Научная статья на тему 'Формирование у студентов готовности поддержания здоровья для обеспечения профессиональной деятельности'

Формирование у студентов готовности поддержания здоровья для обеспечения профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY / PHYSICAL FITNESS / HEALTH / COMPETENCIES / PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколов Василий Валерьевич, Стафеева Анастасия Владимировна, Степурко Александр Анатольевич, Иванов Александр Дмитриевич

Рассмотрена проблема концептуальных изменений в высшем образовании, направленных на совершенствование образовательного процесса и поиска новых путей и средств активизации личности, способной поддерживать должный уровень здоровья и физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Проведено констатирующее исследование с целью оценки образовательных результатов сформированности профессиональных компетенций в рамках реализации программы по дисциплине «Физическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколов Василий Валерьевич, Стафеева Анастасия Владимировна, Степурко Александр Анатольевич, Иванов Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMA TION OF READINESS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS TO MAINTAIN THE PROPER LEVEL OF PHYSICAL FITNESS TO ENSURE FULL SOCIAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY

The article considers the problem of conceptual changes in higher professional education aimed at improving the educational process and the search for new ways and means of activating the individual, capable of maintaining the proper level of health and physical fitness to ensure full social and professional activities. A stating study was conducted to assess the educational results of the formation of professional competencies in the framework of the implementation of the program for the discipline "Physical Culture".

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов готовности поддержания здоровья для обеспечения профессиональной деятельности»

УДК 796.011.3:371.72

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ГОТОВНОСТИ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.В. Соколов, А.В. Стафеева, А.А. Степурко, А.Д. Иванов

Рассмотрена проблема концептуальных изменений в высшем образовании, направленных на совершенствование образовательного процесса и поиска новых путей и средств активизации личности, способной поддерживать должный уровень здоровья и физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Проведено констатирующее исследование с целью оценки образовательных результатов сформированности профессиональных компетенций в рамках реализации программы по дисциплине «Физическая культура».

Ключевые слова: студенты, педагогический вуз, физическая подготовленность, здоровье, компетенции, профессиональная деятельность.

В настоящее время многие авторы отмечают увеличение юношей и девушек, обучающихся в вузах, имеющих проблемы со здоровьем [1]. В связи с этим особое значение приобретает вопрос формирования, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи. Одной из главных задач, стоящих перед вузами, является создание системы обучения, направленной на обеспечение баланса умственной и физической работоспособности. Система высшего образования остается единственным социальным институтом и каналом, через который возможно целенаправленное профилактическое воздействие на каждого студента.

На долю студентов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, приходится 13 %; дыхательной и сердечно-сосудистой систем -6,5 %, другие заболевания - 31,5 % [2; 3]. По наблюдениям авторов, за последние 10 лет количество обучающихся в вузе с низкими резервами здоровья, отнесенных к специальному медицинскому отделению, во многих вузах страны увеличилось почти в 2 раза и в среднем по регионам составляет 35 %. В этой связи актуальность реализации технологий, направленных на укрепление здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, становится очевидной. Однако проблема заключается в том, что в вузах недостаточно эффективно разрабатываются и реализуются в учебных программах физического воспитания технологии поддержания здоровья, направленные на повышение не только физической подготовленности, но и формирования необходимых для этого компетенций [4-6].

Ведущим направлением деятельности профессионального учрежде -ния высшего образования является создание условий для формирования у учащейся молодежи здорового образа жизни, личностных качеств, обеспе-

чивающих конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие духовно-нравственной личности, умеющей адаптироваться в современных условиях [7]. В настоящее время динамика развития производства достигла такого уровня, что содержание профессиональной подготовки, которое осваивает студент в процессе обучения, не в полной мере устраивает молодого специалиста к моменту начала трудовой деятельности [8-10].

Таким образом, анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить следующие противоречия между:

- снижением показателей здоровья и физической подготовленности студентов в современной России и недостаточно эффективной реализа -цией средств физической культуры в решении этой проблемы в программах по дисциплине «Физическая культура» в вузе;

- необходимостью создания условий для формирования у учащейся молодежи здорового образа жизни, личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке и отсутствием в программах по физическому воспитанию содержания, направленного на формирование данных навыков;

- требованиями ФГОС ВО 3++ о необходимости формирования готовности поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности и отсутствием в настоящее время методического обеспечения для формирования таких компетенций.

Целью исследования явились теоретическое обоснование и разработка модели образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» в вузе, направленной на формирование готовности у студентов самостоятельно поддерживать должный уровень физической подготовленности. В качестве рабочей гипотезы предполагалось, что процесс формирования компетенции готовности поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения профессиональной дея-тельности у студентов педагогического вуза будет достаточно эффективным, если:

- сформировать у студентов в процессе обучения необходимый уровень физической подготовленности будущих специалистов, который поможет быстро адаптироваться к профессиональной деятельности, повысить уровень профессиональной надежности;

- обучить студентов методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля своих физиологических возможностей и физической подготовленности для адекватной оценки состояния своего здоровья.

Общий замысел исследования конкретизируется следующими задачами.

1. Изучить современное состояние проблемы постановки физиче-ского воспитания в вузе, а также подходы к формированию личностно-

профессиональных компетенций студентов на занятиях по физической культуре.

2. Провести констатирующее исследование по выявлению показателей физического состояния и физической подготовленности студентов, а также уровня сформированности компетенции поддерживать должный уровень физической подготовленности.

В процессе исследования было проведено анкетирование, направленное на получение информации об актуальном состоянии реализации дисциплины (модуля) «Физическая культура» в Нижегородском государственном университете имени Козьмы Минина (НГПУ им. К. Минина) на основе анализа вовлеченности обучающихся в занятия для их дальнейшего совершенствования и приведения в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС 3++).

Анкетирование студентов проходило по специально разработанной анкете в течение первого семестра 2017/18 учебного года. Всего в опросе приняли участие 124 студента 1-4-х курсов двух факультетов: естественных, математических и компьютерных наук и гуманитарных наук. В анкетировании участвовали студенты, посещающие занятия по дисциплине «Физическая культура» в группах, не разделенных по видам спорта и относящихся к основной медицинской группе. Из них примерно одну треть (30,2 %) составили мужчины, две трети (69,8 %) - женщины. Возраст принявших участие в опросе находился в диапазоне от 18 до 23 лет. Большинство респондентов были студентами 1-го курса (31,1 %); студенты 2-го, 3-го и 4-го курсов - 22,5; 26,8 и 19,6 % соответственно.

Для оценки показателей здоровья и адаптационных возможностей организма обучающихся использовался коэффициент здоровья (КЗ). Для этого измерялись рост, масса тела, частота сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давление в покое.

В ходе эксперимента проводилась экспресс-диагностика функциональных резервов здоровья основных систем организма с помощью аппаратно-программного комплекса (АПК) «Истоки здоровья», версия My Body 1.4. Работа АПК основана на фиксировании изменений сердечного ритма при определенных нагрузках.

В процессе исследования для решения поставленных задач был проведен констатирующий педагогический эксперимент, направленный на экспериментальное обоснование необходимости корректировки существующей модели физического воспитания в вузе путем введения в программу элементов самодиагностики физического состояния и профи-лированности учебного процесса. В эксперименте приняли участие студенты НГПУ им. К. Минина в количестве 56 чел. В рамках констатирующего эксперимента:

1) проводилась оценка образовательного результата уровня сформированности компетенции поддерживать должный уровень физической подготовленности, которая осуществлялась на основе средневзвешенной оценки из видов деятельности студентов, отраженных в рейтинг-плане программы по дисциплине «Физическая культура»:

- знания об основах физического совершенствования человека;

- результаты тестов по оценке физической подготовленности (контрольные испытания по оценке уровня развития физических качеств из программы дисциплины «Физическая культура»);

- умения по приобретению опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой; форм активного отдыха и досуга; расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности.

2) изучались показатели физического здоровья студентов на основе медико-биологических методов исследования, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» с различными профилями. Общие резервы здоровья вычислялись как производная величина от значений физического, психологического и адаптационного компонентов по результатам тестирования с помощью АПК «Истоки здоровья» и других медико-биологических методов;

3) анализировались результаты анкетирования на предмет определения вовлеченности обучающихся в занятия по дисциплине «Физическая культура», выявление существующих системных проблем реализации дисциплины «Физическая культура», связанных с содержанием образовательных программ, организационно-педагогическими условиями обучения и условиями и организацией образовательного процесса, определение самооценки здоровья студентов и др.

Результатом проведения констатирующего эксперимента явилась разработка модели учебно-воспитательного процесса по физической культуре, направленной на формирование компетенции готовности поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности на основе актуализированного стандарта третьего поколения.

В новом образовательном стандарте в отличие от предыдущего отсутствует деление на две квалификации: академический и прикладной бакалавриат.

Вместе с тем остался неизменным объем программы бакалавриата, составляющий 300 зачетных единиц (з.е.). Однако объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, увеличился с 60 до 70 з.е. В новом стандарте впервые выделяются зачетные единицы на ускоренное обучение (не более 80 з.е.).

В рамках освоения программы бакалавриата ФГОС ВО 3++ выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной

деятельности, три из которых (педагогическая, проектная и культурно -просветительская) соответствуют видам профессиональной деятельности ФГОС ВО 3+. В стандарте отсутствует научно-исследовательский вид деятельности, но введены организационно-управленческий и методический типы сопровождения.

В структуре программы сохранены такие же три блока («Дисциплины (модули)», «Практика», «Государственная итоговая аттестация»), но внутри блоков отсутствует деление на базовую и вариативную часть. В новом стандарте прописан лишь минимум объема зачетных единиц на каждый блок. Наполнение типов учебной и производственной практик в блоке 2 «Практика» несколько отличается, а также не оговаривается место проведения практик.

Существенные изменения претерпел раздел «Требования к резуль -татам освоения программы бакалавриата». В программу впервые введены универсальные компетенции. Формируемые компетенции подразделяются на различные категории (группы). Изменены формулировки сохраненных видов компетенций. Особое внимание уделяется профессиональным компетенциям. Организацией устанавливаются индикаторы достижения компетенций. Универсальные, общепрофессиональные, профессиональные обязательные компетенции устанавливаются ПООП, а профессиональные рекомендуемые и самостоятельно установленные компетенции определяются вузом самостоятельно.

При реализации программ бакалавриата предусматривается применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, электронной информационно-образовательной среды.

Выделяются некоторые изменения в требованиях к кадровым условиям реализации программы бакалавриата. Таким образом, сравнительный анализ образовательных стандартов ФГОС ВО (ФГОС 3+) и ФГОС ВО (ФГОС 3++) свидетельствует о том, что ФГОС «третьего поколения» представляет собой модернизированный образовательный стандарт, учитывающий основные современные тенденции, происходящие в образовательной среде. Этот стандарт отличается от предыдущих выраженной ориентацией на «компетенции» («способность применять знания и умения в определенной области») и «компетентностный подход» («умение работать с информацией и готовность к реальным жизненным ситуациям»).

Вводимый новый образовательный стандарт предоставляет российским организациям высшего образования значительно большую свободу в формировании основных образовательных программ. Это позволяет, отвечая на запросы рынка труда, достойно конкурировать отечественным вузам на российском и международном рынках образовательных услуг. Вместе с тем предполагается повышение ответственности вузов за качество предлагаемых образовательных услуг.

Внедрение в практику образовательных учреждений ФГОС ВО 3++ приведет к изменениям как в содержании и структуре образовательных программ, так и в условиях реализации учебного процесса, что потребует от вузов дальнейшего совершенствования учебно-методических материалов, организации учебного процесса и повышения профессионального уровня профессорско-преподавательского состава. Введение ФГОС ВО 3++ поднимает отечественное образование на качественно иной уровень и делает его более конкурентоспособным.

Совершенствование процесса физического воспитания в рамках данной модели физического воспитания осуществлялось в зависимости не только от интересов студентов, но и в соответствии с показателями физического состояния и специфики будущей профессиональной деятельности. Для достижения образовательных результатов учебной деятельности в содержание модели были включены блоки, направленные на овладение навыками самодиагностики физического развития и функционального состояния организма.

В результате проведения анкетирования студентов 1-4-х курсов НГПУ им. К. Минина было выявлено, что у подавляющего количества студентов отсутствует должное внимание со стороны преподавателей к формированию смысловой основы физкультурной деятельности и личной инициативе обучающихся в освоении предмета «Физическая культура», что на самом деле является главной задачей вуза в связи с принятием нового федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения.

В результате проведения анкетирования студентов НГПУ им. К. Минина было выявлено, что наиболее часто студенты указывали на наличие постоянной или периодической головной боли (84 %), расстройства сна (64 %), пониженного артериального давления (62 %), диспепсических расстройств (58 %). Только 2 человека ответили, что у них всегда хорошее самочувствие и нет никаких нарушений здоровья. Удовлетворенность студентов объемом двигательной активности на занятиях различна в зависимости от особенностей их здоровья и курса. Так, объем двигательной активности оптимален для 75,5 % студентов 4-го курса, 67,9 % - 3-го курса, 54,3 % второкурсников и 43,9 % студентов 1-го курса. Остальные респонденты указали, что им хотелось бы, чтобы занятия были менее или более подвижными (при этом примечательно, что первокурсники чаще жалуются на недостаток двигательной активности, а обучающиеся более старшего возраста - на его избыток). При опросе о наличии внутренней потребности и эмоциональной вовлеченности в занятиях было выявлено, что наиболее распространенной эмоцией, возникающей у студентов на занятиях, является удовлетворение (42,4 %), чуть менее распространены интерес (35,4 %) и веселье (27,5 %). Предложенные отрицательные эмоции испытывают 26 % респондентов. Наиболее распространенным мотивом к занятиям является получение

зачета или оценки (63 %), далее с минимальным отрывом следует оптимизация двигательного режима (60,8 %). Приблизительно в равной степени распространены развитие физических качеств и укрепление здоровья (около 49 %). Получение новых знаний и расширение кругозора входит в тройку наименее распространенных мотивов из предложенного списка (15 %). В то же время значительное количество ответов имеет отрицательную окраску: респонденты сообщали, что посещают занятия вынужденно, так как физическая культура является обязательной дисциплиной, не видят в ней смысла и не получают от нее пользы. Субъективная оценка респондентов свидетельствовала, что компетенции в области физической культуры, предусмотренные требованиями ФГОС высшего и общего образования, сформированы не у всех студентов.

Так, в группах общей физической подготовки (ОФП) знаний по каждому вопросу, рассматриваемому в рамках учебного курса, практически не имели 14,4 % респондентов. Хуже складывается ситуация с обладанием знаний по формированию навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности (в той или иной степени знания сформированы только у 48,9 % респондентов) и умением составлять комплексы физических упражнений и подбирать индивидуальную нагрузку для развития своих физических качеств (44,8 %). Лучше всего обстоит дело со знаниями техники выполнения физических упражнений и техники безопасности при занятиях физической культурой (около 85 %).

Приведенные результаты показывают, что многие обучающиеся не придают большого значения дисциплине «Физическая культура», а устойчивая внутренняя потребность в занятиях в рамках основной образовательной программы у них отсутствует (даже при том, что физическая культура и спорт могут представлять для них ценность). Такая позиция указывает на недостаточную вовлеченность обучающихся в занятия.

Описанные результаты свидетельствуют о том, что работа по формированию у обучающихся положительной автономной мотивации к занятиям отсутствует или ведется неэффективно.

На основе анализа образовательного результата у студентов по уровню сформированности компетенции поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности было выявлено, что средневзвешенная рейтинговая оценка составила 68,5 балла, что свидетельствует о том, что уровень достижения образовательных результатов находится на критическом уровне.

В процессе исследования были изучены показатели физического здоровья студентов на основе медико-биологических методов исследования, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» с различными профилями. Констатирующее исследование выявило неудовлетворительное состояние здоровья студенческой молодежи.

Общие резервы здоровья по результатам тестирования с помощью АПК «Истоки здоровья» у студентов ННГУ им. К. Минина по направлению «Педагогическое образование» оказались сниженными и составили в среднем 46,3±6,3 и 49±3,4 % в I и II группах соответственно. Показатель адаптационных резервов организма по тесту вариационной пульсометрии - ПАРС, входящий в состав адаптационного компонента, явно указывал на «высокую цену адаптации» и у 90 % обследованных первокурсников составлял от 2 до 5 баллов. Это свидетельствовало о напряжении механизмов адаптации, поскольку, по Р.М. Баевскому, показатель ПАРС в диапазоне от 2 до 4 баллов соответствует умеренному функциональному напряжению.

Содержание образовательного процесса в вузе по физическому вос -питанию, включающему модуль «Физическая культура» и модуль «Элек -тивные дисциплины по физической культуре», направлено на повышение физической подготовленности студентов в зависимости от их интересов, целей, физического состояния и специфики будущей профессиональной деятельности. Для ее реализации и достижения образовательных результа -тов учебной деятельности в содержание включены блоки, направленные на овладение навыками самодиагностики физического развития и функционального состояния организма на основе методов антропометрических индексов, функциональных проб и двигательных тестов, и на этой основе -совершенствование двигательной подготовленности в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности.

Формирование компетенции готовности поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности в процессе реализации физического воспитания в рамках двух модулей («Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре») поможет будущему педагогу адекватно оценивать свое физическое состояние, уметь его сохранять и развивать на основе знаний о влиянии различных видов физкультурно-спортивной деятельности на организм человека в процессе его онтогенеза, а также уметь использовать средства профессионально -прикладной физической подготовки для профилактики и лечения профессиональных заболеваний педагога в процессе его многолетней профессиональной деятельности.

Таким образом, результаты исследования позволяют использовать их при проектировании и организации образовательного процесса в высших учебных заведениях; в системе повышения квалификации педагогических работников. Предложенная модель процесса формирования профессиональной компетенции у студентов педагогического вуза может быть основой при разработке программ по дисциплине «Физическая культура» для студентов различных профилей направления подготовки «Педагогическое образование».

Список литературы

1. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/iour/article/ view/755 (дата обращения 22.10.2018).

2. Соснин В.П. Особенности состояния здоровья современного студента и способы его коррекции средствами физической культуры // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=18886 (дата обращения: 13.03.2019).

3. Губанищева А.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка как один из видов подготовки конкурентоспособного специалиста // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2014. № 2.(8). С. 77-80.

4. Самооценка студентами здоровья и их физическая подготовленность / Т.А. Булавкина [и др.] // Современные проблемы высшего профессионального образования: материалы. науч.-метод. конф. Брянск: БГИТА, 2014. С. 205-207.

5. Нотина Н.И. Анализ состояния здоровья студенческой молодежи // Вестник научных конференций. 2016. № 11-5(15). С. 117-118.

6. Оплетин А.А. Потенциальные возможности физической культуры как один из ведущих стимулов саморазвития личности // Теория и практика физической культуры. 2009. № 5. С. 25-31.

7. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007. 218 с.

8. Евтин А.Б., Гусев А.Н. Использование модульного подхода в реализации прикладной физической подготовки студентов в инженерно-эономическом вузе // Вектор науки Тольяттинского университета. 2016. № 2. С. 215-217.

9. Меерманова И.Б., Койгельдинова Ш.С., Ибраев С.А. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 2. Ч. 2. С. 193-197.

10. Михайлова С.Н. Формирование физической культуры студентов // Молодой ученый. 2017. №13. С. 645-649.

Соколов Василий Валерьевич, старший преподаватель, StafeevaA V@yandex. ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет им. Козьмы Минина (Мининский университет),

Стафеева Анастасия Владимировна, канд. пед. наук, доц., staffanastasiyaa yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет им. Козьмы Минина (Мининский университет),

Степурко Александр Анатольевич, преподаватель, stepurko1976@yandex.ru, Россия, Княгинино, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет,

Иванов Александр Дмитриевич, студент, svetlana-604@,mail. ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)

FORMA TION OF READINESS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS TO MAINTAIN THE PROPER LEVEL OF PHYSICAL FITNESS TO ENSURE FULL SOCIAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY

V. V. Sokolov, A. V. Stafeeva, A.A. Stepurko, A.D. Ivanov

The article considers the problem of conceptual changes in higher professional education aimed at improving the educational process and the search for new ways and means of activating the individual, capable of maintaining the proper level of health and physical fitness to ensure full social and professional activities. A stating study was conducted to assess the educational results of the formation of professional competencies in the framework of the implementation of the program for the discipline "Physical Culture".

Key words: students of a pedagogical university, physical fitness, health, competencies, professional activities.

Sokolov Vasily Valerievich, senior lecturer, StafeevaA V@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University named after Kozmy Minin (University of Minin),

Stafeeva Anastasiya Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, staffanastasiya@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University named after Kozmy Minin (University of Minin),

Stepurko Alexander Anatolyevich, lecturer, stepurko1976@yandex.ru, Russia, Knyaginino, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics,

Ivanov, Aleksandr Dmitrievich, student, svetlana-604@,mail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University named after Kozmy Minin (University of Minin)

References

1. Chelnokova E.A., Agaev N.F., Tyumaseva Z.I. Formirovanie motivacii studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom v vysshej shkole [The formation of students' motivation for physical education and sports in higher education] // Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of the University of Minin]. 2018. V. 6. No. 1. [Electronic resource]. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/755 (accessed date: 22/10/2018).

2. Sosnin V.P. Osobennosti sostoyaniya zdorov'ya sovremennogo studenta i sposoby ego korrekcii sredstvami fizicheskoj kul'tury [Features of the state of health of a modern student and methods of correction by means of physical education] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2015. No. 2. Part 1. [Electronic resource]. URL: http://www. science-education. ru/ru/article/view?Id= 18886 (accessed date: 03/13/2019).

3. Gubanishcheva A.A. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka kak odin iz vidov podgotovki konkurentosposobnogo specialista [Professionally-applied physical training as one of the types of training of a competitive specialist] // Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka [Physical education and sports training]. 2014. No. 2(8). P. 77-80.

4. Samoocenka studentami zdorov'ya i ih fizicheskaya podgotovlennost' [Self-esteem by students of health and their physical fitness] / T.A. Bulavkina [et al.] // Modern problems of higher professional education: mat. scientific method. conf. Bryansk: BGITA, 2014. P. 205-207.

5. Notina N.I. Analiz sostoyaniya zdorov'ya studencheskoj molodezhi [Analysis of the health status of students] // Vestnik nauchnyh konferencij [Bulletin of scientific conferences]. 2016. No. 11-5(15). P. 117-118.

6. Opletin A.A. Potencial'nye vozmozhnosti fizicheskoj kul'tury kak odin iz vedushchih stimulov samorazvitiya lichnosti [Potential of physical culture as one of the leading incentives for personal self-development] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. 2009. No. 5. P. 25-31.

7. Vilenskij M.Ya., Gorshkov A.G. Fizicheskaya kul'tura i zdorovyj obraz zhizni studenta [Physical education and a healthy lifestyle of a student]: textbook. allowance. M.: Gardariki, 2007. 218 p.

8. Evtin A.B., Gusev A.N. Ispol'zovanie modul'nogo podhoda v realizacii prikladnoj fizicheskoj podgotovki studentov v inzhenerno-eonomicheskom vuze [Using a modular approach in the implementation of applied physical training of students in an engineering and economic university] // Vektor nauki Tol'yattinskogo universiteta [Vector of science of the Tolyatiinsky University]. 2016. No. 2. P. 215-217.

9. Meermanova I.B., Kojgel'dinova Sh.S., Ibraev S.A. Sostoyanie zdorov'ya studentov, obuchayushchihsya v vysshih uchebnyh zavedeniyah [The health status of students in higher educational institutions] // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Fundamental Research]. 2017. No. 2. Part 2. P. 193-197.

10. Mihajlova S.N. Formirovanie fizicheskoj kul'tury studentov [The formation of students' physical culture] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2017. No.13. P. 645-649.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.