Научная статья на тему 'Комментируемые кейсы как средство моделирования образовательного пространства по физической культуре в вузе'

Комментируемые кейсы как средство моделирования образовательного пространства по физической культуре в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОММЕНТИРУЕМЫЕ КЕЙСЫ / PROBLEM-BASED LEARNING / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / COMMENTED CASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурханова Ирина Юрьевна, Иванова Светлана Сергеевна, Чаулина Марина Сергеевна, Иванов Александр Дмитриевич

Представлены основные научные концепции по проблеме организации учебной деятельности на занятиях физической культурой. Разработана технология применения метода комментируемых кейсов в образовательном процессе по физической культуре в вузах и обоснована ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурханова Ирина Юрьевна, Иванова Светлана Сергеевна, Чаулина Марина Сергеевна, Иванов Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMENTED CASES AS THE SIMULAR OF EDUCATIONAL SPACE ON PHYSICAL CULTURE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The main scientific concepts on the organization of educational activities in the classroom physical culture are presented. A technology has been developed to apply the method of commented cases in relation to the educational process on physical culture in universities, and its effectiveness has been substantiated.

Текст научной работы на тему «Комментируемые кейсы как средство моделирования образовательного пространства по физической культуре в вузе»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

УДК 796.011.3:378.1

КОММЕНТИРУЕМЫЕ КЕЙСЫ КАК СРЕДСТВО МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ

И.Ю. Бурханова, С.С. Иванова, М.С. Чаулина, А.Д. Иванов

Представлены основные научные концепции по проблеме организации учебной деятельности на занятиях физической культурой. Разработана технология применения метода комментируемых кейсов в образовательном процессе по физической культуре в вузах и обоснована ее эффективность.

Ключевые слова: проблемное обучение, студенты, физическая культура, комментируемые кейсы.

Готовность любого профессионала представляет собой динамическую систему, основанную на освоении студентами трудовых действий согласно требованиям нового образовательного стандарта - с одной стороны, и, с другой стороны, - на индивидуальных потенциях личности и деятельности студента. Кроме того, готовность определяется постоянно обновляющейся социальной потребностью в профессиональных кадрах. Рынок труда требует конкурентоспособных специалистов, имеющих не только специальные компетенции, но и высокий уровень работоспособности. Готовность самостоятельно поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (УК-7, ФГОС 3 ++)должна формироваться за счет средств физической культуры на спортивных дисциплинах.

По результатам научных исследований в последнее время состояние здоровья студентов вовремя их обучения ухудшается [6]. К

окончанию учебного заведения параметры физической подготовленности у большинства студентов оказываются ниже, чем до поступления в вуз.

В этой связи, актуальность совершенствования системы обучения по физической культуре в вузах является приоритетным направлением исследований. За последнее время опубликовано большое количество научно-исследовательских работ, посвященных проблемам физического воспитания в высших учебных заведениях. Авторами предлагается несколько путей решения данной проблемы:

- введение принципа спортивной специализации (предлагается сделать акцент на определенной физкультурно-спортивной деятельности) (Драчук А.И., Свирщук Н.С., Сучков А.К., Аксенов В.Л., Забелина Л.Н., Михайлова С.Н.);

- совершенствование системы педагогического контроля за физическим состоянием студентов (Ковалева С.Н., Батенко Е.М., Межман И.Ф., Палагина Н.И.);

- увеличение мотивации студентов к самостоятельным занятиям путем выбора вида физкультурно-спортивной деятельности (Гусева Н.Л., Пащенко Л.Г., Митриченко Р.Х.);

- использование информационно-коммуникационных технологий (Тужикова Е.С., Упениеце И., Крошева Е.А., Лищук И.В., Шапиева М.С., Васильев Д.А., Илясова А.Ю., Еремеева С.П., Федоров А.И., Полат Е.С., Богданов В.М., Петров, П.К., Абдулаева М.А.);

- усиление акцента на профессионально-прикладную направленность физического воспитания (Костенко А.Н., Крюкова Г.В., Зиновьева Л.В., Парфисенко Н.А., Бикзянова А. А., Уйманова И. П.).

Проведенный ретроспективный анализ вышеуказанных исследований показал отсутствие должного внимания со стороны авторов к формированию смысловой основы физкультурной деятельности и личной инициативе обучающихся в освоении предмета «Физическая культура». Студентам говорится «что» и «как» нужно делать, но не объясняется «для чего».Отсутствие понимания ведет к потере мотивации к занятиям физической культурой, что приводит к ухудшению здоровья молодежи.

Кроме этого, такая организация образовательного процесса не подразумевает создание условий для самообразования, развития личности студента и формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения различных задач, что является главной задачей вуза, в связи с принятием нового федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения.

Одним из вариантов решения оптимизации физического воспитания в вузе может стать применение методов проблемного обучения [3]. В настоящее время идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике, нов сфере физической культуры, на наш взгляд, разработаны недостаточно полно.

Целью данной статьи является обоснование эффективности использования метода комментируемых кейсов для оптимизации образовательного процесса по физической культуре в вузах.

Для реализации поставленной цели предлагалось решение следующих задач:

1) определить основные научные позиции и концепции специалистов по проблеме организации учебной деятельности по физической культуре студентов вузов;

2) разработать технологию применения метода комментируемых кейсов в отношении образовательного процесса по физической культуре в вузах.

Элементы кейс-метода имели место еще в античности - беседы Сократа с учениками [4]. Сегодня метод активно используется в зарубежной практике бизнес-образования и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем[1].

В настоящий момент в России идет активное внедрение кейс-технологии в образовательный процесс [2]. Тому есть несколько причин:

- увеличение мотивации обучающихся;

- необходимость реализации ФГОС 3++ и подготовки конкурентоспособного специалиста;

- реализация потребности педагогов в постоянном профессиональном совершенствовании;

- получение конкурентных преимуществ на рынке образовательных

услуг;

- переориентация целевых установок на удовлетворение интересов студентов, с учётом их индивидуальных психофизических особенностей.

Конечно, есть и проблемы при внедрении кейс-метода:

- недостаточность научно-методического обеспечения дисциплины «Физическая культура» в вузе;

- недостаточность часов, выделенных на теоретическую часть дисциплины«Физическая культура» в вузе.

Метод комментируемых кейсов - разновидность кейс-метода. Обсуждение проблемной ситуации происходит в парах. Один студент назначается ведущим. Его задача - рассмотреть проблему и предложить путь ее решения. Задача второго студента - подобрать достаточное основание возможности или невозможности применения этого пути. Поиск достаточного основания должен осуществляться с помощью SWOT-анализа, ПОПС-формулы или метода Фишбоуна.

Далее представлены некоторые примеры решения проблемы оптимизации образовательного процесса по физической культуре в вузах, которые могут быть предложены преподавателем в начале обсуждения:

- введение в образовательный процесс по физической культуре

элементов обучения студентов работе с аппаратно-программными комплексами для функциональной диагностики здоровья;

- заполнение индивидуального дневника здоровья, в котором будет отражена динамика показателей физического развития, функционального состояния и уровня физической подготовленности каждого студента на протяжении всего обучения;

- составление комплекса упражнений для формирования физических и психологических качеств, необходимых для будущих профессионалов с учетом специфики выбранной профессии.

Студенты обсуждают каждое решение, обосновывают возможности его применения, рассматривают сильные и слабые стороны найденного решения, расставляют приоритеты по уровню влияния факторов, подбирают примеры из собственного опыта. Используемые формулы имеют диагностический развал, так что в процессе диалога обучающиеся определяют возможные риски и угрозы. В результате обсуждения студенты самостоятельно находят наиболее эффективный и доступный путь оптимизации учебного процесса по спортивным дисциплинам.

Самостоятельность и творческая свобода студента позволяют трансформировать учебную информацию, задаваемую ФГОС,в личностные убеждения и способности, делают их средством развития личности студента. Вследствие этого, значительно повышается мотивация к занятиям физической культурой [5].

Внедрение метода комментируемых кейсов приводит к повышению качества подготовки специалистов за счет:

- расширения методов организации образовательного пространства;

- оптимизации системы применения студентами знаний в спортивных дисциплинах;

- развития коммуникативных и социальных компетенций студентов;

- развития личности студента за счет максимального раскрытия их природных способностей;

- обеспечения возможности творческой личностной и профессиональной самореализации студентов;

- формирования умения студентов принимать решения, развития таких профессионально значимых качеств как инициативность, целеустремленность, настойчивость, ответственность;

- развития навыков обработки информации: анализ различного объема информации, построение логических цепочек причинно-следственных связей, умение делать выводы;

- индивидуализации обучения, позволяющей оптимизировать процесс личностной и профессиональной адаптации студентов в обучающей среде вуза и образовательном пространстве профессиональной педагогической деятельности, позволяет скорректировать акмеологические устремления студентов и их педагогическую направленность.

В заключение следует сказать, что метод комментируемых кейсов является универсальным методическим инструментарием в любом образовательном процессе и может быть с успехом применен при освоении студентами предмета «Физическая культура». Использование данного метода в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе с традиционными, будет способствовать формированию смысловых основ физической культуры личности обучающихся.

Список литературы

1. Абрамова Н.С., Колдина М.И., Ваганова О.И. Кейс-технологии в профессиональном образовании//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 11-14.

3. Быстрицкая Е.В., Бурханова И.Ю. Самоидентификация и самореализация студента в антропно организованной учебной деятельности // Вестник Института образования человека. 2015. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http ://eidos-institute .ru/ journal/ (дата обращения: 20.11.2018).

2. Быстрицкая Е.В., Ядрышников К.С. Методический инструментарий инновационных технологий в образовании (на примере кейс -метода) // Вестник Мининского университета. 2015. № 1(9). С. 13.

4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т.1. М.: Педагогика, 1982.

5. Коротков С.Г., Крылов Д.А. Использование методов проблемного обучения при подготовке бакалавров профессионального обучения // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 1(25). С. 13-17.

6. Лопатина А. Б. Состояние здоровья студентов // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 01(55) Ч. 3. С. 41-42.

Бурханова Ирина Юрьевна, старший преподаватель, irina2692007@yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,

Иванова Светлана Сергеевна, канд. пед. наук, старший преподаватель, svetlana-604@mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,

Чаулина Марина Сергеевна, магистрант, mchaulina@yandex.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина,

Иванов Александр Дмитриевич, студент, ivanovad@,st.mmmuniver.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

THE COMMENTED CASES AS THE SIMULAR OF EDUCATIONAL SPACE ON PHYSICAL CULTURE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

I.Y. Burkhanova, S.S. Ivanova, M.S. Chaulina, A.D. Ivanov

The main scientific concepts on the organization of educational activities in the classroom physical culture are presented. A technology has been developed to apply the method of commented cases in relation to the educational process on physical culture in universities, and its effectiveness has been substantiated.

Key words: problem-based learning, students, physical education, commented cases.

Burkhanova Irina Yurevna, senior lecturer, irina2692007@yandex.ru, Russia, Nizhniy Novgorod, Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Mininsky University),

Ivanova Svetlana Sergeevna, senior lecturer, svetlana-604@mail.ru, Russia, Nizhniy Novgorod, Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Mininsky University),

Chaulina Marina Sergeevna, undergraduate, mchaulina@yandex.ru, Russia, Nizhniy Novgorod, Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Mininsky University),

Ivanov Alexander Dmitrievich, student, ivanovad@,st.mininuniver.ru, Russia, Nizhniy Novgorod, Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Mininsky University)

УДК 796.011

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ SMART-ФИЗКУЛЬТУРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

В.Г. Витун, Е.В. Витун, Е.А. Килязова

Обоснована эффективность использования проекта «Smart-физкультуры», основанного на средствах подвижных игр приставки Xbox 360 с датчиком движений Шж^, в учебном процессе студентов специальной медицинской группы. Доказано, что разработанный проект может использоваться в учебном заведении для проведения обязательных и факультативных занятий с целью повышения интереса молодежи к занятиям по физической культуре, формированию у них навыков самостоятельности и коммуникативности.

Ключевые слова: смарт-физкультура, информационно-компьютерные технологии, специальная медицинская группа, датчик движения Кпес^ адаптация.

Одной из проблем современного образования является недостаточная мотивация студентов и снижение их интереса к освоению ряда учебных дисциплин. Преподавателями ведется активный поиск средств и методов, способствующих повышению мотивации студентов к занятиям [4, 5, 7, 8]. Внедрение в учебный процесс информационно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.