становлении правовой культуры обучающихся и их родителей. Доказывается, что семья оказывает первостепенное влияние на формирование правовой компетентности детей. Раскрываются концептуальные основы и ключевые направления научно-просветительской работы с родителями по правовому просвещению. Указывается, что наиболее эффективной формой организации сотрудничества школы и семьи в сфере правого просвещения является тренинг. Описывается алгоритм и компоненты тренинговой работы с родителями по правовому просвещению.
Ключевые слова: образовательная организация, школа, родители, семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья, правовое просвещение, правовая культура, научно-просветительская работа.
Annotation. The article substantiates the need for legal education of the individual and indicates the list of international documents regulating this issue. The role of the educational organization in the formation of the legal culture of students and their parents is emphasized. It is proved that the family has a primary influence on the formation of legal competence of children. The conceptual foundations and key directions of scientific and educational work with parents on legal education are revealed. It is indicated that the most effective form of organization of cooperation between school and family in the field of legal education is training. The algorithm and components of training work with parents on legal education are described.
Key words:, educational organization, school, parents, family of a child with disabilities, legal education, legal culture, scientific and educational work.
Литература:
1. Аминова, E.P. Тренинг как средство развития правовой компетентности родителей в общеобразовательной организации / Е.Р. Аминова // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2020. -№ 1. - С. 4-9
2. Дрогина, И.С. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как одно из эффективных условий успешной социализации детей с ОВЗ / И.С. Дрогина // Актуальные проблемы современного раннего и дошкольного образования детей с инвалидностью и ОВЗ. - Москва, 2018. - С. 90-94
3. Есикова, Т.В. Формирование правовой компетентности родителей / Т.В. Есикова, С.В. Шадрина // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. -2021. - Вып. 20. - С. 19-24
4. Кропанева, Е.М. Теория и методика обучения праву: учеб. пособие / Е.М. Кропанева. - Екатеринбург: РГППУ, 2010.- 166 с.
5. Методические рекомендации для образовательных организаций по организации правового просвещения в сфере прав человека. - Москва, 2019. - 69 с.
6. Московкина, А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье / А. Г. Московкина. - Москва: Прометей, 2015. - 124 с.
7. Мусинов, П.А. Формирование нравственно-правовой культуры будущего педагога в процессе вузовской подготовки: монография / П.А. Мусинов. - Томск, 2005. - 171 с.
8. Науменкова, К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков / К.В. Науменкова. - Москва, ПЕРО, 2013. - С. 23.
9. Шайдуров, А.А. Проблемы развития правовой культуры будущих учителей. Текст: монография / А.А. Шайдуров. -Екатеринбург, 2002. - 198 с.
10. Югова, О.В. Специфика родительской позиции и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / О.В. Югова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - №2(77). - С. 195-203
УДК 372.8
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
студентка ПермяковаДарья Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);
ассистент кафедры искусств Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
Постановка проблемы. Сегодня одной из главных задач образовательных учреждений является систематическое и целенаправленное развитие творческой активности обучающихся. Для этого, педагоги должны дать возможность детям проявлять себя в различных областях деятельности. Когда ребенок вовлечен в продуктивное творческое занятие, это приводит к раскрытию его индивидуальных способностей и навыков, к раскрытию его потенциала.
Развитие творческого начала в детях обусловлено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, где обозначено, что одним из личностных результатов должно стать стремление к самовыражению в различных видах художественной деятельности, а также сформированы ценности познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании [5].
К проблеме развития творческого начала обучающихся обращались исследователи Т.Н. Прохорова, М.А. Бондарь, О.Г. Манеева. Они считали, что творческая активность школьников представляет собой качество личности, которое присуще не только личности в целом, но и деятельности, которую она осуществляет. Готовность к творчеству выражается в единстве потребностей, мотивов, интересов и действий. Исследователи B.C. Безрукова, В.Г. Иванова, А.И. Карманчиков творческую активность личности характеризовали как высший уровень активности человека, ее развитие связывали с включением обучающихся в поисковую деятельность, которая подразумевает совместную работу с педагогом, а также рефлексию. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что единого и общепринятого определения понятия «творческая активность» на данный момент не существует.
Безусловно, наибольшим потенциалом развития творческой активности является урок изобразительного искусства. Но, программы по предмету, а именно методы и формы урока остаются традиционными, направленными на отработку навыков рисования, а также овладения знаниями в области искусства. Эти тезисы находят подтверждение и в исследовании М.В. Кудейко. Она пишет, что формирование творческой активности ребенка на начальном этапе не стоит приоритетной задачей и в учебных программах не уделяется достаточного внимания на ее целенаправленное развитие на учебных и внеклассных занятиях [3]. Таким образом, учителю нужно самостоятельно искать способы заинтересовать, замотивировать детей, включить их в продуктивную, творческую работу.
Изложение основного материала исследования. На современном этапе развития общества к личности предъявляются такие требования, как способность к самосовершенствованию и непрерывному саморазвитию. Поэтому потребность в
активной личности постоянно возрастает. Перед образованием стоит задача всестороннего развития личности, в основе которой лежит именно творческая активность.
Педагог Г.И. Щукина утверждает, что активность - это особенность личности, которая проявляется в оживленной и продуктивной деятельности, позволяет преобразовать окружающую действительность на основе своих потребностей, взглядов и целей. Также она писала о том, что активность постоянно сопровождает ребенка в процессе его развития и проявляется в творческой деятельности, поэтому можно выделить три уровня активности:
- репродуктивно-подражательная, то есть осуществление творческой деятельности совместно с другим человеком;
- поисково-исполнительская, то есть перед учащимся ставится задача и он ее выполняет;
- творческая активность, самый сложный уровень, поскольку ребенок сам ставит задачу и сам находит решение [8].
По мнению В.И. Андреева, творческая активность это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречий, выраженные в решении творческих задач, для которой необходимы объективные условия (это социальные, материальные), а также субъективные (личностные условия, навыки, умения, знания). Результатом такой деятельности будет продукт, обладающий новизной, оригинальностью и социальной значимостью [1]. Ю.Н. Рюмина определяет творческую активность как деятельное состояние личности, характеризующееся стремлением в преобразовании чего-либо, созданию личностно значимого материального и духовного продукта. [7]. О.Г. Манеева определяла творческую активность личности как способность человека самостоятельно ставить задачи, использовать свои знания и умения в различных областях [4].
Т.Н. Прохорова выделяет следующие критерии творческой активности обучающегося:
- потребности, интерес к творческой деятельности;
- преобразующее отношение к изучаемым предметам, объектам и явлениям;
- готовность к преобразующей деятельности;
- непосредственно сама творческая деятельность [6, С. 145].
Таким образом, творческая активность проявляется непосредственно в творческой деятельности обучающегося, самостоятельном поиске решения творческих задач, проявление познавательных интересов, а также в создании творческого продукта.
На наш взгляд наибольшим развивающим потенциалом творческой активности школьника являются уроки изобразительного искусства, поскольку именно там в полной мере осуществляется творческая деятельность. Отсюда мы попытались уточнить понятие «творческая активность на уроках изобразительного искусства» - это стремление личности создавать творческий продукт, посредством самостоятельного и инициативного выполнения художественно-творческих задач на уроках изобразительного искусства.
Формирование творческой активности в младшем школьном возрасте наиболее эффективно, поскольку этот возраст характеризуется природной активностью и любознательностью детей. Дети очень энергичны, но без контроля со стороны взрослого, они будут тратить весь свой ресурс на подвижные игры, а их рисунки будут носить бессознательный характер. Поэтому важной задачей педагога является направить эту активность в созидательное русло.
Одним из важнейших изменений становится изменение ведущей деятельности ученика - с игровой на учебную. При этом сохраняется наивное и игровое отношение к некоторым вещам. Это проявляется в том, что дети не задумываются о сложностях и трудностях обучения, характерно внешнее и формальное усвоение знаний, также при том, что младшим школьникам свойственная рассудительность и способность к умозаключениям. Новообразование личности младшего школьника - это оформление социальных мотивов: долг, ответственность. Основной мотив проявляется в желании получать хорошие оценки, получить похвалу от учителя и тем самым избежать наказания. Поэтому так или иначе дети начинают постоянно оценивать себя.
По точке зрения Кравцовой Е.Е., любопытство детей всегда направлено на изучение окружающей среды и формирование своего представления о мире. Будучи в игре, ребенок не только экспериментирует, но и пытается выявить причинно-следственные связи и зависимости. В этом процессе ему необходимо оперировать своими знаниями, а когда возникают проблемы, он начинает искать решение, пытаясь работать с материалом на практике и через воображение [2].
М.В. Кудейко в своих исследованиях попытался дать портрет творчески активного младшего школьника, для которого характерны инициативность, мотивированность, самостоятельность, настойчивость, оригинальность, любознательность, уверенность,динамичность [3].
Таким образом, при выборе подходящих способов формирования творческой активности младших школьников следует опираться на такие возрастные особенности, как природная любознательность, потребность в значимой и одобряемой деятельности, самостоятельность и ответственность.
Можно выделить такие приемы стимулирования творческой активности ребенка:
- обеспечение комфортных условий, а также создание и поддержание творческой и комфортной атмосферы в классе;
- доброжелательность и справедливость учителя, поощрение детских идей;
- предоставление детям самостоятельности в творческом процессе;
-демонстрация собственного примера творческого подхода в решении учебных задач [4].
Для обеспечения всех этих условий, на наш взгляд, целесообразнее использовать следующие способы развития творческой активности младших школьников, выраженные в формах организации работы на уроке изобразительного искусства.
1. Групповая работа имеет несколько вариантов (совместно-индивидуальная, где каждый член команды выполняет определенное действие для общего результата; совместно-последовательная, каждый выполняет последовательно друг за другом действие для достижения одного результата; совместно-взаимодействующая.
2. Мастер-класс. Такая форма подразумевает организацию урока таким образом, что учитель показывает какие-то последовательные действия, а дети пошагово повторяют эти же действия за ним. Результатом становится освоение какой-то художественной техники, приема, или работа необычными материалами.
3. Коллективное творческое дело. Пример применения: организация выставки итоговых работ в конце четверти. В соответствии с организацией коллективно-творческого дела мы расписали этапы выполнения данной задачи. Необходимо отметить, что данный способ больше подойдет на учеников постарше, например, 4 класс, где дети уже при помощи учителя смогут самостоятельно решить поставленные задачи.
Первый этап: предварительная работа. Дети делятся на две группы. Также делят все творческие работы между собой и самостоятельно пытаются отобрать работы на выставку. Учитель только курирует их, помогает при возникновении трудностей. Здесь детям нужно будет решить, кто будет лидировать в команде, прислушиваться друг к другу, принимать решения.
Второй этап: коллективное планирование. Педагог спрашивает детей, что им будет нужно продумать для выполнения поставленной задачи проведения выставки. Подразумевается, что дети обозначат необходимость определения места,
создания афиши пригласительных билетов и т.д. То есть при наводящих вопросах учителя дети самостоятельно обозначают этапы работы.
Третий этап: подготовка к КТД. Дети рисуют афишу, билеты для родителей, предварительно самостоятельно решив, кто будет рисовать.
Четвертый этап: проведение КТД. Открытие выставки. Можно детям предложить подготовить последовательность открытия, помочь составить приветственное слово. Инициативная группа детей самостоятельно обращается к гостям, презентует работы.
Пятый этап: коллективное обсуждение проведенного КТД. Подведение итогов. Что получилось? Что не получилось? Что понравилось? Что не понравилось? Что было трудно?
Шестой этап: последействие проделанной работы. Планирование новых коллективных творческих дел.
В такой форме подразумевается проявление инициативы и самостоятельности детей, решение задач по оформлению, рисованию афиш предполагается активную творческую деятельность.
4. Организация экскурсий (виртуальных или реальных). Например, посещение местного музея изобразительного искусства. Если нет возможности посещения музея, можно организовать просмотр виртуальной экскурсии. По итогам, учителю важно организовать рефлексию, чтобы каждый желающий смог поделиться своими впечатлениями. Способность выражать свои эмоции, позицию, приводить аргументы также является показателем творчески активной личности.
Различные виды и формы уроков, беседы об изобразительном искусстве имеют эффективное значение при развитии творческой активности. Любая разнообразная деятельность на уроках будет способствовать у детей формированию инициативы в организации мини-проектов, а также позволит не бояться проявлять свои способности, ставить перед собой все более сложные творческие задачи.
Выводы. Для формирования творческой активности ребенка на уроках изобразительного искусства есть широкие возможности. Важно создавать творческую атмосферу, поощрять творческие идеи детей, а также использовать различные способы организации уроков. Это помогает разнообразить уроки и в большей степени включить ребят в работу, заинтересовать их.
Аннотация. В данной статье авторы пытаются изучить проблему формирования творческой активности младших школьников на уроках изобразительного искусства. Важным аспектом этого процесса является приобщение детей к продуктивной деятельности. С теоретической точки зрения было уточнено понятие «творческая активность на уроках изобразительного искусства». Также были рассмотрены особенности формирования творческой активности в младшем школьном возрасте. С учетом этих особенностей были предложены способы формирования творческой активности и инициативности на уроках изобразительного искусства.
Ключевые слова: творческая активность, урок изобразительного искусства, младший школьный возраст, групповая работа, мастер-класс, коллективно творческое дело, экскурсия.
Annotation. In this article, the authors try to study the problem of the formation of creative activity of younger schoolchildren in the lessons of fine arts. An important aspect of this process is the introduction of children to productive activities. From a theoretical point of view, the concept of "creative activity in the lessons of fine arts" was clarified. The features of the formation of creative activity in primary school age were also considered. Taking into account these features, ways of forming creative activity and initiative in the lessons of fine art were proposed.
Keywords: creative activity, art lesson,junior school age, group work, master class, collective creative work, excursion.
Литература:
1. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
2. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - Москва: Академия,1996. - 320 с.
3. Кудейко, М.В. Развитие творческой активности младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности: автореферат дис. ... канд-та пед. наук: 13.00.02 / Кудейко Михаил Викентьевич. - Минск, 2015. - 27 с.
4. Манеева, О.Г. О развитии творческой активности учащихся на уроках / О.Г. Манеева // Одаренный ребенок. -1994,-№4,-С. 12-15
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 400807193/ (дата обращения: 15.05.2023)
6. Прохорова, Т.Н Проблема творчества и творческой активности в современной педагогике и психологии / Т.Н. Прохорова // Гуманитарные исследования. -2015. - № 2. - С. 143-147
7. Рюмина, Ю.Н. Педагогическая технология формирования творческой активности в процессе интеграции различных видов деятельности детей дошкольного возраста: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Рюмина Юлия Николаевна. - Екатеринбург, 2003. - 253 с.
8. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - Москва: Просвещение, 1979. - 160 с.
УДК 372.8
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА
студентка ПершиковаМария Олеговна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);
ассистент кафедры искусства Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
Постановка проблемы. Одна из главных проблем современного мира является экологическое состояние нашей планеты. И в большинстве случаев это связанно с тем, что какая-то часть население Земли «безграмотна» с экологической точки зрения. Это обусловлено тем, что проблемы экологии мало освещаются на просторах Интернета, средств массовой информации.
Образовательные учреждения, как один из основных институтов воспитания детей сосредоточены на решении задач обучения, получения знаний. И только в последние годы, школы вновь признают значимость не только процесса обучения,