Научная статья на тему 'Профессиональная адаптация личности в спорте'

Профессиональная адаптация личности в спорте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
368
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ / OBJECTIVE AND SUBJECTIVE FACTORS OF ADAPTATION / ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ / SIGNS OF DEADAPTATION / SUCCESSFUL ACTIVITY / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY TRAITS / СПЕЦИФИКА АДАПТИРОВАННОСТИ / SPECIFICS OF ADAPTATION / УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин М.А.

The problem of personality adaptation in the sphere of work gets especially important due to the fact that the reserve for increasing efficiency of work is concealed in its decision. The purpose of the present study was to examine the theoretical basis of personality professional adaptation in sport. Professional adaptation is a kind of human social adaptation, which is defined as a process of interaction between a personality and social environment, aimed at achieving a certain degree of compliance of human activity with social requirements. The state of professional adjustment is the result of the process of adaptation to profession. There is a problem of defining the criteria of adjustment of specialist to professional work. The objective and subjective criteria of adjustment to sports activity in representatives of different sports have not been studied by now. The problem of diagnosis and formation of athletes' readiness for competition in most frequent in most of the works of various authors, which is sometimes considered as an indicator of the degree of athlete' personality adaptation to the conditions of sports activity. However, readiness for a competition is rather a factor of athlete's adjustment to it. The measure of severity and connection of prelaunch conditions (general state, activity, mood, stress, anxiety, confidence, excitement), success of competitive activity and satisfaction with it has not been defined. However, the solution to this scientific problem seems to be crucial in terms of improving psychological training of these athletes to enhance their activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная адаптация личности в спорте»

УДК: 796.01+159.9

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

адаптация личности в спорте

Кандидат психологических наук, доцент М.А. Кузьмин

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

PERSONALITY PROFESSIONAL ADAPTATION IN SPORT

M.A. Kuz'min, associate professor, PhD.

National University of mineral resources (Mining University), St. Petersburg Key words: adaptation, objective and subjective factors of adaptation, signs of deadaptation, successful activity, motivation, personality traits, specifics of adaptation.

The problem of personality adaptation in the sphere of work gets especially important due to the fact that the reserve for increasing efficiency of work is concealed in its decision. The purpose of the present study was to examine the theoretical basis of personality professional adaptation in sport.

Professional adaptation is a kind of human social adaptation, which is defined as a process of interaction between a personality and social environment, aimed at achieving a certain degree of compliance of human activity with social requirements. The state of professional adjustment is the result of the process of adaptation to profession. There is a problem of defining the criteria of adjustment of specialist to professional work.

The objective and subjective criteria of adjustment to sports activity in representatives of different sports have not been studied by now.

The problem of diagnosis and formation of athletes' readiness for competition in most frequent in most of the works of various authors, which is sometimes considered as an indicator of the degree of athlete' personality adaptation to the conditions of sports activity. However, readiness for a competition is rather a factor of athlete's adjustment to it.

The measure of severity and connection of prelaunch conditions (general state, activity, mood, stress, anxiety, confidence, excitement), success of competitive activity and satisfaction with it has not been defined. However, the solution to this scientific problem seems to be crucial in terms of improving psychological training of these athletes to enhance their activity.

Ключевые слова: адаптация, объективные и субъективные факторы адаптации, признаки дезадаптации, успешность деятельности, мотивация, свойства личности, специфика адапти-рованности.

Проблема адаптации личности в сфере трудовой деятельности приобретает особую важность в связи с тем, что в ее решении кроется резерв повышения эффективности труда.

Цель исследования - изучить теоретические основы профессиональной адаптации личности в спорте.

Результаты исследования и их обсуждение. Профессиональная адаптация является видом социальной адаптации человека, который определяется как процесс взаимодействия личности и социальной среды, направленный на достижение определенной степени соответствия деятельности человека требованиям общества.

Профессиональная адаптация представляет собой единство адаптации индивида к физическим условиям профессиональной среды (психофизиологический аспект), адаптации к профессиональным задачам, выполняемым операциям, профессиональной информации (собственно профессиональный), адаптации личности к социальным компонентам профессиональной среды (социально-психологический аспект) [8].

Результатом процесса адаптации к профессии является состояние профессиональной адаптированности. Существует проблема определения критериев меры адаптированности специалиста к профессиональной деятельности. Разные авторы предлагают свой состав критериев профессиональной адаптированности: успешность деятельности (выполнение трудовых заданий, рост квалификации, взаимодействие с членами рабочей группы и другими лицами), способность избегать или эффективно устранять ситуации, создающие угрозу для трудового процесса, осуществление деятельности без значимых нарушений физического здоровья [3]; удовлетворенность специалиста работой и удовлетворенность администрации работником [1]; социально-психологическое самочувствие личности [4]; уровень социального статуса, самоощущение, удовлетворенность собой, условиями деятельности, общения и жизнью, эффективность функционирования работника [2, 5]; эффективность деятельности - высокая производительность, качество продукта, оптимальность энергетических и нервно-психических затрат, удовлетворенность профессионала [8].

Вся перечисленная совокупность критериев может быть сведена в две группы: объективные критерии профессиональной адаптированности, определяемые по характеристикам деятельности, и субъективные (по эмоциональным аспектам благополучия личности). Этот подход является наиболее обоснованным.

К любой профессиональной ситуации человек адаптируется как целостная структура: и как организм, и как личность. Существуют основания рассматривать адаптацию как процесс, затрагивающий все ключевые личностные образования. В целом изучение психологических аспектов профессиональной адаптации - довольно популярное направление психологических исследований, в рамках которого получено много интересных данных. Однако остается множество вопросов, еще не нашедших своего решения. Как правило, они связаны с изучением психологической специфики процесса адаптации человека в разных видах профессиональной деятельности.

Спортивная деятельность - это особый вид деятельности, обладающий специфическими чертами. Спорт является частным видом профессиональной деятельности, хотя и включает в себя характеристики как игровой, так и учебной деятельности.

Исследований, посвященных изучению психологических аспектов адаптации спортсменов к спортивной деятельности, очень много - настолько, что существует проблема их обобщения и систематизации. Несмотря на это более или менее общие тенденции выделить крайне трудно, поскольку специфика адаптации спортсмена очень сильно зависит от множества объективных составляющих, таких как вид спорта, уровень спортивной квалификации, конкретные условия соревновательной деятельности. Влияние этих факторов на адаптиро-ванность спортсменов может быть обусловлено спецификой его собственных характеристик, как демографических (пол, возраст), так и психологических. В связи с этим необходимо рассмотрение адаптации спортсменов, исходя из специфики вида спорта.

Изучение адаптации к спортивной деятельности возможно посредством исследования: приспособительных реакций спортсмена, адаптивно важных качеств личности и уровня адаптированности. Изучение приспособительных реакций -чрезвычайно трудоемкий процесс, так как он требует непосредственного вмешательства в спортивную деятельность, что практически невозможно. Изучение адаптивности и адаптированности и более информативно (так как дает более устойчивые тенденции) и процедурно легче.

Остановимся на обсуждении проблемы адаптированности спортсмена к спортивной деятельности. Существует два критерия адаптированности человека к деятельности: объективный (ее результативность, успешность) и субъективный (динамика эмоциональных состояний и удовлетворенность деятельностью).

Успешность деятельности - это субъективная оценка ее результативности [2, 6]. При этом оценка может даваться как самим профессионалом (в данном случае - спортсменом), так и его окружением (тренером, администрацией, близкими, болельщиками). Оценивая успешность спортсмена, всегда нужно исходить из его возможностей (один и тот же результат может быть для одного успехом, а для другого - поражением). Оценка собственной успешности зависит от того, равен или выше (ниже) достигнутый результат уровня личной цели того, что ожидал или хотел достичь человек.

Успешность спортивной деятельности чаще всего определяется занятым местом, уровнем спортивной квалификации и т. д.

Мнение о том, что психические состояния, на фоне которых осуществляется деятельность, влияют на ее успешность и результативность, на данный момент считается более или менее общепризнанным. Наиболее полный состав эмоциональных состояний, отражающих субъективный критерий адаптированности спортсмена, был определен А. Н. Николаевым [7]. К их числу относятся: самочувствие, активность, настроение, напряженность, тревожность, уверенность и уровень эмоционального возбуждения.

Предсоревновательное состояние почти всегда отличается от обычного и далеко не всегда бывает оптимальным. В ряде случаев можно говорить о линейной (положительной или отрицательной) связи эмоциональных состояний с успешностью деятельности. Однако существуют и нелинейные формы связи эмоциональных состояний и характеристик деятельности, согласно которым наиболее оптимальным является средний уровень тех или иных состояний.

Для суждения о том, каким является конкретное предсоревновательное состояние спортсмена, необходим критерий оптимальности, путь определения критерия оптимальности состояния - это установление зависимости между состоянием спортсмена в процессе соревнования и предшествующим ему состоянием.

Изучение психических состояний спортсмена проводится с целью прогнозирования его соревновательной успешности. Особое внимание необходимо обращать на негативные переживания, так как они способны дезорганизвать деятельность, способствовать ее регрессии на простейшие уровни с утерей наиболее сложных, недавно приобретенных навыков, нарушению стереотипа, снижению психических процессов и функций.

В изучении роли психических состояний в соревновательной успешности существует ряд сложностей. Эмоциональные состояния спортсмена индивидуальны, как и их влияние на его деятельность [9]. У каждого спортсмена формируется свой набор состояний, обеспечивающий успешное выступление в соревнованиях, в связи с чем можно говорить о существовании «индивидуальных зон оптимального функционирования». Кроме того, связь состояний и успешности деятельности может сильно зависеть от специфики вида спорта и условий соревновательной деятельности.

Удовлетворенность спортивной деятельностью долгое время не изучалась. В последнее время появляются работы, в которых этот феномен затрагивается как сам по себе, так и в связи с успешностью спортивной деятельности [9]. Появились данные, которые свидетельствуют о тесной связи успешности спортивной деятельности и удовлетворенности ею у спортсменов. Однако на данный момент неизвестен характер взаимосвязей различных психических состояний и удовлетворенности как отношения к деятельности.

Выводы. На данный момент объективный и субъективный критерии адаптированности к спортивной деятельности у представителей различных видов спорта не изучены. Наиболее часто в работах различных авторов встречается проблема диагностики и формирования готовности спортсменов к соревнованию, которое иногда рассматривается как показатель степени адаптированности личности спортсмена к условиям спортивной деятельности. Однако готовность к соревнованию - это скорее фактор адаптированности спортсмена к нему.

Не определены мера выраженности и связи предстартовых состояний (самочувствия, активности, настроения, напряженности, тревожности, уверенности, возбуждения), успешности соревновательной деятельности и удовлетворенности ею. Однако решение этой научной задачи представляется весьма важным с точки зрения совершенствования психологической подготовки этих спортсменов для повышения эффективности их деятельности

Литература

1. Арефьев С.Л. Изучение процесса профессиональной адаптации психолога в промышленности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / С.Л. Арефьев. - Л., 1978. - 17 с.

2. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности: учеб. пособие / Н.А. Батурин. - Омск: ОГИФК, 1988. - 50 с.

3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.

4. Вертягина Е.А. Условия профессиональной адаптации молодых следователей прокуратуры / Е.А. Вертягина // Материалы 3-го Всерос. съезда психологов, т. 2. - СПб.: СПб ГУ, 2003. - С. 103107.

5. Гефле О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуациях неопределенности / О.Ф. Гефле // Материалы 3-го Всерос. съезда психологов, т. 2. - СПб.: СПб ГУ, 2003. - С. 319-321.

6. Николаев А.Н. Изучение способностей, мастерства и успешности деятельности тренера: методологический аспект / А.Н. Николаев // Психолого-педагогический поиск: проблемы и достижения: Материалы 3-й межвуз. науч. конф. / Под ред. А.Н. Николаева; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1999. - С. 50-56.

7. Николаев А.Н. Методика изучения предстартовых состояний спортсменов / А.Н. Николаев // Психологические основы педагогической деятельности: Матер. Межвуз. науч. конф.. - СПб.: ГАФК, 2001. - С. 81-85.

8. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: СПб ГУ, 1991. - 152 с.

9. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: автореф. дис. ... докт. психол. наук / Н.Б. Стамбулова. - СПб., 1999. - 40 с.

References

1. Aref'ev, S.L. Studying the process of professional adaptation of psychologist in the industry: abstract of Ph.D. thesis / S.L. Aref'ev. -Leningrad, 1978. - 17 P. (In Russian)

2. Baturin, N.A. Psychology of success and failure in sports activity: study guide / N.A. Baturin. - Omsk: OSIPhC, 1988. - 50 P. (In Russian)

3. Berezin, F.B. Mental and psychophysiological human adaptation / F.B. Berezin. - Leningrad: Nauka, 1988. - 270 P. (In Russian)

из ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

4. Vertyagina, E.A. Conditions of professional adaptation of young public prosecution investigators/ E.A. Vertyagina // Proceedings of the 3rd All-Rus. session of psychologists, V. 2. - St.Petersburg: SPb SU, 2003. - P. 103-107. (In Russian)

5. Gefle, O.F. Personal social adaptation in situations of uncertainty / O.F. Gefle // Proceedings of the 3rd All-Rus. session of psychologists, V. 2. - St.Petersburg: SPb SU, 2003. - P. 319-321. (In Russian)

6. Nikolaev, A.N. The study of abilities, mastery and success of trainer's activity: methodological aspect / A.N. Nikolaev // Psychological-pedagogical search: challenges and achievements: Proceedings of the 3rd inter-university scient. conf. / Ed. by A.N. Nikolaev; Lesgaft SPb SAPC. - St.Petersburg, 1999. - P. 50-56. (In Russian)

7. Nikolaev, A.N. Methodology of studying athletes' prelaunch states / A.N. Nikolaev // Psychological basics of teaching activity: Proceedings of the Inter-university scient. conf. - St.Petersburg: SAPC, 2001. - P. 81-85. (In Russian)

8. Psychological support of professional activity / Ed. by G.S. Nikiforov. -St.Petersburg: SPb SU, 1991. - 152 P. (In Russian)

9. Stambulova, N.B. Psychology of sports career: abstract of doctoral thesis (Psych.) / N.B. Stambulova. - St.Petersburg, 1999. - 40 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: panfilio@spmi.ru

Поступила в редакцию 14.02.2014 г.

УДК: 796.88

САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ПАУЭРЛИФТИНГОМ

Аспирантка А.З. Гарипова

Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга Доктор педагогических наук, профессор Ф.Р. Зотова

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань

Ключевые слова: пауэрлифтинг, атлет, опрос, спортивная деятельность, мотивация.

Введение. Спорт - это выбор сильных людей. Любой вид спорта не только развивает физические качества человека, но и формирует в нем ответственность, терпение, наполняет жизнь смыслом, чувством огромного интереса.

Благодаря возросшей популярности пауэрлифтинга среди молодежи и взрослого населения этим силовым видом спорта начинают заниматься все больше людей. Популярность пауэрлифтинга объясняется простотой, доступностью этого вида спорта, быстрым ростом результатов и благотворным влиянием на организм спортсмена.

Несомненным фактором спортивного успеха является правильная мотивационная ориентация атлета. В настоящее время вопросы мотивации спортивной деятельности квалифицированных спортсменов продолжают привлекать внимание ученых. В подобных детальных разработках особенно нуждаются новые виды спорта, к которым относится и пауэрлифтинг

По утверждению В.А. Новокрещенова, мотив спортивной деятельности спортсмена, занимающегося пауэрлифтингом, формируется в процессе ее становления на базе познавательных, духовных и материальных потребностей.

Изучение мотивационных составляющих пауэрлифтинга (силового троеборья), оценки эмоционально-ценностного отношения к занятиям данным видом спорта позволит исследовать феномен популярности пауэрлифтинга в современном обществе и повысить эффективность тренировочного процесса, что определяет актуальность настоящего исследования.

Цельработы -наосновеанкетногоопросаспортсменов-пауэрлифтеров исследовать самооценку эмоционально-ценностного отношения к занятиям пауэрлифтингом.

Организация исследования. К исследованию были привлечены 298 спортсменов-пауэрлифтеров различного уровня подготовленности (от I спортивного разряда до мастера спорта; в анкетном опросе также приняли участие спортсмены, имеющие звание заслуженного мастера спорта РФ). Анкета состоит из 17 вопросов и 61 подвопроса открытого и закрытого типа.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов анкетного опроса спортсменов-пауэрлифтеров позволил выявить следующее:

- по мнению респондентов, спорт - это стремление к совершенству; деятельность, требующая преодоления тех или иных трудностей;

- спорт формирует такие эмоционально-волевые качества, как упорство, решительность, настойчивость;

- отвечая на вопрос: «Что Вы понимаете под успешностью спортсмена?», спортсмены-пауэрлифтеры называли прежде всего такие показа-

тели, как наличие высоких спортивных результатов, уверенность в принятии решений и признание окружающих;

- главной мотивацией занятий спортом исследуемых пауэрлифтеров является мотив достижения высоких спортивных результатов. Любое высшее достижение спортсмена не только имеет личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят немаловажный вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене.

Удовлетворение личных эмоциональных потребностей спортсмена занимает 2-е место, доказательством чему являются ответы опрошенных: «Я занимаюсь спортом, потому что: а) получаю радость от спорта; б) люблю атмосферу соревнований»;

- по утверждению респондентов, отличительной особенностью пауэрлифтинга от других силовых видов спорта является то, что в этой дисциплине важны показатели абсолютной силы, а занятия пауэрлифтингом формируют прежде всего физическую силу. Во вторую очередь этот вид спорта формирует стойкость и умение переносить поражения, делает человека целеустремленным;

- продолжая фразу «Занятия спортом помогли мне...», респонденты называли: «укрепить здоровье», «проявить характер», «повысить работоспособность»;

- по утверждению исследуемых спортсменов, в последние годы пауэрлифтинг привлекает значительное количество женщин; женщины приходят в этот вид спорта прежде всего с целью: самоутверждения, достижения высоких результатов; поддержания и улучшения физической формы;

- отвечая на вопрос «Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок занимался пауэрлифтингом?», 184 человека(62 % респондентов)положительно ответили на него, лишь 32 (10 % респондентов) ответили отрицательно.

Вывод. Анализ результатов анкетного опроса свидетельствует о существенном влиянии пауэрлифтинга на физические и эмоционально-волевые качества, психологическую устойчивость спортсменов, самооценку личности, что в некоторой степени объясняет феномен популярности пауэрлифтинга среди молодежи и людей зрелого возраста. При этом главной мотивацией занятий спортом у исследуемых пауэрлифтеров является мотив достижения высоких спортивных результатов.

Использованная литература

1. Машинцов С.С. Моделирование учебно-тренировочного процесса студентов по пауэрлифтингу с использованием компетентностного подхода / С.С. Машинцов // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 12. - С. 90.

Информация для связи с автором: zfr-nauka@mail.ru

Поступила в редакцию 17.04.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.