УДК: 796.01:159.9
взаимосвязь
мотивации и эмоций в физкультурно-спортивной деятельности
Доктор психологических наук, профессор Б.п. яковлев1 Доктор педагогических наук, профессор г.Д. бабушкин2 Кандидат педагогических наук, доцент Е.г. бабушкин2 Аспирантка н.Р. усаева1
Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут1
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск2
THE INTERDEPENDENCE OF MOTIVATION AND EMOTIONS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ACTIVITY
B.P. Yakovlev1, professor, Dr.Psych. G.D. Babushkin2, professor, Dr.Hab. E.G. Babushkin2, associate professor, Dr.Psych.
N.R. Usaeva1, postgraduate Surgut state university KhMAR-Ugra, Surgut1
Siberian state university of physical culture and sport, Omsk2 Key words: physical education and sports activity, motivation, emotions, age features.
The closest relationship of emotions and motivation is recognized by a number of modern psychologists. As motivation formation is an educational process and positive emotions are compulsory for educational effects, it would be wrong to exclude this rule of education in control of the motivation formation. Quite extensive material on the study of emotions and motivations in physical education and sports activity has been accumulated in the field of psychology of physical culture and sport. These personality manifestations were studied mainly separately. The researchers suggest various means and methods to form the sports motivation. But the recommendations not always take into account age-related psychological rules. So the influence on the consciousness of primary schoolchild when as assumed by some researchers, formation of physical education and sports motivation contradicts with the rules of mental evolution. It will not be effective to induce a schoolchild to regular classes of physical culture and sport, by explaining how good and useful it is going to be.
The researchers assume that emotions and motivation for physical education and sports activity are displayed not only separately but all together, affecting the behavior and effectiveness of athlete's competitive activity. Emotions represent a psychological field which lays the basis for development of motivational processes. Hence, first of all it is necessary to create conditions for an athlete to display their positive emotions when forming a sports motivation in athletes of different ages and qualifications.
Ключевые слова: физкультур-но-спортивная деятельность, мотивация, эмоции, возрастные особенности.
Физкультурно-спортивная деятельность, как и любая деятельность, зависит от внешних и внутренних детерминант, которые вызывают у человека процесс смыслообразо-вания личности, как «... относительно устойчивая и автономная иерархически организованная система, включающая в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующих как единое целое», выражающая психологические отношения между различными потребностями, потребностями и мотивами, между мотивом и целью, в том числе и взаимосвязь между мотивацион-ными и эмоциональными компонентами, и обуславливают удовлетворённость жизнедеятельностью человека (А. Н. Леонтьев, Б. С. Братусь, Ю. М. Забродин, Б. А. Сосновский). Тесная взаимосвязь мотивационных и эмоциональных компонентов образует целостное единство, которое представляет собой древнейший аппарат регуляции поведения с целью приведения его в соответствие с потребностями организма и особенностями окружающей среды [4].
Теснейшую взаимосвязь эмоций с мотивацией признавали ряд психологов современности [1, 2, 11, 12, 14 и др.]. Так, по мнению С. Л. Рубинштейна, эмоции, возникшие в результате воздействия на человека предметов, явлений, - предшественники и причины деятельности человека, направленной на эти предметы, явления [13]. Однако прикладных исследований, основанных на взаимосвязи эмоций с мотивацией, не обнаружено. А подобные результаты могли бы послужить для практиков (педагогов, психологов) основой для управления формированием мотивации. Поскольку формирование мотивации - педагогический процесс и положительные эмоции являются обязательным моментом воспитательных воздействий, не учитывать эту закономерность воспитания при управлении формированием мотивации было бы неправильно.
и
ЮГРА НАУЧНО-СПОРТИВНАЯ
Эмоции и мотивация достаточно подробно изучались в зарубежной психологии. Рядом исследователей накоплен объемный материал об эмоциях и мотивации человека. Взаимосвязь эмоций с побуждениями (мотивацией) отмечал в своих исследованиях американский психолог К. Е. Изард [6]. Согласно его представлениям о взаимодействии эмоций и мотивации сопровождающая эмоция взаимодействует с побуждением и регулирует его любым из трех направлений: усиливает, ослабляет, подавляет. Автор предлагает такую последовательность эмоций: активация эмоции - переживание, вызывающее мотивацию, - деятельность, побуждаемая и поддерживаемая эмоциональным состоянием.
Зарубежные исследователи мотивации [18, 19] предложили теорию аффективного возбуждения, согласно которой все мотивы приобретаются в процессе установления связи между стимулом и аффективным состоянием. Согласно их теории стимулы, вызывающие слабое несоответствие или отклонение от обычного уровня аффективного возбуждения, ведут к положительному аффекту и мотивируют поведение приближения. Стимулы, вызывающие существенные отклонения, ведут к отрицательному аффекту и мотивируют поведение избегания. Изучая взаимодействие эмоций и мотивации, Е. Deci [18] пришел к выводу, что аффект считается первичным по отношению к другим процессам. Согласно его теории эмоции выступают как мотивационный фактор и признается взаимодействие между эмоциями и поведением (мотивацией). Эмоции являются предшественниками и следствием поведения. Подведя итог анализа взаимодействия эмоций и мотивации, можно говорить об их взаимосвязи и о первичности эмоций в мотивации поведения человека.
Побуждать школьника к систематическим занятиям физической культурой и спортом, объясняя, насколько это полезно и необходимо в дальнейшем, не даст нужного эффекта. На это в свое время указывал и Ж.-Ж. Руссо [14], предлагающий не давать ученику никаких словесных уроков в целях воспитания, ученик должен извлекать уроки из своего опыта. Он сформулировал важнейший принцип, на основе которого должно строиться воспитание: «никакого опосредствования, только обусловливание». В дальнейшем В. Вилюнас указывал, что воздействие на логику, сознание на ранних этапах онтогенеза человека в целях формирования мотивации малоэффективно [4].
Словесное объяснение дошкольнику, младшему школьнику того, как полезно заниматься физической культурой и спортом, даже с подробным рассказом, как это важно в жизни, не может сравниться с реально пережитым подкреплением. Для младших школьников достаточно организовать туристический поход с преодолением препятствий, требующих проявления физических качеств, в процессе которого школьники на собственном опыте убеждаются в необходимости своего физического совершенствования.
При управлении формированием физкультурно-спортивной мотивации следует ориентироваться на психологические особенности возраста школьников, спортсменов. Это подтверждено нашими совмест-
ными с аспирантами, соискателями исследованиями [2, 5, 8-10,16].
Наиболее эффективное направление в развитии мотивов занятий физической культурой и спортом у младших школьников - это обращение к созданию положительных эмоций при воздействии на подсознание посредством наполнения содержания учебных предметов физкультурно-спортивной терминологией [5]. Содержание играет важную роль в воспитании. Это позволяет актуализировать в сознании школьника понятия физической культуры и спорта, их значение в жизни человека и формировать положительное отношение к занятиям физической культурой и спортом. Физкультурно-спортивные знания, формируемые у учеников начальных классов, дают представление о ценностях физической культуры и направлены на формирование мотивации к занятиям физической культурой. Так как эмоции могут быть возбуждены тем, что имеет отношение к существующей потребности человека [4], то именно поэтому, в исследовании Т. В. Головиной [5] отмечается, что не у всех учащихся экспериментальных классов возникают положительные эмоции и мотивы к занятиям физической культурой и спортом.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение с себе подобными. В связи с этим особое внимание при формировании и упрочении спортивной мотивации уделляется укреплению межличностных взаимоотношений, созданию благоприятного климата в спортивном коллективе. С учетом этого [8] была разработана методика формирования спортивной мотивации юных баскетболистов 13-15 лет, построенная на последовательном удовлетворении актуальных потребностей (в общении, одобрении, уважении, самоутверждении и др.). Создание благоприятных межличностных взаимоотношений способствовало проявлению положительных эмоций и формированию соревновательной мотивации и мотивации достижения.
С началом систематического участия юных спортсменов в спортивных соревнованиях эффективным средством укрепления спортивной мотивации являются мотивационные тренинги причинных схем, личностной причинности, внутренней мотивации, мотивации достижения [2]. При работе с привлечением тренингом причинных схем восприятие спортсменом своих неудач, поражений становится существенной детерминантой его последующего поведения. Изменения этого восприятия, осуществляемые тренером, приведут к изменению поведения спортсмена в будущем. Развитие мотивации с помощью тренинга личностной причинности рассматривается как развитие у спортсмена ощущения того, что он сам является причиной своего поведения и последствий. При использовании тренинга внутренней мотивации у спортсмена должны быть сформированы следующие субъективные состояния: 1) сконцентрированность внимания, мыслей на занятиях избранным видом спорта, исключая посторонние мысли, чувства, отвлечения; 2) ощущение полной включенности в занятия спортом; 3) четкое представление последовательности своей деятельности, ясное осознание целей, задач, средств достижения цели; 4) отсутствие тревоги, беспокойства, неуверенности перед выполнением работы.
Сущность тренинга мотивации достижения заключается в формировании у спортсмена стремления к достижению высоких результатов, используя методику «тематико-апперцептивный тест», анализ достижений людей в различных сферах деятельности. Эффективность мотивационных тренингов была показана при работе со спортсменами из различных видов спорта и квалификации в ряде исследований [2, 8, 16, 17].
При работе со взрослыми спортсменами стоит задача сохранения спортивной мотивации. Эта задача может решаться опосредованно через ускорение восстановления работоспособности спортсменов после тренировочных занятий и соревнований. При ускорении восстановления работоспособности у спортсменов активизируются положительные эмоции, улучшаются самочувствие, настроение, повышается активность. Это было показано в наших исследованиях при работе со спортсменами высокой квалификации (фехтовальщиками, лыжниками) [10]. Авторами разработана методика активизации спортивной мотивации у высококвалифицированных спортсменов. Основные ее положения сводятся к следующему: 1) воздействие на физическое состояние спортсмена после тренировочного занятия с использованием массажа и психорегулирую-щей тренировки; 2) снижение эмоциональной напряженности после проведения сеанса восстановления; 3) в процессе восстановительного сеанса осуществляются торможение эрготропной системы и активизация трофотропной; 4) восстановление способствует улучшению психоэмоционального состояния - повышается активность, самочувствие, настроение, проявляется удовлетворенность тренировочным процессом и желание дальнейшего спортивного совершенствования; 5) на основе улучшения психоэмоционального состояния становятся актуальными соревновательная мотивация и мотивация достижения успеха.
Заключение. Мы полагаем, что эмоции и мотивация в физкультурно-спортивной деятельности проявляются не только по отдельности, но и во взаимосвязи, оказывая влияние на поведение и результативность соревновательной деятельности спортсмена. Эмоции представляют собой психологическое поле, на базе которого разворачиваются мотивационные процессы. В связи с этим при формировании спортивной мотивации у спортсменов различного возраста и квалификации в первую очередь следует создавать условия для проявления положительных эмоций.
Литература
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г Асеев. - М.: Мысль, 1976. - 160 с.
2. БабушкинГ.Д. Сущность и эффективность тренингов мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 1. - С. 23-27.
3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972. - С. 7-44.
4. Вилюнас В. Психология развития мотивации / В. Вилюнас. -СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
5. Головина Т.В. Формирование ценностного отношения к физической культуре у младших школьников: дис.....канд. пед. наук /
Т.В. Головина. - Омск, 2003. - 196 с.
6. Изард К.Е. Эмоции человека: пер. с анг. / К.Е. Изард. - М.: МГУ, 1980. - 440 с.
7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. -752 с.
8. Канатов А.В. Управление формированием спортивной мотивации у юных баскетболистов / А.В.Канатов, Г.Д. Бабушкин // Пси-
хологические технологии в физическом воспитании и спорте: материалы регион. науч. конф. по спорт. психол. - Омск: Сиб-ГУФК, 2004. - С 18-20.
9. Кульмаметьева Э.С. Активизация физического самовоспитания школьников-подростков / Э.С. Кульмаметьева, Н.С. Ниясова, Г.Д. Бабушкин // Омский научный вестник. - 2013. - № 1. - С. 147-151.
10. Мочалов СЮ. Проблема активизации мотивации человека / С.Ю. Мочалов, Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2006. - № 2. - С. 126-128.
11. Психология спорта и физического воспитания: учебник для факультетов физической культуры / под ред. профессоров Б.П. Яковлева, Г.Д. Бабушкина. - Сургут: Изд-во ООО «Винчера», 2012. - 576 с
12. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рей-ковский. - М.: Прогресс, 1979. - 392 с.
13. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
- В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с, 328 с.
14. РуссоЖ.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Педаг. соч. в 2 т. - Т.1. М.: Педагогика, 1981. - С. 19-592.
15. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. - Т. 1. - М.: АПН РСФСР, 1950. -537 с.
16. Шумилин А.П. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов: дис. ... канд. пед. наук / А.П. Шумилин. - Красноярск, 2003. - 150 с.
17. Яковлев Б.П. Управление мотивационным процессом в спортивной деятельности / Б.П. Яковлев // Научно-теор. журнал «Спортивный психолог». - М., 2011 - № 3(6). - С. 22-27
References
1. Aseev, V.G. Behavioral motivation and personality formation / V.G. Aseev. - Moscow: Mysl', 1976. - 160 P. (In Russian)
2. Babushkin, G.D. The nature and effectiveness of motivation trainings / G.D. Babushkin, E.G. Babushkin // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. - 2009. - № 1. - P. 23-27. (In Russian)
3. Bozhovich, L.I. The problem of development of child's motivational sphere / L.I. Bozhovich // The study of behavioral motivation of children and adolescents. - Moscow: Pedagogika, 1972. - P. 7-44. (In Russian)
4. Vilyunas V. Psychology of motivation development / V. Vilyunas. -St.Petersburg: Rech', 2006. - 458 P. (In Russian)
5. Golovina, T.V. Formation of the valuable attitude to physical culture among primary schoolchildren: Ph.D. thesis / T.V. Golovina. - Omsk, 2003. - 196 P. (In Russian)
6. Izard, K.E. Human Emotions / K.E. Izard: transl. from Engl. - Moscow: MSU, 1980. - 440 P. (In Russian)
7. Il'in, EP. Emotions and feelings / E.P. Il'in. - St.Petersburg: Piter, 2001.
- 752 P. (In Russian)
8. Kanatov, A.V. Control of formation of sports motivation in young basketball players / A.V. Kanatov, G.D. Babushkin // Psychological technologies in physical education and sport: Proceedings of the region. scientific conf. on sports psychol. - Omsk: SibSUPhC, 2004. -P. 18-20. (In Russian)
9. Kulmameteva, E.S. Activation of physical self-education of teenage schoolchildren / E.S. Kulmamet'eva, N.S. Niyasova, E.G. Babushkin // Omskiy nauchny vestnik. - 2013. - № 1. - P. 147-151. (In Russian)
10. Mochalov, S.Yu. The problem of enhancing of human motivation / S.Yu. Mochalov, G.D. Babushkin, E.G. Babushkin // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. - 2006. - № 2. - P. 126-128. (In Russian)
11. Psychology of sport and physical education: textbook for departments of physical education / Ed. by prof. B.P.Yakovlev, G.D. Babushkin. -Surgut: Vinchera, 2012. - 576 P. (In Russian)
12. Reykovsky, J. Experimental psychology of emotions. - Moscow: Progress, 1979. - 392 P. (In Russian)
13. Rubinstein, S.L. The fundamentals of general psychology / S.L. Rubinstein. - In 2 V. - Moscow: Pedagogika, 1989. - 488P, 328 P. (In Russian)
14. Rousseau, J.J. Emile, or On education. Educ. essay in 2 V. - V.1. Moscow: Pedagogika, 1981. - P. 19-592. (In Russian)
15. Ushinsky, K.D. Collected work in 11 V. - V. 1. - Moscow: APS RSFSR, 1950. - 537 P. (In Russian)
16. Shumilin, A.P. Formation of the motivation of effectiveness of competitive activity of young judokas: Ph.D. thesis / A.P. Shumilin. -Krasnoyarsk , 2003. - 150 P. (In Russian)
17. Yakovlev, BP. The motivational process control in sports activity. Scientific-theoretical journal "Sportivny psikholog". - Moscow, 2011 -№ 3(6). - P. 22-27. (In Russian)
18. Deci, E. Intrinsie motivation. - New Jork, Plenum Press, 1975. - Р. 99.
19. McCklelland D.C, Atkinson J.M., Clark R.A., LowellE.L. The achievement motive. - New York, Appleton-Centuru-Grofts, 1953. - Р. 58.
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 11.12.2013 г.