2. Барылкина, Л.П. Проблемы введения и реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога / Л.П. Барылкина, Г.С. Остапенко // Перспективы науки и образования. - № 1 (13). - 2015. - С. 81-86
3. Джумаева, Н.Э. Педагогические термины и понятия. / Н.Э. Джумаева, А.Р.Сохибов. - КАРШИ, 2014. - 70 с.
4. Зеер, Э.Ф. Компетентностный подход как методологическая позиция обновления профессионального образования / Э.Ф. Зеер // Вестник учебно-методического объединения по профессиональному образованию. - 2005. - № 1 (37). - С. 5-12.
6. Огоновская, И.С. Пространство педагогической креативности и факторы ее ограничения / И.С. Огоновская // Образование и наука. -№ 1. -2013. - С. 3-18
7. Рогов, Е.И. Личность учителя: теория и практика / E.H. Рогов. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.
8. Рябов, В.В. Критерии оценки педагогической деятельности на языке компетенций и компетентностей: предложения по созданию профессионального и образовательного стандартов педагога / В.В. Рябов, Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин. - М.: НИЦ «Инженер», 2007.
9. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
10. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1989. - 528 с.
11. Философия: энциклопедический словарь / под ред. A.A. Ивина. -М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.
12. Фролов, Ю.В. Профессиональный стандарт педагога с точки зрения компетентностного подхода / Ю.В. Фролов // Справочник заместителя директора школы. - 2009. - № 6 (июнь).
13. Швецова, H.A. Профессиональная компетентность учителя в образовательном процессе / H.A. Швецова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012.-№ 3. - С. 77-79.
14. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, г. Москва. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedag0g-d0k.html
УДК 372.8
БУМАЖНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
студентка Ветошкина Полина Олеговна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);
ассистент кафедры искусств Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)
Постановка проблемы. В современном мире проблема развития детского творчества становится все более актуальной. Это связано с тем фактом, что образовательные стандарты ставят задачу формирования личности активной, мобильной, способной решать задачи нестандартно, мыслить творчески. Детство - это наиболее благоприятный период для всестороннего развития личности. Творчество в это время может стать универсальным и обычным способом существования индивидуума. Множественные научные исследования разных времен говорят о бескрайних возможностях детей, поэтому одной из приоритетных задач педагога является создание комфортных условий для стимулирования и направления формирования творческого мышления у детей. Так, развивая творческое мышление в процессе занятий бумажным искусством, младшие школьники активно вовлекаются в деятельность, приобретают знания, навыки и умения, развивают познавательную активность. Младший школьник усваивает опыт, который впоследствии станет фундаментом для их применения в профессиональной сфере, в жизни.
Работа с бумагой на уроках по изобразительному искусству решает несколько задач развития личности обучающегося. В психической сфере это развитие аналитического, пространственного, творческого мышления, памяти, восприятия, осязания. С практической стороны ребенок получает знания о пространственных значениях предметов, навыки воспроизведения предметов в объеме и на плоскости. С точки зрения физиологии развитие мелкой моторики пальцев. Ну и личностные приобретения - это развитие трудолюбия, аккуратности, сотрудничества и многое другое.
Проблемами изучения творческого мышления детей занимались такие ученые как Д.Б. Богоявленская, Л.С Выготский, P.C. Немов, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская [1], [4], [8], [9], [11]. В ходе анализа психолого-педагогической литературы, а также методических разработок учителей по изобразительному искусству было выявлено, что темы по бумажному искусству практически не находят своего отражения в научных трудах и педагогических разработках. Поэтому целью исследования было изучение процесса развития творческого мышления младших школьников посредством изучения бумажного искусства. На наш взгляд педагогам необходимо внедрять различные техники и художественные материалы на уроки для развития любознательности, активности детей. Как отмечает Д.Б. Богоявленская, в условиях переменчивой российской действительности, необходимо не только много знать, но и быть способным решать самостоятельно непростые задачи в жизни. Поэтому приоритетным в образовании является не только развитие интеллекта, но и развитие творческого мышления [1].
Изложение основного материала исследования. Мышление - это психическая характеристика личности, которое представляет собой процесс познания мира, через постижение новых знаний, их накопления, а также способности выводить новые умозаключения. Анализ литературы показал, что в психологии принято выделять следующие виды мышления:
- наглядно-действенное мышление (является первичным для осмысления действительности, например, ребёнок сравнивает предметы, прикладывая их друг к другу; анализирует, строя из предметов различные конструкции; классифицирует их, раскладывая по цвету, форме и размеру и т.д.);
- наглядно-образное мышление является более высоким (мыслительные процессы уже опережают действия, например, чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, ребенку уже нет необходимости осязать его);
- словесно-логическое мышление полностью состоит из абстрактных мыслительных процессов (при таком мышлении предметы могут вообще не иметь наглядного образа) [8].
Также мышление в зависимости от степени и характера новизны информации делят на репродуктивное (воспроизведение раннее полученной информации), продуктивное приводит к появлению новой информации доя человека, но известной для общества, творческое мышление направлено на создание абсолютно нового знания.
Таким образом, к младшему школьному возрасту развитие мышления доходит до высокого уровня развития. Мыслительная деятельность выходит за рамки простого познания окружающего мира, поскольку у них наблюдается потребность в установлении связей, зависимостей между явлениями и процессами.
Основоположником изучения творческого мышления называют психолога Дж. Гилфорда, который выделил критерии творческого мышления:
- оригинальность (что-то новое, возникающее в результате творческой деятельности);
- гибкость (способность воспринимать и наблюдать за предметами под разными точками зрения) [5].
Некоторые исследователи также называют особенностями творческого мышления: широта и глубина ума, устойчивость, рефлексия, критичность.
Отсюда можно сделать вывод о том, что творческое мышление - это такое мышление, которое направлено на создание нового продукта в процессе активной мыслительной, познавательной и творческой деятельности.
Из определения видно, что развитие творческого мышления тесно связано с творческой деятельностью. Работа с бумагой, осуществляемая с детьми младшего школьного возраста, является одной из самых распространенных. В связи с этим, она может быть весьма различной. Подобный вид деятельности развивает фантазию, учит додумывать детали, проявлять собственную креативность, создавать, проявлять свои идеи в жизнь, развивает познавательную активность и техническое мышление. Еще одним преимущество подобного вида деятельности является постепенное развитие согласованности действий младших школьников. Сгибание и разгибание бумаги в определенной последовательности является одним из наиболее простых и доступных способов осуществления творческой деятельности младших школьников. В любом случае, работа с бумагой, то есть сам творческий процесс дает возможность почувствовать ребенку радость от полученных результатов, позволяет эмоционально расслабиться и проявить свою творческую инициативу.
Как писал П.П. Блонский: «детский вымысел скучен, и ребенок некритически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии, движущей силой творческого мышления является творческая практика, накопленный опыт [3].
Существует большое количество разнообразных видов и техник бумажного творчества, но мы рассмотрим несколько самых известных и доступных для детей младшего школьного возраста.
Аппликация. Такой вид творчества подразумевает наклеивание вырезанных деталей, фигур и форм на основание бумажного листа, картона или ватмана. Она может быть плоскостной или объемной, а также существует две разновидности: сюжетная и декоративная. Работая в технике аппликаций, учащимся можно предлагать, как готовые шаблоны из цветной бумаги, так и предложить создать композицию, выбрав самостоятельно цвет, узоры, отдельные элементы и другое. При работе с аппликацией у обучающихся вырабатываются навыки графического и пластического изображения предметов, создания силуэтной формы. Нельзя не отметить и овладение технических навыков, композиционных умений, познание свойств предметов. Дети активно задействуют воображение и мышления с целью создания уникальной работы.
Оригами. Это самобытный вид японского искусства складывания из бумаги фигурок. Здесь обучающимся предлагается сконструировать из бумаги объемные модели животных, предметов быта, отображая их характерные черты в обобщенном виде. При работе в технике оригами развивается логическое мышление, познавательная активность, поскольку ребенку необходимо внимательно слушать инструкции учителя, последовательно выполнять действия, а в ходе выполнения работы контролировать точечные движения рук.
Бумажная филигрань - квиллинг. Тоже является наиболее простым и понятным для обучающихся младшей школы. Суть данной техники заключается в закручивании бумажных полосок различной ширины, с помощью вспомогательных инструментов, например, зубочистка или карандаш. При помощи полученных заготовок ребенок самостоятельно или на заданную тему создает композицию. Тут в полной мере происходит реализация творческой задумки и творческих способностей детей.
Бумагопластика. Данная техника близка с аппликацией, но основным продуктом творчества является объемная модель, где можно наблюдать образ, композицию. Бумагопластика рассчитана на занятия обучающего характера. Здесь важен сам процесс, а не конкретный результат, поскольку дети приобретают навыки учебно-исследовательской работы, опыт работы в сотрудничестве. Осваивая основные приемы - сгибание, вырезание, складывание, смятие, плетение - позволяют изучить свойства бумаги, развить конструкторские способности, ощутить радость творчества, проявить свою индивидуальность и самостоятельность.
Названные техники не единственные в бумажном искусстве. Фантазия детей безгранична, поэтому освоив технику одного вида можно их совмещать, делать интересные творческие продукты, выявлять нестандартные решения работы с бумагой, изучить ее свойства ср различных сторон. Вот где большое поле для реализации творческого мышления обучающихся.
Нужно отметить, что любой педагогический процесс должен реализовываться в определенных организационных условиях, где дети смогут наиболее полно себя реализовать:
- поэтапность в изучении новой темы;
- обеспечение благоприятной развивающей среды;
- активное включение в творческую деятельность каждого обучающегося;
- поощрение детской любознательности, активности, самостоятельности.
Так, учитывая специфику этапов изучения бумажного искусства и организационно-педагогические условия, мы попытались подобрать наиболее эффективные методы развития творческого мышления.
При реализации поэтапности изучения новой темы, необходимо дать обучающимся в целом понимание бумажного вида искусства, их видов. Здесь найдут отражение словесные методы - это беседы, обсуждения, рассказы. Далее с помощью наглядных методов можно проиллюстрировать картинки с наиболее интересными примерами работы в разных видах техник, показать видео с поэтапным выполнением творческой работы.
Обеспечение благоприятной развивающей среды достигается за счет использования педагогам эвристических методов, которые используется для развития исследовательской самостоятельности обучающихся. Это могут быть задания на выбор материалов для создания бумажной композиции, например, если использовать простую белую бумагу или газетную, то результат может получится разным. На данном этапе ребенок ищет эффективные способы решения творческой задачи.
Включение в творческую деятельность реализуется за счет применения педагогом практических методов, таких как выполнение упражнений, экспериментирование, дидактические игры, создание собственной творческой работы. Например, чтобы создать по бумагопластике некую композицию, нужно выполнить несколько упражнений по усвоению базовых приемов: «ребро жесткости», сгибание бумаги, скручивание, вырезание, смятие и другие. В данном случае дети под руководством педагога изучают разные конструктивные приемы, а далее дети должны решить задачу каким приемом можно изобразить, например, листки цветка, елку, рыбку, солнце, облака и т.д. На основе этого обучающимся предлагается создать итоговую работу.
Поощрение детской любознательности, активности, самостоятельности - все это относится к созданию комфортной психологической атмосферы на уроке. Так, одним из методов, может выступить создание «ситуации успеха». Доброе слово, похвала, проявление внимания позволяет ребенку ощущать свою значимость, дает силы и энергию справляться с трудностями и ставить для себя новые, более сложные творческие задачи.
Выводы. Таким образом, изученный нами материал позволяет сделать несколько выводов:
- творческое мышление берет свое начало из имеющегося опыта человека и реализуется в активной деятельности обучающегося;
- бумажное искусство обладает большим развивающим потенциалом поскольку обеспечивает развитие ребенка со стороны физиологии, психики, освоения практических навыков, а также приобретения личностных качеств;
- процесс развития творческого мышления будет более эффективным, если создаются определенные организационно-педагогические условия.
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема развития творческого мышления младших школьников с помощью изучения бумажных видов искусства. Уроки изобразительного искусства в младшей школе направлены на усвоение знаний в области изобразительного искусства, навыков владения различными художественными материалами в разных жанрах. Также уроки изобразительного искусства должны способствовать развитию воображения, логического и творческого мышления, памяти обучающегося. Одним из средств развития творческого мышления детей является бумажное искусство. Разные техники использования бумаги решают задачи укрепления психического здоровья детей, формирования общей культуры личности. В статье изучается понятие «мышление», рассмотрены виды мышления, а также изучены возрастные особенности творческого мышления младших школьников. С учетом возраста, а также развивающего потенциала определенных техник, в качестве примеров бумажного искусства представлены аппликация, оригами, квиллинг и бумагопластика.
Ключевые слова: мышление, творческое мышление, младший школьный возраст, аппликация, оригами, квиллинг, бумагопластика.
Annotation. This article deals with the problem of developing the creative thinking of younger students through the study of paper arts. Visual arts lessons in elementary school are aimed at mastering knowledge in the field of fine arts, skills in mastering various art materials in different genres. Also, the lessons of fine arts should contribute to the development of imagination, logical and creative thinking, and the memory of the student. One of the means of developing children's creative thinking is paper art. Different techniques for using paper solve the problems of strengthening the mental health of children, the formation of a common culture of the individual. The article studies the concept of "thinking", considers the types of thinking, and also studied the age-related features of the creative thinking of younger students. Taking into account the age, as well as the developing potential of certain techniques, applique, origami, quilling and paper-plastic are presented as examples of paper art.
Keywords: thinking, creative thinking, primary school age, application, origami, quilling, paper plastics.
Литература:
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Д.Б. Богоявленская. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва: ACT; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
3. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. - Москва: Ленанд, 2018. - 208 с.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997.-96 с.
5. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - Санкт-Петербург: Издательство «Питер»,
1999.-368 с.
6. Крамаренко, Н.Н. Аппликация как средство развития творческих способностей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Крамаренко // Интерактивная наука. -2018. - №6 (28). - С. 21-23.
7. Кихтенко, С.Н. Техника модульного оригами как средство развития творческих способностей школьников / С.Н. Кихтенко, А.Д. Сухорукова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2019. - №1. - С. 70-72.
8. Немов, Р.С. Общая психология. В 3 т. Том II. В 4 кн. Книга 3. Воображение и мышление: учебник и практикум для СПО / Р.С. Немов. - 6-е изд., пер. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 224 с.
9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Издательство «Питер»,
2000.-712 с.
10. Тутова, Л.А. Бумагопластика как средство развития творческого воображения / Л.А. Тутова // European research. -2015. -№1 (2). - С. 68-69.
11. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников / И.С. Якиманская. - Москва: Академия, 1980.-240 с.
УДК 371
СУЩНОСТЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ СОВРЕМЕННУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ
кандидат педагогических наук, доцент Вовк Екатерина Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного
учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)
Постановка проблемы. Одним из актуальных направлений современной системы отечественного образования является внедрение в образовательное пространство нового Федерального государственного стандарта образования (ФГОС). Данное направление отражено в национальной образовательной инициативе, именуемой «Наша новая школа». Последний из указанных документов был утвержден Президентом РФ.
Уровневые стандарты образования внедряются в систему образования в качестве одного из основных средств реализации гарантий конституционных прав гражданина РФ на образование.
Изложение основного материала исследования. Современное понимание понятия «образовательный стандарт» представляет собой систему требований. Говоря о ФГОС, государственные требования к обеспечению конституционных