Научная статья на тему 'Роль физической подготовленности студентов как фактор успешности в будущей профессиональной деятельности'

Роль физической подготовленности студентов как фактор успешности в будущей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
227
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ / PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Болотников Анатолий Александрович, Имангулов Раис Шамильевич, Мугаттарова Эльвира Рифовна, Абдрашитова Лилия Радиевна

Рассмотрен вопрос влияния физической подготовленности студентов на успешность выполнения ими трудовых функций в будущей профессиональной деятельности. Предложены методологические подходы к определению понятия физической подготовленности в контексте феномена здоровья специалистов и здорового образа жизни. Представлены результаты исследования среди более 400 представителей студенческой молодежи, обучающихся в вузах различной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Болотников Анатолий Александрович, Имангулов Раис Шамильевич, Мугаттарова Эльвира Рифовна, Абдрашитова Лилия Радиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS AS A FACTOR OF SUCCESS IN FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY

The article deals with the question of the influence of physical fitness of students on the success of their labor functions in the future professional activity. Methodological approaches to the definition of the concept of physical fitness in the phenomenon of health professionals and a healthy lifestyle are considered. The results of the conducted research among more than 400 representatives of student youth studying in higher education institutions of various orientation are given.

Текст научной работы на тему «Роль физической подготовленности студентов как фактор успешности в будущей профессиональной деятельности»

ESTIMATION OF RESERVE POSSIBILITIES OF THE SUBJECTS VSFK GTO

V. V. Bobkov, E.A. Vasilyeva, V. Yu. Krestovnikov, V.E. Pozdnyakov

We consider the methodology for diagnosing the reserve capabilities of students when they pass the standards of the All-Russia Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (VFSC TRP). The functional state of reserve capacities of the organism is determined, on the basis of which recommendations are given regarding the potential outcome at the peak of the patient's reserve capabilities.

Key words: reserve capabilities of the organism, experimental and control groups, snowball method, complex GTO, development of physical qualities, functional condition, functional tests.

Bobkov Vitaly Viktorovich, senior lecturer, graduate student, vitally-x5@yandex. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Oil and Gas named after I.M. Gubkina, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism,

Vasilyeva Elena Aleksandrovna, senior lecturer, vasi/evaeaa yandex.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Oil and Gas named after I.M. Gubkin,

Krestovnikov Vitaliy Yurievich, senior lecturer, 892670 79985®,mail. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Oil and Gas named after I.M. Gubkin,

Pozdnyakov Vasily Evgenievich, senior lecturer, megavasiliusa yandex. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Oil and Gas named after I.M. Gubkin

УДК 796.011.3

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.А. Болотников, Л.Р. Абдрашитова, Р.Ш. Имангулов, Э.Р. Мугаттарова

Рассмотрен вопрос влияния физической подготовленности студентов на успешность выполнения ими трудовых функций в будущей профессиональной деятельности. Предложены методологические подходы к определению понятия физической подготовленности в контексте феномена здоровья специалистов и здорового образа жизни. Представлены результаты исследования среди более 400 представителей студенческой молодежи, обучающихся в вузах различной направленности.

Ключевые слова: физическая подготовленность студентов, здоровый образ жизни, профессиональная деятельность.

Анализируя феномен здоровья человека, следует признать, что на государственном уровне он не может не являться экономической и даже политической ценностью, в то время как состояние здоровья нации определяет национальную безопасность, также как уровень развитости страны [2, 3, 10]. Ученые прошлых столетий отмечали: «При мудром

государственном устройстве стремятся воспитать сильных и крепких граждан. Такие люди будут счастливы и более способны выполнять различные функции, к которым их призывает интерес государства» [6, С. 27]. «Необходимо признать здоровье человека не только высшей нравственной ценностью, но и реальным экономическим ресурсом, таким как полезные ископаемые... Здоровье больше чем просто материальный ресурс (газ, лес, уголь). Это - производительный ресурс или капитал, так как все, что производится, связано с расходованием жизненной энергии, здоровья. В России на фоне недостаточности благ, наращивающих богатство страны, здоровье граждан необходимо рассматривать как основной капитал экономики» [4, С. 9].

Способность выполнять «различные функции», в настоящее время определяемая как профессиональные компетенции, связана с подготовленностью - в первую очередь физической, традиционно трактовавшейся как «результат физической подготовки к определенному роду деятельности» [3, 6, 10].

В настоящее время акценты несколько смещаются. В современной педагогической науке начинают превалировать методологические подходы, согласно которым под физической готовностью к профессиональной деятельности будущего специалиста и самостоятельной жизни студента понимается педагогически детерминированный процесс формирования необходимого набора «двигательных умений и навыков, гармоничное развитие физических качеств и связанных с ними способностей» [2, 4, 10, 12]. От физической подготовленности непосредственно зависит успешность будущего специалиста в своей профессиональной (трудовой) деятельности. Кроме того, физическая подготовленность является необходимым условием достижения высокой как физической, так и умственной работоспособности, поддержания здоровья на достойном человека уровне [5, 10].

Ситуация в области современного состояния здоровья населения в Российской Федерации близка к катастрофичной. В рейтинге агентства «Bloomberg», составленном на основании информации ООН, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Всемирного банка, Россия занимает 97 место [1].

В соответствии с оценкой ВОЗ, смертность населения России от диабета, сердечнососудистых заболеваний и инсультов в 2005 г. в экономическом измерении привела к убыткам в 11,2 млрд долларов. В 2015 г. эти потери увеличились до 66,3 млрд долларов. При этом данные для Великобритании составили 1,5 и 6,5 млрд долларов США соответственно [1, 13, 14].

Рассматривая такие категории населения, как студенчество и «молодые специалисты», следует отметить в качестве

системообразующего фактора так называемые комплексные плановые медицинские осмотры. Обследования выявляют только 21-36 % здоровых (или практически здоровых), до 38-44 % - больных и 31-39 % - с потенциальными факторами риска [8].

Как показывает целый ряд исследований, проведенных более чем в 90 странах с использованием около 450 критериев в современном обществе здоровье, профессиональная успешность и даже продолжительность жизни не зависит от социального статуса и с достоверностью 70 % зависит от так называемого «образа жизни», включающего в первую очередь физическую подготовленность к преодолению нагрузок, возникающих в ходе профессиональной деятельности. Это позволяет предположить, что существенное повышение эффективности профессиональной деятельности может быть достигнуто без излишних материальных затрат за счет формирования поведенческого стиля, предусматривающего повышение физической подготовленности [1, 5, 13].

Это предположение в высшей степени актуально для студентов и обучающейся молодежи, не только потому, что на этом этапе обучающиеся сталкиваются с существенными физическими и интеллектуальными нагрузками, но и в силу традиционно сложившегося «безответственного» отношения к компонентам здорового образа жизни, прежде всего к физической подготовленности.

Противоречие между профессиональной и личной сферами жизни является одной из определяющих образа жизни студенческой молодежи. Превалирование одной из сторон деятельности в ущерб другой может негативно сказаться на полноценном развитии личности студента, может привести к проблемам со здоровьем.

Низкий уровень физической подготовленности студентов, их общего состояния здоровья объективно определяется рядом факторов. С одной стороны - это атрибуты социального статуса студента: интенсивная умственная деятельность, недостаточная двигательная активность, неустроенность быта, ограниченный бюджет и т. д. С другой стороны, абсолютным приоритетом обучения в вузе является получение профессионально значимых знаний, умений, профессиональных компетенций. Следовательно, физическая подготовленность, как составляющая общего здоровья уходит на второй и даже третий план. При этом в экономической науке уже на протяжении многих десятилетий известен постулат: «специалист может иметь хорошую профессиональную подготовленность, богатый опыт работы, но если он не обладает здоровьем, то его нельзя относить к трудовым ресурсам» [ 8].

Проведенные нами исследования, направлены на выявление настоящей картины по вопросам физической подготовленности и образа жизни в целом среди 475 студентов вузов различной специализации показали, что почти треть респондентов не занимаются физической культурой и спортом (ФКиС) вообще. Сюда входит, в том числе утренняя гимнастика. Около 16 % опрошенных, не имеют практики физической активности на свежем воздухе. Остальные проводят там не более полутора часов в день. У 48 % выявлен нерегулярный режим питания и сна. Одновременно следует констатировать, что более 25 % опрошенных уже жалуются на нарушения сна, главным из которых является бессонница (около 68 % от всего перечня нарушений).

Приведенные данные в полной мере коррелируют с результатами масштабных исследований здоровья населения страны, проводившимися на федеральном уровне. По данным опроса «из 3,204 тыс. респондентов старше 18 лет 32,2 % занимаются ФКиС в достаточном объеме. Около 12 % занимаются менее 1 часа в неделю, 10 % используют занятия ФКиС 1-2 часа в неделю, 5 % делают это в объеме 3-4 часа и 4 % респондентов занимаются практически ежедневно. Число тех, кто занимается менее 1 часа в неделю, 1-2 часа и более 3-х часов оказалось практически равным - 12, 10, 10 соответственно» [5, С. 5]. «Сопоставление объема целенаправленной двигательной активности» и образовательного уровня респондентов позволило выдвинуть предположение, согласно которому что чем выше последний, мотивация к занятиям ФКиС тем выше, чем выше достигнутый уровень образования. Отмечается, что образовательный фактор «теоретически связан с возрастом респондентов», но результаты математической обработки собранных данных позволяют считать, «что образовательный ценз в данном исследовании и возраст респондентов связаны статистически не значимо» [5, С. 7]. Применение методов математической статистики показывает, что «в возрастной категории 18-35 лет объем занятий ФКиС не связан с уровнем образования респондентов, значение имеет, прежде всего, гендерный фактор. В возрастной группе 36-55 лет на первый план выходит уровень образования респондентов - чем он выше, тем выше процент тех, кто регулярно использует средства ФКиС. При этом в подгруппах тех, кто имеет среднее и среднее специальное образование, гендерный фактор значения не имеет. Однако среди людей, имеющих высшее образование, мужчины в большей степени, чем женщины занимаются ФКиС. В возрастной группе старше 56 лет объем занятий ФКиС у респондентов прямо пропорционально связан с их уровнем образования, но не зависит от гендерного фактора» [5, С. 8]. Также «Исходя из полученных данных, можно утверждать, что с возрастом снижается число тех, кто регулярно занимается ФКиС» [5, С. 6].

Это, в частности, позволяет сделать вывод о целесообразности педагогически обоснованной мотивации молодежи к повышению

физической готовности как необходимой составляющей здорового образа жизни именно в период обучения в вузе.

На концептуальном уровне успешная самореализация будущего специалиста в профессиональной деятельности возможна при условии сформированности: «внутренней личной готовности к непрерывному самосовершенствованию» (в первую очередь в аспекте физической готовности); внутренней личностной ответственности за свое здоровье, умений применения приемов самовосстановления; методик преодоления нежелательных психофизических состояний; умений по восстановлению собственной работоспособности и устранению последствий профессионального утомления. В практически значимом аспекте перечисленное позволит добиваться предупреждения возможных личностных деформаций в профессиональной деятельности, избегать «скатывания» к саморазрушающим поведенческим стратегиям.

Список литературы

1. Всемирная организация здравоохранения. URL: http: // www.who.int/ whr/m/index.html (дата обращения: 23.03.2018).

2. Кабачков В.А., Полиевский С.А., Буров А.Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи. М.: ФиС, 2010. 295 с.

3. Куренцов В.А., Зюзько И.Г Организационно-методические подходы в физическом воспитании студенческой молодежи при подготовке к предстоящей профессиональной деятельности // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. 2014. №1. С. 34-43.

4. Малярчук Н.Н., Чимаров В.М. Факторы, влияющие на эффективность здоровьесозидающей деятельности педагогов в современном социокультурном пространстве // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. №9. С. 72-79.

5. Мотивация к ведению здорового образа жизни, использованию возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, самосовершенствовании, самовоспитании и социальной адаптации: метод. рекомендации по использованию различных форм мотиваций к ведению здорового образа жизни, использованию возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, самосовершенствовании, самовоспитании, социальной адаптации для информационно-пропагандистской деятельности / Министерство спорта Российской Федерации. URL: http://www.minsport.gov.ru/2016/doc/ MetodRek110716.pdf (дата обращения: 23.03.2018).

6. Насибуллина Д.М., Прохорова Е.В., Мугаттарова Э.Р. Формирование процесса физического воспитания студентов, направленных на усвоение ценностей здоровья и здорового образа жизни // Искусство и образование. 2010. №8. С. 17-22.

7. Пути улучшения процесса физического воспитания студентов / Д.М. Насибуллина [и др.] // В мире научных открытий. 2010. №4-14. С. 33-35.

8. Селезнева Н.А. К вопросу о социально-психологической адаптации студентов к условиям учебной работы в вузе // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2010. №202. C. 331-336.

9. Специфика обучения мусульманок на занятиях физической культурой в вузе / Э.Р. Мугаттарова [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. №4. С. 48-52.

10. Тиунова О.В., Фильченков Д.А., Томилова М.В. Использование различных форм мотивации к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой и спортом: метод. рекомендации. М.: Советский спорт. 2013. С. 23.

11. Формирование двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе / А.А. Болотников [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2017. №4 (64) С. 79-82.

12. Якубовская А.Р., Васильева Т.В. Коррекция психофизического состояния студентов средствами физической культуры на этапе профессионального обучения // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. 2014. №2. С. 60-69.

13. Five years of lifestyle intervention improved selfreported mental and physical health in a general population: the Inter 99 study Original Research Article / Ch.Pisinger fcte] // Preventive Medicine. 2009. Vol. 49. P. 424-428.

14. Food-related lifestyle and health attitudes of Dutch vegetarians, non-vegetarian consumers of meat substitutes, and meat consumers Original Research Article / C. Annet fcte] // Appetite. 2004. Vol. 42. P. 265-272.

Болотников Анатолий Александрович, канд. пед. наук, доц., asan611@yandex.ru, Россия, Казань, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казанский государственный медицинский университет,

Имангулов Раис Шамильевич, доц., asan611@yandex.ru, Россия, Казань, Казанский государственный архитектурно-строительный университет,

Мугаттарова Эльвира Рифовна, старший преподаватель, asan611@yandex.ru, Россия, Казань, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казанский государственный медицинский университет,

Абдрашитова Лилия Радиевна, студентка, asan611@yandex.ru, Казанский государственный архитектурно-строительный университет

THE ROLE OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS AS A FACTOR OF SUCCESS IN FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY

A.A. Bolotnikov, R.Sh. Imangulov, E.R. Mugattarova, L.R. Abdrashitova

The article deals with the question of the influence of physical fitness of students on the success of their labor functions in the future professional activity. Methodological approaches to the definition of the concept of physical fitness in the phenomenon of health professionals and a healthy lifestyle are considered. The results of the conducted research among more than 400 representatives of student youth studying in higher education institutions of various orientation are given.

Key words: physical fitness of students, healthy lifestyle, professional activity.

Bolotnikov Anatoly Aleksandrovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, tank. rt@,mail. ru, Russia, Kazan, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan State Medical University,

Imangulov Rais Shamilevich, associate professor, imangulovr@inbox. ru, Russia, Kazan, Kazan State University of Architecture and Engineering,

Mugattarova Elvira Rifovna, senior lecturer, asan611@yandex.ru, Russia, Kazan, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan State Medical University,

Abdrashitova Lilia Radievna, student, lilu@.mail.ru, Russia, Kazan, Kazan State University of Architecture and Engineering

УДК 796.011:378.14

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.Ю. Бурханова, В.Л. Скитневский, М.С. Чаулина

Определены основные компоненты профессиональной компетентности педагога, реализующего деятельность в инклюзивных образовательных организациях. Разработан образовательный модуль для направления «Педагогическое образование» профиля подготовки «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности», отражающий содержательный контент подготовки бакалавров по физической культуре к работе в условиях оздоровительной среды в полиэтнической образовательной организации.

Ключевые слова: инклюзивное образование, физическая культура, подготовка педагога, образовательный модуль.

В настоящее время в России, как и во всем мире, уделяется особое внимание инклюзивному образованию. «Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю) - процесс развития, общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.