Научная статья на тему 'Прогнозирование достижений личности в спортивной деятельности на основе психодиагностики ценностного отношения к занятиям спортом'

Прогнозирование достижений личности в спортивной деятельности на основе психодиагностики ценностного отношения к занятиям спортом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / PREDICTION / СПОРТ / SPORT / ДОСТИЖЕНИЯ / ACHIEVEMENTS / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПОРТСМЕНЫ / SKILLED ATHLETES / ПСИХОДИАГНОСТИКА / PSYCHODIAGNOSTICS / VALUE-BASED ATTITUDE / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ниясова Н.С.

The modern trend in the development of psychodiagnostics of the value-based attitude of an individual to sport and its application when predicting sports activity are associated with earlier scientific discoveries: the theory of transition of objective relations into subjective ones by transforming social needs into personal ones, the concept of formation of the motivational orientation on emotional experience based actions. The purpose of the present research was theoretical justification and experimental verification of the concept of psychodiagnostics of the value-based attitude of an individual to sports occupations. When predicting individual's achievements in sport psychological diagnosis is determined by taking into account the following conditions: professionally important needs are actualized in different directions and with varying degrees of intensity by detecting the relations of an individual with sport; after determination of the chosen sport and differentiation of sports specialization the needs «rise» and involve new (usually more universal) requirements by detecting the relations of an individual with activity; with an increase in athletic skills and of experience in sport the needs get focused on the task of achievement by establishing the relations between activity and its result; displayed professionally significant needs can condition the growth of sports achievements for a long period of time at the expense of the progressive development of the mechanisms of satisfaction of needs, but can not eliminate the psychological limitations of the motivational readiness of an athlete, sharpening the contradictions between athlete's natural abilities and his achievement motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование достижений личности в спортивной деятельности на основе психодиагностики ценностного отношения к занятиям спортом»

УДК: 796.01:159.9

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

достижений личности в спортивной деятельности на основе психодиагностики ценностного отношения к занятиям спортом

Кандидат педагогических наук, доцент Н.С. Ниясова

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

PREDICTING INDIVIDUAL'S

ACHIEVEMENTS IN SPORTS ACTIVITY BASED ON PSYCHODIAGNOSTICS OF VALUE ATTITUDE TO SPORTS CLASSES N.S. Niyasova, associate professor, Ph.D.

Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk Key words: prediction, sport, achievements, skilled athletes, psychodiagnostics, value-based attitude.

The modern trend in the development of psychodiagnostics of the value-based attitude of an individual to sport and its application when predicting sports activity are associated with earlier scientific discoveries: the theory of transition of objective relations into subjective ones by transforming social needs into personal ones, the concept of formation of the motivational orientation on emotional experience based actions.

The purpose of the present research was theoretical justification and experimental verification of the concept of psychodiagnostics of the value-based attitude of an individual to sports occupations. When predicting individual's achievements in sport psychological diagnosis is determined by taking into account the following conditions:

- professionally important needs are actualized in different directions and with varying degrees of intensity by detecting the relations of an individual with sport;

- after determination of the chosen sport and differentiation of sports specialization the needs «rise» and involve new (usually more universal) requirements by detecting the relations of an individual with activity;

- with an increase in athletic skills and of experience in sport the needs get focused on the task of achievement by establishing the relations between activity and its result;

- displayed professionally significant needs can condition the growth of sports achievements for a long period of time at the expense of the progressive development of the mechanisms of satisfaction of needs, but can not eliminate the psychological limitations of the motivational readiness of an athlete, sharpening the contradictions between athlete's natural abilities and his achievement motivation.

Ключевые слова: прогнозирование, спорт, достижения, квалифицированные спортсмены, психодиагностика, ценностное отношение.

Введение. Современная тенденция развития психологической диагностики ценностного отношения личности к занятиям спортом и её применение в системе прогнозирования спортивной деятельности связанs с предшествующими научными открытиями: теорией перехода объективных отношений в субъективные отношения путём преобразования общественных потребностей в личностные нужды [4, 5, 6], концепцией формирования мо-тивационной установки на действие посредством эмоциональных переживаний [2, 8].

Актуальность исследования в теоретическом плане для психологии спорта обусловлена необходимостью теоретического обоснования: 1) концепции психологической диагностики ценностного отношения к занятиям спортом и возможности её использования в прогнозировании спортивных достижений личности на основе методологических положений теории отношений личности А. Ф. Лазурского, В. Н. Мясищева, Б. Ф. Ломова; 2) закономерной последовательности установления связи между личностью и социальной средой спорта, между личностью и спортивной деятельностью, между спортивной деятельностью и продуктом этой деятельности на основе поступательного развития механизмов удовлетворения потребностей, объясняющих поэтапный процесс преобразования ценностного отношения от созерцательного типа к деятельному и далее к продуктивному.

Практическую актуальность для физического воспитания и спортивной тренировки имеет: 1) изучение процесса удовлетворения потребностей, что позволит диагностировать направленность, интенсивность и продолжительность связи, установленной между личностью и спортом. Это, в свою очередь, позволит прогнозировать мотивационную готовность спортсмена к двигательной активности, к росту спортивных достижений и к продолжительным занятиям спортом; 2) построение карты личной перспективы, которая

30

http://www.teoriya.ru

№ 12 • 2014 Декабрь | December

на основе механизмов удовлетворения потребностей обеспечит краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы достижений личности в спортивной деятельности.

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка концепции психологической диагностики ценностного отношения личности к занятиям спортом.

Результаты исследования и их обсуждение. Используя теоретическую базу А. Ф. Лазурского об исследовании личности в её отношениях к окружающей среде для практики спорта, представляется возможным осуществить диагностику установленной связи между личностью и социальной средой спорта и на этом прогнозировать природную двигательную одарённость спортсмена-новичка путём обнаружения эмоционального реагирования занимающегося на внешние воздействия избранного вида спорта [5].

Известно, что эмоциональное реагирование человека совпадает с фазой актуализации потребностей. В связи с этим можно предположить, что потребности человека актуализируются путём установления связи между личностью и объективной действительностью. Следовательно, изучая процесс актуализации потребностей у спортсмена (по объективным и субъективным показателям), можно диагностировать направленность его ценностного отношения и по направлению отношения прогнозировать мотивационную готовность личности к двигательной активности.

Продолжая теоретическое исследование, важно отметить, что ученик А. Ф. Лазурского В. Н. Мясищев «усилил» теорию отношений личности и предложил от статической характеристики свойств личности перейти к динамической характеристике отношений путём исследования её активности в установлении связи между личностью и деятельностью. Указывалось, что «реакция на различные обстоятельства жизни обусловлена не только их объективным значением, но и личным, субъективным отношением к ним человека» [6, с. 148]. Так как процесс формирования отношений личности в социальной среде осуществляется в деятельности, возникшая между ними связь «достраивается», но на более универсальном уровне - между личностью и деятельностью, причём деятельность человека определяет интенсивность установления (трансформации) связи.

В своём стремлении получить как можно более точные прогнозируемые данные об установках личности психологи стараются исследовать структуру созерцательного и деятельного типов отношений, а также объяснить переход от одного уровня к другому за счёт способа удовлетворения потребностей, таким образом раскрывая желания и побуждения человека к достижению целей, и тем самым, подтверждают концептуальные положения теории В. Н. Мясищева о способах деятельности [1, 6].

Следовательно, используя теоретическое наследие В. Н. Мясищева о динамике отношений и роли способов деятельности в интенсивности установления

связи между личностью и деятельностью, можно диагностировать установление связи между личностью и спортивной деятельностью и, таким образом, осуществлять прогноз мотивационной установки спортсмена к достижению путём изучения способа деятельности (или способа удовлетворения потребностей).

Созерцательное отношение преобразуется в деятельное путём выбора способа удовлетворения потребностей. С учетом этого эффективность установления связи «личность-деятельность» определяется индивидуальным выбором способа удовлетворения потребностей, проявляемого в виде эмоциональных переживаний. И, наоборот, если способы, которыми одни потребности привлекают для своего удовлетворения другие (как правило, более универсальные) и тем самым характеризующие «возвышение» потребностей, то можно предположить, что «возвышение» потребностей осуществляется путём установления связи между личностью и деятельностью.

И далее: исследования теории направленности личности Б. Ф. Ломова показали, что личность - это не «момент деятельности и её продукт». Напротив, деятельность есть «момент» и «продукт» личности [5]. Деятельность, по мнению Б. Ф. Ломова, должна быть организована так, чтобы её выполнение раскрывало перед каждым человеком перспективу его развития в системе созерцательного, деятельного и продуктивного отношений. Личная перспектива является носителем движения к возвышению связи личности с деятельностью на её высший уровень - между деятельностью и продуктом деятельности.

Теоретическое исследование Б. Ф. Ломова имеет исключительно большое значение для педагогической практики спорта. Понимание структуры отношения продуктивного типа, её предпосылок, оснований, обстоятельств, в которых она формируется, то есть системность её детерминации, - необходимое условие психологической диагностики сохранения ценностного отношения субъекта к занятиям спортом.

Как известно, Л. С. Выготский [3], исследуя развитие ребёнка, ввёл в психологию понятие «зона ближайшего развития». Он показал значение этой зоны в формировании и развитии психики ребёнка. Однако зона развития (как ближайшего, так и более отдалённого) имеет существенное значение не только для детского возраста, но и на всех ступенях отношений человека, поскольку она выступает как его перспектива. Можно полагать, что с развитием личности эта зона, дальность перспективы увеличиваются. В этом случае, когда деятельность не раскрывает перспектив человека в обществе, то, как бы хорошо она ни выполнялась, развитие его отношения будет ограниченным. Следовательно, перспективы личности закрепляют её отношение с деятельностью и активизируют связь между деятельностью и продуктом деятельности.

Субъективное отношение при переходе к новому уровню развития формируется на базе уже сложившегося, здесь происходит синтез того, что личность уже имеет, с тем, что она приобретает на новом уровне развития. Этот синтез осуществляется по схе-

№ 12 • 2014 Декабрь | йесетЬег

http://www.teoriya.ru

31

ме поступательного развития механизмов удовлетворения потребностей.

При рассмотрении деятельности отмечается, что цель имеет два аспекта: один из них - это идеальное представление будущего продукта деятельности, другой относится к намеченному личностью уровню достижения (например, в своём спортивном мастерстве). Когда деятельность завершена, её цель (в первом аспекте) достигнута, деятельность превращается в покоящееся свойство её продукта. В результате деятельности в зависимости от уровня достижения (второй аспект цели) её статус в спортивном коллективе либо упрочивается, либо ослабевает. Если изменение статуса личности, возникшее в результате деятельности, существенно (благодаря крупному успеху или большой неудаче), это может изменить и саму продолжительность сохранения установленной связи между деятельностью и её продуктом.

Цели личности могут быть сосредоточены на её собственных потребностях или связаны с потребностями социальной среды спорта. Важно отметить, что потребности действуют как тенденция, влияние которой явственно выступает только при определённых обстоятельствах и в течение продолжительных периодов. Под определёнными обстоятельствами понимается воздействие достижений спортивного сообщества и конкурентной борьбы соперника на иерархию потребностей спортсмена посредством интенсификации спортивной деятельности. С учетом этого продуктом спортивной деятельности может выступать личная перспектива спортсмена, которую можно исследовать по личностной иерархии потребностей.

Установление связи между деятельностью и её продуктом совпадает с заключительной фазой процесса удовлетворения потребностей - подчинение потребностей задаче достижения. Следовательно, проводя анализ иерархии потребностей спортсмена, можно диагностировать установление связи между деятельностью и продуктом деятельности и на основании этой диагностики делать прогноз мотивационной установки личности на продолжительные занятия избранным видом спорта.

Итак, в процессе теоретического исследования выявлено следующее. В диагностировании ценностного отношения личности к занятиям спортом важно, во-первых, установить направленность связи между личностью и спортом для прогноза правильности выбора спортивной специализации и уровня сформиро-ванности мотивационной установки на двигательную активность путём изучения эмоционального реагирования личности на внешние воздействия социальной среды спорта. Во-вторых, изучить интенсивность её «достройки» на уровне связи личности с деятельностью с целью прогнозирования мотивационной установки на рост спортивных достижений посредством выявления способов удовлетворения потребностей. И, в-третьих, исследовать продолжительность связи, установленной между деятельностью и её продуктом, что позволит прогнозировать мотивационную установ-

ку к продолжительным занятиям спортом на основе анализа иерархии потребностей.

В целом, диагностируя направленность, интенсивность и продолжительность отношения личности к занятиям спортом по объективным и субъективным показателям удовлетворения потребностей, можно прогнозировать переконструирование отношения с созерцательного типа к деятельному, от деятельного типа - к продуктивному, что позволит предсказать тенденцию построения индивидуальной структуры отношения. Это, в свою очередь, повысит точность прогнозирования спортивных достижений.

С целью прогнозирования достижений личности в спортивной деятельности построена концепция психодиагностики ценностного отношения к занятиям спортом. В её основе - поступательное развитие механизмов удовлетворения потребностей, которые отражают преобразование установленной связи личности со спортом и переход от одного уровня к другому: 1) между личностью и социальной средой спорта, 2) между личностью и спортивной деятельностью, 3) между деятельностью личности и продуктом её деятельности. Посредством изучения иерархии потребностей спортсменов, способов и степени их удовлетворения (объективные признаки) и эмоционального реагирования, эмоционального переживания, эмоциональной оценки (субъективные показатели) определяется индивидуальная структура ценностного отношения каждого конкретного спортсмена к занятиям избранным видом спорта. Диагностика динамики построения ценностного отношения к занятиям спортом путём анализа объективных и субъективных показателей удовлетворения потребностей позволяет прогнозировать мотивацион-ную готовность спортсмена к двигательной активности, к росту спортивных достижений и к продолжительным занятиям избранным видом спорта и на этой основе составлять карту личной перспективы.

Разработаны основные положения концепции психодиагностики ценностного отношения к занятиям спортом. К ним относятся следующие.

1. Психологическая диагностика ценностного отношения к занятиям спортом понимается как иерархически организованная система сбора информации о направленности, интенсивности и продолжительности связи личности со спортом на основе объективных и субъективных показателей удовлетворения потребностей спортсмена, обеспечивающая краткосрочный (1-3 месяца), среднесрочный (3-12 месяцев) и долгосрочный (2-3 года) прогнозы его мотивационной готовности к двигательной активности, к росту спортивных результатов и продолжительной спортивной деятельности.

2. Потребностный подход к психодиагностике ценностного отношения личности к занятиям спортом предполагает учитывать: 1) актуализацию профессионально важных потребностей спортсмена, предвещающую направленность связи личности со спортом; 2) возвышение потребностей, предсказывающее интенсивность установления связи личности со спортом; 3) подчинение потребностей задаче достижения, прогно-

32

http://www.teoriya.ru

№ 12 • 2014 Декабрь | йесетЬег

зирующее продолжительность связи, установленной между личностью и спортом.

3. Прогностическая значимость ценностного отношения к занятиям спортом определена его типологической обусловленностью, управляемой изменчивостью интенсивности и продолжительности его формирования и предсказуемостью признаков, направляющих активность личности к достижению успеха. При диагностике ценностного отношения к занятиям спортом учитывается поступательное развитие механизмов удовлетворения потребностей, обуславливающее структурирование ценностного отношения, что служит отправным моментом для разработки практических рекомендаций по управлению процессом формирования ценностного отношения к занятиям спортом у каждого конкретного спортсмена.

4. Анализ формирования ценностного отношения личности к занятиям спортом, то есть процесс его структурирования, осуществляется посредством интеграции объективных и субъективных показателей удовлетворения потребностей, что позволит предвосхищать этапы возникновения, «достройки» и сохранения ценностного отношения. Кроме того, исследуя типы ценностного отношения (созерцательный, деятельный, продуктивный), возможно предсказать эффективность спортивной деятельности.

5. Применение методики ранжирования 12 профессионально важных для спорта потребностей позволяет установить иерархию потребностей личности, степень и способы их удовлетворения. С помощью этих объективных показателей удовлетворения потребностей можно выявить эффективность воздействия социальной среды на сроки формирования ценностного отношения к занятиям спортом, которая заключается в динамике перехода созерцательного типа ценностного отношения к деятельному и далее к продуктивному. Динамика формирования ценностного отношения к занятиям спортом и её соотношение с возрастом, стажем и спортивной квалификацией спортсмена даёт возможность прогноза психического потенциала личности, включающего мотивационную готовность к двигательной активности, к росту спортивных результатов и к продолжительной спортивной деятельности.

6. Использование метода семичленного шкалирования в изучении субъективных показателей удовлетворения потребностей (эмоциональная реакция, эмоциональное переживание и эмоциональная оценка) позволяет прогнозировать эмоциональную включённость спортсмена в спортивную деятельность. Это характеризует его внутреннюю активность в формировании ценностного отношения к занятиям спортом (потребитель, носитель или создатель ценностей спорта), по которой можно предсказывать направленность, интенсивность и продолжительность связи личности со спортом.

Выводы

При прогнозировании достижений личности в спортивной деятельности психологический диагноз определяется с учётом следующих закономерностей:

• профессионально важные потребности в различном направлении и с различной степенью интенсивности актуализируются путём установления связи личности со спортом;

• с определением выбора вида спорта и дифференциацией спортивной специализации потребности «возвышаются» и привлекают новые (как правило, более универсальные) потребности путём установления связи личности с деятельностью;

• с повышением спортивной квалификации и увеличением стажа занятий спортом потребности «подчиняются» задаче достижения путём установления связи между деятельностью и продуктом деятельности;

• проявление профессионально важных потребностей способно длительный период обуславливать рост спортивных достижений за счёт поступательного развития механизмов удовлетворения потребностей, но не может устранить психологическую ограниченность мотивационной готовности спортсмена, обостряя противоречия между природными способностями спортсмена и его мотивацией к достижениям.

Литература

1. Бабушкин, Г.Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом: учеб. пособие / Г.Д. Бабушкин. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. - 328 с.

2. Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации / В.К. Вилю-нас. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.

3. Выготский,Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.

- М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

4. Лазурский, А.Ф. Общая и экспериментальная психология /

A.Ф. Лазурский. - СПб., 1912. - С. 180-188.

5. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 224 с.

6. Мясищев, В.Н. Проблема отношений человека и его место в психологии / В. Н. Мясищев // Вопросы психологии. - 1957. -№ 5. - С. 142-155.

7. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн // Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1969. - С. 348-374.

8. Яковлев, Б. П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности / Б.П. Яковлев. - М.: Советский спорт, 2014. - 312 с.

References

1. Babushkin, G.D. Psychodiagnostics of an individual during physical culture and sport classes: study guide / G.D. Babushkin. - Omsk: Publishing house of SibSUPC, 2012. - 328 P. (In Russian)

2. Vilunas, V.K. Psychology of motivation development / V.K. Vilunas.

- St. Petersburg: Rech', 2006. - 458 P. (In Russian)

3. Vygotsky, L. S. Pedagogical psychology / L.S. Vygotsky. -Moscow: Pedagogika, 1991. - 480 P. (In Russian)

4. Lazursky, A.F. General and experimental psychology / A.F. Lazursky. - St. Petersburg, 1912. - P. 180-188. (In Russian)

5. Lomov, B.F. Methodological and theoretical problems of psychology / B.F. Lomov. - Moscow: Nauka, 1984. - 224 P. (In Russian)

6. Myasischev, V.N. The problem of human relations and man's place in psychology / V.N. Myasischev // Voprosy psikhologii. -1957. - № 5. - P. 142-155. (In Russian)

7. Rubinshtein, S.L. Man and world / S.L. Rubinstein // Methodological and theoretical problems of psychology. - Moscow: Nauka, 1969.

- P. 348-374. (In Russian)

8. Yakovlev, B.P. Motivation and emotions in sports activity /

B.P. Yakovlev. - Moscow: Sovetsky sport, 2014. - 312 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: aikin-va@yandex.ru

Поступила в редакцию 26.05.2014 г.

№ 12 • 2014 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.