Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбакова Наталья Николаевна, Осадчук Ольга Леонидовна

Проблема исследования - организация процесса формирования у будущих педагогов готовности к осуществлению инклюзивного образования. Цель исследования - теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка результативности формирования у будущих педагогов профессионального обучения готовности к осуществлению инклюзивного образования посредством психологического тренинга. Использованы субъектный и деятельностный подходы, а также методы психологического и педагогического тестирования, анализа продуктов деятельности. Определены компоненты, критерии, методики диагностики у будущих педагогов профессионального обучения готовности к осуществлению инклюзивного образования. Представлены эмпирические результаты формирования у будущих педагогов профессионального обучения готовности к осуществлению инклюзивного образования. Авторы пришли к выводу, что психологический тренинг толерантности обладает положительным потенциалом формирования у будущих педагогов профессионального обучения готовности к осуществлению инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS OF FUTURE VOCATIONAL TRAINING TEACHERS TO IMPLEMENT INCLUSIVE EDUCATION

The problem of the study is the formation of readiness for inclusive education among future teachers of vocational training. The purpose of the study is the theoretical justification and experimental verification of the effectiveness of the formation of future teachers of vocational training readiness to implement inclusive education through psychological training. Subjective and activity-based approaches were used. Methods of psychological and pedagogical testing, analysis of products of activity were used. The components, criteria, and diagnostic methods of future teachers of vocational training of readiness to implement inclusive education are determined. The empirical results of the formation of readiness for inclusive education among future teachers of vocational training are presented. Psychological tolerance training has a positive potential for the formation of readiness for inclusive education among future teachers of vocational training.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.147 DOI: 10.57015/issn1998-5320.2022.16.3.9

Научная статья

Н. Н. Рыбакова1^, О. Л. Осадчук1

И mat-rb@list.ru

'Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), г. Омск, Российская Федерация

Формирование у будущих педагогов профессионального обучения готовности к осуществлению инклюзивного образования

Аннотация: Проблема исследования - организация процесса формирования у будущих педагогов готовности к осуществлению инклюзивного образования. Цель исследования - теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка результативности формирования у будущих педагогов профессионального обучения готовности к осуществлению инклюзивного образования посредством психологического тренинга. Использованы субъектный и деятельностный подходы, а также методы психологического и педагогического тестирования, анализа продуктов деятельности. Определены компоненты, критерии, методики диагностики у будущих педагогов профессионального обучения готовности к осуществлению инклюзивного образования. Представлены эмпирические результаты формирования у будущих педагогов профессионального обучения готовности к осуществлению инклюзивного образования. Авторы пришли к выводу, что психологический тренинг толерантности обладает положительным потенциалом формирования у будущих педагогов профессионального обучения готовности к осуществлению инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, готовность к осуществлению инклюзивного образования, психологический тренинг, толерантность.

Дата поступления статьи: 6 мая 2022 г.

Для цитирования: Рыбакова Н. Н., Осадчук О. Л. (2022) Формирование у будущих педагогов профессионального обучения готовности к осуществлению инклюзивного образования. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 3, с. 90-102. DOI: I0.570i5/issni998-5320.2022.i6.3.9.

Scientific article

H. H. RybakovalE, O. L. Osadchuk1

И mat-rb@list.ru

'The Siberian State Automobile and Highway University, Omsk, Russian Federation

Formation of readiness of future vocational training teachers to implement inclusive education

Abstract: The problem of the study is the formation of readiness for inclusive education among future teachers of vocational training. The purpose of the study is the theoretical justification and experimental verification of the effectiveness of the formation of future teachers of vocational training readiness to implement inclusive education through psychological training. Subjective and activity-based approaches were used. Methods of psychological and pedagogical testing, analysis of products of activity were used. The components, criteria, and diagnostic methods of future teachers of vocational training of readiness to implement inclusive education are determined. The empirical results of the formation of readiness for inclusive education among future teachers of vocational training are presented. Psychological tolerance training has a positive potential for the formation of readiness for inclusive education among future teachers of vocational training.

Keywords: inclusion, inclusive education, readiness to implement inclusive education, psychological training, tolerance.

Paper submitted: May 6, 2022.

For citation: Rybakova H. H., Osadchuk O. L. (2022) Formation of readiness of future vocational training teachers to implement inclusive education. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 16, no. 3, pp. 90-102. DOI: 10.57015/issn1998-5320.2022.16.3.9.

© Н. Н. Рыбакова, О. Л. Осадчук, 2022

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Введение

Проблема. В последнее время в обществе все больше внимания уделяется инклюзии - процессу включения в жизнь социума людей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Российское государство поставило перед каждой образовательной организацией задачу обеспечения каждому обучающемуся реального права и возможности получения качественного образования.

О. В. Харитоновой, А. Б. Звоненко, К. С. Суходоевой определены отличительные черты инклюзивного образования: совместное, а не изолированное обучение инвалидов и лиц с ОВЗ с остальными обучающимися, а также учет разнообразных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого из них (Харитонова и др., 2017). О. В. Бонин подчеркивает, что инклюзивное образование является принципиально новой образовательной системой, что накладывает повышенные требования к подготовке педагогических кадров (Бонин, 2013). А. Р. Рым-ханова и Д. У. Байсалов высказали мнение, что проблема обеспечения педагогами инклюзивной системы образования является весьма важной, т. к. полноценное кадровое обеспечение - это гарантия успешного внедрения инклюзивной системы образования (Рымханова, Байсалов, 2020).

Результаты исследования, выполненного В. И. Епишиной, свидетельствуют о том, что 66 % опрошенных ими педагогов считают себя готовыми к работе с лицами с ОВЗ (Епишина, 2018). В то же время в значительной части исследований указаны проблемы, которые препятствуют успешному внедрению идей инклюзивного образования в практику. Так, С. В. Алехина отмечает следующие актуальные проблемы;

1) кадровые: отсутствие у отдельных педагогов профессиональной подготовки в сфере инклюзивного образования и опыта практической деятельности в инклюзивном образовании;

2) организационные: отсутствие координации различных ведомственных учреждений, занимающихся вопросами инклюзивного образования, следствие чего - разрозненность в содержании и направлениях инклюзивной деятельности;

3) научно-методические: трудности в теоретической подготовке в силу дефицита учебников и учебных пособий по дисциплинам, обеспечивающим инклюзивное образование (Алехина, 2013).

Результаты исследования, полученные M. Шарифа, показали, что к числу проблем относятся нехватка специализированных технических средств, трудности с разработкой учебных планов для обучающихся с ОВЗ, недостаток знаний и навыков педагогов в области инклюзивного образования (Shareefa, 2016). Т. В. Коротовских, О. А. Некрасова, А. В. Спирина раскрыли профессиональные трудности педагогов школ, связанные с наличием психологических барьеров, проявляющихся в неумении общаться с «особыми» детьми, их эмоциональном непринятии, осознании необходимости освоения методов и приемов коррекционной работы, разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов «особых» детей (Коротовских и др., 2015).

B. З. Кантор и Ю. Л. Проект установили, что у вузовских преподавателей сформирована мотивация к реализации инклюзивного образования, но они испытывают дефицит навыков при работе со студентами с инвалидностью и ОВЗ (Kantor, Proekt, 2021). В работе Н. Кателлани, Д. Ф. Ильясова, Е. А. Черепова, А. А. Севрюковой, Е. А. Селивановой, В. В. Кудинова, Н. О. Николова показано, что почти у 40 % учителей физической культуры психологическая готовность к внедрению инклюзивного образования - ниже среднего (Catellani et al., 2018). В. Белкова, П. Золёмиова и

C. Петрик проанализировали мнения учителей, работающих в словацких школах. Результаты опроса указывают на проблемы в инклюзивной практике, которые согласуются с результатами других национальных исследований (Belkova, Zolyomiova, Petrik, 2021). С. Игнатьева, Л. Федина, Д. Илишко представили данные, согласно которым студенты педагогического вуза по-разному воспринимают инклюзивное образование. С одной стороны, они отмечают позитивное отношение к работе с детьми с ОВЗ, с другой - говорят о трудности внедрения практики инклюзии (Ignatjeva, Fedina, Ilisko, 2017). Согласно результатам исследования, проведенного Т. Н. Петровой, 55 % студентов педагогического вуза не планируют в дальнейшем проходить специальную подготовку для работы с детьми с ОВЗ (Петрова, 2017).

Приведенные факты показывают, что значительная часть педагогов, работающих с лицами с ОВЗ, не готовы в полной мере реализовывать инклюзивное образование. Отсюда - актуальность научных исследований, посвященных проблеме подготовки будущих педагогов к осуществлению инклюзивного образования. Следует признать, что проблема формирования у будущих педагогов профессионального обучения готовности к осуществлению инклюзивного образования изучена в науке недостаточно.

Цель. Практическая значимость подготовки в вузе будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению инклюзивного образования определяется включением в ФГОС ВО по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) общепрофессиональной компетенции ОПК-3, представляющей собой «способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями»1.

Поэтому нами было выполнено исследование, цель которого состояла в теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверке результативности формирования у будущих педагогов профессионального обучения готовности к осуществлению инклюзивного образования.

Гипотеза исследования заключалась в предположении, что готовность будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению инклюзивного образования может быть обеспечена в результате освоения гуманитарного содержания профессионально-педагогического образования посредством психологического тренинга толерантности.

В исследовании решались следующие задачи:

1) путем теоретического анализа научной литературы определить ресурс психологического тренинга толерантности в формировании у будущих педагогов профессионального обучения готовности к осуществлению инклюзивного образования;

2) модернизировать методику преподавания дисциплин общепедагогического и профессионально-педагогического модулей путем включения в них психологического тренинга толерантности и апробировать эту методику в педагогическом эксперименте;

3) оценить результативность формирования у будущих педагогов профессионального обучения готовности к осуществлению инклюзивного образования.

Методы

Методологическую основу исследования составили личностный и деятельностный подходы (Роберт, 2020). Субъектный подход определил стратегию исследования и дал возможность рассматривать готовность будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению инклюзивного образования как психическое состояние оперативной настройки на предстоящую деятельность с лицами с ОВЗ в организациях СПО. Деятельностный подход выступил практи-ко-ориентированной тактикой исследования; он позволил выбрать психологический тренинг толерантности, нацеленный на обретение опыта толерантного поведения в качестве метода формирования у будущих педагогов профессионального обучения готовности к осуществлению инклюзивного образования.

Эмпирическую базу исследования составил комплекс методов: теоретические методы использовались для анализа состояния проблемы исследования в научной литературе и интерпретации фактического материала; эмпирические методы - для сбора фактического материала; методы математической статистики - для обработки фактического материала.

Методики диагностики готовности будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению инклюзивного образования представлены в табл. 1.

Характеристика уровней сформированности у будущих педагогов профессионального обучения компонентов готовности к осуществлению инклюзивного образования представлена в табл. 2.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) // Гарант. URL: https://base.garant.ru/71897862/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33.

Таблица 1 - Компоненты, критерии и методики диагностики готовности будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению инклюзивного образования

Table 1 - Components, criteria and methods for diagnosing the readiness of future teachers of vocational training to implement inclusive education

Компоненты Критерии Методики диагностики

Мотивационный Коммуникативная толерантность как личностная характеристика Методика диагностики коммуникативной толерантности (В. В. Бойко)

Когнитивный Понимание идеологии инклюзии Педагогический тест оценки знаний теории инклюзивного образования

Операциональный Умения выстраивать инклюзивный образовательный процесс Анализ решения кейса по построению инклюзивного образовательного процесса в колледже

Таблица 2 - Уровни сформированности у будущих педагогов профессионального обучения компонентов готовности к осуществлению инклюзивного образования

Table 2 - The levels of formation of the components of readiness for the implementation of inclusive education among future teachers of vocational training

Компоненты Уровни сформированности (баллы)

Базовый Продуктивный Высокий

Мотивационный Низкая степень развития коммуникативной толерантности (86-125) Средняя степень развития коммуникативной толерантности (46-85) Высокая степень развития коммуникативной толерантности (1-45)

Когнитивный Фрагментарно знает теорию инклюзивного образования (60-74) В целом знает теорию инклюзивного образования (75-89) Глубоко знает теорию инклюзивного образования (90-100)

Операциональный Умеет выстраивать инклюзивный образовательный процесс в типовых педагогических ситуациях (60-74) Умеет выстраивать инклюзивный образовательный процесс в сложных ситуациях (75-89) Умеет выстраивать инклюзивный образовательный процесс в нестандартных ситуациях (90-100)

Педагогический эксперимент по апробации модернизированной методики преподавания дисциплин общепедагогического и профессионально-педагогического модулей путем включения в них психологического тренинга толерантности осуществлялся в Сибирском государственном автомобильно-дорожном университете. В исследовании приняли участие 3 преподавателя и 29 будущих бакалавров по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).

Результаты

Для решения первой задачи исследования был проведен теоретический анализ проблемы подготовки в вузе будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению инклюзивного образования. Результаты решения первой задачи представлены ниже.

Анализ литературы показал, что в педагогической науке разработаны представления о готовности педагогов к осуществлению инклюзивного образования. Эти определения во многом схожи.

Ю. В. Шумиловская готовность будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования рассматривает как совокупность знаний и представлений об особенностях учащихся с ОВЗ, владение способами и приемами работы с ними, а также сформированность определенных личностных качеств, обеспечивающих устойчивую мотивацию к данной деятельности (Шуми-ловская, 2011). В. В. Хитрюк инклюзивную готовность признает системным интегральным качеством субъекта профессиональной педагогической деятельности, которое предопределяет профессиональный выбор, направленность, поведенческие стратегии и методы профессионально-педагогической деятельности в актуальных условиях инклюзивного образования (Хитрюк, 2015). O. В. Карынбаева, О. Е. Шаповалова, Н. В. Шкляр, И. А. Емельянова, Е. А. Борисова

определили готовность педагогов к реализации инклюзивного образования как систему личностных качеств, знаний и навыков, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности с детьми с ОВЗ в образовательных учреждениях (Karynbaeva et а1., 2021).

Опора на представление Н. Г. Левитова о готовности как психическом состоянии субъекта труда, которое характеризуется мобилизацией ресурсов на выполнение конкретной задачи (Левитов, 1964), позволила нам понимать под готовностью будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению инклюзивного образования психическое состояние оперативной настройки на предстоящую деятельность с лицами с ОВЗ в организациях СПО.

Н. А. Першина выделила психологические детерминанты готовности педагогов к реализации инклюзивного образования: понимание значимости инклюзии, осмысленность личной позиции, отсутствие барьеров в восприятии обучающихся с ОВЗ, профессиональная компетентность, осторожность в действиях, уверенность в своих силах (Першина и др., 2018).

Исследователями указаны различные структурные компоненты готовности педагогов к инклюзивному образованию. Так, Ю. В. Шумиловская выделила следующие компоненты готовности будущего учителя к работе с учащимися с ОВЗ:

- мотивационный - совокупность стойких мотивов к работе в условиях инклюзивного образования; признание каждого ученика субъектом учебной деятельности; позитивное восприятие учеников с ОВЗ;

- когнитивный - система знаний о проблеме инвалидности, особенностях психического и физического развития лиц с ОВЗ, особенностях построения педагогического процесса с такими учащимися;

- креативный - творческая активность педагога, позволяющая создавать в образовательном процессе новые материальные и духовные ценности, а также развивать творческий потенциал учащихся с ОВЗ, руководствуясь их возможностями;

- деятельностный - способы и приемы реализации профессионально-педагогических знаний в работе с лицами с ОВЗ, владение соответствующими профессиональными компетенциями (Шумиловская, 2011).

И. В. Ивенских в структуру готовности будущих педагогов начального образования к инклюзивному образованию включила следующие компоненты:

1) мотивационно-ценностный, предполагающий формирование новой ценности социокультурного отношения к ребенку;

2) деятельностный, предполагающий наличие способности создавать новые образцы инклюзивной практики: проектировать индивидуальную образовательную траекторию, создавать новые способы учебных коммуникаций, новые формы учебного взаимодействия на уроке;

3) рефлексивно-оценочный, предполагающий наличие умения анализировать образовательные результаты, важным из которых является индивидуальный прогресс каждого обучающегося в условиях совместного обучения и воспитания (Ивенских и др., 2018).

Е. Г. Самарцева к основным компонентам готовности будущих педагогов дошкольного образования к инклюзивному образованию отнесла:

- мотивационно-ориентационный (степень выраженности личностной ориентированности и мотивации к осуществлению инклюзивного образования дошкольников, степень толерантных и эмпатических проявлений);

- информационный (наличие четких, системных знаний об инклюзивном образовании дошкольников);

- операциональный (сформированность конкретных умений организации инклюзивного образования дошкольников) (Самарцева, 2012).

Анализ структуры готовности педагогов к осуществлению инклюзивного образования показал, что при всем разнообразии структуры исследователями в качестве обязательных названы компоненты, определяющие побуждения педагогов, их умения и знания об объекте, в отношении которого совершается инклюзивная деятельность. Включение других компонентов в структуру указанной готовности вариативно.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Обобщение литературных данных позволило нам выделить три компонента готовности будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению инклюзивного образования: мотивационный, когнитивный и операциональный. Критерии сформированности этих компонентов представлены выше в табл. 1.

Имеются научные работы, отражающие организацию процесса формирования у будущих педагогов готовности к осуществлению инклюзивного образования.

И. В. Возняк сформулировала задачи подготовки педагогических работников к инклюзивному образованию:

1) формирование ценностно-мотивационного отношения к педагогической деятельности в условиях совместного обучения детей с нормативным и нарушенным развитием;

2) формирование системы общих и специальных знаний для реализации инклюзивного подхода в обучении;

3) овладение комплексом педагогических умений и навыков для качественного обучения детей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей;

4) формирование психологической готовности к процессу совместного обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ в среде нормативно развивающихся сверстников (Возняк, 2017).

О. С. Кузьмина разработала представления о системе подготовки будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования:

- эта подготовка должна представлять собой персонифицированный и непрерывный процесс совместной деятельности преподавателей и будущих педагогов, направленный на развитие профессиональной компетентности и формирование личностно-профессиональных установок на совместное обучение детей с нормальным и нарушенным развитием;

- содержание подготовки должно быть сконструировано в логике задачного подхода с учетом тенденций развития инклюзии в зарубежной и отечественной практике;

- технология подготовки педагогов будет основана на применении гуманитарных технологий и будет обеспечивать получение нового профессионального опыта в инклюзивном образовании (Кузьмина, 2016).

По мнению Т. А. Ткачук, система профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации инклюзивного образования должна включать три блока:

1) теоретический блок, цель которого заключается в формировании понимания теоретических, методологических и нормативно-правовых основ специального и инклюзивного образования;

2) методический блок, цель которого состоит в формировании технологической основы деятельности в области инклюзивного образования;

3) практический блок, цель которого - формирование практических умений организации инклюзивного образования (Ткачук, 2019).

В. В. Хитрюк в комплекс педагогических условий формирования инклюзивной готовности будущих педагогов включила:

- научно-методическое обеспечение процесса формирования инклюзивной готовности будущих педагогов;

- создание толерантной образовательной среды на основе определения ценностно-смыслового содержания образования и мотивацию будущих педагогов к толерантному поведению посредством принятия толерантности как ценности и нормы общества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- реализацию технологии формирования инклюзивной готовности будущих педагогов, ядром которой являются контекстные проблемные задачи;

- диагностику результатов формирования инклюзивной готовности будущих педагогов (Хитрюк, 2015).

С точки зрения М. В. Москвиной, одной из причин, препятствующих реализации задач инклюзии детей с ОВЗ, является недостаточно сформированные социально-личностные компетенции педагогов. Полученные ею результаты исследования показали, что терпимое отношение педагогов к учащимся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования нестабильное (Москвина, 2015).

Исследователи признают, что важнейшим направлением инклюзивно ориентированной подготовки будущих педагогов является развитие у них профессионально важных личностных качеств, к числу которых относится толерантность. Так, Л. И. Залановской высказано мнение, что процесс интеграции детей с особыми потребностями в образовательное пространство будет успешным лишь при условии создания в учебных заведениях толерантной среды (Залановская, 2019).

Анализ литературы показал, что развитие у будущих педагогов толерантности можно осуществлять различными способами. Например, Н. Кателлани, Д. Ф. Ильясов, Е. А. Черепов, А. А. Севрюкова, Е. А. Селиванова, В. В. Кудинов, Н. О. Николов предлагают делать это посредством проведения рефлексивных занятий, в ходе которых будущие учителя знакомятся с психологией «особого» ребенка и отождествляют себя с ним (Catellani et al., 2018).

З. Ке, Н. Ю. Боракова, Г. В. Валиуллина разработали дополнительную образовательную программу подготовки учителей в области психолого-педагогического сопровождения учащихся с особыми потребностями в инклюзивной образовательной среде, предполагающую проведение круглых столов, деловых игр (Ke, Borakova, Valiullina, 2017).

А. К. Бисембаева отмечает, что личностное отношение студентов к инклюзивному образованию возможно сформировать путем групповых дискуссий, дебатов, игрового моделирования и анализа ситуаций, типичных для инклюзивной среды (Бисембаева, 2016).

По мнению О. А. Денисовой, О. Л. Лехановой, В. Н. Поникаровой, Т. В. Гудиной, методами психолого-педагогического сопровождения педагогов инклюзивного образования могут выступать:

- психолого-педагогический практикум, предполагающий освоение прикладных умений и навыков по взаимодействию с субъектами инклюзии;

- психолого-педагогический тренинг, направленный на развитие инклюзивной культуры, способностей и установок путем погружения в моделируемую проблемную ситуацию, связанную с реализацией инклюзивных практик (Денисова и др., 2020).

Результаты исследования, которое выполнили Р. Риттер, А. Венер, Г. Лохаус и Ф. Кремер, показывают, что учителя, работавшие в тренинговых группах, значительно расширили свою концепцию инклюзивного образования и приобрели необходимые навыки (Ritter et al., 2019).

Мы разделяем убеждение В. И. Епишиной, что психологический тренинг, включающий комплекс игр и упражнений, позволяющих погрузить здоровых людей в мир людей с ограниченными возможностями, может способствовать формированию гуманных качеств, к числу которых относится толерантность (Епишина, 2018).

В исследовании, проведенном А. П. Жигадло, Н. Н. Рыбаковой, О. Л. Осадчук, экспериментально обосновано, что «содержание подготовки педагогов профессионального обучения в вузе должно предполагать их максимальную профессионализацию, т. е. акцент на практико-ориен-тированное обучение, обеспечиваемое посредством решения профессионально-педагогических задач» (Жигадло, Рыбакова, Осадчук, 2018, с. 93).

Для решения второй задачи исследования нами была модернизирована методика преподавания общепедагогических и профессионально-педагогических дисциплин: в учебные занятия в качестве элемента был включен психологический тренинг толерантности.

Ниже представлен план проведения одного из психологических тренингов толерантности на занятии по дисциплине «Инклюзивное образование».

Цель тренинга: обретение будущими педагогами опыта толерантного поведения.

Задачи тренинга: 1) формирование позиции безусловного принятия других людей; 2) формирование умений видеть уникальность и ценность каждого человека, проявлять терпимое отношение к его индивидуальным особенностям; 3) сплочение студенческой группы.

Материал: листы бумаги, маркеры, таблички-задания.

Время проведения тренинга: 30 минут.

Упражнение «Волшебная лавка». Содержание: приобретение в лавке необходимых для общения качеств толерантной личности, причем не за деньги, а путем обмена на те качества, которыми можно поделиться.

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

Упражнение «Разговор сквозь стекло». Содержание: общение с другим человеком только с помощью невербальных средств.

Ролевая игра «Птичий двор». Содержание: организация помощи «гадкому утенку», необходимой для того, чтобы его принял птичий двор.

При обсуждении процесса и результатов выполнения упражнений и игр обращалось внимание на то, насколько будущие педагоги оказывали поддержку партнеру:

- позволяли партнеру быть таким, каков он есть;

- обращали внимание на чувства и мысли партнера;

- демонстрировали готовность быть рядом с партнером в процессе его переживаний, не вторгаясь при этом в его внутренний мир;

- проявляли веру в возможности партнера помочь самому себе;

- предоставляли партнеру право принять решения;

- уважали решения партнера.

Третья задача исследования состояла в диагностике результативности формирования у будущих педагогов профессионального обучения готовности к осуществлению инклюзивного образования.

Показатели сформированности мотивационного компонента готовности будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению инклюзивного образования, отраженного в коммуникативной толерантности, представлены в табл. 3. Диагностика коммуникативной толерантности проводилась по методике В. В. Бойко (Солдатова и др., 2008).

Таблица 3 - Показатели сформированности мотивационного компонента готовности будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению инклюзивного образования, баллы

Table 3 - Indicators of the formation of the motivational component of the expected pedagogical professional education for the implementation of inclusive education, points

Показатели До эксперимента После эксперимента

1. Непринятие или непонимание индивидуальности другого человека 8 1

2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей 12 8

3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей 10 9

4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров 7 2

5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров 14 7

6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным» 13 3

7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности 6 4

8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми 8 2

9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других 9 3

Сумма баллов / уровень 87 / базовый 39/высокий

Из таблицы з видно, что до педагогического эксперимента у будущих педагогов профессионального обучения был базовый уровень сформированности мотивационного компонента готовности к осуществлению инклюзивного образования. Чаще всего у них возникали конфликты из-за стремления переделать, перевоспитать партнеров по общению (5 показатель) и желания использовать себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей (2 показатель). После педагогического эксперимента уровень сформированности мотивацион-ного компонента готовности к осуществлению инклюзивного образования у будущих педагогов стал высоким. Наибольшие положительные изменения коммуникативной толерантности произошли в 8 показателе, наименьшие изменения - в 3 показателе.

Показатели сформированности когнитивного компонента готовности будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению инклюзивного образования, отраженного в понимании идеологии инклюзии, представлены в табл. 4. Диагностика проводилась с помощью разработанного педагогического теста, задания которого были направлены на оценку знаний теории инклюзивного образования.

Таблица 4 - Показатели сформированности когнитивного компонента готовности будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению инклюзивного образования, баллы

Table 4 - Indicators of the formation of the cognitive component of the readiness of future teachers of vocational training to implement inclusive education, points

Показатели До эксперимента После эксперимента

1. Знание понятий, относящихся к инклюзивному образованию 85 100

2. Знание теоретико-методологических основ инклюзивного образования 70 95

3. Знание нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования 80 85

4. Знание технологий психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ 65 85

5. Знание основных признаков, условий обеспечения доступной среды 75 85

В среднем / уровень 75/ продуктивный 90 /высокий

Из таблицы 4 видно, что до педагогического эксперимента у будущих педагогов профессионального обучения был продуктивный уровень сформированности когнитивного компонента готовности к осуществлению инклюзивного образования. Мы полагаем, что это объясняется положительными результатами изучения будущими педагогами дисциплин, образующих основу их инклюзивной компетентности. После педагогического эксперимента уровень сформирован-ности когнитивного компонента готовности к осуществлению инклюзивного образования у будущих педагогов стал высоким. Наибольшие изменения в понимании будущими педагогами идеологии инклюзии произошли во 2 показателе, наименьшие изменения - в 5 показателе.

Показатели сформированности операционального компонента готовности будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению инклюзивного образования, отраженного в умениях выстраивать инклюзивный образовательный процесс, представлены в табл. 5. Диагностика умений проводилась посредством анализа решения кейса, представляющего собой описание конкретной педагогической ситуации, связанной с проведением учебного занятия в колледже с обучающимися с ОВЗ.

Таблица 5 - Показатели сформированности операционального компонента готовности будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению инклюзивного образования, баллы

Table 5 - Indicators of the formation of the operational component of the readiness of future teachers of vocational training to implement inclusive education, points

Показатели До эксперимента После эксперимента

1. Учет психофизических особенностей лиц с ОВЗ 80 90

2. Учет особых образовательных потребностей лиц с ОВЗ 85 100

3. Учет методических аспектов образования лиц с ОВЗ 70 95

В среднем / уровень 78 / продуктивный 95 / высокий

Из таблицы 5 видно, что до педагогического эксперимента у будущих педагогов профессионального обучения был базовый уровень сформированности операционального компонента готовности к осуществлению инклюзивного образования. Будущие педагоги в наибольшей степени проявили умения, связанные с необходимостью использования в процессе преподавания различных сенсорных модальностей, использования на занятиях специального программного обеспечения и специального оборудования (2 показатель). При этом они имели затруднения,

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

связанные с четким соблюдением алгоритма проведения занятия, дозированием учебной нагрузки, комплексным использованием письменных и устных средств коммуникации при работе в группе (з показатель). После педагогического эксперимента уровень сформированности операционального компонента готовности к осуществлению инклюзивного образования у будущих педагогов стал высоким. Наибольшие изменения в понимании будущими педагогами идеологии инклюзии произошли в з показателе, наименьшие изменения - в 1 показателе.

Анализ полученных эмпирических результатов позволил заключить, что педагогический эксперимент, содержание которого составила апробация модернизированной методики преподавания дисциплин общепедагогического и профессионально-педагогического модулей путем включения в них психологического тренинга толерантности, в большей степени оказал влияние на формирование мотивационного компонента готовности будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению инклюзивного образования.

Расчет Т-критерия Вилкоксона выявил статистическую достоверность (при p<0,05) динамики формирования у будущих педагогов профессионального обучения всех трех компонентов готовности к осуществлению инклюзивного образования за период педагогического эксперимента.

Выводы

Теоретический анализ литературы показал, что проблема организации процесса формирования у будущих педагогов готовности к осуществлению инклюзивного образования достаточно широко отражена в работах современных исследователей. Анализ полученных эмпирических результатов позволил заключить, что психологический тренинг обладает положительным потенциалом формирования у будущих педагогов профессионального обучения готовности к осуществлению инклюзивного образования. При этом упражнения на развитие толерантности оказывают преимущественное положительное влияние на формирование у будущих педагогов профессионального обучения мотивационного компонента готовности к осуществлению инклюзивного образования.

Источники

Алехина С. В. (2013) Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования. Педагогический журнал Башкортостана, № 1 (44), с. 26-32.

Бисембаева А. К. (2016) Компетентностный подход в подготовке будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности в инклюзивной среде. Вестник КГПИ, № 4, с. 61-65.

Бонин О. В. (2013) К проблеме подготовки педагогических кадров в сфере инклюзивного образования: специфика профессиональной компетентности. Среднее профессиональное образование, № 1, с. 49-51.

Возняк И. В. (2017) Формирование готовности педагогов к инклюзивному образованию детей в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 225 с. URL: https://www. dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-pedagogov-k-inklyuzivnomu-obrazovamyu-detei-v-sisteme-povysheniya-k.

Денисова О. А., Леханова О. Л., Поникарова В. Н., Гудина Т. В. (2020) Особенности подготовки педагогических кадров, осуществляющих инклюзивную практику. Вестник Череповецкого государственного университета, № 4, с. 222-233. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-4-97-20.

Епишина В. И. (2018) Профессиональная и психологическая готовность к принятию инклюзивного образования. Инклюзивное профессиональное образование. Сборник материалов Всероссийского совещания. Под ред. Т. Ю. Макаровой. М., Национальный институт инноваций, с. 21-25. URL: https://www.b17.ru/article/118702/.

Жигадло А. П., Рыбакова Н. Н., Осадчук О. Л. (2018) Проектирование содержания подготовки педагогов профессионального обучения в вузе на основе компетентностного подхода. Наука о человеке: гуманитарные исследования, № 2 (32), с. 86-93.

Залановская Л. И. (2019). Психолого-педагогические аспекты формирования толерантности к работе в условиях инклюзивного образования. ПсихолоНчний часопис, т. 5, № 3 (23), с. 180-193. DOI: 10.31108/1.2019.3.23.12.

Ивенских И. В., Сорокоумова С. Н., Суворова О. В. (2018) Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики. Вестник Мининского университета, т. 6, № 1 (22), с. 1-12. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-1-12.

Коротовских Т. В., Некрасова О. А., Спирина А. В. (2015) Формирование психологической готовности будущих педагогов к реализации инклюзивного образования. Инновации и инвестиции, № 3, с. 156-158.

Педагогические науки

Кузьмина О. С. (2016) Проблемы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Международный научно-исследовательский журнал, № 4-3 (46), с. 71-74. DOI: 10.18454/ IRJ.2016.46.237.

Левитов Н. Д. (1964) О психических состояниях человека. М., Просвещение, 264 с.

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности В. В. Бойко. В кн. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Прокофьева Т. Ю., Кравцова О. А. (2008) Психодиагностика толерантности личности. М., Смысл, 172 с. URL: https://www.twirpx.club/file/388172/.

Москвина М. В. (2015) Психолого-педагогические аспекты формирования толерантности педагогов в условиях инклюзивного образования. Научный альманах, № 12-1(14), с. 563-565. DOI: 10.17117/na.2015.12.01.563.

Першина Н. А., Шамардина М. В., Лужбина Н. А. (2018) Психологические детерминанты, определяющие готовность педагогов к инклюзивному образованию. Вестник психологии и педагогики АлтГУ, № 3, с. 49-75.

Петрова Т. Н. (2017) Готовность студентов педагогического вуза к реализации инклюзивного образования в условиях ФГОС. Молодой ученый, № 15 (149), с. 617-619.

Роберт И. В. (2020) Актуальные проблемы методологии психолого-педагогических исследований. Монография / И. В. Роберт, Т. Ш. Шахнабиева, Ю. Б. Дроботенко, Е. В. Лопанова, С. В. Шмачили-на-Цибенко, О. Л. Осадчук, Е. А. Носков, Н. В. Савина, Т. С. Котлярова. Омск, Омская гуманитарная академия, 192 с.

Рымханова А. Р., Байсалов Д. У. (2020) Современные тенденции и требования к профессиональной подготовке педагогов для системы инклюзивного образования. Вестник академии педагогических наук Казахстана, № 1 (93), с. 27-35. DOI: 10.51883/20704046_2020_1_27.

Самарцева Е. Г. (2012) Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук. Орел, 259 с. URL: https:// www.dissercat.com/content/formirovanie-professionalnoi-gotovnosti-budushchikh-pedagogov-k-inklyuzivnomu-obrazovaniyu-d.

Ткачук Т. А. (2019) Научно-методические условия профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации дошкольного инклюзивного образования. Человек. Культура. Образование, № 4 (34), с. 227-238. DOI: 10.34130/2233-1277-2019-4-227-238.

Харитонова О. В., Звоненко А. Б., Суходоева К. С. (2017) Подготовка профессорско-преподавательского состава к реализации инклюзивного образования в вузе. Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки, № 3, с. 50-54. DOI: 10.21603/2542-1840-2017-3-50-54.

Хитрюк В. В. (2015) Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего

образования : дис____д-ра пед. наук. Калининград, 390 с. URL: https://www.dissercat.com/content/

formirovanie-inklyuzivnoi-gotovnosti-budushchikh-pedagogov-v-usloviyakh-vysshego-obrazovaniy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шумиловская Ю. В. (2011) Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования : дис____канд. пед. наук. Шуя, 175 с. URL: https://www.dissercat.com/content/

podgotovka-budushchego-uchitelya-k-rabote-s-uchashchimisya-v-usloviyakh-inklyuzivnogo-obrazo.

Belkova V., Zolyomiova P., Petrik S. (2021) Inclusive Education in Practice: Teachers' Opinions and Needs. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, no. 14 (9), pp. 1286-1298. DOI: 10.17516/1997-1370-0819.

Catellani N., Ilyasov D. F., Cherepov E. A., Sevryukova A. A., Selivanova E. A., Kudinov V. V., Nikolov N. O. (2018) Development of Psychological Readiness in Physical Education Teachers for the Implementation of Inclusive Education. Human. Sport. Medicine, vol. 18, no. 1, pp. 125-137. DOI: 10.14529/hsm180111.

Ignatjeva S., Volosnikova L., Efimova G. (2017) Assessment of inclusive educational space in higher education institution. Journal of Security and Sustainability Issues, vol. 7, no. 1, pp. 123-132. DOI: 10.9770/jssi.

Kantor V. Z., Proekt Yu. L. (2021) Inclusive educational process at the university: Theoretical and experimental model of teachers' psychological readiness. The Education and science journal, no. 23 (3), pp. 156-182. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-3-156-182.

Karynbaeva O. V., Shapovalova, O. E., Shklyar, N. V., Emelyanova, I. A., Borisova, E. A. (2021) Teachers' Readiness For Inclusive Education. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, vol. 111, pp. 405-411. DOI: 10.15405/epsbs.2021.06.03.54.

Ke Z., Borakova N. U., Valiullina G. V. (2017) Peculiarities of Psychological Competence Formation of University Teachers in Inclusive Educational Environment. EURASIA. Journal of Mathematics Science and Technology Education, no. 13 (8), pp. 4701-4713. DOI: 10.12973/eurasia.2017.00947a.

Ritter R., Wehner A., Lohaus G., Krämer Ph. (2019) Pre-service Teachers' Beliefs About Inclusive Education Before and After Multi-Compared to Mono-professional Co-teaching: An Exploratory Study. Frontiers in Education, no. 4, pp. 1-15. DOI: 10.3389/feduc.2019.00101.

Shareefa M. (2016) Institutional And Teacher Readiness For Inclusive Education In Schools Of Hithadhoo, Addu, Maldives: A Study Of The Perceptions Of Teachers. International journal of scientific & technology research, vol. 5, no. 7, pp. 6-14.

References

Alyokhina S. V. (2013) Podgotovka pedagogicheskikh kadrov dlya inklyuzivnogo obrazovaniya [Training of teaching staff for inclusive education]. Pedagogical Journal of Bashkortostan, no. (44), pp. 26-32 (In Russian).

ISSN 12587-943X (Online)

Pedagogical Science

Belkova V., Zolyomiova P., Petrik S. (2021) Inclusive Education in Practice: Teachers' Opinions and Needs. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, no. 14 (9), pp. 1286-1298. DOI: 10.17516/1997-1370-0819.

Bisembayeva A. K. (2016) Kompetentnostnyy podkhod v podgotovke budushchikh pedagogov-psikhologov k professional'noy deyatel'nosti v inklyuzivnoy srede [Competence-based approach in the preparation of future teachers-psychologists for professional activity in an inclusive environment]. KSPI zharshysy - Bulletin of the KSPI, no. 4, pp. 61-65 (In Russian).

Bonin O. V. (2013) K probleme podgotovki pedagogicheskikh kadrov v sfere inklyuzivnogo obrazovaniya: spetsifika professional'noy kompetentnosti [On the problem of teacher training in the field of inclusive education: the specifics of professional competence]. Secondary vocational education, no. 1, pp. 49-51 (In Russian).

Catellani N., Ilyasov D. F., Cherepov E. A., Sevryukova A. A., Selivanova E. A., Kudinov V. V., Nikolov N. O. (2018) Development of Psychological Readiness in Physical Education Teachers for the Implementation of Inclusive Education. Human. Sport. Medicine, vol. 18, no. 1, pp. 125-137. DOI: 10.14529/hsm180111.

Denisova O. A., Lekhanova O. L., Ponikarova V. N., Gudina T. V. (2020) Osobennosti podgotovki pedagogicheskikh kadrov, osushchestvlyayushchikh inklyuzivnuyu praktiku [Features of the training of teaching staff engaged in inclusive practice]. Bulletin of Cherepovets State University, no. 4, pp. 222-233. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-4-97-20 (In Russian).

Epishina V. I. (2018) Professional'naya i psikhologicheskaya gotovnost' k prinyatiyu inklyuzivnogo obrazovaniya [Professional and psychological readiness to accept inclusive education]. Inklyuzivnoye professional'noye obrazovaniye [Inclusive vocational education]. Collection of materials of the All-Russian Meeting. Moscow, National Institute of Innovation Publ., pp. 21-25. Available at: https:// www.b17.ru/article/118702/ (In Russian).

Ignatjeva S., Volosnikova L., Efimova G. (2017) Assessment of inclusive educational space in higher education institution. Journal of Security and Sustainability Issues, vol. 7, no. 1, pp. 123-132. DOI: 10.9770/jssi.

Ivenskikh I. V., Sorokoumova S. N., Suvorova O. V. (2018) Professional'naya gotovnost' budushchikh pedagogov k rabote s obuchayushchimisya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidnost'yu v usloviyakh inklyuzivnoy praktiki [Professional readiness of future teachers to work with students with disabilities and disabilities in an inclusive practice]. Bulletin of Mininsky University, vol. 6, no. 1 (22), pp. 1-12. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-1-12 (In Russian).

Kantor V. Z., Proekt Yu. L. (2021) Inclusive educational process at the university: Theoretical and experimental model of teachers' psychological readiness. The Education and science journal, no. 23 (3), pp. 156-182. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-3-156-182.

Karynbaeva O. V., Shapovalova, O. E., Shklyar, N. V., Emelyanova, I. A., Borisova, E. A. (2021) Teachers' Readiness For Inclusive Education. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, vol. 111, pp. 405-411. DOI: 10.15405/epsbs.2021.06.03.54.

Ke Z., Borakova N. U., Valiullina G. V. (2017) Peculiarities of Psychological Competence Formation of University Teachers in Inclusive Educational Environment. EURASIA. Journal of Mathematics Science and Technology Education, no. 13 (8), pp. 4701-4713. DOI: 10.12973/eurasia.2017.00947a.

Kharitonova O. V., Zvonenko A. B., Sukhodoeva K. S. (2017) Podgotovka professorsko-prepodavatel'skogo sostava k realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya v vuze [Preparation of the teaching staff for the implementation of inclusive education at the university]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 3, pp. 50-54. DOI: 10.21603/2542-1840-2017-3-50-54 (In Russian).

Khitryuk V. V. (2015) Formirovaniye inklyuzivnoy gotovnosti budushchikh pedagogov v usloviyakh vysshego obrazovaniya [Formation of inclusive readiness of future teachers in conditions of higher education]. Dis. ... Dr. of Ped. Sci. Kaliningrad, 390 p. Available at: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-inklyuzivnoi-gotovnosti-budushchikh-pedagogov-v-usloviyakh-vysshego-obrazovaniy (In Russian).

Korotovskikh T. V., Nekrasova O. A., Spirina A. V. (2015) Formirovaniye psikhologicheskoy gotovnosti budushchikh pedagogov k realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya [Formation of psychological readiness of future teachers to implement inclusive education]. Innovation and Investment, no. 3, pp. 156-158 (In Russian).

Kuzmina O. S. (2016) Problemy podgotovki pedagogov k rabote v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Problems of training teachers to work in inclusive education]. International Research Journal, no. 4-3 (46), pp. 71-74. DOI: 10.18454/IRJ.2016.46.237 (In Russian).

Levitov N. D. (1964) O psikhicheskikh sostoyaniyakh cheloveka [About mental states of a person]. Moscow, Enlightenment, 264 p. (In Russian)

Metodika diagnostiki obshchey kommunikativnoy tolerantnosti V. V. Boyko [Methods of diagnostics of general communicative tolerance (V. V. Boyko)]. In: Soldatova G. U., Shaigerova L. A., Prokofieva T. Yu., Kravtsova O. A. (2008) Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti [Psychodiagnostics of personality tolerance]. Moscow, Meaning Publ., 172 p. Available at: https://www.twirpx.club/file/388172/ (In Russian).

Moskvina M. V. (2015) Psikhologo-pedagogicheskiye aspekty formirovaniya tolerantnosti pedagogov v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Psychological and pedagogical aspects of the formation of tolerance of teachers in inclusive education]. Scientific Almanac, no. 12-1 (14), pp. 563-565. DOI: 10.17117/na.2015.12.01.563 (In Russian).

Pershina N. A., Shamardina M. V., Luzhbina N. A. (2018) Psikhologicheskiye determinanty, opredelyayushchiye gotovnost' pedagogov k inklyuzivnomu obrazovaniyu [Psychological determinants determining teachers' readiness for inclusive education]. Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University, no. 3, pp. 49-75 (In Russian).

Petrova T. N. (2017) Gotovnost' studentov pedagogicheskogo vuza k realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya v usloviyakh FGOS [Readiness of pedagogical university students to implement inclusive education in the conditions of the FGOS]. Young Scientist, no. 15 (149), pp. 617-619 (In Russian).

Ritter R., Wehner A., Lohaus G., Krämer Ph. (2019) Pre-service Teachers' Beliefs About Inclusive Education Before and After Multi-Compared to Mono-professional Co-teaching: An Exploratory Study. Frontiers in Education, no. 4, pp. 1-15. DOI: 10.3389/feduc.2019.00101.

Robert I. V., Shikhnabieva T. S., Drobotenko Yu. B., Lobanova E. V., Shmachilina-Tsybenko S. V., Osadchuk O. L., Noskov E. A., Savina N. V., Kotlyarova T. S. (2020) Aktual'nyye problemy metodologii psikhologo-

Педагогические науки

pedagogicheskikh issledovaniy [Actual problems of methodology of psychological and pedagogical research]. Omsk, Omsk Humanitarian Academy, 192 p. (In Russian). Rymkhanova A. R., Baisalov D. U. (2020) Sovremennyye tendentsii i trebovaniya k professional'noy podgotovke pedagogov dlya sistemy inklyuzivnogo obrazovaniya [Modern trends and requirements for the professional training of teachers for the inclusive education system]. Bulletin of the Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan, no. 1 (93), pp. 27-35. DOI: 10.51883/20704046_2020_1_27 (In Russian). Samartseva E. G. (2012) Formirovaniye professional'noy gotovnosti budushchikh pedagogov k inklyuzivnomu obrazovaniyu detey doshkol'nogo vozrasta [Formation of professional readiness of future teachers for inclusive education of preschool children]. Dis. ... Cand. of Ped. Sci. Orel, 259 p. Available at: https:// www.dissercat.com/content/formirovanie-professionalnoi-gotovnosti-budushchikh-pedagogov-k-inklyuzivnomu-obrazovaniyu-d (In Russian). Shareefa M. (2016) Institutional And Teacher Readiness For Inclusive Education In Schools Of Hithadhoo, Addu, Maldives: A Study Of The Perceptions Of Teachers. International journal of scientific & technology research, vol. 5, no. 7, pp. 6-14. Shumilovskaya Yu. V. (2011) Podgotovka budushchego uchitelya k rabote s uchashchimisya v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Preparing a future teacher to work with students in an inclusive education]. Dis. ... Cand. of Ped. Sci. Shuya, 175 p. Available at: https://www.dissercat.com/content/podgotovka-budushchego-uchitelya-k-rabote-s-uchashchimisya-v-usloviyakh-inklyuzivnogo-obrazo (In Russian). Tkachuk T. A. (2019) Nauchno-metodicheskiye usloviya professional'noy podgotovki budushchikh pedagogov k realizatsii doshkol'nogo inklyuzivnogo obrazovaniya [Scientific and methodological conditions of professional training of future teachers for the implementation of preschool inclusive education]. Human. Culture. Education, no. 4 (34), pp. 227-238. DOI: 10.34130/2233-1277-2019-4-227-238 (In Russian). Wozniak I. V. (2017) Formirovaniye gotovnosti pedagogov k inklyuzivnomu obrazovaniyu detey v sisteme povysheniya kvalifikatsii [Formation of teachers' readiness for inclusive education of children in the system of advanced training]. Dis. ... Cand. of Ped. Sci. Belgorod, 225 p. Available at: https://www. dissercat.com/content/formirovanie-gotovnosti-pedagogov-k-inklyuzivnomu-obrazovaniyu-detei-v-sisteme-povysheniya-k (In Russian). Zalanovskaya L. I. (2019) Psychological and pedagogical aspects of the formation of tolerance to work in inclusive education. Психолошчний часопис, vol. 5, no. 3 (23), pp. 180—193. DOI: 10.31108/1.2019.3.23.12 (In Ukrainian). Zhigadlo A. P., Rybakova N. N., Osadchuk O. L. (2018) Proyektirovaniye soderzhaniya podgotovki pedagogov professional'nogo obucheniya v vuze na osnove kompetentnostnogo podkhoda [Education content design for university vocational training teachers on the basis of competence approach]. The Science of Person: Humanitarian Researches, no. 2 (32), pp. 86-93. DOI 10.17238/issn1998-5320.2018.32.86 (In Russian).

Информация об авторах

Рыбакова Наталья Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент. Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ) (644080, РФ, г. Омск, пр. Мира, 5). ORCID ID: https://orcid.0rg/0000-0003-2331-7572. E-mail: mat-rb@list.ru

Осадчук Ольга Леонидовна

Доктор педагогических наук, доцент. Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ) (644080, РФ, г. Омск, пр. Мира, 5). ORCID ID: https://0rcid.0rg//0000-0002-1749-6087. Scopus Author ID: 57221050111. WoS Researcher ID: Q-9198-2018. SPIN-код: 9059-5385. РИНЦ Author ID: 401371. E-mail: 00l58@mail.ru

Author's information

Natal'ya N. Rybakova

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor. The Siberian State Automobile and Highway University (5 Mira Ave., Omsk, 644080, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2331-7572. E-mail: mat-rb@list.ru

Olga L. Osadchuk

Dr. Sc. (Pedagogy), Associate Professor. The Siberian State Automobile and Highway University (5 Mira Ave., Omsk, 644080, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org//0000-0002-1749-6087. Scopus Author ID: 57221050111. WoS Researcher ID: Q-9198-2018. SPIN: 9059-5385. RSCI Author ID: 401371. E-mail: ool58@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.