Научная статья на тему 'Интерпретация олимпизма в базовых смыслах спортивной культуры'

Интерпретация олимпизма в базовых смыслах спортивной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
122
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ИДЕИ ОЛИМПИЗМА / IDEAS OF OLYMPISM / СПОРТ / SPORT / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / COMMERCIALIZATION / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONALIZATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лубышева Л.И.

According to many scientists, modern sport is more frequently seen as a unique cultural phenomenon that can affect the social and individual development. The culturological resource of sport is based on historic Olympic traditions. As noted by prominent philosopher N.N. Vizitey, sport is a certain unity of collaboration and competition. Olympism that constitutes the spiritual foundation of the sports movement is still recognized as a socio-cultural education, based on the humanistic values of goodwill of people, their aspiration for peace, cooperation and mutual understanding. The humanistic nature determines its essential content serving man, individual, society. However, modern Olympic Games unlike the ancient ones are not religious. The purpose of the study was the scientific foundation of the influence of the concept of Olympism on the development of the theory of sports culture. Sport is now beyond the boundaries of the Olympic concept and keeps evolving in the new socio-historical conditions, acquiring new features and social functions. It is known that culture is a generator of meanings of social life. In this context, sport as a cultural phenomenon in the modern society serves as a popular cultural ideal and behavioral pattern. When forming the theory of sports culture one is to focus not only on Olympic traditions, but also take into account the realities of the modern Olympic movement. The commercialization of the Olympic movement assisted in expanding the influence of sport on different aspects of social life politics, economics, media, science, but significantly lowered the humanistic potential of personal enhancement of an athlete.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерпретация олимпизма в базовых смыслах спортивной культуры»

УДК: 796.01:316

интерпретация

олимпизма в базовых смыслах спортивной культуры

Доктор педагогических наук, профессор л.и. Дубышева

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

INTERPRETATION OF OLYMPISM IN BASIC SENSES OF SPORTS CULTURE

L.I. Lubysheva, professor, Dr.Hab. Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPC), Moscow Keywords: culture, ideas of Olymp-ism, sport, commercialization, pro-fessionalization.

According to many scientists, modern sport is more frequently seen as a unique cultural phenomenon that can affect the social and individual development.

The culturological resource of sport is based on historic Olympic traditions. As noted by prominent philosopher N.N. Vezitey, sport is a certain unity of collaboration and competition.

Olympism that constitutes the spiritual foundation of the sports movement is still recognized as a socio-cultural education, based on the humanistic values of goodwill of people, their aspiration for peace, cooperation and mutual understanding. The humanistic nature determines its essential content - serving man, individual, society.

However, modern Olympic Games unlike the ancient ones are not religious.

The purpose of the study was the scientific foundation of the influence of the concept of Olympism on the development of the theory of sports culture. Sport is now beyond the boundaries of the Olympic concept and keeps evolving in the new socio-historical conditions, acquiring new features and social functions.

It is known that culture is a generator of meanings of social life. In this context, sport as a cultural phenomenon in the modern society serves as a popular cultural ideal and behavioral pattern.

When forming the theory of sports culture one is to focus not only on Olympic traditions, but also take into account the realities of the modern Olympic movement. The commercialization of the Olympic movement assisted in expanding the influence of sport on different aspects of social life - politics, economics, media, science, but significantly lowered the humanistic potential of personal enhancement of an athlete.

Ключевые слова: культура, идеи олимпизма, спорт, коммерциализация, профессионализация.

Современный спорт, по мнению многих ученых, все чаще рассматривается как уникальное явление культуры, способное влиять на развитие общества и человека (В. К. Бальсевич, 2000, В. И. Столяров, 2013).

Культурологический ресурс спорта базируется на исторических олимпийских традициях. Известный философ современности Н. Н. Визитей утверждает, что спорт - это определенное единство сотрудничества и соперничества. Принимая и отстаивая принцип честного соперничества, спортсмены сотрудничают в том, чтобы сохранить то социальное пространство, в котором каждый может в максимальной степени удовлетворить свое стремление к соперничеству. Со времен Древней Греции победитель в спорте - самый настоящий, самый подлинный победитель. В Греции - это не только лучший атлет, но и лучший грек. Своей победой он утвердил то, что составляет основу жизни сообщества, он укрепил его единство, и он принят сообществом и богами в качестве героя [1].

Однако современные Олимпийские игры в отличие от античных не носят религиозного характера. Современный олимпиец - это прежде всего человек, имеющий уникальные двигательные способности, силу духа, спортивный талант и поддержку команды профессиональных специалистов. Начиная с 90-х гг. прошлого века спорт радикально меняет свое место в современной культуре и приобретает новое социокультурное качество. В то же время теоретическое осмысление спорта сегодня значительно отстает от спортивной практики. Это выражается в первую очередь в том, что представления о спорте, которые формировались в обществе в середине XX в. под влиянием концепций олимпизма П. де Куберетена, вошли в явное противоречие с реалиями современного спортивного движения.

Встраивая спорт в систему культуры, мы вправе говорить о феномене спортивной культуры, содержание которой тем не менее значительно обогащается современной концепцией олимпизма.

Олимпизм, составляющий духовную основу спортивного движения, по-прежнему признается как социокультурное образование, в котором заложены гуманистические ценности: добрая воля людей, их стремление к миру, сотрудничеству, взаимопониманию. Гуманистическая природа определяет

2 "и

£ л а

ч—

■ о

0J и

а ■ тз с

га

^

О (U .с Н

его сущностное содержание - служение человеку, личности, обществу [4].

Цель исследования - научно обосновать влияние концепции олимпизма на развитие теории спортивной культуры.

Результаты исследования и их обсуждение. Вхождение спорта в современную культуру было непростым. Возрождение Олимпийских игр осуществлялось в духе общих идей эпохи Возрождения, т. е. как попытка «возродить» античные ценности древнегреческих Олимпийских игр. Пьер де Кубертен понимал идею олимпизма не просто как мировое спортивное движение, а как смысл новой гуманистической философии. Он верил в мощную образовательную и воспитательную силу спорта, полагая, что духовно-нравственное развитие нового поколения невозможно без гармоничного развития человека, в котором важнейшей составляющей является спортивное воспитание.

И сегодня в тексте Олимпийской хартии в качестве основополагающих принципов записано: «1. Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам. 2. Целью Олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства» [3].

Главный замысел Кубертена, связанный с возрождением Олимпийских игр, состоял в том, чтобы последовательно, систематично и эффективно использовать спорт как средство решения педагогических задач, иными словами, использовать спорт для «обновления человечества через воспитание». Можно сказать, что философия олимпизма базируется на общеевропейской просветительской установке, суть которой состоит в том, что путем «правильного» воспитания можно преобразовать социальную действительность.

Культурный потенциал современного спорта обусловлен тесной взаимосвязью с концепцией олимпизма и спортивной педагогикой П. де Кубертена. Нормы, идеалы, образцы поведения, заложенные в содержании олимпизма, становятся критериями гармонично развитой личности спортсмена.

Спортивная культура содержит специфический результат человеческой деятельности и способы преобразования физического и духовного потенциала человека путем освоения им ценностей тренировочной и соревновательной деятельности, цель которой - высокое спортивное достижение. Структура ценностей спортивной культуры личности проявляется в виде здоровья, гармоничного развития, жизнестойкости, жизнеспособности. Саморазвитие и самореализация спортсмена порождают спортивное удовольствие и наслаждение процессом и результатом спортивной деятельности. Такое единство духовного и физического развития индивида позволяет осознать сущность культуры спортивной и выделить ее из мира общей культуры [2].

Спортивная культура личности формируется прежде всего в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Олимпийский спорт - важнейшая часть современного спорта, определяющая главный вектор его развития, благодаря которому выстраивается система достижения высоких спортивных результатов.

В олимпийском спорте - заложен механизм «честной игры», системы принципов «Fair play», которая формирует спортивную культуру личности спортсмена. Необходимое условие для формирования ценностного отношения к спорту - знания, умения и навыки, составляющие олимпийскую образованность спортсмена. Интерес к олимпийскому спорту, к социальным явлениям в сфере спорта, адекватным целям олимпизма определяют реальное видение занимающимися целей и задач спортивной тренировки и поведение в социуме. Олимпийская образованность позволяет спортсменам не только ориентироваться в различных аспектах и функциях олимпийского спорта, но и в целом обосновывать и понимать культурологический смысл современного спорта. Таким образом, система олимпийского образования тесно связывается со спортивным воспитанием.

Сегодня речь идет о развитии нового вида воспитания средствами спорта, соревнования, тренировочных нагрузок, спортивной подготовки, в ходе которой формируется личность спортсмена, способного достигать высокого спортивного результата и быть личностью в самом высоком понимании этого слова.

Под методами спортивного воспитания понимаются способы работы тренера и спортсмена, при помощи которых происходит овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества и способности, формируется мировоззрение. Сама природа спорта обладает мощным воздействием на личность. Воспитательное значение спорта очень велико. Достаточно вспомнить уже ставшее «штатным» выражение, что спорт для молодежи - это «школа характера, мужества, воли».

Спорт закаляет характер, учит преодолевать трудности, держать «удары судьбы». Спорт формирует личность, заставляет бороться со своими слабостями, преодолевая себя. Благодаря спорту человек учится владеть своими эмоциями, понимать красоту. В спорте человек впервые начинает постигать азы правовой культуры, усваивает правила «честной игры». Спорт выступает мощным фактором социализации, проявления социальной активности. Через спорт человек нарабатывает опыт межличностных отношений, выстраивая взаимосвязи и взаимодействия между собой и тренером, другими спортсменами, а также спортивными арбитрами. Именно в спорте может родиться настоящий руководитель и организатор, поскольку спорт во многом моделирует жизненные ситуации.

Спортивное воспитание обеспечивает и процесс познания, решает образовательные задачи. Спорт представляет собой особый тип творческой поисковой деятельности. Известно: чтобы спортсмен достиг высокого спортивного результата, он должен многое знать, начиная с понимания сущности человека как социобиологического индивидуума до правил построения учебно-тренировочного процесса. Давно ушло в прошлое представление о спортсмене, как о человеке, которому нужны только сила, ловкость, выносливость. Только высокообразованная личность, обладающая спортивной культурой, способна завоевывать медали и одерживать настоящие победы.

Спортивное соревнование рассматривается как стимул для мобилизации способностей и наиболее полного их проявления. Стремления соперников проявить свои способности в благородном соревновании друг с другом способствуют активному продвижению каждого к совершенству.

Такая позиция выдвигает на первое место моральную сторону участия в спортивном состязании. По мнению Кубер-тена, спортсмен не должен стремиться к победе любой ценой.

В духе олимпизма предпочтение следует отдавать честному, благородному поведению в спортивном соперничестве, придерживаясь убеждения, что самое главное - не конкретный результат, выразившийся в измеряемых физических величинах (баллах, очках, голах, секундах и т д.), а отвага, мужество, проявляемые в ходе сражения за победу, дух борьбы, побуждающий человека к преодолению самого себя, своих слабостей и недостатков. Только при нравственном поведении в соперничестве спорт, спортивные соревнования будут выполнять свою воспитательную функцию.

Тем не менее сегодня олимпизм по своему содержанию не адекватен тем идеалам, с которых начиналось его возрождение. Существенный отход современного олимпийского движения от концепции олимпизма, сформулированной Кубертеном, произошел в 80-е гг. прошлого столетия, когда над Олимпийскими играми нависла угроза маргинализации. Нехватка денег и ослабление зрительского интереса к любительскому спорту остро поставили вопрос о пересмотре концептуальных установок. Тогдашний президент МОК Хуан Антонио Самаранч взял на себя смелость отказаться от принципа любительства и допустить бизнес в олимпийское движение.

Это решение повлекло за собой качественные изменения спорта. Коммерциализация внесла новый элемент в спортивные соревнования. Они стали элементом шоу-бизнеса, и теперь спорт вынужден учитывать коммерческие интересы. Спортивные состязания должны быть зрелищными, привлекать к себе большое число болельщиков, обеспечивать высокий уровень профессионального мастерства, формировать свою спортивную эстетику. Теперь не личностное совершенствование спортсмена и его гармоническое развитие выступают мотивацией к спортивной деятельности, как предполагал Кубертен, а жесткие правила прибыли и окупаемости диктуют спортсмену и менеджеру организацию спортивной деятельности. Более того, спорт стал высокооплачиваемой профессиональной деятельностью, и поэтому появилась заинтересованность в поисках средств повышения работоспособности спортсменов, обеспечения стабильности высоких результатов на протяжении всего спортивного сезона.

Сегодня в структуре мотиваций к победе в крупных спортивных соревнованиях - уже не столько стремление получить моральное удовлетворение от победы над собой, доказать превосходство над соперниками, сколько желание получить высокий социальный статус, стать знаменитым и богатым человеком, сделать успешную спортивную карьеру.

Олимпийский спорт неуклонно развивается в сторону профессионализации, все откровеннее делая ставку на ценностях успеха, карьеры, денег. На этой основе изменились ценностные ориентации в сторону потребительских и прагматических направлений. Профессионализация, повышая результативность атлетов, вместе с тем приводит к противопоставлению олимпийского спорта другим его разновидностям, все дальше и дальше отдаляя его от массового спорта.

Коммерциализация олимпийского движения также порождает негативную ситуацию для его дальнейшего развития. Зачастую время и условия соревнований определяются уже не интересами спортсменов, не созданием оптимальных условий для достижения спортивных рекордов, а интересами телевизионных компаний, рекламодателей.

В олимпийском спорте стали нарастать антигуманистические традиции: жесткая конкуренция, враждебность, недру-

желюбие, допинг, махинации. Все чаще Олимпийские игры называются коммерческим проектом, целью которого является извлечение прибыли. Сценарий организации современных Олимпийских игр сравнивают с крупномасштабной шоу-программой.

Все эти тенденции в корне противоречат идеалам олимпизма. Можно полагать, что если негативные тенденции будут усугубляться, то общественное мнение будет игнорировать сами Олимпийские игры и отторгать «новые идеалы» олим-пизма.

В связи с этим наблюдается очевидная закономерность влияния негативных сторон олимпийского спорта на формирование личности современного спортсмена: чем выше коммерческая составляющая победы, тем чаще спортсмен готов завоевать победу любой ценой, несмотря на спортивную этику и находя лазейки в правилах соревнований. Неблагородное поведение, допускающее сознательное нарушение нравственных норм и правил ведения спортивной борьбы во имя победы, не позволяет спортсмену полностью реализоваться, закрывает ему дорогу к личностному совершенствованию и лишает сам спорт изначально заложенного в нем смысла.

Спорт вышел за границы олимпийской концепции и продолжает активно развиваться в новых социально-исторических условиях, приобретая новые черты и новые социальные функции.

Известно, что культура - это генератор смыслов общественного бытия. В данном контексте спорт как явление культуры в современном обществе выполняет функции востребованных культурных идеалов и образцов поведения.

Вывод. При формировании теории спортивной культуры необходимо не только ориентироваться на олимпийские традиции, но и учитывать реалии современного олимпийского движения. Коммерциализация олимпийского движения позволила расширить влияние спорта на разные стороны общественной жизни - политику, экономику, СМИ, науку, однако существенно понизила гуманистический потенциал личностного развития спортсмена. Поэтому так важно осуществлять научный поиск новых путей развития олимпийских традиций, учитывающих социокультурные трансформации современного спорта.

Литература

1. Визитей Н.Н. Идеи олимпизма и реалии современного мира / Н.Н. Ви-зитей, В.Г. Манолаки // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 1. - С. 43-47.

2. Лубышева Л.И. Культурные трансформации современного спорта в аспекте социологического анализа / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 6. - С. 10-13.

3. Олимпипийская хартия. МОК. - М., 1990. - 87 с.

4. Столяров В.И. Олимпийская концепция Пьера де Кубертена и современность / В.И. Столяров //Олимпийский бюллетень : сб. науч. материалов / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Центр. олимп. акад. - М., 2005. - № 7. - С. 84-94.

References

1. Vizitey, N.N. Olympic Ideas and the realities of the modern world / N.N. Vizitey, V.G. Manolaki // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2011. - № 1. - P. 43-47. (In Russian)

2. Lubysheva, L.I. Cultural transformations in the modern sport in the aspect of sociological analysis / L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013. - № 6. - P. 10-13. (In Russian)

3. Olimpipiyskaya Charter. MOC. - Moscow, 1990. - 87 P. (In Russian)

4. Stolyarov, VI. The Olympic concept of Pierre de Coubertin and the Present / V.I. Stolyarov //Olympic bulleten: collected researches / RSUPCST, Centr. Olymp. acad. - Moscow, 2005. - № 7. - P. 84-94. (In Russian)

Информация для связи с автором: fizkult@teoriya.ru

Поступила в редакцию 18.02.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.