Научная статья на тему 'Модель удовлетворения социальных потребностей в спортивной деятельности'

Модель удовлетворения социальных потребностей в спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPORTS ACTIVITY / MODEL OF SATISFACTION OF SOCIAL NEEDS / MECHANISMS AND FUNCTION OF NEED / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ / МЕХАНИЗМЫ И ФУНКЦИИ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлев Б.П., Бабушкин Г.Д., Ниясова Н.С., Усаева Н.Р.

The study is relevant due to, on the one hand, the high importance of human needs in choosing sport and sports improvement, on the other hand, lack of knowledge about the mechanisms of satisfaction of needs and control of this process. In sports science the problem of satisfying the biological and social needs is being studied, but it is important not only to meet the current needs of those involved in sport, but also purposefully control their formation in young athletes at early phases of their occurrence. Thus, it is crucial to form in young athletes the needs for sports knowledge, achievement, belonging, recognition and others that contribute to sports improvement. Despite the existing concepts of human need reduction in the course of his activity, their fragmentation, conceptual and terminological inconsistency, lack of integrating concepts and ideas are observed. Such a state of the range of problems of satisfaction of human needs in the course of his activity makes particularly relevant not only accumulation to find out the problem managing the satisfaction of social needs of a person engaged in professional sport and formation of important needs in young athletes. The purpose of the study was to develop a conceptual model of human social needs for sports activity. The presented model of social needs satisfaction in sports activity, on the basis of the progressive development of mechanisms of need manifestation helps to explain the sequence and simultaneity of consolidation, interweaving and ordering activity units, which determines readiness for prolonged sports activity in young athletes and increase of athletic performance in skilled athletes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель удовлетворения социальных потребностей в спортивной деятельности»

MODEL OF SATISFACTION OF SOCIAL NEEDS IN SPORTS ACTIVITY B.P. Yakovlev, professor, Dr.Sc. Psych.

Surgut state university KhMAR-Yu-gra, Surgut

G.D. Babushkin, professor, Dr.Hab. N.S. Niyasova, associate professor, Ph.D.

Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk Keywords: sports activity, model of satisfaction of social needs, mechanisms and function of need. The study is relevant due to, on the one hand, the high importance of human needs in choosing sport and sports improvement, on the other hand, lack of knowledge about the mechanisms of satisfaction of needs and control of this process. In sports science the problem of satisfying the biological and social needs is being studied, but it is important not only to meet the current needs of those involved in sport, but also purposefully control their formation in young athletes at early phases of their occurrence. Thus, it is crucial to form in young athletes the needs for sports knowledge, achievement, belonging, recognition and others that contribute to sports improvement.

Despite the existing concepts of human need reduction in the course of his activity, their fragmentation, conceptual and terminological inconsistency, lack of integrating concepts and ideas are observed. Such a state of the range of problems of satisfaction of human needs in the course of his activity makes particularly relevant not only accumulation to find out the problem - managing the satisfaction of social needs of a person engaged in professional sport and formation of important needs in young athletes. The purpose of the study was to develop a conceptual model of human social needs for sports activity. The presented model of social needs satisfaction in sports activity, on the basis of the progressive development of mechanisms of need manifestation helps to explain the sequence and simultaneity of consolidation, interweaving and ordering activity units, which determines readiness for prolonged sports activity in young athletes and increase of athletic performance in skilled athletes.

Ключевые слова: спортивная деятельность, модель удовлетворения социальных потребностей, механизмы и функции потребности.

Актуальность данного исследования обусловлена, с одной стороны, высокой значимостью потребностей человека в выборе вида спорта и в спортивном совершенствовании, с другой стороны, недостаточностью знаний о механизмах удовлетворения потребностей и управления этим процессом. В спортивной науке исследуется проблема удовлетворения биологических и социальных потребностей [4], однако важно не только удовлетворить актуальные потребности занимающихся спортом, но и целенаправленно управлять их формированием у юных спортсменов на ранних этапах их возникновения. Так, важно своевременно сформировать у юных спортсменов потребности в спортивных знаниях, в достижении, в принадлежности, в признании и другие, обусловливающие спортивное совершенствование [1].

Несмотря на существующие концепции удовлетворения потребностей человека в процессе его деятельности [5, 7], наблюдается их разрозненность, концептуальная и терминологическая несогласованность, недостаток интегрирующих представлений и идей. Такое состояние проблематики удовлетворения потребностей человека в процессе его деятельности делает особенно актуальным не столько накопление в ней новых фактов, сколько осмысленние накопленных данных и их интеграцию с целью выхода на проблему - управление удовлетворением социальных потребностей человека, занимающегося спортом и формирование профессионально важных потребностей у юных спортсменов.

Цель настоящего исследования состоит в концептуальной разработке модели удовлетворе-

УДК: 796.01:159.9

МОДЕЛЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

социальных потребностей в спортивной деятельности

Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев Сургутский государственный университет ХМАО-ЮГРЫ, Сургут Доктор педагогических наук, профессор Г.А. Бабушкин Кандидат педагогических наук, доиент Н.С. Ниясова

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

и

ЮГРА НАУЧНО-СПОРТИВНАЯ

ния социальных потребностей человека в спортивной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение.

Модель удовлетворения социальных потребностей в спорте - самоорганизующаяся система механизмов обнаружения и устранения нужды, функционирующая во взаимодействии организма (человека) со средой (спортом) и предопределяющая активность человека в спортивной деятельности. Построение модели удовлетворения потребностей осуществлялось как с целью получения объяснений свойств потребности и механизмов её удовлетворения, так и для предсказания интересующих исследователя проявлений потребностей (взаимосвязь и взаимодействие звеньев активности) в системе многолетней подготовки спортсменов, обеспечивающих их готовность к продолжительной спортивной деятельности и росту спортивных результатов.

Схематичное представление модели удовлетворения социальных потребностей в спортивной деятельности отражает взаимодействие человека и спорта, при котором потребности проявляются в разных формах (объединение, переплетение и упорядочивание) в зависимости от поступательного развития механизмов их удовлетворения (см. схему).

Во-первых, это значит, что, объединение звеньев активности человека, существующее как реальный факт действия механизмов обнаружения нужды, должно подлежать учёту при анализе детер-

Модель удовлетворения социальных потребностей в спортивной деятельности

минант активности человека в спортивной деятельности и, что особенно важно для специалистов по спорту, может охарактеризовать готовность человека к продолжительной спортивной деятельности. Готовность к спортивной деятельности - это моти-вационная установка на конкретные действия, проявляется как способность человека отражать окружающую действительность, причём с опережением реального хода событий, и регулировать на основе такого отражения его активность.

Регуляция активности человека в сложной социальной среде спорта включает субъективные характеристики, которые позволяют судить об эмоциональном уровне его готовности к высоким спортивным достижениям: эмоциональную реакцию, эмоциональное переживание и эмоциональную оценку.

Отражение окружающей действительности содержит объективные характеристики, которые раскрывают потребностный уровень готовности человека к продолжительной спортивной деятельности: степень удовлетворения потребности, способ удовлетворения потребности и установление иерархии потребностей. Эти показатели эмоциональной и потребностной триад взаимосвязаны и функционируют одновременно, выступая как эмоционально-потребностная активность человека.

Во-вторых, переплетение звеньев активности, осуществляемое в определённой последовательности посредством поступательного развития механизмов обнаружения и устранения нужды, может лечь в основу педагогической характеристики эффективности спортивной деятельности каждого конкретного спортсмена.

Удовлетворение потребности осуществляется в виде эмоциональных переживаний (удовольствие, радость, уверенность, удовлетворённость). Эти переживания предшествуют соответствующей деятельности, побуждают к ней и отвечают за направленность движения потребностей. Именно способность эмоционального переживания определять направление движения предопределяет выбор способа удовлетворения потребностей (желание, побуждение, стремление, стимулирование). Например, проявляемая в спорте потребность в движении переживается как удовольствие и удовлетворяется в форме желания, а потребность в достижении переживается как уверенность и удовлетворяется в форме стремления к достижению успеха. Это позволяет утверждать, что эффективность спортивной деятельности определяется способом удовлетворения потребностей, индивидуальный выбор которого обеспечивается переживанием положительных эмоций [7].

В-третьих, звенья активности упорядочиваются посредством механизма достижения, где одни потребности для своего удовлетворения привлекают другие (как правило, более универсальные), что объясняет взаимодействие потребностей в выбранном направлении достижения успеха. Упорядочива-

ние звеньев активности происходит на всех уровнях развития потребности и включает стадии их объединения и переплетения. В первой стадии одни звенья активности определяют развитие потребности на уровне обнаружения нужды, они объединены в эмоциональную триаду и участвуют в регуляции активности человека при участии самого индивида путём изменения его отношения к одним раздражителям под воздействием других. Прочие звенья активности объединены в потребностную триаду, обеспечивают развитие потребности на уровне устранения нужды и выполняют функцию отражения окружающей действительности.

Специфическая функция эмоциональной триады - регуляция активности субъекта в конкретной ситуации - обеспечивает выработку новых, заранее не запрограммированных реакций. В построении эмоциональных реакций используется имеющийся опыт, причём применение накопленного опыта в наличных условиях - его эмоциональное переживание в виде неудовлетворённости и его эмоциональная оценка в виде отбора, сочетания, проверки и коррекции - происходит не автоматически, а на основе ориентировочных процессов при активном участии самого субъекта. Это проявляется как способность субъекта к преследованию целей [2] или как «образ потребного будущего». Возможность ситуативной выработки реакций согласно заложенной И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психического и получившей дальнейшее развитие в теории деятельности А.Н. Леонтьева, обеспечивается свёрнутым совершением во внутреннем плане (то есть без выполнения внешних движений) действий, направленных на преобразование ситуации и уже в определённом направлении (как правило, на достижение успеха). Вследствие этого в психическом образе индивиду открывается поле потенциальных действий [3], отбирая и проигрывая которые субъект имеет возможность составить действие, необходимое в данной конкретной ситуации. При таком понимании низшего уровня развития потребности в спортивной деятельности (уровня обнаружения нужды) связь структурных элементов «эмоциональная реакция-эмоциональное переживание-эмоциональная оценка» обеспечивает регуляцию активности субъекта в сложной социальной среде спорта и направляет поведение спортсмена на обнаружение нужды (актуализация потребности) путём желания достичь удовольствия.

На основе присвоения опыта о социальном происхождении индивид приобретает способность отражать происходящие события в контексте целостного «образа мира» [6] - системы сложившихся представлений об окружающей действительности, о себе и о своём месте в ней. Автоматизированная идентификация отражаемых событий в такой системе, открывающая субъекту глаза непосредственно на данные их характеристики и связи с другими явлениями, обеспечивает особое качество рефлексирующего отражения в человеческой психике - осо-

знанность. В спортивной деятельности эту систему рефлексирующего отражения действительности обеспечивает связь звеньев активности - степень удовлетворения потребности, способ удовлетворения потребности, установление иерархии потребностей.

В данном представлении об уровне устранения нужды связь структурных элементов, характеризующих степень удовлетворения потребности, способ удовлетворения потребности и установление иерархии потребностей, обеспечивает отражение окружающей действительности с опережением реального хода событий (по Л.С. Выготскому - рефлексию). Рефлексия осуществляет возникновение побуждений к значимым спортивным целям и направляет поведение спортсмена на удовлетворение потребности (устранение нужды) [4].

Заключение. Представленная модель удовлетворения социальных потребностей в спортивной деятельности, построенная на основе поступательного развития механизмов проявления потребности, позволяет объяснить последовательность и одновременность объединения, переплетения и упорядочивания звеньев активности, что предопределяет готовность к продолжительной спортивной деятельности у юных спортсменов и к росту спортивных результатов у квалифицированных спортсменов.

Литература

1. Бабушкин Г.Д. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсменов / Г.Д. Бабушкин, К.В. Диких. - Омск: СибГУФК, 2013.-240 с.

2. Вилюнас В.К. Инстинкт в свете эмоциональной концепции мотивации / В.К. Вилюнас // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1997. - № 1. - С. 3-13, 91-92.

3. Левин К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. - СПб.: Сенсор, 2000.-368 с.

4. Ниясова Н.С. Структура и содержание общественных и личных ценностей физической культуры и спорта / Н.С. Ниясова // Омский научный вестник. - 2008. - № 1 (63). - С. 101-104.

5. НюттенЖ. Мотивация/Ж. Нюттен //Экспериментальная психология. - Вып. 5. - М.: Прогресс, 1975. - С. 15-101.

6. Смирнов С.Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов / С.Д. Смирнов // Леонтьев А.Н. и современная психология. - М.: Изд-во. МП/, 1983. -С. 149-155.

7. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности / Б.П. Яковлев. - М.: Советский спорт, 2014. - 312 с.

References

1. Babushkin, G.D. Intellectual and psychological training of athletes / G.D. Babushkin, K.V. Dikikh. - Omsk: SibSUPC, 2013. - 240 P. (In Russian)

2. Vilyunas, V.K. Instinct in the light of the emotional concept of motivation / V.K. Vilyunas II Vestnik Mosk. un-ta. Ser. 14. Psychology. - 1997. - № 1. - P. 3-13, 91-92. (In Russian)

3. Levin,K. Field theory in social sciences/К. Levin.-St. Petersburg: Sensor, 2000. - 368 P. (In Russian)

4. Niyasova, N.S. The structure and content of social and personal values of physical culture and sport / N.S. Niyasova // Omsky nauchny vestnik. - 2008. - № 1 (63). - P. 101-104. (In Russian)

5. Nutten, J. Motivation / J. Nutten // Experimental Psychology. - Iss. 5. - Moscow: Progress, 1975. - P. 15-101. (In Russian)

6. Smirnov, S.D. The concept of " world image" and its importance for psychology of cognitive processes / S.D. Smirnov // Leont'ev A.N. and modern psychology. - Moscow: Pub. h-seof MSU, 1983. - P. 149-155. (In Russian)

7. Yakovlev, BP. Motivation and emotions in sport / B.P. Yakovlev. -Moscow: Sovetsky sport, 2014. -312 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: apokin_w@mail.ru

Поступила в редакцию 2.04.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.