ОБЕСПЕЧЕНИЕ
процесса развития творческой личности студента -важнейшее условие обучения в вузе
Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Гушина
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
УДК: 796.077.5
Abstract
MAINTENANCE OF PROCESS OF DEVELOPMENT OF STUDENT CREATIVE PERSONALITY AS AN IMPORTANT CONDITION OF EDUCATION AT HIGH SCHOOL S.V. Guschina, associate professor, Ph.D.
Ural state university of physical culture, Chelyabinsk
Key words: creativity, personality, reflexion of pedagogical activity.
The purpose of the present research was to consider the problem of development of creative personality.
In the studies of the problem of de-velopoment of creative personality the researchers specified the definition of the term of creativity.
Success of human future is closely connected with success of individuals, that in their development achieve top forms, becoming a personality. Appeal to personality as a higher value, personality, able to preserve and increase material and human values is predertermined by social requirements on a new level, when due to development of new economic relationship high school will hardly give knowledge, skills and abilities for further labor life. It is necessary to teach students to orient in a flow of various research and political information. The studies resulted in the conclusions. Organization of professional self-education, which motives are determined as external social requirements and individual attitude of future expert to selected profession, can be one of possible ways of development of creative personality of student of physical culture.
Formation of creative personality can be successful if student can have examples of teacher's activity and corresponding organizational-pedagogical conditions. The combination of pedagogical tasks, organizational forms and methods of vocational activity of future experts in physical culture and sport and situations of their psychological correlation, regulated by the value-narmative system of pedagogical activity and provides for orientable training of students creative personality.
Ключевые слова: творчество, личность, рефлексия педагогической деятельности.
Введение. Распространенный в настоящее время интерес к предмету творчества, творческой личности вызван потребностью нашего общества, так как оно нуждается в людях, которые могли бы мыслить и действовать нестандартно, проявлять смелость и инициативу в выдвижении новых идей. Ощущение значимости творчества, творческой личности становится проблемой человека, как думающего и чувствующего существа, который пришел к осознанию необходимости познания инструмента творчества, с помощью которого он должен трудиться. Анализ педагогической практики показывает, что заформализованность в обучении порождает ограниченность в подготовленности студентов на этапе вхождения в профессиональную среду, и впоследствии потребуется дополнительное время для окончательной отработки профессиональных качеств, навыков и чисто профессионального общения, обеспечивающее продвижение студента в пространстве профессиональной компетентности как творца собственной педагогической деятельности.
Развитие творческой личности студента выступает как педагогическая проблема, требующая создания условий для полного конструктивного выражения творчества. В системе образования развитие и совершенствование учебного процесса рассматриваются многими учеными (В.К. Дьяченко, М.И. Махмутовым, Н.В. Кухаревым, М.Н. Скаткиным, Т.И. Шамовой и др.) как творчески необходимый, закономерный процесс. По мнению В.К. Дьяченко, важнейшим условием прогресса в постановке обучения в вузе в настоящее время является расширение организационной основы учебного процесса. Поэтому остро встает вопрос поиска новых путей построения объективного учебного процесса как явления, позволяющего практически создать условия для развития творческой личности студента.
Успех человеческого будущего тесно связан с успехом индивидуумов, которые в своем развитии достигают высших форм, становясь личностью. Обращенность к личности как высшей ценности, личности, способной сохранять и преумножать материальные блага и человеческие ценности, предопределена потребностями социума на новом уровне, когда в силу развития новых экономических отношений никакая высшая школа не может дать знания, умения и навыки на всю их последующую трудовую жизнедеятельность. Необходимо учить студентов ориентироваться в потоке разнообразной научной и политической информации.
Организация работы. Изучение проблемы развития творческой личности необходимо начинать с уточнения определения, что такое творчество.
Наука определяет творчество как многомерное понятие, характеризующееся в целом степенью активности и областью приложения. Современный философский словарь определяет творчество как «...деятельность человека, созидающая новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания».
Рассматривая философский и психологический аспекты творчества, его понимают как состояние и как воплощение нового, как способ существования личности. В.А. Никифоров считает, что только в творчестве осуществляется личность, а его отсутствие означает отсутствие личности.
Л.С. Выготский замечает, что творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни оказалось это новое по сравнению с созданием гениев.
Абсолютное большинство отечественных и зарубежных исследователей считают, что творческое мышление, творческая деятельность, способность к творчеству неразрывно взаимосвязаны с интеллектом. А интеллект - это комплексная способность к организации (выводам, комбинациям) функции познавательной деятельности для эффективного решения проблемы. Творческое мышление и творческая деятельность рассматриваются неразрывно, во взаимосвязи, так как в творческих процессах мышление и деятельность совпадают (Г. Нойнер, В. Калвейт, Х. Клейн и др.). Единство творческого мышления и творческой деятельности - необходимая предпосылка творческих успехов.
По словам Н. Роджерса, основной источник способности к творчеству обнаруживает тенденцию человека актуализировать себя, стать тем, что потенциально в него заложено. Следовательно, самореализация выступает сферой приложения творческих возможностей преподавателя и студента. Педагогическое творчество - процесс самореализации индивидуальных, психологиче-
ских, интеллектуальных сил преподавателя и студента в познании, при освоении и создании ими педагогических ценностей, технологии, в общении. Творческое отношение к педагогической деятельности обеспечивает максимальную полноту личности преподавателя и студента. Самореализация является одной из форм профессионального совершенствования, которое обеспечивает постоянное личностно-творческое обогащение педагога и студента педагогическими ценностями, технологиями в педагогической деятельности, познании, общении.
Согласно данным проведенных нами исследований 36% педагогов оценивают свою самореализацию как не сложившуюся, зависящую от условий; 16% оценивают свое саморазвитие как остановившееся; 18% верят в свои возможности; 10% оставляют время для саморазвития. Нами выделено 4 уровня самореализации личности педагога: адаптивный (13%); репродуктивный (53,3%); эвристический (26,6%); креативный (6%).
Можно определить основные пути повышения уровня самореализации: усиление внимания к личностным основам отбора студентов; формирование устойчивых профессиональных интересов; обучение будущих специалистов приемам целеполагания, прогностической деятельности; ориентация процесса обучения на развитие познавательной самостоятельности студентов; создание системы профессионально-личностного самообразования студентов; обучение студентов рефлексии собственной деятельности; формирование устойчивой потребности в интеграции и гармонизации себя.
Рассматривая признаки творческой деятельности, мы придерживаемся точки зрения ряда исследователей проблемы творчества: А.О. Гройсмана, И.И. Ильясова, З.А.Решетовой, И.Я. Лернера, Н.Н. Матюшкина и других, позволяющую нам охарактеризовать творческую деятельность с двух сторон: во-первых, со стороны отношения субъекта деятельности к своему труду, во-вторых, самим процессом решения творческих задач. Так, в качестве первой группы признаков выступают:
- удовлетворенность работой;
- стремление к самостоятельности в выполнении работы;
- положительная мотивация в ходе работы.
По И.Я. Лернеру, признаками творческого
уровня деятельности можно считать ряд процессуальных черт, характерных для творческого решения: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новой ситуации, видение проблемы, видение новой функции известного объекта и др.
Одним из средств в обеспечении процесса развития творческой личности студента в условиях гуманизации и демократизации общества является реализация принципа дополнительности в об-
учении, который имеет определяющее значение, так как предполагает организацию соответствующей системы взаимодействия преподавателя и студента, основой которого становится способ совместного приближения к истине. Определившееся в науке организационно-педагогическое условие: взаимодействие преподавателя и студента как условие, эффективно влияющее на развитие личности, на раскрытие его природного потенциала, предопределило возможность оптимизировать и идентифицировать учебно-познавательный процесс в рамках изучаемой дисциплины и рассматривать ее как важнейшее условие развития творческой личности студента.
Развитие творческой личности студента в учебном процессе должно выступать как процессуальная система взаимодействия всех его субъектов. Ее функциональная динамичность обуславливается реализуемостью педагогических условий и зависит от степени стимулирующего воздействия на личность в появлении у нее творческих потенций, от установления доверительной атмосферы педагогического общения, равноправного взаимодействия, непринужденности и естественности, раскованности, свободы и защищенности, эмоциональной удовлетворенности. В учебном процессе возможно построение взаиморазвивающей деятельности: студент-педагог, включающей единство целей управляющей и управляемой подсистем, обеспечивающее развитие каждого студента и педагога через творческую деятельность. Результатом организованного таким образом учебного процесса становится система педагогических воздействий на личность студента, ведущая к изменению мотивов обучения, к переходу в развитии учебной деятельности каждого студента от информационной к отображательно-преобразующей и практической как необходимой закономерности в их профессиональном самоопределении, выражением которого могут быть следующие критерии:
- сформированность отношения личности студента к себе как творческому субъекту в педагогической деятельности;
- сформированность индивидуального стиля в проявлении творческих потенций;
- активность студента в организации творческой педагогической деятельности.
Управление развитием творческой личности в условиях взаиморазвивающей деятельности требует:
- создания атмосферы равноправия педагога и студента;
- возникновения ощущения защищенности, свободы, необходимых для установления взаимосвязи индивидуальных и коллективных форм работы;
- обеспечения педагогом творческой свободы.
Включение взаиморазвивающей деятельности в учебный процесс изменяет психическое
самочувствие студентов (раскрепощенность, свобода мыслей, действия); устанавливаются субъектно-субъектные отношения, меняются способы общения; развивается индивидуальность; формируется творческий ум (самостоятельность мышления, его критичность и самокритичность, открытость, широта, глубина); появляются творческие качества (любознательность, инициативность, способность к генерации идей, самостоятельность, самоорганизованность, прочность интереса); определяется социально-профессиональная позиция студента как будущего специалиста.
Обощенной целью образования является креативное развитие личности. При этом личность целесообразно представлять как важную составную часть образовательного коллектива, системы межличностных связей типа «преподаватель-воспитуемый», «преподаватель-преподаватель», «студент-студент». В связи с этим уточним понятие «личность».
В словаре по этике под редакцией А.А. Гусейнова и И.С. Кона (1989) дается следующее определение личности: «Личность - субъект нравственной деятельности. Человек становится личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя (самовоспитание). Понятие Личности тесно взаимосвязано с понятиями Долг, Ответственность, Самосознание, Совесть, Самооценка, Достоинство, Убеждение».
Раскрытие творческого потенциала личности - главная задача педагогической деятельности, которая определяется интересами личности и индивидуальными особенностями. В настоящее время на кафедре управления физической культурой УралГУФК создаются условия для выявления и дальнейшего развития творческих способностей студентов. На заседаниях кафедры, занятиях научной школы управления ФКиС систематически рассматриваются вопросы деятельности ППС по созданию условий для творчества студентов кафедры, накапливаются методические материалы по обобщению опыта работы лучших преподавателей. Педагогический коллектив кафедры УФК формирует у студентов высокую готовность к будущему, повышая уровень интеллектуальной и нравственной сфер личности посредством создания ситуаций совместной творческой, продуктивной деятельности на протяжении всего периода их обучения. Для ППС существенными чертами обучения студентов, обеспечивающего педагогические условия развития творчества, являются новые ценности:
- выдвижение на первый план значимости личности;
- взаимосвязь интеллектуального и нравственного развития, формирования личности, способной к самоизменению, самообучению, саморазвитию;
- культивирование между участниками учебно-воспитательного процесса отношения сотрудничества, взаимоподдержки, взаимообучения, исключение авторитарных, директивных позиций;
- выдвижение на ведущие роли в учебно-воспитательной деятельности творческих и продуктивных, а не репродуктивных компонентов. Кафедра разрабатывает механизмы управления развитием всех участников учебно-воспитательного процесса, работает над реализацией системы создания педагогических ситуаций, предусматривающих:
• план учебного содержания (в стратегии продуктивных взаимодействий он организуется на основе включения студентов в решение творческих, продуктивных задач учебного содержания);
• план освоения навыков учебной деятельности (формы взаимодействия педагога со студентами);
• план взаимодействий (групповые и коллективные формы учебных занятий: сотрудничество, взаиморазвивающие состязания);
• оформление педагогами документации по реализации собственных творческих планов, ведение научно-исследовательской деятельности, подготовка публикаций и т.д.
В организации активных форм обучения используется понятие «рефлексия педагогической деятельности». Зародившаяся в философии, затем трансформированная в образование, рефлексия зарекомендовала себя как путь в получении нового знания, необходимого педагогу в осуществлении педагогической деятельности. П. Шарден определял, что рефлексия
- это приобретенная сознанием способность сосредотачиваться на самом себе, как предмете, обладающем своим специфическим значением - способностью не просто познавать самого себя, не просто знать, а знать, что знаешь. Можно сказать, что П. Шарден считал предметом рефлексии сознание, а результатом рефлексии
- упорядочивание знаний, их систематизацию. В определениях И.Г. Фихте, Дж. Локка, Г. Лейбница, И. Канта утверждается, что рефлексия есть концентрация сознания на самом себе, т.е. она есть акт психический, есть средство познания, есть выход за пределы сознания, состояние расширенного сознания.
В современной педагогической литературе понятие «педагогическая деятельность» предполагает наличие субъектов этой деятельности, целей, средств и результатов. В педагогической деятельности активны и преподаватель, и воспитанники. Предметом рефлексии педагогической
деятельности являются связь мышления субъекта деятельности и сама деятельность. Эта связь и есть «слово». Результатом рефлексии педагогической деятельности является педагогическое знание. Педагогическая рефлексия помогает специалисту выйти из поглощения самой профессией, посмотреть на нее с позиций другого человека, выработать соответствующее отношение к ней, определяет отношение специалиста к самому себе как к субъекту педагогической деятельности. Организация рефлексивной обучающей деятельности в ходе профессиональной подготовки будущего специалиста предполагает формирование в совместной деятельности преподавателей и студентов готовности последних к самообразованию. Например, в период педагогической практики мы используем возможность показать студентам, что предметом педагогической рефлексии являются все стороны педагогической деятельности учителя. С этой целью мы предлагаем им задания на педагогическое целе-полагание, на рефлексию в общении, на рефлексию личностных качеств, на диагностическое мышление и др.
Опыт работы в этом направлении показывает, что овладение педагогической рефлексией будущими специалистами ФК наиболее успешно протекает при соблюдении следующих условий:
- личностного подхода в процессе профессионального обучения будущего специалиста ФК;
- укрепления положительного статуса каждого студента в оценке и самооценке;
- создания положительного фона в педагогическом взаимодействии.
Анализ собственного 40-летнего педагогического опыта показывает, что учет трех уровней учебно-познавательной деятельности и реализация рейтинговой системы оценки достижений студентов способствуют процессу развития творческой личности. Три уровня учебно-познавательной деятельности это:
- репродуктивный (знания, т.е. верное отражение действительности...);
- конструктивный (умения, суждения, умозаключения, анализ, синтез.);
- креативный (сочетание навыков, закрепленных упражнениями умений выполнить то или иное действие, и практики, под которой понимается проверка истинности как объективного мира, так и имеющегося субъективного опыта, развитие творческого потенциала личности, способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации).
Рейтинговая система оценки деятельности студента учитывает его способность к тем или иным способам мыслительной или практической деятельности, возможность самореализовать свои способности и способствовать саморазви-
тию. Нами введены 6 баллов, т.е. 6 ступеней оценивания образовательного процесса:
1-я ступень. Информационная. Предполагает умение студента осваивать информацию, фиксировать ее и воспроизводить. Работа оценивается в 1 балл.
2-я ступень. Понимание, или расширенная информация. Способность усваивать смысл предлагаемой информации и расширение ее объема посредством самостоятельной работы с источниками - 2 балла.
3-я ступень. Применение. Способность использовать изученный материал в конкретных и новых ситуациях. Работа оценивается от 1 до 3 баллов.
4-я ступень. Анализ. Способность разбивать имеющуюся информацию на компоненты на определенных основаниях и как следствие понимать его организационную структуру. Идентификация отдельных частей отношения между ними и определение организационных связей. Умение находить логические ошибки в доказательствах, различия между фактами и выводами - от 1 до 4 баллов.
5-я ступень. Синтез. Способность получения на основе анализа имеющейся информации нового или недоступного ранее. Может быть, подготовка творческой работы, предложение плана эксперимента на основе интегрированности информации из различных областей в процессе решения определенной проблемы - от 1 до 5 баллов.
6-я ступень. Оценивание. Определение значимости материала для конкретных целей, способность составлять мнение о ценности, значении какого-либо материала на определенных критериях. Достижение данной ступени определяется творческими продуктами учебной деятельности - от 1 до 6 баллов.
Расхождение между традиционной отметкой и баллами можно преодолеть следующим способом:
1, 2-я ступени - отметка «3»,
3, 4-я ступени - отметка «4»,
5, 6-я ступени - отметка «5».
Вывод. Одним из возможных путей развития творческой личности студента с культурным образованием может быть организация профессионального самовоспитания, мотивы которого определяются как внешними социальными требованиями, так и собственным отношением будущего специалиста к избранной профессии. Формирование творческой личности может протекать успешно, если студент имеет перед собой образцы преподавательской деятельности и соответствующие организационно-педагогические условия. Совокупность педагогических задач, организационных форм и методов профессиональной деятельности будущих специалистов по ФКиС и ситуаций их психологического взаимо-
действия, регулируемого ценностно-нормативном системой педагогической деятельности, и обеспечивает подготовку творческой личности студента.
Литература
1. Белов, В.И. Формирование готовности студентов факультета физической культуры к оздоровительной деятельности / В.И. Белов, В.С. Дмитриев, В.И. Коваль, Т.А. Родионова // Теория и практика физ. культуры. - 2006. - № 4.
2. Белова, Г.Б. Теория и практика обучения специалистов по физической культуре и спорту принятию управленческого решения / Г.Б. Белова // Теория и практика физ. культуры. -2006. - № 11.
3. Бурцева, Г.А. Ценностный подход в профессионально-педагогической подготовке студентов университета (на материале специальности «Физическая культура и спорт»): дис. ... канд. пед. наук / Г.А. Бурцева. - Курган, 2001. - 160 с.
4. Вучева, В.В. Аспекты гуманизации образования по физической культуре студентов вуза / В.В. Вучева // Теория и практика физ. культуры. - 2006. - № 7.
5. Государственные стандарты высшего педагогического образования нового поколения: оценки и ожидания (информационно-аналитический материал) / Отв. ред. Н.П. Пищулин. - М.: МГПУ, 2003.
6. Глебов, Ю.А. Организация воспитательного процесса в физкультурном вузе / Ю.А. Глебов // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 7.
7. Давиденко, Д.Н., Г.Н. Пономарев. Размышления о понятиях и сущности образования в области физической культуры / Д.Н. Давиденко, Г.Н. Пономарев //Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 5.
8. Курдюков, Б.Ф. Модернизация учебного процесса в вузе физической культуры / Б.Ф. Курдюков // Теория и практика физ. культуры. - 2004. - № 8.
9. Лубышева, Л.И. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту / Л.И. Лубышева, В.А. Магин // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 12.
10.Поварницын, А.П. Ценностные ориентации специалистов по физической культуре в процессе обучения в вузе: монография / А.П. Поварницын. - Курган, 2004. - 300 с.
Bibliography
1. Belov V.I., Dmitriev V.S., Kovaf V.I., Rodionova T.A. Formation of preparedness of students of the faculty of physical culture for recreational activity. (In Russian) / Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2006, № 4.
2. Belova G.V. Theory and practice of teaching of experts in physical culture and sport to managerial decision-making. (In Russian) / Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2006, № 11.
3. Burtseva G.A. Value approach of vocationally-pedagogical training
of university students (based on the material of specialty "Physical culture and sport"): PhD. thesis. (In Russian) Kurgan, 2001. - 160 P.
4. Vucheva V.V. Aspects of humanization of education in physical culture of high school students. (In Russian) / Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2006, № 7.
5. State standards of higher pedagogical education of new generation:
assessments and expectations (information-analytical material). (In Russian) / Ed. by N.P. Pischulin. - Moscow: MSPU, 2003.
6. Glebov YuA. Organization of training process at sports high school.
(In Russian) / Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2005, № 7.
7. Davidenko D.N., Ponomarev G.N. Reflections on concepts and essence in the field of physical culture. (In Russian) / Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2004, № 5.
8. KurdukovB.F. Modernization of educational process at high school
of physical culture. (In Russian) / Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2004, № 8.
9. Lubysheva L.I., Magin V.A. The concept of modernization of the process of vocational training of experts in physical culture and sport. (In Russian) / Teoriya i praktika fizicheskoy kultury.2003, № 12.
10. Povarnitsyn A.P. Value orientation of experts in physical culture in the process of studies at high school: Monograph. (In Russian) -Kurgan, 2004. - 300 P.
Информация для связи с автором:
Тел. 8(3512)370-565 e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 07.09.2009 г.