УДК: 796.011.1
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
студентов аграрных вузов
Т.Л. Дяченко
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Вучева Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь
PHYSICAL CULTURE OF AGRARIAN UNIVERSITY STUDENTS T.L. Dyachenko, senior teacher V.V. Vucheva, associate professor, Ph.D.
Stavropol state Agrarian University, Stavropol
Key words: physical culture, students of agrarian universities, educational technology.
The paper represents the results of the empirical research of the problem of forming and developing physical culture of agrarian university students.
The present situation of development of physical culture and sport in the educational environment of agrarian universities is stipulated by a number of essential contradictions, specifically between rising requirements to physical culture as an integral part of the common cultural and vocational training of future experts, increase of students' physical activity and the lack of necessary information on the dynamics of their development in students. The necessity of the conflict resolution provides the need for designing theoretical matters of the system study of the rules of integral functioning of physical culture and sport in the sphere of vocational training and its practical realization in compliance with the demands of the modern education, society and personality. The questionnaire method was applied to study physical culture of students specializing in agriculture, self-estimation of their physical status, their attitude to physical culture and to determine the system of knowledge, skills and abilities in the field of physical culture.
In order to improve efficiency of the process of formation of physical culture of students of agrarian universities and increase their physical activity the designed educational technology is to be applied, presupposing the complex use of traditional and interactive forms and methods, activating the educational process.
Ключевые слова: физическая культура, студенты аграрных вузов, педагогическая технология.
Введение. Современная ситуация развития физической культуры и спорта в образовательно-воспитательном пространстве аграрных вузов обусловлена наличием ряда существенных противоречий, в частности между возросшими требованиями к физической культуре как неотъемлемой части общекультурной и профессиональной подготовки будущих специалистов, повышением физкультурно-спортивной активности студентов и отсутствием необходимых сведений о динамике их развития. Необходимость разрешения противоречий порождает потребность в разработке теоретических вопросов системного изучения закономерностей целостного функционирования физической культуры и спорта в сфере высшего профессионального образования и ее практической реализации в соответствии с требованиями современного образования, общества, личности [2, 3, 5].
Методы и организация исследования. С целью изучения физической культуры студентов сельскохозяйственных специальностей, самооценки их физического состояния, выявления отношения к физической культуре, определения системы знаний, умений и навыков в области физической культуры применялся метод анкетирования.
Была разработана специальная анкета. Вопросы, включенные в анкету, по смысловому значению были сгруппированы в 8 основных блоков.
БлокI. Оценочные суждения студентов об основных показателях их физического состояния.
Блок II. Общая система ценностей, ценностных ориентаций и установок студентов, влияющая на их физкультурно-спортивную активность.
Блок III. Понимание студентами общей культуры личности и физической культуры как ее компонента.
Блок IV. Интересы, потребности, установки и ценностные ориентации студентов, связанные с их деятельностью по сохранению и оптимизации своего физического состояния.
Блок V. Отношение студентов к физической культуре и спорту.
Блок VI. Степень информированности и уровень знаний, умений и навыков студентов в области физической культуры.
Блок VII. Предпочитаемые виды деятельности в структуре свободного времени студентов.
Блок VIII. Социально-демографические характеристики.
Для получения достоверной информации проводился анонимный опрос, хотя по желанию студенты могли указать фамилию. Положительным здесь является то, что в дальнейшем можно проследить динамику физической культуры личности будущего специалиста, проявление его физкультурно-спортивной активности в личностном аспекте и в аспекте ближайшего окружения.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате анкетирования, проведенного до эксперимента на контингенте студентов 1-го курса Ставропольского государственного аграрного университета, были выявлены следующие данные, характеризующие низкий уровень физической культуры студентов:
- согласно данным медицинских осмотров, результатам сдачи контрольных нормативов, экспертной оценке преподавателей студенты имеют отклонения в состоянии здоровья, низкий уровень физической подготовленности. Вместе с тем большинство студентов (95 %) положительно оценивают свое физическое состояние, физическую подготовленность, здоровье и физическое совершенство и в целом удовлетворены своим состоянием, уровнем развития;
- низкий уровень физкультурно-спортивной активности - регулярно занимаются физическими упражнениями 23 % студентов;
- низкий уровень сформированности знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, о чем свидетельствуют данные самооценки, экспертная оценка преподавателей, результаты сдачи контрольных нормативов;
- студенты (86,3 %) не ориентированы на комплексное развитие физических качеств, на формирование двигательной культуры, культуры телосложения;
- физическая культура для значительной части студентов (79,5 %) не является компонентом общей культуры личности;
- ценности физической культуры занимают невысокое место в системе жизненных ценностей студентов.
Для формирования физической культуры студентов была разработана педагогическая технология. В ее основу были положены принципы гуманистической педагогики и психологии, важнейшими
из которых являются: усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности; превращение обучаемого из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъекта активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию и самоопределению; демократизация в отношениях обучаемого и обучаемых; индивидуализация на основе получения и учета достоверной информации о состоянии здоровья студентов, уровне их физической подготовленности, индивидуальных психологических особенностях; формирование ориентаций на разностороннее и гармоничное развитие; свобода выбора занимающимися форм занятий и др.
Содержание, методы, формы работы со студентами в разработанной нами педагогической технологии определялись аксиологическим, культурологическим и личностно-деятельностным, проблемно-поисковым подходами. При разработке технологии мы опирались на концепции развивающего обучения, физкультурного воспитания студентов, психолого-педагогические основы игровой подготовки кадров [1, 3, 4].
Педагогическая технология формирования физической культуры студентов предполагала достижение следующих целей:
I. Мотивационно-ценностного отношения к физ-культурно-спортивной деятельности, для которого характерна ориентация на физическое совершенствование, которое предполагает комплексное развитие физических качеств, формирование культуры здоровья, культуры телосложения, двигательной культуры.
II. Адекватной самооценки студентами своего физического состояния.
III. Системы знаний, умений и навыков, обеспечивающей решение вышеуказанных задач.
Разработанная педагогическая технология предполагала использование традиционных и нетрадиционных форм, средств и методов организации учебно-воспитательного процесса:
Традиционные средства и методы - практические, методические, семинарские занятия, лекции и беседы. Особенность применения вышеперечисленных форм состояла в том, что они носили проблемно-поисковый характер, что способствовало формированию творческой активности студентов.
Нетрадиционные средства и методы - педагогические игры, «новые игры», цель которых - выявление и раскрытие человеческих возможностей, творческих начал, самосовершенствование, получение эстетического удовольствия и радости от общения и процесса игры.
Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности осуществлялось в учебно-воспитательном процессе посредством ознакомления студентов с ценностями физической культуры и спорта, их значимостью и полезностью в жизни человека, ориентацией их на различные гуманистические, в боль-
шеи степени духовные, ценности, которые могут быть реализованы в физкультурно-спортивной деятельности. С этой целью была проведена информационная, пропагандистская, разъяснительная работа в виде методических занятий, индивидуальных бесед, встреч с известными спортсменами, а также посещения различных спортивно-массовых мероприятий.
Формированию мотивационно-ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности также способствовали спортивно-культурные мероприятия, проводимые по типу «новых игр», целью которых было выявление и раскрытие человеческих возможностей, творческих начал, самосовершенствование, получение удовольствия, радости от самого процесса игры, а не от результата, раскрытие коммуникативных возможностей физической культуры и спорта, а также эстетических и нравственных ее аспектов.
Формирование у студентов адекватной самооценки физического состояния осуществлялось с помощью педагогических игр, направленных на формирование умений определять физическое развитие и физическую подготовленность человека. В играх студентки оценивали уровень физического развития и физической подготовленности каждого участника игровой группы, затем сравнивали полученные баллы с самооценкой, данной до начала проведения игры. Степень совпадения самооценки с групповой оценкой отражала точность самооценки.
Кроме того, формированию у студентов адекватной оценки своего физического состояния способствовали следующие мероприятия: доводились до их сведения результаты проводимых медосмотров; организовывались беседы со специалистами врачебно-физкультурного диспансера, специалистами по физической культуре и спорту и лечебной физкультуре; использовались самоанализ и взаимоанализ результатов сдачи контрольных нормативов по физической подготовленности.
Формирование знаний, умений и навыков в области физической культуры осуществлялось с помощью лекционного курса, практических, методических и семинарских занятий, специально разработанных педагогических игр, реферативной работы студентов и носило проблемно-поисковый характер.
В основу разработанной педагогической технологии положен игровой метод, который использовался и как средство повышения эмоциональности занятий и как метод активного обучения. На практических занятиях по физическому воспитанию применялся спортивно-игровой метод, который присутствовал при овладении всеми разделами вузовской программы по физическому воспитанию и во всех частях конкретного занятия.
Основой игрового метода явились педагогические игры. Использование педагогических игр в учебном процессе по физическому воспитанию
студентов предполагало целенаправленное формирование у студентов системы знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта.
Исследованиями в области педагогики и психологии установлено, что проблемные задания и ситуации, присутствующие в педагогических играх, способствуют усилению активности человека, поскольку они содержат в себе возможности для целе-полагания и целеосуществления.
Каждая педагогическая игра была сориентирована на достижение определенной цели, заключающейся в формировании в процессе игры у студентов конкретных умений и навыков, а также в приобретении конкретных знаний в области физической культуры и спорта.
Постановка цели перед игрой ориентировала на определение конкретного содержания игры, то есть создание таких условий в игре, которые позволяли бы ее участникам моделировать свою деятельность в области физической культуры и спорта.
В проводимых нами педагогических играх проблемные задания и проблемные ситуации, возникающие в процессе игры, имитировали реальную деятельность в сфере физической культуры и спорта, обеспечивая профессиональную направленность развития творческой активности студентов. В педагогических играх студенты были поставлены в такие условия, когда необходимо и неизбежно их активное общение друг с другом, так как выполнение задания возможно только через согласование различных мнений и позиций, то есть путем выработки общего подхода к проблеме, что побуждало студентов творчески осваивать изучаемый материал.
В процессе педагогических игр создаются необходимые условия для того, чтобы процесс усвоения знаний, развития умений и формирования навыков осуществлялся не как переработка информации, а как овладение профессиональной деятельностью, не как индивидуальный, а как интериндивидуальный, межличностный процесс, как совместная деятельность и диалогическое общение.
Педагогические игры проводились на учебно-методических и практических занятиях по физическому воспитанию согласно учебному расписанию. Разработанные типы игр способствовали формированию основных знаний, умений и навыков в области физической культуры.
Игровые формы проведения занятий сочетались с практическими занятиями по физическому воспитанию, в комплексе решая задачи учебно-воспитательного процесса.
Процесс обучения игровой деятельности складывался из трех этапов:
1) формирование ориентировочной основы действия;
2) формирование двигательного навыка;
3) контроль уровня усвоения изучаемого технического приема.
Поскольку специфика физкультурно-спортив-ной деятельности обусловливает необходимость
обучения на двух уровнях: теоретическом - в виде создания умственной модели рационального действия и практическом - формирование двигательного умения, реализующего замысел в действие, главная дидактическая цель преподавателя заключается в построении процесса обучения таким образом, чтобы он способствовал мысленной активности, учил целесообразной деятельности, воспитывал специализированные ощущения и восприятия, развивал физические качества, необходимые для овладения игровым приемом и его рациональным применением в игре. В обобщенном виде этот процесс сводится к созданию предварительной мотивации и ориентировочной основы действия (ООД). В целях лучшего ее усвоения нами использовалось «прого-варивание вслух», направленное на анализ двигательного действия и создание общей его структуры, что способствовало созданию школы движений. Это позволило формировать двигательное умение как один из способов решения игровых ситуаций. На следующем этапе осуществлялось обучение вариативному выполнению технического элемента, что в дальнейшем позволяло осуществлять выбор оптимального способа взаимодействия с партнером и противодействие с соперником.
Одним из наиболее сложных вопросов в процессе обучения спортивным играм является вопрос о развитии точности выполнения технических элементов (целевой точности). С целью решения данной проблемы нами использовалось выполнение технических элементов в облегченных и вариативных условиях, использовались дополнительные ориентиры и различные уровни активности противодействующей стороны [2].
Процесс формирования игрового навыка деятельности следует рассматривать как приобретение новых знаний и овладение способами деятельности, имеющими ценностный характер и связанными с вниманием и интерпретацией игровой ситуации на уровне ее оценки, постановки задач и поиска решения. Для усвоения нового требуется реорганизация ранее освоенных двигательных схем, которая проходит на основе интериоризации новых знаний и двигательных структур [6].
Учитывая, что важным условием повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса является либерализация, заключающаяся в свободном выборе форм занятий студентками и в вариативности использования учебных программ преподавателями, мы осуществляли распределение студентов по группам согласно их спортивным интересам. Учебные занятия по физическому воспитанию со студентами проводились по программе, включающей два взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный (базовый), обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность студентов, их потребностно-мотивационную сферу и региональные условия.
В процессе практических занятий по физическому воспитанию создавались условия для реализации теоретических физкультурных знаний в практических умениях и навыках.
Одной из форм контроля за сформирован-ностью знаний, умений и навыков в области физической культуры были реферативные работы студентов, а также беседы, проводимые ими, о пользе занятий физической культурой и спортом, о значимости физкультурно-спортивной активности в жизнедеятельности человека и др.
Для проверки эффективности разработанной нами педагогической технологии формирования физической культуры были использованы социологический опрос и педагогический эксперимент. По своим целям эксперимент был формирующим, по организации - естественным, так как проходил в обычных условиях учебной деятельности студентов на занятиях по физической культуре. Педагогический эксперимент проводился в течение 2011/12 учебного года со студентами первого курса Ставропольского государственного аграрного университета. Количество студентов в контрольной и в экспериментальной группах составило 50 человек, по 25 человек в каждой.
В контрольной и экспериментальной группах занятия проводились согласно учебному расписанию, 2 раза в неделю. В контрольной группе использовались общепринятые формы, средства и методы организации учебно-воспитательного процесса. В экспериментальной группе внедрялась разработанная педагогическая технология.
После педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование в виде анкетирования студентов контрольной и экспериментальной групп.
Сравнительный анализ полученных данных до и после педагогического эксперимента позволил нам определить эффективность разработанной педагогической технологии формирования физической культуры студентов сельскохозяйственных специальностей.
В результате применения данной технологии в экспериментальной группе были получены следующие данные:
- у студентов сформировалось мотивационно-ценностное отношение к физической культуре и физкультурно-спортивной деятельности, о чем свидетельствует положительная динамика роста ценностей физической культуры в общей иерархии жизненных ценностей, таких как: здоровье (1-е ранговое место (97,4 %) по сравнению с 5-м ранговым местом (63,7 %), занимаемым до эксперимента); двигательная культура (6-е ранговое место (62,7 %) по сравнению с 9-10-м (54,3 %) до эксперимента); пропорциональное и гармоничное физическое развитие (11-е ранговое место (65,8 %) по сравнению с 14-м (37,1%) до эксперимента); занятия физической культурой и спортом (13-14-е ранговое место (72,5 %) по сравнению с 15-м (25,2 %) до эксперимен-
та); знания об устройстве и функционировании организма человека, методах воздействия для улучшения его состояния (15-е ранговое место (52 %) по сравнению с 16-17-м (14,7 %) до эксперимента); высокий уровень развития физических качеств (16-17-е ранговое место (74,4 %) по сравнению с 18-м (19,1 % до эксперимента);
- практически все студенты (96,2 %) стали считать физическую культуру компонентом общей культуры человека: студенты (71,1 %) стали ориентироваться на комплексное развитие физических качеств, на формирование двигательной культуры, культуры здоровья;
- физкультурно-спортивная деятельность стала рассматриваться большинством студентов (57,5 %) как средство воздействия на формирование психических способностей (интеллект, память, внимание, творческие способности) и духовной культуры личности во всех ее формах - нравственной (42,1 %), эстетической (57,6 %), коммуникативной (61,1 %);
- увеличилась физкультурно-спортивная активность студентов: значительная часть их стала регулярно и систематически заниматься физическими упражнениями и спортом (69,1 %);
- у студентов экспериментальной группы сформировались следующие знания, умения и навыки -практически все студенты (94,2 %):
- смогли разработать программу физического самосовершенствования;
- составить комплекс упражнений физкультурно-оздоровительного занятия и провести данное занятие с группой;
- осуществлять контроль и самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями;
- определять уровень физической подготовленности человека;
- осуществлять по упрощенным правилам судейство соревнований по наиболее культивируемым видам спорта;
- у студентов (97,4 %) сформировалась адекватная оценка своего физического состояния, о чем свидетельствуют полученные после эксперимента данные самооценки и экспертная оценка преподавателя;
- у студентов повысился уровень физической подготовленности: статистически достоверны изменения в показателях тестирования скоростно-силовых качеств, общей выносливости (р<0,05).
Полученные данные позволяют говорить о сформированности физической культуры будущих специалистов.
Выводы. С целью повышения эффективности процесса формирования физической культуры студентов аграрных вузов, повышения их физкультурно-спортивной активности рекомендуется использование разработанной педагогической технологии, которая предусматривает комплексное применение традиционных и интерактивных форм и методов, активизирующих процесс обучения, таких как: проблемные лекции, дискуссии, педагогические игры.
При организации учебно-воспитательного процесса необходимо создание условий, при которых проявляется воздействие физкультурно-спортивной деятельности на нравственную, эстетическую, экологическую и другие компоненты культуры личности. Одно из направлений этой деятельности - проведение различных физкультурно-спортивных мероприятий, организованных в соответствии с принципами «новых игр», целью которых стало бы выявление и раскрытие человеческих возможностей, творческого потенциала, получение удовольствия от самого процесса игры, а не от результата, раскрытие коммуникативных возможностей физической культуры и спорта, а также эстетических и нравственных ее аспектов.
Для привлечения студентов к физкультурно-спортивной деятельности необходимо изменить структуру спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, придать им гуманизированный характер, превращая их из соревнований для наиболее подготовленных в спортивном отношении студентов в соревнования, в которых могут принять участие студенты с разным уровнем физической подготовленности и состоянием здоровья.
Литература
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов.
- М., 1996. - 127 с.
2. Вучева В.В. Технология обучения игровой деятельности / В.В. Вучева, О.М. Мещерякова //Теория и практика физ. культуры.
- 2007. - № 6. - С. 15-18.
3. ЛубышеваЛ.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.
- 1996. - №1. - С. 11-17.
4. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров: учеб. пособие / С.Д. Неверкович / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Высшая школа, 1995. - 207 с.
5. Столяров В.И. Концепция физической культуры и физкультурного образования (инновационный подход) / В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 5 - С. 11-15.
6. Фетисова С.Л. Теория и методика преподавания спортивных игр: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / С.Л. Фетисова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 155 с.
References
1. Davydov, V.V. The theory of developing education / V.V. Davydov.
- Moscow, 1996. - 127 P. (In Russian)
2. Vucheva, V.V. The educational technology of playing activity/ V.V. Vucheva, O.M. Mescheryakova// Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2007. - № 6. - P. 15-18. (In Russian)
3. Lubysheva,L.I.The concept of physical education: methodology of development and technology of implementation / L.I. Lubysheva// Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 1996.
- №1. - P. 11-17. (In Russian)
4. Neverkovich, S.D. Role playing in personnel training: study guide / S.D. Neverkovich / Ed. by V.V. Davydova. - Moscow: Vysshaya shkola, 1995. - 207 P. (In Russian)
5. Stolyarov, V.I. The concept of physical culture and physical education (innovation approach) / V.I. Stolyarov, I.M. Bykhovskaya, L.M. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1998. -№ 5 - P. 11-15. (In Russian)
6. Fetisova, S.L.Theory and methods of teaching sports games: study guide for students of higher teacher's educational establishments / S.L. Fetisova. - St.Petersburg: Herzen RSPU, 2002. - 155 P. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 01.07.2013 г.