Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полуянова Л. А., Колотилова У. В.

Введение. В статье затронута проблема формирования подготовки будущих учителей к реализации инклюзивного обучения. Проведено эмпирическое исследование, результаты которого демонстрируют начальную подготовку будущих учителей в отношении обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Цель статьи: рассмотрение подготовки будущих учителей к реализации инклюзивного обучения в образовательной организации и описание компонентов структуры подготовки студентов к работе с детьми с ОВЗ. Материалы и методы. Основными методами исследования являются теоретико-методологический анализ, педагогическое наблюдение, сравнение, опрос, тестирование, анализ собственного и передового педагогического опыта по проблеме исследования. Результаты. Использование структуры подготовки будущих учителей к реализации инклюзивного обучения в образовательной организации для выявления проблем по данному вопросу. Обсуждение. Обоснование целесообразности разработанной структуры подготовки будущих учителей. Заключение. Сформулирован вывод о том, что в современных условиях инклюзивного образования имеет важную роль подготовка будущих учителей к реализации инклюзивного обучения. Поэтому разработанная нами структура будет способствовать эффективной профессионально-педагогической деятельности будущих учителей. Основные положения: - определены особенности современного инклюзивного обучения; - разработана и апробирована структура подготовки будущих учителей к реализации инклюзивного обучения; - обозначена роль подготовки студентов к работе в инклюзивной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полуянова Л. А., Колотилова У. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF FUTURE TEACHERS FOR THE IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE LEARNING IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Introduction. The article touches upon the problem of forming the preparation of future teachers for the implementation of inclusive education. An empirical study was carried out, the results of which demonstrate the initial training of future teachers in relation to teaching children with disabilities. Purpose of the article: to consider the preparation of future teachers for the implementation of inclusive education in an educational organization and to describe the components of the structure of preparing students to work with children with disabilities. Materials and methods. The main research methods are theoretical and methodological analysis, pedagogical observation, comparison, polling, testing, analysis of one's own and advanced pedagogical experience on the research problem. Results. Using the structure of training future teachers for the implementation of inclusive education in an educational organization to identify problems on this issue. Discussion . Substantiation of the appropriateness of the developed structure for training future teachers. Conclusion. The conclusion is made that in the modern conditions of inclusive education, the preparation of future teachers for the implementation of inclusive education has an important role. Therefore, the structure we have developed will contribute to the effective professional and pedagogical activity of future teachers. Highlights: The features of modern inclusive education have been determined; Developed and tested the structure of training future teachers for the implementation of inclusive education; The role of preparing students for work in an inclusive educational environment is outlined.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Научная статья УДК 378.147 ББК 74.489

DOI 10.25588/CSPU.2021.166.6.013

Л. А. Полуянова1, У. В. Колотилова2

1ORCID № 0000-0002-2669-1570 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и психолого-педагогических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: lorakold@bk.ru

В образовательной организации

о д

г о

о

2ORCID № 0000-0002-9080-8710 ®

у

Преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных у

методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет, г. Челябинск, Российская Федерация. у

E-mail: polulyana87@bk.ru §

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ § ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ъ

Аннотация

Введение. В статье затронута проблема формирования подготовки буду- I щих учителей к реализации инклюзивного обучения. Проведено эмпирическое ис- ^

следование, результаты которого демонстрируют начальную подготовку буду- в

щих учителей в отношении обучения детей с ограниченными возможностями о

здоровья (ОВЗ). Цель статьи: рассмотрение подготовки будущих учителей к реа- О

лизации инклюзивного обучения в образовательной организации и описание ком- Ч

понентов структуры подготовки студентов к работе с детьми с ОВЗ. н

Материалы и методы. Основными методами исследования являются в

о

б

теоретико-методологический анализ, педагогическое наблюдение, сравнение,

опрос, тестирование, анализ собственного и передового педагогического опыта по 3

проблеме исследования. ва

Результаты. Использование структуры подготовки будущих учителей к реализации инклюзивного обучения в образовательной организации для выявления проблем по данному вопросу. I Обсуждение. Обоснование целесообразности разработанной структуры О подготовки будущих учителей. н Затючение. Сформулирован вывод о том, что в современных условиях а инклюзивного образования имеет важную роль подготовка будущих учителей ии

@ Полуянова Л. А., Колотилова У. В., 2021

к реализации инклюзивного обучения. Поэтому разработанная нами структура будет способствовать эффективной профессионально-педагогической деятельности будущих учителей.

Ключевые слова: инклюзия; инклюзивное образование; профессиональная подготовка; будущие учителя; дети с ограниченными возможностями здоровья. Основные положения:

- определены особенности современного инклюзивного обучения;

- разработана и апробирована структура подготовки будущих учителей к реализации инклюзивного обучения;

- обозначена роль подготовки студентов к работе в инклюзивной образовательной среде.

1 Введение (Introduction)

На сегодняшний день образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии является закономерным этапом развития общества. Государство должно обеспечить для них возможность самореализации в разных областях жизни, включая образование. Переход к инклюзивному образованию будет тогда максимально комфортным, когда будут созданы соответствующие условия. Подготовка будущего учителя к реализации инклюзивного обучения является одним из таких условий. Отметим, что в профессиональном стандарте обозначено новое квалификационное требование к учителю — «готовность и способность педагогов учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей развития, ограниченных возможностей» [1]. В нашей стране проблемой подготовки учителей к реализации инклюзивного образования занимаются Н. Н. Малофеев, Л. М. Шипицына и др. [2].

Анализ современных научно-экспериментальных работ показывает, что у большинства учителей недостаточный уровень подготовки к ^ работе в инклюзивном образовательном пространстве. Так, при выявлении особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ учителя

| испытывают определенные трудности. Также у них возникают сложно-ж

^ сти при определении направлений и содержания коррекционной работы,

^ организации взаимодействия со всеми участниками образовательных

^ отношений в условиях инклюзивного обучения. С нашей точки зрения,

Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического 192 университета, № 6, 2021_

профессионально-личностные качества учителя, его настрой и субъективное отношение к новой образовательной модели играют немаловажную роль в процессе работы с детьми с ОВЗ. На сегодняшний день в сфере образования при включении обучающихся с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс принято использовать термин «инклюзивное образование», подразумевающий доступность образования для всех, равное отношение к учащимся со стороны учителей.

Ряд авторов отмечают, что недостаточная профессиональная

подготовка учителей и студентов педагогических вузов к реалиям рао

боты с «особыми» детьми требует создания действенной системы, наце- к

а

ленной на исследование и распространение успешного эмпирического д опыта. Работа учителей в рамках инклюзии способствует не только профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ, но и формированию мировоззрения, повышению самооценки и социализации личности. Можно сделать вывод, что на сегодняшний день становится все более актуальной проблема подготовки конкурентоспособных и квалифицированных специалистов, которые способны компетентно организо-

зации инклюзивной образовательной среды.

которыми можно рассматривать как результат их образования. В настоящий период времени многие ученые рассматривают профессиональную подготовку студентов как процесс формирования и обогащения установок, знаний и умений, определенный уровень овладения которыми будущим учителям необходим для наличия у них образа определенного действия в реализации профессиональной компетентности с целью успешного выполнения профессионально-педагогической деятельности [4].

о д

г о

8

Л 8

№ Й

а

вывать профессионально-педагогическую деятельность в рамках ин- 8

клюзивного обучения [3]. На наш взгляд, современным учителям, в том к

§

числе учителям технологии, отводится немаловажная роль при органи- о

ж о

г о

В процессе обучения в педагогическом вузе студенты приобре- V

тают систему конкретных знаний, умений и навыков, уровень овладения ж

¡о

8 о

Ж о

Й И

а ж

а -к

8

В связи с актуальностью проблемы профессиональной подготовки будущих учителей в инклюзивной образовательной среде и недостаточным уровнем ее изученности, нами была проведена экспериментальная работа на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета». Для определения готовности будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования в эксперименте приняли участие студенты естественно-технологического факультета, обучающиеся по направлению 44.03.05 — «Педагогическое образование» профиль подготовки «Технология. Дополнительное образование» (3, 4 курс — 34 человека), которые составили экспериментальную группу (ЭГ) и студенты факультета инклюзивного и коррекционного образования, обучающиеся по направлению 44.03.03 — «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия» (3, 4 курс — 26 человек), которые соответственно составили контрольную группу (КГ). Всего в эксперименте приняли участие 60 человек.

В рамках экспериментальной работы нами была разработана и апробирована структура психолого-педагогической подготовки студентов к работе в системе инклюзивного образования. Мы считаем, что структура может включать следующую совокупность компонентов: мо-тивационно-личностный, теоретический и деятельностно-практический. Также для оценки начального уровня подготовки будущих учителей к S работе в инклюзивной образовательной системе необходимо выявить ее

S

| качественные характеристики.

^ 2 Материалы и методы (Materials and methods)

ttj

^ Для мониторинга начального уровня подготовки будущих учи-

§ телей к реализации инклюзивного обучения нами были определены

но

следующие компоненты: мотивационно-личностный, теоретический и

I

CJ деятельностно-практический. t-j Для достоверных результатов нашей экспериментальной работы

Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического 194 университета, № 6, 2021_

и наиболее эффективного и рационального оценивания начального уровня подготовки будущих учителей к инклюзивной практике были использованы:

1. Методика В. В. Хитрюк «Изучение отношения будущих педагогов к ценностям инклюзивного образования», методика диагностики профессиональной педагогической толерантности Ю. А. Макарова. Данные методики мы использовали для оценки мотивационно-

личностного компонента, который включает личную направленность о

д

г

на реализацию инклюзивных принципов, совокупность личностных и § профессионально значимых качеств для работы в инклюзивной среде.

3 Результаты (Results)

0

№ §

1

2. Тестирование по дисциплине «Теория и технология инклю- д зивного образования» (авторы Л. А. Полуянова, У. В. Колотилова). Тест был проведен для выявления специальных теоретических знаний в области инклюзивного образования, входящих в теоретический компонент.

3. Опросник «Самоанализ затруднений в деятельности педагога» (авторы Л. Н. Горбунова, И. П. Цвелюх). Данный опросник был использован для оценки деятельностно-практического компонента, который включает эффективные способы взаимодействия между субъектами инклюзивного образования. О

ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о г о

Применение методики В. В. Хитрюк «Изучение отношения бу- V

8 v л к

№ Й

к §

к к к ж

дущих педагогов к ценностям инклюзивного образования» [5] позво- и лило выявить, что определенное количество студентов считают очевидным тот факт, что дети с ОВЗ должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Так, в ЭГ только 21 % студентов обладает высоким уровнем принятия инклюзивных ценностей, 55 % исследуемых — средним и 24 % будущих учителей технологии - низким. Таким образом, можно сделать вывод, что инклюзивная культура (этика) у большинства студентов, будущих учителей технологии, развита на среднем уровне. В КГ распределение было несколько иным: 69 % исследуемых

ж о Й

г §

ж

а

к к

к

показали высокий уровень принятия инклюзивных ценностей, 31 % — средний, а студентов с низким уровнем выявлено не было. Такие результаты можно объяснить спецификой профиля обучения КГ. Отметим, что контрольная группа студентов поступила в университет сознательно и с определенными установками на работу в инклюзивной среде. Также студенты данной группы ранее изучали дисциплины, которые направлены на формирование инклюзивной культуры.

В соответствии с целью нашего исследования мы использовали опросник диагностики профессиональной педагогической толерантности Ю. А. Макарова [6], с помощью которого были получены следующие результаты: в ЭГ высокий уровень педагогической толерантности обнаружился у 55 % будущих учителей. Для этих респондентов характерны стремление выстроить доброжелательные отношения со всеми участниками образовательного процесса не только в образовательном учреждении, но и в обществе. У 38 % — средний уровень толерантности. 7 % имеют низкий уровень профессиональной педагогической толерантности. У студентов экспериментальной группы существует дефицит толерантного отношения к обучающимся с ОВЗ. Мы считаем, что в этом заключается одна из причин сложностей организации взаимодействия учителя с такими детьми. У 77 % студентов КГ был отмечен высокий уровень толерантности, а средний — у 23 %, низкий уровень не выявлен.

Далее мы провели тестирование по учебной дисциплине «Теория и технология инклюзивного образования» для оценки уровня овла-о дения теоретическими знаниями в области инклюзивного образования.

^ Высокий уровень теоретических знаний в области инклюзии в ЭГ вы-

^ явлен у 25 %. 64 % студентов данной группы выполнили его на среднем

§ уровне, 11 % респондентов продемонстрировали низкий уровень. В КГ

но

результаты были гораздо выше: 57 % студентов продемонстрировали

ло

^ высокий уровень теоретических знаний в области инклюзии, 39 % -^ средний и только 4 % студентов показали низкий результат.

Вестни1 Южно-Уральсюго государственного гуманитарно-педагогичесюго 196 университета, № 6, 2021_

Для оценки способности будущего учителя решать профессиональные задачи мы применили опросник Л. Н. Горбуновой, И. П. Цве-люх «Самоанализ затруднений в деятельности педагога» [7]. Студенты ЭГ испытывали незначительные затруднения при определении целей и задач инклюзивного образования: высокий уровень затруднений — 13 %, средний — 51 %, низкий — 36 %. Анализ степени затруднений будущих учителей в процессе общения с детьми с ОВЗ показал: высокий уровень затруднений у 15 % студентов, средний — 46 %, низкий

— 39 %. Высокий уровень затруднений показывает необходимость

о

проработки личностного принятия особого ребенка, изучение его пси- | хологических особенностей. ^

Представим результаты студентов КГ. У респондентов при определении целей и задач инклюзивного образования значительных затруднений не выявлено: высокий уровень затруднений — 6 %, средний — 68 %, низкий — 26 %. Студенты КГ при анализе степени затруднений в процессе общения с детьми с ОВЗ продемонстрировали следующие результаты: высокий уровень затруднений — 6 % студентов, §

средний — 32 %, низкий — 62 %. 8

Итак, в целом проведенное нами исследование показало, что ^

начальный уровень подготовки будущих учителей к реализации ин- 8о

ж

о

^

о о

4 Обсуждение (Discussion)

Подготовка будущих учителей к инклюзивной практике требует не только выполнения определенных обобщенных трудовых функций, но и соответствующего уровня профессионализма и квалификации при работе с детьми с ОВЗ. Таким образом, разработанная нами структура подготовки будущих учителей к реализации инклюзивного образования свидетельствует о целесообразности и эффективности при организации процесса обучения в вузе.

о д

г о

g Л

s

л

Kl g

№ §

клюзивного обучения соответствует предъявляемым требованиям к профессиональной деятельности современного учителя, а также требо- V

л

ваниям профессионального стандарта. ж

¡о о

о

Ж

о

K

г

а ж

а -к s s

5 Заключение (Conclusion)

В заключение резюмируем, что при организации результативной работы с обучающимися с ОВЗ значительная роль отводится поиску способов, форм и методов повышения уровня сформированности психолого-педагогической готовности студентов к работе в инклюзивной образовательной среде. Представленная нами структура позволит увеличить возможности образовательного процесса при подготовке будущих учителей к реализации инклюзивного обучения.

Библиографический список

1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н : зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2. Готовность педагогов средней школы к реализации инклюзивного обучения / М. В. Ростовцева [и др.] // Педагогика и просвещение. 2021. № 2. С. 130-144.

3. Яковлева И. М., Яковлев С. В. Подготовка педагогических кадров к инклюзивному образования школьников с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2021. № 2 (62). С. 170-181.

4. Лобанова А. В., Черкасова С. А. Профессиональная подготовка студентов для работы в системе инклюзивного образования: психолого-педагогический аспект // Педагогика и психология образования. 2017. № 1. С. 134-140.

5. Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования : дис. ... д-ра пед. наук. Калининград, 2015. - 390 с.

6. Емельянова И. Д., Подольская О. А. Технология моделирования профессиональной компетентности педагогов инклюзивного дошкольного образова-

| ния // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 2. С. 48-58.

7. Тавстуха О. Г., Шавшаева Л. Ю., Андреева Е. И. Формирование готов-lo ности будущих педагогов дошкольного образования к реализации инклюзивной V. практики // Вестник Оренбургского государственного университета. 2020. № 5 £ (228). С. 131-138.

о

L. A. Poluyanova1, U. V. Kolotilova2

a o

^ 1ORCID No. 0000-0002-2669-1570

o Candidate of Pedagogic Sciences,

^ Associate Professor at the Department of Technology,

L. Psychological and Pedagogical Disciplines, South-Ural state

Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: lorakold@bk.ru

p

a

i o

n

f

t u s

2ORCID No. 0000-0002-9080-8710 Lecturer at the Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: polulyana87@bk.ru

PREPARATION OF FUTURE TEACHERS $

FOR THE IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE p

LEARNING IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Abstract

Introduction. The article touches upon the problem of forming the preparation of future teachers for the implementation of inclusive education. An empirical study was carried out, the results of which demonstrate the initial c training of future teachers in relation to teaching children with disabilities. r Purpose of the article: to consider the preparation of future teachers for the o implementation of inclusive education in an educational organization and to describe the components of the structure of preparing students to work with children with disabilities.

Materials and methods. The main research methods are theoretical and methodological analysis, pedagogical observation, comparison, polling, testing, analysis of one's own and advanced pedagogical experience on the research problem.

Results. Using the structure of training future teachers for the implementation of inclusive education in an educational organization to identify problems on this issue.

Discussion. Substantiation of the appropriateness of the developed structure for training future teachers.

Conclusion. The conclusion is made that in the modern conditions of inclusive education, the preparation of future teachers for the implementation of inclusive education has an important role. Therefore, the structure we have developed will contribute to the effective professional and pedagogical activity of future teachers.

Keywords: Inclusion; Inclusive education; Vocational training; Future teachers; Children with disabilities.

Highlights:

The features of modern inclusive education have been determined;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Developed and tested the structure of training future teachers for the implementation of inclusive education;

o s

s

o

£

s a

i

g

R>

s Ed o

0 a

1 o

s

a

0

s

s

a

1 o

s

The role of preparing students for work in an inclusive educational environment is outlined.

3

£

a >

o §

t o

References

1. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagog-icheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnov-nogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel') " (Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 18.10.2013 № 544n) [On the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" (Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013 No. 544n)]. Zaregis-trirovano v Ministerstve yustitsii Rossii 06.12.2013 № 30550) [Registered in the Ministry of Justice of Russia on 06.12.2013 No. 30550)], Spravochno-pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus". (In Russian).

2. Rostovtseva M.V., Pomazan V.A., Rutts M.L., Anan'yev V.N. & Bobrik Ye.S. (2021), Gotovnost' pedagogov sredney shkoly k realizatsii inklyuzivnogo obucheniya [Readiness of secondary school teachers to implement inclusive education], Pedagogika i prosveshcheniye, 2, 130-144. (In Russian).

3. Yakovleva I.M. & Yakovlev S.V. (2021), Podgotovka pedagogicheskikh kadrov k inklyuzivnomu obrazovaniya shkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Training of teaching staff for inclusive education of schoolchildren with disabilities], Spetsial'noye obra-zovaniye, 2 (62), 170-181. (In Russian).

4. Lobanova A.V. & Cherkasova S.A. (2017), Professional'naya podgotovka studentov dlya raboty v sisteme inklyuzivnogo obrazovaniya: psikhologo-pedagogicheskiy aspekt [Professional training of students for work in the system of inclusive education: psychological and pedagogical aspect] , Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya, 1, 134-140. (In Russian).

5. Khitryuk V.V. (2015), Formirovaniye inklyuzivnoy gotovnosti bu-dushchikh pedagogov v usloviyakh vysshego obrazovaniya (Dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk) [Formation of inclusive readiness of future teachers in conditions higher education (A dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences)], Kaliningrad, 390 p. (In Russian).

6. Yemel'yanova I.D. & Podol'skaya O.A. (2019), Tekhnologiya mod-elirovaniya professional'noy kompetentnosti pedagogov inklyuzivnogo doshkol'nogo obrazovaniya [Technology of modeling professional competence of teachers of inclusive preschool education], Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya, 2, p. 48. (In Russian).

7. Tavstukha O.G., Shavshayeva L.Yu. & Andreyeva Ye.I. (2020), For-

mirovaniye gotovnosti budushchikh pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya к realizatsii inklyuzivnoy praktiki [Formation of the readiness of future teachers of preschool education for implementing inclusive practices], Vestnik Oren-burgskogo gosudarstvennogo universiteta, 5 (228), 131-138. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 10.11.2021; одобрена после рецензирования 15.12.2021; принята к публикации 16.12.2021.

The article was submitted 10.11.2021; approved after reviewing

15.12.2021; accepted for publication 16.12.2021. p

re p

a

rat

i

o

n ^

tu

re a

c h e

rs r

th

e

о n

c

e e a

rni n

g

a n

duc c

a

i

o

n a O

rgan

ni z

a

i

o

n

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.