Научная статья на тему 'Формирование у школьников активной жизненной и гражданской позиции в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )'

Формирование у школьников активной жизненной и гражданской позиции в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОС-ПИТАНИЕ / ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД / SOCIAL AND EDUCATIONAL PUBLIC POLICY / CIVIC AND PATRIOTIC UPBRINGING / IDEOLOGICAL AND POLITICAL UPBRINGING / MILITARY AND PHYSICAL TRAINING / SOCIALLY USEFUL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутякова Нинель Константиновна, Ферцер Виктория Юрьевна

Цель данной статьи показать роль общественно-государственной политики в сфере образования и ее влияние на развитие системы школьного образования в условиях Великой Отечественной войны. Показаны содержание, орга-низационные формы и методы воспитательной работы образовательных учреждений в условиях военного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутякова Нинель Константиновна, Ферцер Виктория Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming active attitude towards life and civicism in Soviet pupils during the Soviet Vs Nazi period of the WW II (1941-1945)

The purpose of this article is to show the role of public policy in the field of education and its impact on the development of the school system in the condi-tions of the so-called Great Patriotic War. The content, organisational forms and methods of upbringing work of educational institutions under wartime conditions have been shown.

Текст научной работы на тему «Формирование у школьников активной жизненной и гражданской позиции в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. )»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.4

Кутякова Нинель Константиновна

кандидат педагогических наук, доцент

Ферцер Виктория Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево

[email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)

Цель данной статьи - показать роль общественно-государственной политики в сфере образования и ее влияние на развитие системы школьного образования в условиях Великой Отечественной войны. Показаны содержание, организационные формы и методы воспитательной работы образовательных учреждений в условиях военного времени.

Ключевые слова: общественно-образовательная государственная политика, гражданско-патриотическое воспитание, идейно-политическое воспитание, военно-физическое воспитание, общественно-полезный труд.

В2015 году отмечается 70-я годовщина Великой Победы над фашистской Германией. Чем дальше от нас эти годы, тем величественнее и значительнее становится исторический опыт воспитания людей. В современных условиях реализация воспитательного потенциала победы в Великой Отечественной войне означает новое осмысление исторического опыта и его применение в интересах стоящих перед обществом и государством задач в экономической, социальной, политической и духовной сферах. Вопросы воспитания и образования детей в годы Великой Отечественной войны рассматриваются в многоаспектных направлениях. Общественно-государственная политика в области образования раскрывается в ряде философско-педагогических трудов (И.С. Арцис, А.К. Быков, В.В. Дрыночкин, В.П. Потемкин, И.Ф. Плотников, Б.И. Ровный и другие). Патриотическое и гражданское воспитание нашло отражение в исследованиях отечественных педагогов (А.Д. Измайлов, Н.П. Овчинникова, А.А. Щеголев, С.Х. Файзулина и другие). Общественно-полезная работа школьников в годы Великой Отечественной войны представлена авторами: А. Гофман, Н.А. Менчинская, С.А. Черник и другие. Использование разнообразных средств и методов внеклассной и внешкольной работы освещается широко и многопланово (В.И. Болдырев, Н.А. Константинов, В.И. Куфаев, И.О. Макаров, Е.Н. Михайлова и другие).

Использование опыта совместной работы школ и общественных институтов - это, прежде всего, восстановление связи времен, преемственности поколений, без чего не может быть поступательного развития современного общества. Это воскрешение тех духовных ценностей, которые исконно присущи россиянам: любви к своему Отечеству, готовности к самопожертвованию, трудолюбия, высокой человеческой порядочности, милосердия и др. Повышенное внимание к проблемам обучения подрастающего поколения, обновление содержа-

ния преподавания и воспитания, совершенствование управления народным образованием и другие вопросы государственной политики в сфере просвещения стали важнейшими задачами российского руководства. Анализ прошлого позволяет оценить пройденные испытания советским народом в годы Великой Отечественной войны. Поддержать, а возможно, и возродить те лучшие традиции воспитания патриотизма, гражданственности, трудолюбия, альтруизма, которые за последние время приобрели особую важность в воспитании нового поколения людей.

Выступая на всероссийском совещании руководящих работников народного образования (1941 г.), комиссар просвещения РСФСР В.П. Потемкин подчеркнул, что, несмотря на сложность военного времени забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач. Закон о всеобщем обучении является незыблемым и в условиях войны. Наркомпрос РСФСР, местные профсоюзные и коммунистические организации приняли ряд мер по уточнению учета школьного контингента (включая и эвакуированных детей), по созданию дополнительных классов и зданий для школ, в том числе школ-интернатов. Были открыты суворовские, нахимовские училища с десятилетним сроком обучения. Получили распространение многочисленные ремесленные и железнодорожные училища (2-3 года обучения). Введено фабрично-заводское обучение (один год или полгода). Общество и государство приняли также меры по борьбе с безнадзорностью детей, явившейся результатом ухода родителей и других взрослых членов семьи либо в ряды Красной армии, либо работающих на производстве. По решению Совета Народных Комиссаров СССР в краях и областях были созданы комиссии по выявлению безнадзорных детей, организована специальная инспектура, открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспи-

266

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

© Кутякова Н.К., Ферцер В.Ю., 2016

тание детей-сирот. В первые месяцы войны родилась и такая форма организации учебной работы, как школьный консультационный пункт. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и трудилась в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи [5; 7].

Война потребовала не только организационной перестройки, но и повышения качества всей учебно-воспитательной работы. Преодолевая порой огромные трудности, преподаватели обеспечивали учащимся глубокие и прочные знания, воспитывали их в духе коллективизма, советского патриотизма, мужественными и стойкими защитниками своей социалистической Родины. Условия военного времени властно вторглись в жизнь школы, настоятельно требуя пересмотра привычных и традиционных форм и методов деятельности учителей и учащихся. Прежде всего, самой жизнью была поставлена задача - предельно повысить идейно-политическую насыщенность каждого отдельного урока и всего педагогического процесса. В соответствии с указаниями партии и правительства, распоряжениями местных административных структур, требованиями жизни, учебно-воспитательный процесс был связан с событиями Великой Отечественной войны. Одним из основных путей совершенствования и обогащения учебно-образовательной работы школ было акцентирование народно-хозяйственного и военно-прикладного значения содержания учебных предметов, практическое применение учащимися приобретаемых на занятиях знаний, подготовка их к жизни, труду, обороне Родины. Учителя-предметники насыщали свои уроки военной тематикой. На занятиях по физике школьников знакомили с работой двигателей в танках, самолетах, автомашинах и подводных лодках, с применением электричества в военном деле. На занятиях математики учащиеся учились использовать измерительные инструменты, приборы и таблицы. Каждый боевой эпизод, демонстрирующий героизм советских людей на фронте, в цехах и на колхозных полях, служил материалом для бесед по русскому и родному языку. Широкое распространение получили индивидуальные задания и многообразные формы самостоятельной работы учащихся. Особое значение отводилось таким предметам, как обществоведение, история, география. Учителя подчеркивали роль партии, интернациональную силу народа. Воспитанию патриотов способствовала целенаправленная работа по разъяснению сущности интернационального единства, гражданского братства с характерным для него сознанием. В течение веков в России главной задачей обучения и воспитания молодого поколения считалось формирование «истинного сына Отечества», патриота на примерах подвигов предков. Национальное самосознание продолжало

развиваться и в условиях войны 1941-1945 гг. Важно было вооружить молодежь ясным пониманием справедливости войны в защиту социалистического Отечества [2; 3; 4].

Программа действий под лозунгом «Все для фронта, все для победы» излагалась в директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 года. В условиях нехватки преподавательских кадров, материально-технической базы школьные занятия не прекращались на протяжении всего периода войны, как в тыловых учебных заведениях, так и в школах прифронтовых городов, организованных в катакомбах, в бомбоубежищах. В учебных программах увеличилось число часов на изучение военного прошлого, истории героических битв в годы революции. При изучении истории отводилось больше времени и усиливалось внимание на изучение тем: «Разгром Александром Невским рыцарей на льду Чудского озера в 1242 году», «Разгром Тевтонского ордена объединенными силами славян и литовцев в Грюнвальдской битве 1410 года», «Полтавская битва 1709 года», «Отечественная война русского народа в 1812 году» и т.п. Подвиги героев Красной Армии и всего народа нашли широкое отражение в учебном материале, в беседах и внеклассном чтении, тематике сочинений. Так, выпускники московских школ писали сочинение на тему «За родную Москву», когда враг приближался к стенам столицы. Ряд новых тем был включен в программу курса географии. В частности, такие темы, требовавшие организации занятий с учащимися вне классных помещений, как «Ориентирование и работа с компасом во дворе и на поле», «Топографическая карта и ее чтение». Дети должны были, ориентируясь по карте, находить заданную местность, определить направление дорог, разбираться в главных условных знаках и др. При этом нужно было добиваться, чтобы полученные знания учащиеся распространяли среди родных и знакомых, детей и взрослых, помогая им понять происходящие события [6; 7].

Главной целью воспитания 1940-х годов было выполнение социального заказа партии и правительства на подготовку стойких и умелых защитников Отечества, в результате чего оно стало носить военно-патриотическую направленность. В ноябре 1941 года Наркомпрос РСФСР по согласованию с Главным управлением всеобуча Народного Комиссариата обороны издал указ «Об организации военно-допризывной подготовки учащихся VШ-X классов средних школ». Одно из центральных мест в решении задач военно-патриотического воспитания заняла специальная дисциплина «Военное дело» (строевая, лыжная, огневая, противохимическая подготовка, изучение стрелкового оружия, техники рукопашного боя, военно-спортивное дело и др.). Для девочек организовывались курсы обучения немецкому языку,

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

радиосвязи, санитарно-медицинской помощи. По существу был введен новый предмет, фактически сливший воедино военное обучение и физическую подготовку. Программа включала знакомство с воинским уставом, организационной структурой Советской армии, с отдельными родами войск, с боевой техникой и т. п. Организация военного обучения сводилась максимально к условиям боевой обстановки.

Опыт войны показал, что при правильной постановке дела, военная подготовка и физическая культура как учебные предметы общеобразовательной школы способствовали укреплению здоровья, физической закалке и всестороннему развитию организма учащегося, давали ему определенный минимум знаний и умений в объеме начальной подготовки бойца. Физкультура, в частности, вырабатывала у детей правильную осанку, воспитывала ловкость, выносливость, четкую координацию движений, прививала учащимся необходимые санитарно-гигиенические навыки.

Большое распространение получили такие формы внеклассной работы по военно-физическому воспитанию школьников, как военно-тактические и оборонно-спортивные игры, военизированные походы и кроссы. Особый интерес у ребят вызывали спортивные игры «Рейд в тыл врага», «На разгром», «На штурм» и другие. Массовой и активной формой были спортивные соревнования и состязания. В то же время они являлись смотрами боевой и физической подготовки школьников.

Идеологическое просвещение учащихся осуществлялось в кружках политсети, через организацию лекторских ученических бригад, митингов, устройство викторин, встреч с участниками войны, помощь в госпиталях и т.п. В этот период возродился принцип связи школы с жизнью, с трудом. С первых же дней войны учителя и учащиеся приняли активное участие в строительстве оборонительных и защитных сооружений, занимались сбором бутылок для горючей жидкости, аптечной посуды для медицинских учреждений. Вместе с взрослыми несли службу в местных гражданских подразделениях противовоздушной обороны. Школьники старших возрастов выполняли ответственные поручения местных групп самозащиты: заготавливали мешки и ящики с песком, воду для тушения пожаров, поддерживали чистоту и порядок в общественных бомбоубежищах, отвечали за наличие и сохранность необходимого инвентаря. Многие школьники вместе с взрослыми несли дежурство на крышах и чердаках зданий по месту своего жительства. Нередкими были случаи, когда школьники проявляли мужество и бдительность, оказывали содействие воинским частям, органам государственной безопасности и милиции в задержании и обезвреживании вражеской агентуры и диверсантов [1; 2].

Школы развернули широкую общественно-полезную работу: сборка деталей на промышленных предприятиях, пошив одежды бойцам, уборка урожая в колхозах и совхозах, сбор металлического лома, лекарственных растений, оказание помощи в госпиталях, шефство над семьями фронтовиков, заготовка дров для школы, сена для животных и многое другое.

События Великой Отечественной войны вызвали к жизни новую тематику в работе исторических кружков: «Трудовой подвиг советского народа в тылу», «Герои - комсомольцы в борьбе за Отечество» и др. Имена А. Матросова, Н. Гастелло, З. Космодемьянской, Е. Чайкиной и других стали символом для подрастающего поколения. Кружковцы собирали материалы об участниках войны - своих земляках. В школах обустраивался уголок «Патриоты Родины - воспитанники нашей школы», где под руководством учителя были собраны фотографии, письма с фронта, личные вещи воинов - бывших учеников школы. Уже в послевоенные годы опыт был востребован при создании залов и музеев боевой славы. В этих же уголках на самом видном месте висела карта, иллюстрирующая очередные сообщения о ходе войны, происходящие изменения. На основе данных периодических изданий дети составляли мини-рефераты «Урал - кузница оружия», «Ленинград и его оборона». С подготовленными материалами учащиеся выступали в подшефных госпиталях, перед населением на предприятиях, колхозах, по месту жительства. Идея укрепления связи армии и народа, которой уделялось большое внимание в годы войны, послужила основой новой модели патриотического и гражданского воспитания.

В годы Великой Отечественной войны все вопросы политико-воспитательной работы с учащимися решались в тесном взаимодействии с комсомолом и пионерской организацией. Активно росло число тимуровских команд. Ребята дежурили в госпиталях, читали раненым газеты, писали по их просьбе письма родным, помогали инвалидам Отечественной войны, поднимали дух воинов, устраивая концерты и собирая подарки для бойцов и детей из освобожденных районов. Переписка школ с фронтом имела огромное значение для обеих сторон. В школе она оказывала влияние на всю организацию воспитательной работы, сознание, что фронтовики следят за успехами в труде и учебе. А на фронте детские письма и посылки являлись источником моральной силы бойцов [4; 7]. Для военно-спортивной подготовки использовался опыт создания оборонных кружков, массовой сдачи норм БГТО, БГСО, ПВХО, ЮВС, организация военных игр, который был накоплен еще до Великой Отечественной войны.

Исторический опыт советской общеобразовательной школы рассматриваемого периода представляет огромную ценность. Всестороннее изуче-

268

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

ние его важно, прежде всего, потому, что именно в те годы система народного образования в целом подверглась суровым испытаниям. Она успешно преодолела их, доказав свою жизнеспособность. Народное образование и школа не только выстояли, но и поднялись в своем развитии на новую ступень. Ценнейшим достижением советской школы военного времени явилось укрепление связи обучения и воспитания с социумом, с трудовыми усилиями народа, возвращение в школу трудовой подготовки и военно-спортивного обучения. Широкое развитие приобрела общественно-полезная деятельность школьников и их включение во всех основных отраслях народного хозяйства. Воспитание целеустремленности, небывалой стойкости и мужества школьников были основаны на глубоком сознании своего патриотического и гражданского долга.

Библиографический список

1. Арцис И.С. Школа в дни Великой Отечественной войны // Советская педагогика. - 1944. -

№ 8-9. - С. 48-50.

2. Быков А.К. Воспитательный потенциал Великой Победы и пути его реализации в системе образования // Педагогика. - 2010. - № 2. - С. 142-149.

3. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория и опыт. - М.: Мысль, 1984. - 172 с.

4. Егоров Н.П., Куфаев В.И., Янковская А.В. Воспитание советского патриотизма в школе. - М.: Учпедгиз, 1951. - 240 с.

5. Дрыночкин В.В. Великая Отечественная война и функционирование советской системы народного образования: дис. ... д-ра ист. наук. - М., 1992. - 397 с.

6. Менчинская Н.А. Общественно-полезная работа школьника в дни Отечественной войны. Опыт школ г. Чкалова // Советская педагогика. - 1943. -№ 8-9. - С. 19-27.

7. Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Историко-педагогическое исследование. - М.: Просвещение, 1984. - 137 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.