УДК: 796.011.2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
взаимодействия физической и спортивной культуры
Доктор педагогических наук, профессор Г.Л. Драндров
Кандидаты педагогических наук, доценты В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чебоксары
THEORETICAL GROUNDS OF INTERACTION OF PHYSICAL AND SPORTS CULTURES G.L. Drandrov, professor, Dr.Hab. V.A. Burtsev, associate professor, Ph.D.
E.V. Burtseva, associate professor, Ph.D.
I.Ya. Yakovlev Chuvash state pedagogical university, Cheboksary
Key words: physical activity, motor activity, physical culture, sports culture, sport, training activity, competition, motives, material and spiritual values.
Lately the term «sports culture» has become very popular in the research and educational literature. In the approaches to allocation of the essence and content of the concept researchers proceed from activity and value interpretation of the phenomenon of physical culture. And the interaction of physical and sports cultures is considered from different aspects.
In the present situation each of these concepts is to be studied in view of their place and role in general personal culture, estimation of their effect on development and performance of each other within human life activity. The purpose of the study was to analyze the subjected in the scientific and methodological literature approaches to interpretation of the interaction of physical and sports personal cultures.
As follows from the results of the study, physical culture and sport have a common object basis as types of motor activity provoked and directed by the same motives. Herewith, sport as a type of activity differs from physical culture by arising and prevailing competitive motives, motives for success and personal self-realization. Influenced by these motives, physical culture proceeds to a qualitatively new stage of development and level of sports activity with competitive activity as a new element. Physical exercises, that used to be for corporal and spiritual development, are in the content of sports activity in the new form of the method of pre-season training, making the essence of training activity. Sports activity results in the assignment of new compared to physical activity material and spiritual values, forming personal sports culture combined with the values of physical culture.
Ключевые слова: физическая активность, двигательная активность, физическая культура, спортивная культура, спорт, тренировочная деятельность, соревнование, мотивы, материальные и духовные ценности.
В последние годы в научно-педагогической литературе активно используется термин «спортивная культура» [3, 11, 12, 19, 20]. В подходах к определению сущности и содержания данного понятия исследователи отталкиваются от деятельностного и ценностного понимания феномена физической культуры. При этом взаимосвязь физической и спортивной культуры рассматривается авторами с различных позиций.
В сложившейся ситуации возникла необходимость рассмотрения каждого из этих понятий с позиции их места и роли в общей культуре личности, выявления их влияния на развитие и функционирование друг друга в процессе жизнедеятельности человека.
В связи с этим цель нашего исследования
заключалась в анализе представленных в научно-методической литературе подходов к пониманию взаимодействия физической и спортивной культуры личности.
Общей родовой категорией для физической и спортивной культуры выступает понятие «культура». Поэтому первая задача нашего теоретического исследования состоит в уточнении сущности и содержания этого понятия, выступающего в роли содержательного ориентира при выявлении качественного своеобразия двух ее видов - физической и спортивной культуры.
Отечественные ученые придерживаются дея-тельностного подхода к рассмотрению феномена культуры, определяя ее как совокупность форм, способов, средств и результатов человеческой деятельности. Понятие «культура» характеризуется ими, с одной стороны, как процесс, с другой -как результаты деятельности социального субъекта по созданию и сохранению тех социальных явле-
ний, которые оцениваются как наиболее важные, значимые ценности [4-6, 10, 11].
В реализации деятельностного подхода к пониманию культуры наблюдается множество вариантов, различающихся главным образом акцентами на результативной и процессуальной сторонах деятельности, на ее духовной и материальной составляющих [21]. В одном случае культура определяется преимущественно как продукт человеческой деятельности, ее результат в виде совокупности «материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень развития общества» [21, 22]. В другом случае внимание акцентируется на процессуальной стороне культуры, на том, что она представляет собой творческую созидательную деятельность, в ходе которой опредмечиваются ранее созданные ценности и создаются новые. Процесс развития культуры состоит в том, что человек одновременно и создает, творит культуру, опредмечивая в ней собственные сущностные силы, и формирует себя в качестве общественного существа, осваивая предшествующую культуру [16, 17].
Рассматривая культуру с позиции аксиологического подхода, в ней выделяют материальные и духовные ценности, которые создаются в процессе материальной и духовной деятельности. Материальные ценности культуры охватывают всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия и средства труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и связи). Духовные ценности культуры охватывают сферу сознания, духовного производства, выступают как социальные идеалы, смыслы, нормы, образцы поведения, которые определяют характер и направленность различных форм и областей социальной практики, общественных отношений, конкретных видов деятельности (познание, нравственность, воспитание, просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию) [17].
В соответствии с деятельностной трактовкой понятия «культура» различение ее видов осуществляется с учетом качественного своеобразия отдельных видов человеческой деятельности.
Одним из специфических видов деятельности является физическая культура. Поэтому вторая задача нашего исследования состоит в раскрытии сущности и содержания понятия «<физическая культура».
Отечественными учеными «физическая культура» определяется как:
• вид общей культуры, качественная сторона творческой деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей в социально значимых результатах, связанных с выполнением им обязанностей в обществе [16];
• жизненно важные способы и результаты использования людьми своих собственных двигательных
возможностей для преобразования своих качеств, способностей, полученных от природы [15];
• культура двигательной деятельности, целью и результатом которой является достижение физического совершенства через физическое (телесное и духовное) преобразование человека, расширение его двигательного потенциала и двигательного диапазона; универсальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности как отдельного человека, так и человечества в целом; совокупность материальных и духовных ценностей, используемых обществом для физического развития и физического совершенствования человека [18];
• специфическая деятельность, направленная на формирование двигательных умений и навыков, повышение физической кондиции человека, сохранение и укрепление здоровья, гармоничное развитие личности [4];
• деятельность, направленная на «социальное преобразование» тела человека, развитие его физических и духовных сил [5, 18];
• специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей [6, 8];
• специфическая сфера преобразования природы человеком и самого человека путем формирования все более совершенного организма, сознания, воли, а также развития соответствующих традиций, институтов и организаций [6]. Сравнивая вышеприведенные подходы к определению понятия «физическая культура», можно заметить, что все исследователи связывают ее с двигательной активностью. По мнению В. К. Бальсевича, двигательная активность представляет собой целенаправленное осуществление человеком двигательных действий, направленных на совершенствование различных показателей его физического потенциала и освоение двигательных ценностей физической и спортивной культуры [3].
При определении специфичности физической культуры как одного из видов двигательной активности мы ориентируемся на утверждение отечественного психолога А. Н. Леонтьева о том, что за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов. Автор в связи с этим писал: «Реально мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь - может быть, уже в совсем иных, изменившихся условиях» [10]. Поэтому специфичность физической культуры как вида деятельности обусловлена качественным своеобразием ее потребностей и мотивов.
Любая активность человека, в том числе и в виде физкультурной деятельности, приводит к определенным изменениям не только во внешней среде, но и в самом человеке как ее субъекте. К. Маркс писал: «... Воздействуя на внешнюю природу и суммируя
ее, он в то же время изменяет свою собственную природу» [13].
«Изменение собственной природы» может выступать в качестве мотивов поведения и деятельности человека. Поэтому в качестве существенного признака физической культуры как специфического вида двигательной активности, авторы вышеприведенных работ выделяют ее направленность на:
• телесное («самореализация физических способностей», «повышение физической кондиции», «преобразование способностей, полученных от природы», «телесное преобразование человека», «социальное преобразование тела», «развитие физических сил», «сохранение и укрепление физического здоровья», «формирование все более совершенного организма»);
• духовное («самореализация духовных способностей», «развитие духовных сил», «способы использования людьми своих собственных двигательных возможностей», «формирование двигательных умений и навыков», «гармоничное развитие личности», «преобразование самого человека», «формирование сознания и воли», «развитие человека как субъекта этой активности»). Результатами физической культуры как специфического вида двигательной активности человека являются позитивные изменения показателей телесного и духовного развития («физическое совершенствование», «расширение двигательного потенциала и двигательного диапазона»), которые выступают как материальные и духовные ценности и в своей совокупности характеризуют физическую культуру личности.
Близким по смыслу к пониманию физической культуры как двигательной активности, направленной на телесное и духовное развитие человека как ее субъекта, является понятие «физическая активность», которое определяется В. К. Бальсевичем как целенаправленная двигательная деятельность человека, выступающая как природно и социально детерминированная необходимость и потребность организма и личности в поддержании гомеостазиса, обеспечении морфологических, функциональных, биохимических и психологических условий реализации генетической и социокультурной программ их развития в онтогенезе и преодоления факторов, ему препятствующих. По мнению В. К. Бальсевича, понятие «физическая активность» включает в себя не только двигательную деятельность саму по себе, но и категорию цели этой деятельности в самом широком смысле [3].
Б. Г. Ананьев [1] отмечает, что человека можно рассматривать как индивида (природное существо), субъекта определенной деятельности, личность и индивидуальность. Поэтому изменения, возникающие у человека в результате физической активности, можно систематизировать в соответствии с этими представлениями:
• на уровне индивида - физическое развитие, здоровье (уровень адаптационных возможностей отдельных функциональных систем и организма в целом), двигательные способности;
• на уровне субъекта деятельности - знания, умения и навыки владения способами деятельности;
• на уровне личности - значимые для деятельности психические свойства личности;
• на уровне индивидуальности - свойства человека как индивида, субъекта и личности, связанные с физической активностью, которые являются уникальными, неповторимыми и обусловливают повышение его социального статуса.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно заключить, что физическая культура представляет собой специфический вид сознательной социально обусловленной двигательной активности человека, отличающейся направленностью на физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья, развитие двигательных способностей и психических свойств личности, овладение знаниями и способами ее организации.
Результаты физической активности выступают как присвоенные человеком материальные и духовные ценности физической культуры общества и в совокупности обусловливают уникальность человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности.
Третья задача нашего исследования состоит в раскрытии сущности и содержания понятия «спортивная культура».
Существенным признаком спорта выступает соревновательная деятельность, включающая соревновательные действия и связанные с ними отношения соперничества и сотрудничества спортсменов, специфические отношения с другими участниками: тренером, судьями, организаторами, болельщиками. Соревновательную деятельность отличает унификация входящих в ее содержание действий, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами соревнований, регламентация поведения спортсменов с принципами неантагонистических отношений между ними [9, 19]. Благодаря соревновательной деятельности спорт выступает как средство и форма выявления и социального признания физических, психических, духовных способностей в процессе соперничества, состязательности, борьбы между спортсменами.
Целью спорта является достижение спортивного мастерства и высокого спортивного результата в спортивных соревнованиях на основе организации тренировочного процесса.
Подготовка к соревнованиям не относится к существенным признакам спортивной деятельности -спорт в момент его зарождения существовал и без тренировочного процесса. Современный спорт высших достижений (игровые виды спорта) состоит преимущественно из серии соревнований при уменьшении количества тренировочных занятий. В этих условиях приоритетное значение придается методу интегральной подготовки через участие в соревнованиях.
С одной стороны, тренировочная деятельность не может существовать без соревнований, так как соревновательная деятельность выступает системоо-
бразующим фактором, определяющим цель, задачи, содержание и процесс спортивной тренировки. С другой - тренировочная деятельность оказывает существенное влияние на соревновательный результат. Поэтому современный спорт в широком понимании включает в себя не только собственно соревновательную деятельность, но и специальную подготовку к ней.
В. К. Бальсевич считает, что спорт как феномен общечеловеческой культуры - самодостаточная сфера человеческой деятельности, имеющей собственное предназначение, выполняя эвристические, эстетические, эталонные, оздоровительно-рекреативные, экономические и зрелищные функции [2].
Л. И. Лубышева отмечает, что наиболее значимыми для спортивной деятельности выступают потребности в самоорганизации спортивного стиля жизни, успехе и достижении высокого соревновательного результата [11]. Мы также полагаем, что специфичность спорта как вида деятельности обусловлена в первую очередь потребностями и внутренними мотивами, непосредственно побуждающими и направляющими к участию в соревнованиях. Спортивная деятельность привлекательна и значима для спортсмена тем, что она дает возможность реализовать себя и раскрыть свои возможности в соревновательной борьбе среди соперников, достичь победы, выигрыша.
Соревновательные мотивы, стремление к достижению успеха и самореализации в области избранного вида спорта обусловливают особенности спортивной деятельности, поведения и общения спортсмена с другими участниками спортивной деятельности, такие как высокие физические и психические нагрузки, соблюдение режимных требований, отношения соперничества и сотрудничества.
Встраиванием спорта в систему культуры, актуализацией ценностного отношения к спорту через мотивационную сферу в процессе спортивной деятельности создаются предпосылки для развития его культурологических свойств, что позволяет говорить о культуре спортивной.
Трансформация ценностей спорта из категории общественно значимых в категорию личностно значимых позволяет говорить о наличии у спортсмена спортивной культуры личности.
Спортивная культура личности, по мнению Л. И. Лубышевой, содержит специфический результат спортивной деятельности, средства и способы преобразования физического и духовного потенциала человека путем освоения ценностей соревновательной и тренировочной деятельности, а также тех социальных отношений, которые обеспечивают ее эффективность [11].
Своеобразие видов спорта определяет качественное своеобразие содержания спортивной культуры. Все виды спорта, получившие в настоящее время широкое признание в мире, Л. П. Матвеев с учетом особенностей предмета состязаний и характера двигательной деятельности подразделяется на пять групп [14]. Большинство видов спорта отно-
сится к группе, для которой характерна активная двигательная деятельность с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. При анализе содержания понятия «спортивная культура» мы будем рассматривать виды спорта, относящиеся к данной группе.
В. И. Столяров, С. Ю. Баринов к основным ценностям спортивной культуры относят возможность на базе спортивных тренировок и соревнований совершенствовать свои физические кондиции, способность к систематической работе по самосовершенствованию, умение побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех [19].
Л. И. Лубышева выделяет общекультурные, социально-психологические и специфические ценности спорта как части общей культуры. К специфическим ценностям автор относит способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда [12].
В процессе занятий спортом активно осваиваются, усваиваются и присваиваются интеллектуальные, интенционные, нравственные, достиженческие, валеологические, мобилизационные ценности двигательного характера, ценности здоровьесберегающих технологий спортивной подготовки [9].
В. М. Выдрин отмечает, что ценности спорта могут проявляться непосредственно в виде здоровья, физического совершенствования, конкретных соревновательных достижений (занятое место, рекорд) [7].
Н. И. Пономарев к ценностям спорта относит: здоровье, физическую подготовленность, физическое развитие, спортивно-технические результаты, идейные, организационные, научные и методические основы спортивной тренировки, функциональное содержание спорта, общение, волевые и моральные качества, социальное признание, авторитет, чувство личного достоинства и чувство долга, самовоспитание [17].
В. И. Столяров к ценностям спорта относит социальные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, которые регулируют деятельность социального субъекта и социальные отношения в сфере спорта, определяют их характер и направленность [20].
Обобщая вышеприведенные подходы к выделению ценностей, присваиваемых личностью в процессе спортивной деятельности, можно их классифицировать по биологическому, психологическому, педагогическому и социальному эффекту.
Биологический эффект спортивной деятельности выражается в «формировании здоровья», в присвоении «валеологических ценностей», в «физической подготовленности и физическом развитии», в «возможности совершенствовать свои физические кондиции», «удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании».
Психологический эффект проявляется в умении «побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех», в «способности к систематической работе по самосовершенствованию», в присвоении мобилизационных ценностей двигательного характера», в «самореализации», в «общении, волевых и моральных качествах». В психологической литературе выделяются три черты спортивного характера (спокойствие, уверенность в себе и боевой дух), которые можно отнести к духовным ценностям спортивной культуры и рассматривать как психологический эффект спортивной деятельности. Лица со спортивным характером отличаются эмоциональной устойчивостью, что проявляется в стабильности соревновательных результатов, повышении эффективности соревновательной деятельности в экстремальных условиях ее выполнения и умении достойно проигрывать в честной борьбе.
Педагогический эффект заключается в присвоении «интеллектуальных ценностей и ценностей здоро-вьесберегающих технологий спортивной подготовки», в «спортивно-технических результатах», в «научных и методических основах спортивной тренировки», в способности к «самовоспитанию».
Социальный эффект состоит в «повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда», в «социальном признании, авторитете, чувстве личного достоинства и чувстве долга», в «социализации», в присвоении «нравственных и достиженческих ценностей», в «конкретных соревновательных достижениях», в «социальных идеалах, смыслах, символах, нормах, образцах поведения, которые регулируют деятельность социального субъекта и социальные отношения в сфере спорта». Соревновательная дея-
тельность в экстремальных условиях соперничества и сотрудничества содействует присвоению норм спортивной этики, как внутренних регуляторов взаимоотношений со всеми участниками соревнований.
Четвертая задача нашего исследования заключалась в определении соотношения физической и спортивной культуры. При решении этой задачи мы отталкивались от тезиса А. Н. Леонтьева о том, что различие между видами деятельности обусловлено различиями в мотивах, побуждающих и направляющих человека на их осуществление [10]. Это с необходимостью определяет различия в содержании деятельности и в достигаемых результатах (см. таблицу).
Общими для физической и спортивной культуры являются такие мотивы, как потребность в двигательной активности, сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие, общение, внешнее самоутверждение и формирование личности. Эти мотивы во взаимодействии между собой побуждают человека к физической активности для телесного и духовного развития.
Формирование спортивной культуры осуществляется на основе качественного преобразования физической культуры через возникновение, развитие и доминирование в мотивационной структуре личности соревновательных мотивов, мотивов достижения успеха и личностной самореализации в избранном виде спорта.
Данные мотивы существенно изменяют содержание физической активности. Она, с одной стороны, по-прежнему включает в «снятом виде» физические упражнения, направленные на телесное и духовное развитие человека, но эти упражнения существуют не сами по себе, а в качестве элемента целостного
Содержание физической и спортивной культуры личности
Физическая культура Спортивная культура
Мотивы деятельности
Потребность в двигательной активности Сохранение и укрепление здоровья Физическое развитие Общение Внешнее самоутверждение Формирование личности Потребность в двигательной активности Сохранение и укрепление здоровья Физическое развитие Общение Внешнее самоутверждение Формирование личности Соревновательные мотивы Мотив достижения успеха Мотив личностной самореализации
Содержание деятельности
Физические упражнения Физические упражнения Соревновательные упражнения
Материальные ценности
Здоровье Телосложение Двигательные способности Здоровье Телосложение Высокий уровень развития двигательных способностей, значимых для избранного вида спорта
Духовные ценности
Знания в области физической культуры Владение способами организации физической активности Социализация Интерес к физической активности Знания в области избранного вида спорта Владение способами организации занятий избранным видом спорта Социализация Интерес к избранному виду спорта Свойства личности (уверенность, спокойствие, целеустремленность, настойчивость, эмоциональная устойчивость, устойчивость к фрустрации) Спортивная этика Социальный статус
новообразования - спорта, в виде тренировочной деятельности.
С другой стороны, в содержании физической активности возникает принципиально новый элемент - соревнование, которое берет на себя системообразующую роль - определяет как содержание и функционирование тренировочной деятельности, так и особенности выполнения двигательных действий, составляющих содержание соревновательных упражнений. Вызванные новыми мотивами изменения в содержании и процессе физической активности обусловливают присвоение человеком новых материальных и духовных ценностей.
Знания в области физической культуры обогащаются знаниями в области избранного вида спорта, человек овладевает способами организации занятий этим видом спорта. В спортивной деятельности формируются свойства личности, обусловливающие благоприятные отношения к ее различным сторонам: к содержанию (интерес к избранному виду спорта); к себе как субъекту деятельности (уверенность в себе); к условиям соревнований (спокойствие, эмоциональная устойчивость); к процессу и результатам соревновательной деятельности (целеустремленность и настойчивость); к поражению и неудачам (устойчивость к фрустрации): к участникам соревнований (спортивная этика). Достижением высоких соревновательных результатов обеспечивается повышение социального статуса человека.
Обобщая результаты исследования, можно заключить следующее: физическая культура и спорт имеют общее предметное основание как виды двигательной деятельности, побуждаемые и направляемые одними и теми же мотивами. Наряду с этим спорт как вид деятельности отличается от физической культуры возникновением и доминированием соревновательных мотивов, мотивов достижения успеха и личностной самореализации.
Под влиянием этих мотивов физическая культура переходит на новый, качественно иной уровень развития, уровень спортивной деятельности, включающий в качестве нового элемента соревновательную деятельность. Физические упражнения, ранее направленные на телесное и духовное развитие, входят в содержание спортивной деятельности в новом качестве -как средство подготовки к участию в соревнованиях, составляя содержание тренировочной деятельности. Спортивная деятельность приводит к присвоению новых по сравнению с физической активностью материальных и духовных ценностей, которые в совокупности с ценностями физической культуры образуют спортивную культуру личности.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Б.Г. Ананьева. - М.: Педагогика, 1980. - 517 с.
2. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ / В.К. Бальсевич. - СПб.: СПбНИИФК, 2006. - 67 с.
3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры, 2000. - 275 с.: ил.
4. Виноградов П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни: учеб. пособие / П.А. Виноградов, В.И. Жолдак,
A.П. Душанин. - М.: Советский спорт, 1996. - 587 с.
5. Выдрин В.М. Физ. культура и ее теория / В.М. Выдрин // Теория и практика физ. культуры - 1986. - № 5. - С. 24-27.
6. Выдрин В.М. Физическая культура студентов вузов: учеб. пособие / В.М. Выдрин, Б.К. Зыков, А.В. Лотоненко. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. - 128 с.
7. Выдрин В.М. Физическая культура как ценность / В.М. Выдрин. - Л.: Знание, 1976. - 38 с.
8. Ильинич В.И. Физическая культура студента: учебник / В.И. Ильинич. - М., 1999. - 447 с.
9. Каган М.С. Человеческая деятельность / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
10. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
11. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубыше-ва. - М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. - 174 с.
12. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 3. - С. 11-14.
13. Маркс К. Полное собрание сочинение / К. Маркс, Ф. Энгельс.
- 1955. - 188 с.
14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 427- 429.
15. Матвеев Л.П. О культуре физической / Л.П. Матвеев // Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека: Материалы конференции. -Ереван, 1984. - С. 10.
16. Николаев Ю.М. О культуре физической / Ю.М. Николаев // Современные проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. - С. 14-18.
17. Пономарев Н.И. Спорт как социальное и педагогическое явление / Н.И. Пономарев. - Л., 1989. - С. 5.
18. Столяров В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры / В.И. Столяров // Вопросы философии.
- 1988. - № 4. - С. 78-91.
19. Столяров В.И. Понятие и формы спортивной культуры личности. Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2009.- С. 366-370.
20. Столяров В.И. Спортивная культура как элемент культуры /
B.И. Столяров // Современность как предмет исследования социальных наук: Матер. Всерос. науч. конф. - М. : МГАФК, 2002. - С. 28-33.
21. Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М.С. Кагана и др. - СПб.: Лань, 1998. - 448 с.
22. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя. - М.: Политиздат, 1972. - 496 с.
References
1. Anan'ev, B.G. Selected psychological works: In 2 V. / B.G. Anan'ev. - Moscow: Pedagogika, 1980. - 517 P. (In Russian)
2. Balsevich, V.K. Sports focused physical education of comprehensive schoolchildren / V.K. Balsevich. - St.Petersburg: SPbRIPC, 2006. - 67 P. (In Russian)
3. Balsevich, V.K. Human ontokinesiology / V.K. Balsevich // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2000. - 275 P.: ill. (In Russian)
4. Vinogradov, P.A. The basics of physical culture and healthy way of life: study guide / P.A. Vinogradov, V.I. Zholdak, A.P. Dushanin.
- Moscow: Sovetsky sport, 1996. - 587 P. (In Russian)
5. Vydrin, V.M. Physical culture and its theory / V.M. Vydrin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury - 1986. - № 5. - P. 24-27. (In Russian)
6. Vydrin, V.M. Physical culture of university students: study guide / V.M. Vydrin, B.K. Zykov, A.V. Lotonenko. - Voronezh: Publ. h-se VSU, 1991. - 128 P. (In Russian)
7. Vydrin, V.M. Physical culture as a value / V.M. Vydrin. - Leningrad: Znanie, 1976. - 38 P. (In Russian)
8. Il'inich, V.I. Student's physical culture: textbook / V.I. Il'inich. -Moscow, 1999. - 447 P. (In Russian)
9. Kagan, M.S. Human activity / M.S. Kagan. - Moscow: Politizdat, 1974. - 328 P. (In Russian)
10. Leontev,A.N. Activity. Consciousness. Personality / A.N. Leont'ev.
- Moscow: Politizdat, 1975. - 304 P. (In Russian)
11. Lubysheva, L.I. School sports culture / L.I. Lubysheva. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta, 2006. - 174 P. (In Russian)
12. Lubysheva, L.I. Physical and sports cultures: essence, correlations and dissociations / L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy
kultury. - 2002. - № 3. - P. 11-14. (In Russian)
13. Marx, K. Complete works / K. Marx, F. Engels. - 1955. - 188 P. (In Russian)
14. Matveev, L.P. Theory and methods of physical culture (general fundamentals of the theory and methods physical education; theoretical and methodological aspects of sport and applied professional forms of physical culture): textbook for institutes of physical culture / L.P. Matveev. - Moscow: Fizkultura i sport, 1991. - P. 427- 429. (In Russian)
15. Matveev, L.P. On physical culture / L.P. Matveev // Physical culture and modern issues of man's physical perfection: Proceedings of the conference. - Yerevan, 1984. - P. 10. (In Russian)
16. Nikolaev, Yu.M. On physical culture / Yu.M. Nikolaev // Contemporary problems of theory and practice of physical culture: views, ideas, concepts. - St.Petersburg: SPbSAPC named after P.F. Lesgaft, 1997. - P. 14-18. (In Russian)
17. Ponomarev, N.I. Sport as a social and educational phenomenon / N.I. Ponomarev. - Leningrad, 1989. - P. 5. (In Russian)
18. Stolyarov, V.I. Philosophic and culturological analysis of physical
culture / V.I. Stolyarov // Voprosy filosofii. - 1988. - № 4. - P. 7891. (In Russian)
19. Stolyarov, V.I. The concept and forms of personal sports culture. The problems of development of physical culture, sport and Olympism / V.I. Stolyarov, S.Yu. Barinov. - Omsk: Publ. h-se of SibSUPC, 2009. - P. 366-370. (In Russian)
20. Stolyarov, V.I. Sport culture as an element of culture / V.I. Stolyarov // Modern times as a subject of study of social sciences: Proceedings of the scient. conf. of Russia. - Moscow: MSCPC, 2002. - P. 28-33. (In Russian)
21. The philosophy of culture. Formation and development / Ed. by M.S. Kagan et al. - St.Petersburg: Lan', 1998. - 448 P. (In Russian)
22. Philosophic dictionary / Ed. By M.M. Rozental'. - Moscow: Politizdat, 1972. - 496 P. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 23.02.2013 г.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
УДК: 796.011.2
£ л а
■о с
га
^
О (U ■С
Н
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОИ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Кандидаты педагогических наук, доценты Ф.Д. Мухамитянов, Д.В. Фонарев Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский
Ключевые слова: спортизированный подход, мотивация достижения успеха и избегания неудач, подростки.
Одним из эффектов образования в современной школе является конкурентоспособность личности, что напрямую связано с вопросами формирования мотивации достижения успеха. На сегодняшний день проблема тревожности и мотивации достижения успеха и избегания неудач в условиях реализации спортизированного подхода, в том числе в форме муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания, недостаточно исследована, хотя и представляет несомненный интерес как в теоретическом, так и в практическом плане.
Цель исследования - определить наличие связи мотивации достижения успеха и избегания неудач и личностной тревожности подростков, занимающихся и не занимающихся спортивно ориентированным физическим воспитанием.
Гипотеза исследования: существует связь между личностной тревожностью и мотивацией достижения успеха и избегания неудач у подростков, занимающихся и не занимающихся спортом в рамках физического воспитания.
Основанием для разработки гипотезы стали данные Ч. Спил-бергера и Г. Нейла, в которых определены основные социально-психологические факторы, влияющие на состояние тревожности у человека и результаты его деятельности.
Выборка была представлена учащимися 9-х классов (118 юношей и девушек) средних общеобразовательных школ г. Чайковского. Экспериментальную группу (ЭГ) составили школьники, которые занимались спортивно ориентированным физическим воспитанием три раза в неделю. Контрольную группу (КГ) - сверстники, занимающиеся три раза в неделю по 40 мин традиционным физическим воспитанием. Для диагностики мотивации успеха или боязни неудачи использовался опросник А. А. Реана. Для определения уровня личностной тревожности использована шкала тревоги и тревожности Спилбергера-Ханина. Результаты обработали с помощью компьютерной программы SPSS, версия 13.0.
Результаты исследования. Изучая показатель «мотивация на успех», установили, что шестилетний стаж занятий любимым видом спорта в рамках спортивно ориентированного физического воспитания (ЭГ) позволяет подросткам снять мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности, включая его в фонд полезных действий. Проверка на статистическую
значимость с использованием непараметрического критерия Вилкок-сона показала, что в ЭГ такая закономерность носит достоверный характер (р<0,05).
Теория Дж. Аткинсона, Х. Хекхаузена, согласно которой люди с доминирующим мотивом избегания неудачи проявляют неуверенность в себе, не верят в возможность добиться успеха, боятся критики, нашла свое подтверждение в наших исследованиях на школьниках, использующих традиционный (деятельностный) подход в физическом воспитании. Классно-урочная форма занятий по предмету «Физическая культура», которая присутствует в школьной жизни подростков КГ, не вызывает у них проявления достиженческих мотивов, а, наоборот, связана с неудачами в выполнении учебных заданий в форме «сдачи нормативов» и неумения выполнять сложнокоординационные двигательные действия.
Результаты проведенного исследования связи тревожности и мотивации достижения успеха и избегания неудач показали, что в КГ имееют место очень высокая корреляция между высоким уровнем тревожности и мотивацией на неудачу (г=0,917 при р<0,05) и сильная корреляция между низким уровнем тревожности и мотивацией на достижение успеха (г=0,921 при р<0,05).
Выводы. Учащиеся школ, в которых уроки физической культуры преподают в стиле «всего понемногу», обладают высокой личностной тревожностью, которая проявляется в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых разных жизненных ситуациях, даже таких, которые объективно к этому не располагают. Обратная картина наблюдается у сверстников ЭГ. В данной группе большинство учащихся имеют средний уровень тревожности по отношению к мотивации избегания неудачи и достижения успеха.
Это обусловлено, во-первых, тем, что рост спортивного мастерства в виде спорта закономерно ведет к снижению чувствительности к стресс-факторам, развитию соревновательной эмоциональной устойчивости. Во-вторых, с точки зрения В. К. Вилюнаса на формирование того или иного уровня тревожности и мотива стремления к успеху или избегания неудач влияют два фактора: результат и эмоции, сопровождающие процесс активности. В процессе деятельности возникают эмоций успеха-неуспеха. Эти эмоции подключаются к процессу регуляции деятельности и на основе накапливающегося опыта оповещают человека о достижимости целей и оправданности активности.
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 13.04.2013 г.