THE ROLE OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS AS A FACTOR OF SUCCESS IN FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY
A.A. Bolotnikov, R.Sh. Imangulov, E.R. Mugattarova, L.R. Abdrashitova
The article deals with the question of the influence of physical fitness of students on the success of their labor functions in the future professional activity. Methodological approaches to the definition of the concept of physical fitness in the phenomenon of health professionals and a healthy lifestyle are considered. The results of the conducted research among more than 400 representatives of student youth studying in higher education institutions of various orientation are given.
Key words: physical fitness of students, healthy lifestyle, professional activity.
Bolotnikov Anatoly Aleksandrovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, tank. rt@,mail. ru, Russia, Kazan, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan State Medical University,
Imangulov Rais Shamilevich, associate professor, imangulovr@inbox. ru, Russia, Kazan, Kazan State University of Architecture and Engineering,
Mugattarova Elvira Rifovna, senior lecturer, [email protected], Russia, Kazan, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan State Medical University,
Abdrashitova Lilia Radievna, student, [email protected], Russia, Kazan, Kazan State University of Architecture and Engineering
УДК 796.011:378.14
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.Ю. Бурханова, В.Л. Скитневский, М.С. Чаулина
Определены основные компоненты профессиональной компетентности педагога, реализующего деятельность в инклюзивных образовательных организациях. Разработан образовательный модуль для направления «Педагогическое образование» профиля подготовки «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности», отражающий содержательный контент подготовки бакалавров по физической культуре к работе в условиях оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.
Ключевые слова: инклюзивное образование, физическая культура, подготовка педагога, образовательный модуль.
В настоящее время в России, как и во всем мире, уделяется особое внимание инклюзивному образованию. «Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю) - процесс развития, общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам для
всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями» [4].
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Обеспечение равного доступа к образованию государство осуществляет через систему образования, располагающими своими учреждениями: учреждениями дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего, дополнительного, профессионального образования.
Под инклюзивным образованием мы понимаем более широкую интеграцию, подразумевающую доступность образования для всех и развитие общего и профессионального образования в плане приспособления к различным потребностям всех обучающихся.
Основной целью создания системы инклюзивного образования является проектирование безбарьерной среды в обучении людей с отклонениями в состоянии здоровья. Для достижения этой цели необходимым становится реализация комплекса мер, подразумевающих как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов и специальных программ для обучающихся профессионального образования и педагогов образовательных организаций, направленных на развитие и взаимодействие с обучающимися, имеющими особые потребности, для облегчения процесса адаптации и обучения последних в образовательных учреждениях [3].
Создаваемая в настоящее время система инклюзивного образования требует не полного изменения сложившейся образовательной системы, а конкретизации положений профессионального образования, составляющих его элементов, их вклада в целеполагание, организацию и реализацию образовательного процесса лиц с отклонениями в состоянии здоровья, обучающихся совместно со здоровыми сверстниками в рамках инклюзии.
По определению Б.Г. Гершунского образование является «системой, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность» [1]. Сказанное в полной мере соответствует и основным положения инклюзивного образования.
Основным элементами современной системы образования являются:
1) цели образования;
2) содержание образования;
3) средства и способы получения образования;
4) формы организации образовательного процесса;
5) реальный образовательный процесс как единство обучения, воспитания и развития человека;
6) субъекты и объекты образовательного процесса;
7) образовательная среда;
8) результат образования, то есть уровень образованности человека в данном учебном заведении.
Физическая культура является обязательным предметом, как общеобразовательных учреждениях, так и в организациях высшего образования всех профилей. Следовательно, в рамках профессионального педагогического образования требуется формирование специальных компетенций, необходимых для успешной реализации профессиональной деятельности педагогом по физической культуре в образовательных учреждениях с инклюзивной практикой.
В проектировании и реализации инклюзивного образования особую роль играет уровень профессиональной компетентности педагога, осуществляющего образовательный процесс, что требует внесения изменений в процесс подготовки педагогов по физической культуре обучения [2].
Профессиональную компетентность педагога по физической культуре следует рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.). Компетентность может быть объективно наблюдаема, с определённой точностью измеряема, целенаправленно сформирована [5]. Профессиональная компетентность педагога представляет собой единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
К основным компонентам профессиональной компетентности педагога, осуществляющего свою деятельность в рамках инклюзивного образования, относятся мотивационно-ценностный, когнитивный, организационно-деятельностный, рефлексивный компоненты.
Мотивационно-ценностный компонент включает в себя: принятие ценностей инклюзивного образования; нацеленность на профессиональную самореализацию в данной сфере; стремление к овладению новыми и специальными знаниями, профессиональному самообразованию; готовность к принятию ответственности за результаты педагогической деятельности в условиях инклюзивного учреждения; готовность участвовать в работе междисциплинарной команды специалистов.
Когнитивный компонент предполагает: знание педагогом основных принципов инклюзивного образования; знание нормативной базы в сфере инклюзивного образования; знание психологических закономерностей и особенностей развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды; знание методов проектирования учебного педагогического процесса в условия инклюзии; знание особенностей развития детей с ОВЗ; знание общей и коррекционной педагогики.
Деятельностный компонент профессиональной компетентности включает: способность выстраивать социальное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса на принципах толерантности и безоценочности; умение формировать толерантные отношения в инклюзивном детском коллективе, в коллективе взрослых участников инклюзивного образовательного процесса; способность осуществлять сбор и первичную обработку информации о детях с ОВЗ; способность проектировать инклюзивную образовательную среду и ее дидактическое наполнение; умение организовать совместную и индивидуальную образовательную деятельность детей в соответствии с их возрастными и психофизиологическими особенностями; умение прогнозировать динамику состояния и развития ребенка в зависимости от применяемых воздействий; умения формировать не только академические, но и социальные компетенции у детей; способность применять рекомендованные для данной нозологической группы методы и технологии; умение осуществлять взаимодействие с родителями детей с ОВЗ.
Рефлексивный компонент профессиональной компетентности педагога предполагает наличие следующих составляющих: способность к саморегуляции эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ, и их родителями; способность к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности; умение осуществлять профилактику «профессионального выгорания».
При активном внедрении инклюзивного образования целесообразным может стать введение специальных модулей в подготовку педагогов на уровне бакалавриата и магистратуры, а также прохождение педагогами по физической культуре переподготовки в системе повышения квалификации. Данные мероприятия позволят в дальнейшем повысить качество учебного процесса с обучающимися, имеющими особые потребности.
Основой для разработки списка компетенций являются четыре базовые ценности инклюзивного образования, каждой из которых задается два формата областей компетенции педагога.
Так базовая ценность «Уважительное отношение к многоплановости контингента учащихся (многоплановость контингента рассматривается как образовательный ресурс)» подразумевает знание концепций инклюзивного образования и отношение педагога к многоплановому контингенту учащихся.
Базовая ценность «Оказание поддержки всем учащимся (педагог предъявляет высокие требования к успеваемости всех учеников) подразумевает организацию образовательной, социальной и эмоциональной составляющих учебного процесса с учетом потребностей всех учеников, а так де применение эффективных методик работы с многоплановыми коллективами.
«Работа в команде (деятельность всех педагогов осуществляется на основе сотрудничества и работы в команде)», как базовая ценность педагога инклюзивного образования, подразумевает работу с семьями и сотрудничество с педагогами и специалистами различного профиля.
Еще одна базовая ценность «Личностный профессиональный рост (преподавание предполагает совершенствование навыков; преподаватели должны учиться постоянно)» подразумевает, что педагог как практик, постоянно анализирует свою деятельность, а также наличие базовой педагогическая подготовка как основы для непрерывного образования.
В содержании подготовки бакалавров по физической культуре к работе в среде инклюзивного образования целесообразно выделить инвариантную и вариативную часть. Инвариантная часть представлена основными дисциплинами и модулями, представленными во ФГОС ВО согласно направлениям подготовки. Вариативный содержательный компонент представлен в форме образовательных модулей, которые встроены в качестве вариативного компонента в учебный план по направлениям «Педагогическое образование», профилю подготовки «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности». В связи с тем, что особой целью в инвариантной части плана является подготовка бакалавров по физической культуре к работе в среде инклюзивного образования, встает необходимость введения в систему подготовки бакалавров по физической культуре специального образовательного модуля.
Задачи специального образовательного модуля «Образовательные технологии инклюзивного образования в деятельности учителя физической культуры»:
- понимание сущности особенностей детей с ОВЗ;
- ознакомление с дидактическими технологиями;
- усвоение дидактических стратегий, направленных на поддержку детей с ОВЗ;
- обучение навыкам использования типологии множественных интеллектов, в зависимости от стиля обучения ребенка;
- понимание сущности и методов проектирования/разработки адаптаций для учащихся с ОВЗ;
- практическая деятельность по выявлению и использованию дидактических технологий, соответствующих определенному контексту;
- определение эффективности образовательного процесса.
В структуру модуля включены следующие содержательные блоки:
- характеристика субъектов среды инклюзивного образования;
- здоровье и здоровый образ жизни;
- дидактические технологии на уроках физической в инклюзивной образовательной организации;
- оценка прогресса ученика в образовательном процессе;
- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
Содержательные блоки модели имеют межпредметную и метапредметную направленность и подготавливают студентов к решению задач по оздоровлению и формированию культуры здоровья обучающихся инклюзивной образовательной организации.
Содержание подготовки педагогов к работе в инклюзивной образовательной организации должно отвечать ранее определенным задачам, а также учитывать все особенности самой инклюзивной среды в образовательной организации, и специфике процесса её функционирования.
Таким образом, в рамках реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при подготовке будущих педагогов необходимо знакомить их с особенностями инклюзивного образования, вести профессиональную подготовку к осуществлению данного образования в образовательных учреждениях различных уровней. Разработанный образовательный модуль отражает содержательный контент подготовки бакалавров по физической культуре к работе в условиях оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации. Он направлен на решение задач по оздоровлению и формированию культуры здоровья обучающихся в условиях инклюзивного образования.
Список литературы
1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: учеб. пособие для самообразования. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. 512 с.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 34-42.
3. Инклюзивная физическая рекреация студентов: метод. рекомендации / под. ред. С.О. Филипповой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. 96 с.
4. Хижняк Л.А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. №2. С. 21-31.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования // Народное образование. 2003. №5. С. 55-61.
Бурханова Ирина Юрьевна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский Университет),
Скитневский Виталий Львович, канд. психол. наук, проф., [email protected], Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский Университет),
Чаулина Марина Сергеевна, магистрантка, mchaulina@yandex. ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский Университет)
TRAINING OF THE TEACHER ON PHYSICAL CULTURE FOR IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION
I.Y. Burkhanova, V.L. Skitnevsky, M.S. Chaulina
The main components of the teacher's professional competence are realized, which implements activities in inclusive educational organizations. The educational module for the direction "Pedagogical Education" of the profile of the training "Physical Culture and Life Safety" was developed, reflecting the content content of training bachelors in physical education to work in a recreational environment in a multi-ethnic educational organization.
Key words: inclusive education, physical culture, training of the teacher, educational
module.
Burkhanova Irina Yurevna, senior teacher, [email protected], Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (Mininsky University),
Skitnevsky Vitaly Lvovich, candidate of psychological sciences, professor, skvital@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (Mininsky University),
Chaulina Marina Sergeyevna, undergraduate, mchaulina@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (Mininsky University)
УДК 796.011:378.17
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Е.В. Гавришова, Л.Н. Волошина, А.А. Третьяков, А.С. Грачев
Выявлена мотивация физкультурной деятельности студентов, ориентированных на успех и на избегание неудач. Определены доминирующие мотивы для каждой подгруппы студентов. Установлено, что изучение особенностей типа мотивации студентов к занятиям физической культурой влияет на построение технологии вовлечения их в активную двигательную деятельность, что положительно сказывается на комплексных показателях здоровья.
Ключевые слова: мотивы, потребности, мотивация достижения, мотивация успеха, мотивация избегания неудач, мотивы занятий физической культурой.
Построение образовательного процесса по физической культуре в высшей школе на инновационной основе, с учетом интересов и потребностей обучающихся, преобразует его целевые ориентиры,