Science to win always and everywhere / A.A. Isaev. - 2nd ed., rev. and sup. - Moscow: Fizkultura i sport, 1998 - 240 P. (In Russian)
2. Kiselev, A.I. The experience of creating a modern structure of management of physical culture and sport in a higher school / A.I. Kiselev, V.M. Bogdanov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. -1998. - № 4. - P. 55-58. (In Russian)
3. Lubysheva, L.I. School sports culture / L.I. Lubysheva. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta, 2006. - 174 P. (In Russian)
4. Makhov, A.S. Formation of personal physical culture of rural adolescents in school sports club activities: abstract of Ph.D. thesis / A.S. Makhov. - St. Petersburg, 2005. - 18 P. (In Russian)
5. Decree of Ministry of Education and Science of the Russian Federation, September 13 2013 № 1065. (In Russian)
6. RF Government Decree № 1101- r dated 07.08.2009 on "Strategies for the development of physical culture and sport till 2020". (In Russian)
7. Stolyarov, V.I. Ways to improve the humanistic values of children's sport / V.I. Stolyarov // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2007. - № 4. - P. 10-36. (In Russian)
8. Stolyarov, V.I. Spartian educational technology of the integrative approach to organization of physical education and sports activities in school / V.I. Stolyarov // Modernization of physical education in secondary school. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta, 2009. - P. 126-182. (In Russian)
9. Federal Law "On Physical Culture and Sport in the Russian Federation" dated December 4 2007 № 329-FL. (In Russian)
10. Federal Law of the Russian Federation "On Education in the Russian Federation" December 29 2012 № 273-FL. (In Russian)
11. Federal Law "On Public Associations" May 19 1995 № 82-FL. (In Russian)
12. Filippov, S.S. School sports club: the stage of formation / S.S. Filippov, T.N. Karamysheva. - Moscow: Sovetsky sport, 2012. (In Russian)
13. www.minsport.gov.ru/press-centre/news (In Russian)
14. http://studsportclubs.ru/index.php/o-nas/istoriya/ (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 18.04.2014 г.
№ 7 • 2014 Июль | July
55